Название петель крючком и их обозначение. Как правильно читать схемы вязания крючком: инструкция для новичков. Убавление двух столбиков с накидом в конце ряда

Для того чтобы легче было разбираться в схемах, и кратко объяснять и излагать приёмы вязания — люди придумали условные обозначения вязания крючком. Мы надеемся, что наши схемы и условные обозначения приёмов вязания крючком помогут вам в работе.

С чего началось вязание крючком? Считается, что этот вид работы появился впервые в XIX веке. Первые вязальные крючки были примитивными гнутыми иглами. Крючки были дешёвые, в пробковых ручках - для бедных вышивальщиц и дорогие стальные, серебряные, из слоновой кости - для богатых дам.

Вязание делится на следующие виды: простое с помощью короткого крючка, вилочное (с применением крючка и вилки), ирландское кружево (гипюр). Полотно, вязанное крючком, отличается особенным переплетением ниток, маленьким растяжением и плотностью. Эти свойства вязания позволяют нам применять не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки. Узоры вязания крючком — это разные сочетания петель и столбиков. Хочется надеется, что эти уроки с описанием, в схемах, облегчат ваш труд.


Условные обозначения вязания

Основанием или первым рядом любого изделия служит цепочка из воздушных петель. Чтобы цепочка не стягивала полотно, её нужно вязать посвободнее. Схему читаем снизу вверх. Обычно нечётные ряды читаются справа налево, а чётные - слева направо. Во многих случаях направление вязания показано стрелками.

Основные элементы вязания крючком - это воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Другие элементы — их производные.

Узоры состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков.

Условные обозначения при вязании крючком - это то препятствие, о которое на начальном этапе спотыкаются все начинающие вязальщицы. Не разобравшись в этом материале, бесполезно приступать к обучающим урокам по вязанию. Научиться читать схемы условных обозначений — это значит почти наполовину освоить мастерство вязания.
В интернете встречается много интересных красивых моделей, выполненных крючком, Когда просматриваешь такие модели, хочется взяться за инструмент и связать себе подобную вещь. Но зачастую наталкиваешься на непонятные иероглифы схематических условных обозначений, и нет никаких дополнительных пояснений.
Что же сделать в первую очередь, чтобы научиться с легкостью разбираться в схемах и быстрее освоить азы вязания?

Учимся разбираться в схемах, обозначающих петли.

В данной статье приведены условные обозначения петель, как их обычно принято изображать на схемах узоров, а также представлены их сокращенные названия. После того, как вы ознакомитесь с материалом, вам станет более понятно, как нужно читать схемы узоров для вязания. При изучении таблицы обозначений петель будет полезнее, если вы самостоятельно попробуете на практике провязать каждый элемент. Сегодня мы это будем делать вместе. Представленные рисунки и видео помогут вам быстрее разобраться и освоить материал.

Перед вами таблица, на которой показаны условные обозначения крючком. Конечно, здесь представлены не все из того множества обозначений, которые используют при описании вязаных моделей. Их на самом деле намного больше. Но вначале нужно освоить самые простые, начальные петли. Знакомство с таблицей именно с них и начнем. Покажем, как провязывать базовые элементы. Разберем, как научиться их выделять и читать в схемах.

Прежде чем приступить к подробному изучению таблицы элементов, познакомимся с некоторыми общепринятыми терминами и приемами вязания. Они необходимы, чтобы было проще понять, о чем идет речь в пояснениях к таблице. Нам для изучения важны следующие термины:

  • воздушная петля (петля)
  • петля воздушной цепочки
  • петля основания
  • петля предыдущего ряда
  • петли подъема
  • воздушная цепочка (цепочка воздушных петель, цепочка, косичка)
  • рабочая нить
  • захватить рабочую нить
  • провести (протянуть) нить через петлю (петли)
  • вытянуть нить на себя
  • накид
  • обратный накид
  • два накида и более
  • отсчет петель в воздушной цепочке
  • отсчет петель в предыдущем ряду вязки
  • ближние петли (имеется ввиду к головке крючка)
  • приемы вязания: «за обе стенки», «за ближнюю стенку», «за дальнюю стенку»

Итак, начинаем подробный разбор условных обозначений вязания крючком.

Начальным, то есть самым первым элементом любого вязаного изделия, выполненного крючком, является воздушная петля. Она служит для набора петель в цепочку, являющуюся основанием изделия; с ее помощью набираются все последующие петли при вязании изделия; происходит добавление высоты в кромке полотна.

Вязание крючком Условные обозначения с описанием

Условное обозначение
Изображение и описание

Воздушная петля


Вводим крючок в петельку, образованную из нити, захватываем рабочую нить и протягиваем к себе. Слегка затягиваем образовавшуюся петлю, потянув за свободный конец нити. Это первая воздушная петля в нашей цепочке.

Столбик без накида


Связав цепочку из воздушных петель необходимой длины, разворачиваем ее и начинаем вязать первый столбик без накида. Крючок вводим во вторую от начала цепочки петлю, захватываем нить и протягиваем к себе. На крючке образуются 2 петельки. Снова захватываем рабочую нить, протягиваем ее через обе эти петли.

Полустолбик с накидом


Делаем накид, вводим крючок в третью петлю от края цепочки, захватываем рабочую нить и вытягиваем ее на себя. На крючке три петли. Вновь захватываем крючком рабочую нить и протягиваем ее одновременно через все три петли, находящиеся на крючке.

Столбик с накидом


Вначале, как и в предыдущем случае, делаем накид, вводим крючок в третью петлю от края цепочки, захватываем рабочую нить и вытягиваем ее на себя. На крючке три петли. Вновь захватываем рабочую нить, протягиваем ее, только теперь не через три петли одновременно, как в полустолбике с накидом, а через первые две петли, третью не трогаем.


На крючке у нас сейчас находятся две петельки. Опять захватываем крючком рабочую нить и протягиваем ее через эти две петли.

Столбик с двумя накидами


Делаем двойной накид, то есть, накидываем на крючок рабочую нить два раза, как показано на картинке. Вводим крючок в пятую петлю от начала воздушной цепочки. Захватываем нить, вытягиваем ее на себя. На крючке - четыре петли.


Вновь захватываем рабочую нить, протягиваем ее через первые две петли, находящиеся на крючке. На крючке у нас образовалось три петли. Захватываем рабочую нить, протягиваем ее через две ближние петли, находящиеся на крючке. Теперь на крючке осталось две петли. Захватываем рабочую нить, протягиваем ее через эти две последние петли.

Столбик с тремя накидами


Для того, чтобы получить столбик с тремя накидами, заводим на крючок три накида рабочей нитью, как на рисунке. Вводим крючок в шестую петлю от начала воздушной цепочки. Захватываем нить, вытягиваем ее на себя. На крючке - пять петель (каждый накид, накинутый вначале на крючок, считаем за одну петлю). После этого четырежды проделываем следующую операцию: захватываем рабочую нить и протягиваем ее через две петли, расположенные ближе всего к головке крючка. Подобным образом провязываем попарно все петли с крючка до тех пор, пока на крючке останется всего одна петля.
Аналогичным образом вяжутся петли с четырьмя, пятью и более накидами. Но петли с большим количеством накидов используются редко.

Закрученный столбик


Вводим крючок под первую петлю предыдущего ряда приемом "за обе стенки", захватываем рабочую нить и вытягиваем петлю на себя. На крючке находятся две петли. Разворачиваем крючок с петлями вокруг своей оси. Захватываем рабочую нить и протягиваем ее через перекрученные петли столбика.


Вводим крючок под следующую петлю предыдущего ряда, повторяем предыдущую операцию: поворачиваем петли, провязываем. Связанный таким способом ряд получается объемным и красивым.

Полустолбик
или
Соединительная петля


Крючок вводим в первую петлю цепочки. На крючке у нас находится две петли. Захватываем рабочую нить и просто протягиваем ее через обе эти петли. Это и есть полустолбик.
Этот элемент вязания часто используется для соединения деталей между собой, а также для смыкания цепочки в круговом вязании, как изображено на рисунке справа.
В этом случае водим крючок в начальную петлю противоположного от крючка края цепочки. На крючке - две петли. Захватываем рабочую нить, протягиваем ее через обе петли одновременно. Замкнули кольцо. Далее можно продолжать вязание по кругу.

Полустолбик с накидом с ребром


Этот элемент представляет собой разновидность полустолбика с накидом, когда его провязывают, вводя крючок за одну стенку петли предыдущего ряда, например, используя прием "за дальнюю стенку" (как это делается, показано в видео выше). С лицевой стороны получается узор с явно выраженными поперечными полосами - ребрами.
Делаем накид, вводим крючок в петлю предыдущего ряда за дальнюю стенку, захватываем рабочую нить, вытягиваем на себя. На крючке три петли. Вновь захватываем рабочую нить, протягиваем через все три петли одновременно.

Пучок из трех столбиков с накидом из одной петли


Делаем накид. Вводим крючок в седьмую по счету петлю воздушной цепочки (в число этих петель входят четыре "петли подъема", которые служат для того, чтобы край полотна получался ровным). Захватываем рабочую нить, вытягиваем на себя. На крючке три петли, считая вместе с накидом. Снова захватываем рабочую нить, протягиваем ее через две ближайшие петли.


Получился незаконченный столбик.
Необходимо связать три таких незаконченных столбика из одной петли основания.
Делаем накид, вводим крючок в ту-же петлю, что и ранее. Захватываем рабочую нить, вытягиваем на себя. Снова захватываем рабочую нить, протягиваем ее через две ближние петли. Получился второй незаконченный столбик.
Снова делаем накид и провязываем третий незаконченный столбик в ту же рабочую петлю основания. У нас получилось на крючке 4 петли. Захватываем рабочую нить и провязываем все 4 петли одновременно.
Получился первый пучок из трех столбиков.


На воздушной цепочке основания пропускаем две петли, следующий "пучок" делаем в третью петлю:
провязываем две воздушные петли, делаем накид, вводим крючок в третью петлю цепочки и далее из нее последовательно, как описано ранее, вывязываем 3 незаконченных столбика. Затем, провязываем эти столбики вместе одной петлей. Так продолжать до конца ряда.

Четыре веерных столбика с накидом с серединкой


Как видно из названия, этот элемент похож на раскрытый веер: из одной петли воздушной цепочки мы вывязываем четыре законченных столбика с накидом, разделенных по центру воздушной петлей.
Делаем накид. Вводим крючок в седьмую по счету петлю воздушной цепочки (из них четыре "петли подъема"), захватываем рабочую нить, вытягиваем на себя. На крючке три петли, считая вместе с накидом. Снова захватываем рабочую нить, протягиваем ее через две ближайшие петли. Захватываем рабочую нить, протягиваем через две оставшиеся петли. Получился первый столбик с накидом.


Подобным образом провязываем еще один столбик с накидом в ту-же петлю основания. Делаем воздушную петлю. Затем провязываем еще два законченных столбика с накидом в эту-же петлю основания.


Действительно, получился элемент, похожий на веер.
На воздушной цепочке основания пропускаем четыре петли, следующий веерный элемент вывязываем из пятой петли цепочки. Довязываем ряд до конца, провязывая в каждую 5 петлю по 4 столбика с накидом с серединкой.

Начинающим рукодельницам бывает трудно понять как читать схемы вязания крючком . Возникают сложности с определением направления работы или начала ряда, встречаются разночтения в условных обозначениях.

Существует ряд правил, позволяющих легко и безошибочно расшифровывать схемы вязания крючком.

Тут вы найдете все существующие на сегодня обозначения при вязании крючком, а вопрос о том, как читать схемы вязания крючком, станет для вас не актуальным!

Обычно тематические журналы или отдельные схемы сопровождаются списком используемых условных обозначений.
Однако существуют стандартные или наиболее часто используемые символы, которые составляют своеобразную азбуку.

Обозначения при вязании крючком

Это, как правило, стилизованные знаки самих элементов вязки.

Воздушную петлю (возд. п.) обычно изображают в виде белого полого либо черного закрашенного кружка. Если он имеет слегка удлиненную, овальную форму

То петля должна быть вытянутой.

Несколько последовательных кружков или дуга с цифрой применяются для обозначения цепочки возд. петель, цифра показывает их количество. 

– замкнутая цепочка из 3-4 возд. п. – пико.

Иногда черная точка может символизировать начало работы, полупетлю или соединительный столбик (соед. ст.). Еще одним обозначением соед. ст или полустолбика является полукруг

Большой белый кружок с цифрой внутри, например, такой:

Используется для обозначения первого ряда в круговом вязании. Цифра в центре показывает из скольких петель он состоит.

Такой же кружок без цифры расшифровывается как кольцо из пряжи.

Различные столбики в схемах обозначаются вертикальными линиями с поперечными насечками или без. Знаки +, ┬ или × используются для указания места провязывания столбика без накида (ст. б/н).

Вертикальная палочка служит для обозначения полустолбика или ст. б/н. По количеству насечек на ней определяется число накидов (ст. /1н., ст. /2н.). Полукруг под столбиком

помогает отличить обычный элемент от рельефного. Причем, если полукруг открыт с правой стороны, то знак означает утопающий изнаночный ст. или «за работой».

Если с левой стороны, то выступающий лицевой ст. или «перед работой».

Группы столбиков, провязанных из одной петли или объединенных в одну петлю, обозначаются в виде исходящих из одной точки

или сходящихся к одной точке

наклонных линий. В месте выполнения скрещенного столбика с накидом ставят такой знак:

Если между этими столбиками необходимо сделать перемычку из возд. п., то на схеме можно увидеть такой символ:

Также из обозначений при вязании крючком можно узнать количество накидов на столбиках.

Направление вязки

На следующем этапе расшифровка схем вязания крючком потребует определения первого и последнего рядов, а также направления работы. Прямоугольное полотно выполняется прямыми и обратными рядами.

Воздушная цепочка, с которой оно начинается, считается нулевым рядом и не учитывается в расчетах. Все нечетные лицевые ряды выполняются справа налево, а четные изнаночные – слева направо.

Иногда, для упрощения восприятия схемы, каждый ряд в ней окрашен в определенный цвет.

Круговое вязание выполняется по замкнутым концентрическим рядам. Для тех, кто не знает как читать схемы вязания крючком, бывает сложно определить место начала нового ряда и его направление.

Круглые или квадратные мотивы выполняются от центра к краям против часовой стрелки. В начале каждого нового ряда делают одну или несколько петель подъема, а в конце – соед. ст.

По ним можно определить, где кончается один ряд и начинается следующий.

Если не делать петель подъема и соед. ст., то получится мотив, связанный по спирали.

Раппорт узора

Повторяющаяся часть узора – раппорт – может выделяться на схеме двумя способами:

  • линиями или квадратными скобками;
  • звездочками *;
  • другим цветом.

Зная количество петель и рядов в одном раппорте, а также его ширину и высоту в сантиметрах, можно легко посчитать число петель необходимых для создания полотна определенных размеров.

На круговой схеме часто изображают только один из раппортов-секторов. Чтобы полотно не было волнистым или конусообразным, необходимо правильно рассчитать их количество.

Для этого число элементов узора в последнем полном ряду, который изображен на схеме, делят на число элементов, составляющих основание изображенного сегмента.

Именно столько раз должен повторяться раппорт при вязании кругового мотива.

Чтение схем для вязания крючком с рисунками-инструкциями (и сложные случаи!)

Рисунок вязаного узора, как правило, складывается из одинаковых повторяющихся элементов. Совокупность таких повторяющихся элементов составляет фрагмент узора. Единичный повторяющийся фрагмент узора называется мотивом.

Схему вязания узора, представляющую собой совокупность элементов и мотивов, можно записать в виде текста. Однако использвание такой записи, особенно если узор довольно сложный, может превратиться в большую проблему. Поэтому для записи узора удобнее применять специальные обозначения на схемах вязания крючком.

При вязании крючком по предлагаемым схемам из журналов, необходимо помнить - что:

Схемы читаются снизу вверх.

Ряды читают поочерёдно один раз справа налево, а другой раз слева на право.

Круговые ряды всегда читают справа налево.

Раппорт заключенный на схеме между стрелками, нужно постоянно повторять.

Петли вне участка, ограниченного стрелками, провязывают только в начале и в конце ряда.

Поскольку в разных источниках встречаются различные названия и обозначения петель, я постаралась собрать информацию со смногих сайтов, чтобы не пропустить ничего важного.

Символы для обозначения на схемах вязания крючком:
– воздушная петля цепочки
– воздушная петля цепочки для подъема
– полустолбик (1 петля подъема)
– короткий столбик, или столбик без накида (2 петли подъема)
– простой столбик, или столбик с накидом (3 петли подъема)
– двойной столбик, или столбик с 2 накидами (4 петли подъема)
– тройной столбик, или стобик с 3 накидами (5 петель подъема)
– столбик с 4 накидами (6 петель подъема)
– вогнутый столбик с накидом
– выпуклый столбик с накидом
– рогатка из 2 столбиков с накидом
– рогатка из 2 столбиков с накидом через воздушную петлю
– чешуйка из столбиков с накидом
– двойной сокращенный столбик с накидом
– тройной сокращенный столбик с накидом
– двойной сокращенный столбик с 4 накидами

Другой вариант:


На сайте knitting-info.ru предлагают такие обозначения:

Схема выполнения воздушной петли:


Схема выполнения столбика без накида:


Схема выполнения столбик с накидом:


Схема выполнения полустолбика:


Схема выполнения полустолбика без накида за заднюю петлю:


Схема выполнения столбика с двумя накидом:


Пышный столбик
Связать 2 или несколько столбиков с накидом в одну петлю предыдущего ряда, но выполнять их не до конца,оставляя от каждого столбика на крючке по петле. Затем сделать накид и провязать им все находящиеся на крючке петли.
Другой вариант выполнения пышного столбика: вытянуть из одной петли несколько петель (обычно 3-6) примерно до высоты столбика с накидом. Затем подхватить рабочую нить и провязать ею все вытянутые петли вместе, кроме последней. В конце провязать одним накидом эту последнюю петлю и предыдущую.
Пышные столбики отличаются объемным эффектом, но при этом плохо держат форму, поэтому их чередуют со столбиками с одним или несколькими накидами, в зависимости от высоты пышного столбика, а также после провязывания ряда пышных столбиков, чтобы закрепить элементы, вяжут ряд столбиков без накида.
В силу своей фактурности пышный столбик, как самостоятельный элемент для вязания полотна не используется. Более красивый эффект достигается при выполнении пышных столбиков на ажурном или плотном полотне.

Группы столбиков с общим основанием (веерочки)
Группы столбиков с общим основанием называют "веерочками". Техника их выполнения заключается в провязывании столбиков с накидом (или столбиков с нескольким числом накидов) на одной петле предыдущего ряда.
1. Сделайте накид, введите крючок в петлю основания и провяжите столбик c накидом (рис.1).
2. Опять сделайте накид, введите крючок в эту же петлю основания и провяжите еще один столбик с накидом (рис.2). Повторять п. 2 столько раз, сколько необходимо по рисунку. В результате получаются "веерочки" расходящиеся лучами вверх (рис. 3).

Рис.1 - 2


Рис. 3

3. При провязывании "веерочков" в последующих рядах крючок можно вводить между "веерочками" (рис. 4, 5)или в средний элемент "веерочков" предыдущего ряда (рис. 6).

Рис. 4 - 5


Рис. 6

4. В некоторых рисунках при провязывании "веерочков" между столбиками могут быть воздушные петли (рис. 6).

"Веерочки" используют для вязания ажурного полотна, обвязки изделий, а также, как элемент прибавления петель по краю полотна.

Группы столбиков с общей вершиной
Столбики с общей вершиной еще называют незавершенными столбиками.
Этот элемент вязания крючком используется для выполнения ажурного полотна и для убавления петель.

Техника выполнения незавершенных столбиков:
1. Сделайте накид, введите крючок в петлю основания и протяните через нее рабочую нить. На крючке 3 петли.
2. Сделайте накид и протяните рабочую нить через 2 петли на крючке.
3. На крючке 2 петли (рис. 1). Повторите п. 1 и 2, введя крючок в следующую петлю основания (рис. 2).
4. На крючке 3 петли. Повторите п. 1 и 2, введя крючок в следующую петлю основания.
5. На крючке 4 петли (рис. 3). Сделайте накид и протяните рабочую нить через все петли на крючке в один прием (рис. 4) и сделайте одну воздушную петлю, чтобы закрепить предыдущую (рис. 5).
Так вяжутся 3 столбика с общей вершиной. Если по рисунку указано иное количество столбиков, то п.1, 2 нужно повторять столько раз, сколько необходимо по рисунку. А затем выполнить п.4.

Рис. 1 - 2


Рис. 3 - 4

Рельефные столбики
Рельефные столбики бывают выпуклыми (лицевыми, перед работой) и вогнутыми (изнаночными, за работой).

Техника выполнения выпуклых (лицевых) столбиков:

2. Сделайте накид, введите крючок за второй столбик с накидом предыдущего ряда (рис. 1). При этом столбик с накидом находится поверх крючка.
3. Захватите рабочую нить, вытяните петлю и провяжите как обычный столбик с накидом (рис.2).
Такой рельефный столбик с изнаночной стороны будет похож на вогнутый. Если во всех рядах выполнять только такие рельефные столбики, то полотно с двух сторон будет выглядеть одинаково.

Рис. 1 - 2

Техника выполнения вогнутых (изнаночных) столбиков:
1. Первый ряд всегда вяжется простыми столбиками с накидом! Сделайте 3 воздушные петли подъема вместо первого столбика следующего ряда и поверните вязание.
2. Сделайте накид, введите крючок вокруг второго столбика с накидом предыдущего ряда (рис. 3). При этом столбик с накидом находится под крючком.
3. Захватите рабочую нить, вытяните петлю на изнаночную сторону работы (рис. 4) и провяжите как обычный столбик с накидом (рис.5).
Такой рельефный столбик с изнаночной стороны будет похож на выпуклый. При выполнении выпуклых и вогнутых столбиков в различном сочетании можно получить разнообразные виды резинок.

Рис. 3 - 4 - 5


Рис. 6

Рис. 7 - 8

Иногда вяжут накладные рельефные столбики. Такой столбик можно считать лицевым. Выполняется он только в лицевых рядах при вязании в двух направлениях или через ряд при круговом вязании. Крючок введите, обвивая столбик предыдущего ряда (рис. 6), на который указывает стрелка условного обозначения, вытяните петлю на высоту рабочего ряда и провяжите обычный лицевой рельефный столбик (рис. 7). Таким же методом можно провязать рельефный пышный столбик (рис. 8).

Столбики на ножке
Столбик на ножке (столбик - вилка) - один из редко используемых элементов в вязании крючком. Его выполнение требует опыта и мастерства. Если вы уже освоили выполнение столбиков с накидами, то немного потренировавшись, вы будете с легкостью вязать эти замечательные элементы.
Столбики на ножке очень изящны, с помощью них можно связать "кружевной листопад". Узоры, связанные этим элементом можно встретить в салфетках и скатертях, но при желании подобными узорами можно связать шикарную вещь для вашего гардероба.

Техника выполнения столбиков на ножке.
1. Свяжите столбик с 3-мя накидами (рис. 1). На рисунке видны провязанные 3 накида в виде 3-х поперечных "перекладин".
2. Сделайте накид и введите крючок под среднюю перекладину столбика с тремя накидами, захватите рабочую нить (рис. 2) и вытяните петлю. На крючке 3 петли (рис. 3). Далее вяжите, как обычный столбик с накидом: накид, протянуть рабочую нить через 2 петли на крючке, еще раз накид и протянуть рабочую нить через оставшиеся 2 петли на крючке (рис. 4).

Рис. 1 - 2 - 3

При желании или если указано на схеме можно провязать несколько столбиков на ножке - "ракушку" или "веерочек". То есть повторить несколько раз п.2, вводя крючок при этом в одну и ту же петлю. В данном случае под среднюю перекладину столбика с тремя накидами. Также между столбиками на ножке можно делать воздушные петли или провязывать пико.

Рис. 4 - 5

На рис. 5 вы видите элемент в виде 2 столбиков на ножке. Столбик с 3-мя накидами, в середину которого провязано 2 столбика с одним накидом. Количество накидов, как в столбике-ножке, так и в остальных столбиках, а также место введения крючка в столбик-ножку может быть разным. Нужно внимательно смотреть на схему.

Здесь вы можете посмотреть условные обозначения разнообразных видов столбиков на ножке и детальные описания их выполнения.

Крестообразные столбики
На схемах обозначаются Х с выделенным центром, или со штрихами на нижней и на верхней частях. Кол-во штрихов на одной ножке соответствует кол-ву накидов в столбике. (Обратите внимание! независимо от к-ва накидов или разделительных в.п. в основании-вершине, этих столбиков в элементе только два!):

Перекрещенные столбики: - элемент может состоять из группы столбиков, одна часть которых перекрещена другой группой влево или вправо. При этом выполненная первая группа столбиков, независимо от кол-ва, обвязывается второй группой с обеих сторон - первые столбики ввязаны во вторые. Обозначаются перекрещенными знаками столбиков. Провязываются по порядку обозначения на схеме - вначале вывязывают 1 или 2 столбика, вершины которых расположены ближе к началу ряда, т.е. влево. Основание ножки столбика показывает точку введения крючка в полотно и то число петель нижнего ряда, которые надо пропустить. Вывязывая вторую половину перекрещенных столбиков, направленных в другую сторону, крючок вводят в ранее пропущенные петли, начиная с первой из них по счету слева\направо. В результате ножки первой половины столбиков оказываются ввязанными внутрь ножек второй половины столбиков.



Пересекающиеся, скрещенные столбики: Эта группа столбиков выполняется аналогично перекрещенным столбикам так, чтобы группа одних столбиков проходила или сверху, или снизу группы вторых столбиков, но при этом они не были бы скрепленными между собой. На схемах одна группа обозначается прерывистой линией (столбики нижнего вывязывания, расположены по изнаночной стороне полотна); вторая группа столбиков обозначена цельной, непрерывной линией - эти столбики располагаются поверху первой нижней группы по лицевой стороне полотна.

При выполнении крючковых аранов, «кос» и «жгутов» используются группы рельефных (выпуклых или вогнутых) перекрещенных столбиков с одним или более количеством накидов. Перекрещенные столбики можно выполнять, располагая поверху первую или вторую группу столбиков, чтобы получить наклон вправо или наклон влево




Примечания.
1. Перекрещенными и пересекающимися могут быть столбики с любым числом накидов, а также можно пересекать пышные столбики с обычными столбиками, что показано на 1-й странице в обозначениях, поставленных Ирой Ротт.
Вначале всегда провязывают СН, а затем пышный столбик, направленный в другую сторону.
2. В узорах между вершинами у пересекающихся или у перекрещенных столбиков при необходимости можно вывязывать разделительные воздушные петли, тогда и между ножками этих столбиков пропускают такое же количество столбиков (петель) предыдущего ряда.

Рассмотрим условные обозначения, которые могут вам встретиться в описаниях амигуруми.

Буквенное
обозначение в описании
Значение Условное обозначение в схемах

ВП

воздушная петля

o или 0

СС

соединительный столбик

или

СБН

столбик без накида

Или ×

ССН

столбик с накидом

СС2Н

столбик с двумя накидами
прибавка

убавка

Встречаются 3 варианта описания техники вязки игрушек - амигуруми:

1. Словесное описание с использованием аббревиатур , которое может быть представлено также в виде таблицы с тремя колонками (номер ряда, описание, итоговое число петель). Именно в таком формате вы чаще всего встретите схемы амигуруми на сайте .

Пример:

0 ряд Делаем кольцо амигуруми и набираем цепочку из 2 ВП.
1 ряд 6 СБН во вторую от крючка ВП
2 ряд 1 П повторить 6 раз
3 ряд (1 СБН, 1 П) повторить 6 раз

Читаем следующим образом:

Делаем кольцо амигуруми (см. ) и стандартным образом вывязываем 6 СБН во первую сделанную петлю (2-ую от крючка). При этом вторая петля является ВП подъема на новый ряд. После того, как 6 СБН связаны затягиваем кольцо за свободный конец нити, так чтобы дырочка в центре полностью закрылась и заканчиваем круг соединительным столбиком.

Сделав петлю подъема на новый ряд (2-ой) провязываем в каждую петлю предыдущего ряда 6 прибавок (по два столбика в каждую петлю). Цифра означает, что в результате ряд образовал 12 петель (т.к. во 2-м ряду было связано 12 столбиков).

Завершив ряд с помощью СС и сделав 1 ВП подъема, начинаем вязать 3-й ряд. Поочередно провязываем 1 СБН, затем 1 прибавку, затем снова 1 СБН и т.д. Повторять сочетание (1 СБН, 1 П) нужно шесть раз. После чего снова завершить ряд СС. Каждая прибавка образует две петли, каждый СБН - одну. Итого петель в третьем ряду 18 (=6*2+6).

Комбинация для повторения может быть заключена как в круглые скобки (...), так и в звездочки *...*

2. Схема.


Схема является самым наглядным и универсальным способом описания вязки игрушки. При наличии схемы и навыков по её чтению нет необходимости в описании и таблицах.

Поэтому рассмотрим основные нюансы чтения схем.

Все обозначения (за исключением японских иероглифов, конечно же) описаны в таблице выше.

На схеме изображена 1 из деталей амигуруми - голова. Используется нестандартная схема вязки с овальным (не круглым, как бывает чаще) началом и неравномерными прибавками и убавками. Именно поэтому в данном случае без схемы просто не обойтись! Таблица, которая сопровождает схему (она приведена ниже) не дает нам информации о том в каком месте нужно делать П и У.
На любой схеме всегда подписаны номера рядов, в кружочках, в данном случае 1-16. причем схема разбита на 2 части. Начало детали снизу (ряды 1-11), продолжение - сверху (12-16).

Каждый ряд начинается символом 0 (ВП подъема) и заканчивается жирной точкой, т.е. соединительным столбиком. Как правило, круговое вязание исполняется именно так. Однако, есть вариант вязать по спирали. В таком случае не будет четкого начала и конца ряда, ВП подъема и СС в конце ряда не провязываются. Вязание идет по спирали. Так сложнее следить за исполнением схемы (можно пользоваться булавкой, чтобы помечать начало) и не всегда это допустимо, т.к. деталь может иметь слегка наклонный вид. В других случаях, напротив, маленький наклон необходим.

Обратите внимание что на нижней схеме есть пустой ряд с номерами 7-10. Это говорит о том, что схема для рядов 7-10 абсолютно идентична схеме предыдущего, 6-го, ряда.
После того, как 11-й ряд связан, переходим на верхнюю часть схемы и продолжаем в обычном порядке, только диаметр каждого ряда теперь сокращается за счет убавок, поэтому ряды расположены в ином порядке (последний ряд в центре).

Итоговое количество петель в 16-м ряду составит 8. Таким образом, в изделии останется небольшая дырочка. За петли 16-го ряда голова амигуруми будет пришита в туловищу.

3. Таблица
В таблицах может быть 2 или три столбца.

Рассмотрим для примера сложную таблицу из японского журнала, которая сопровождает схему головы амигуруми, рассмотренную выше.

В первой колонке снизу вверх расположены номера рядов (1-16). Во второй изменение в количестве петель ряда. В третьей итоговое количество петель в ряду.

В таблице из двух колонок средняя отсутствует.

Начальная строка с цифрой 6 означает количество петель, т.е. в данном случае мы имеем дело не со стандартным началом в виде кольца амигурами, а с вытянутой деталью.

В первом ряду количество СБН (о чем говорит схема, см. выше) составляет 14. Таким образом, сверяясь со схемой мы обвязываем 6 ВП столбиками без накида. При этом делается тройная прибавка (3 столбика в одну петлю) в самую первую петлю нашей начальной цепочки ВП. В конце первого ряда - обыкновенная прибака (её также можно назвать двойной - 2 столбика в 1 петлю).

Таблица помогает нам ориентироваться в количестве дополнительных петель или петель убавок и показывает итоговое количество. Согласитесь, считать по схеме чтобы свериться - это слишком долго и можно ошибиться.

Ряды 6-11 не имеют П или У. Число петель остается неизменным - 36 (как и в 5 ряду). Сами ряды состоят из 36 СБН соответственно.

В некоторых случаях, а именно, при вязки простых округлых деталей, таблица может быть единственным описанием. В таком случае подразумевается, что прибавки и убавки распределены равномерно (например, через 1 СБН или через 2 СБН). Деталь начинается кольцом амигуруми и шестью СБН и каждый следующий ряд увеличивается или уменьшается на 6 петель. В разделе обучение есть таблица равномерного распределения убавок и прибавок.

Вывод: наиболее универсальным описанием является схема, которая также необходима при вязке сложных амигуруми. В японских журналах схемы, как правило, сопровождаются таблицами. Для новичков в вязании крючком также очень полезным является краткое описание каждого ряда, т.к. оно является полной расшифровкой схемы, для понимания которой нужен навык. Также первый вариант описания удобен тем, что позволяет сразу определить количество тех или иных элементов и их последовательность в ряду, а также итоговое количество петель в каждом ряду. Во многих простых амигуруми словесное описаие полностью заменяет схему.

Успехов в приобретении мастерства!