Ли ребенок болеть. Умеют ли дети не болеть? Какой бывает кашель у детей во время прорезывания зубов

Детские болезни в большинстве случаев неизбежны. Однако каждому родителю хотелось бы сократить их количество или хотя бы не допустить развитие осложнений. Как можно помочь, если ребенок заболевает? Чем лечить простуду или ОРВИ?

Простуда в детском возрасте встречается очень часто. Обычно под этим термином подразумевают и обычные ОРВИ. Чем отличаются эти заболевания, и что можно сделать в качестве первой помощи?

ОРВИ вызывается вирусами. Они могут быть самыми разными:

  • риновирус;
  • аденовирус;
  • парвовирус;
  • грипп и парагрипп;
  • респираторно-синтициальный вирус;
  • энтеровирус и другие.

Чтобы заболеть ОРВИ, необходим контакт с больным человеком. Обычно заражение происходит воздушно-капельным путем.

Простуде же всегда предшествует переохлаждение. Она может развиваться из-за пребывания на сквозняке, прогулки в слишком легкой одежде.


Иногда, наоборот, родители тепло одевают ребенка, и он быстро потеет, после чего замерзает в мокрой одежде. Перегрев не менее опасен, чем переохлаждение.

Итогом является снижение защитных сил организма и активация условно-патогенной микрофлоры. Чаще всего простуда – это обострение хронических заболеваний, таких, как фарингит, тонзиллит, аденоидит, отит, бронхит.

Но иногда переохлаждение облегчает проникновение вируса внутрь организма, и развивается обычная ОРВИ. Что можно предпринять, если ребенок начинает заболевать?

Первая помощь

Любым родителям хочется, чтоб их малыш выздоровел как можно скорее. И нередко они готовы давать ребенку самые дорогие и самые эффективные, по их мнению, препараты. От педиатра многие также ждут соответствующих назначений – лекарства от каждого симптома.

Однако полипрагмазия (избыточное применение лекарств) не только не полезна, но чаще всего и вредна для детского организма.

Когда у детей появляются первые симптомы простудного заболевания, нужно вспомнить о простых, но эффективных мероприятиях и начать именно с них.

В первую очередь необходимо позаботиться о следующих моментах:

  • Проветривании.
  • Увлажнении воздуха в квартире.
  • Правильной одежде.
  • Увлажнении слизистых.
  • Обильном питье.
  • Снижении температуры тела.

Проветривание

От температуры окружающей среды и ее влажности зависит течение болезни и ее длительность. С детьми всегда нужно быть осторожнее, чем со взрослыми. Слишком теплый и сухой воздух способствует перегреву их организма.

Особенно опасно это при повышении температуры. Также он является прекрасной средой для обитания болезнетворных вирусов и бактерий. Именно в сухом воздухе они могут жить длительное время и сохранять способность к размножению.

В условиях центрального отопления повлиять на температуру окружающей среды непросто. Единственный способ добиться охлаждения и циркуляции воздуха – это проветривание. Именно этот метод может быстро и эффективно снизить концентрацию микробов в квартире. Проветривание не только облегчит течение заболевания, но и защитит от заражения других членов семьи.

Многие родители и, особенно, старшее поколение опасаются проветривать комнату, ведь пребывание на сквозняке опасно даже для здорового ребенка. Это, безусловно, так. И поэтому, когда открываются окна, больного малыша необходимо перевести в другую комнату.

Как часто нужно проветривать? Чем чаще это происходит, тем быстрее уменьшается концентрация патогенных микробов, и тем меньше вероятность, что заболевание будет протекать с осложнениями.

Оптимальная температура в комнате при болезни ребенка колеблется в диапазоне от 18 до 20 °C. И лучше пусть она будет 17 °C, чем 22 °C.

Увлажнение

Микробы хорошо чувствуют себя в сухом воздухе, но повышенная влажность препятствует их нормальному движению. Кроме того, увлажненный воздух полезен для дыхания и слизистых даже вне болезни. Желательно, чтобы в комнате ребенка влажность была не менее 70%. Даже показатели 75–80% предпочтительнее, чем 40–50%.

Как быстро и эффективно повысить влажность воздуха, если малыш начал заболевать? Раньше педиатры советовали развесить мокрые пеленки или полотенца на батареях. Однако с появлением комнатных измерителей влажности – гигрометров – стало ясно, что эти меры неэффективны. Влажность, если и повышалась, то в незначительной степени.

Наиболее действенными оказались приборы под названием «увлажнители». Сегодняшний рынок предлагает родителям широкий выбор этих устройств. Они бывают разных фирм-производителей и иногда существенно отличаются по цене. Однако даже самый дешевый увлажнитель нормализует влажность воздуха быстрее, чем мокрое белье. Использовать эти приборы необходимо в сочетании с гигрометрами.

Также, если ребенок вдруг заболел простудой, желательно чаще мыть полы. С одной стороны, это способствует увлажнению воздуха, а с другой – эффективно избавляет комнату от пыли, в которой обитают микробы.

Правильная одежда


Ранее бытовало мнение, что, если ребенок простудился, он должен пропотеть. Для этого ему надевали теплую пижаму и шерстяные носки, укрывали плотным одеялом и поили чаем с малиной. А воздух в комнате согревали при помощи подручных средств.

Однако при болезни эти меры опасны, особенно если у малыша поднялась температура. Теплая плотная одежда препятствует охлаждению тела и усиливает лихорадку.

Но даже если у болеющего ребенка нет гипертермии, перегревать его не стоить. Температура воздуха в комнате должна быть не выше 20 °C, а одежда ей соответствовать. Обычно это домашний костюм или пижама с длинными рукавами из натуральной ткани. При температуре 20 °C она может быть тонкой, хлопчатобумажной, а при 17–18 °C – поплотнее, например, из байки. Лучше теплее одеть малыша при более низкой температуре, чем раздевать при 25–30 °C.

Увлажнение слизистых

Нередко от современных врачей можно услышать рекомендации по увлажнению слизистых при простуде. Особенно часто об этом говорит известный педиатр Евгений Комаровский – в своих передачах и книгах.

Почему так важна эта мера? Кроме общего иммунитета, который действует во всем организме, существует еще и местный. В слюне и слизистых выделениях содержатся специальные антитела, которые мешают болезнетворным бактериям и вирусам проникать вглубь тела. Они являются защитой первой линии.


Но чем меньше жидкости в полости рта и носа, тем ниже эффективность местного иммунитета. При сухих слизистых он практически не работает.

В первую очередь родителям необходимо не допускать пересыхания этих зон. Ребенок должен получать достаточное количество жидкости. Кроме того, следует обратить внимание на его зубную пасту. Иногда неправильно подобранное средство способствует развитию сухости ротовой полости.

Однако наиболее эффективной мерой является увлажнение слизистых солевыми растворами.

Солевые растворы

Когда ребенок заболевает простудой, что сделать в первую очередь? Нужно идти в аптеку за солевым раствором. В дальнейшем они всегда должны быть под рукой.

Готовые солевые растворы очень удобны в использовании. Часто они выпускаются в виде спреев. Некоторые – например, Салин – продаются во флаконах в виде раствора.

Основной недостаток таких препаратов – их цена. Нередко она достаточно высока. Однако это не значит, что в период болезни нужно отказаться от увлажнения слизистых.


В аптеке можно приобрести 0,9% раствор натрия хлорида, который является солевым, а цена его вполне доступна большинству людей.

Если же возможности купить медикаменты нет, можно приготовить раствор самому. Для этого в одном литре теплой кипяченой воды растворяется чайная ложка обычной поваренной соли. Затем жидкость переливается во флакон, можно для этого использовать тщательно вымытую емкость от сосудосуживающих капель.

Чем суше слизистые полости рта и носа, тем чаще нужно их орошать. Передозировать солевой раствор практически невозможно.

Наиболее известные готовые препараты для увлажнения – это:

  • Хьюмер.
  • Ламисоль.
  • Салин.
  • Аквамарин.

Обильное питье

Обильное питье при простуде является отличным дезинтоксикационным средством. Кроме того, большое количество теплой жидкости смягчает сухой кашель и облегчает отхождение мокроты.

  • Теплый сладкий чай.
  • Морсы и компоты комнатной температуры.
  • Столовую или щелочную воду без газа.
  • Травяные чаи – например, ромашковый.

Питье должно быть именно теплым, а не горячим, иначе оно будет обжигать и раздражать воспаленные слизистые.


Очень важно при болезни выпаивать ребенка, даже если ему не слишком этого хочется. Родителям необходимо предлагать на выбор различные напитки. Кроме того, питье должно быть подслащенным. Для этой цели можно использовать сахар или мед.

При болезни расход энергии в организме малыша значительно возрастает, а ее универсальным источником является как раз глюкоза.

В условиях дефицита сахара обмен веществ запускается по другому пути, и в крови начинают накапливаться кетоновые тела. Затем они выводятся с мочой, вследствие чего она приобретает характерный запах ацетона.

Ацетонемия ухудшает состояние ребенка и вызывает следующие симптомы:

  • тошноту и рвоту;
  • слабость, выраженную вялость;
  • отсутствие аппетита.

Профилактикой и лечением ацетонемии является обильное сладкое питье.

Снижение температуры

Первым симптомом начинающейся болезни нередко является повышение температуры. Многие родители с опаской воспринимают гипертермию и стремятся как можно скорее избавить малыша от лихорадки. Однако это далеко не всегда бывает нужным.

Повышение температуры относят к защитным реакциям. При этом в организме активно вырабатывается интерферон, который уничтожает вирусы. Как только гипертермия купируется, продукция этого естественного защитника прекращается.


Снижать температуру нужно тогда, когда она ухудшает состояние ребенка. Обычно это происходит при показаниях термометра 38,5–39 °C. Некоторые малыши плохо переносят лихорадку уже при 37,8–38,0 °C. В этом случае борьбу с гипертермией нужно начинать раньше.

Регулярное проветривание и охлаждение воздуха способствует нормализации температуры тела. Также можно использовать обтирания теплой водой. Важно, чтоб она не была прохладной или холодной, так как это вызовет спазм сосудов и усилит гипертермию.

Нельзя растирать малышей спиртом или водкой – алкоголь легко проникнет через кожу и начнет отравлять организм. Водно-уксусные обтирания у детей также не приветствуются.

Однако даже при обычной простуде температура может повышаться очень быстро. И в этом случае без жаропонижающих препаратов не обойтись.

Жаропонижающие препараты

В детском возрасте для снижения температуры разрешены два основных препарата. Это ибупрофен (Нурофен) и парацетамол (Эффералган).

Анальгин у детей не рекомендован к применению из-за токсического влияния на систему крови. Но, несмотря на это, он продолжает использоваться в стационарах и бригадами «Скорой помощи», когда требуется быстрый антипиретический эффект. И все же в домашней аптечке этому лекарству не место.


Ранее у малышей широко использовался препарат, содержащий нимесулид. Детская суспензия называлась «Найз». Нимесулид зарекомендовал себя как высокоэффективный антипиретик, однако наблюдаемое в некоторых исследованиях токсическое поражение почек на фоне лечения привело к запрету на это лекарство у детей.

Наиболее опасным является популярный ранее Аспирин. Было доказано, что лечение простуды, ОРВИ и гриппа этим средством детей до 12 лет чревато развитием синдрома Рея – грозного и чрезвычайно опасного поражения печени. В настоящее время педиатры вообще не используют Аспирин в своей практике.

Существует ряд других лекарств, которые не стоит применять в начале простуды у малышей.

Какие еще лекарства нежелательны, когда малыш только начинает заболевать? В первую очередь это противовирусные средства. В настоящее время во всем мире нет этиотропных препаратов, которые эффективно бы боролись с ОРВИ. Пожалуй, единственным действенным средством является только осельтамивир (Тамифлю), однако показания к его назначению достаточно узкие, и самолечение им недопустимо.

Противоаллергические лекарства при обычной простуде также бессмысленны, хотя их нередко можно увидеть в назначениях некоторых педиатров.


Часто фармацевты рекомендуют родителям приобрести иммуностимуляторы или иммуномодуляторы, которые помогут ребенку быстро справиться с инфекцией. Однако действительно эффективных лекарств этой направленности, как и противовирусных, в настоящее время нет. Чаще всего они оказывают лишь психотерапевтическое и успокаивающее действие на родителей.

Следует также помнить о том, что медикаментозное вмешательство в нормальный иммунитет ребенка недопустимо, и вреда от него намного больше, чем пользы.

В начале простуды не нужны таблетки и сиропы от кашля. Подавлять кашлевой рефлекс можно только при коклюше, во всех остальных случаях это опасно.

Если же назначить средства для разжижения мокроты и ее лучшего отхождения, это с большой долей вероятности усилит кашель.

Антибиотики

Нужны ли антибиотики при простуде? Эти лекарства на вирусы не действуют и такое лечение бессмысленно. Кроме того, бесконтрольное назначение антибиотиков у не раз болевшего ребенка приводит к развитию лекарственной устойчивости микробов и угнетению иммунитета.

Об этих лекарствах врач задумывается, если на четвертый день болезни состояние маленького пациента только ухудшается. Но даже это не является показанием для начала антибиотикотерапии. Важны лишь данные объективного обследования и лабораторных анализов или рентгенографии.

Когда малыш заболевает, можно и нужно помочь ему преодолеть инфекцию. Однако в большинстве случаев это не требует назначения медикаментозных средств.

Рассказ о том, как в одной московской семье был проведён эксперимент, в результате которого ребёнок перестал болеть и практически не болеет около трёх лет.

Часто ли дети болеют? Специалисты Всемирной организации здравоохранения разъясняют: если ваш ребенок- дошкольник подхватывает инфекционные заболеванияпо 6-8 раз в год – это признак того, что иммунитет малыша развивается нормально. К такому мнению пришли педиатры из разных стран мира.

Нас подводят к мысли, что болеть для человека – это нормально, что мир болезнетворных возбудителей настолько силён и разнообразен, что, несмотря на прогресс медицины последних лет, справиться с ним не удаётся. Американские эпидемиологи пришли к выводу, что эпидемии в нынешнем десятилетии вспыхивают чаще в четыре раза, чем в 80-е годы прошлого века, а количество болезней, вызывающих эпидемии, стало больше на 20%.

Сегодня,уже как об эпидемии, говорят о таком недуге, о существовании которого узнали лишь только около 70 лет назад.Это аутизм, с диагнозом которого живёт сегодня почти каждый сотый ребёнок в США и Великобритании! Подобных примеров множество.

Очевидно, что медицина совершенно не оправдывает чаяния людей, надеющихся с её помощью как-то защититься от болезней. Но к счастью, как оказалось, это можно сделать без медицины ! Каким образом? – Очень просто –надо только поднять уровень собственного иммунитета ребёнка. Каким образом? – Просто надо перестать его угнетать!

Дело в том, что природа изначально подарила человеку очень сильный иммунитет, который позволяет ему практически не болеть. Особенно, если этот иммунитет полностью воспринят от матери и не угнетался при рождении: не пережималась пульсирующая пуповина; не были введены в кровь сильные клеточные яды в пе рвые часы жизни ребёнка с прививкой; не были нарушены в роддоме адаптационные механизмыу новорождённого к внеутробной жизни; в наследство от роддома ребёнок не получил стафилококк (около 90% современных роддомов заражены стафилококком)и т.д. Но, к сожалению, идеальных ситуаций в нашем мире,ужепрактически не бывает.

Но, несмотря на подобное положение вещей, убрав лишь основные угнетающие воздействия, можно добиться показательных результатов. Подобным примером может служить эксперимент, проведённый в нашей семье с собственным ребёнком, в результате которого наш ребёнок перестал болеть и практически не болеет около трёх лет ! Чтобы кто-то не подумал, что мы экспериментируем на своём ребёнке, скажу, что вначале я провёл его на самом себе и получил убедительный результат.

Также хотел добавить, что в процессе эксперимента не были использованы никакие рекомендованные медициной или народные средства, повышающие активность иммунной системы организма.Целенаправленно не применялась какая- либо диета, гимнастика, закаливание, никакие иммуностимулирующие, общеукрепляющие или витаминные средства (даже растительного происхождения). Просто ребёнок жил в обычном режиме, причём не в самом благоприятном с экологической точки зрения месте – мегаполисе Москве. Мы, конечно, старались приобретатьнаименее вредные, на наш взгляд, продукты и применять сбалансированное питание, но понимали, что полностью обезопасить себя в питании в мегаполисе нельзя. Поэтому фанатизма не проявляли. Непреклонность мы проявляли в другом... Но, впрочем, надо всё рассказать с начала.

Всё началось с того несчастливого дня, когда старшую дочь после очередной пробы Манту в школе, привезли домой на машине «скорой помощи» со словами: «У всех детей нормальная реакция, а у вашего ребёнка не нормальная. Случился анафилактический шок (реакция организма на введение запредельного количества чужеродного аллергена) с кратковременной потерей сознания, так что разбирайтесь со своим ребёнком сами!»

Я, как человек дотошный, начал разбираться. Перелопатил кучу информации и был крайне поражён тем, что тест на туберкулёз – проба Манту, представляет из себя введение в организм целого ряда чуждых ему веществ: ослабленный вирус туберкулёза – туберкулин,обладающий сильными аллергенными свойствами;крайне токсичный клеточный яд – фенол; полисорбат Твин-80 с эстрогенным (женский половой гормон) эффектом и др.! И это всё притом, что проба Манту абсолютно не обладает достоверностью результата. То есть интоксикация сильнейшими ядами гарантирована, а результат – нет ! …? – Ответа нет! Почему нельзя просто взять у человека кровь на анализ и протестировать её на предмет туберкулёза (как это делают, например, на предмет СПИДа, или какой-то другой болезни), не нанося вреда организму и получив100%-ный результат? – Ответа нет!

Аналогичное безответное недоумение возникло у меня,когда я стал изучать информацию по вакцинации. Такое же введение в организм большого количества чуждых для организма веществ ради создания очень сомнительного, да и то только временного иммунитета к одному какому-то заболеванию, а вред ядами наносится всему организму в целом!

Это следует из состава и механизма действия вакцин. Вот как их производят. Штаммы (возбудители) определённого заболевания культивируются (взращиваются, размножаются) в определённой питательной среде на биотканях, в большинстве случаев, не человеческого происхождения. Кстати, впоследствии, частички этих тканей (чужеродный белок) попадают с вакциной непосредственно в кровоток (невозможно полностью отделить полученные штаммы от биоткани).

Затем, для того чтобы ослабить выращенные штаммы, на них воздействуют сильным биологическим ядом, который, впоследствии, вместе с ослабленным штаммом, тоже попадает в кровоток. Часто для этой цели используют формальдегид (формалин) – сильнодействующий мутаген, канцероген и аллерген. Применяется в вакцинах: АКДС, АДС-м, АД-м, против полиомиелита, клещевого энцефалита, гепатита А, в некоторых вакцинах против гриппа.

Некоторые вакцины созданы с помощью методов генной инженерии , когда генетически модифицируют и рекомбинируют ДНК и РНК вирусов и создаютантиген, способный вызвать иммунный ответ организма(вакцина против гепатита В, против гриппа, против вируса папилломы человека).

В качестве адъюванта , вещества, способствующего увеличению выработки в организме антител, используют гидроокись алюминия . Однако она очень токсична и аллергична, может быть причиной развития аутоиммунных заболеваний (выработки аутоиммунных антител против здоровых тканей организма). Присутствует в таких вакцинах, как против гепатитаА, гепатита В, АКДС, АДС-м, АД-м, против клещевого энцефалита.

Чтобы сохранить полученную смесь в большинстве вакцин используют как консервант мертиолят (или тиомерсал – от Mercury – ртуть) – соль ртути, вещество, про которое известно, что оно хорошо предотвращает биологические жидкости от гниения. Но мертиолят также является пестицидом, сильнейшим аллергеном и клеточным ядом, воздействующий, в первую очередь, на нервную систему и головной мозг человека,который также попадает в кровь человека!На сегодняшний день он запрещён в качестве компонента массовых детских прививок в США, Европейском Союзе и некоторых других странах. В нашей странемертиолят используется в вакцинах против гепатита В (вакцинувводятв роддоме в первые 12 часов жизни ребёнка), АКДС, АДС-м, АД-м, вакцине против гемофильной инфекции, в некоторых вакцинах против гриппа и клещевого энцефалита.

Негативное воздействие соединений ртути на нервную системув присутствии гидроокисиалюминия резко многократно усиливается , но несмотря на это, они находятся вместе в составе таких вакцин, как против гепатита В, АКДС, АДС-м, АД-м, в некоторые вакцинах против клещевого энцефалита.

Таким образом, с вакцинами в организм человека попадают такие чуждые для него вещества, как соли алюминия, соли ртути, формальдегид, фенол, антибиотики (неомицин, канамицин), генно-модифицированные организмы,различные загрязняющие биологические вещества и чужеродные белки. К сожалению, природа не предусмотрела, что в человеческий организм будут попадать вещества, вообще для этого не предназначенные, да ещё парентеральным путем, то есть сразу в кровь,минуя все существующие защитные барьеры организма.

Мы посчитали, что таких веществ слишком много для создания у ребёнка здорового иммунитета к болезням и решили посмотреть, как будет реагировать иммунитет на прекращение поступления всех этих веществ в организм.

В детском возрасте большинство болезней переносятся достаточно легко, поэтому в досоветской России отводили детей в гости к больным детям, чтобы ребёнок заразился, переболел и приобрёл иммунитет как можно к большему количеству болезней, ведь естественное течение болезни создаёт в организме пожизненный иммунитет.

Младшей дочери на момент принятия этого решения было около 4 лет. Родители мы были послушные, выполняли все предписания врачей – основная часть прививочного календаря более или менее успешно была пройдена. Ну и ребёнок особо ничем не выделялся от своих сверстников – болел 4 – 6 раз в год. Ребенок, который вообще не болеет, скорее всего, имеет слабый иммунный ответ,а значит, его поджидают худшие заболевания, чем насморк, поясняли врачи.

Чтобы усилить эффект нашего эксперимента, заодно мы ещё решили отказаться и от жаропонижающих средств, так как узнали, что температура является одним из самых действенных видов иммунного ответа организма на заболевание. Ведь, как оказалось, большинство возбудителей погибает при температуре 39 градусов! Начиная сбивать температуру жаропонижающими при 38.5° , как нам предписывают врачи, мы, посуществумешаем организму дать достойный иммунный ответ возбудителям. А сворачивание белка и крови происходит при температуре выше 42° и мало у кого организм может своими силами поднять такую температуру. Я не нашёл описаний подобных летальных случаев, а описаний выздоровлений после высокой температуры – много. Впоследствии мы и сами убедились в этом, когда после констатированного врачом гриппа, его вирус сгорел при температуре 40,5° за одну ночь, и наступило выздоровление.

Наш эксперимент по восстановлению собственного иммунитета ребёнка не был бы полным, если бы мы не решили постепенно отказаться и от таких чужеродных веществ для человека, как антибиотики .Ведь они, в первую очередь, нарушают состав микрофлоры кишечника, а ведь кишечник - самый большой орган, формирующий иммунитет. Именно в кишечнике находится лимфоидная ткань, которая служит источником 70% лимфоцитов, вырабатывающих антитела - иммуноглобулины.

Итак, подытожу, мы решили отказаться: 1 – от клеточных ядов и чуждых для организма веществ (пробы Манту, вакцинации); 2 – от веществ, угнетающих иммунитет (антибиотики); 3 – от веществ, непосредственно мешающих организму бороться с болезнями (жаропонижающие средства). Вот, собственно и всё! Мы отказались только, на наш взгляд, от основных мешающих жизнедеятельности организма факторов. Повторюсь, не применялась никакая специальная диета, гимнастика, закаливание, иммуностимулирование и т. п.

В результате мы увидели, что ребёнок начал всё меньше и меньше болеть. Это происходило приблизительно в течение 4-х лет. Контрольной группой в эксперименте выступали сначала дети в группе детского сада, а потом одноклассники, которые, в основном, продолжали болеть в обычном режиме и, считалось, что это нормально.

Но особенно разница стала заметна, когда по прошествии этих 4-х лет, наш ребёнок вообще перестал болеть и не болеет уже целых 3 года ! Мы не считаем наш эксперимент законченным, он продолжается. Мы будем и дальше наблюдать ребёнка в динамике развития. Но даже и тот результат, который достигнут на сегодняшний момент, является очень красноречивым и показательным. Мы не считаем, что своими действиями мы обезопасили здоровье ребёнка. На наш взгляд, мы сняли только основные факторы негативного воздействия на иммунитет и организм ребёнка, но даже это дало такие убедительные результаты!

Мы считаем, что основной вред иммунитету наносится прививками с самого раннего детства по завершении прохождения прививочного календаря. В дальнейшем по жизни этот угнетённый уровень иммунитета только «поддерживается» такими вещами, как ревакцинации, пробы Манту, антибиотики, жаропонижающие, ионизирующие облучения, стрессы и т.п., не давая организму возможности его восстановить.

Из-за навязанных неправильных представлений о здоровье и профилактике заболеваний, родителям очень сложно вырвать ребёнка из этого порочного замкнутого круга. Но разве здоровье и успешность ребёнка в будущем не веский поводразобраться и что-то поменять?

Ведь нейротоксины сокращают потенциал мозгаи может случиться так, что ребёнок в будущем уже никогда не сможет достичь того уровня развития, который был возможен изначально.

Именно в руках родителей находится ключ благополучия их собственных детей, и я желаю всем родителям воспользоваться им во благо.

«Вот заболею и умру, - решил мальчик (а может быть, девочка). - Умру, и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо».

(Из тайных мыслей многих мальчиков и девочек, а также - невзрослых дядей и тетей)

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых тоже.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и тем более что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то ангины. Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, «мама - барыня такая» (из реплики маленькой девочки, приведенной К. И. Чуковским в книге «От двух до пяти») в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (то есть дающим выгоду) симптомом.

Один мой коллега описал однажды клинический случай с молодой женщиной, заболевшей бронхиальной астмой. Случилось это следующим образом. Муж ее оставил и ушел к другой. Ольга (так мы ее назовем) была очень привязана к мужу и пришла в отчаяние. Тут она простудилась, и впервые в жизни у нее разыгрался астматический приступ, настолько тяжелый, что испуганный неверный супруг вернулся к ней. С тех пор у него время от времени случались такие попытки, но решиться оставить больную жену, приступы у которой становились все тяжелее, так и не смог. Так они и живут рядом - она, распухшая от гормонов, и он - понурый и раздавленный.

Если бы у мужа хватило мужества (в другом контексте это бы назвали подлостью) не возвращаться, не устанавливать порочной и прочной связи между болезнью и возможностью обладания объектом привязанности, у них могло бы получиться, как у другой семьи в аналогичной ситуации. Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась умом, а потом просветлела разумом. У нее даже открылись способности, о которых раньше не знала, - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит в пути, а помогает идти.

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не столько в мужьях, сколько в той различной позиции, которую заняли женщины. Одна из них пошла по пути невольного и неосознанного эмоционального шантажа, другая - использовали возникшую трудность как шанс стать самой собой, настоящей. Она своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни как о пути к ее сердцу.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка или он в угоду им запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его?

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест? Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой.

Моя специальность - психотерапия. Более чем двадцатилетний врачебный и материнский опыт, опыт совладания со своими собственными многочисленными хроническими болезнями позволил сделать вывод:

Большинство детских болезней (разумеется, не врожденного характера) носит функциональный, приспособительный характер и человек из них постепенно вырастает, как из коротких штанишек, если у него появляются другие, более конструктивные способы отношений с миром. Например, с помощью болезни ему не нужно привлекать к себе внимания мамы, мама и так научилась замечать его здорового и радоваться ему такому. Или не нужно своей болезнью мирить родителей. Я лет пять работала подростковым врачом, и меня поразил один факт - несоответствие между содержанием амбулаторных карт, которые мы получали из детских поликлиник, и объективным состоянием здоровья подростков, за которым велись регулярные наблюдения в течение двух-трех лет. В картах значились гастриты, холециститы, всевозможные дискинезии и дистонии, язвы и нейродермиты, пупочные грыжи и прочее. Как-то на медосмотре у одного мальчика не оказалось описанной в карте пупочной грыжи. Он говорил, что маме предлагали операцию, но она все не могла решиться, а он начал тем временем заниматься спортом (ну не терять же, в самом деле, времени). Постепенно грыжа куда-то делась. Куда делись их гастриты и прочие хворости, жизнерадостные подростки тоже не знали. Вот и выходит - переросли.

«Вот заболею и умру», - решил мальчик (а, может быть, девочка). Умру, и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо».

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых тоже.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и тем более что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то ангины. Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, "мама - барыня такая" (из реплики маленькой девочки, приведенной К. И. Чуковским в книге "От двух до пяти") в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (то есть дающим выгоду) симптомом.

Один мой коллега описал однажды клинический случай с молодой женщиной, заболевшей бронхиальной астмой. Случилось это следующим образом. Муж ее оставил и ушел к другой. Ольга (так мы ее назовем) была очень привязана к мужу и пришла в отчаяние. Тут она простудилась, и впервые в жизни у нее разыгрался астматический приступ, настолько тяжелый, что испуганный неверный супруг вернулся к ней. С тех пор у него время от времени случались такие попытки, но решиться оставить больную жену, приступы у которой становились все тяжелее, так и не смог. Так они и живут рядом - она, распухшая от гормонов, и он - понурый и раздавленный.

Если бы у мужа хватило мужества (в другом контексте это бы назвали подлостью) не возвращаться, не устанавливать порочной и прочной связи между болезнью и возможностью обладания объектом привязанности, у них могло бы получиться, как у другой семьи в аналогичной ситуации. Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась умом, а потом просветлела разумом. У нее даже открылись способности, о которых раньше не знала, - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит в пути, а помогает идти.

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не столько в мужьях, сколько в той различной позиции, которую заняли женщины. Одна из них пошла по пути невольного и неосознанного эмоционального шантажа, другая - использовали возникшую трудность как шанс стать самой собой, настоящей. Она своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни как о пути к ее сердцу.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка или он в угоду им запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его?

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест? Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой.

Тема болезней была бы недостаточно раскрыта без разговора о психологическом смысле болезней как разновидности негативной ситуации. Когда-то Генрих Манн написал: "Болезнь - это гениальный путь к познанию, человеку, любви". Это высказывание сразу выбивает почву из-под привычного представления об однозначной негативности болезни и любого другого несчастья. И действительно, с точки зрения психолога, болезнь имеет не меньше трех функций.

Сигнальная. Она не просто сообщает о том, что подкачали физические возможности человека, а еще о том, что нарушились его интимные внутриличностные процессы, его собственная экология, которая является не чисто физическим, и даже не психофизическим феноменом, а проявлением триединства дух - душа - тело. Появившийся симптом у взрослого - хороший повод задать самому себе вопрос: что я делаю не так в своей жизни, чем, каким своим поведением я наступаю себе на горло, или на голову, или на бронхи, или на желудок?

Если стал нездоров ребенок, родителям нужно честно спросить себя, чем и как они способствует болезни любимого существа. Даже у домашних собак сколько угодно бывает нарушений на нервной почве. Я знаю одного опытного ветеринара, который пользует своих мохнатых пациентов, проводя обязательную "семейную" терапию с хозяевами. Что о детях тогда говорить. Не всегда мы можем жить экологично, в гармонии со своим внутренним личностным пространством. Часто нам приходится приносить в жертву необходимости (такой, какой мы ее видим) здоровье свое и своих детей. Просто при этом неплохо помнить, что наша доля участия здесь присутствует тоже. Тогда, возможно, удастся улучить удобный момент, чтобы развернуть ситуацию в нужном направлении, когда не будет острой необходимости хвататься за бревно, плывущее в водоворот.

Сепарирующая. Сепаратор отделяет сливки от сыворотки, а болезнь - "мух" от "котлет". Когда происходит несчастье, все лишнее и ненадежное из жизни быстро уходит. Рядом остаются только те, кто действительно любит и дорожит нами, с человеком остаются только те мысли и заботы, без которых он не может обойтись. Это очень жестокий способ расстановки акцентов и взросления, но не зря в народе всегда говорили, что за одного битого двух небитых дают.

Стимулирующая развитие. Человек - существо упрямое, и если жизнь загоняет его в угол, он начинает из него выбираться, вдруг открывая в себе еще незнаемые способности. Прикованная на какое-то время в детстве к постели, Астрид Лингрен придумала своего Карлсона. И пусть написала о нем через много лет, но тогда, в детстве, он уже помог ей перенести необходимость постельного заточения. Известный психолог, великая американская бабушка Эда Ле Шан, описывает эпизод из своего детства, когда вынужденное постельное прозябание побудило ее выпустить свою первую стенгазету. Даже знание о том, что тебе осталось жить уже недолго, может побудить прожить остаток жизни с высоким качеством и принести кому-то счастье, как падающая звезда. Она мгновенно прочерчивает светящимся следом небосклон и оставляет ощущение чуда.

Болезни роста и короткие штанишки

Детский организм, как и маленькое растущее деревце, очень уязвим. Все его защитные и адаптивные системы еще только формируются, постепенно приспосабливаясь к условиям так же меняющейся среды. Только организм взрослого, зрелого человека является полноценно функционирующей системой приспособления человека к среде. Поэтому детский организм дает частые сбои и нуждается во внешней поддержке. Вопрос - в какой?

Одна моя коллега - психолог, сын которой болел нейродермитом, как-то сказала мне, что все понимает о причинах болезни, о роли отношений ребенка с ней, матерью, но дает ему лекарства, потому что это намного легче, чем перестраивать свои отношения с миром и ребенком, и все люди видят, что она его лечит. Хотя сама понимает, что не лечит, а залечивает ребенка. А многие другие мамы и вовсе не представляют себе природу большинства детских заболеваний.

Традиционная медицина толкует о коварных микробах, гнездящихся в укромных уголках организма, и плохой экологии, недостатке важных компонентов пищи и предлагает нам десятки и сотни новых сильнодействующих и все более эффективных препаратов. Приятных на вид и даже вкусных. Так что болезнь превращается в сплошное удовольствие, и ни о чем думать не надо. Раз в день закапай. Проглоти - и до завтра как огурчик. И так сколько? Да хоть всю жизнь. Мы еще лекарства сделаем! Еще лучше прежних! Мало того, у людей появляется представление о том, что внешние по отношению к нему факторы, бездушная стихия, оказываются сильнее его, и он просто не может существовать без всевозможных костылей и подпорок.

По сути дела это ветеринарный подход к человеку и его взаимоотношениям со средой через проблемы организма. Надо сказать, что лекарства оказываются нередко опаснее самой болезни своими побочными действиями. Палка всегда о двух концах. Я сторонница альтернативной медицины, не бьющей из пушек по воробьям, а сохраняющей и пестующей собственные защитные силы. Это и лечебный массаж, и гомеопатия, фитотерапия, остеопатия, психотерапия.

Моя специальность - психотерапия. Более чем двадцатилетний врачебный и материнский опыт, опыт совладания со своими собственными многочисленными хроническими болезнями позволил сделать несколько выводов:

1. Большинство детских болезней (разумеется, не врожденного характера) носит функциональный, приспособительный характер и человек из них постепенно вырастает, как из коротких штанишек, если у него появляются другие, более конструктивные способы отношений с миром. Например, с помощью болезни ему не нужно привлекать к себе внимания мамы, мама и так научилась замечать его здорового и радоваться ему такому. Или не нужно своей болезнью мирить родителей. Я лет пять работала подростковым врачом, и меня поразил один факт - несоответствие между содержанием амбулаторных карт, которые мы получали из детских поликлиник, и объективным состоянием здоровья подростков, за которым велись регулярные наблюдения в течение двух-трех лет. В картах значились гастриты, холециститы, всевозможные дискинезии и дистонии, язвы и нейродермиты, пупочные грыжи и прочее. Как-то на медосмотре у одного мальчика не оказалось описанной в карте пупочной грыжи. Он говорил, что маме предлагали операцию, но она все не могла решиться, а он начал тем временем заниматься спортом (ну не терять же, в самом деле, времени). Постепенно грыжа куда-то делась. Куда делись их гастриты и прочие хворости, жизнерадостные подростки тоже не знали. Вот и выходит - переросли.

Таким образом, условиями выздоровления, перерастания болезни, становится, с одной стороны, осознание родителями приспособительного характера любой болезни, иногда ее психологической выгодности для себя или ребенка, а с другой - создание (в первую очередь у себя) установки на болезнь как на короткие штанишки, из которых дети постепенно вырастают. Вам могут помочь ритуалы: убирая из употребления старую детскую вещь, вы думаете и говорите ребенку, что с этой вещью уходят его детские болезни и проблемы. Отдавая вещь другим маленьким детям, ее достаточно хорошенько постирать и отдать с хорошими чувствами - она не "передаст" другому ребенку какой-либо негативной информации. Эти элементы домашней магии близки психике детей и женщин, которая оперирует в основном конкретными образами, картинками, чувственными представлениями.

2. Клин вышибают клином. Есть болезни, приобретающие хронический, монотонный характер (если родители в свое время не поняли ее психологической подоплеки и имели представления о болезнях как о чем-то неизменном). Они тянутся годами, существенно не меняя своего течения. Формируется стойкий порочный круг с мощной доминантой в коре головного мозга. Это своеобразная запись в памяти мозга о том, как жить с болезнью, это привычка организма так жить. И пока в коре мозга не возникнет другой, более сильной доминанты, которая сможет "перевесить" и поглотить активность первой, болезнь не желает отступать. То есть победа над болезнью становится вопросом возникновения своеобразной встряски, шока, стресса. Стресс может быть двух разновидностей - физиологическим и психоэмоциональным.

Совсем недавно один мой хороший знакомый рассказал историю об одном своем друге. Молодой еще мужчина заболел ревматизмом, одним словом, все его суставы постепенно сковывала болезнь, он все хуже и хуже двигался. Лечение в поликлинике и больнице оказалось неэффективным. Тем временем жена узнала о какой-то "сильной" бабушке из сельской местности, уговорила мужа попробовать. Вдвоем с сыном усадила его за руль, и они поехали в деревню. Бабушка справила свой таинственный ритуал при свечах, мужчина вышел оттуда в состоянии легкого помрачения и, сев снова за руль, врезался в чей-то новенький забор. С проклятиями заплатил за нанесенный ущерб, прикидывая, откуда взять деньги на ремонт машины, и поклялся больше никогда в жизни не ходить к бабушкам, а равно и к дедушкам. Вернувшись домой, сидел на больничном в состоянии угрюмого безразличия. От нечего делать попробовал лечение по новому рецепту - ванны с травами. Как-то, принимая ванну в очередной раз, услышал звонок телефона, стал вылезать из ванны. Поскользнулся, грохнулся на спину, да еще ударился головой о стиральную машину. Придя в себя, вскочил на ноги с отборной руганью (всю жизнь для такого случая берег), извернувшись, осмотрел в зеркале повреждения... и только тогда понял, что он не выполз, как обычно, а выскочил, что увидеть свою спину раньше он мог только с помощью другого зеркала, но никак не повернувшись. На радостях сбегал(!) в магазин за бутылкой водки. Вернувшиеся домой жена и сын застали его весело празднующим свое прощание с болезнью.

Сильный стресс встряхнул все его временные нервные связи, создал мощный очаг длительного возбуждения в коре головного мозга, который поглотил очаг, связанный с его болезнью. Эмоция злости оказалась на этот раз целительной, так как материализовалась на уровне осознания в эмоциональный взрыв. Гормоны стресса впервые за долгое время пошли не на саморазрушение, вовнутрь, а наружу. Старый путь был катастрофически разрушен, новый путь проторен.

Надя с детства болела гломерулонефритом, его вялотекущим, но стойким вариантом. Став взрослой и выйдя замуж, как любая нормальная женщина, захотела родить ребенка. Врачи (и не какие-нибудь, а из ведущего института страны) ее предупредили, что слишком велик риск очень скоро оставить ребенка сиротой. Во всяком случае, в их практике обнадеживающих случаев не было. Надя долго мучилась, но в конце концов забеременела и ребенка оставила. Будь что будет - решила. После родов анализы мочи впервые оказались нормальными. И с тех пор прошло тринадцать лет. И мама, и сын живы и здоровы.

Второй случай иллюстрирует механизм стресса физиологического, связанного с гормональной перестройкой. Он наиболее характерен для женского организма, в котором последовательно проходят очень интенсивные превращения - сначала становление месячного цикла, потом беременности, роды и лактация. Все эти периоды содержат в себе зародыши больших изменений. Если внутренняя установка женщины на развитие и здоровье - она поправляется. Для этого в болезни она не должна щадить и поглаживать себя, искать привилегии, послабления, опеку. Болезнь ни в коем случае не должна обеспечивать скидку в проявлении социальной активности, выполнении обязанностей. Только если в болезни трудно до отчаяния, встряска сломит ее.

Вы сейчас прочитали описание двух случаев из реальной жизни. Рядом я могла бы поместить еще великое их множество. Далеко не надо ходить - свои собственные болезни (хронический бронхит, вазомоторный ринит и нейродермит) мне удалось одолеть с помощью механизма физиологического стресса (в одном случае это оказались беременности и роды, в двух других - контраст сауны и холодного бассейна, и плавание до изнеможения, до открытия второго дыхания). Физиологический стресс, таким образом, бывает не только гормональный, но и искусственный, создаваемый эффектом контраста или чрезмерного физического напряжения.

Всегда ли и однозначно ли действие стресса? Можно ли ожидать всегда гарантированного успеха? Безусловно, нет. В молодости, при наличии гибких, эластичных сосудов, стресс более позитивен по результатам и менее чреват сосудистыми катастрофами, чем в преклонном возрасте. Стресс, встряска - это всегда риск, это способ мужественных или отчаявшихся, в нем нет места сомнениям и колебаниям. Это игра ва-банк. Применять или не применять способ стресса - решать лично вам. Нужна ли при этом врачебная консультация? Разумеется, ведь есть заболевания, при которых первый же стресс может оказаться последним. Врач должен при этом учесть всю совокупность обстоятельств, построить прогноз возможного риска и рассмотреть альтернативы возможного результата, но он не имеет морального права принимать за пациента или его родителей это решение.

Один из типичных в детской практике вариантов стресса - это естественный гормональный кризис пубертата. Нужна здоровай установка подростка и его родителей на встряску этого возраста, и она станет целительной во многих случаях. Надо оговориться еще раз, что в данном контексте не стоит думать о врожденных аномалиях развития, генетических болезнях, не стану говорить о сахарном диабете - здесь надежда на науку будущего. Особенно благоприятен пубертат девочек. Их половые гормоны являются замечательными адаптогенами.

Другой вариант физиологического стресса для детей - все виды закаливания, обливания, в том числе по Иванову. Важно только, чтобы это было не пыткой для ребенка, а преодолением, на которое он соглашается добровольно и испытывает удовлетворение от своего мужества.

Эмоциональный стресс для детей практикуется позитивный, связанный с радостью преодоления трудностей, осуществляется как длительный (несколько часов) период интенсивной физической и эмоциональной нагрузки. В детской психотерапии это реализуется в программах игровых марафонов, длящихся 3-5 часов, лучше - вместе с родителями. Очень интересна и результативна программа московского профессора Ю. С. Шевченко - детского психиатра и психотерапевта, которая называется ИНТЭКС - терапия (интенсивная эмоционально-экспрессивная терапия). Эмоциональный подъем и чувство радости, которое испытывают дети в процессе игр, становятся своеобразным клином, вышибающим болезнь из ее вместилища.

3. Роль новой сильной мотивации. Когда у человека появляется очень значимая для него цель, он становится способным свернуть горы болезней и немощи. История Валентина Дикуля - нашего легендарного циркового артиста-тяжелоатлета, богатыря, восставшего с одра инвалида, поразила меня. После тяжелой спинномозговой травмы (компрессионный перелом позвоночника) врачи приложили все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Он остался жив.

"Но зачем? - думал Валентин, лежа неподвижно на постели. - Зачем мне теперь эта жизнь - без ног?.." Врачи пытались успокоить его:
- Мы сделали все, что смогли, - говорили они. - Сидеть будете. Примите свою судьбу такой, какая она есть.

Нет, он этого делать не собирался. Парализованный, слабый, приговоренный медиками к вечной неподвижности, Дикуль только и думал о том, как встать на ноги. Ни минуты не сомневался он в том, что это должно произойти... (Зиновьева А. А. "Спасибо тебе, атлетизм").

Он не захотел смириться вопреки всем разумным доводам и изобрел (благо больше нечем было заняться) собственную систему реабилитации, перечитав множество медицинских книг. Через пять лет он начал подниматься на ноги с помощью костылей, затем - палок. Потом вернулся на арену цирка и открыл реабилитационный центр для людей, перенесших спинальные травмы. Знаменитый Арнольд Шварценеггер оказался вдохновленным судьбой русского атлета и создал себя сам подобно ему.

Другие публикации на тему данной статьи:

Чем меньше ребенок, тем сложнее понять его жалобы. Кроха может перепутать названия частей тела, забыть или просто не знать нужное слово. Но диагноз должен быть поставлен! Чтобы прояснить ситуацию, необходимо обратиться к педиатру, он разберется, что к чему.

Как понять - что болит у ребенка?

Как понять - что болит у ребенка ? Родители должны реагировать на каждую жалобу малыша, особенно если она звучит неоднократно. Один и тот же признак может указывать на незначительную проблему, возрастную особенность или серьезное заболевание. В арсенале педиатра много способов для того, чтобы выявить причину происходящего. Когда картина слишком туманна, он будет действовать методом исключения. Проверив по очереди все органы и системы, врач отсеет те, что функционируют нормально, и доберется до истины. Изучив медицинскую карту ребенка, доктор попросит маму рассказать, когда и при каких обстоятельствах появляются жалобы на дискомфорт – после сна или прогулки, до еды или некоторое время спустя, лежа или сидя, во время активного движения или в спокойном состоянии. При общем осмотре педиатр проверит, нет ли изменений на коже, изучит горло, язык, зрачки, прощупает животик (пальпация), постучит по груди и спине (перкуссия), разберется с суставами и мышцами – сгибая и разгибая конечности, можно определить, не нарушен ли объем движений. Наверняка в ходе обследования будут обнаружены симптомы, на которые непрофессионал даже не обратит внимания, но доктору они укажут направление для дальнейшего обследования.

У ребенка болит голова

К этому симптому стоит отнестись внимательно. У детей он вообще не должен появляться. Диагностика начнется с исключения острого состояния, которое способны спровоцировать травмы. Поэтому вопрос о том, не падал ли малыш, вполне вероятен. Удар вызывает внутренние повреждения, которые надо срочно выявить. Следующий этап – сбор анамнеза. Если во время беременности и родов случились осложнения, например, гипоксия плода, то головная боль растущего крохи, скорее всего, их «заслуга». Чтобы уточнить версию, педиатр спросит, как малыш спит, не было ли у него судорог. Еще одна гипотеза – переутомление. И здесь выводы основываются на информации о режиме дня.

У ребенка болит голова, что делать ? Педиатр направит ребенка на консультацию невролога, и тот уже решит, как продолжать диагностику. Могут понадобиться энцефалограмма, глубокое исследование вегетативной системы, контроль за артериальным давлением и прочие манипуляции.

У ребенка болит ухо

Казалось бы, в этом случае диагноз только один – отит. Но боль в ухе может появиться и на фоне другого заболевания, например, ринита или фарингита, даже не очень выраженных. Когда из-за этих болезней возникает отек слизистой носоглотки, неприятные ощущения распространяются и на другие, расположенные поблизости, органы – слуховую трубу, полость носа. Исключить отит сможет и педиатр, умеющий проводить отоскопию (осмотр слухового прохода и барабанной перепонки). Эта дисциплина входит в курс профессиональной подготовки. Признаки аллергии детский врач тоже определит.

У ребенка болит ухо, что делать ? Обратиться к ЛОР-врачу, который для подтверждения диагноза может назначить клинический анализ крови и, при необходимости, рентгенографию придаточных пазух носа.

У ребенка болит нос

Прежде всего нос может болеть из-за затяжных ринита или синусита. Вытирая слизь, малыш травмирует верхний слой кожи, пытаясь избавиться от присохших корочек, или сморкаясь слишком сильно, он повреждает слизистую. Особенно это вероятно, когда выделения из носа становятся желтыми или зеленоватыми. В этот момент присоединяется бактериальная флора, и без курса антибиотиков не обойтись. Боль в области носа может возникать в результате травмы полости носа или из-за попадания туда инородного тела. Дети часто засовывают мелкие предметы в носовые ходы. Оба случая не всегда определяются невооруженным глазом. Если инородное тело уже «обжилось» в неположенном месте, то дыхание малыша будет несвежим.

У ребенка болит нос, что делать ? Эндоскопический осмотр носа на предмет травм и рентгенологическое исследование помогут в диагностике.

У ребенка болит горло

Все возможные варианты болезней так или иначе будут связаны с глоткой – фарингит, ангина, тонзиллит, скарлатина, инфекционный мононуклеоз и другие недуги. Но провести границу между ними необходимо: каждая из болезней диагностируется и лечится по-своему. Чтобы выявить изменения в глотке, иногда достаточно визуального осмотра и клинического анализа крови. Но бывает, что требуются дополнительные исследования, например, анализ крови на антитела к вирусу или посев образца микрофлоры из глотки.

У ребенка болит горло, что делать ? По результату анализов назначат лечение: с гнойным тонзиллитом справятся антибактериальные препараты, с вирусной инфекцией – противовирусные. При скарлатине – действуют по обстоятельствам, но в любом случае придется выдержать карантин и пройти обследование, исключающее осложнения. Когда болезнь отступит, понадобится консультация ЛОР- врача по восстановлению общего состояния ребенка.

У ребенка болят глаза

Болевой симптом в этой области встречается редко. Резь или жжение в глазах могут возникать при конъюнктивите и других воспалительных процессах (например, гайморите). Острота зрения снижается, если малыш слишком долго смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, читает или рисует, при плохом освещении или не носит очки, выписанные врачом. Чтобы рассмотреть буквы или предметы, плохо видящий кроха напрягает глаза и щурится, мышцы быстро устают, и появляются болезненные ощущения.

У ребенка болят глаза, что делать ? Обратитесь к офтальмологу. Он проверит остроту зрения и назначит лечение при воспалительных процессах.

У ребенка болит грудь или спина

Диапазон возможных диагнозов большой – от травмы и воспалительных заболеваний в бронхах или легких до сердечной патологии и деформации позвоночника. Педиатр должен проверить, нет ли острой ситуации, требующей срочного вмешательства хирурга. Не исключено, что малыш получил травму – ушиб или перелом. Заподозрить пневмонию или бронхит поможет выслушивание и простукивание грудной клетки. Если опасения подтвердятся, могут понадобиться рентгенологическое и лабораторное исследования. Для исключения заболеваний сердца проводятся ЭКГ, ультразвуковое исследование и другие тесты.

У ребенка болит грудь, что делать ? Если ничего срочного нет, необходимо планомерно проверить остальные органы, посетив хирурга, кардиолога, нефролога – боль в нижней части спины часто свидетельствует о неполадках в почках.

У ребенка болит живот

Ко всем жалобам на боль в животе, даже единичным, надо относиться серьезно. Они могут означать как отравление, так и воспаление аппендикса, желудка, поджелудочной железы, кишечную непроходимость или ущемление пупочной грыжи, которые требуют незамедлитель- ной реакции. Причем первые симптомы у всех перечисленных недугов могут быть абсолютно идентичными – рвота, повышение температуры, плач от сильной боли. Столкнувшись с такими проявлениями, надо вызвать врача, а еще лучше – скорую помощь. Если ограничиться обезболивающим, можно потерять время, и тогда ситуация выйдет из-под контроля. Скорее всего, малышу потребуется наблюдение в условиях стационара.

У ребенка болит живот, что делать ? Если госпитализация не понадобится, малыша нужно обследовать. Без дополнительных анализов диагноз поставить, скорее всего, не удастся. Потребуются анализы крови, мочи, кала, УЗИ брюшной полости и забрюшинного пространства, консультации гастроэнтеролога, нефролога, уролога, возможно, детского гинеколога.

У ребенка болят ноги

На боль в ногах дети жалуются часто. По мнению опытных родителей, подобный дискомфорт появляется в период наиболее интенсивного роста, если связки, сосуды и мышцы растут медленнее, чем кости. Иногда это приводит к разным видам остеохондропатии (группа заболеваний костей и хрящей). Если быстро принять правильные меры, то удастся избежать хронической формы. Также костно-мышечные проблемы могут быть осложнением после болезни (сильная простуда, грипп, пневмония) или следствием слишком большой физической нагрузки. Острые вирусные инфекции могут провоцировать воспалительные изменения в суставах.

У ребенка болят ноги, что делать ? Педиатр поможет разобраться, к какому врачу лучше обратиться: хирургу, ортопеду, ревматологу, флебологу, сосудистому хирургу или кому-то еще. Специалист подберет правильное лечение и оптимальную физическую нагрузку. Чрезмерная способна усугубить проявления болезней роста и привести к серьезной дисфункции.