Конспект занятия «Разные виды транспорта. Конспект занятия на тему: "Транспорт" Занятия по теме транспорт детей

Наталья Любимова
Занятие на тему «Транспорт»

ВВЕДЕНИЕ

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Язык – «важнейшее средство человеческого общения»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач : воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование разговорной речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное. Ребенок должен научиться рассказывать : не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком – то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего.

В формирование связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем – нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений.

ТРАНСПОРТ .

Цель занятия :

1. развитие связной речи детей

2. тренировка в составлении описательных рассказов с опорой на предмет

3. практическое усвоение предлога НА; слов, обозначающих действия. Активизация словаря по теме : «Транспорт »

4. учить детей использовать в речи сложноподчиненные предложения

5. воспитывать у детей культуру поведения на улице. Закрепить знания о правилах дорожного движения

6. развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта

7. закрепление и обобщение знаний детей о транспорте

8. закрепить действия контроля.

9. словообразование существительных путем сложения слов

10. подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками.

Оборудование :

Магнитофон, игра «Компьютер» (У каждого ребенка, Незнайка. Сюжетные картинки, загадки, картинки – отгадки, светофор. Предметные картинки транспорта (у каждого ребенка, «веселый паровозик» . Таблички на определения места звука в слове.

Предварительная работа : экскурсия, наблюдение за транспортом во время прогулки .

Ход занятия

1. Оргмомент – на внимание.

2. Постановка цели занятия

Посмотрите, кто к нам пришел на занятие (Незнайка)

Сегодня он пришел к нам со своим сундучком. Интересно, что у него там? Но сначала посмотрим, что еще принес нам Незнайка : какую – то чудесную вещь. Что это такое, вы сможете узнать, если отгадаете загадку :

Друг от друга тянут сами

Правильно, это наш старый знакомый – магнитофон. Он сегодня будет помогать нам на занятии .

А теперь посмотрим, что же в сундучке? (логопед вынимает из сундучка и расставляет на панно предметные картинки – транспорт ). Назовем эти картинки

А как сказать одним словом что это? (транспорт )

Да, Незнайка предлагает нам сегодня поговорить о транспорте . А он будет внимательно слушать вас.

3. Дифференциация видов транспорта в зависимости от места передвижения

Посмотрите внимательно на картинки. Что это? (дорога, железная дорога, небо, море)

Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге?

Как называется транспорт , на котором можно ездить по земле? (Наземный)

А на чем можно ездить по железной дороге?

Как называется транспорт , на котором можно ездить по железной дороге?

(железнодорожный)

А чем отличается железнодорожный транспорт от наземного ? (железнодорожный транспорт едет  ; только по железной дороге, где есть рельсы, шпалы, насыпь)

Подумайте, на чем можно летать?

Как называется транспорт , на котором можно лететь по воздуху? (воздушный)

Какие средства существуют для передвижения по воде? На чем можно плыть?

Как называется транспорт , на котором можно плыть по воде? (водный)

Правильно, в зависимости от места передвижения мы различаем наземный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт .

А теперь давайте отгадаем загадки о транспорте , которые тоже оказались в Незнайкином сундучке. Вы не просто должны отгадать, о каком транспорте говорится в загадке , но и назвать, к какому виду он относится (картинки – отгадки логопед прикрепляет на рисунки)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (автомобиль)

Давайте разделим слово автомобиль на слоги. Сколько слогов? (4 слога)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит (Поезд)

Сколько слогов в слове поезд? (2 слога)

Что за птица : песен не поет,

Гнездо не вьет,

Людей и груз везет (самолет)

Сколько слогов в слове самолет? (3 слога)

К лежебоке у реки

Притащил я две руки.

По руке к бокам приладил

И поплыл по водной глади (лодка)

Сколько слогов в слове лодка? (2 слога)

Вот так чудо! Чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (велосипед)

Сколько слогов в слове велосипед? (4 слога)

Плывет белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное (яхта)

Сколько слогов в слове яхта? (2 слога)

Чудо – птица,

Алый хвост.

Прилетела в стаю звезд (ракета)

Сколько слогов в слове ракета? (3 слога)

Что за чудо :

Красный дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином (автобус)

(3 слога)

А теперь давайте условимся, что наземный, воздушный и водный транспорт мы обозначим табличками (расставим эти таблички над рисунками на доске)

А теперь поиграем в компьютеры.

Кто не знает, что изображено на его картинке, поднимет руку.

Обозначьте на линеечках, какой у вас вид транспорта .

Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Кто выполнил неверно, исправьте ошибку.

Опустите экраны на место. Расскажите, у кого какой транспорт , к какому виду он относился.

Вы назвали, на чем можно ездить по земле, летать по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (на метро)

Какой это вид транспорта ? (подземный)

Да, сейчас у нас есть и такое чудо, как подземный транспорт ! Многие из вас ездили на чудесных подземных поездах – электричках, у которой двери сами закрываются. Еще есть лесенка – чудесенка. Как вы думаете как она называется? (эскалатор) .

Вывод : итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения : наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный.

4. дифференциация видов транспорта в зависимости от выполняемой работы.

Когда мы ездили на экскурсию по нашему городу, видели, сколько машин движется по улицам! Одни спешат своевременно доставить людей на работу, другие везут грузы на завод, развозят различные товары и продукты. Каждая машина выполняет свою работу. А какой вы знаете транспорт , в зависимости от работы, которую он выполняет? (пассажирский, грузовой, специальный)

Вспомните нашу экскурсию с милиционером ГАИ. В каком потоке машин мы ехали! Каких машин только не было! И хотя машин было очень много, на дороге был порядок. Кто следит за порядком на дороге? Кому подчиняются все машины? (регулировщику)

А какая у постового – регулировщика одежда? (форма, белый ремень, белые перчатки, в руках жезл)

А почему регулировщик так одет? (чтобы водители сразу увидели его)

А для чего нужен жезл? (жезл – как волшебная палочка в руках регулировщика : им он показывает, какие машины могут ехать, а какие должны остановиться)

А кому еще подчиняются водители и пешеходы? (светофору)

Где стоит светофор? (на перекрестке)

Почему он так стоит? (чтобы водители и пешеходы видели, какой приказ отдает светофор)

Что приказывает красный свет? (стой)

Желтый? (приготовиться)

Зеленый? (иди или можно ехать)

5. физкультминутка

Считалка под мяч «транспорт »

Задание для детей «Назовите тот вид транспорта , где слышим звук «С»

мы картинки называем,

с ними транспорт изучаем :

вот троллейбус и автобус,

самосвал и аэробус,

самолет и самокат,

саночки и снегокат.

6. словообразование существительных путем сложения основ.

«объясни слово»

Вот задачки мы решаем

И словечки получаем,

Части слова мы слагаем,

В играх транспорт повторяем .

Само….плюс…лет получаем (самолет) (почему так называется)

Само….плюс….кат получаем (самокат) (почему так называется)

Снего ….плюс…ход получаем (снегоход) (почему так называется)

Слова для игры : самоход, снегоход, вездеход, вертолет, аэроплан, самосвал, луноход, бензовоз, молоковоз, тепловоз.

7. подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками

Грузовик подъехал к дому, а потом ….отъехал

Грузовик въехал на горку, а потом….съехал

Грузовик заехал в гараж, а потом….выехал

Грузовик укатил, а потом…. прикатил

Грузовик уехал, а потом….приехал

Грузовик отъехал, а потом….приехал

8. специальные машины

А какие машины могут ехать на красный свет светофора? (пожарная машина,

«скорая помощь» , милицейская машина, аварийная.)

Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках?

Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?

Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так они называются? (специальные)

А как вы думаете, есть ли специальный воздушный или водный транспорт ? Назовите его.

Вывод : запомните, что в зависимости от вида работы транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.

9 игра на внимание

Посмотрите, какие картинки загадки привез нам сегодня Веселый Паровозик. Эти загадки смогут отгадать только самые внимательные дети.

1) посмотрите на 1-й вагончик. О какой картинке я говорю : не грузовик и не красный ….)

2) посмотрите на 2- й вагончик. Не трамвай и не синий ….)

3) посмотрите на 3-й вагончик. Не самолет и у него не черные лопати на винте, а синие….)

10. составление рассказа – описания с опорой на предметную картинку.

11. угадайте, это кто? (работа с магнитофоном)

Каждый из вас знает стихи о транспорте . Я обещала вам, что тот, кто лучше всех будет следить за своей речью, стараться произносить все звуки, будет записан на магнитофон. Сейчас мы прослушаем эту запись. Угадайте, кто был самым старательным? (стихотворение «Умные вещи» )

12 как вести себя на улице

Вы обратили внимание на последнюю строчку стихотворения? Да, с машинами надо дружить и, чтобы машины не причиняли вам зла, надо всегда помнить правило поведения пешеходов на улице. Об этих правилах мы много разговаривали. О них нам рассказал инспектор ГАИ. Давайте еще раз вспомним, где можно переходить дорогу (только по пешеходной дорожке, по «зебре» , на зеленый свет)

Никогда нельзя перебегать дорогу в неположенном месте! Запомните : машину сразу остановить водитель не может!

13 Звуковой анализ.

Логопед выставляет на доску картинку с изображением автобуса и предлагает сделать звуковой анализ

Сколько слогов в слове автобус?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Какой первый звук в слове?

Какой последний звук?

14 Итог занятия

Список используемой литературы :

М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»

О. С. Ушакова, М. Ф. Фомичева «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с ФФН»

С. А. Васильева, Н. В. Соколова «Логопедические игры для дошкольников»

Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»

1)Развивать умения классифицировать виды транспорта по месту его передвижения (наземный, воздушный, водный); умение рассуждать, делать выводы;

2) упражнять в навыке находить признаки различия и сходства грузового и пассажирского транспорта;

3) расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность и усидчивость;

4) Закрепление знаний о геометрических фигурах

Оборудование: наглядный материал по теме транспорт, разрезные картинки, мяч.

Ход занятия:

Орг. момент

Воспитатель: К нам пришло письмо. Читает:

«Здравствуйте, пишет вам почтальон Печкин! Шарик и Матроскин решили строить новый дом и попросили меня доставить им все необходимые материалы. Привезти на велосипеде у меня не получилось. Дядя Федор говорил, что есть какие-то транспортные средства, которые летаю по воздуху и плавают по рекам. Помогите нам разобраться – какой транспорт бывает и для чего он предназначен»

Воспитатель: Антон, ты догадался какая у нас тема нашего урока.

Антон: Транспорт

Воспитатель: Транспорт делится на три вида: наземный, воздушный и водный. К наземному транспорту относятся: машина, поезд, автобус, трактор, велосипед. К воздушному транспорту относятся: самолет, вертолет, ракета. К водному транспорту относятся: корабль, лодка, яхта.

Воспитатель: А сейчас мы с тобой отгадаем загадки.

Вот стальная птица,

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.

Не летает, но жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька.

3) Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель: развитие логического мышления, внимания, мелкой моторику рук.

Дидактическая игра «Выложи машинку по контуру»

Цель: развитие воображения, моторики рук

4) Физминутка «Автобус»

Мы в автобус дружно сели (Дети садятся)

И в окошко посмотрели. (смотрят по сторонам)

Наш шофёр педаль нажал, («нажимают» на педаль)

И автобус побежал. (убегают)

5) Аппликация «Машинка»

Цель: закрепление геометрических фигур, цвета, формы, учить ребенка правильно пользоваться кисточкой и клеем, воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

6) Игра «Плывет, едет, летает».

(ребенок перечисляет разные виды транспорта и выставляет их на магнитной доске)

Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

Что летает? Ракета, самолет, вертолет.

Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт),

Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

7) Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления, связной речи.

Описание игры: Педагог помещает на доске четыре предметных картинки, на трех из которых изображен транспорт одного вида, а на четвертой – другого.

8) Рисование «Что забыл дорисовать художник?»

Цель: развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику.

9) Игра с мозаикой.

Цель: развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику..

Конспект занятия

в первой младшей

на тему « Транспорт»

Подготовила

Чиковкина Светлана Александровна

Тема: Транспорт

Цель: Способствовать знакомству детей с разнообразным пассажирским транспортом. Способствовать закреплению представления о цветах (синий, желтый..). Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, мелкой моторики рук и двигательную координацию, речевое дыхание. Обогащать словарь детей. Доставить радость.

Предварительная работа: Беседа о транспорте. Показ картинок из серии «Транспорт». Игры с машинками, паровозиком, корабликами.

Материал: Картинки из серии «Транспорт», «рули» (картонные круги зелёного и красного цвета для каждого ребенка по одному), «гаражи» из кирпичиков зелёного и красного цвета, кораблики цветные, тазики с теплой водой, игрушечная грузовая машина, в кузове которой лежат маленькие легковые машинки - на каждого ребенка.

Воспитатель: В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят.

Много маленьких ребят

Все на стульчиках сидят.

Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю покататься на волшебной карусели.

Давайте встанем в кружок и будем кружиться:

Карусели, карусели,

Мы с тобой в машину сели-

Мы с вами поедем на желтых и синих машинах.

(Педагог дает каждому ребенку руль).

Воспитатель: У Алисы зелёный руль, У Ромы красный…

(Дети берут в руки рули и бегут по кругу).

Воспитатель: Бежит, бежит машина,

Шуршат тугие шины,

Колеса крутятся, шуршат,

Куда-то по делам спешат.

Стоп! Остановка!

Колесо спустилось,

Машина остановилась. (Повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие бывают машины? (показ картинок легковой и грузовой машин) – ответы детей

Воспитатель: Что перевозят грузовые машины? Какие грузы? (песок, кирпичи, продукты…)

Кого перевозят легковые машины? Как называются люди, которые едут в легковой машине? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь поставим наши машины в гараж из кирпичиков и покатимся дальше на наших волшебных каруселях. (Дети складывают рули в гаражи: зелёные в зелёный гараж, красные в красный гараж).

Мы с тобой в автобус сели-

И поехали, и поехали (делаем вращательные движения руками).

Игра «Едем на автобусе»

Мы в автобус сели,

Едем далеко,

Песенку запели

Звонко, хорошо.

Ля-ля-ля, Ля-ля-ля…

По дорожке мчимся,

И в окно глядим,

Очень-очень громко,

Как гудки гудим:

Би – Би – Би - Би!…..

Вот и остановка,

Надо выходить,

Дяденьке шофёру

«Спасибо» говорить.

Воспитатель: Ребята, как называются люди, которые едут в автобусе?

Как вы думаете, куда едут люди? (на работу, в детский сад, в школу, домой).

Кто везёт автобус?

А что делают пассажиры, когда едут в автобусе? (покупают билет, сидят, стоят, смотрят в окно…)

Воспитатель: Карусель приглашает нас еще покататься.

Воспитатель: Карусели, карусели,

Мы с тобой в кораблик сели-

И поплыли, и поплыли (качаемся из стороны в сторону). Вот так качается кораблик на волнах. А мы посмотрим, как плавают и качаются на волнах наши маленькие кораблики. Педагог раздаёт детям по кораблику, обращая внимание на цвет кораблика, и предлагает детям запустить по одному кораблику в тазик с водой того же цвета что и кораблик.

(Дети подходят к тазикам с водой, и каждый запускает по одному кораблику. Все наблюдают как плавают кораблики. Дуют, подгоняя кораблики).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Карусель приглашает нас еще покататься.

Карусели, карусели,

Мы с тобою в поезд сели-

И поехали, и поехали.

Игра «Поезд».

Мы в вагончиках сидим,

Мы сидим, мы сидим,

И в окошки мы глядим,

Весело глядим.

Едет, едет паровоз-
Чух- чух- чух- чух- чух.

А колёсики стучат-

Так-так-так-так-так-так,

Будто с нами говорят-

Так-так-так-так-так-так.

Громко подаём гудок-

Ду-ду- ду-ду- ду-ду

Подъезжает паровоз-

Ду-ду- ду-ду- ду-ду

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, как много игрушек. Они тоже хотят прокатиться на поезде. Как же быть? (предложения детей).

Давайте построим им поезд из модуля.

Коллективная постройка поезда из модуля.

Воспитатель: Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

В вагонах игрушки,

Все в садик спешат!

Воспитатель:И еще раз приглашают карусели:

Карусели, карусели,

Мы на стульчики все сели.

(Дети рассаживаются на стульчики.).

Воспитатель: Кто у нас сегодня молодец? Таня молодец! Толя молодец! И т. д..Вот занятию конец, кто играл - тот молодец!

В группу въезжает большая грузовая машина, и воспитатель раздает каждому ребенку машинку, лежащую в кузове. Педагог предлагает построить дорожки и гаражи для своих машин. (Свободная деятельность детей.).



Конспект занятия "Транспорт"

Транспорт - совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспорта.

Виды транспорта: наземный (железнодорожный, городской), подземный, воздушный, водный.

Наземный транспорт:

А) железнодорожный: поезд (вагоны, паровоз, тепловоз), электричка.
б) городской: легковая машина, грузовые машины (грузовик, самосвал, фургон, цистерна), автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мотороллер, специальные машины (скорая помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).

Подземный транспорт: метро. Метрополитен - городская электрическая дорога, обычно под землей.

Воздушный транспорт: воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, космический корабль.

Водный транспорт: лодка (моторная, весельная, с парусом, подводная), катер, пароход, корабль, баржа, ледокол, теплоход, плот.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА: грузовой и пассажирский. Груз - товары, вещи, которые перевозят куда-нибудь. Пассажир - тот, кто едет или собирается ехать на чем-нибудь.

ЧАСТИ ТРАНСПОРТА: фара, кузов, кабина, мотор, колесо, дверцы, шины, багажник, руль, сидение, педали, тормоз, хвост, пропеллер, трап, салон, каюта, палуба, мачта, борта, корма, трюм, спасательный круг, иллюминатор.

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ И ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ: машинист, вагоновожатый, водитель, шофер, мотоциклист, велосипедист, капитан, летчик, пилот, вертолетчик, бортпроводница, штурман, контролер, пассажир, матрос, космонавт.

МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ ТРАНСПОРТА И ЛЮДЕЙ, ЕГО ИСПОЛЬЗОВАЮЩИХ: вокзал, аэропорт, аэродром, вертолетная станция, пристань, порт, гараж, троллейбусный парк, авто-бусный парк, космос, депо.

ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ

1. Какой бывает транспорт?

А) Как называется транспорт, который плавает по воде?
б) Движется по железной дороге?
в) Передвигается по земле?
г) Под землей?
д) Летает по воздуху?

2. Назови (перечисли) наземный (железнодорожный, городской), подземный, водный, воздушный транспорт?

3. Какие виды машин ты знаешь? (грузовая, легковая, специальная).

4. Какие виды поездов ты знаешь? (пассажирский, товарный).

5. Какие виды самолетов ты знаешь? (пассажирский, военный).

6. Какие виды лодок ты знаешь? (моторная, весельная, парусная, подводная).

7. Покажи и назови части машин? (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).

8. Покажи и назови части лодки? (мачта, парус, весла и т.д.).

9. Покажи и назови части корабля? самолета?

10. Кто управляет машиной, самолетом, кораблем, поездом, трамваем, мотоциклом и т.д.? (водитель, летчик, пилот, капитан, машинист и т.д.).

11. Какие профессии связаны с вождением транспорта?

12. Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным и т.д.).

13. Нравится ли тебе ездить на транспорте?

14. Какой транспорт есть у тебя дома?

15. Хотел бы ты стать водителем какого-нибудь транспорта?

16. Расскажи, на каком транспорте ты добираешься до детского сада?

17. Как далеко ты уезжал из дома и на чем?

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

М.В. Водопьянов "Космонавт-1”;
Б.С. Житков "Что я видел”;
В.В. Маяковский "Это книжечка моя про моря и про маяк”, "Кем быть?”;
А.В. Митяев "Сегодня праздник” (12 апреля - День космонавтики);
С.В. Михалков "А что у вас?”;
В. Орлов "Электричка”;
С.В. Сахарнов "Самый лучший пароход”;
А.Н. Толстой "Рассказ аэронавта”, "Прыжок”;
Е. Тараховская "Метро”;
Э. Успенский "Троллейбус”;
Д. Хармс "Кораблик”;
А. Шалыгин "Ехал козлик осторожный”;
Эстонская народная сказка "Запретный узел”.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Карл Арон "Человек поднялся в небо”;
Жюль Верн "Пять недель на воздушном шаре”;
Анатолий Маркуша "Богатыри”;
Марина Москвина "Аэростат - мой товарищ”.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Звук у – рот приоткрыт, губы слегка сужаются, но не вытягиваются "трубочкой”.
Приемы: 1. – поезд дает сигнал; – самолет летит; – пароход гудит.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

Приемы: 1. "Кто дольше” - сохранение дыхания и правильное его расходование: - чей паровоз дольше гудит; - чья дудочка дольше поет.

2.. "Паровозик”. Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая "чух-чух-чух”.

3. Игра для развития дыхания при произнесении шипящих и свистящих. "Гонки по воде” - а) бумажных, целлулоидных игрушек. Воспитатель предлагает детям поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу. Дуть надо сильно, чтобы кораблик поплыл далеко. Воспитатель показывает, как надо дуть, чтобы получилась сильная и прямо направленная струя воздуха. б) "На волне океана”. Ребенку, лежащему на спине, ставится на живот игрушечный кораблик. Вдох и выдох делается животом.

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ

Упражнение "Автомобили” для детей 3-4 лет. В.: "Давайте поиграем в "автомобили””. Дети выстраиваются друг за другом. В. впереди. В. громко, отчетливо гудит: "би-би-би” или "ду-ду” и предлагает детям тоже гудеть. Вся колонна движется несколько раз вокруг по комнате, сопровождая движение ясными, громкими гудками.

СТИХИ, ПРИБАУТКИ, ЗАГАДКИ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПРОИЗНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ

Нам шагать по лестнице
Незачем с тобой –
Лестница-чудесница
Бежит сама собой.

Вьется по улице
Легкая пыль,
Мчится по улице
Автомобиль

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Детский сад

Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят:
Паровоз, пароход
Дожидаются ребят.

Машинист

Папа Костика и Розы –
Машинист на паровозе.
Он в большие города
Быстро водит поезда.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

ЗВУК С И З Песенка машиниста

Спят ли волки?
Спят. Спят.
Спят ли пчелки? Спят. Спят.
Спят ли птички?
Спят. Спят.
А лисички? Спят. Спят.
Все на свете спят. Спят.
Только я и паровоз –
Мы не спим, мы не спим.
И летит до самых звезд
К небу дым.

Сеня вез воз сена.

Едем на грузовике.
По флажку у нас в руке.
Светофора красный глаз
Не пускает дальше нас!

Мчится, мчится железный конек,
По железу железо гремит.
Пар клубится, несется дымок,
Мчится, мчится железный конек.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ

Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.

Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес. Эти движения можно выполнять и под другие стихи.

Загудел паровоз
И вагончики повез
Чох-чох, чох-чох, чу-чу
Я далеко укачу.

В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сильный и смелый.

Дети встают в колонну (можно врассыпную), поднимают вверх руки, делая их "лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.

Самолет

Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.

Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.

Лодочка

А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.

Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.

Легковой автомобиль

Мы ехали, ехали,
К мосту подъехали
Въехали, съехали
Снова поехали
Ехали, ехали
К яме подъехали
Яму объехали
И к дому поехали.

Дети встают в колонну, идут друг за другом, имитируя руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, "едут”, приседают, делают поворот, "едут”, останавливаются.

Пароход

Пароход большой плывет,
Капитан его ведет.

Дети встают врассыпную, ставят руки перед грудью, вперед, ладони соединяют как "ковшик” (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх) и двигаются свободно по группе.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

А) "Лодочка” (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
б) "Пассажиры в автобусе” (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуть вверх).
в) "Лодка”. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Г) "Пароход”.

Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Д) "Поездка” (сказка пальчиков). Ладони поставить домиком, кисть руки или сложенные кисти продвигать вперед по поверхности стола (гараж, машина). Ладони поставить на ребро навстречу друг к другу, согнуть пальцы под прямым углом до соприкосновения (из гаража, ворота закрыты).

Кисть или сложенные кисти рук крепче прижать к столу (машина стоит перед воротами - Биб! Ту-ту!).

Закрытые ворота изобразить вновь. Медленно выпрямить пальцы (ворота открываются).

Кисть или сложенные кисти рук продвигать вперед (машина едет).

Волнообразным движением имитировать течение реки (машина едет к реке).

Локти на ширине плеч поставить на стол, пальцы согнуть под прямым углом до соприкосновения. Снова изобразить движение машины (это мост, по нему едет машина).

Ладони поставить на ребро и соединить пальцы обеих рук под острым углом, как нос корабля, и плавно продвигать вперед (под мостом проплывает корабль).

Снова изобразить движение машины (машина съехала с моста).

Снова ладонями показать домик (ехали, ехали и домой приехали).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. АТТРАКЦИОНЫ

1. Лихие шоферы. На детские машинки ставят стаканы или ведерки с водой, налитые до краев. К машинкам привязываются бечевки (длиной 10-15 м), надо быстро наматывать бечевку на палочку, подтягивая к себе машину. Если вода плещется, ведущий называет номер шофера, и тот на секунду перестает мотать. Побеждает тот, кто быстрее всех подтянул машину и не расплескал воду.

2. Поезд. Воспитатель предлагает поиграть в поезд: "Я буду паровоз, а вы вагончики”. Дети встают в колонну друг за другом, держась за плечи или одежду впереди стоящего. "Поехали”, - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: "чу-чу”. Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: "Остановка”. Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь. Игра для 2-4 -х летнего возраста детей, для другого возраста сюжет усложняется. Одновременно происходит упражнение детей в произношении шипящих звуков. В усложненном варианте ребята изображают разные поезда: скорый, товарный. Можно подвижную игру развить в сюжетно-ролевую. Например, вводится роль стрелочника, чтобы поезда не сталкивались. Можно организовать разгрузку товаров и т.д. можно обыграть остановки.

3. Воробушки и автомобиль. Игра для 3-5 летнего возраста детей. Отмечаются границы площадки. На одном ее конце размещаются на стульях воробушки. На другом - место для автомобиля (гараж). Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим транспортом.

4. Космонавты. Игра для детей 5-7 лет. По краям площадки чертятся контуры ракет (2х-4хместные). Общее количество мест должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: "Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет”. С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракете, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

5. Самолеты. Для детей 4-5 лет. Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу: "К полету готовься!” - дети делают движения руками - заводят мотор. "Летите!” - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную. По сигналу: "На посадку!” - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено.

6. Трамвай. Игра для детей 4-5 лет. Дети стоят вдоль стен комнаты в колонне парами, держа друг друга за руки. Воспитатель играет роль светофора, используя разноцветные флажки: желтый, красный, зеленый. Можно устроить остановку.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
"Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется... (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой... (велосипед)

Рано утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой... (велосипед)

На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Как зовусь? ... (велосипед)

Бежит при ветре споро
Без весел и мотора... (парусник)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю... (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит.... (автомобиль)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на... (машине)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый... (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка...
Кто такая? ... (электричка)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в... (кабине)

Создавать я начал флот.
Превратилась губка в... (плот)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился... (парашют)

Краткая аннотация. В ходе фронтального логопедического занятия дети пополняют лексический словарь по теме «Транспорт», учатся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивают умение правильно употреблять предлоги в речи, развивают мелкую моторику. Занятие в игровой форме, предназначено для детей дошкольного возраста.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт».

  • Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт».

Коррекционно-образовательные:

  • Совершенствование навыка чтения.
  • Развитие тонкой моторики рук.
  • Развитие фонематических представлений, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; практическое употребление в речи предлогов; разгадывание загадок.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение понимать обращенную речь;
  • слуховое внимание;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные:

  • Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
  • развивать чувство эмпатии.

Оборудование:

  • картинки с изображениями транспорта, Молнии Маквина, Незнайки. Дидактическое пособие «Гараж» (изготовить самостоятельно), мяч, пазлы с изображением различных видов транспорта.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу!

Подведение к теме занятия.

Смотрите, кто к нам приехал? Это же Молния Маквин! Что он нам привез? Загадки! Давайте их отгадаем?

1.Провода над ним висят.
В них его-то сила вся.
Он рогами их коснётся
И по улице несётся. (троллейбус)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (трамвай)

Винт раскручу –
В небеса улечу.(вертолет)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (метро)

Он не троллейбус, не трамвай,
А пассажиров возит.
Его скорее называйте –
Вас мы очень просим. (автобус)

Летит птица – небылица,
А внутри народ сидит
Меж собою говорит. (самолет)

Вы догадались какая у нас сегодня тема? Трамвай, троллейбус, самолет-как все это назвать одним словом?

Если транспорт перевозит грузы, то он какой?

Если транспорт перевозит пассажиров, то он какой?

А как называется транспорт, который спешит к нам на помощь?

2. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы мне скажете какой транспорт относится к грузовому, специальному и пассажирскому транспорту.

3. «Назови ласково» — игра с мячом.

Самолет-самолетик, вертолет-вертолетик, лодка-лодочка, трамвай-трамвайчик, машина-машинка, велосипед-велосипедик.

4. «Гараж»

Ребята! Смотрите, к нам пришел Незнайка… Друзья из Солнечного города на день рождения подарили ему машину, а он никак не может разобраться какие она умеет выполнять действия, и просит вас о помощи (оборудование: гараж и машинка)

Дети поочередно выполняют действия: машина заезжает в гараж, машина выезжает из гаража, машина стоит у гаража, машина едет по дороге, машина подъезжает к гаражу, машина отъезжает от гаража.

Физминутка:

Давайте представим, что мы самолетики! Взлетим высоко-высоко, подлетим к зеркалу, пролетим между игрушками, пролететь слева от стола, пролететь справа от стула, полетим ниииизко и приземлимся на стульчики.

5. Игра «Послушай и назови».

Воспроизвести звуки транспорта (скачать из интернета). Детям нужно назвать транспорт. Уточнить вид транспорта: передвигается по земле-наземный, по рельсам-железнодорожный, по воде-водный, по воздуху-воздушный, под землей-подземный.

6. «Кто чем управляет?»

Транспорт не может передвигаться без людей.

Я буду называть транспорт и бросать мяч, а вы скажите профессии людей, которые управляют этим транспортом и бросайте обратно. Но отвечайте полным ответом! Автобусом управляет водитель/шофер.

  • Автобус – водитель/шофер
  • Велосипед – велосипедист
  • Мотоцикл — мотоциклист
  • Поезд – машинист
  • Самолет – летчик/пилот
  • Корабль-капитан

7. Пазлы. Когда вы их соберете, у вас получится картинка с изображением транспорта.

Итог занятия.

Вам понравилось наше занятие? Давайте вспомним, какие виды транспорта вы знаете? А какое задание понравилось вам больше всего?

Ткаченко М.А.,
логопед