Как проявляется аутизм в 2 года. Аутизм у детей: признаки заболевания и причины возникновения. Другие виды аутизма

Детский развивающий центр

Признаки и первые симптомы аутизма у детей. Причины, диагностика и лечение у детей младшего возраста

В медицине аутизм известен уже более 100 лет, но до сих пор врачи не могут конкретизировать, является ли данное отклонение заболеванием. Аутистическое расстройство относится к патологиям психического состояния человека, которое само по себе остается до конца неизученным.

Наблюдается аутизм у детей намного чаще, чем у взрослой категории людей. Наиболее выражено отклонение психоэмоционального развития в возрасте от 2 до 10 лет . В переходный период патология проявляется менее интенсивно.

Характеризуется аутическое состояние, как расстройство личностных качеств ребенка, при котором наблюдаются проблемы с социализацией и развитием.

Аутист предпочитает одиночество и занятие одним делом, чем бегать с детьми и играть в различные игры

По причине того, что все нарушения имеют психоэмоциональную направленность, многие врачи придерживаются мнения, что аутизм не является болезнью, а лишь психический тип человека.

В зависимости от возраста можно наблюдать различные симптомы того, как проявляется аутизм у ребенка.

Дети страдающие этим недугом, все свои эмоциональные проявления сдерживают в себе, поэтому, как правило, они замкнуты, не идут на контакт с окружающими и имеют проблемы с социализацией. Часто ребенок пытается изолироваться ото всех, включая родителей .

Диагностировать признаки аутизма у детей 2 лет легче, так как именно в возрасте 2 – 5 лет, ребенок приобретает максимальное количество знаний и навыков.

Если имеются проблемы с речью, физическим, умственным и эмоциональным развитием малыша, то родителям не следует ссылаться на его индивидуальность, а обратиться к специалистам.

При этом стоит отметить, что дети–аутисты хорошо рисуют, любят логические игры и математику, но не могут усваивать основы чтения, письма и т. д. Оценку состояния ребенка может дать только профессиональный доктор.

Какие могут быть причины

Маленьких больных с артистическими отклонениями считают особенными, и называют «дети дождя». Патология наблюдается по всему миру уже давно, но до сих пор медицине не удалось определить точной причины возникновения аутизма у детей.

Большинство психологов считает, что воздействие оказывается рядом факторов:

  • модификация генов;
  • наследственность;
  • патологии ЦНС (врожденные или приобретенные);
  • сбои обменных процессов;
  • гормональные нарушения;
  • бактериальные или вирусные инфекции;
  • отравление ртутью;
  • реакция на вакцинацию;
  • чрезмерно длительный прием антибиотиков;
  • воздействие на организм женщины химических препаратов в период беременности.

    Следует отметить, что не всегда перечисленные выше факторы становятся толчком для развития болезни. Это заболевание является индивидуальной реакцией детского организма .

    Родители обязаны обратить внимание на первые признаки аутизма: ребенок почти не выражает эмоций, не радуется приходу папы или мамы, до начала лечения не улыбается

    Как проявляется аутизм

    Симптомы аутизма у детей иногда заметить сложно, так как форма заболевания может быть легкой. При сложном типе патологии признаки, конечно, более выраженные.

    Особенностью недуга является индивидуальность его проявления. По мнению специалистов, проявляются первые признаки аутизма у детей до 1 года, но поскольку развитие ребенка до 2 лет не всегда соответствует нормам, то установить диагноз практически невозможно.

    Признаки аутизма у ребенка 3 лет могут оцениваться по трем основным направлениям: социализация, речевые и поведенческие навыки.

    Ребенок-аутист часто размышляет о чем-то своем и не реагирует на окружающих

    Проблемы с социализацией:

    Проблемы речевого характера:

    Многие родители впадают в депрессию, так как не видят выхода из ситуации, которая изо дня в день повторяется

    Существует ряд специальных тестов, по результатам которых врач определяет, страдает ли ребенок от аутического расстройства.

    На основании описанных выше симптомов ни один специалист не сможет выставить диагноз.

    Признаки аутизма у детей на фото можно увидеть, обратив внимание на мимику, которая, как правило, не соответствует ситуации.

    Если при ежедневном наблюдении родители замечают признаки и симптомы аутизма у детей, то рекомендуется обратиться к психологу или неврологу для проведения диагностики.

    Сравнительная характеристика для детей раннего возраста

    В приведенной ниже таблице указаны характерные ранние признаки аутизма у детей до 2 лет, а также симптомы ПЭР (психоэмоционального развития) ребенка старшего возраста (на примере сравнения больной – здоровый).

    Симптомы аутизма у детей

    Аутизм важно диагностировать как можно раньше – в идеале в 1-1,5 года. Если начать корректировать поведение с этого возраста, то все пройдет легче, безболезненней для семьи и самого малыша. Как распознать признаки аутизма в раннем детстве?

    Наверное, важно будет повторить несколько известных фактов. С каждым десятилетием рождается все больше людей с аутизмом. По данным ВОЗ, количество детей с таким диагнозом растет на 13% в год. Аутизм – это не научный термин, правильнее будет говорить «расстройство аутичного спектра» (РАС). Спектр отклонений очень и очень широк, степень тяжести каждого из отклонений – индивидуальна. А значит в случае каждого ребенка диагностика должна быть индивидуальной, внимательной.

    Каких-либо анализов или инструментальных методов, способных на 100% подтвердить или опровергнуть РАС, не существует. Врач, как правило это врач-психиатр, применяет методы наблюдения за ребенком, играет с ним, анкетирует и проводит интервью с родителями. Расстройства аутичного спектра – врожденный порок, предположительно, связанный с нарушением генетики и/или органическим поражением головного мозга. Болезнь появляется отнюдь не от плохого воспитания, не из-за приобретенной душевной травмы. Отсюда следуют два очень важных вывода. Первый: родители не виноваты в аутизме своих детей. И второй: РАС коварен, и до трех лет его симптомы могут быть «списаны» как раз на плохое поведение, капризы, дурное воспитание.

    Поскольку это врожденное заболевание, увы, неизлечимо, оно остается с человеком на всю жизнь. Однако проявления аутистического поведения поддаются коррекции с помощью терапевтических занятий, которые особенно эффективны в раннем возрасте. Ребенку можно помочь – чем раньше начать заниматься, тем благоприятнее прогноз. А для этого нужно вовремя распознать болезнь.

    Спектр аутичных признаков

    Несмотря на то, что РАС проявляется очень индивидуально, для простоты предлагается объединить ключевые признаки в три группы.

    1. Общение: нарушения социального взаимодействия.
    2. Разговор: нарушение речи и других способов говорить (жесты, мимика).
    3. Поведение: стереотипность интересов и деятельности.

    Если говорить о них подробнее, то вот небольшой список особенностей, которые могут стать основанием для обследования. На что родителям, опекунам, родственникам и воспитателям стоит обратить внимание?

    • Зрительный контакт. Ребенок не смотрит глаза в глаза, взгляд ребенка скользит мимо ваших глаз, несмотря на ваши попытки привлечь внимание, – это самые тревожные «звоночки» для ранней диагностики.
    • Эмоциональная нейтральность. Часто дети с РАС не проявляют радости, тревоги, удивления. Бывает, они не «считывают» настроение значимого для них взрослого, не чувствуют его интонацию (ласковую, строгую). Если близкому человеку больно, ребенок вряд ли проявит сочувствие доступным для него способом: взглядом, мимикой, жестами или желанием обнять.
    • Задержка речевого развития или отсутствие речи и при этом способность повторять довольно сложные речевые конструкции, услышанные от взрослых или из мультфильмов/кино.
    • Отсутствие указательного жеста, а также неумение правильно просить могут оказаться серьезными индикаторами. Если ребенок не показывает пальчиком, а ведет или подталкивает взрослого к интересующему объекту, это повод задуматься.
    • Если ребенок не откликается на свое имя, это тоже может стать весомым поводом для профессионального осмотра. Весьма часто в таких случаях сначала консультируются с сурдологом. Если же со слухом все в порядке, то можно посоветовать обратиться к врачу-психиатру.
    • Повторяющееся поведение: вращение вокруг своей оси, пробежки из угла в угол, бег вдоль прямых линий (забор, шкаф), однообразные движения руками, хождение на цыпочках. Неестественные, то есть возникающие спонтанно, без привязки к ситуации, движения и жесты тоже должны насторожить родителя.
    • Стойкие привычки – очередной повод для консультации со специалистом. Это может быть привычка к одному типу еды, режиму дня, определенному порядку среди игрушек (как правило, выстраивание их в один ряд).
    • Фокусирование на деталях. Например, интерес не к игрушке в целом, а к ее детали: колесику, которое ребенок может крутить очень долго.
    • Отсутствие воображения, так нужного для игры – по сути единственного доступного ребенку механизма познания мира. Неумение проводить ролевые, сюжетные игры, играть со сверстниками – тоже означает, что ребенок может быть в зоне риска.

    Не все из перечисленных признаков обязательно проявляются у ребенка с РАС. Однако если некоторых из них наблюдаются, можно пройти тест (аутизм-тест.рф).

    Что делать семье, в которой растет ребенок с расстройством аутичного спектра? Прежде всего, наверное, нужно заняться АВА-терапией (Applied Behavior Analysis). Система, разработанная в 1980-х в США, на сегодня остается единственным научно доказанным методом коррекции аутизма. Она представляет собой непрерывный и поэтапный процесс обучения с подсказками и поощрения желательного поведения. Среди многих профессионалов и родителей эта система признана наиболее эффективной. Родители могут пройти тренинги по АВА-терапии как в специализированных центрах, так и на онлайн-семинарах.

    Что говорят об аутизме родители и врачи

    Яна Сумм , организатор центра АВА-терапии, мама ребенка с аутизмом: «Коварство болезни в том, что недостатки, по которым ставится диагноз, не выглядят на трехлетнем ребенке чем-то чудовищно неправильным. Мой сын в 2 года даже ходил на обычные кружки с сестрой. Однажды я уезжала и попросила маму присмотреть за детьми. После моего возвращения она сказала: «То, что я вижу, - катастрофа. Он начал терять все свои навыки, и с каждым днем становится глупее, чем вчера». Мама испугала меня и правильно сделала. Потом я начала тщательно вспоминать детали, буквально день за днем в его жизни. В день, когда родился мой Валера, я подумала, что вот он – мой сын, но он еще немного не в себе, словно инопланетянин. Блуждающий взгляд, равнодушие ко мне, слабый сосательный рефлекс… Когда папа купил ему беговел, Валера мог по 1,5 часа ездить по кругу, что всех умиляло, но отнюдь не настораживало. Однажды босоножки очень сильно натерли ему пальчик, а он не заметил боли. Валера, как и другие аутисты, не очень хорошо чувствовал и понимал свое тело. Многих вещей я не понимала, и списывала их на характер, особенности, капризы. Очень важно до года понять, есть аутизм или нет. Три года – это уже не возраст ранней диагностики».

    Елена Бахтинская , детский психиатр: «Впервые аутизм описал в 1943 году австро-американский детский психиатр Лео Канер. В наше время знаний о заболевании несомненно больше, и само оно, увы, стало более распространенным. Диагностируется аутизм гораздо раньше, чем это было принято еще несколько лет назад. В крупных центрах умеют проводить диагностику уже в 1-1,5 года. Очень важно, чтобы родители обратились вовремя, в идеале до года. В этом возрасте можно заметить нарушение зрительного контакта: ребенок не реагирует на улыбку, взгляд, не протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Это должно насторожить, и очень важно, чтобы родители задали себе вопрос, почему ребенок этого не делает. Ранняя диагностика дает больше возможностей эффективно помочь ребенку. К тому же есть расстройства, которые ближе к норме, и если их начать корректировать в раннем возрасте, то ребенок сможет учиться в обычной школе, найти работу и создать семью».

    Александр Галущак , врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук: «Наиболее явные признаки возникают после трех лет, когда взрослые ждут от ребенка определенного уровня развития. А самые первые признаки возникают раньше – практически с первого года жизни. Прежде всего, это реакция на маму. У детей, у которых мы подозреваем аутизм, практически отсутствует реакция (оживление) на то, что мама подошла, нет реакции на ее голос. Что такое гуление? – Это когда детки издают звуки, смеются, показывают эмоцию, которую можно однозначно интерпретировать как положительную, радостную. Детки с аутизмом не гулят, проявляют эмоциональную нейтральность».

    Юлия Преснякова, клинический психолог, руководитель проекта «Инклюзия»: «Во время занятий и в бытовом общении с ребенком-аутистом самое важное – ровный эмоциональный фон. Нужно постараться все свои фразы формулировать исключительно в положительном ключе, разговаривать очень-очень спокойно и нейтрально. Не стоит загружать речь множеством дополняющих друг друга слов. Лучше спросить: «Хочешь банан?». Фраза «А не хочешь ли ты сейчас банан?» слишком перегружена смыслом. Во множестве слов речь для таких детей превращается в шум, а наша задача – сделать речь функциональной и понятной».

    Каковы признаки аутизма у детей до года?

    Аутизм - это одно из серьезных нарушений психического развития. Диагностировать его у детей до года практически невозможно, поскольку не существует медицинских анализов, которые могли бы выявить данное отклонение. Понять, что ваш малыш - аутист, вы сможете только наблюдая за его поведением и отмечая наличие у него характерных признаков.

    Аутисты - это особенные дети, зачастую проявляющие себя как талантливые неординарные личности, но таким малышам очень сложно вести социально активную жизнь. Они совершенно не похожи на сверстников и даже не стремятся ни подражать им, ни контактировать с ними. Как распознать признаки аутизма у своей крохи, и помочь малышу максимально адаптироваться в обществе?

    Аутизм - это не болезнь, а нарушение восприятия и коммуникации, причем оно имеет несколько градаций . У одних детей симптомы отклонения выражены больше, а у других - малозаметны и практически не мешают им общаться и контактировать с людьми. Малыши-аутисты поначалу не явно отличаются от сверстников, но по мере взросления симптоматика, делающая их особенными, проявляется все сильней и сильней. Так почему же эти дети не такие как все?

    Круглосуточно наш мозг получает от зрительных, слуховых и осязательных органов информацию и обрабатывает ее. Таким образом мы воспринимаем и реагируем на окружающую действительность. У детей-аутистов это восприятие несколько нарушено - важные вещи они могут не воспринимать, а какие-то мелочи ими усваиваются очень интенсивно. Именно поэтому они и реагируют на мир иначе, чем обычные люди.

    Аутистам очень важна монотонность жизни, им не нравится, когда что-либо новое появляется в их окружении или образе жизни . В зависимости от тяжести отклонения, «новизна» может принести им легкий дискомфорт или же довести до истерики. Из-за этой особенности их мозг очень тяжело воспринимает информацию, порой, чтобы приучить аутиста чистить зубы утром и вечером, необходимо потратить несколько месяцев, день за днем прививая им эту привычку.

    Дети, отклонение в восприятии которых не было вовремя замечено и скорректировано, не способны обслужить себя и не могут общаться с людьми. Вот почему важно рано увидеть у малыша наличие тревожных симптомов и приступить к его адаптации с помощью квалифицированного психолога.

    В последние годы диагноз «аутизм» ставится все чаще особенным пациентам. Если еще десятилетие назад на 1000 обычных детей приходился всего один аутист, то сейчас динамика выявления отклонения становится пугающей. Нарушение восприятия проявляется у одного малыша из 50 мальчиков и 80 девочек.

    Поскольку симптомы аутизма носят в основном поведенческий характер, выявить отклонения у новорожденных детей невозможно. С трудом нарушения можно диагностировать и у малышей до года, поскольку симптоматика является не специфической. Те или иные признаки могут соотноситься с особенностями характера дитя или носить временный характер.

    Например, чрезмерная капризность, внезапно проявившаяся, может говорить о возрастном кризисе грудничка до года, а длящаяся постоянно - о пробелах в воспитании или наличии проблем с нервной системой.

    Малыши с аутизмом начинают отличаться от своих сверстников еще в первые месяцы:

  • грудничок не стремится прижаться к матери;
  • не просится на ручки;
  • не смотрит в глаза;
  • не всегда реагирует на звуки;
  • не всегда откликается на свое имя;
  • преобладает периферическое зрение - малыш не следит за движущимися у него перед глазами объектами, но при этом реагирует на перемещения объектов сбоку.

    Но эти признаки аутизма еще не основание для «диагностики» отклонения у детей до года. Тем более нельзя говорить о нарушении восприятия относительно новорожденных, основываясь на том, что они не реагируют на звуки, поскольку слуховые органы малышей в первый месяц только начинают функционировать.

    Перечисленные симптомы аутизма могут быть всего лишь временными явлениями у детей до года, которые вскоре благополучно пройдут, и ваша кроха вырастет общительной и вполне обычной.

    По мере взросления и освоения речевых и двигательных навыков, симптомы аутизма у детей нарастают. У малышей ближе к году и старше они делятся на три группы:

  • Ребенок не стремится контактировать с детьми и со взрослыми, ему гораздо комфортней находиться одному.
  • Избегает зрительного контакта - выслушивая вас, ребенок-аутист будет наблюдать за вашими жестами или губами.
  • Дети с аутизмом не любят телесного контакта.
  • Если на исходе первого года у обычных детей отмечается стремление к подражательству и копированию, то аутисты лишены этого; малыш не будет играть в ролевые игры с куклами, «разговаривать», как папа, по телефону и повторять за вами движения.
  • Дети могут относиться чрезмерно холодно к домочадцам, не привязываясь ни к кому; обратная форма аутизма характеризуется постоянной патологической привязанностью к одному из членов семьи.
  • Особенность восприятия окружающего мира аутистами проявляется в специфическом выборе игрушек - малыша не будут интересовать яркие покупные предметы, он может долгое время заниматься с совершенно не предназначенными для младенцев объектами: потертой шахматной фигуркой, камушком или ручкой от сковородки.
    1. У ребенка-аутиста чаще всего отмечается задержка развития речи, он говорит мало и крайне неохотно.
    2. Малыш редко улыбается в ответ.
    3. Кроха неохотно будет реагировать на ваши просьбы показать что-либо или подать определенный предмет.
    4. Ребенок-аутист будет избегать общества других детей и контакта со взрослыми.
    5. В речевом запасе ребенка намного больше, чем у его сверстников, несуществующих слов.
    6. Аутисты могут практически без остановки повторять простые усвоенные движения.
    7. С трудом привыкают к переменам обстановки, малышей может пугать новая одежда или появившийся в комнате предмет мебели.
    8. Дети-аутисты весьма негативно могут отреагировать на появление незнакомых людей в доме или на их обилие в общественных местах.
    9. Малыши строго следуют установившемуся распорядку дня, и если вы опустите какой-то «элемент» из традиционного графика, это может привести к капризам.
    10. Аутисты избегают новизны и в сфере принятия пищи: один раз попробовав определенную кашу, он будет есть только ее, не допуская подмены или попыток украшения блюда ягодами или фруктами.

    Симптомы аутизма нарастают и проявляются все ярче вместе со взрослением ребенка. Первые признаки опытный специалист может отметить еще в возрасте 3 месяцев благодаря диагностическим тестам, но наиболее точно «вынести вердикт» можно примерно в 3 года.

    Точных причин проявления аутизма до сих пор не выявлено, ученые только предполагают, что вызвать данное отклонение могут:

  • сложные роды;
  • родовые черепно-мозговые травмы;
  • поражение ЦНС инфекциями во внутриутробный или послеродовой период;
  • стресс, вредные привычки или заболевание матери во время закладки нервной трубки плода;
  • прирожденная эмоциональная нестабильность, из-за которой ребенок сам закрывается от мира.

    Специалисты в последнее время отмечают случаи возникновения приобретенного аутизма, когда совершенно здоровый ребенок постепенно перестает контактировать с окружающими, стремится к одиночеству, увлекается каким-то определенным занятием, и у него отмечается деградация речевых навыков. Как правило, такое неврожденное отклонение связывают с тем, что с малышом не занимаются, либо в семье сложилась неблагоприятная для нормального психофизического развития обстановка.

    Вылечить аутизм невозможно, но все ваши силы после постановки этого диагноза должны быть направлены на социальную адаптацию своего ребенка, ведь без нее ему придется довольно тяжело. Он не сможет посещать детские образовательные учреждения, общаться со сверстниками, вести общественную деятельность, обслуживать себя, а впоследствии не сможет работать и завести семью.

    Вам будут рекомендованы посещения психолога, с которым вы будете вместе на протяжении долгих лет сотрудничать и стараться сделать малыша максимально «нормальным». Долговременная коррекция аутизма будет направлена на адаптацию ребенка к обществу и привитию ему необходимых для самообслуживания и взрослой жизни навыков. Поскольку такие дети особенные, вам придется внедрять в их устоявшийся распорядок дня необходимые манипуляции день за днем.

    Вместе с психологом вы разработаете индивидуальную программу коррекции аутизма, подходящую именно для вашего малыша, по завершении которой он сможет стать максимально социализированным и коммуникабельным. Готовьтесь, что процесс адаптации затянется на долгие годы и потребует от вас и вашего дитя большой выдержки и тяжелого морального труда.

    Старайтесь не повышать на ребенка голос и терпеливо учить его день за днем одним и тем же навыкам, постепенно приучайте его к новым людям и к контактам с другими детьми. Найдите в своем городе семьи, столкнувшиеся с подобной проблемой, возможно, их личный опыт адаптации поможет вам.

    Аутизм у ребенка: симптомы и лечение

    Аутизмом назы­вают нарушение развития, характеризующееся не­способностью к нормальному общению и дефицитом языковых навыков. Эти дефекты сопровождаются наличием серьезных трудностей в восприятии и неа­декватной реакции на повседневные стимулы (на­пример, звуки), нарушением адаптации к изменени­ям окружающей среды и повседневной деятельности, а также при изменении окружающей среды и повсе­дневной деятельности по собственной инициативе. Признаки аутизма появляются еще до того, как ребе­нок достигнет возраста 2,5 лет, и сохраняются в те­чение всей жизни, хотя некоторые из симптомов мо­гут потерять свою остроту. Из каждых 10 тысяч де­тей, рождающихся ежегодно в США, двое страдают от аутизма.

    Аутизм - это поведенческий синдром, то есть группа конкретных признаков, проявляющихся со­вместно. Хотя эти отклонения по-разному воздейст­вуют на поведение ребенка, синдром аутизма всегда включает в себя в большей или меньшей степени на­личие трудностей в следующих областях.

    Трудности в отношениях с другими людьми.

    Детям, страдающим аутизмом , трудно формиро­вать эмоциональную привязанность к родителям и другим людям. Это состояние часто проявляется уже в младенчестве - например, ребенок может безраз­лично относиться к тому, что его берут на руки, или даже не любить этого. Кроме того, страдающий аутизмом ребенок с самого раннего возраста не толь­ко не испытывает желания проявлять привязанность в виде физического контакта, но и не устанавливает визуапьных контактов с другими людьми, в социаль­ном плане не реагирует на других улыбкой или иным изменением выражения лица. Создается ощущение, что ребенок не рассматривает людей как индивиду­умов, а подчас даже и в качестве людей. Чаще всго создается впечатление, что ребенок-аутист живет в своем собственном мире.

    По мере того как страдающий аутизмом ребенок растет, он обычно начинает лучше осознавать, что рядом с ним живут родители и другие знакомые ему взрослые люди и начинает устанавливать с ними не­которые эмоциональные связи и приобретать привя­занности. Однако связь с ровесниками или дружба с ними продолжают отсутствовать, как и отсутствует способность играть с ними в игры, требующие со­вместного участия и сотрудничества. Кроме того, со­здается впечатление, что дети, страдающие аутиз­мом, не знают, что такое сочувствие, они не могут «поставить себя на место других людей». С возра­стом острота этих проблем может уменьшиться, од­нако большинство детей-аутистов и в зрелом возра­сте продолжают испытывать серьезные трудности в общении.

    Трудности взаимопонимания при использова­нии языка в качестве средства общения.

    Нарушения языкового общения характерны для всех детей-аутистов. Хотя трудности, связанные со слухом, не являются характерной особенностью аутизма, маленьких детей-аутистов часто поначалу принимают за глухих. Эксперты считают, что детям-аутистам очень трудно обрабатывать информацию, связанную со значениями слов, речи, даже несмотря на то, что слышат они вполне нормально. Языковое развитие детей-аутистов надолго запаздывает, а в тя­желых случаях они на протяжении всей жизни ока­зываются неспособными говорить.

    Если страдающий аутизмом ребенок и начинает использовать язык, то обычно, по крайней мере на первых порах, он делает это не для целей общения. Иногда кажется, что дети-аутисты получают удоволь­ствие от языка просто как от набора звуков. Харак­терной особенностью использования языка детьми-аутистами на ранних этапах является эхолалия (тен­денция повторять звуки и слова других людей). У не­которых детей повторение по принципу «эха» про­исходит сразу после того, как то или иное слово про­изнесено другим человеком. У других детей-аутистов отмечается удивительная способность запоминать целые отрывки из бесед или телевизионных про­грамм, причем удивительно надолго.

    Если ребенок-аутист и осваивает правильную речь, то она зачастую перемежается грамматически­ми ошибками и изобилует другими нарушениями. Одной, очень характерной, особенностью является неумение правильно использовать местоимения. На­пример, ребенок, который просит дать ему яблоко, вполне может сказать «ты хотеть яблоко». Характер­ным для детей-аутистов является также и то, что им с трудом удается запоминать названия предметов, высказывать абстрактные мысли и использовать мета­форы.

    Речь ребенка-аутиста обычно бесстрастна, моно­тонна, бесцветна, лишена эмоций и других нюансов. Если тон речи и меняется, то зачастую не к месту. Речь не сопровождается соответствующими проявле­ниями эмоций, такими как жесты или изменение вы­ражения лица; все эти проблемы сохраняются и в зрелом возрасте.

    Трудности в области восприятия и реакции на чувственные раздражители.

    Дети-аутисты обычно самым неожиданным обра­зом реагируют на любые чувственные раздражители, то есть на предметы и явления, которые они могут слышать, видеть, чувствовать, пробовать на вкус или обонять. Например, ребенок может безразлично от­нестись к яркому свету, но впасть в состояние рас­стройства, услышав отдаленный звук работающей у соседа газонокосилки. Раздражители, которые други­ми людьми даже не воспринимаются, могут вызвать у ребенка-аутиста всплеск лихорадочной активности или, наоборот, пассивное состояние, при котором ребенок в течение долгого времени пребывает без движения. Ребенок-аутист может никак не отреаги­ровать на полученную травму, боль. Он может не проявить и признаков страха в опасных ситуациях. В целом, как представляется, детям-аутистам лучше удается использовать осязание, вкус и обоняние, чем зрение и слух, как средство изучения окружающей среды и других людей.

    Трудности приспособления к переменам в окру­жающей действительности или повседневном рас­порядке жизни, или при внесении изменений в них по собственной инициативе.

    Дети-аутисты проявляют стремление к сохране­нию закрепленного порядка в своей жизни. Большие огорчения у такого ребенка могут вызвать даже не­большие изменения, например перестановка того или иного предмета мебели в квартире. Кроме того, многие дети-аутисты сильно привязываются к каза­лось бы бессмысленным предметам - например, ку­сочкам ткани, веревочке или аптекарской резинке - и очень огорчаются, если эти предметы у них от­бирают. Они также часто придумывают себе ритуа­лы, например постоянно прикасаться к определен­ным предметам в четко определенной последова­тельности.

    Желание сохранить заведенный порядок жизни, возможно, также объясняет, почему у некоторых де­тей-аутистов отмечаются странные двигательные на­рушения, такие как частые, казалось бы бесцельные, взмахи руками, дерганье себя за волосы, удары себя по голове, качание, кружение, раскачивание взад-вперед или принятие «скульптурных» поз. Кроме того, дети-аутисты часто завороженно следят за предметами, осуществляющими повторяющиеся движения. Они поглощенно наблюдают за крутящимися предметами, например вентиляторами или юлой, в то время как обычные игрушки использовать в твор­ческих играх «понарошку» они зачастую не могут.

    Дети-аутисты в старшем возрасте, а также взрос­лые больные, проявляют особый интерес к таким ви­дам деятельности, которые связаны с зазубриванием, например запоминают наизусть расписание поездов или исторические даты.

    Трудности с сохранением равномерных темпов развития.

    Темпы развития ребенка, страдающего от аутизма, обычно столь же неравномерны, сколь различна сте­пень его развития. Например, ребенок может нау­читься сидеть в очень раннем возрасте, но потом в течение многих лет не научиться ходить. Зачастую темпы развития ребенка в одной области резко от­стают от темпов развития в другой. Например, семи­летний ребенок-аутист может уметь одеваться и раз­деваться, но не знать при этом, как пользоваться ту­алетом.

    Для того чтобы поставить ребенку диагноз аутиз­ма, необходимо наличие всех вышеупомянутых при­знаков. С аутизмом могут быть связаны также и дру­гие трудности. Например, считается, что около 75% детей-аутистов страдают, в большей или меньшей степени, от задержки умственного развития, что мо­жет лишь усложнить этот синдром. Кроме того, око­ло 25% детей-аутистов в итоге начинают страдать от припадков.

    Около 65% детей-аутистов продолжают страдать серьезными недостатками и во взрослые годы. Обыч­но остальные способны функционировать более не­зависимо в связи с более высоким уровнем умствен­ного развития и развития языковых навыков. Однако и у этих детей отмечаются трудности общения, фун­кционирования в обществе и предметного мышле­ния. Это явление часто называется остаточным аутизмом. У некоторых детей самопроизвольно про­исходит улучшение состояния, однако, в целом, наи­лучшие перспективы открывает участие в специали­зированных интенсивных программах образования.

    Несмотря на большой объем прове­денных исследований, причина аутизма так и не ус­тановлена. Специалистам неизвестно, что именно в организме срабатывает не так, в результате чего воз­никает вышеупомянутый синдром. Поскольку аутизм связан с потерей таких способностей, как восприятие и общение, некоторые специалисты выступили с предположением о возможной связи синдрома с на­рушением работы мозговых центров, ответственных за прием и переработку информации в речевой обла­сти.

    Еще один вопрос, на который предстоит ответить, заключается в следующем: почему аутизм иногда сопряжен с врожденными состояниями. Сюда входят: энцефалит, менингит, задержка умственного разви­тия, ретролентальная фиброплазия, врожденная краснуха (см. краснуха), врож­денный сифилис и бугорчатый склероз. Специалисты предполагают, что эти состояния и аутизм могут вызываться общими причинами. Уче­ные-медики изучают сейчас возможность частичной зависимости аутизма от генетических факторов. Большое значение имеет то, что у родных братьев или сестер детей-аутистов аутизм отмечается в 50 раз чаще, чем в среднем. Частота возникновения других нарушений, например, нарушений речи в семьях, где есть дети-аутисты, также выше, чем в других. В том что касается причин аутизма, одно представляется ясным: этот синдром не связан с недостатками вос­питания ребенка со стороны родителей. Нет сомне­ний в том, что ребенок, страдающий аутизмом, стра­дает им уже с момента рождения, что дети-аутисты могут родиться у любых родителей, вне зависимости от того, как они воспитывают детей, и что практика воспитания ребенка никоим образом не сказывается на возникновении данного заболевания. Однако, в зависимости от того как родители реагируют на за­болевание своего ребенка, он, в пределах своей бо­лезни, может добиться больших или меньших ре­зультатов.

    ДИАГНОЗ. Любого ребенка, у которого родители подозревают нарушение развития, необходимо пока­зать педиатру, специализирующемуся на нарушении развития. Хотя, как считают эксперты, признаки и синдромы аутизма в большинстве случаев проявля­ются уже с момента рождения, родители не всегда за­мечают эти признаки до тех пор, пока ребенок не на­чинает ходить или даже до более позднего возраста. У большинства детей диагноз ставится в возрасте 2-3 лет, когда очевидными становятся трудности, кото­рые они испытывают с языком и общением, в осо­бенности в сравнении со своими сверстниками.

    Особое значение имеет получение точного и де­тального диагноза состояния ребенка, у которого по­дозревается развитие аутизма. Поскольку связанные с аутизмом поведенческие нарушения носят столь разнообразный характер, этот синдром очень легко принять за какое-либо иное нарушение, в особенно­сти, когда в одной области нарушение носит незна­чительный характер, а в других областях они весьма серьезны. С особой осторожностью родителям сле­дует относиться к врачам, которые с легкостью при­лепляют к их ребенку ярлык «замедленного», «стра­дающего умственной отсталостью с аутистическими тенденциями (или особенностями)». Хотя степень серьезности заболевания может быть и разной, тем не менее диагноз аутизма ставится только тогда, ког­да налицо имеются все симптоматические особенности поведения. Наилучшей клиникой для получения углубленного и точного диагноза является клиника, занимающаяся оценкой развития ребенка на базе того или иного университета. Выше вероятность того, что в таких клиниках подход к делу будет но­сить междисциплинарный характер, и, кроме того, в них обычно работают группы специалистов, подго­товленных и обученных тому, чтобы правильно иск­лючать те или иные болезненные состояния, которые легко спутать с аутизмом. К таким состояниям отно­сятся депрессия, потеря слуха, нарушения речи, свя­занные с развитием, умственная отсталость, другие нарушения развития, шизофрения (см. психоз) и не­нормально медленное развитие, обусловленное нару­шениями в окружающей ребенка среде.

    На подтверждение диагноза аутизма нередко ухо­дит много времени. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев ребенка приходится неоднократно показывать профессиональным врачам, специализи­рующимся в нарушениях развития, психиатрам, не­вропатологу (специалисту по нервной системе), ото­ларингологу (ЛОР-врач) и специалистам по патоло­гии речи (эксперт по нарушениям, связанным с язы­ком и речью). Для диагностики, скорее всего, пона­добятся физические и психологические тесты, дол­гое наблюдение за поведением ребенка, проверка его умственных способностей и проверка слуха и речи. Для проведения ряда исследований нервной системы может понадобиться госпитализация ребенка.

    Если родители сомневаются относительно пра­вильности поставленного диагноза, им необходимо заручиться мнением еще одного специалиста. Кроме того, детей с диагнозом аутизм следует, по меньшей мере раз в год, повторно показывать врачу с целью адаптации программы лечения к их текущим потреб­ностям.

    ЛЕЧЕНИЕ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ

    Помощь детям-аутистам можно ока­зать на основе правильного сочетания специализиро­ванных программ обучения и образования. Целью при этом является обучение максимальному исполь­зованию тех навыков, которыми они располагают, чтобы компенсировать недостатки. Необходимо по­стоянно проявлять заботу о детях-аутистах.

    Для родителей очень важно как можно больше уз­нать об аутизме, о конкретной форме, которой стра­дает их ребенок. Родителям следует требовать от ди­агностов и других врачей полного объяснения всех обстоятельств.

    В настоящее время не существует универсальных эффективных программ по аутизму. Класть в боль­ницы детей-аутистов, как правило, нет необходимо­сти, но тем не менее большинство экспертов соглашаются с тем, что страдающие от аутизма дети в те­чение всего года должны посещать соответствующие программы, причем начинать делать это практически с момента постановки диагноза. При выборе про­грамм родителям следует избегать таких, в которых упор делается только на один тип терапии, которые заявляют, что они приводят к поразительным успе­хам. Например, родителям следует с подозрительно­стью относиться к заявлениям о том, что, якобы, аутизм можно вылечить лекарствами. Пока что нет убедительных свидетельств того, что то или иное ле­карство может оказаться эффективным в борьбе с этим недугом. Однако некоторые лекарства могут оказаться полезными в том плане, что они позволяют смягчать симптомы, создающие препятствия для обу­чения ребенка.

    Как и при выборе диагностического центра, роди­телям здесь следует искать междисциплинарную про­грамму, в которой методы лечения приспособлены к конкретным потребностям отдельного ребенка. Ро­дителям следует убедиться в реалистичности той или иной программы лечения - например, в том, что от ребенка не требуется больше, чем он способен дать или достичь. Программа должна также помогать чле­нам семьи ребенка научиться методам лечения в семье. Для этого очень важно, чтобы родители и вра­чи доверяли друг другу и уважали друг друга, часто встречались для обсуждения успехов ребенка.

    В целом же, хорошая программа лечения должна отличаться наличием структуры и должна содейство­вать развитию у ребенка навыков речи и общения. Во многих программах лечения используются интен­сивные изменения методики поведения, при которых ребенка хвалят и вознаграждают, за то что он выпол­няет указания, и только иногда должным образом на­казывают за неповиновение.

    Самым новым и перспективным подходом к обра­зованию и обучению малолетних детей-аутистов яв­ляется обучение их в кругу семьи. Специалисты из центра по нарушениям, связанным с развитием ре­бенка, в течение долгого времени встречаются с его родными, учат их соответствующим методикам обра­зования, стимулирования и управления поведением в кругу семьи. Обучение необходимо начинать, как только ребенку поставлен диагноз. В дальнейшем обучение дополняется поступлением ребенка в днев­ную школу.

    Очень трудно смириться с тем, что ваш ребенок страдает от аутизма. Нелегко также определить, что можно от ребенка ожидать, и продолжать при этом должным образом заниматься его лечением и обуче­нием в кругу семьи. Многие семьи убеждаются в том, что консультации и советы, которые они получают, сами по себе оказываются бесценным источником помощи и поддержки.

    ПРОФИЛАКТИКА. Пока аутизм профилактике не поддается.

    Ребенок 2 года симптомы аутизма

    Всем доброго времени суток. Я и не задумывалась что некоторые моменты важны. На днях приходила подруга с дочкой 1,8 лет и на все что ей было интересно указывала пальцем и приносила маме. Моему сыну 2 года. На комиссиях вопросов не было. И вот что настораживает: нет указательного жеста, ни рукой никак вообще не показывает, если что то надо берет за руку взрослого и ведет и рукой взрослого управляет. Если где то что то интересное нашел не бежит показывать с радостью. Ни к кому не обращается: мама, папа, баба, деда, просто в речи проскакивают эти слова. Словарный запас очень скудный и тот из неодушевленных предметов, видит предмет называет. На имя отзывается, просьбы выполняет. Играть любит сам, если я беру его машинки злится и забирает. Помимо отсутствия указательного жеста любит в рядки выстраивать машинки или пирамидку из консерв. С горшком никаких успехов. К неврологу записалась через 1,5 недели. С ума сойду за это время. У кого было подобное?

    » На имя отзывается, просьбы выполняет»

    Ну и какой же это аутист? у вас нормальный ребенок. а девочки раньше мальчиков развиваются - это факт

    Заниматься надо с ребенком. Словарик для малышей купите и изучайте слова. А сам по себе он конечно еще долго не заговорит

    Меня настораживает вот это » если что то надо берет за руку взрослого и ведет и рукой взрослого управляет». Очень типично для аутистов. Ещё автор,хочу немного успокоить: я была уверена,что сын моей подруги тоже аутист,ну уж очень набор аутических чёрт был огромный.так я думала до его двух лет и 8 месяцев, а потом за три месяца у мальчика просто отбросились все эти странности и сейчас он нормальный мальчик.Я потом уж было думала,что я это все придумала пока подруга не рассказала,что воспитатели тоже у него это подозревали.парню сейчас 4 года.

    В вашем случае не нравится ещё и выстраивание в ряд.а как он играет в игрушки?Нет зацикленности на машинках?не крутит ли постоянно у машин колёса?как ведёт себя на улице?с детьми общается?нет ли маршрутизации,ритуала?допустим если вы пойдете на площадку другим путём,а не привычным не будет ли истерики?

    Да что вы переживаете, даже если есть аутизм в не сильной форме это лечится. У моей знакомой мальчик аутистом был, его выличили

    Отзывается на имя, просьбы выполняет, значит нет у вас аутизма. Даже если все признаки аутизма выражены, в 2 года никто не поставит этот диагноз, он ставится после 3 лет.

    Не давите с горшком, ладно? Тише едешь, дальше будешь. Такие страшные комплексы можно на этом заработать, врагу не пожелаешь. Хорошие статьи есть на сайте Мамы Лары. Недавно как раз видела текст о проблемах детей слишком требовательных родителей. Не обвиняю! Вы беспокоитесь, это понятно. Но у вас реально, нормальный развитый ребенок! Не сравнивайте разных детей в привычках, мелочах, это разные люди абсолютно! Из разной среды, с другим окружением и укладом жизни.

    У меня дочка как раз в районе 2 лет стала на горшок ходить. До этого никак. С каканием еще позже. Видимо, у вас не созрел еще этот центр. Многие вообще начинают дружить с горшком после 2,5 лет и не парятся по этому поводу.

    Я и не обращала до этого внимания не сравнивала. А тут прям важен так этот указательный жест и выстраивание машинок. В песочнице кучки по бортикам делает лопаткой примерно одного размера и на равном расстоянии - это настораживает. Просьбы выполняет, то есть ум развит как надо, причем фразы: иди возьми пульт на комоде и дай мне переключу мультик. Давай одеваться - несет одежду. Когда душ принимает, спокойно прошу его дать мне помыть разные части, причем отличает правую и левую ногу. С детьми другими либо отобрать что то, либо смотрит как более старшие дети играют, может подратся из за игрушки если она например ничья из детей, в развлекательном центре. То есть интеллект как надо, а вот черты эти, переживаю. И что вообще противоречит аутизму - так это любит шумные людные места, чтобы все ездило гремело орало.

    Аутизм лет до 5 не ставят. У детей свои причуды и сроки развития. Помню себя в детстве, слава богу никто тогда не заморачивался. В саду ни с кем играть не хотела, игнорила воспиталок, играла сама с собой. Незнакомых боялась и плакала. Врачей не воспринимала, стоматолога кусала, с медсестрами дралась, если укол надо. В первом классе строила забор из карандашей и злилась, если другие его ломали. Выросла коммуникабельным, веселым, открытым человеком. Просто в детстве сильно не хватало мамы и я так саботировала происходящее. Что есть, то есть. Чуть не по-моему, буду назло делать или уходить в игнор, даже сейчас. С врачами неврологами, психиатрами доводилось общаться, ни намека на отклонения.

    Мой тоже любит все в ряд выставлять и из консервов башни строить. Не было совсем указательного жеста. Реагировал только на большие машины и собак. Остальное не интересовало. На горшок пошёл сразу после двух лет. Но сам пошёл, не заставляла, не высаживала. Пару раз показала как надо и все, процесс пошёл сам, когда дозрел. Был не люлюдимым, признавал меня и мужа. Остальных боялся и плакал. Детей обходил стороной. После двух лет все резко изменилось. Теперь веселый малыш, играет в саду с детками, со взрослыми осторожен, но разговаривает, влюбился в девочку:), башни как строил, так и строит. Просто любит он все строить. И в ряд иногда игрушки убирает, но это потому что мама такая дотошная:))) автор. Подождите немного. Все наладится

    Я в детстве 5 и 6-метровые очереди из маленьких игрушек из киндеров выстраивала. в аутизме не замечена

    Зачем придумывать своему ребенку диагнозы?Все дети разные.К неврологу сходите.

    Мамочка, врачи по 33 раза осмотр проводят и консилиум созывают, чтобы диагноз поставить..а вы тут в инете хотите определиться. нормальный у вас мальчик. Может он от невнимания вашего так страдает. Может особенность характера. Не паникуйте. Любите малыша, получайте удовольствие от общения с ребенком.

    Они там профи в этом и там многие им пишут как вы здесь написали какие у детей странности и мамы эти уже более опытные вам много полезной инфо напишут.

    странно что вы только вм2 года не были у невролога, до года он смотрит детей постоянно

    в 1,3,6 месяцев и в год были у невролога. В год и в два у психиатра. Никто мне даже не говорил про этот жест и выстраивание в ряд. С виду обычный ребенок

    Автор ещё совет.есть такой сайт Сибмама называется (это мамы из Сибири его основали) и вот я рекомендую в яндексе набрать Сибмама аутизм.вы попадете на топик,где общаются мамы детей аутистов Они там профи в этом и там многие им пишут как вы здесь написали какие у детей странности и мамы эти уже более опытные вам много полезной инфо напишут.

    спасибо, посмотрю обязательно

    В 2 года мой внук практически ничего не говорил. Ну конечно, мама-папа, дай-на. Ещё несколько слов, но никаких предложений. Дочь ходила к неврологу, тот сказал, что если ребенок понимает, что ему говорят, знает названия предметов (говоришь ему «принеси чашку» и именно чашку он несёт), то просто ждите. Но у нас были и другие проблемы. Даже в год-полтора ему невозможно было надеть новую обувь или одежду. Он просто орал и пытался снять. К новым вещам приучали постепенно. Ему было 1 г.3 мес., потеряли варежку, так новые не смогли надеть, он так рыдал, что мы смирились, натягивали рукава. А сердобольные бабули на улице осуждающе бормотали, мол, что это за мать, ребенка в мороз с голыми руками выгуливает.)) Невозможно было поменять постельное белье, он грязное тащил из корзины на кровать. Дочь утром надевала халатик, потом поменяла на домашний костюм - опять истерика и требование оставить предыдущий. В 2,5 года мог долго катать по столу одну машинку, очень внимательно наблюдая за крутящимся колесами. Года в три с половиной пригласили на дом логопеда-дефектолога. Она час за ним наблюдала, пыталась вместе с ним рассмотреть картинки в книжке, задавала ему вопросы. Он ее вообще игнорировал, будто ее и в комнате нет. Только она ему книжку подсунет, что-то рассказывать начнет, а он ее руки убирает и сам листает книгу, причем в таком темпе, что она не успевает ничего по картинке сказать.

    К этому времени внук уже год ходил в садик. Там тоже проблемы. Привыкал долго, недели две рыдал непрерывно. Потом, правда, ходил без слез. И вообще (поверьте, вообще абсолютно) ничего в саду не ел, только воду пил. Логопед спрашивает, как в саду и очень удивляется, когда узнает, что у него там два друга - Влада и Даня. Вижу, что она вся в сомнениях, не знает, что решить. И тут она задаёт вопрос: а нет ли среди родственников людей с подобными странностями. Я говорю: один из дедушек. Одной расчёской пользуется уже лет 20 и отказывается менять, ест только то, что жена приготовит. Ну и ещё много подобного. И вижу, как логопед с облегчением вздыхает. Говорит, что сначала подумала об аутизме, много признаков, но много и того, что аутистам не свойственно (друзья в саду, например).

    Мы потом ещё к другому врачу ходили. В первый раз внук наотрез отказался общаться, в глаза не смотрел, на вопросы не отвечал. Врач уже стала думать, что у него проблемы со слухом. Шепотом ему говорит: посмотри на потолок (обращается к нему по имени), он не обращает внимания, машинку по столу катает. Она ему второй раз повторяет. Та же реакция. Она в недоумении смотрит на маму, и тут внук тихо говорит: не хочу я смотреть на ваш потолок.

    А пришли к этому же врачу на следующий день, так внук взял врача за руку, пошел один с ней в кабинет и приобщались они минут 40. Врач сказала, что у нее уже был готов диагноз - аутизм. Но после такого долгого общения она точно знает, что это не аутизм, а особенности характера.

    В общем, никак не лечились, ходили на развивающие занятия. Сейчас внук во 2 классе, хорошо учится, общается с детьми и учителями. Но совершенно не любит шумные игры, не носится на перемене, как остальные дети, и не ест в школе.

    poznavayka3-103.ru

    • Акатинол Мемантин детям: инструкция по применению, отзывы При нарушениях памяти, восприятия и других функций головного мозга взрослым могут назначить препарат под названием Акатинол Мемантин. Но разрешено ли применять это лекарство в лечении детей? Форма выпуска Акатинол Мемантин выпускают в таблетированной форме. […]
    • Болезнь Альцгеймера. Продолжительность жизни «С болезнью Альцгеймера сколько живут люди?» – такой вопрос волнует родственников больного, когда они узнают диагноз. Различают две основные формы болезни Альцгеймера: наиболее часто возникающую сенильную и пресенильную. Сенильная форма Альцгеймер – как долго живут. Эта […]
    • Клинические варианты сосудистой деменции В МКБ-10 выделяют несколько вариантов сосудистой деменции: 1. Мультиинфарктная (множественноочаговая) деменция - самая частая и типичная форма сосудистой деменции, возникающая в результате серии ишемических эпизодов с появлением мелких некротических очагов, преимущественно в […]
    • га ДЕПРЕССИЯ ДЫХАНИЯ/ ДЫХАТЕЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТ Неадекватная вентиляция у самостоятельно Различны, зависят от основной причины. Возможны: о снижение частоты/объема дыхания при ослаблении дыхательного центра или не­рвно-мышечной передачи; о тахипноэ и респираторный дистресс при ослаблении функции дыхания. […]
    • Аритмия и стресс Причины возникновения Существует огромное количество разнообразных патологий, которые сопровождаются нарушением частоты сокращений сердечной мышцы. Чаще всего аритмия является следствием какой-либо болезни или травмы. Условно аритмии делятся на несколько категорий: перегрузки (физически и […]
    • СООО "САМАРСКИЕ СОЛНЫШКИ" Самарская областная общественная организация "Организация поддержки людей-инвалидов с синдромом Дауна «Самарские солнышки» объединяет более 100 семей города Самары и Самарской области. В 2011г. группа родителей детей с синдромом Дауна объединилась в сообщество «Самарские солнышки» с целью […]
    • Признаки синдрома Дауна определяются во время беременности. Чтобы убедиться в том, что ваш ребенок в порядке, необходимо провести ультразвуковое исследование. Иногда требуется несколько этапов скрининга, если врача что-то беспокоит в результатах УЗИ. Что указывает на синдром Дауна при проведении УЗИ? На УЗИ видно […]
    • На сайте Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), кроме постоянно публикуемой текущей статистической информации, о показателях заболеваемости и состоянии здравоохранения РФ, раз в два года публикуется статистический сборник "Здравоохранение России", последний сборник - "Здравоохранение в России, […]
  • В 2016-м ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) сообщила, что расстройства аутистического спектра находят у одного из 160 ребятишек. Именно поэтому так важно иметь представление о том, каковы ведущие и второстепенные признаки аутизма у детей.

    Сегодня подростки могут обозвать «аутистом» замкнутого одноклассника, а педиатры освоили нежное словечко «аутята». Хотя корректно сказать – «человек/ребёнок с аутизмом». Так ничьё самолюбие точно не будет задето.

    Раньше аутизм считали детским вариантом шизофрении. Сейчас это мнение признали ошибочным. Теперь выделяют РАС – расстройства аутистического спектра. Это комплекс разных состояний с похожими симптомами. Основная черта – ребёнку трудно общаться, взаимодействовать с людьми, ему некомфортно в социуме. Также характерны повторяющиеся модели поведения.

    Ученые пока не знают, что провоцирует это заболевание. Оно встречается в любых социальных слоях, любых народах одинаково часто. Чаще у мальчиков, чем у девочек — соотношение 4:1.

    Факторы риска:

    • возраст родителей старше 35 лет;
    • патология беременности, родовая травма;
    • неблагоприятные воздействия во время беременности;
    • наличие в семье детей с аутизмом, умственной отсталостью, задержками речевого развития;
    • психиатрические болезни у родственников.

    Аутизм и прививки

    Иногда признаки аутизма у детей становятся заметны после прививок. Это тяжело для восприятия, но после – не означает вследствие. Карапузам за первый год жизни делают минимум 7 прививок, поэтому такие совпадения возможны.

    Была популярна гипотеза о том, что ранний аутизм вызывает вакцина от , краснухи и паротита (КПК). Точнее, ртуть, которую она содержит. Из-за этой информации многие мамы отказывались вакцинировать детей. Это не снизило распространённость аутизма, зато привело к эпидемии кори.

    Панику в 1998 году начал хирург, Эндрю Уэйкфилд, и его статья в медицинском журнале «Ланцет» (всемирно уважаемое издание). Врач писал о проведённом исследовании, в ходе которого оказалось, что КПК провоцирует аутизм.

    Другие ученые пытались повторить этот эксперимент. Никто не смог получить даже отдаленно похожих результатов. В 2002 Кристен Мадсен рассказала о своём исследовании, которое доказало отсутствие связи между прививками и РАС.

    Мотивом лжи Уэйкфилда были деньги. За фальсификацию хирург получил около 800 тысяч долларов. Ему платил адвокат, Ричард Барр. Такая статья была необходима ему, чтобы требовать у государства материальную компенсацию для детей с аутизмом.

    В 2010-м суд признал, что Уэйкфилд действовал незаконно. Ему запретили заниматься практической медициной в Великобритании. После судебного решения «Ланцет» напечатал опровержение.

    Когда появляется аутизм?

    Аутизм – врожденное состояние. Им нельзя заразиться или переболеть. Но и заметить неладное выходит не сразу. Особенно, если ребёнок – первый, и у молодой пары нет опыта общения с малышами. Тогда новоявленные родители не могут уверенно отличить возрастные капризы от тревожных сигналов.

    До года обычно не говорят про аутизм, но к двум его уже можно предположить. Нарушения проявляются до 3-летнего возраста. Официальный диагноз ставят в 3-5 лет и позже.

    Симптомы аутизма


    Классические признаки

    Существует классическая триада симптомов.

    1. Проблемы с социальным взаимодействием. Ребёнок избегает смотреть в глаза, не умеет показать, что ему нужно (отсутствует указательный жест, вместо него используется рука взрослого), не хочет делиться, не приветствует знакомых, не участвует в коллективных играх.
    2. Однообразные, повторяющиеся интересы, поведение, ритуалы. Если идти в магазин, то одной дорогой. Истерика при попытке сменить маршрут. Игры неигровыми предметами (например, между куклой и ключами выбирает ключи). Однотипные «упорядочивающие» игры: расстановка предметов по размеру, цвету. Может быть главенствующая тема интересов. Допустим, это поезда. Тогда школьник будет знать мельчайшие детали про их строение и работу, не умея при этом удержать в голове базовую информацию о мире (например, страна проживания, профессия папы).

    Ритуалы таковы: помыть руки обязательно пять раз, дважды обходить вокруг дома каждое утро, есть только одной ложкой, ходить только в красной рубашке и т. д.

    1. Нарушения в общении. Человек мало разговаривает, не пытается заговорить со сверстниками на площадке, в парке. В школе не отвечает на вопрос учителя, даже если знает ответ или отделывается односложным «угу». Испытывает сильный дискомфорт при необходимости ответить на звонок, позвонить, задать вопрос продавцу в супермаркете. Такой человек предпочтет трижды заблудиться, чем спросить дорогу у незнакомца. Будет молчать о боли, потому что терпеть ему всё равно легче, чем самому обратиться ко взрослому.

    Дополнительные признаки

    Дополнительные критерии аутизма:

    • эхолалия (бессмысленное повторение слов за собеседником);

    — Как тебя зовут?

    — Тебя зовут.

    — Тебя зовут Дима.

    — Зовут Дима.

    • снижение чувствительности к боли;
    • стереотипии. У аутичных детей наблюдаются стереотипии или стимминг/стим, т.е. регулярно повторяющиеся движения, звуки. Самостимуляция имеет различные формы: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики, ковыряние в носу, верчение брелока и т.д.;
    • самоповреждения (селфхарм);
    • снижение чувства самосохранения;
    • невозможность понимать социальные сигналы. Косвенные просьбы, намёки, переносные смыслы – всё это чуждо для понимания человека с РАС. «Яблоко от яблони» — для них действительно история про деревья;

    Звонит телефон. Мама спрашивает у дочери:

    — Ты можешь ответить? – естественно, мама надеется, что дочь снимет трубку.

    — Могу, — спокойно отвечает девочка и не двигается с места.

    Телефон продолжает звонить.

    • невозможность изменять своё поведение в зависимости от ситуации;
    • избирательность в еде, проблемы с приёмом пищи;
    • сложности с засыпанием;
    • приступы агрессии, гнева;
    • гиперактивность;
    • снижение концентрации;
    • неумение проявить эмпатию, «считать» чувства другого человека по тону, выражению лица, позе.

    Все мы периодически делаем что-то из этого списка. Это нормально: бывает разное настроение, обстоятельства, самочувствие.

    Паниковать нужно, когда начинают проявляться несколько признаков постоянно. Нужно обратить внимание и на силу их проявлений. Для ребёнка естественно иметь любимую игрушку и стесняться незнакомых взрослых. Но если истерика из-за забытой машинки не утихает третий час и вы всерьёз подумываете просить пилота остановиться… Вычурность, интенсивность, постоянность таких ситуаций – повод проконсультироваться у врача.

    Важно отличить аутизм как самостоятельное заболевание от аутизации, которую вызвала иная патология (депрессия, шизофрения и т. д.).

    Выглядят ли иначе дети-аутисты? Как распознать их при встрече? Особенности таковы:

    • человек не смотрит в глаза;
    • погружен в себя, едва реагирует на происходящее вокруг;
    • избегает случайного тактильного контакта;
    • отсутствуют выраженные эмоции, мимика;
    • при этом может быть чрезмерная неадекватная реакция на незначительный раздражитель;
    • неопрятность в одежде;
    • неуклюжесть.

    Внешние признаки аутизма у детей до 1 года:

    • ребёнок мало улыбается;
    • почти не привлекает к себе внимания;
    • не оживляется при виде мамы и папы;
    • не гулит, не лепечет;
    • взгляд фиксирован.

    Всегда ли у людей с РАС есть умственная отсталость?

    Не всегда. По данным ВОЗ, около 50 % людей с диагностированным аутизмом имеют такую проблему.

    Уровень интеллектуального развития напрямую зависит от того, насколько своевременно начата коррекция. Чем раньше стартовала терапия, тем более высокие результаты будут достигнуты.

    Нужно учитывать и сложности диагностики. Нейротипичного (обычного) ребёнка можно уговорить пройти тесты, выполнить задание. Мотивировать человека с аутизмом сделать то, что ему неинтересно, гораздо сложнее. По этой же причине затруднено обучение таких детей.

    Другие виды аутизма

    Синдром Аспергера (синдром саванта): все признаки РАС, помимо нарушений в когнитивной (познавательной) сфере. Характерен высокий интеллект, глубокое погружение в изучаемый предмет, сильная неуклюжесть. Такие люди получают признание в науке, искусстве.

    Синдром Ретта: чаще встречается у девочек. Характерно нормальное развитие в первом полугодии жизни, после чего наступает ухудшение с потерей навыков. Отличительная черта – повторяющиеся движения кистями рук. Выглядит, будто ребёнок постоянно моет руки.

    Когда мама замечает, что чадо не отзывается на имя, не смотрит в глаза, предпочитает в сотый раз разложить мишек от большего к меньшему, а не поиграть с соседским Петькой, естественно, она обращается к педиатру или детскому психологу.

    Оба специалиста обязаны увидеть тревожные знаки и отправить семью на консультацию к детским неврологу и/или психиатру.

    Методы исследования

    Основой для постановки диагноза являются жалобы родителей, педагогов и наблюдение за ребёнком. Мать и отца тщательно опрашивают, выясняя причины их беспокойства и ход событий.

    После чего применяют дополнительные методы исследования.

    Метод Для чего используется
    Электроэнцефалография Для поиска эпилептических очагов. Эпилепсия часто сопутствует аутизму.
    МРТ головного мозга Позволяет найти следы травм, выявить вероятные опухолевые образования, которые могли бы объяснить нарушения поведения.
    Консультация ЛОРа Проверка слухового и речевого аппарата. Нужно убедиться, что ребёнок слышит и может ответить, но не использует эту возможность.
    Уровень гормонов щитовидной железы Проблемы щитовидки всегда влияют на эмоции.
    Кровь на фенилкетонурию При отсутствии лечения эта болезнь может дать схожую симптоматику.

    Тесты и опросники

    Для определения аутизма применяют:

    • опросник M-CHAT-R (для детей 1-2 лет);
    • шкала аутизма C.A.R.S. (для детей 2-4 лет);
    • тест ASSQ (для детей 6-16 лет);
    • опросник на повторяющееся поведение;
    • опросник для оценки эффективности терапии при аутизме.

    Они есть в интернете. Их можно пройти дома, за компьютером, бесплатно.

    Бывают ли взрослые с аутизмом?

    В странах СНГ до сих пор «переписывают» аутизм в шизофрению, как только пациенту исполнится 18. Не нужно быть психиатром, чтобы не заметить неувязки в этой «логической» цепи.

    В реальной жизни взрослые люди с аутизмом, естественно, существуют. Документально же аутизм пока остается детским диагнозом.

    Доказанных методов лечения РАС не существует. Таблетки от аутизма нет. Но есть работающие методы психосоциальной коррекции. Они повышают качество жизни человека с диагнозом и его близких.

    Фармакотерапия

    Из медикаментов применяют нейролептики, транквилизаторы, ноотропы, витамины.

    Единственный разрешенный детям нейролептик – Рисперидон. Это атипичный нейролептик, т. е. препарат нового поколения, дающий меньше побочных эффектов. Названия препаратов: Рисполепт, Рилептид, Рисперидон, Риссет. Доза подбирается лечащим врачом для каждого пациента отдельно. Расчёт производят по весу, а не по возрасту.

    Цена препарата варьируется от 145 до 400 рублей за упаковку таблеток.

    Диетотерапия

    Применяют безглютеновую и безказеиновую диету. Исключают молоко, хлеб, пшеницу, ячмень, рожь. Чтобы оценить, работают ли пищевые ограничения, нужно продержаться без клейковины минимум полгода.

    Диета получила популярность, т. к. заметно улучшает поведение у детей с РАС.

    Программы реабилитации

    Такой ребёнок станет как все?

    Скорее всего, нет. Маловероятно, что человек с РАС полюбит тусовки, заведёт миллион друзей, станет многодетным родителем и самым востребованным в городе тамадой.

    Однако, вполне возможно, он:

    • научится себя обслуживать;
    • отыщет друзей;
    • будет зарабатывать деньги;
    • освоит компьютер и интернет;
    • сделает карьеру;
    • укрепит семью своих родителей;
    • займется искусством.

    Всё это потребует колоссальных вложений времени, сил и денег. Всё это может произойти только в семье. Ни одно закрытое специализированное детское учреждение (интернат, дом инвалидов) таких результатов не даёт.

    Некоторым людям с РАС поддержка родителей или опекунов будет нужна всю жизнь.

    Аутизм нельзя предупредить. Этот диагноз невозможно предположить во время беременности. Не существует признаков аутизма, заметных по УЗИ или анализу крови будущей матери.

    Что можно сделать?

    1. Собрать информацию о семьях обоих партнёров. Случались ли в роду психиатрические болезни? Какие? У кого? Как развивались?
    2. Грамотно подойти к ведению беременности и родам. Стандартные правила: полноценное питание, сон, минимум переживаний, компетентный акушер-гинеколог в родзале.
    3. Иметь настороженность. Смело задавать педиатру вопросы. Если ответ участкового врача не успокоил, обращаться за консультацией к другим специалистам. Что-то смущает в развитии малыша? Всегда умнее перестраховаться.
    4. Уже есть ребёнок с РАС? Это не запрет на следующие беременности. Однако консультация генетика при планировании необходима.

    У моих друзей ребёнок с аутизмом. Как с ними общаться?

    Способы помочь:

    • собрать материальную помощь на работе/в спортклубе и т. д.;
    • помочь с уборкой/готовкой;
    • посидеть пару часов с ребёнком;

    Это требует больших усилий, чем возня с нейротипичным школьником, но всё абсолютно реально. Такая помощь очень нужна, потому что маме иногда хочется на маникюр или попить кофе одной, а вот бабушек-энтузиасток после постановки диагноза становится в разы меньше.

    • обсудить, в какой информации нуждается семья (курсы реабилитации, школы с инклюзией, тьюторы, педиатры), и посёрфить интернет на эту тему;

    Не нужно скидывать всё подряд с тегом #аутизм.

    • продолжать общение, приглашать на мероприятия в прежнем режиме.

    • «Человек дождя»;
    • «Меркурий в опасности»;
    • «Тэмпл Грандин»;
    • «Другая»;
    • «Антон тут рядом».
    • Марк Хэддон «Загадочное ночное убийство собаки»;
    • Марти Лейбмах «Дэниел молчит»;
    • Оливер Сакс «Антрополог на Марсе»;
    • Ирис Юханссон «Особое детство».

    Фотографии:

    • Работы Тимоти Арчибальда.

    Заключение

    Люди с сахарным диабетом придумали фразу: «Диабет – не болезнь, а образ жизни». С аутизмом та же история.

    Быть родителем ребёнка с аутизмом – это жить по-другому. Мамы особых детей привыкли, что на детской площадке достижения их сына или дочери не котируются. А ещё они знают, что счастье совершенно не в этом.

    Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

    Обратите внимание на то, как ребенок ведет себя с другими. Дети, страдающие аутизмом, не могут развивать дружеские отношения со сверстниками. Возможно, они бы и хотели с кем-то подружиться, но не знают как или просто не испытывают к этому никакого интереса.

    • Они иногда стараются изо всех сил, чтобы понять и отозваться на чувства других людей.
    • Аутичные дети, возможно, не захотят присоединиться к коллективной деятельности либо потому что это трудно, либо потому что им это не интересно.
    • Дети, страдающие аутизмом, могут вести себя необычно в плане личного пространства: некоторые могут противиться прикосновениям или не понимать смысл личного пространства.
    • Еще один признак аутизма - это когда ребенок не пытается утешать других, когда они огорчены.

    Обратите внимание на невербальную коммуникацию ребенка. Аутичным детям может быть не комфортно, когда с ними устанавливают зрительный контакт.

    • У них может быть унылое выражение лица, или они могут демонстрировать преувеличенные переживания.
    • Дети, страдающие аутизмом, не понимают или не отвечают на другие невербальные сигналы.
    • Аутичные люди не могут использовать жесты или испытывают трудности с пониманием жестов других людей.
    • Аутичные дети часто не указывают на предметы сами или не реагируют, когда указывают другие.
  • Обратите внимание на вербальную коммуникацию своего ребенка. Дети, речь которых не развита или замедлена, могут страдать аутизмом.

    • Голос аутичных детей, которые говорят, может быть вялым или монотонным.
    • У некоторых аутичных детей наблюдается эхолалия, или повторение слов и фраз, которое помогает общаться и сосредотачиваться.
    • У детей с РАС есть общая особенность, они часто путают местоимения (говорят "ты" вместо "я").
    • Многие аутичные люди не понимают шуток, сарказма или поддразниваний.
    • У некоторых аутичных людей речь может развиться позже или вообще не развиться. Эти люди могут жить счастливой и активной жизнью, пользуясь альтернативными способами коммуникации, например: средствами печати, языком жестов, с помощью обмена карточками/картинками или другими. Вмешательство на ранней стадии может помочь аутичному ребенку научиться пользоваться этими средствами.
  • Определите, есть ли у вашего ребенка пристрастие к особым интересам. Увлечение одной темой, например компьютерными играми или номерными знаками, может указывать на аутизм. Люди, страдающие аутизмом, увлекаются конкретной предметной областью, изучая ее со страстью, и делятся информацией с кем-либо, кто будет их слушать (с энтузиазмом или без).

    • Аутичные люди часто увлекаются фактами и цифрами, запоминая их по категориям.
  • Учитывайте, соответствуют ли интересы вашего ребенка его возрасту. Эмоциональное развитие аутичных людей отличается от развития их сверстников со здоровой нервной системой, и это может привести к тому, что им будут нравиться необычные вещи.

    • Не удивляйтесь, если 12-летний будет читать классическую литературу шутки ради и смотреть мультфильмы для малышей. Они могут в некоторых отношениях как "отставать", так и "опережать".
  • Понаблюдайте за тем, как они играют. Дети, страдающие аутизмом, как правило, играют по-другому, нежели обычные дети. Они больше ориентированы на создание системы, чем на воображаемую игру. Они могут показывать необычные способности с развивающими игрушками.

    Обратите внимание, как ваш ребенок реагирует на сенсорные стимулы. У многих аутичных детей есть заболевание органов чувств, состояние, при котором у них может быть повышенная, либо пониженная чувствительность.

    • Дети, у которых заболевание органов чувств, могут становиться подавленными, когда они перевозбуждены.
    • Обратите внимание, если ваш ребенок начинает прятаться из-за какого-то шума (например, пылесоса), хочет рано покинуть мероприятие, ему трудно на чем-то сконцентрироваться при наличии отвлекающих факторов, постоянно активен или расстраивается в громких или людных местах.
    • Некоторые аутичные дети странно реагируют на сильные запахи, яркие цвета, необычные текстуры и специфические шумы.
    • Дети, у которых заболевание органов чувств, часто либо теряют самообладание, либо ведут себя импульсивно, когда они перевозбуждены. Кто-то может замыкаться в себе.
  • Примите к сведению нервные срывы. Нервные срывы похожи на истерики, но они происходят без причины и их нельзя остановить, если они начались. Они происходят тогда, когда вырывается наружу накопленный стресс. Иногда они вызваны сенсорной перегрузкой.

    Какие ? Этот вопрос волнует многих родителей, но крайне сложно определить аутизм у детей до 1 года, так как большинство признаков проявляются в более старшем возрасте.

    Проблема аутизма волнует многих людей во всем мире. Осознание данного психического расстройства помогает улучшить жизнь людям, страдающим этим заболеванием, и их близким. Согласно статистическим данным, собранным американским Минздравом, аутизм диагностируется у 1 из 68 детей. В европейских странах это заболевание обнаруживается у 1 из 150.

    Важно выявить аутизм на начальных стадиях его развития. Это позволяет оказать ребенку раннюю помощь, благодаря которой он начнет быстрее развиваться и обучаться. В настоящее время возраст диагностирования аутизма заметно снизился. Сейчас болезнь выявляется уже у двухлетних детей, родители же начинают замечать тревожные знаки поведения у ребенка между годом и двумя. В редких случаях начинают проявляться .

    Что такое аутизм

    Аутизм - это врожденное заболевание при котором происходит нарушение социализации и психического развития у детей. Ребенок не испытывает желания общаться с окружающим миром и людьми (избегает визуального и тактильного контактов) и постоянно погружен в себя.

    Причины возникновения аутизма у детей

    Хотя существует масса научных работ и изысканий по данному заболеванию, до сих пор точной причины вызывающей аутизм не установлено. Вот наиболее распространённые из них:

    • Очередность рождения ребенка - по статистике, у первого ребенка вероятность аутизма выше.
    • Вирусная инфекция у матери во время беременности ( , оспа) - такие инфекции нарушают внутриутробное развитие головного мозга ребенка.
    • Сочетание генетических факторов - вероятность рождения ребенка аутиста выше, если данное заболевание уже встречалось среди близких родственников.

    Как можно понять, что это аутизм?

    Данное расстройство обнаруживается по поведению. Диагноз же ставит консилиум специалистов, состоящий из психиатра, психолога и педагога. Существуют специальные тесты, основанные на скрининге – комплексном обследовании беременных женщин. Благодаря им можно проверить, существует ли необходимость для консультации со специалистом.

    На просторах всемирной сети в свободном доступе находится информация обо всех вехах – умениях ребенка определенного возраста, об особенностях его поведения. Отсутствие навыков и является поводом для того, чтобы как можно быстрее проконсультироваться со специалистами.

    Следует помнить, что аутизм – это сложное психическое расстройство, которое нельзя диагностировать по сведениям из интернета или по одной врачебной консультации. Информация, почерпнутая в виртуальном пространстве, может лишь указать, на что стоит обратить внимание.

    Признаки аутизма у детей

    Отсутствие визуального контакта – это аутизм?

    Случается так, что ребенок с аутизмом идет по правильному пути развития, но только до определенного возраста. А затем он просто уходит от социальных навыков. У такого поведения может быть и множество иных потенциальных причин. В данной ситуации следует обратиться к специалистам.

    Ребенок не обращает внимания на зов – это аутизм?

    Если дитя не реагирует на голос родителей, то это вполне может быть признаком аутизма. Однако есть вероятность и наличия других проблем. К примеру, ребенок плохо слышит. Так что для начала необходимо обратиться к специалисту для исследования слуха.

    Стоит ли консультироваться с врачом при беспокойстве о развитии ребенка?

    Необходимо довериться собственной интуиции и прийти на прием к специалисту, если возникли сомнения по поводу полноценного развития ребенка. Принятие как можно более раннего решения о контакте с профессионалами, выявление существующей проблемы принесет несомненную пользу.

    Детский врач говорит о напрасном волнении – может ли он ошибиться?

    Случается, что у педиатра нет времени на тщательный осмотр ребенка, особенно это касается социальной составляющей детского поведения. Поэтому родители подросших детей жалуются, что советы врача о душевном спокойствии и ожидании не принесли пользы. Сейчас ситуация поменялась, и большинство врачей осознают, что перед ними ребенок-аутист.

    Однако если у родителей возникают сомнения, то лучшим выходом является запись на прием к хорошему психиатру. Также существуют специальные фонды/ассоциации, занимающиеся развитием детей с данным психическим расстройством.

    Лечение аутизма у детей

    Лекарственных средств и препаратов для лечения аутизма не разработано, поэтому основным методом лечения является психотерапия. Параллельно необходимо проводить социальную адаптацию ребенка в обществе. Полностью излечить аутизм не удастся, но существенно облегчить жизнь возможно.