Назови одним словом. Лексическая тема Одежда. Обувь. Головные уборы. Одежда. Лексическая тема "обувь" Материал по теме одежда обувь головные уборы

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор».


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы : Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей об одежде, обуви и головных уборах в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Одежда».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной одежды, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет одежду, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра: лото «Обувь и головные уборы».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии обуви и головных уборах, умение различать и находить нужную обувь и головной убор.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной обуви и головных уборах, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры : Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет головной убор или обувь, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра «Одень Таню и Ваню по сезону».
Цель : Формирование представлений детей об одежде, головных уборах и обуви, их связи с сезоном и погодой.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов 30 штук и четыре игровых поля с изображением Вани, Тани и времени года.






Ход игры: Разложить карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов в соответствии с временем года и гендерным признаком (для девочки Тани справа от игрового поля, а для мальчика Вани слева).
Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»
Цель: Развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы. (Соломенная шляпа).
Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя. Она высокая, сделана из резины. (Резиновые сапоги).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Платье зелёного цвета – это одежда.
Сапоги желтого цвета, резиновые – это обувь.
Шапка-ушанка серого цвета – это головной убор.
Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать одежду, обувь и головные уборы по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 видов одежды, обуви и головных уборов, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например: На карточке изображены сандалии, плащ, кроссовки, сланцы и ботинки. Лишний плащ потому, что это одежда, а остальное – обувь.


ТЕМА: «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

    Д/и «Много-один»

Цель: образование существительных в ед. числе

Сапоги - сапог, носки – носок, варежки – варежка, ботинки – ботинок, перчатки – перчатка, тапочки – тапочек, кроссовки – кроссовок и т.д.

    Д/и «Скажи наоборот»

Цель: образование антонимов

длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие носки,

зимняя одежда -…летняя одежда , чистые ботинки -…грязные ботинки,
широкая юбка – …
узкая юбка, длинное пальто – … короткое пальто,
белый пиджак – …
черный пиджак. и т . д.

Пришивать – отрезать, Яркий – бледный, Снимать – надевать,

Толстый – тонкий, Вешать – снимать, Сухая – сырая,

Расстёгивать – застёгивать, Лёгкий – тяжёлый, Завязывать-развязывать, Дорогая – дешёвая, Чистить – пачкать, Длинный-короткий, Шнуровать – развязывать, Твёрдый – мягкий, Найти – потерять,

Покупать – продавать, Старый – новый, Намочить – высушить,

Высокие-низкие, Много-мало, Детский-взрослый.

    Д/и «Назови ласково»

Цель : упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

Ход игры: педагог называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице. У мамы блузка, а у Тани …
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки. У мамы перчатки, а у Тани…
- У мамы брюки, а у Тани … брючки. У мамы кофта, а у Тани …
- У мамы куртка, а у Тани … курточка. У мамы шарф, а у Тани…

    Д/и «Всё наоборот»

Цель: образование глаголов муж . и жен. рода и согласование их с существительным

Катя разделась, а Дима…оделся,

Катя застегнула пуговицы, а Дима…расстегнул пуговицы,

Катя обулась, а Дима…

Катя надела свитер, а Дима…

Катя развязала шарф, а Дима… и т. д.

    Д/и «Что из чего?»

Цель : упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: педагог сообщает:
- У мамы и у Оли много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка
(какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти
(какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи
(какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины
(какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа
(какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета
(какие?) – вельветовые.

Блузка из хлопка (какая?) – хлопковая.

Шуба из меха (какая?) – меховая.

    Д/и «Подбери слова»

Цель: образование сущ. Винит. падежа

Что вяжут?.. шапку, варежки…

Что шьют?.. платье, пальто…

Что надевают?.. куртку, юбку…

Что обувают ?. сапоги, валенки…

Что завязывают?.. шнурки, шарф… и т. д.

    Д/и «Жадина» ( «Мой, моя, моё»)

Цель: согласование сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое.

Ход игры: педагог раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».

Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя
(что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои
(что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё
(что?) – платье, пальто

(можно усложнить : моя юбочка, мои юбочки)

    Д/и «Сравнилки»

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать предметы

Детям предлагается сравнить перчатки и варежки, зимнюю одежду и летнюю одежду , …

    Д/и «Для чего это нужно?»

Цель: развитие связной речи

Для чего нужен? (карман, пуговицы, шнурки, рукава, воротник … и т. д.).

    Д/и «Добавь словечко»

Цель: образование сущ. Творит. падежа

Пуговицу пришиваем чем? (иглой).

Одежду гладим чем? (утюгом).

Ткань разрезаем чем? (ножницами)

Блузку стираем чем? (мылом).

Обувь чистим чем? (щеткой)

Варежки вяжем чем? (спицами) и т. д.

    Д/и «Исправь предложение»

Цель: развитие слухоречевого внимания и восприятия

Одежда была грязная потому , что ее постирали.

Платье было мятое, потому что его погладили.

Мама гладил юбку.

Папа завязала шнурки. и т. д.

    Д/и «Чего нет?»

Цель: образование сущ-х в ед.. числе Род. падежа

Платье - нет чего? …нет платья, сапог – нет чего? … нет сапога,

Шапки - нет чего? …нет шапки, кепка – нет чего? … нет кепки,

Блузка – нет чего? … нет блузки, ботинок – нет чего? … нет ботинка и т.п.

    Д/и «Подберите слова»

Цель: формирование умения подбирать прилагательные к существительному (синонимы)

Шуба какая?-…теплая, пушистая, мягкая, новая, длинная, красивая, зимняя…;

Туфли какие? - … черные, удобные, новые, красивые, кожаные…

Платье какое? … красивое, длинное, вечернее, нарядное, шелковое

Блуза – какая?- …шёлковая, разноцветная, лёгкая …

Куртка – какая?-…осенняя, удобная, лёгкая …

Свитер – какой?-...тёплый, вязаный, шерстяной …

Кеды – какие?-…спортивные, модные, мягкие …

    Д/и «Разложи по полочкам»

Цель : упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Педагог показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в шкафу имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней полочке. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.
Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я кладу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту я кладу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- туфли я кладу на нижнюю полку, потому что это – обувь.

    Д/и «Что лишнее?»

Цель: формирование умения находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры. Педагог показывает ребёнку картинки (или словесно), просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Юбка, брюки, сапоги , кофта. Что лишнее? Сапоги - потому что, это обувь.

Одежду стирают, купают, гладят, сушат. Выделите лишнее слово.

    Д/и «Закончи предложение»

Цель : употребление в речи глаголов

Покупая в магазине обувь , покупатель (что делает?) …покупает.

Ухаживая за обувью , человек (что делает?) … ухаживает.

Надевая платье, девочка (что делает?)… одевает.

Обувая сандалии, мальчик (что делает?) … обувает и т. д.

    Упражнение «Подбери словечко и повтори»

Цель: употребление в речи сущ-х в В.п. и Р.п мн.числа

У Вани рубашка, у мальчиков..., а в магазине много...

У Маши кофта, у девочек..., а в магазине много...

У мамы платье, у женщин..., а в магазине много...

У папы шляпа, у мужчин..., а в магазине много …

    Д/и «Во что одет Ваня? Таня?»

Цель: формирование умения составлять описание одежды, развитие связной речи.

    Д/и «Расскажи-ка» или «Писатель»

Цель: составление описательного рассказа о предметах одежды по наглядному плану (мнемотаблице).

Название?

Цвет?

Из каких частей состоит?

Из какого материала сшита?

Для кого предназначена?

    Д/и «Сосчитайка»

Цель: согласование сущ. с числительными

Одна варежка, две варежки, три варежки, четыре варежки, пять варежек…

(можно усложнить - одна синяя варежка, две синих варежки)

(шляпа, платье, сапог)

    Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

Цель: развитие связной речи

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...».

Что будет, если летом носить меховую шапку?

Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?

Что будет, если в дождь обуться в тапочки?

Что будет, если в жару не надеть панамы?

Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?

Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?

    Д/и «Два – две»»

Цель : формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными.

Ход игры:

Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два носка, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

    Д/и «Прохлопай названия одежды, обуви», «Исправь ошибку»

Цель: развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия. Воспитатель произносит слова с неправильным ударением, а дети исправляют: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.

    Д/и «Чей? Чья? Чьё?»

Цель: формирование умения употреблять в речи притяжательные прилагательные

Чей шарф? Это – Викин шарф. Чья рубашка? Это – Мишина рубашка. Чье платье?

Это Юлино платье и т.д.

    Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»

Цель : развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.
Дидактический материал: карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы. (Соломенная шляпа). Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя. Она высокая, сделана из резины. (Резиновые сапоги) и т.п.

    Д/и «Кто больше назовет»

Цель: закрепление названий одежды, обуви, головных уборов.

Правила игры: дети делятся на три команды, 1- называет одежду, 2- обувь, 3- головные уборы. Отвечают по очереди, побеждает та команда, которая больше назовет.

    Д/и «Какая бывает одежда?»

Цель:

Одежда для спорта какая? (спортивная).

Одежда для лета? (летняя).

Одежда для зимы? (зимняя).

Одежда для праздника? (праздничная).

Одежда для дома? (домашняя).

Одежда для весны? (весенняя).

Одежда для детей? (детская).

Одежда для женщин? (женская).

Одежда для мужчин? (мужская).

Одежда для осени? (осенняя).

Одежда для работы? (рабочая).

Пальчиковые игры

1).Раз, два, три, четыре, пять - Соединять пальцы обеих рук,

начиная с больших.

Будем вещи мы стирать. Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать ладони.

Платье, брюки и носочки, Загибать пальцы сначала на правой, а затем, на левой руке, начиная с большого.

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Потереть кулачки друг о друга.

2).Посчитаем мы сейчас, Стукнуть кулачками друг о друга, хлопнуть в ладоши.

Сколько обуви у нас. Круговые движения кулачками.

Туфли, тапочки, сапожки, Соединить большой палец правой руки по

очереди с указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Для Наташки и Сережки.

Да еще ботинки, Затем то же проделать с левой рукой.

Для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки. Хлопнуть в ладоши.

3).Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной

Рукой другую руку,

Я в нее не попадаю. как будто надевают перчатку.

Сосчитайте - ка, ребятки, Ритмично сжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки. Загибают пальчики на обеих руках,

Раз, два, три, четыре, пять».

Координация речи с движением.

«Помощники»

Дружно помогаем маме, (Встают, наклоняются, руками двигают вправо, влево) Мы бельё полощем сами. (Раз, два, три, четыре).

Потянулись, (Тянутся, вытирают правой рукой пот со лба). Наклонились. (Снова полощут).

Хорошо мы потрудились. (Вытирают рук о руку).

Физминутка

Ох, испачкалась одежда, Дети разводят руки в стороны,

Мы ее не берегли, пожимают плечами.

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли. Дети сжимают и разжимают пальцы рук.

Надо нам ее спасти, Дети «грозят» пальцем.

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем, Имитация движений: «Наливаем воду».

Порошочек насыпаем. Пальцы сложены щепотью, дети

имитируют движения насыпания порошка.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем, На каждое действие выполняют

Постираем, прополощем, имитирующие движения.

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко, На каждое действие выполняют

Все развесим на веревках. имитирующие движения

А пока одежда сушится,

Мы тобой вдвоём покружимся. Дети кружатся парами.

СТИХОТВОРЕНИЯ

Головные уборы

Если солнце ярко светит,

Без панамы не гуляй.

Если снег закружит, ветер,

Тогда шапку надевай.

Девочкам идут платочки,

В шляпках модницы всегда,

А у мальчиков - пилотки

И бейсболки неспроста.

Головной убор к одежде

Подбирают не спеша,

Чтоб не просто грел, но прежде.

Был к лицу и украшал.

В любое время года

С очень давних пор

Защищает голову

Головной убор.

Обувь

Часто ходим в сапогах,

Если снежно и бело

И дождем все залило.

Летом носим мы сандалии,

Чтобы ноги не устали.

Туфли в праздник примеряем,

В них на утренник шагаем.

А в кроссовках ловко скачем.

И гоняем круглый мячик.

Жить без обуви не можем,

В непогоду нам поможет

Быть здоровыми она,

Обувь всякая важна.

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : обувь, ботинки, туфли, сапоги, тапки, валенки, сандалии, каблук, подошва, шнурок, язычок, носок, пятка, задник, застёжка, ремешок; прилагательных : удобная, новая, старая, кожаная, замшевая, войлочная и т.п.; глаголов : обувать, снимать, чистить, мыть.

Игры и упражнения

«Назови свою обувь»
зимнюю: сапоги, …;
летнюю: сандалии, …,
осеннюю ботинки, …

Игра с мячом «Один – много»
тУфля - туфли много туфлей
кроссовок - кроссовки много кроссовок
ботинок - ботинки много ботинок
сапог - сапоги много сапог

«Исправь ошибки Незнайки»
Моя сапоги, мой шапка, моё перчатки, мои шарф.

«Назови, какие эти предметы»
сапоги из кожи – кожаные сапоги
сланцы из резины -
валенки из войлока -
туфли из замши -

«Посчитаем парами»
одна пара сапог, две пары сапог … пять пар …
одна пара туфлей, две пары … пять пар…
одна пара перчаток, две пары … пять пар …

«Чего не стало» (игра с картинками, запоминаем все предметы обуви, затем одну картинку закрываем) – игра развивает зрительное внимание, память.

«Скажи наоборот»
взрослая обувь - (детская обувь) большие сапоги -
чистые туфли - новые кроссовки -
мокрые ботинки -

Выучите с ребёнком загадку:
Отгадай загадку, кто мы?
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь, у нас работа –
Топать, шлёпать по болотам. (Сапоги)

Назовите и покажите вместе с ребёнком части обуви:
Пятка, носок, стелька, подошва, язычок, застёжка, голенище, каблук, задник.

Пальчиковая гимнастика

Работа над темпом и ритмом речи

Подсчитаем в первый раз, Попеременные хлопки ладонями
Сколько обуви у нас. и удары кулачками по столу.
Туфли, тапочки, сапожки На каждое название обуви
Для Наташки и Сережки, загибают по одному пальчику,
Да ещё ботинки начиная с большого.
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

Новые кроссовки

Как у нашей кошки Загибают на обеих руках
На ногах сапожки. пальчики по одному,
Как у нашей свинки начиная с большого.
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
Вот так, "Шагают" по столу указательным
Вот так, и средним пальцами обеих рук
Новые кроссовки.

Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоем Средний и указательный пальчики
Неразлучные идем. "шагают" по столу.
Мы гуляем по лугам, Дети загибают по одному пальчику,
По зеленым берегам, начиная с большого.
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. Укладывают ладони на стол.

Координация речи и движения

Тапки

Это тапки для для Антошки, По два раза ритмично топнуть
каждой ногой
Чтобы в них не мерзли ножки. Четыре прыжка на месте
Топ-топ-топотушки, По два раза ритмично топнуть
каждой ногой
Что за тапки? Как игрушки! Левую ногу на носок, а затем на пятку.
То же правой ногой

Ботиночки

Вот ботинки для Маринки, По два раза ритмично топнуть
каждой ногой
Не ботинки, а картинки. Четыре прыжка на месте
Чтобы в них гулять ходить, Идут по кругу друг за другом
Бегать, прыгать и шалить. Бегут по кругу друг за другом,
два прыжка, два притопа.

Выучите с ребёнком стихотворения об обуви, закрепляя правильное произношение поставленных звуков.

«Вот какая обувь»

Обувь носим на ногах.
Ходим часто в сапогах,
Если снежно и бело,
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем
И на утренник шагаем.
В чешках ходим мы на танцы,
Чтобы делать реверансы.
А в кроссовках ловко скачем
И гоняем круглый мячик.
Обувь разная нужна.
Обувь всякая важна.

Ботинок (звуки с, з, ш)

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два - вправо,
Раз-два - влево!
- Он не хочет шнуроваться, -
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два - справа,
Раз-два - слева.
- Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!
О. Чернорицкая

Мэри (звуки ш, рь)

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет,
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги!
Английская песенка

* * * (звуки с, з, ш, ч)

На сафьяновых сапожках
Золоченые застежки,
И задорный каблучок
Отбивает - чок, чок, чок!
Ох, сапожки хороши,
Так и просят - попляши!
Е. Стеквашова

Поединок со шнурком (звуки з, ш)

Ко мне братишка привязывается,
Шнурок у него не завязывается.
Шнурок на ботинке завязываю,
Завязываю и показываю, показываю и рассказываю.
Рассказываю, как завязываю.
Завязываю и развязываю,
Развязываю и завязываю…
И я научился не сразу ведь
Завязывать и развязывать…
Ш. Галлиев

Сапоги с характером (звуки к, г, с, л)

В углу стояли сапоги
С большой-большой ноги.
Один на правый бок прилег,
Другой – на левый бок.
Спокойно спал один сапог,
Другой – уснуть не мог:
Урчал и шевелился,
Метался и крутился.
Устал, мяукнул тонко
И – выпустил котенка!
В. Азбукин

Странные сапоги (звуки с, л)

Ну и сапоги у Славы!
Один – левый. Другой – правый.
Но левый – на правой,
А правый – на левой.
Объясни скорее, Слава,
Что же это с ними стало?
Что стряслось?
- Сапоги поссорились,
вот и смотрят врозь.
А. Пысин

Считалка с башмачком (звуки с, з, ч)

Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.
М. Яснов

* * * (звуки с, ч, рь, р)

У маленькой Мариночки
Скрипучие ботиночки:
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Ботиночки скрипучие,
Самые лучшие.
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Соседи все встревожены.
Терпеть не расположены.
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Однако делать нечего,
И слушают до вечера:
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Пора уж спать Мариночке,
Сняла она ботиночки –
И прекратился скрип.
А. Бродский

Шнурки (звуки с, з, ш, р)

Не ботинки я шнурую,
А шнурки я дрессирую,
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не измывались,
А завязывались ловко,
Как велит им дрессировка,
А держали бы башмак
Крепко-накрепко.
Вот так!
М. Пластов

Леше 2 г 3,5мес.
Одежда
Начали с просмотра различных презентаций одежда.
Поговорили, что такое – одежда, зачем она нужна. Одежда - это те вещи, которые мы на себя надеваем. Одежда защищает нас от жары летом и от холода зимой. Одежда защищает нас от комаров и мошек, чтобы они не кусали. Еще, чтобы показать человека красивым. Красивая одежда дарит нам хорошее настроение.
Затем стали смотреть, какая одежда есть у Леши, потом у мамы, у папы, у Иры.
Сделала картинки детали одежды, обуви, шляпы (идея Жени(Левон)).

Смотрели на картинках и на реальной одежде.
Смотрели чего не хватает на картинках с изображением брюк без одной штанины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.

Смотрели чем отличаются и чем похожи пуховик мамы и дубленка папы (отличия: пуховик - синтетическая ткань, дубленка - кожа, дубленка - мужская одежда, данный пуховик – женская, цвет, длина, вес; сходства: теплые, есть рукава, карманы, пуговицы, воротник).
Загадывала загадку. Что я загадала: пуховик или дубленку? Это одежда теплая, она сделана из кожи, черного цвета, ее носит папа. Признаки называла постепенно, давая возможность угадать раньше.
Также смотрели чем отличаются и чем похожи куртка Леши и комбинезон Иры(отличия: длина, цвет, комбинезон одевается на руки и на ноги и имеет штанины, а куртка нет; сходства: теплые, капюшон, рукава, молния, карманы).
Загадывала загадку. Что я загадала: комбинезон или куртку? Эта одежда имеет капюшон, она длинная, имеет штанины, она светлая, ее носит Ира.
Проводилки на доске. Леша помогал маме, папе, Леше пройти по дороге в магазин.


Разложить трусы))


Рассмотрели виды одежды: верхняя, зимняя, летняя, демисезонная. На настоящих вещах и на картинках в книге Первая книга для самых маленьких


мужская, женская и детская одежда. Леша зачеркивал/ обводил называемое/показываемое мной слово.


Сортировали по картинкам. Сделала по три штуки.

Один-много. Развозили пассажиров –картинки по остановкам Один, Много.


Почтальон. Развозили на самосвале почту-картинки по адресам-словам в ед. или мн. числе. Фото нет.

При настоящей стирке делили одежду на светлую и темную. После развешивали сушиться.


Играли в стирку со словами (Идея Любы (Сеня)). Что не одежда не стираем.


Смотрели презентацию Из чего сделана наша одежда и показывала на настоящих вещах.
Ввели кучу новых слов-карточек.
Занимались по лексической тетради №1 Косиновой. Там целых семь страниц на тему одежды, обуви и головных уборов.

Играли в магазин. Подробнее и видах магазина и как играть здесь Игра Магазин

Одеть-надеть. Оказывается, я сама неправильно употребляю эти слова.

Цитата:

Глаголы одеть и надеть - многозначные. Значения, в которых обозначаются действия по отношению к человеку, следующие:
Одеть - кого, что. 1. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…
Надеть - что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…
Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть - с неодушевлёнными.

Теперь слежу, как я говорю.
Играли с этими словами так:
1. Одевали на собаку шапку, носки.


Это Леша решил покормить грудью собаку)) Ну и Ира в кадр попала))
2. Я жестами показывала, что одеваю на собаку, Лешка пытался угадать.
3. Я жестами показывала, что надеваю на себя. Это было посложнее, но вместе мы отгадывали. Также Лешка показывал, что он на себя надевает, а я отгадывала.

Обувь, Головные уборы.
Смотрели презентации.
Подбирали пару для игрушек. Сложность в том, что вид обуви разный: сбоку и прямо. Но Леша справился легко.


Раскладывали карточки-слова к настоящей обуви.
Ориентирование в пространстве. Из Чудообучайки сделанной Марией Костюченко. Разложить обувь вниз, а шапки вверх.


Положить правильную цифру к количеству головных уборов.


и такой вариант. Я называла гараж "5 шлемов" и Леша ставил рядом машинку. Тоже фото нет.

Разложить шапки по количеству точек. Это попроще, чем с трусиками, т.к. шапки разные.

Творчество.
Аппликация. Составить из частей целую куртку. (Идея Жени(Левон)).


Футболка для папы. Предполагалось украшать пластилином, но Лешка не захотел,поэтому просто разрисовали разными карандашами.


Платье для мамы. Посыпали цветным пшеном.

Шуба для Иры.


Аппликация. Надеть мужчинам галстуки.


Шарф для Леши. В возрасте 2лет и 3 мес. Леша освоил ножницы.))


Украшали пластилином и пуговицами пластилиновый шарф. Фото нет, не успела.

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему "Одежда, обувь, головные уборы" в средней группе ДОУ.

План-конспект занятия познавательному развитию в группе среднего возраста "Одежда, обувь, головные уборы

Цель: формировать представления об одежде, обуви, головных уборах, их назначении, использовании и уходе за ними.
Задачи:
Познавательное развитие
- показать функциональное назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, обратившись к реалиям жизни детей;
- дать представление, что одежда подбирается в зависимости от погодных условий
-формировать элементарные представления об одежде: одежду можно шить, вязать, купить; есть праздничная, форменная и повседневная одежда, а также для сна, для спорта, дома и др.
- подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»
Речевое развитие
-формировать умение при описании одежды, называть её признаки, связывать между собой предложения;
-упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных;учить правильно использовать в речи соответствующие прилагательные;
-развивать грамматический строй речи обогащать словарный запас.
Социально-коммуникативное развитие
-учить детей использовать знания об одежде;
-учить детей подбирать одежду по размеру и по полу;
- актуализировать и дополнить знания детей о том, из какого материала сделаны различные предметы.
Физическое развитие
- развивать мелкую и крупную моторику;
- приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, выполнение основных движений;
- формирование культурно-гигиенических навыков.
Художественно-эстетическое развитие
-развивать способности и творческий потенциал, фантазию, воображение.
-воспитывать художественный вкус и становления эстетического отношения к окружающему миру.
Ход занятия
Вхождение
Воспитатель-
Запомните и повторите за мной ряды слов:
Воротник, манжеты, рукава, подкладка, карман, «молния», оборка, пуговицы, подол, рукава, петли, пояс.
- Вы повторяли слова. Части чего они обозначают - мебели, одежды или посуды? Правильно, эти слова обозначают части одежды. Кроме одежды мы носим ещё и обувь, и головные уборы. Про все эти вещи мы узнаем с вами сегодня много интересного, а поможет нам сказочный герой, которого зовут Портняжка! У него был мудрый дедушка портной, который всему его научил! Поедем к нему в гости?»
Тогда по взмаху волшебной палочки вставайте со стульчиков и покружитесь вокруг своей оси один раз!
- Покружились, покружились и в гостях мы очутились!
Слайд №1 «Ателье и Портняжка»

Основная часть
Ребята, Портняжка приветствует вас и хочет узнать на сколько хорошо вы знаете предметы гардероба. Для этого нужно угадать что на картинке четвёртое лишнее?
№ 2,3, - с изображением четырёх предметов, один из которых лишний.
Здорово у вас получилось, посмотрите в гостях у Портняжки кукла Оля,она случайно пролила на своё любимое платье сок, а он не отстирался.Пришлось отдать его в химчистку, ведь нельзя ходить неопрятными, правильно ребята? Оля пришла сделать заказ,но не знает что ей выбрать по сезону, поможем? Дидактическая игра "Оденем куклу Олю"
Пока мы с вами трудились портняжка выполнил несколько заказов,только не помнит что кому предназначено - сможете определить по виду? Слайды «Кто носит эту спецодежду?»- № 4,5,6,7 – школьники, спортсмены, врачи, военные.


2.Дидактическая игра «Что из чего сделано»
Друзья мои, расскажите, пожалуйста, какие виды ткани вы знаете и для какого времени года они предназначены?
Дидактическая игра "Что из чего сделано?"
Портняжка говорит, что давно не встречал таких смышленых ребят и предлагает нам отгадать его загадки.
Слайды № 8,9,10,11,12,13,14, - платье, штаны, шапка, резиновые сапоги, варежки, халат.
Заключительный этап
Вы умницы и умники! А теперь Портняжке нужно работать, а нам отправляться в группу. Сейчас я снова взмахну волшебной палочкой,а вы покружитесь
Воспитатель -Покружились,покружились и на группе очутились!
Я была удивлена вашими знаниями. Присаживайтесь на свои места.
После возвращения на группу, воспитатель закрепляет приобретённые знания детей об изготовлении одежды.
Слайды № 15,16,17 одежду можно сшить, связать, купить, например


Подводит итоги- хвалит активных, подбадривает тех, у кого что-то не получалось.
Рефлексия
Предлагает детям взять кусочки ткани и подойти к заранее установленным весам с чашами:
-положить в зелёную чашу свой кусочек,если ребёнок хотел бы ещё раз побывать в гостях у Портняжки;
- положить в жёлтую,если ребёнку было скучно и ему не очень понравилось путешествие.
Благодарит всех за участие.

Презентация на тему: Одежда, обувь, головные уборы