Конспект кружкового занятия и презентация по робототехнике для начальных классов "лев". Конспект занятия по лего-конструированию в детском саду для подготовительной группы с использованием ИКТ «Рычащий лев Конспект лев

Елена Никишина

Конспект занятия по объемной аппликации . Тема – Лев – Царь зверей .

Цель – научить детей новому виду аппликации – объемной

Задачи :

Научить детей приемам создания объема изображения помощью бумаги.

Развивать мелкую моторику рук посредством работы с мелкими деталями

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, воспитывать творческое воображение.

Зрительный ряд – иллюстрация с изображением льва, картинки с поэтапным выполнением объемной аппликации .

Литературный ряд – сказка «Почему лев – царь зверей » , художественное слово – стихотворение про Льва.

Музыкальный ряд – аудиозапись «звуки джунглей»

Материал педагога : ноутбук или интерактивная доска (с изображениями и музыкой) .

Раздаточный материал для детей : дощечка или клеёнка, картон с эскизом изображения льва, листы белой бумаги, ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, гелиевая черная ручка.

Д/з – сделать объемную аппликацию на свободную тему , используя приемы, затронутые на уроке.

План занятия :

1. Орг момент.

2. Объяснение задания.

3. Практическая самостоятельная работа.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

(включается музыка «звуки джунглей» )

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных. Скажите, какое животное на ваш взгляд самое красивое? – самое сильное? – самое хитрое? Почему? А как вы думаете, какое животное и самое красивое, и самое сильное, хитрое, мудрое, которого уважают и боятся все звери ? – (Лев) . – Правильно, лев! Не даром его называют Царёв зверей . А вы знаете почему? Сейчас я прочитаю вам сказку «почему лев – царь зверей »

2. Мотивация предстоящей деятельности

«Как-то уехал Лев за моря,

Звери решили выбрать Царя ,

Заяц вскричал – «Я буду Царем!»

И тут же с испугу залег под кустом.

Павлин, очень важно хвост распустил,

И то же Царем себя предложил.

С неба упали три капли дождя,

Павлин убежал, - «Не промокнуть бы зря» .

Свинья, посредине лужи легла,

- «Мне дождик не страшен, Царем буду Я!

Лужи и грязь очень люблю,

Я всюду, где можно грязь разведу».

Попугай воскликнул : - «Нет!

Как жить в грязи мне триста лет»!

Жираф удивленно спросил : - «Ой – ля- ля!

Так мы собрались, что бы выбрать Царя»?

Мартышка кричит, шум подняла,

- «Очень советую выбрать меня!

Добрым Царем обещаю быть я,

Каждый получит банан от меня»!

- «Все ты раздашь, - прошипела Змея. –

Если уж выбрать, так выбрать меня.

Полвека я клад охраняю любя,

Никто и копейки не взял у меня».

Слон проворчал - «Все это зря,

Лучше чем Лев, не выбрать Царя.

Умнее его здесь нет никого,

Сила и смелость есть у него».

Но никто, никто не услышал его.

Думали звери решали .

Пять дней и ночей не спали.

Галдели они и кричали,

Царя себе выбирали.

Крокодил закричал : - «Тишина…

Кто посмеет не выбрать меня?

Кто захочет сказать мне - нет?

Завтра съем я того на обед.

Решено! Царем буду Я!

Составляйте меню для меня :

Кого съем я на завтрак, кого на обед,

Что бы все расписали на сто двадцать лет».

Все звери с испуга упали ,

И больше уже не кричали,

Хвосты и ушки прижали,

Тихонько назад отползали.

Лев давно вернуться успел,

И спокойно лежал да смотрел,

Как хвалили звери себя ,

Как пять дней выбирали Царя.

Но Крокодилу Лев не смолчал,

Громко и грозно Лев зарычал.

Гривой встряхнул и топнул ногой,

Вышел вперед, чтоб принять смертный бой.

- «Я не люблю палачей и разбой,

Я не люблю слёзы, и боль.

Пусть слышат и птицы и звери и змей ,

Не должен здесь царствовать экий злодей.

Вы можете спорить, и ночью, и днем,

Но крокодилу не быть здесь Царем»!

Крокодил испугался, и биться не стал.

Щелкнул зубами, и прочь убежал.

Звери все рады , смеются,

Птицы взлетели и вьются,

Льву громко песни поют.

Славят Царя и честь отдают.»

Понравилась вам сказка? О чем она? Как вы можете охарактеризовать всех остальных животных? (трусливые, например) А что вы можете сказать про льва, какой он? (справедливый, смелый, властный)

Посмотрите, вот он какой лев! Посмотрите, какая у него грива, какие лапы, какая большая пасть. (детям показываются иллюстрации с изображением льва)

3. Объяснение задания.

Ребята, сегодня мы с вами попробуем изобразить льва с помощью аппликации . Мы уже знакомы с этим видом творчества. Но сегодня я вас научу делать объемную аппликацию , чтобы наш лев выглядел совсем, как настоящий. Для этого нам понадобится картон, белая бумага, ножницы, клей и цветные карандаши

Вот примерный эскиз нашего льва

Я немного упростила вам работу, нарисовав эскизы нашего для каждому на картоне. Точками обозначены основные места, куда мы будем приклеивать бумажные полоски

4. Творческая работа

Для того, чтобы сделать эффект настоящей львиной гривы мы с вами возьмем небольшой листочек бумаги и порежем его тонкими полосками, не дорезая до конца. Посмотрите пример.

У нас получился клок гривы. Теперь нужно ее приклеить. Клеить следует начинать с самого низа гривы. Вот так :

Аналогично делаем со вторым кусочком бумаги

Таким же образом мы постепенно наращиваем всю гриву нашему льву снизу вверх


Когда дойдете до головы льва, сначала приклейте ушки, а только потом клейте на них остальную гриву.

Теперь сделаем льву мордочку, как на фото.

Закрасим глаза карандашом

Так же карандашом обозначим брови нашему льву

Когда мордочка нашего льва готова, приклеим ее поверх гривы. Наш лев почти готов. Осталось лишь обозначить некоторые детали. В этом нам помогут цветные карандаши и черная ручка

Внимательно посмотрите на пример и постарайтесь сделать так же. Выделим глаза, ноздри, брови – черной ручкой. И коричневым карандашом обозначим тень и мордочке льва.

Вот такой лев у нас получился

Покажите друг другу свои работы.

«Посмотрите-ка скорей :

Этот хищник - царь зверей .

До чего же грозный вид,

Как на троне он сидит!

Грозный лев с огромной гривой

Ходит он неторопливо.

Лев гривастый – царь зверей ,

В джунглях зверя нет храбрей

Посмотрите, похож наш лев на настоящего? Посмотрите, какая у него грива!

Ребята, вам понравилось занятие ?

О чем мы сегодня говорили? Как вы поняли, почему лев царь зверей ?

Чем мы сегодня занимались?

Что нового мы научились делать?

Каким образом мы смогли добиться гривы, как у настоящего льва?

Попробуйте дома таким же образом сделать любую аппликацию , которую вам захочется.

Спасибо, ребята, вы все отлично справились. Мы повесим все ваши работы на стенд и пригласим ваших родителей на выставку.

Конспект занятия на развитие речи подготовительной группы на тему «Знакомство со сказкой «Заяц и лев»»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цель: вызвать интерес к башкирской народной сказке «Заяц и лев»

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

Упражнять в употреблении простых и сложносочинённых предложений.

Пополнять словарный запас слов.

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответ на поставленный вопрос воспитателя.

Прививать любовь к башкирскому народному творчеству.

Развивающие:

Развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать; развивать речь, мышление, память, улучшать своё настроение.

Воспитательные:

Воспитание нравственных чувств, доброты, сочувствия, желания оказать помощь.

Демонстрационный материал: иллюстрации по сказке, шапочки для героев игры драматизации.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята посмотрите на своих соседей справа и слева и улыбнитесь им. Посмотрите на меня и улыбнитесь, а я улыбнусь вам.

Воспитатель: Ребята, вчера вечером перебирала у себя дома детские книги и мне попалась на глаза вот такая книга. Хотите, я вам её прочитаю?

Её название нужно угадать! Название сказки зашифровано в двух загадках. Вот загадка!

Зверь любой его боится,

Скрыться с глаз долой стремится.

В гриве темно-золотой.

Дикой силой налитой,

Даже в самой мирной позе

Он таит для всех угрозу.

Самки - все из королев.

Царь зверей - могучий...

(Лев)

Воспитатель: А почему вы думаете, что это лев?

Воспитатель выставляет картинку «Льва»

Воспитатель: - Лев - очень сильное и мужественное животное. Он величаво ходит по своей территории. Когда на него смотришь, чувствуешь восхищение или наоборот какой-то страх

Существует много сказок про льва. А какие сказки знаете вы, где лев является главным героем?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы много сказок знаете про льва.

Вопросы детям: 1. «Как в сказках называют льва?» (Лев – царь зверей,)

2. А каким льва в сказках изображает автор? (Могучий, сильный,).

3. Можно ли, льва назвать ласково львенок? (нельзя) А, почему? (львенок – это детёныш)

Ребята, усаживайтесь поудобней, я буду читать и показывать иллюстрации к сказке на проекторе, чтобы вы могли все хорошо рассмотреть их. И так сказка « Заяц и лев»(презентация)

Физкультминутка:

Вышел зайчик

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Воспитатель

Почему льва боялись все звери?

Что решили сделать звери после совета?

Кто первым пошел ко льву?

Как перехитрил льва заяц?

Воспитатель: Сейчас я ещё раз прочитаю сказку, открою схемы, с помощью которых вы будете пересказывать сказку сами. (к схемам вызвать двоих детей один начинает, по сигналу воспитателя другой продолжает)

Драматизация сказки «Заяц и лев»

Воспитатель: А сейчас поиграем в театр и инсценируем сказку. Я хочу пригласить выйти ребят, которые покажут нам сказку.). Катя– лисой,. Дети одевают маски, и начинают показ. Инсценировка 2-3 раза.

Воспитатель: Ребята я сейчас перемешаю картинки, а вы мне их разложите по порядку.

С чего начиналась сказка? Какая картинка должна быть первой.(ребёнок подходит, выставляет картинку) Что случилось потом? Какая картинка должна быть следующей? Чем закончилась сказка? (Ребёнок выставляет последнюю картинку) Молодцы ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Хитрый заяц»

Описание: дети встают в круг и закрывают глаза. Воспитатель незаметно дотрагивается до кого-нибудь из детей- выбирает «Хитрого зайца».Затем дети спрашивают: «Хитрый заяц, где ты?» Хитрый заяц выбегает в центр круга и говорит «Я здесь!» Дети разбегаются, а заяц их ловит.

Подведение итогов.

Понравилось ли вам занятие, ребята?

С какой сказкой мы сегодня познакомились? Что вам больше всего понравилось? Какие были трудности? Вы бы хотели после этой сказки помириться с тем, с кем поссорились? Молодцы!

Заяц и лев

Башкирская сказка

Давным давно в наших лесах жил один лев. Все другие звери очень боялись этого льва, потому что проклятый не давал им никакого житья. Где кого встретит - заваливает на месте и съедает. И пока лев съедал одного, еще пятеро умирали от страха. И не было у зверей никакой возможности спастись от этой напасти.

И вот однажды звери собрались вместе и стали держать совет.

Этот лев всех нас скоро истребит,- говорит лиса.- Он съедает одного, а еще пятеро, видя этот ужас, умирают от страха. Что будем делать, братцы?

Давайте будем бросать жребий,- сказал медведь.- На кого выпадет жребий, тот и пойдет на обед льву. Так хоть он перестанет ловить нас где ни попадя.

Так и решили. И самому льву сообщили об этом решении. Лев этому только обрадовался. Еще бы! Ведь теперь ему не нужно будет даже ловить кого-то, обед сам придет к нему в пасть.

В первый день жребий выпал на зайца (а на кого еще он мог выпасть?). Заяц встал и говорит:

Братцы! Это совсем не дело - каждый день одного из нас приносить в жертву этому прожорливому льву. Надо придумать какую нибудь хитрость и избавиться от этого ужаса.

Лиса послушала зайца и рассмеялась:

Тоже мне, хитрец нашелся. Умнее и хитрее звери не могут ничего придумать, а ты тут языком мелешь. Не мозоль нам глаза, ступай быстро ко льву, пока мы тут сами тебя на куски не разорвали!

Деваться зайцу некуда, пошел он ко льву. Шел он долго и неспеша. А когда пришел, лев очень на него рассердился.

Ты почему так долго ходишь? Я еще утром тебя ждал, а сейчас уже почти вечер,- заорал лев на зайца.

А меня отправили тебе на ужин,- испуганно пролепетал заяц.- А утром должен был прийти другой заяц, но ему на пути встретился другой лев и съел его. Он и мне встретился. Спрашивает, куда это я иду. Я ему ответил, что иду к своему хозяину. А он так рассердился и закричал, что только он один тут хозяин. Еле ноги от него унес.

А далеко то место, где тебе встретился этот лев?

Нет, недалеко. Совсем рядом,- отвечает заяц.

А ну, отведи меня к нему. Я ему покажу, кто тут хозяин!- зарычал лев.

Заяц пошел впереди, а лев пошел за ним. Подошли они к глубокому колодцу.

Вот тут, в этом колодце сидит тот ужасный лев,- говорит заяц.

Лев посмотрел внутрь колодца и увидел, что на него со дна смотрит другой лев.

Ну, сейчас я ему покажу!!!- зарычал лев и прыгнул в колодец. Там он и утонул.

Вот так, благодаря находчивости зайца, наш лес избавился от этого ужасного хищника.

Священник Лев Шихляров

Введение в Ветхий Завет


(конспект лекций).

Тема 1. БИБЛИЯ.

1.1. Откровение.

Слово «Библия» в переводе с греческого означает «книги» (в малоазийском городе Библос производились папирусы для древних книг). Множественное число в этом названии первоначально подчеркивало структуру Священного Писания иудеев, состоящего из многих книг, но со временем приобрело другой, величественный смысл: что-то вроде «Книга книг», или «всем книгам - Книга». После многих лет атеистической идеологии и в годы пришедшего ей на смену духовного плюрализма правильное понимание Библии становится для православного христианина не столько признаком образованности, сколько одним из условий спасения. В духовной литературе часто употребляется термин «откровение». В каком-то смысле его синонимами являются «открытие», если речь идет о науке, или «вдохновение» - чаще всего в сфере искусства, хотя эти понятия часто трактуются аллегорически. Но в богословии под Откровением понимается такое состояние человека, когда он восходит на уровень интуитивного постижения Божественной истины, во много раз превышающей его собственное разумение. Это состояние описывается не как вывод из умозаключений и не как воздействие непонятной силы, а как таинственная встреча, где происходит взаимное «узнавание» Творца и творения. Есть нечто схожее между состоянием библейского пророка и истинного поэта, и нельзя удержаться от того, чтобы полностью привести текст знаменитого «Пророка» А.С. Пушкина:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый Серафим
На перепутьи мне явился.
Перстами, легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон.
И внял я неба содроганью
И горний ангелов полет
И гад морских подводный ход
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык
И празднословный и лукавый…
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь разверзтую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал…
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк,
и виждь и внемли,
исполнись волею Моей,
и обходя моря и земли,
глаголом жги сердца людей!»

В этом стихотворении удивительно точно показан «механизм» получения Откровения. Поэт, человек талантливый, мыслящий и страдающий, испытывает духовную жажду, он на перепутье, он перед выбором, за которым жизнь или смерть. И к нему является ангел, вестник Божий, в контексте это даже встреча с Самим Богом. И в результате этой встречи, пройдя через внутреннюю «смерть», поэт полностью обновляется: сердцем, устами, очами и слухом он теперь принадлежит Богу, и Его откровение пророчески возвестит людям.

В связи с разговором об Откровении необходимо упомянуть об условиях, при которых человеку может быть возвещена религиозная истина. Во-первых, это «чистое сердце». «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога», - говорится в Новом Завете. Это одно из главных требований аскетики: душа, больная страстями или запачканная грехом, имеет лишь искаженное знание о Боге. Во-вторых, это то качество души, о котором говорил преп. Серафим Саровский, - «решимость». Необходимо волевое усилие, готовность следовать воле Божией, желание обновления жизни, потому что после встречи с Богом человек уже не может быть прежним. Наконец, третье - это любовь к Богу, о которой со всей силой говорится уже в Ветхом Завете. Постижение Божественного не может быть простой любознательностью, даже «любомудрием» (философией), а становится делом жертвенного подвига. О. Павел Флоренский как-то сказал, что ищущий истину делает шаги навстречу своей смерти. Всё вышесказанное надо иметь в виду при изучении Библии, которая по сути является записанным древними людьми свидетельством о Божественном откровении.

1.2. Богодухновенность Библии.

Современные западные проповедники любят говорить об уникальности Библии во многих отношениях: ее и печатали много больше других книг, и переводили на все языки мира, и жгли многократно, и писали на трех континентах. Но на самом деле уникальность Библии в другом. Книги, составившие Библию, написаны с XIII в. до н. э. по II в. н. э. Авторами этих книг являются люди, совершенно разные и по социальному положению, и по мировоззрению, и по настроениям своей эпохи, и по обстоятельствам личной жизни. В некоторых книгах Библии встречаются высказывания или описания, которые могут противоречить друг другу. И при всём этом Библия абсолютно едина в главной своей идее, пронизывающей всю священную Книгу от начала и до конца. Эта идея - спасение человека от греха, страдания и духовной смерти, осуществляемое богочеловеческой Личностью Иисуса Христа. Можно сказать и так: вся Библия - это книга о Христе (впоследствии будет показано, что история Ветхого Завета - это ожидание Мессии, а Новый Завет - Его приход и победа). И поскольку Православие называет Христа Богочеловеком и со времени IV Вселенского Собора определяет, что две природы во Христе - Божественная и человеческая - сосуществуют «неслитно и нераздельно», постольку и Библию можно рассматривать как книгу «богочеловеческую», где по той же формуле «неслитны и нераздельны» Божественное откровение и его человеческая передача. В связи с этим очень важно дать определение «богодухновенности» (или «боговдохновенности») Священного Писания. Богодухновенность (т. е. вдохновленность Богом) Священного Писания - это такое воздействие Духа Божьего на священного писателя, при котором, несмотря на личную, социально-историческую, национально-культурную его ограниченность, истина Божия передается без ущерба. Автор той или иной книги не может быть обычным грешником (см. выше), но он - человек своего времени и ограничен естественным ходом истории. Поэтому текст Библии, особенно ВЗ, не является «телеграммой», адекватной неизреченным глаголам Божиим, а передачей абсолютности Откровения ограниченными средствами древнего писателя.

Понятие «богодухновенности» позволяет отгородиться от двух крайностей в восприятии Библии. Первая крайность присуща скорее материалистам; она, даже при уважительном отношении к библейской мудрости, видит в Книге лишь случайно свитый в единое целое сборник древнего фольклора и мифотворчества. Здесь начисто отвергается реальность Божественного источника откровения. Сторонники подобного взгляда могут достаточно хорошо знать текст Библии, но ее основной смысл оказывается для них недоступным. Другая крайность, которую разделяют фундаменталисткие движения, например секта «Свидетелей Иеговы», считают Библию написанной непосредственно Богом, как бы спущенной с небес в готовом виде. В одном из журналов секты «Свидетелей» приведена фотография директора и его машинистки, которая подписана так: «Подобно тому, как некий босс диктует приказ своей секретарше, и та, не задумываясь, печатает его слова, так и Бог Иегова продиктовал свое Слово пророкам, находившимся в состоянии транса». В этом случае, наоборот, нивелируется библейское представление о значимости и свободе воли человека.

Кроме этого, понятие «богодухновенности» является одним из принципов, позволяющим расшифровать смысл Священного Писания, отделяя зерна Божественной истины от плевел преходящих земных обстоятельств. Это отделение не может, конечно, происходить механически. «Неслитно и нераздельно» как раз и означает, что нельзя в тексте Библии подчеркнуть разными карандашами, что Божие, а что человеческое, но важно сквозь букву различить животворящий дух.

Незнание принципа «богодухновенности» приводит к дискуссиям вокруг вопросов: имеем ли мы право исследовать Библию как литературное произведение? Позволительно ли говорить о «библейской критике»? Как отличить ее от недобросовестной критики со стороны атеизма? Могут ли быть в Библии противоречия? Но ведь в этом случае исследуется и подвергается сомнению и проверке не Откровение, не заповеди, не нравственность, а несовершенный человеческий способ пересказа этого Откровения, в т. ч. и неточный перевод с языка оригинала. И хотя история знает святых, которые Библию вообще не читали, и стали святыми по великой своей интуиции, тем не менее, в большинстве случаев вера просвещенного человека только углубляется от духовного и научного исследования Писания.

Тема : Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Лев и собачка».

Цель: учить детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи: добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, синонимами.

Ход занятия

Ребята, послушайте одно из произведений Л. Толстого «Лев и собачка». (Воспитатель читает быль.)

Лев и собачка (Быль)

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону й не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ? (Это рассказ.)

Почему? (Здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы.)

Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.

Какие события происходили: грустные или веселые? (Грустные.)

Какими словами еще можно назвать это произведение, эти события? (Грустные, печальные, тоскливые.)

Где происходят события? (В зверинце.)

Кто главные герои? (Лев и собачка.)

Что можно сказать о льве? Какой он? (Величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный.)

А какая собачка? (Маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, веселая, дружелюбная.)

Что было в начале? (Собаку бросили в клетку льву на съедение.)

Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (Лев обнюхал собаку, тронул ее лапой, смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собаку.)

Как вела себя собака? Что она делала? (Вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом.)

Как жили лев и собака в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собачка спала, положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли...)

Что произошло однажды? (Барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать ее обратно.)

Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал.)

Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый

Что случилось потом? (Собачка заболела и умерла.)

Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал ее лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал.)

Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев? (Тотчас разорвал ее на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней.)

Что стало со львом? (Он умер.)

Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.)

Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».)

Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим? (Да)

Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история? (Выслушиваются ответы детей).

Сейчас я прочту вам быль Л. Толстого «Лев и собачка» еще раз; слушайте внимательно и запоминайте.

Воспитатель повторно читает текст.

Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно.

Воспитатель читает начало, ребенок продолжает самостоятельно.

«В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец.»

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Целью урока является раскрытие трагического смысла произведения «Лев и собачка».

Для достижения этой цели считаю необходимым помочь детям понять смысл данного литературного произведения, привить чувство любви и доброты к животным, чувство ответственности за них.

На уроке я использовала технологию нравственного воспитания с приемами проблемного обучения и ИКТ.

Результативность урока: постараюсь, чтобы урок затронул все эмоциональные струнки души каждого ребенка. Обострил чувство сострадания, ответственности за все живое, произошло осознание позиции гуманного человека.

Урок литературного чтения, 3 класс.

Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".


Казанцева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов


Технология нравственного воспитания
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.
Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».
Задачи: 1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба,на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".


Ход урока.

  1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок на наш открытый урок.Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

II. Знакомство с биографией писателя.


Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!


Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого.
Ученик 1:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Ученик 2. Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.Ученик 3.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.
III. Актуализация знаний учащихся.
А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?(Демонстрируется запись темы).
-Это быль.
– Что означает слово быль?- Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.
Быль
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
- Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)
-Что вы знаете о таком животном, как лев ? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
- А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)
-Что можно сказать о собаке ? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет) Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
- Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)

IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

А) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?


Включается аудизапись были «Лев и собачка».


-Понравился рассказ?
Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?(О любви и привязанности животных друг к другу)
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
- Где происходит действие? (в зверинце )
- Какой эпизод показался вам самым напряженным?
    Было ли вам кого – нибудь жалко?
Б) Словарная работа.
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
    Смысл каких слов вам был не понятен?
Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.


Засовы – большие дверные задвижки.
Б) Перечитывание текста.
Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).
- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце). Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)


Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».


В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.


-Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)
-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найди и прочитай это место.(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) . - Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

(.. оторвал кусок мяса и поделился с ней)


-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)


-Что же происходит с собачкой ? (Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).


- Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).
- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

Почему лев не принимает новую собачку?(друзей не меняют, был ей предан )
- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).


-Какой конец в этой истории? (печальный)
Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).
- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.


V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?- Так о чем же этот рассказ ? (О преданности и любви животных друг к другу) - С каким чувством вы уходите с урока?
Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.Ваши творческие работы будут соответственно оценены.
Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.