Рассказ в. осеевой «сторож». песня «если добрый ты» (муз. б. савельева, сл. м. пляцковского) план-конспект занятия (средняя группа) на тему. Конспект нод для детей средней группы детского сада по произведениям в. маяковского «что такое хорошо и что такое

Горький Максим

А.М.Горький

Я - ночной сторож станции Добринка; от шести часов вечера до шести утра хожу с палкой в руке вокруг пакгаузов; со степи тысячью пастей дует ветер, несутся тучи снега, в его серой массе медленно плывут туда и сюда локомотивы, тяжко вздыхая, влача за собою черные звенья вагонов, как будто кто-то, не спеша, опутывает землю бесконечной цепью и тащит ее сквозь небо раздробленною в холодную белую пыль. Визг железа, лязг сцеплений, странный скрип, тихий вой носятся вместе со снегом.

У крайнего пакгауза, в мутных вихрях снега возятся две черные фигуры, это пришли казаки воровать муку. Видя меня, они, отскочив в сторону, прячутся в сугроб, и потом, сквозь вой и шорох вьюги, я слышу нищенски жалобные слова просьбы, обещания дать полтинник, ругань.

Бросьте это, ребята, - говорю я.

Мне лень слушать их, не хочется говорить с ними, я знаю, что они - не бедняки, воруют не по нужде, а на продажу, для пьянства, для женщин.

Иногда они подсылают красивую жолнерку Леску Графову; расстегнув тулупчик и кофту, она показывает сторожам груди; упругие, точно хрящ, они стоят у нее горизонтально.

Глядите-тко, - как пушки! - задорит и хвастается она. - Ну, хотите за мешок пшеничной второго сорта? Ну, - третьего?

С нею деловито торгуются молодой религиозный тамбовский парень Байков и усманский татарин, хромой Ибрагим.

Она стоит перед ними, открыв грудь, снег тает на коже у нее, встряхнув плечами, как цыганка, она ругается:

Кацапы, ну, скорее! Болотное племя, али вы найдете где эдакую сладость, как у меня, падаль песья!

Мне противно бесстыдство этой женщины и до тоски жалко ее прекрасное, сильное тело. Ибрагим называл Леску собакой и плевался, вспоминая ее ласки, а Байков тихо и задумчиво говорил:

Таких убивать надо бы...

По праздникам, нарядно одетая, в скрипучих козловых башмаках, в алом платочке на густых каштанового цвета волосах, она, приходя в город, обслуживает телом своим "интеллигенцию", относясь ко всем покупателям одинаково дерзко и презрительно.

Когда она привязывалась ко мне, я ее прогонял с моего участка, но как-то, теплой светлой ночью, сидя на лесенке пакгауза, я задремал, и, открыв глаза, - увидел перед собой Леску; она стояла, сунув руки в карман тулупчика, нахмуря брови, статную фигуру ее внимательно освещала луна.

Не бойсь, - не воровать пришла - гуляю!

По звездам - было уже далеко за полночь.

Поздновато гуляешь.

Баба - ночью живет, - ответила Леска, садясь рядом со мной. - Ты чего же спишь? Али за сон деньги платят?

Достала из кармана горсть семян подсолнуха и, грызя их, спросила:

Ты, будто, грамотей? Скажи-ка, где Оболак-город?

Не знаю.

Матерь Божия появилась там, кверху ручки, пишется, а младенец Христос - в подоле у ней...

Абалацк...

На Урале где-то, или в Сибири.

Облизав губы, она сказала:

Пойти, что ли, туда? Далеко оно. А, пожалуй, надо итти.

Молиться, грешна больно. Все через вас, кобелей... Покурить есть?

Закурив - предупредила:

Казакам - не говори, гляди, что курю, - у нас не любят, когда баба дымит.

Очень красиво было ее строгое лицо, нарумяненное зимним воздухом, ярко блестели темные зрачки в опаловых овалах белков.

Золотая полоска сверкнула в небе - женщина перекрестилась, говоря:

Упокой Господь душу! Вот и моя душа так же падет. Тебе когда скушнее, - в светлые ночи, али в темные? Мне - в светлые.

Заплевала огонек окурка папиросы, бросила его и, зевнув, предложила:

Давай - побалуемся?

Со мной хорошо, все хвалят...

Я сказал несколько слов о ее отталкивающем бесстыдстве - ласково и мягко сказал. Не глядя на меня, она ответила спокойным, ровным голосом.

Это - от скуки потеряла я стыд. Скушно, человек...

Странно мне было слышать из уст ее слово "человек" - оно прозвучало необычно, незнакомо. А женщина, закинув голову, глядя в небо, говорила медленно:

Я не виноватая; говорится: так сделал Бог, ценят бабу с ног. Не виноватая я в этом...

Посидев молча еще минуту, две, она встала, оглянулась.

Пойду к начальнику...

И не спеша ушла по нитям путей, по рельсам, высеребренным луною, а я остался, подавленный словами:

Скушно, человек...

Мне в ту пору была непонятна "скука" людей, чья жизнь рождается и проходит на широких плоскостях, в пустоте, ярко освещаемой то солнцем, то луною, на равнинах, где человек ясно видит свое ничтожество, где почти нет ничего, что укрепляло бы волю к жизни.

Вокруг меня мелькали люди, для которых все, чем я жил, было чуждо, каждый из них отбрасывал свое отражение в душу мне, и в непрерывной смене этих отражений я чувствовал себя осужденным на муку понимать непонятное.

Вот предо мною буйно кружится Африкан Петровский, начальник станции, широкогрудый длиннорукий богатырь, у него выпуклые - рачьи темные глаза, черная бородища, он весь, как зверь, оброс шерстью, а говорит - чужим голосом - тенором, и когда сердится, то свистит носом, широко раздувая калмыцкие ноздри. Он - вор, заставляет весовщиков вскрывать вагоны с грузом портов Каспийского моря, весовщики таскают ему шелк, сласти, он продает краденое - и устраивает по ночам на квартире у себя "монашью жизнь". Он жесток, бьет по ушам и по зубам станционных сторожей, говорят - до смерти забил свою жену.

Вне службы он наряжается в алую шелковую рубаху, бархатные шаровары, в татарские сапоги зеленого сафьяна, носит лиловую, шитую золотом тюбитейку на черной шапке курчавых волос; таков - он похож на трактирного певца, одетого в "боярский костюм".

К нему приходит помощник исправника Маслов, лысый, круглый, бритый, точно ксендз, с носом хищной птицы и лисьими глазками распутной женщины, это очень злой, хитрый, лживый человек, в городе его прозвали "Актриса"; является мыловар Тихон Степахин, рыжий, благообразный мужик, тяжелый, как вол, полусонный, - на его заводе рабочие отравляются чем-то и заживо гниют; его несколько раз судили и штрафовали за увечья рабочих; - приходит кривой дьякон Ворошилов, пьяница, грязный, засаленный человечишко, превосходный гитарист и гармонист, рябое скуластое лицо его в серых волосах, толстых, как иглы ежа; у дьякона маленькие холеные руки женщины и красивый - ярко-синий глаз: дьякона так и зовут "Краденый глаз".

Приходят бойкие девицы из села и казачки из станицы, иногда с ними Леска. В небольшой комнате, тесно заставленной диванами, садятся за тяжелый круглый стол, нагруженный копченой птицей, окороками, множеством всяких солений, мочеными яблоками и арбузами, квашеной, вилковой капустой, - среди всей этой благостыни блестит четверть водки. - Петровский и друзья его, почти молча, долго жуют, чавкают, сосут водку из серебряной "братской" стойки, - в нее входит четверть бутылки.

Интересные короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

ОСЕЕВА. ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

ОСЕЕВА. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

Один раз мама сказала папе:

И папа сразу заговорил шепотом.

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

ОСЕЕВА. БАБУШКА И ВНУЧКА

Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

Садись, бабушка! - сказала Таня. - Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

Вот какие умницы вы у меня!

ОСЕЕВА. ТРИ СЫНА

Было у матери три сына - три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей - трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

ОСЕЕВА. ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

Ну, какие ваши достижения? - спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

Ну, какие ваши достижения?

Таня мыла посуду и разбила чашку, - сказала бабушка.

Гм... - сказал отец.

Папа! - взмолилась Таня. - Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

Хорошо! - засмеялся папа. - Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

ОСЕЕВА. СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили - игрушек хватало на всех.

Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились ребята воспитательнице.

А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.

Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.

ОСЕЕВА. ПЕЧЕНЬЕ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...

ОСЕЕВА. ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

Вы-хо-ди!..

ОСЕЕВА. НОВАЯ ИГРУШКА

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

Ну, что кому привезти? - спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

Мне куклу!

А мне автомобильчик!

А мне подъемный кран!

А мне... А мне... - Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить... Дома у него весь угол завален игрушками... Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны... Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити... Ему даже нечего пожелать... А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет...

Что же ты молчишь, Витюк? - спросил дядя.

Витя горько всхлипнул.

У меня... все есть... - пояснил он сквозь слезы.

ОСЕЕВА. ЛЕКАРСТВО

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

Кто наказал его? - спросила соседка.

Он сам наказал себя, - ответила мама.

ОСЕЕВА. КТО ХОЗЯИН?

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!

Нет, моя, - сердился Ваня, - я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Рассказ В. Осеевой «Сторож».
песня «Если добрый ты…»

Реализация содержания программы в образовательных областях : «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

Целевые ориентиры дошкольного образования : умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение В. Осеевой «Сторож» и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при прослушивании песни «Если добрый ты…».

Материалы и оборудование : иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Сторож».

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

Что значит быть добрым?

Кого называют жадным?

У вас друзья добрые или жадные?

С каким человеком интереснее играть?

Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой.)

2. Чтение рассказа.

Сторож

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились воспитательнице.

А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Воспитатель прерывает чтение и спрашивает: «Что ответили дети за него?»

Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Воспитатель показывает детям иллюстрации к рассказу.

Вопросы :

Почему мальчик не играл с детьми?

Почему всем детям было весело?

Почему мальчику было скучно?

Почему дети назвали его «сторожем»?

Как бы вы назвали мальчика?

Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?

Что бы вы посоветовали этому мальчику?

Воспитатель . Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.

3. Слушание песни.

Дети слушают песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) и подпевают.

4. Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка. Шагаем на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, Движения руками: в стороны,

Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.

5. Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили?

Что вам понравилось на занятии?

Тема: Персонажи рассказа В. ОСЕЕВой « Сторож». Характеристика героя.

Цель: формирование правильной читательской деятельности.

Задачи:

    формировать положительную мотивацию к чтению;

    совершенствовать эмоциональную сферу.

    совершенствовать навык вдумчивого чтения целыми словами;

    отрабатывать правильное произношение и употребление слов;

    расширять читательский кругозор;

    обогащать лексический запас и грамматический строй речи;

    развивать мыслительные операции и устную речь;

    способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, смены поз, психологический комфорт.

Планируемые результаты:

личностные : смыслообразование – понимать социальную роль и нравственную позицию ученика; самоопределение – иметь адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности в учении; анализировать текст, учиться формулировать оценочные суждения.

метапредметные : регулятивные – учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов; приобретать навыки работы с текстом; коммуникативные – учиться формулировать свои мысли, понимать собеседника, вступать в диалог; познавательные – осуществлять смысловое чтение;

предметные : полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию, представлять в своем воображении образ героя, читать текст выразительно, понимая содержание текста.

Ход урока

I . Организационный момент.

Какой раздел литературного чтения мы читаем? (Читая – думаем.)

Чему мы учимся, читая произведения этого раздела? (Понимать прочитанное.)

Прочитаем на доске девиз нашего урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать» .

II. Проверка домашнего задания.

С творчеством каких писателей вы познакомились на прошлом уроке? (В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук» и С.Козлов «После долгой разлуки…»)

Чему учат нас Сухомлинский и Козлов на примере своих сказок? (Каждому живому существу есть место в мире.)

Вспомните героев этих произведений и найдите на стенах нашего класса черту характера, которая соответствует каждому персонажу.

соловей жадный

жук жизнерадостный

медвежонок заносчивый

ёжик мудрый

мечтательный

Заносчивый – высокомерный, самоуверенный, самовлюбленный.

Какая черта характера не соответствует ни одному из персонажей? (жадность)

Как вы объясните, что такое жадность?

В толковом словаре дается следующее объяснение:

Жадность - это стремление к наживе, чрезмерная бережливость. Скупость.

III . Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация.

Кто догадался, о каком человеческом качестве мы будем говорить сегодня?

Сегодня мы поговорим о таком человеческом качестве, как жадность, познакомимся с произведением на эту тему, будем учиться давать характеристику герою.

Откройте учебник на с. 53, прочитайте фамилию автора. Знаком ли вам автор этого текста?

Прочитаем полное имя, отчество и фамилию писательницы.

Что вы можете о ней сказать? Какое её произведение мы читали в 1 классе? (Все вместе.)

А сейчас я прочитаю , как сама Осеева говорила о том, почему она стала писать.

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась:

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных”

Прочитайте название произведения и рассмотрите иллюстрацию. Какие мысли, предположения у вас возникли? Кто будут герои нашего произведения? Что вы о них можете сказать?

Что надо сделать, чтобы проверить наши предположения? (Надо текст прочитать.)

III . Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное восприятие текста.

Читает учитель.

Вам понравился рассказ? Какие мысли и чувства у вас возникли? Подтвердились ли ваши предположения?

Кто главный герой рассказа? Какой он по возрасту?

2. Подготовительные упражнения.

А начнем мы с речевой разминки – с.53.

1) «Задание слоговика»

Читаем плавно по слогам, помогая ногами, затем – целыми словами.

Учебник максимально удалён от глаз – на вытянутой руке.

2) «Цепочка слов» 1-й ряд – первое слово и т.д.

Объясните превращение слов в другие.

3) Читайте внимательно. Одно слово на левой стене, другое – на правой. Одно слово, которое вы будете читать, взято из текста, другое, похожее, вам предлагается для чтения в паре.

Чем различаются слова? (Одной-двумя буквами)

Меняются местами.

3. Комментированное чтение.

Какие игрушки были в детском саду?

Как вели себя ребята?

Как вел себя мальчик? Прочитайте, как описывается поведение мальчика во время игры.

Почему он так поступил? (Он маленький, он жадничает в открытую.)

Что вызвало удивление у воспитательницы?

Как мальчик объяснил причину скуки?

А вы можете сказать, почему мальчику было скучно?

Что сказали другие дети?

Почему дети назвали мальчика сторожем?

Каким другим словом можно заменить слово «сторож» в этом рассказе?

4. Работа в паре.

Расскажите о герое этого рассказа друг другу. Вам поможет план:

1. Возраст мальчика.

2. Поведение мальчика во время игры.

3. Настроение мальчика.

Ничего не говорите, подумайте, а вас никогда так не называли: жадина?

5. Работа с текстом после чтения.

Можно ли этого мальчика научить делиться с другими?

Каким человеком вам представилась В.А.Осеева? (добрая, чуткая, понимает и любит детей)

Всю свою жизнь посвятила детям. Она писала маленькие рассказы для того, чтобы её читатель смог самостоятельно прочитать. Ее герои дети. С ними происходят различные истории. А в конце своих рассказов В.А. заставляет своего читателя задуматься. Вот и сегодня мы прочитали рассказ и тоже задумались.

Зарядка для глаз.

6. Творческое задание.

Как вы думаете, когда рассказ будет звучать интересней: когда читает один читатель или чтение по ролям?

Сколько действующих лиц? (Воспитательница, ребята, мальчик.)

Определите, где чьи слова. Слова автора возьмите в скобки.

По тексту учебника определите, каким голосом нужно читать слова воспитательницы? (удивилась)

Ребят? (весело, похвалились)

Мальчика? (кричал)

Послушайте несколько исполнений рассказа по ролям и определите, кто читал роли выразительнее, эмоциональнее и артистичнее.

Выслушать 3 пары детей.

IV . Итог урока.

О каком человеческом качестве мы говорили?

Как вы думаете, к чему может привести жадность? (Останешься один.)

Хочется закончить нашу беседу такими словами:

И она к тебе не раз еще вернется.

Звучит песня «Улыбка»

Домашнее задание: тетрадь с.30-32.

Прочитайте еще один рассказ В.Осеевой. Подумайте, чем он похож на рассказ «Сторож». Ответьте на вопросы после текста.

КОНСПЕКТ НОД

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

В. МАЯКОВСКОГО «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?»

В. ОСЕЕВОЙ «СТОРОЖ», «ПЛОХО», «КТО ЕГО НАКАЗАЛ?»

ТЕМА: «БУДЕМ ДЕЛАТЬ ХОРОШО И НЕ БУДЕМ ПЛОХО!»

Москва, 2015

«БУДЕМ ДЕЛАТЬ ХОРОШО И НЕ БУДЕМ ПЛОХО!»

Цель: формирование личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм посредством произведений В. Осеевой «Плохо», «Просто бабушка», «Сторож» и В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Задачи: Опираясь на литературные произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и В. Осеевой «Плохо», «Кто его наказал?», «Сторож»

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, рассказывая о том, чем хорош каждый воспитанник группы, отмечая их похвалой);

Развивать у воспитанников умение правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих, решать нравственные ситуации;

Развивать речь и воображение, умение аргументировать свои ответы;

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; пробуждать чувство стыда за неблаговидный поступок, воспитывать стремление к хорошим поступкам.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы .

Предварительная работа:

Беседы по темам «Хорошие и плохие поступки», «Правила поведения в детском саду», «Правила поведения на улице», «Животные – наши друзья», «Мы – помощники», «Я дружить умею»;

Чтение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», произведений С. Маршак «Уроки вежливости », О. Проковьевой «Сказки о Маше и Ойке», «Не буду просить прощения», В. Осеевой «Синие листья», «Танины достижения», «Печенье»;

Конкурс рисунков «Подарок»;

Разучивание физминутки «Помогаем маме»;

Просмотр мультипликационных фильмов

Оборудование: доска (или мольберт), иллюстрации к произведениям В. Маяковского и В. Осеевой, игра – лото «Что такое хорошо и что такое плохо?», игрушка Мишутка, проигрыватель.

Словарная работа: любознательный, трудолюбивый, прилежный.

Организационный момент.

Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Если сделаете — это,
Будет замечательно.

Раздается стук.

Воспитатель:

Кто это в дверь стучит? Давайте посмотрим. Да, ведь это Мишутка к нам в гости пришел (воспитатель достает игрушку и показывает детям).

Мишутка (воспитатель говорит за Мишутку)

Это я, ребята. Долго я шел, через речки и леса, через горы и поля.

Воспитатель:

Давайте вспомним уроки вежливости.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте » первым скажу.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

Что мы сейчас должны сделать? (поздороваться) Дети здороваются с Мишуткой.

Здравствуй, Мишутка. Очень рады тебя видеть.

Воспитатель:

Какие еще слова приветствия вы знаете? (доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет)

Здравствуйте, ребята. Меня к вам моя мамочка послала. Я в последнее время не очень хорошо себя вел: разбрасывал игрушки, обижал маленькую сестренку, дрался с друзьями… Все мои родные очень огорчались из-за меня. Ээээх! Вот мама и говорит: «Видимо, Мишутка, ты не понимаешь что такое хорошо и что такое плохо. Сходи-ка ты к ребятам в детский сад. Может там тебя чему-нибудь научат?» Я очень хочу стать хорошим медвежонком, чтобы мама мной гордилась. Поможете мне исправиться? (ответы детей).

Актуализация знаний.

Воспитатель:

Конечно, Мишутка, мы тебе поможем. Мы уже многое знаем. Садись «поудобнее» и внимательно смотри, еще внимательнее слушай и все запоминай, а мы тебе расскажем о о том, что такое хорошо и что такое плохо. Расскажем, ребята?

Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо и что такое плохо?» На доске появляется картинка.

Что это за произведение, кто его написал и как оно называется? (ответы детей)

Правильно. Это произведение В. Маяковского. Слушай, Мишутка, внимательно. Вот с этого момента мы будем рассказывать тебе о хороших и плохих поступках.

Готовы, ребята? Я буду вам читать отрывки из произведения В. Маяковского, а вы должны будете продолжить. Если поступок хороший, то вы хлопаете в ладоши. Если же плохой, то топаете ножками (Воспитатель читает отрывки произведения, демонстрируя иллюстрации. Каждый раз, после прочтения четверостишия, воспитатель задает вопрос: Почему этот поступок плохой? или Почему этот поступок хороший? Обязательно постоянно хвалить детей за правильные ответы).

Если бьёт дрянной драчун - показ иллюстрации
Слабого мальчишку,
Я такого не хочу
Даже вставить в книжку.

(Вопрос: Скажите, есть ли друзья у мальчика, который обижает слабых? Почему нельзя слабых обижать?)

Этот вот кричит: - показ иллюстрации
Не трожь тех,
кто меньше ростом!
Этот мальчик так хорош,
ЗАГЛЯДЕНЬЕ ПРОСТО!

(Вопрос: Что мы можем сказать про этого мальчика? Какой он?)

Если сын чернее ночи, - показ иллюстрации

Грязь лежит на рожице,-
Ясно, это ПЛОХО ОЧЕНЬ
Для ребячьей кожицы.

(Вопрос: Почему плохо быть грязным?)

От вороны карапуз - показ иллюстрации
Убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это ОЧЕНЬ ПЛОХО.

(Вопрос: Почему плохо быть трусом?)

Если мальчик любит труд,- показ иллюстрации
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Он ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК

(Вопрос: Как можно охарактеризовать такого мальчика? Какой он?

Словарная работа: Если я скажу, что он трудолюбивый, это будет правильным? Что значит слово «трудолюбивый»? Можно сказать, что он любознательный? Что означает это слово? Этот мальчик очень прилежно выполняет задания. Что значит «прилежный»? Скорее всего, дети не смогут ответить. Воспитатель сам поясняет значение этого слова.)

Этот хоть и сам с вершок,- показ иллюстрации
Спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, ХОРОШО,
В жизни пригодится.

Если ты порвал подряд - показ иллюстрации
Книжицу и мячик,
Октябрята говорят:
ПЛОХОВАТЫЙ МАЛЬЧИК!

(Вопросы: Почему это плохо? Как нужно относится к вещам? Что нужно сделать, после того, как мы поиграли в игрушки? Еще, было бы хорошо, помогать маме с уборкой)

Воспитатель обращается к Мишутке:

Все запомнил Мишутка? Какие хорошие поступки ты запомнил?

Плохо быть трусом. Нельзя обижать маленьких, нужно их защищать. Еще …мммм

Воспитатель:

Давайте поможем Мишутке. Что делать хорошо, а чего делать нельзя? (дети помогают Мишутке вспомнить правила поведения)

Воспитатель (подводит итог)

Воспитатель:

А как помогать маме, мы тебя, Мишутка, сейчас научим.

Физминутка «Дружно маме помогаем».

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.


Основной этап.

Молодцы, ребята! Я теперь тоже буду маме помогать.

Воспитатель:

Это не все, Мишутка, что мы тебе хотели рассказать. Сейчас мы будем читать рассказы Валентины Осеевой. Это не простые рассказы. Они учат доброте, заставляют задуматься о себе и о поступках, которые мы совершаем. Нужно только уметь слушать и уметь задумываться.

А) Воспитатель читает рассказ «Плохо» и показывает иллюстрацию к произведению.

ОСЕЕВА. ПЛОХО.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Почему женщина отругала мальчиков? Как бы вы поступили в такой ситуации?

Каким нужно быть, чтобы помочь котенку? (смелым, храбрым, добрым…) Как мы должны относиться к животным?

Б) Воспитатель читает рассказ «Кто его наказал?» и показывает иллюстрацию к произведению.

ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

Кто наказал его? - спросила соседка.

Он сам наказал себя, - ответила мама.

Что можно сказать про мальчика из рассказа, какой он? Можно так поступать? Почему мальчик заплакал?

Ой, ой, ой! Я тоже так поступал! Ой, как стыдно!!!

Воспитатель:

Может мальчику тоже стало стыдно? А у вас бывали такие ситуации, когда вам было стыдно? (ответы детей)

Чтобы не было стыдно не нужно делать плохих поступков! Теперь мы всегда будем делать хорошо и не будем плохо!

В) Воспитатель читает рассказ «Сторож» и показывает иллюстрацию к произведению.

ОСЕЕВА. СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили - игрушек хватало на всех.

Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились ребята воспитательнице.

А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.

Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.

Почему мальчик не играл с детьми? Почему всем детям было весело? Почему мальчику было скучно? Почему его назвали сторожем? Скажите, будут друзья у такого мальчика? Что бы вы посоветовали этому мальчику? (ответы детей)

В жизни каждого человека должны быть друзья. Одному плохо живется! Дружба – это чудо. Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

Вот сейчас дружно потрудились, многому научились. Теперь давайте немного отдохнем и дружно потанцуем.

Физминутка «Дружба – это не работа».

Дети танцуют в произвольной свободной форме под песню детского ансамбля «Барбарики».


Закрепление полученных знаний.

Игра – лото «Что такое хорошо и что такое плохо?»

ДЕТИ БЕРУТ ПО ОДНО КАРТОЧКЕ И ПОДБИРАЮТ К КАРТОЧКЕ ПОДХОДЯЩИЙ СМАЙЛИК, Т. Е. ОНИ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ПЛОХАЯ ИЛИ ХОРОШАЯ СИТУАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНА НА КАРТОЧКЕ.

ЗАТЕМ МОЖНО ПОПРОСИТЬ 2-3 ЧЕЛОВЕК РАССКАЗАТЬ, ПОЧЕМУ ОНИ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТОТ СМАЙЛИК К СВОЕЙ КАРТИНКЕ (Если времени нет, то можно обойтись фронтальной проверкой, т. е. обойти и посмотреть, как дети справились с заданием).

КАК ИТОГ – ВОСПИТАТЕЛЬ ПРОХОДИТ И СМОТРИТ, ПРАВИЛЬНЫЙ ЛИ ВЫВОДСДЕЛАЛИ ДЕТИ (ТОТ ЛИ СМАЙЛИ ПОДОБРАЛИ). ХВАЛИТ ДЕТЕЙ ЗА УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ХОРОШИЕ ИЛИ ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ

МОЖНО МИШУТКУ ИЛИ ОДНОГО ИЗ ГОСТЕЙ ПОУЧАВСТВОВАТЬ В ИГРЕ.


Подведение итогов.

Воспитатель:

Скажи, Мишутка, понравилось тебе в нашем детском саду?

Очень, очень понравилось! Я многое узнал! Очень много. Теперь я знаю, что такое хорошо и что такое плохо? Боюсь, как бы ни забыть чего-нибудь важного? (ответы детей)

Воспитатель:

А мы с ребятами еще раз напомним тебе все важное, о чем мы говорили на нашем занятии (дети вспоминают все, о чем говорилось на занятии)

Спасибо большое, ребята! А можно мне еще побыть в детском саду? Мне здесь очень нравится. (Дети могут попросить поиграть с Мишуткой).

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Вы сегодня на славу потрудились! Думаю, что теперь мы будем делать только хорошо и, не будем делать плохо! Занятие окончено.