Научная дкятеяьность Ф. Сохина, известного исследователя в области развития речи детей дошкольного возраста. Изучение вклада Ф.А. Сохина в область речевого развития дошкольников Выводы по II главе

Методическое пособие адресовано воспитателям и методистам яслей-садов и детских садов. Оно освещает содержание и методику работы по основным разделам развития речи в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

В книге освещены вопросы содержания и методики работы по основным разделам развития речи и обучения родному языку в детском саду. В пособии раскрываются особенности работы по развитию речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Развитие речи детей раннего возраста рассматривается в специальной главе; в нее включен также раздел о речи детей третьего года жизни (первая младшая группа), чтобы в какой-то мере осветить преемственность развития речи детей в раннем и в младшем дошкольном возрасте.

Глава о речи воспитателя преследует цель помочь ему полнее усвоить нормы литературного языка. В последней главе книги даются некоторые рекомендации по планированию работы воспитателя.

В пособии не дается всестороннее и полное освещение содержания и методики развития речи в детском саду, что в известной мере объясняется недостаточней разработанностью некоторых вопросов в дошкольной дидактике и психологии детской речи.

Методические пособие написано сотрудниками Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР (Н. Ф. Виноградова, А. И. Максаков, М. И. Попова, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова), Московского государственного педагогического института имени В. И. Левина (М. Ф. Фомичева), Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (В. И. Логинова), Московского государственного заочного педагогического института (А. М. Бородач).

Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста

Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Развитие речевого слуха.
Развитие артикуляционного аппарата.
Работа над развитием речевого дыхания.
Работа над голосом.
Формирование правильного произношения всех звуков родного языка.
Работа над дикцией.
Работа над орфоэпией.
Работа над темпом речи.
Работа над интонационной выразительностью.
Воспитание звуковой культуры речи у детей от 1 года 6 месяцев до 3 лет.

Воспитание звуковой культуры речи у детей 3-5 лет.
Примерный практический материал.
Воспитание звуковой культуры речи у детей 5-7 лет.
Примерный практический материал.

Планирование работы по звуковой культуре речи.
Занятия по звуковой культуре речи.
Включение различных разделов звуковой культуры речи в содержание занятии по родному языку.
Включение различных разделов звуковой культуры речи в музыкальные занятия.
Работа над различными разделами звуковой культуры речи вне занятий.
Формирование словаря.
Связная речь.
Особенности связной речи детей дошкольного возраста.
Пересказ литературных произведений.
Рассказывание по картине.
Рассказывание по игрушке.
Рассказы детей из опыта.
Творческие рассказы.
Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой.
Вторая младшая группа.
Средняя группа.
Старшая группа.
Подготовительная к школе группа.
Ознакомление с предложением.
Ознакомление со словесным составом предложения.
Ознакомление со слоговым строением слова.
Ознакомление со звуковым строением слова.
Речь воспитателя.
Требования к звуковой стороне речи.
Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению.
Работа над собственной речью.
Устранение недостатков произнесения звуков.
Речевое дыхание.
Работа над дикцией.
Орфоэпия.
Интонационная выразительность.
Связная речь и ее лексико-грамматическое оформление.
Планирование работы воспитателя.
Календарный план работы по развитию речи на одну неделю в подготовительной группе.
Вопросы для выборочного анализа календарных планов воспитателей (по развитию речи).


Скачать

Школа Ф.А. Сохина - уникальное явление в психолого-педагогической науке. Заслуга Ф.А. Сохина и его школы в том, что методика развития речи и обучения дошкольника родному языку перешла на качественно новый уровень.

Ф.А. Сохин обосновал психологическую природу речевых задач. Он считал, что развитие осознания явлений языка и речи необходимо специально осуществлять при обучении родному языку, поскольку на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений над языком и для саморазвития речи.

Благодаря Ф.А Сохину, выросла целая методическая школа, которая занималась (и теперь занимается) методикой обучения родному языку и развития речи дошкольников. Ф.А. Сохин отмечал, что "на каждом возрастном этапе языковые средства, которыми владеет ребенок, представляют собой определенную систему, т.е. речь ребенка нужно изучать (и разрабатывать методы обучения), рассматривая словарь и грамматику не изолированно, а в единстве, во взаимосвязях, в системе". Это является необходимым условием лингвистического развития детей дошкольного возраста.

В работах Ф.А.Сохина утверждалось, что при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладении языком. Центральными задачами такого обучения являются - формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, в результате чего у детей возникает интерес к родному языку, обеспечивается творческий характер речи, проявляется тенденция к её саморазвитию. Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф.А.Сохиным, послужили исходным пунктом для дальнейших исследований, выполненных его учениками и последователями: О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, А.И. Максаковым и др.

Наряду с глубоким изучением проблем развития речи на родном языке, Ф.А. Сохин уделял серьезное внимание и проблемам обучения иностранному языку, а также русскому языку в национальных детских садах. Результаты исследований, проведенных Ф.А.Сохиным, и его учениками, можно назвать новой ступенью научного освоения системы обучения языку и развития речи в отечественной дошкольной педагогике.

До 1950 года формированию грамматической правильности речи уделялось недостаточно внимания. Считалось, что решается эта задача в процессе обогащения словаря и овладения связной речью. И только, когда в 1950-е года появились статьи, посвященные проблеме формирования у дошкольников грамматической правильности речи (причем это были публикации из опыта работы воспитателей), на неё обращают внимание специалисты в области дошкольного воспитания, которые раскрывают задачи, содержание и методику обучения данной проблемы. Работа А.Н Гвоздева "Формирование у ребенка грамматического строя русского языка", явилась фундаментом, на котором была построена эта методика, позволив понять, как ребенок усваивает грамматические категории. Этот раздел в школе Ф.А. Сохина представлен работами М.С. Лаврик, А.Г. Тамбовцевой, Е.А. Федеравичене, изучающими проблемы формирования языковых обобщений в морфологии, словообразовании, синтаксисе.

С именем Ф.А. Сохина связано преодоление двух подходов к пониманию развития речи: инстинктивистского, или интуитивистского и формалистского. Хотя они, на первый взгляд - противоположны, в основе каждого из них - идея подражания речевым образцам взрослого, в первом случае - стихийного, во втором - организованного. Именно понятие языкового обобщения снимает в себе эту оппозицию, выводя проблему совсем в иную плоскость.

В лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой разработана теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду.

Свою определенную роль в развитии проблемы речевого воспитания дошкольников сыграли методические пособия, среди которых в первую очередь надо назвать книгу "Развитие речи детей дошкольного возраста" под редакцией Ф.А. Сохина (она издавалась трижды, имея миллионный тираж - 1976, 1978, 1984 гг.). Многие разделы этой книги (в том числе и главы "Развитие связной речи", "Ознакомление с художественной литературой", написанные авторами этой книги), подготовлены по материалам проведенных исследований. И, конечно, необходимо назвать и книгу "Воспитание и обучение" под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой, которая переведена на многие языки мира. В ней обобщены результаты исследований, проводимых в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания.

В 80-е годы многие детские сады использовали методику В.В. Гербовой, составившей конспекты занятий по развитию речи во всем возрастных группах. Большое внимание на этих занятиях уделялось словарной работе, воспитанию звуковой культуры речи. Чаще всего занятия по развитию речи она рекомендует проводить в процессе ознакомления детей с природой, с окружающей средой, при ознакомлении с художественной литературой. Следует заметить, что некоторые конспекты включают разные задачи, совершенно не связанные ни содержанием, ни логикой сочетания разных речевых задач.

Работа по развитию связной речи представлена в обучении пересказыванию литературных произведений, в рассказывании на тему, в составлении рассказов по картинкам и по серии картин, однако в этих занятиях задачи по формированию представлений о структуре рассказа, о способах связи между частями высказывания сформулированы недостаточно четко.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Одно из центральных мест в воспитании, обучении и развитии детей в дошкольном образовательном учреждении занимает работа по развитию речи. Актуальность этой работы подтверждается ведущими положениями педагогики и психологии дошкольного детства, в которых отмечается, что дошкольный возраст уникален по своему значению для развития речи, поскольку своевременное речевого развитие ребёнка в дошкольном детстве является залогом успешного развития его личности .

В настоящее время работа в ДОУ строится с учётом ФГОС, коммуникативная деятельность предусматривает такие задачи:

1. Развитие словаря.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи).

6. Ознакомление с художественной литературой.

7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Таким образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду.

Программа "Радуга" - первая инновационная программа России, открывшая путь новым вариативным программам. Охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей от двух до семи лет. Представляет собой личностно ориентированную систему, призвана обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Программа "Радуга" рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей .

Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:

Реализация поставленных в программе общих задач психического развития,

Реализация регионального компонента воспитания и образования.

Цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей .

Процесс работы не сведен к НОД и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения НОД по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога - обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

Все вышесказанное позволило программе "Радуга" получить широкое распространение в дошкольных учреждениях, ее по достоинству оценили как родители, так и воспитатели.

Программа "Детство" является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики. В её основу легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержании. Образовательной программы для детского сада и пути её реализации в педагогическом процессе.

Идея создания образовательной программы "Детство" принадлежит В.И. Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года.

Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста "Детство" была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Т.И. Бабаевой. Для НОД по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Программа "Детство" предлагает насыщенное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой. Широкое пространство становиться основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

В программе "Детство" есть три взаимосвязанных линии развития ребенка: "чувствовать - познавать - творить".

Содержание программы базируется на системности знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы и структурировано по трем ступеням дошкольного детства: младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Итог освоения программы -- способность ребенка свободно оперировать приобретенными знаниями, самостоятельно решать познавательные задачи, использовать способы и приемы познавательной деятельности, готовность к логическому познанию . К программе издано более 80 методических пособий. В перспективах у авторов программы: обновление целевых ориентиров программы и содержания (с учетом особенностей развития и субкультуры современного дошкольника и в логике компетентного подхода); разработка региональных вариантов программы "Детство".

Программа "Детство" создавалась авторами как, программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Поскольку программа "Детство" родилась в Петербурге, авторы попытались отразить в ее содержании атмосферу жизни этого прекрасного города показать его красоту, стиль взаимоотношений жителей и пробудить у юных петербуржцев чувство любви к родному городу, уважение к его традициям.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Задача программы пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность .

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

Отметим программу "Успех", образовательную программу нового поколения, учитывающую социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей. В центре программы - ребенок начала ХХI века.

"Успех" основывается на фундаментальных положениях мировой науки о детстве, отечественной научной психолого-педагогической школы (культурно-историческом, деятельностном, личностном подходах к образованию детей дошкольного возраста).

Цель программы "Успех" создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровье формирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях .

Задачи программы "Успех":

Обеспечить построение образовательного процесса в соответствии с принципом возрастной адекватности, или на основе учета возрастных физических и психических особенностей детей;

Основываться на фундаментальных положениях мировой науки о детстве

Основываться на положениях отечественной научной психолого-педагогической школы;

Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы ДОУ новых форм дошкольного образования (блок "Малыш");

Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (блок "Здоровячок");

Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития (блок "Управление").

Также не можем не сказать об образовательной области "Коммуникация", которая включает:

Непосредственно образовательную деятельность "Развитие речи", которая организуется с 1 младшей группы по среднюю группу - 1 раз в неделю в чередовании с образовательной областью "Чтение художественной литературы;

В 1 младшей группе непосредственно образовательная деятельность проводится по подгруппам;

Во 2 младшей группе, средней и старшей группе образовательная область "Чтение художественной литературы" осуществляется так же и во второй половине дня в режимных моментах в совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников.

Интеграция образовательной области "Коммуникация" с другими образовательными областями осуществляется во всех областях основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ. Эффективная реализация задач других областей невозможна без полноценной коммуникации.

Среди современных программных документов, рассматривающих вопросы развития речи, необходимо выделить методические рекомендации "Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования" (Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова). Авторы совершенно справедливо поддерживают идею самостоятельности дошкольных учреждений и критикуют систему отношений воспитателя с детьми, которая строится на учебно-дисциплинарной основе, а ребенок остается для педагога объектом воздействия, а не личностью со своими проблемами.

Доказав отрицательные стороны фронтальных занятий с дошкольниками (работают только активные дети, используется школьная форма организации, нет обратной связи и актуальных развивающих задач), авторы отмечают их невысокую эффективность. Выход они видят в появлении новых программ и отказе от ряда укоренившихся стереотипов педагогической работы и предлагают изменить педагогический процесс в целом. Авторы предлагают три типа занятий: познавательные, развитие продуктивной деятельности и музыкально-ритмические. Особо отмечают они задачи по развитию речи: "На наш взгляд, они должны решаться в рамках всех занятий; выделять специальные занятия по развитию речи целесообразно только в старших и подготовительных группах (как занятия по подготовке к освоению грамоты). Очевидно, что развитие речи гораздо активнее происходит в процессе живого общения воспитателя с детьми и совместной деятельности самих детей, в рассказе ребенка непосредственно заинтересованному слушателю, а не на специальных занятиях по пересказу заданного текста, описанию предметов и т.п."

Процитируем положение авторов по вопросам развития речи до конца: "Чтение художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанного, правильная речь самих взрослых, т.е. погружение детей в хорошую речевую среду, также важное условие развития речи вне формализованных занятий" .

Итак, развитие речи рассматривается в обучении пересказу и описанию предметов. С таким подходом мы никак не можем согласиться. Наши исследования и наша методика доказали, что стержнем развития языковой способности ребенка является семантический компонент, а синонимические, антонимические и полисемические отношения между словами можно показать детям только в процессе организованного обучения. Представление о структуре высказывания, способах связи между предложениями и частями текста также могут быть сформированы только в результате целенаправленного речевого воспитания. Мы согласны с авторами, что эти занятия не должны быть формальными и скучными - но это уже дело методики, которую мы рассматриваем в тесной взаимосвязи с содержанием.

Не случайно идеи Ф.А. Сохина о формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи легли в основу всех исследований и методического решения развития всех сторон речи. Эти положения легли в основу "Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" , разработанной на основе результатов исследований, проведенных в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В программе представлены теоретические основы: результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов, их взгляды на природу языковых способностей, рассмотрение обучения языку не только в лингвистической, но и в коммуникативной сфере. Основные направления работы по развитию речи рассматриваются по задачам: развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Затем все эти задачи даются в возрастном аспекте, начиная со 2-й младшей группы. Программа не охватывает все многообразие вопросов развития речи дошкольников, но включает те новые направления, которые были разработаны в лаборатории развития речи.

Исследования, проводившиеся в аспекте вышеизложенных проблем, показали, что углубленная, обогащенная по содержанию (включая формирование элементарного осознания языковых явлений) работа по развитию речи детей, которая начинается с младшего возраста, дает в конце воспитания и обучения их в детском саду (в подготовительной и в старшей группе) очень большой эффект. Некоторые данные показывают, что выпускники детского сада, прошедшие такое обучение, намного успешнее сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку - в отношении как лингвистических знаний, так и развития речи, устной и письменной.

Результаты исследований, проведенных Ф.А. Сохиным, его сотрудниками и учениками, сегодня широко используются в практике работы детских садов нашей страны. Подготовленные учеными книги и пособия служат учебным и практическим материалом для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и университетов, педагогических колледжей и училищ, работников дошкольно-образовательных учреждений.

На основе проведенных исследований подготовлены программа развития речи дошкольников и целый ряд научных и методических пособий для всех возрастных групп детского сада: "Развитие речи дошкольника" (М.: РАО, 1990); "Проблемы изучения речи дошкольников" (М.: РАО, 1994) (к 65-летию Ф.А. Сохина); "Занятия по развитию речи" (М.: Просвещение, 1993, 1998); "Придумай слово" (М.: Просвещение, 1996, 2001); "Вопросы изучения речи дошкольников" (М.: РАО, 1998) (к 70-летию Ф.А. Сохина); "Развитие речи дошкольников" (изд. Института психотерапии, 2001) и др. Ежегодно в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО проводятся конференции, посвященные памяти Ф.А. Сохина, на которых его коллеги, ученики, аспиранты обсуждают актуальные проблемы речевого развития детей на современном этапе.

Сотрудниками Института дошкольного образования и семейного воспитания получены данные, которые показывают, что выпускники детских садов, прошедшие обучение по методике, разработанной под руководством Ф.А. Сохина, намного успешнее своих сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в области развития речи - устной и письменной. Именно эффективность разработанной методики поставила вопрос о возможности (и необходимости) ее совершенствования.

Выводы по II главе

На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет свои особенности. В течение дошкольного детства понимание значения слова (а тем более многозначного) проходит длительный путь развития.

Разработка Ф.А. Сохиным, методической теории развития речи включала психологические, психолингвистические, лингвистические и педагогические аспекты.

В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф.А. Сохина):

Структурном - исследуются вопросы формирования разных структурных уровней языка: фонетического, лексического, грамматического;

Функциональном - исследуются проблемы формирования навыков владения языком в коммуникативной функции: связная речь;

Когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи: обучение грамоте.

Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, среди которых наиболее признанными являются:

"Радуга" (под ред. Т.Н. Дороновой). - Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания.

"Детство" (В.И, Логинова, Т.И. Бабаева и др.) - содержит специальные разделы: "развиваем речь детей", "ребенок и книга", - в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого развития; - определены речевые умения в разных видах деятельности.

"Программа развития речи" (О.С. Ушакова) - углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.

Заключение

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Методика развития речи в детском саду контактирует с методикой обучения русскому языку в начальной школе. Перед воспитателем стоит задача способствовать успешному овладению дошкольниками практическими речевыми умениями и навыками, которые подготовят их к овладению грамотой, к учению в школе.

Всю свою плодотворную научную деятельность Ф.А. Сохин посвятил изучению развития детской речи, поискам путей эффективного руководства этим развитием в дошкольном возрасте. Он считал, что развитие осознания явлений языка и речи необходимо специально осуществлять при обучении родному языку, поскольку на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений над языком и для саморазвития речи.

Ф.А. Сохин отмечал, что "на каждом возрастном этапе языковые средства, которыми владеет ребенок, представляют собой определенную систему, т.е. речь ребенка нужно изучать (и разрабатывать методы обучения), рассматривая словарь и грамматику не изолированно, а в единстве, во взаимосвязях, в системе" (10, С. 33). Это является необходимым условием лингвистического развития детей дошкольного возраста. Эти положения, выдвинуты и обоснованны Ф.А. Сохиным. Он придумывал принципы и изобретал способы, применяя которые, педагог смог бы помочь ребенку овладеть даром слова - повседневного, но человеческого и человечного, живого, звучащего, значащего, значимого. Для других и прежде всего - для самого себя. На базе исследований, проведенных им и его сотрудниками в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР, была разработана уникальная система развития речи в дошкольных учреждениях. После кончины Ф.А. Сохина эту работу продолжила его ученица, известный дошкольный педагог профессор О.С. Ушакова. Сделанное коллективом Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой ныне не только не утратило своей актуальности, но и максимально востребовано в практике российского дошкольного образования.

Таким образом, выполнив курсовую работу, мы достигли поставленной цели изучение вклада Ф.А. Сохина в область речевого развития дошкольников и реализацию его идей в современном ДОУ. Для достижения цели решили следующие задачи:

Изучили этапы жизненного пути Ф.А. Сохина;

Рассмотрели влияние психолого-педагогического исследования 50-70 годов на разработку методической теории развития речи Ф.А. Сохина;

Изучили научные основы методики развития речи и обучения дошкольников родному языку;

Проанализировали осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста в теории Ф.А. Сохина;

Охарактеризовали научную школу, созданную Ф.А. Сохиным;

Рассмотрели реализацию идей Ф.А. Сохина в области развития и обучения родному языку современных дошкольников.

научная деятельность Сохина была связана с Институтом дошкольного воспитания АНН СССР, где он работал ученым секретарем, заведующим лабораторией подготовки детей к школе, а с 1972 г. - заведующим лабораторией развития речи.

Исследования, проводимые под руководством Ф.А.Сохина, были направлены на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве, они органически сочетали в теоретическом анализе и эксперименте педагогический, психологический и лингвистический аспекты (под его руководством защищено 12 кандидатских диссертаций) .

В докторской диссертации, которую Ф.А.Сохин подготовил, но не успел защитить, обобщаются результаты выполненных им и его сотрудниками многолетних исследований, да священных разработке психолого-педагогических основ развития речи дошкольников в детском саду.

На основе результатов исследований существенно переработано программное содержание развития речи в разных возрастных группах детского сада. Методическое пособие "Развитие речи детей дошкольного возраста" под редакцией Ф.А.Сохина издавалось 3 раза (общим тиражом I млн.экз.). Ьта книга вместе с "Умственным воспитанием детей дошкольного возраста" под редакцией Н.Н.ГЬддьякова, Ф.А.Сохина и "Методикой обучения русскому языку в национальном детском саду" под редакцией Ф.А,Сохина и Е.И.Негневицкой го лучили в 19® г. первую премию Академии педагогических наук СССР.

Под редакцией Ф.А.Сохина (совместно с В.И.Ядэшко) подготовлено и учебное пособие "Дошкольная педагогика", опубликованное в ряде стран. Всего Ф.А.Сохиным опубликовано свыше ста научных и научно-методических работ, многие из них переведены на иностранные языки.

Всю свою плодотворную научную деятельность Ф.А.Сохин посвятил изучению развития детской речи, поискам путей эффективного руководства этим развитием в дошкольном возрасте, Еще будучи студентом, он написал дипломную работу, посвященную формированию грамматического строя речи детей, которая показала, что в науку пришзл тонкий психолог, лингвист, талантливый исследователь проблемы развития детской речи.

В дальнейшем Феликс Алексеевич постоянно расширял свой научный поиск, охватывал все новые проблемы речевого развития ребенка. Он горячо отстаивал самостоятельное значение этого развития, доказывал, что оно представляет собой стержень общего психического развития и не может рассматриваться только как сторона ознакомления ребенка с окружающим миром. Именно по инициативе Феликса Алексеевича, благодаря его энергии и научной доказательности его работ, развитие речи было выделено в особый раздел "Программы воспитания и обучения в детском саду", а в Институте дошкольного воспитания была организована специальная лаборатория развития речи, которую он возглавлял с момента создания и до конца своей жизни.

В работах Ф.А.Сохина опровергается распространенная точка зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Эти работы убедительно доказывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.

Даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, "экспериментируют" со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития - постепенного осознании языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достига- , ют достаточно высокого уровня, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком. Централь- « ные задачи такого обучения состоят в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений лзыка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф.А.Сохиным, послужили исходным пунктом большой группы исследований, выполненных под его руководством в Институте дошкольного воспитания АПН СССР. Исследования осуществлялись по трем основным направлениям: структурному (развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя), функциональному (развитие связной речи и. речевого общения) и.когнитивному,^познавательному (формирование элементарного осознания явлений языка и речи)~

Исследования, относящиеся к первому направлению (А.И.Максаков, Е.М.Струнина, Э.А.Федеравичене, А.Г.Тамбовцева, Н.А.Ко-стандян, М.С.Лаврик, Г.И.Николайчук, А.А.Смага, Л.А.Колунова) позволили установить, что наибольшая эффективность при овладении любыми структурными составляющими речи достигается при условии, что дети вовлекаются в активную работу по сопоставлению разных вариантов речевых единиц, их изменению и образованию. 1 / Так, работа над словарем оказывает подлинное развивающее воздействие, если она не ограничивается его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимами, у антонимами).

В работе по совершенствованию грамматического строя речи был осуществлен выход за пределы бытующего в методике узкого подхода, состоящего в том, что в качестве основной задачи выступает преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей. Основой совершенствования грамматического строя стало формирование грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, в ходе которого происходит активное усвоение средств и способов словообразования. При этом дети осваивают как способы образования слов от одного корня, имеющих разную структуру, так и способы образования слов от разных корней, имеющих одинаковую структуру. Перед детьми открывается смысл фэрмально-сеьантических отношений