Новые виды огранки камней шестигранник. Огранка драгоценных камней. Утонченная «груша», или «капля»

Драгоценные камни и изделия с ними – любовь, мечта и предмет восхищения не только девушек и женщин, но и мужчин. Они сияют и сверкают, переливаясь всеми цветами радуги, завораживают взгляд несчётными бликами и гранями, дарят владельцу неповторимое очарование и подчеркивают статус. Бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также огромное множество полудрагоценных минералов всех возможных цветов, узоров и текстур – в таком разнообразии каждый сможет подобрать себе самоцвет по вкусу, по душе и по карману.

Однако, в естественном, необработанном виде эти минералы едва ли смогут вызвать все описанные чувства, ведь огромную роль в их красоте играет огранка. В зависимости от опыта и мастерства ювелира, огранкой можно не только подчеркнуть чистоту, прозрачность, цвет и размер минерала, его способность преломлять солнечный свет, добиться потрясающих эффектов кошачьего глаза и астеризма, но и замаскировать возможные дефекты – мелкие вкрапления, внутреннюю трещинку или мутность. Без огранки, полировки и шлифовки даже алмаз – будущий бриллиант – похож на кусок пластика: совсем не блестит, кажется мутным и уж точно не создаёт игры света и сотен бликов.

В зависимости от вида, формы и размера минерала, моды, стиля ювелирного украшения и пожеланий заказчика, выбирают один из сотен видов огранки драгоценных камней – официально их 250, но каждый мастер создаёт новые вариации, а также зачастую придумывают абсолютно новый тип огранки, кардинально отличающийся от любого другого.

Виды и формы огранки

Существует 2 основных способа огранки – кабошон и фацетная, при чем последняя может быть ступенчатой или клиньевой, а также возможно сочетание разных способов огранки на одном минерале. Рассмотрим подробнее эти варианты, их описание, отличия, применение и разновидности.

Кабошон – огранка, при которой камню придаётся округлая гладкая выпуклая форма, идеально отполированная. Тыльная сторона кабошона обычно плоская, но может быть и вогнутая. Если камень с обеих сторон выпуклый, то это – двойной кабошон. Основание или сечение камня обычно имеет форму круга или овала, однако встречаются даже прямоугольные вариации со слегка закруглёнными углами. На некоторых минералах (чаще всего это разновидности хризоберилла), огранённых таким образом, проявляются красивейшие световые блики: эффект кошачьего глаза – одна светлая прямая полоса, пересекающая весь камень, или астеризм – 3 таких полосы, пересекающихся по центру и образующие 6-конечную звезду.

Применяется огранка кабошоном преимущественно для полудрагоценных непрозрачных и полупрозрачных минералов, но иногда так обрабатывают и сапфиры или рубины, которые способны проявлять эффект кошачьего глаза и астеризма. Такая обработка подчеркивает цвет минерала, максимально усиливает блеск его поверхности.

Иногда кабошон покрывают квадратными, реже — треугольными гранями одинаковых размеров. Если при этом основание камня плоское, то такая огранка называется шахматной, а если общая форма – шар, то это – бусина. Однако, строго говоря, эти виды обработки уже ближе к фацетной огранке, ведь они предполагают наличие плоских граней, пусть и не для достижения преломления света в минерале и бликов.

Фацетная огранка (от слова facet – грань) – придание минералу большого количества граней определённой формы, расположенных под такими углами, чтобы свет в камне максимально отражался и расщеплялся на все цвета спектра, создавая разноцветные блики. Именно эта огранка применяется для большинства драгоценных камней, а также для многих прозрачных полудрагоценных минералов. На фото – различные виды огранки бриллиантов.

В зависимости от формы граней, фацетная огранка бывает 3 типов, включающих все разновидности:

  1. Клиньевая огранка – имеет грани в форме треугольников или ромбов, включает самые популярные виды огранки прозрачных минералов:
    • Бриллиантовая огранка – наиболее выгодно создаёт игру света в прозрачном камне, именно так чаще всего гранят алмазы. Классическая форма контура минерала – круг, все остальные формы огранки бриллианта считаются фантазийными. Эффектнее всего камень с 57 гранями, но для мелких бриллиантов (до 1 карата) их число сокращается до 33 или 17. На самых крупных экземплярах число граней может достигать более 200.

При огранке алмаза сначала формируют плоскую 8-угольную площадку сверху, шириной с половину минерала, затем 8 основных и 16 клиновидных граней павильона – нижней части камня, которые сходятся в шип. После формируется корона вокруг площадки из 8 основных и 24 небольших треугольных граней, а в последнюю очередь выравнивается «ободок» между верхней третью и нижней частью бриллианта – рундист.

Камни, огранённые таким образом, эффектно смотрятся абсолютно в любом изделии. Эта огранка заставит засверкать и цветные минералы, и даже недорогие прозрачные самоцветы.

Главный недостаток такого вида обработки – большая потеря изначального веса самородка – до 50% превращается в пыль и крошку. Это одна из главных причин, почему всё большей популярности набирают фантазийные огранки разных форм:

  • Бриолетт (или капля) – одинаковый с любого бока, такой камень эффектно смотрится в серьгах или подвесках, закреплённый лишь за острую верхушку. Граней обычно 84, они однотипные – либо все треугольные, либо все ромбовидные. Такая огранка не сильно преломляет свет и создаёт немного бликов внутри камня, зато подчеркивает его чистоту и цвет. Обычно применяется для цветных прозрачных минералов.
  • Принцесса – очень оригинальный способ огранки бриллиантов (и не только) квадратной формы. Количество граней колеблется от 49 до 76, а нестандартное сочетание клиновидных, треугольных и трапециевидных граней в этой форме создают несчётное количество бликов, концентрирующихся в крест от угла до угла квадрата. Как и классическая бриллиантовая, эта огранка отлично подчеркивает способность камня преломлять свет и его прозрачность. Также пожжет скрыть за обилием бликов мелкие дефекты от неопытного глаза. Ещё одно преимущество – значительно меньшая потеря массы, чем при бриллиантовой огранке.
  • Античная огранка имеет абсолютно аналогичное бриллиантовой огранке количество и расположение граней, но в пределах квадрата или прямоугольника с закруглёнными краями. Выглядит очень нестандартно и ярко, создаёт огромное количество цветных бликов.
  • Триллиант – целая группа огранок, характеризующихся треугольной формой и самым неожиданным сочетанием и расположением граней. Открывает ювелиру широкий простор для творчества. Количество граней – от 19 до 71 и более, бликов всегда очень много, и они мелкие и острых форм – как и в классической бриллиантовой огранке.
  • Октаэдр – самая примитивная огранка, применяется в основном для недорогих прозрачных минералов, а также как стартовая форма алмаза перед огранкой в бриллиант. Имеет 8 одинаковых граней – равносторонних треугольников и 6 вершин. Можно описать как 2 четырёхгранные пирамиды с общим основанием.
  • Роза – один из первых видов огранки, сейчас утратил былую популярность. У такого камня плоское основание, над которым возведён «купол» из 12 или 24 треугольных граней.
  1. Ступенчатая огранка – имеет грани в виде трапеций, расположенные строго параллельно рундисту – «ободку» камня. Создаёт значительно меньше световых бликов, но они намного ярче и сильнее; подчеркивает идеальную чистоту камня и его цвет. Применяется только для прозрачных минералов, чаще – для цветных. Бриллианты так гранят весьма редко, ведь для такой обработки необходимо наивысшее качество камня, а результат блестит не так завораживающе, как клиньевая огранка.
  • Таблица – простейшая ступенчатая огранка, всего по 1 ступени вверх и вниз от рундиста, 10 граней. Один из первых видов огранки.
  • Багет – прямоугольник с большим количеством ярусов-ступеней.
  • Изумрудная огранка – отличается 8-угольной формой камня: прямоугольник со «срезанными» углами. Была придумана специально для изумрудов и защиты их ценных хрупких углов, но успешно применяется и для других камней. Граней обычно 49 – 2 яруса короны и 3 – павильона.
  • Ашер – вариация изумрудной огранки с большим количеством ступеней. Больше граней – больше бликов, поэтому эффектно смотрится в том числе и на бриллиантах. Может включать 57, 65 и более граней.
  1. Смешанный тип огранки сочетает в себе признаки клиньевой и ступенчатой огранок.
    • Радиант – самый популярный пример. Это своеобразный гибрид огранок принцесса и изумруд, с преобладанием первой. Корона начинается со ступеньки, а продолжается так же, как в принцессе; обратная сторона камня (павильон) огранена клиньями; от изумруда также досталась восьмиугольная форма – квадрат со срезанными углами, вместо обычного квадрата у принцессы. Блики смотрятся более упорядочено, как будто весь хаос мельчайших треугольников разбит и разграничен несколькими рамками. Чаще применяют такую огранку для бесцветных прозрачных камней.
    • Цейлонская – сочетает многоярусный ступенчатый павильон с короной из клиновидных граней. Форма камня и рисунок короны напоминает античную огранку.

Для того чтобы придать камню огранку, первым делом ювелир его внимательно осматривает и планирует сколько камней и какой огранки будет целесообразно изготовить из этого минерала. Затем его распиливают на части тончайшим лезвием с алмазным напылением, причём распил одного небольшого алмаза может занять до 4 часов. Непосредственно огранка производится при помощи специальных ограночных инструментов, позволяющих надёжно закрепить камень, а затем поворачивать его под нужным углом для формирования граней. Этот процесс занимает ещё 3 – 4 часа на камень весом 1 карат. Далее, при необходимости, производится резьба по поверхности – как правило, по полудрагоценным непрозрачным или полупрозрачным самоцветам. Последние этапы – шлифовка и полировка – делают поверхность камня идеально гладкой и максимально прозрачной. Для этого на керамическую основу наносится алмазная пыль с оливковым маслом.

Любое неаккуратное движение или неправильное решение во время всего этого процесса может привести к тому, что камень будет не концентрировать свет, многократно отражая его бликами и раскладывая спектр, а свободно пропускать, как стекло.

Для того, чтобы так точно выполнить работу, которая видна за частую лишь под лупой с 10-кратным увеличением, требуются годы и десятки лет опыта, а каждая ошибка приводит к отбраковке ценнейшего материала. Всё это вполне оправдывает высокую стоимость работы ювелиров – огранщиков, ведь именно они превращают неприметные природные самоцветы в яркие, сверкающие великолепием камни.

Камни гранят, чтобы придать им определённую форму, подчеркнуть блеск и игру света. Качественная огранка не даёт лучам проходить насквозь – они преломляются в гранях прозрачных и полупрозрачных камней и выходят обратно. Сначала создают и продумывают схему, учитывая форму камня, количество, размер и расположение граней и углов между гранями. Затем камни режут и полируют.

В ювелирном деле насчитывают около 250 разновидностей огранки. Они зависят не только от вкусовых предпочтений ювелиров, но и от физических и оптических характеристик камней. В процессе огранки важно сохранить массу камня и его природные достоинства. Огранку можно разделить на три большие группы: гладкую , фасетную и смешанную .

Гладкая огранка

Хотя формально её относят к огранкам, по сути это шлифовка. У обработанного таким образом камня нет граней, только отполированная поверхность.

Кабошон (от фр. caboche – «голова» или «гвоздь с широкой и круглой шляпкой») — самая известная разновидность гладкой огранки. Кабошон считают одной из первых, а потому самых старых огранок. У отшлифованного камня обычно плоское дно и гладкий, выпуклый купол. Чаще всего он выполнен в форме круга или овала, хотя встречаются и другие формы: прямоугольник, ромб, сердце, капля, лодочка, полумесяц.

Огранку кабошоном используют для непрозрачных и полупрозрачных камней, а также для камней с различными оптическими эффектами (астеризм, иризация, опалесценция, кошачий глаз). Так обрабатывают нефрит, бирюзу, янтарь, малахит, лазурит, змеевик, оникс, опал, тугтупит, иногда сапфиры, рубины и другие камни. Этот способ огранки не очень сложный, и качество исходного материала не играет большой роли.

Для разных задач и камней используют разные виды кабошонов. Непрозрачные камни с цветной поверхностью гранят одинарным кабошоном, у которого плоское основание и выпуклый верх. Для камней с внутренними дефектами подходит форма двойного (чечевичного) кабошона, у которого обе стороны выпуклые. Тёмные камни часто гранят полым кабошоном с вогнутым основанием. Также есть высокий кабошон с очень выпуклой верхней частью и плоский, похожий на застывшую каплю свечного воска.

Шар – ещё один вариант гладкой огранки. Таким образом обрабатывают полудрагоценные и поделочные камни: авантюрин, агат, аметист, кварц, малахит, оникс, яшму.

Фасетная огранка

Самый разнообразный тип огранки – фасетная или фацетная (от фр. facette – «грань»). Как следует из названия, при такой обработке на поверхности камня создаётся множество граней. Фасетную огранку используют при работе с прозрачными камнями: она выявляет их блеск, усиливает цвет и подчёркивает световые эффекты.

Чтобы понимать особенности разных вариантов фасетной огранки, нужно представлять анатомию огранённого камня.

Схема 1: строение огранённого камня

Верхнюю и нижнюю части камня разделяет тонкий поясок – рундист. Обычно на нём фиксируется оправа. Верхняя часть, расположенная над рундистом, называется корона. На ней находится площадка – плоская верхняя грань, самая большая грань камня. Нижняя часть, расположенная под рундистом, называется павильон. А точка схождения граней павильона в самом низу – калетта, она может быть в форме шипа, малой горизонтальной грани или линии.

Фасетная огранка делится на два вида: классическую или круглую бриллиантовую , и фантазийную .

Фасетная: круглая бриллиантовая

Круглая бриллиантовая огранка – самая распространённая форма обработки алмазов и других прозрачных камней с сильной дисперсией света.

Пионерами круглой формы считаются американцы Генри Морзе и Чарльз Филд, которые в 1870-е годы создали паровую машину для обработки алмазов.

Круглая огранка лучше всего демонстрирует блеск и игру света в камне и сводит к минимуму риск внешних повреждений. Бриллиант сверкает ярче всего, если соблюдены точные пропорции граней павильона – именно они обеспечивают полное внутреннее отражение света. Основной минус круглой огранки заключается в значительной потере веса самородка: после обработки может уйти до 60% изначальной массы.

Классическая или полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. На короне располагаются 33 грани, на павильоне – 24 грани. В первую очередь, эта огранка используется для крупных алмазов массой от 1 карата. Главную роль здесь играют пропорции, симметрия и качество обработки поверхности. Эталоном классической огранки считается «идеальный бриллиант», параметры которого в 1919 году рассчитал математик Марсель Толковский.

Упрощённая бриллиантовая огранка состоит из 33 или 17 граней. Она используется при обработке маленьких и средних камней: 33 грани – для камней весом до 0,99 карата, 17 граней – для «бриллиантовой крошки» весом до 0,29 карата. Таким образом обрабатывают алмазы, родолиты, аметисты, сапфиры, рубины, хризолиты, топазы и многие другие камни.

Фото 1: классическая или полная бриллиантовая огранка, автор этой и других фотографий — Дмитрий Столяревич

Виды круглых огранок, у которых больше 57 граней, называют модификациями бриллианта. Это, например, бельгийская Хайлайт (73 грани), разработанные в Нью-Йорке Кинг (86 граней) и Магна (102 грани) или Королевская огранка (154 грани).

Фасетная: фантазийная. Ступенчатые разновидности

При такой огранке грани располагаются параллельно и друг над другом, как ступеньки. Широкая верхняя площадка выполнена в виде многоугольника, а боковые грани – в форме трапеций или равнобедренных треугольников.

Ступенчатая огранка не вызывает бриллиантовый блеск, а подчёркивает окраску камня. Поэтому она применяется для прозрачных камней «средних цветовых тонов»: высокая огранка усиливает цвет, низкая – ослабляет.

Таблица или столовая огранка – одна из самых простых ступенчатых огранок. Обычно это плоский камень с большой площадкой: корона состоит из пяти граней, павильон – из четырёх. Вариацией можно считать огранку Зеркало с очень большой площадкой и неглубоким павильоном. Таблица применяется в основном для полудрагоценных и поделочных камней, которые часто используют в перстнях-печатках.

Багет – удлинённая версия Таблицы, огранка в форме прямоугольника. Такие формы, как Трапеция и Квадрат (Каре) , часто относят к разновидностям Багета.

Современная версия этой огранки появилась в начале 20 века. Её название происходит от фр. bague – до 17 века это слово обозначало драгоценные камни в целом. У Багета 14 граней, также встречаются 24-гранные версии. Технически она довольно проста, но в силу открытости граней требует высокой чистоты камня. В основном так гранят небольшие боковые камни в украшениях: алмазы, рубины, изумруды, топазы.

Другие четырёхугольники – Ромб, Воздушный змей, Эполет, Бочка, – считаются разновидностями Багета. Они отличаются наклоном углов и изогнутостью сторон. Как самостоятельные формы также выделяют Пятигранник и Шестигранник.

Изумруд (Изумрудная) или Октагон – ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Состоит она из 58 или 65 граней и внешне напоминает Багет, но углы здесь не острые, а скошенные.

Современные стандарты Изумруда были приняты в 1940-е – изначально эта огранка предназначалась именно для изумрудов, но со временем так стали гранить и сапфиры, и турмалины, и бериллы, и другие камни. Здесь тоже требуется высокая чистота и прозрачность камня, иначе недостатки будут заметны невооружённым глазом. Зато свет, который падает на поверхность, отражается широкими и яркими вспышками. По стоимости и по сложности это одна из самых доступных огранок.

Ашер – восьмиугольная огранка, которая выполнена в форме квадрата и по характеристикам похожа на Изумруд. Разработал её в 1902 году знаменитый голландский ювелир Джозеф Ашер, но популярность она обрела только в 1920-е годы. Оригинальная версия насчитывает 58 граней, а её модификация, Королевский Ашер, – 74 грани.

Фото 2: огранка изумруд

Фото 3: огранка ашер

Фасетная: фантазийная. Клиньевые разновидности

Клиньевые формы огранки часто считают вариациями круглой бриллиантовой. В данном случае на поверхность наносится множество граней в виде клиньев, которые хорошо раскрывают цвет камня и оживляют игру света в нём.

Овал – эта огранка выгодно отличается от круглой сохранением веса камня. Создал её в 1960-е годы ювелир Лазарь Каплан. У камней, огранённых овалом, обычно 57 граней, хотя их число может меняться. Удлинённая форма позволяет создать иллюзию большего размера камня, особенно выгодно она смотрится в кольцах. Используется овальная огранка в основном для крупных прозрачных камней – аквамаринов, аметистов, сапфиров, топазов.

Маркиз (Маркиза) представляет собой овал с заострёнными концами, похожий на лодочку. Эту огранку создали во Франции, в середине 18 века, и по легенде она посвящалась улыбке маркизы де Помпадур. Маркиз также насчитывает 57 граней и отличается небольшой потерей веса самородка: если изначально камень продолговатый, удаётся сохранить до 80%. Так гранят алмазы, аметисты, изумруды, рубины. Вариацией Маркиза считается огранка Челночок – у неё уже верхняя площадка и немного меньше граней.

Фото 3: огранка овал

Фото 5: огранка маркиз

Груша – эта огранка визуально напоминает каплю: один конец у неё закруглённый, другой – заострённый. Иногда её считают гибридом круглой бриллиантовой огранки и Маркиза. Гладкая площадка тоже выполнена в форме капли, граней-клиньев обычно 57. Такой камень должен иметь чёткую симметрию в точке сужения, поскольку именно там концентрируется игра света.

В форме Груши гранят аквамарины, аметисты, топазы. Огранка Панделок представляет собой вариант Груши, только павильон у неё более глубокий и округлый.

Бриолет, Капля, Маслина (Оливка) – разновидности вытянутой каплевидной формы. В отличие от Груши, у них нет ни площадки, ни рундиста. Поверхности Бриолета и Маслины полностью покрыты клиньями, только форма Маслины напоминает эллипс со срезанными концами. У Капли узкую верхнюю часть образуют длинные грани, вытянутые вниз, а округлую нижнюю часть – небольшие клинья. Камни, огранённые таким образом, преимущественно используют в качестве подвесок.

У вытянутых огранок Овал, Маркиз, Груша при нарушении пропорций и симметрии может проявляться оптический эффект «галстука-бабочки»: тёмное пятно в центре площадки.

Фото 5: огранка груша

Принцесса – прямоугольная клиньевая огранка, вторая по популярности для алмазов. Создал её в 1980-е годы ювелир Бецалель Амбар – первоначальную версию с 49 гранями он брендировал под названием Квадриллион . Принцесса имеет квадратные очертания и острые углы, а глубокий павильон, где сосредоточена игра света, оканчивается шипом. 58 граней создают блеск, который не уступает круглым бриллиантам, но при этом после огранки сохраняется около 80% камня.

Фландерс – модификация Принцессы, у которой 61 грань. Её тоже изобрели в 1980-е годы, назвав в честь бельгийского региона Фландрия. Отличается срезанными углами и очень сложной симметрией, поэтому процесс огранки занимает в три раза больше времени, чем создание круглого бриллианта.

Фото 6: огранка принцесса

Антик (Античная) или Кушон (Подушка) – эта огранка существует более ста лет и в своё время была почти так же популярна, как сегодня круглая бриллиантовая. По форме Кушон (англ. cushion – «подушка») действительно напоминает подушку. У камня закруглённые углы, 72 грани, он может быть квадратным или немного вытянутым. Так гранят алмазы, аметисты, сапфиры, изумруды, рубины, кварц и его разновидности. Кстати, другое своё название – Антик – огранка получила в знак признания исторических корней: её предшественницей считают Старую шахтную огранку 18 века.

Триллиант (Триллиан, Триллион) – клиньевая огранка треугольной формы, которую создали братья Ашер в начале 20 века. Углы камня могут быть острыми, скошенными или скруглёнными, у некоторых вариантов есть ярко выраженная треугольная площадка, у некоторых – нет. У классического Триллианта 43 грани, но современные варианты могут иметь 50 граней и больше. Эта огранка хорошо подходит светлым камням: алмазу, аквамарину, бериллу, белому сапфиру. Некоторые ювелиры с её помощью осветляют тёмные камни – танзанит, аметист, родолит. Разновидностями Триллианта можно считать огранки Щит и Троидиа, у которых стороны слегка выгибаются наружу.

Сердце – одна из самых сложных и дорогостоящих форм клиньевой огранки. Часто её применяют в эксклюзивных украшениях. По принципу она напоминает Грушу, но расщепляется с закруглённой стороны, принимая форму сердца. Камень обычно имеет равную длину и ширину, состоит из 59 граней – их число может меняться в зависимости от исходного размера камня. Так гранят рубины, аметисты, топазы, гранаты, иногда – цветные алмазы.

Шар или Сфера – довольно редкая разновидность клиньевой огранки, которая насчитывает от 120 граней и больше. Несмотря на то, что обработанный таким образом камень не будет сверкать очень ярко, сама огранка крайне трудоёмкая и требует высокого мастерства.

Фото 7: огранка сердце

Также стоит отметить коллекцию многоугольных «цветочных» огранок (Огненная роза, Подсолнух, Георгина, Календула, Цинния), которые создал знаменитый ювелир Габи Толковский, племянник создателя «идеального бриллианта». Они разработаны специально для сырых алмазов весом более 0,25 карата и основаны на необычных параметрах углов. Российские специалисты разработали десятиугольную огранку Хэппи, которая насчитывает 81 грань. Визуально она очень похожа на круглую бриллиантовую, но, как и многие другие фантазийные варианты, отличается меньшей потерей веса камня.

Смешанные виды огранки

Смешанная огранка сочетает в разных комбинациях гладкую и фасетную, клиньевую и ступенчатую. Например, с одной стороны камень имеет грани, а с другой остаётся гладким – плоским или закруглённым. Иногда огранка смешивается на одной и той же половине камня. При обработке учитывают оптические свойства камней разного цвета: от этого зависят такие параметры огранки, как, например, высота павильона.

К смешанному типу можно отнести и устаревшую огранку Роза : у неё плоское основание, нет ни рундиста, ни павильона. По сути это кабошон, выпуклая часть которого огранена клиньями. Первая Роза появилась в 16 веке, изначально у неё было не больше шести граней. За столетие их число увеличилось, изменилось размещение на короне, а также высота самой короны. Грани не всегда были симметричными, чаще встречались довольно неправильные очертания. Самые известные разновидности Розы:

  • Голландская
  • Полуголландская
  • Двойная голландская
  • Крестовая
  • Антверпенская

Французская огранка тоже считается смешанной. Появилась она в начале 1400-х годов, но в моду вошла лишь через два столетия. Площадка и рундист у неё квадратные, корона огранена треугольными клиньями, которые образуют диагональный крест, а павильон может быть ступенчатым. Её контуры в сочетании с 21 гранью обеспечивают высокую светоотдачу.

Барион – огранка, которую в 1971 году представил ювелир Базиль Уотермейер и назвал в честь себя и своей жены Марион. Один из вариантов имеет квадратную форму со слегка изогнутыми сторонами, 62 грани и сочетает ступенчатую корону с бриллиантовым павильоном. У огранки Барион две особенности: грани на рундисте выполнены в форме полумесяца, а четыре грани павильона, если смотреть на них сверху, через площадку, образуют крест.

Радиант также представляет собой комбинацию ступенчатой и бриллиантовой огранки. Разработал её в 1977 году Генри Гроссбард. Камень имеет прямоугольную или квадратную форму, восьмиугольный контур, срезанные углы и 70 граней. Название говорит само за себя – radiant в переводе означает «сияющий, лучистый». Совмещая лучшие черты двух видов огранки, она усиливает окраску цветных камней и сияние бесцветных.

В этом тексте мы постарались обобщить и выстроить в единую логику самые распространенные классификации камней. На выходе получился полный гид по огранкам. За аналитическую работу и создание структуры гида благодарим автора текста Ольгу Мартынову.

Павильон . Павильоном называется нижняя часть камня, от рундиста до самой нижней точки основания.

Калетта . Самая нижняя часть или точка камня. В некоторых случаях может полностью отсутствовать, что может являться свидетельством повреждений, или, особенно это касается цветных камней, вообще не являться элементом огранки.

Площадка . Плоское верхнее основание камня и его самая большая грань, часто называемая лицевым фацетом. Термином «размер площадки» описывается ширина грани площадки, часто выражаемая в процентном отношении к суммарной ширине камня.

Как оценить качество огранки

Какой бы стиль огранки ни применялся, следуя известным общим принципам оценки граненых драгоценных камней, вы сможете тоже определить как качество камня, так и качество огранки.

Для начала нужно запомнить, что если исходный материал хорошего качества, то именно от формы и качества огранки будет зависеть, станет ли грубый безжизненный камень красивым и ярким.

В случае с бриллиантами огранка и расчет пропорций самым непосредственным образом влияют на блеск и игру света.

В случае с цветными камнями совершенство огранки не играет такую же решающую роль, как у бриллиантов, но значение расчета пропорции никак не уменьшается, так как эти пропорции существенно влияют на глубину цвета, а также на сверкание и живость камня.

Посмотрите на камень с лицевой стороны через его верхнюю часть (площадку). Именно эта область является критически важной, так как именно она наиболее заметна. Если перед вами бриллиант, присмотритесь, распространяются ли блеск и игра света по всему камню или на его поверхности есть темные пятна.
Достаточно ли насыщен цветом под таким углом зрения цветной камень?
Расположена ли площадка симметрично и по центру?
Чтобы быстро проверить симметричность круглого бриллианта, посмотрите на края площадки. Линии должны быть прямыми, ровными и параллельными. Края площадки должны образовывать правильный восьмиугольник, края которого сходятся в четких точках. Если границы площадки являются волнистыми линиями, общее впечатление от симметрии смазывается, что скажется и на симметричности соседних граней.
Площадка в центре, но не симметричная.
Площадка смещена по центру и асимметрична.
Площадка в центре и симметрична - идеальное сочетание.

Теперь посмотрите на камень сбоку. Обратите внимание на про-порции камня сверху и снизу относительно рундиста.
1. Слишком мелкая (тонкая) корона
2. Слишком массивные (толстые) корона и павильон
3. Слишком мелкий павильон
4. Слишком глубокий (массивный) павильон
5. Идеальные пропорции
Пропорции камня (чрезмерно плоского или чрезмерно массивного) заметным образом отразятся на его красоте. Для цветных камней относительные показатели толщины могут существенно колебаться, что объясняется различием заложенных в те или иные камни оптических свойств.


В целом, можно сформулировать три правила , которые следует держать в уме при покупке цветных камней:
1. Если камень характеризуется живостью и обладает привлекательным цветом при осмотре площадки, какой бы вид ни имели пропорции (сжатые или массивные), именно они, как правило, и будут правильными и приемлемыми для данного конкретного камня.

2. Глубина цвета (тона) будет темнее, если у камня более массивная огранка, особенно если нижняя часть (павильон) расположена глубоко и обладает широкими размерами.

3. Глубина цвета камня будет светлее, если у камня более плоская огранка. Это особенно важно учитывать при покупке камня пастельных тонов. Пропорции такого камня всегда должны быть относительно глубокими.

Красота драгоценного камня, блистающего на бархатной подушечке в ювелирном магазине, кажется нам чем-то незыблемым: неуловимо мерцая в своей золотой или серебряной оправе, играя всеми красками радуги под солнечными лучами или светом электрической лампы, он представляется нам чудесным гостем, почтившим своим парадным сиянием наш серый и бренный мир. Однако настоящая история любого самоцвета похожа на историю Золушки: частенько ни за что не признать этот шикарный, сияющий кристалл в невзрачной неопределенного цвета глыбе, извлеченной из земных недр горняком. Путь, который придется пройти минеральной руде до того, как она станет украшением для очередной прелестницы, длинен и тяжел - ведь естественные грани драгоценных камней редко бывают совершенными, и лишь кропотливая работа ювелира-гранильщика способна полностью раскрыть их очарование.

Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. не выбирается наобум - для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…

Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон - в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант - заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты - звездчатость, иризация, опалесценция, - лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.

Не следует путать кабошоны с геммами - пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам - халцедонам, яшмам, агатам.

Прозрачные самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных - это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.


Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки - одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы - голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.

Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.

Ее разновидность - клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней - каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».

Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями - нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки - 17 (для самых мелких камней); общепринятое - от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…

Строение бриллианта. Верхняя часть круглого бриллианта — корона.

Строение бриллианта. Нижняя часть круглого бриллианта — павильон.

Наиболее популярные виды огранки - это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид - смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».

И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте - фантазийная огранка , которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний - сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.

Ступенчатая бриллиантовая огранка встречается на бриллиантах квадратной, прямоугольной или трапециоидной форм. Грани бриллианта ступенчатой огранки могут быть в виде прямоугольника или трапеции, и всегда расположены параллельно рундисту — так называется грань, разделяющая бриллиант на верхнюю и нижнюю части. Ступенчатая огранка не так ярко демонстрирует «игру», «огонь» и вспышки света по сравнению с бриллиантовой огранкой, зато подчеркивает прозрачность и чистоту бриллианта.

Бриллианты ступенчатой огранки: Ашер , Изумруд .

Видоизмененная бриллиантовая огранка относится к наиболее распространенному виду огранки бриллиантов, потому что стандартную бриллиантовую огранку можно эффективно модифицировать в множество различных форм, сохраняя при этом количество граней и принципы расположения относительно друг друга. Алмазы, ограненные видоизменной бриллиантовой огранкой, «играют» и очаровывают своими вспышками практически так же, как и круглые бриллианты.

Фантазийные бриллианты с измененной бриллиантовой огранкой: Овал , Маркиз , Груша , Сердце , Кушон .

Смешанная огранка бриллианта объединяет свойство ступенчатой огранки сохранять исходный вес алмаза и преимущества бриллиантовой огранки в демонстрации «игры» и оптических свойств бриллианта. Впервые смешанная огранка появилась в 60-ых годах прошлого века — публике был продемонстрирован камень с короной бриллиантовой огранки и павильоном ступенчатой огранки, тогда же миру была представлена огранка бриллианта Принцесса , ставшая в наше время настолько популярной, что уступает только классической круглой бриллиантовой огранке.

Бриллианты смешанной огранки Принцесса , Радиант .

Тип огранки Разновидность Описание
Кабошон (Имеет правильную геометрическую форму, обычно овал или круг, напоминает «застывшую каплю») Простой Плоское основание, выпуклая верхняя грань
Двойной выпуклый Верхняя и нижняя поверхности изогнуты в противоположные стороны
Выпукло-вогнутый Обе поверхности изогнуты в одну сторону, образуя «линзу»
Роза (Наклонные грани сверху и плоское основание, более не применяется) Голландская Выпуклость в форме летящей капли на плоском основании, 24 треугольных и ромбических грани
Полуголландская Аналогично, 12 граней
Бриллиантовая (Округлая форма, состоит из двух противопоставленных пирамид, верхняя усеченная) Полубриллиантовая Содержит 17 граней
Полная бриллиантовая Содержит от 57 до 240 граней
Ступенчатая (широкая верхняя площадка и различное число «ступеней»-пологих фасок) Изумрудная ступенчатая Восьмиугольная форма, используется в основном для изумрудов
Лестничная Все грани параллельны друг другу, в верхней части граней меньше, чем в нижней
Багет Квадратная или трапециевидная форма, большая площадка сверху, мало боковых граней
Клиньевая (каждая фасета разбита на несколько клиньев) Радиант Восьмиугольная огранка квадратной или прямоугольной формы
Триллион Треугольная форма
Смешанная (сочетает в себе элементы бриллиантовой и ступенчатой огранок в различных комбинациях) Бриолет Полукабошон Грушевидная форма с перекрещивающимися вытянутыми фасетами
Принцесса Пластинка с глубокими врезами-насечками
Полукабошон Верхняя часть - округлая (кабошон), нижняя - фасетная в форме усеченного конуса
Фантазийная (содержит все формы граней, включая несимметричные и искаженные, применяется для получения нестандартных форм вставок) Сердце Сердцевидная форма, образованная множеством мелких клиновидных граней
Маркиза (челнок) Заостренный с обеих сторон эллипс
Подвесок Удлиненно-каплевидная форма
Груша Яйцевидная форма

На самом деле, количество видов огранки огромно - ведь сочетаний треугольных, прямоугольных и ромбовидных фасет можно придумать великое множество, а если прибавить к этому еще и фантазийные огранки, то становится ясно - здесь потребуется не статья, а целая энциклопедия. Ювелиры не останавливаются на достигнутом - они постоянно совершенствуются, придумывают все новые и новые комбинации, которые еще лучше отражают игру света на гранях очередного бриллианта или топаза. А нам, пожалуй, не стоит учить наизусть сложносочиненные термины и знать разницу между челноком и бриолетом - не нужно быть экспертом, чтоб увидеть, как солнце отражается в самоцветных гранях и вновь восхититься тому, как симбиоз Природы и человека оказался чрезвычайно удачным и вылился в такое великолепное произведение искусства. Ведь драгоценное украшение в первую очередь - собственный кусочек счастья, журавль в руке, который приоткрывает нам еще одну удивительную грань бытия.

Драгоценные камни в естественном виде без огранки редко выглядят привлекательно.

Способы обработки драгоценных камней придают им оригинальную форму и неповторимое свечение.

Ценность минералам придает не только размер, количество карат, редкая расцветка, но и виды огранки.

В ювелирном деле известны несколько техник огранки камней, каждая из которых призвана подчеркнуть природную красоту самоцвета. Неважно, какая техника применяется (резка по твердому камню, шлифовка более мягких минералов), главное, показать минерал во всей его привлекательности.

Огранка камней выполняется для того, чтобы:

  • заставить сиять на свету;
  • придать форму, которая будет соответствовать стилю изделия.

Тип огранки «Кабошон»

Эта технология известна с глубокой древности, когда предки просто отсекали от камня все излишки, придавая округлую форму и определенный блеск. Таким образом «Кабошон» представляет собой обработку камня без подчеркивания граней, то есть шлифовку.

Этот способ огранки драгоценных камней применяется и в настоящее время. Он прекрасно подходит для минералов, непропускающих свет.

Так как световые лучи не проникают внутрь камня, подчеркнуть его свет можно при помощи шлифовки, когда луч будет отражаться от поверхности.

применяется для полудрагоценных камней, непрозрачных, а также полупрозрачных, таких как бирюза, малахит, кварц розовый, аметист, чароит.

Особенно эффектно смотрится «Кабошон » на минералах, которые обладают звездчатым сиянием. Например, на ограненных таким образом рубинах или сапфирах, которые обладают этим эффектом в наибольшей степени, вспыхивает звезда из шести лучей.

Обычно «Кабошон» выполняют с выпуклой лицевой стороной и ровной изнаночной. Бывает двойная огранка, когда все плоскости выпуклые. Особенно привлекательный хризоберилл, обработанный по технологии «Кабошон», придающей ему полоску посередине камня (речь идет о «Кошачьем глазе»)

В ювелирном словаре можно встретить термин «фасет» («фацет»). Это слово имеет значение «грань». Фасеты наносятся на минерал для того, чтобы лучи света, попадая на поверхность камня, преломлялись с эффектом внутреннего сияния.

Фасетный (фацетный) способ огранки

Метод применим для прозрачных минералов. Он насчитывает несколько распространенных и узнаваемых видов (бриллиантовая) клиньевая, ступенчатая, смешанная)

Обработка «розой»

Некоторые ювелиры считают ее одной из разновидностей бриллиантовой огранки. Ограненные этим способом камни напоминают каплю, которая лежит на плоской поверхности. Минерал шлифуется гранями в виде треугольников или ромбов. Она бывает нескольких видов:

  • голландская роза;
  • португальская;
  • антверпен с 12 гранями;
  • роза с короной, которая может насчитывать от 12 до 24 фасет.

Технология широко применялась в середине ХVI века и встречается в антикварных украшениях. Современные ювелиры ее практически не используют.

Огранка розой делает бриллиант похожим на бутон этого цветка, отсюда одноименное название. Если самоцвет имеет 12 граней, его называют «роза д’Анвер», если граней больше, – «коронованная роза». Встречается двойная роза, когда верхняя часть и низ камня обработаны одинаково.

Камни с огранкой Роза имеют более слабую игру светового луча, чем камни с типом гранения «Бриллиантовый». Поэтому при идентичных исходных данных, камни с бриллиантовой обработкой стоят гораздо дороже, чем при «Розе», примерно на 80%.

По мнению профессиональных астрологов, ограненный сапфир, рубин, брильянт или топаз - это систематизированная информация о взаимодействии нашей планеты со звездами. Известно множество видов огранок драгоценных камней, каждая из которых демонстрирует разные свойства минерала, предлагает помощь, задачи и вознаграждение их владельцам. Обработанный самоцвет расширяет человеческое сознание, открывая источники знаний, которые прежде невозможно было заметить.

cad огранка в siemens nx 8.5. Видео

Бриллиантовая огранка

Бриллиантовый вид обработки драгоценных камней изобретен в Голландии в ХVII веке. Он позволяет показать бриллиант в наиболее выгодном свете. Огранка представляет собой две многогранные пирамиды, которые соединены основаниями. Пирамида снизу – полная, а сверху – в усеченном виде. Усеченная верхушка выполняется в виде многоугольной таблицы.

1. Вид снизу
2. Основные грани низа
3. Калетта (увеличена)
4. Клинья низа
5. Вид сбоку
6. Рундист (увеличен)
7. Вид сверху
8. Парные клинья верха
9. Корона (верх)
10. Павильон (низ)
11. Основные грани верха
12. Площадка
13. Грани звезды (одинарные клинья верха)

Для мелких камней число граней может составлять 17. Это минимальное количество граней. Самое распространенное соотношение 57, где 24 грани в павильоне и 33 грани сверху.

Большие минералы могут при огранке иметь 240 граней. Обычно этот способ гранения применяют для алмазов. Это позволяет камню показать «игру» и свечение во всем великолепии.

Огранка «Восьмерка»

Камень, обработанный по этой технологии, имеет кроме площадки по 8 граней в верхней и нижней частях. «Восьмерка» применяется для обработки мелких минералов, полную огранку которых сделать невозможно.

Ступенчатая бриллиантовая

Этот вид огранки драгоценных камней применяется для бриллиантов в виде квадрата, прямоугольника или трапеции. Грани, обработанные в таких формах выполняются параллельно полоске, отделяющей верх и низ минерала – рундита. Хотя данная техника максимально не выявляет сияние камня, она хорошо показывает степень прозрачности минерала.

1.«Прямоугольник» («багет») ступенчатой огранки (13 граней)

2. «Прямоугольник» («багет») ступенчатой огранки (21 грань)

3. «Трапецеидальный багет» ступенчатой огранки

Вид обработки «Трапеция»

Используется для крупных ювелирных изделий. Ограненный самоцвет имеет от 20 граней +.

Такая обработка встречается редко. Она представляет собой квадрат с более широким основанием. Верх и низ камня параллельны друг другу, а боковые грани расположены верхними углами во внутрь. В трапеции, в ее нижней части граней больше, чем сверху. Применяется для крупных чистых экземпляров, так как выявляет все дефекты.

«Трапеция» используется не только для бриллиантов. Огранку применяют для обработки других натуральных драгоценных камней, а также фианитов, циркония.

Разновидность «Трапеции» – огранка полумесяц. Нижние грани имеют острый угол и при этом выступают. Его края с одной стороны прямые, с другой изогнутые. Способ обработки может быть доступен опытным ювелирам.

К напряженным видам обработки астрологи относят огранки, образованные углами 90° и 45° («Каре», «Таблица», «Восьмерка»).

Огранка фантазийная

Таким способом гранят камни для различных сложных вставок. Это могут быть вставки в форме сердечка, капли воды, сложного соцветия, герба. Огранка выполняется с применением комбинированного способа с клиньями, с разнообразными видами фасетов.

Самая используемая огранка – бриллиантовая, выполняться в виде различных ее модификаций, применяя разные формы, но число граней и их нахождение по отношению друг к другу не изменяется. Это только подчеркивает красоту минерала.

Круглая классическая

1. Низ бриллианта — Павильон
2. 24 грани
3. 1 шип
4. 8 основных граней низа
5. 16 клиньев низа
6. Толщина рундиста в широком месте 0,7%
7. Рундист
8. Толщина рундиста в тонком месте
9. Верх бриллианиа — Корона
10. 33 грани
11. 16 парных клиньев верха
12. 8 основных граней верха
13. 8 одинарных клиньев верха (грней звезды)
14. 1 площадка

Используется для любых ювелирных изделий, насчитывает 57, 33 или 17 граней.

Возможности по огранке камней появились после появления алмазной пилы, что позволило обрабатывать минералы самой высокой твердости.

Более мелкие камни могут иметь 17 или 33 грани. Более крупные подразумевают огранку с 57 гранями. Это позволяет подчеркнуть их искристость и увеличивает продолжительность жизни камня, так как уберегает его от возможных повреждений.

При круглой обработке происходит большая, практически в половину, потеря веса минерала.

Ограненный напряженным способом минерал указывает на конфликт человека с окружающей средой, направляя его на путь ликвидации причин собственного диссонанса. Поэтому такой бриллиант или топаз заставляет своего владельца настойчиво работать над собой (подавляет, сдавливает и вынуждает человека подчиниться естественному закону, измениться внутренне, трансформировать свою личность). Хозяин минерала не сможет радоваться жизни, пока не откроет в собственной душе новые грани и не заставит их засиять.

Овальная огранка

Используется для изготовления колец, серег, браслетов, кулонов, ожерелий. Камни могут насчитывать 57 граней.

Тип обработки известен с 1960 года. Алмаз при овальной огранке имеет клинья значительного размера. Форма продолговатая. Овал хорошо показывает его игру на свету. Самоцвет овальной огранки в кольце зрительно удлиняет пальцы, делает их изящнее.

«Маркиз»

Огранка с 55 гранями. Они применяются для изготовления колец, серег, кулонов.

Название «Маркиз» обязано маркизе Помпадур, известной фаворитке французского монарха. Форма минерала напоминает лодочку с заостренными концами. Самоцвет с огранкой «Маркиз» прекрасно смотрится в кольцах на пальцах, но в уязвимым местах он подвержен сколам.

Самоцветы, обработанные напряженным способом, полезны эмоционально неустойчивым людям со слабым самоконтролем, болезненным, страдающим остеопорозом..

«Груша или Капля»

Применяется в кольцах, подвесках, ожерельях. Камни с грушевидной огранкой имеют 55, 56 или 71 грань.

Прием огранки объединяет в себе огранку «Овал» и «Маркиз». Обработанный минерал имеет форму слезы. Тонкий вид Груши должен быть особо бережно защищен при помощи оправы. Форма очень изящная и прекрасно смотрится в изделиях. Отметим, что самый большой бриллиант в скипетре королевы Британии выполнен именно в этой технике.

«Сердце»

Применяется для камней в серьгах и подвесках, имеет 57 или 58 граней.

Технология напоминает обработку «Грушей», но с раздвоенным верхним концом. Смотрится романтично и очень необычно. Наиболее уязвимы крылышки от сердца, поэтому длина и ширина камня должны относиться друг к другу как 1 к 1.

«Кушон»

Камни, ограненные в технике «Кушон», имеют форму квадрата или прямоугольника с закругленными фасцетами. Благодаря этой шлифовке, минералы при свечах приобретают особое очарование, поэтому их называют свечными.

Так как грани при обработке Кушон достаточно большие, сам минерал предполагает чистоту и качество, потому что трудно скрыть недостатки. Обработанный самоцвет должен иметь не менее четырех зубцов, чтобы его закрепить в оправе.

Гармоничные огранки сформированы углами в 15°, 30°, 60°, 120° по аналогии с планетарными секстилями и тригонами («Роза», «Багет»).

Огранка «Шахматная доска»

Фантазийный вариант ступенчатой огранки. Чаще используется для полудрагоценных камней. Поверхность минерала равномерно покрывается многочисленными фацетами квадратной формы.

Огранка бриллиантов смешанная

Обработка позволяет сохранить изначальный вес минерала по максимуму и подразумевает ступенчатую огранку, что позволяет раскрыть оптические свойства минерала, продемонстрировав его «игру». Технология шлифовки получил свое рождение в 60 годы ХХ века.

«Принцесса»

Применяется в различных ювелирных украшениях. Имеет 49, 65, 68, 76 или другое число фасет.

Камни приобретают форму прямоугольника или квадрата и отличаются великолепной игрой света.

Минерал при обработке меньше теряет в весе, чем при классической огранке, но и стоит несколько дешевле бриллианта классической обработки.

«Принцесса» известна с середины ХХ века и очень популярна.

Но такая прямоугольная огранка нуждается в защите от оправы, так как прямые углы камня отличаются повышенной хрупкостью.

Особенно эффектно смотрится, если самоцвет прозрачный и светлых тонов.

Гармоничный способ обработки помогает владельцу камня расслабиться и забыть про проблемы и обиды. Минералы в гармоничных огранках раскрывают глаза человека, помогая ему увидеть радость и красоту жизни.

«Радиант»

Минералы, обработанные этим методом, имеют 65, 70 или другое количество граней.

Способ используется для обработки камней в таких изделиях, как кулоны, серьги или кольца.

Техника немного схожа с огранкой Принцесса и Изумруд.

Ее применяют для больших камней с хорошей чистотой, насыщенной цветовой гаммой и прозрачностью.

Минерал при огранке приобретает форму восьмиугольника квадратного или прямоугольного вида, углы при этом сточены. Изделия с таким ограненным камнем имеют увесистый и немного грубоватый вид, что очень подходит для мужчин.

На руке кольцо с огранкой камня «радиант» будет казаться массивным и зрительно укорачивать палец.

Минерал, ограненный методом Бриолет, имеет 56 или 84 грани.

Ювелиры используют его для вытянутых украшений, например, серег с подвесками или кулонов.

Применяется метод обработки для камней с нестандартной конфигурацией.

После огранки минерал приобретает форму капли, а грани у него становятся треугольными или в виде ромбов.

Слово «бриолет» переводится с французского как «сушеная слива из местечка Бриньоль». Грани камня в основании широкие, а к вершине все более сужаются. Ранее этот способ огранки использовался для вставки в кольцо или подвеску невесты.

Сводная таблица

Тип огранки Разновидность Описание
Кабошон (Имеет правильную круглую или овальную форму, напоминает «леденец») Простой Плоское основание, верхняя грань выпуклая
Двойной выпуклый Верхняя и нижняя грани выпуклые, изгибы направлены в противоположные стороны друг от друга
Выпукло-вогнутый Основание и верхняя поверхность изогнуты в одну сторону (выпуклые)
Роза (Верхние грани наклонены, основание плоское) Голландская (амстердамская) роза Имеет 24 треугольные грани. Высота фацетной пирамиды равна половине диаметра камня.
Полуголландская роза Аналогичная огранка с 12 гранями
Двойная голландская роза 73 грани
Португальская роза 241 грань. На верхней и нижних поверхностях минерала наносятся два ряда ромбических и три ряда треугольных фацет
Крестовая роза Четырехугольные грани
Антверпенская роза 13 граней, отличается низкой фацетной пирамидой
Бриллиантовая (Имеет округлую форму, состоит из двух пирамид, расположенных напротив друг друга, верхняя усеченная) Полубриллиантовая Имеет 17 фасет
Бриллиантовая полная Количество фасет может варьироваться от 57 до 240
Ступенчатая (широкая верхняя поверхность и разное количество пологих граней) Изумрудная ступенчатая Имеет форму восьмиугольника, применяется для изумрудов
Лестничная Фацеты расположены параллельно, в верхней части их число меньше, чем в нижней
Багет Четырехугольная форма. Объемная площадка сверху, боковых фацет мало
Клиньевая Каждая грань делится на несколько клиньев
Смешанная (содержит бриллиантовой и ступенчатой огранок в разнообразных сочетания) Имеет каплевидную форму с вытянутыми, перекрещивающимися гранями.
Принцесса Пластина прямоугольной формы с глубокими насечками
Полукабошон Верхняя поверхность камня округлая, а нижняя фацетная в форме усеченного конуса.
Радиант Восьмиугольная форма со сточенными углами
Фантазийная (может иметь все формы фацетов, включая искаженные и ассиметричные, используется для изготовления нестандартных вставок) Сердце Форма в виде сердца, образованная многочисленными мелкими гранями в виде клиньев
Капля Удлиненная форма в виде слезы
Маркиз Имеет форму эллипса, заостренную с двух сторон

Рассмотренная классификация видов огранки драгоценных и полудрагоценных камней неполная. Сочетая треугольники, квадраты, прямоугольники и многогранники, можно создавать бесконечное множество вариантов.

Все зависит от фантазии и таланта ювелира. Минерал подсказывает мастеру будущую огранку. Существует огромное количество фантазийных огранок, которые призваны подчеркнуть индивидуальность и красоту самоцвета. В настоящее время ювелиры не только совершенствуют мастерство, но и придумывают новые способы огранки драгоценных камней.

ОГРАНКА ПО СТИХИЯМ ЗНАКОВ

Камни для женских знаков зодиака предпочтительнее обрабатывать кабошоном, потому что фацета выявляет мужские качества, предполагает мужскую экспансивную энергетику, активность.

ОГОНЬ - огранка бриллиантовая или ступенчатая, кабошон закругленной или овальной формы с необработанной скрытой частью минерала.

ЗЕМЛЯ — кабошон в форме овала (кроме Девы). Скрытая часть самоцвета должна быть обработана.

ВОЗДУХ — огранка «трапецией» или голландской «розой», кабошон с необработанной скрытой частью камня.

ВОДА — кабошон круглый «пирамидкой» с ограненной скрытой частью в форме круга.

Виды огранки драгоценных камней на видео