Тема характеристика элементов развивающей среды дод. Общая характеристика развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Центр книги «Книжкин дом»

характеристика предметно-развивающей среды в начальной школе

Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:

    многофункциональность помещений;

    рациональность использования пространства;

    взаимосвязь цветовой отделки и освещения;

    целесообразность озеленения интерьера.

Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют специально организованные зоны: учебная, игровая, природная.

Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность - игры-исследования, творческого моделирования и конструирования. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребенка, способствуют тренировке подвижных нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

В начальной школе создают в богатую и разнообразную предметную, информационную и инструментальную среду, которая располагает учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией. В предметно-пространственную среду каждого класса включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные - зеленые уголки, где дети наблюдают и ухаживают за растениями.

Обучение в начальной школе проходит в отдельном здании, уроки проводятся в одном помещении, такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т. к. все наглядные материалы и технические средства находятся «под рукой» учителя.

Таким образом, важным составляющим успешного обучения младших школьников является создание активной предметно-развивающей среды, направленной на психофизическое развитие младшего школьника и сохранение и укрепление его здоровья.

Список литературы

    Баталыгина, Е. В. Экологическое образование как средство гражданского воспитания младших школьников [Текст] /Е. В. Баталыгина //Начальная школа плюс До и после, 2012, № 7. – С. 57-60.

    Ефимова, И. Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности [Текст] /И. Н. Ефимова //Начальная школа: плюс минус, 2000, № 1. – С. 26-33.

    Заика, Ю. Р. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности [Текст] /Ю. Р. Заика //Начальная школа плюс До и После, 2012, № 2. – С. 3-10.

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды

МБДОУ МО г. Краснодара « Детский сад № 36»

Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда сада является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно - развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

В соответствии с ФГТ содержание дошкольной ступени предусматривает одну из форм вариативно - личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в каждом групповом помещении. При организации предметно-развивающей среды в каждой группе и в целом в детском саду мною, старшим воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад № 36» Пироговой Е.С, было учтено всё, что способствовало становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья, уровень общего и речевого развития, формирование эмоциональной сферы, учетом способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, созданием условий для их развития.

Создавая предметно-развивающую среду в детском саду, я учитывала принципы ее построения:

Принцип дистанции;

Принцип активности, самостоятельности и творчества;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования (что позволяет детям в одно и то же время, не мешая друг другу, заниматься по своим желаниям и интересам: музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием и т.п.);

Принцип информативности (разнообразие тематики, многообразие дидактического и информативного материала);

Принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т.е. материалы для одной образовательной области могут быть использованы и ходе реализации другой) ;

Принцип вариативности;

Принцип стабильности- динамичности (предметно - развивающая среда является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в нее регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения, программных задач, времени года) ;

Принцип открытости- закрытости (развивающая среда построена мною таким образом, что можно легко добавлять в нее разнообразные элементы, а так же убирать уже ненужные);

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (компоненты сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);

Принцип учета половых различий детей.

Предметно-развивающая среда в детском саду построена мною таким образом, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Интерьер каждого группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его организации. Мебель всех групповых помещений подобрана в теплой цветовой гамме, изготовлена по индивидуальным эскизам, разработанным мной с учетом особенностей помещения и последующему зонированию. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет каждому воспитателю менять интерьер по мере необходимости. Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой. Групповые помещения условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: учебная зона, центр искусства, уголок кубановедения, познавательно-речевой центр, книжный уголок, центр науки, центр математики, сенсорный центр, центр сюжетной игры, центр строительства, музыкальный уголок, физкультурный уголок, уголок уединения, уголок для мальчиков и уголок для девочек, спальное помещение и раздевалка.

Учебная зона оснащена традиционными материалами (картины – предметные и сюжетные, репродукции, альбомы, дидактический материал, наборы открыток и фотографий, дидактические игры, счетная и музыкальная лесенка, схемы, модели, плакаты), аудиовизуальные пособия (диафильмы, диапозитивы, магнитофонные кассеты, CD-диски, DVD-диски и материалами нового поколения. В группе имеются технические средства: телевизор, видеоплеер для просмотра CD и DVD-дисков, музыкальный центр, диктофон, ксерокс; при необходимости используется мультимедийное оборудование. Материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.

Центр искусства помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности (рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, на мятой бумаге, оракале, рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, монотипия предметная и пейзажная печать по трафарету, пластилинография) , которые постоянно дополняются. В центре искусства вниманию детей предложены книги из серии « Я учусь рисовать», «Искусство оригами», « Я учусь лепить», репродукции картин известных художников, скульптура малых форм, дидактические игры.

Уголок кубановедения представлен куклами в народных кубанских костюмах, наборами открыток с видами кубанских городов, буклетами, иллюстрированными книгами о природе родного края, о памятных местах, образцами народной вышивки, старинными предметами кубанского быта, плакатами, гербами и флагами Краснодарского края, г. Краснодара, гербом и флагом России.

Познавательно – речевой центр совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Усилиями педагогов и родителей был создан фотоальбом «Давайте познакомимся: это – мы!». Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа, мнемотехнические таблицы для заучивания стихов. Под руководством педагога дети открыли свою библиотеку. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости в достижении цели.

Центр науки представляет собой зону экспериментирования, уголок природы, материалы и оборудование для труда и опытов. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются моделями потребности растений. Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры.

Центр математики представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме, модели на осуществление контрольно – проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?»), на следование и чередование. Для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, головоломки, развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование – «Сфинкс», « Тетрис», логические задачи, «Танграм», «Архимедова игра», «Волшебный круг», «Геоконт», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Геометрия в ладошках « Прямоугольники», «Кубики для всех», «Уникуб», палочки Кюизенера. Детям доступны тетради на печатной основе, познавательные книги, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи – шутки, математические фокусы, загадки, шашки, шахматы.

Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами разного пола и профессий, мягкими игрушками разных размеров, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Большим спросом пользуются коробка для девочек и коробка для мальчиков, в которых хранится бросовый материал, отходы бумаги, ткани, кожи, меха и пр. для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, там же дети находят детали военной формы, военные атрибуты, детали одежды рыцарей, богатырей, космонавтов, мужские аксессуары, предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, украшения, шляпки, зонтики и большое разнообразие «подручных» материалов.

Центр строительства представлен разнообразными материалами со сложной формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами. Центр обогащен фотографиями домов, мостов, вокзалов, схемами и планами построек, мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.

Музыкальный уголок соответствует возрастным особенностям и потребностям детей старшего дошкольного возраста. Он представлен музыкальными инструментами – металлофон, треугольник, маракасы, кастаньеты, колокольчики, бубенцы, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными руками педагогов. Дети пользуются музыкально – дидактическими пособиями (лесенки из 3,5,8 ступенек, к ним – матрешки, птички и пр., иллюстрации по слушанию, пению, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов), играют в музыкально – дидактические игры на развитие песенного творчества. Для обогащения музыкально – слухового опыта детей собран песенный материал, который используется во всех режимных моментах, музыкальные произведения классиков и современных композиторов. Музыкальный уголок объединен с уголком театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров – верховой (куклы бибабо, плоскостные, перчаточные, дергунчики, куклы – петрушки), настольный (театр игрушек, картинок, магнитный, вязанный), теневой, маски и шапочки для игр-драматизаций, ширмы, фланелеграф, мягкие игрушки, флажки, платочки, ленты и многое другое.

Физкультурный уголок оснащен таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог находить для себя увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются массажные коврики; кегли; мячи и шары из разных материалов, с различными наполнителями, разных диаметров; обручи большие и малые; гимнастические палки; длинные и короткие скакалки и шнуры; кольца; мешочки с песком; мишени горизонтальные и вертикальные; дорожки со следами»; кольцебросы; карточки- схемы с изображением различных физических упражнений; настольно – печатные игры, расширяющие представления детей о мире движений человека, спорте, здоровом образе жизни. Устроена «стена осанки» для профилактики нарушений осанки.

Уголок уединения создан для того, чтобы ребенок мог отойти от общения, подумать, помечтать. Он представлен сухим бассейном, мягкими игрушками, подушками, книгами и настольно – печатными играми.

В спальных комнатах создана атмосфера покоя, равновесия. Стены окрашены в теплый цвет. Дети дошкольных групп спят на раздвижных кроватях, благодаря чему есть возможность задействовать для игровой деятельности и помещение спальной комнаты.

При входе в детский сад создан уголок для родителей «Для Вас родители», где размещена информация о режиме работы детского сада, о мероприятиях, проводимых в детском саду, консультации для родителей. В раздевальных комнатах групп имеется уголок для родителей. Усилиями педагогов организована передвижная педагогическая библиотека, которой пользуются родители. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников. Периодически в раздевальных комнатах оформляются фотовыставки на темы «Наши мамы и папы – школьники», «Вот оно какое, наше лето…», «Наши папы – защитники Отечества», « Милая мамочка», «Победа деда – моя победа». Вниманию родителей представлено «Дерево благодарности и добрых дел», колонка «Звезда дня». В раздевальной комнате группы раннего возраста имеется уголок адаптации.

В раздевальной комнатах коррекционных групп имеются уголки специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

Предметно – развивающая среда детского сада учитывает все направления развития ребенка, направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной педагогами групп, соответствует ФГТ и отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.


Светлана Чистякова
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды .

Развивающая - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности уединения.

Создавая «среду обитания » для воспитанников я, прежде всего, уделяю внимание ее развивающему характеру . Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Создавая развивающую среду группы , соблюдаю основные принцыпы :

Принцип целесообразности, рациональности и насыщенности.

Принцип доступности и открытости;

Принцип трансформирования;

Принцип соответствия развивающей среды возрасту детей .

Принцип вариативности

Принцип полифункциональности.

За период с 2010 по 2014 г. я работала с детьми 2 младшей, средней , старшей, подготовительной к школе группе.

Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, складные кровати, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Часть игровых уголков находится на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, часть уголков – на стеллажах. Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния : достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Все групповое пространство распределено на центры , которые доступны детям : игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

В группе организован центр уединения – за шторой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.

В группе имеются атрубуты для организации следующих сюжетно-ролевых игр : «Больница» , «Магазин» , «Кухня» , «Парикмахерская» , «Ателье» , «Почта» . Например, для игры в «Больницу» имеется халат, и медицинские приборы (инструменты, всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;

для игры в «магазин» - халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, гири, изготовленные из папье-маше, пластмассовые фрукты, и овощи, всевозможные конфеты, пирожные из теста, колбаса из деревянных брусочков и т. д. ; для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки; для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты, флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками и т. д.

Уголок ИЗО-деятельности – оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей детей : краски, гуашь, мелки, пастель, фломастеры, цветные карандаши, раскраски, бумага для рисования, цветная бумага, картон и т. д., находится в доступном и удобном месте, в непосредственной близости с окном .

Уголок театрально-игровой деятельности оснащен – ширмами для разного вида кукольного театра, театральными игрушками, персонажами пальчикового театра; куклами-марионетками, часть из которых сделаны моими руками.

Уголок музыкальной деятельности содержит - музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры.

В отдельных ящиках находится различный строительный материал (металлические, пластиковые и деревянные конструкторы, лего и другие виды конструкторов, чертежи и изображения построек, которыми дети с удовольствием пользуются во время игр.

Спортивный уголок содержит спортивный инвентарь : скакалки, мячи, кегли, бубны, погремушки, султанчики, атрибуты для спортивных игр, нетрадиционное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками.

Также в группе имеется уголок настольных и дидактических игр, центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды, который находится при входе в группу.

В приемной комнате для родителей организован «Уголок для родителей» , в котором имеются следующие рубрики :

Режим, по которому живет группа;

Сетка непосредственно образовательной деятельности;

Антропометрические данные «Мы растем» ;

Состав педагогов и специалистов, работающих с детьми;

«Консультации для родителей» . Цель : дать родителям систему знаний о воспитании (смена информации не реже 1 раза в месяц) ;

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Воспитатель ___ С. В. Чистякова

Публикации по теме:

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности.

Характеристика варианта построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Характеристика компонентов предметно – развивающей среды во 2 младшей группе «Задоринка». Предметно - развивающая, игровая среда – это.

Описание предметно-пространственной развивающей среды. Астафьевский детский сад. Группа "Солнышко". Организация предметно - пространственной.

Елена Дракина
Характеристика компонентов предметно - развивающей среды

Характеристика компонентов предметно – развивающей среды .

Групповое помещение условно подразделено на зоны, что позволяет использовать помещение группы наилучшим образом.

В учебной зоне размещены центры и уголки, в соответствии с возрастом детей : центр творчества, познавательно - речевой, книжный уголок, уголок природы и

экспериментирования, уголок сенсомоторного развития , музыкальный, физкультурный уголок. Учебная зона оснащена традиционными материалами и материалами нового поколения. Весь материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности.

В центре творчества имеется большое разнообразие материалов для продуктивной деятельности дошкольников : карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые и акварельные, пластилин, шаблоны, линейки, раскраски, различные виды бумаги, ножницы, клей – карандаш. В уголке собраны образцы декоративно – прикладного творчества.

В познавательно – речевом уголке имеется подборка познавательных иллюстрированных альбомов различной тематики («Профессии» , «Времена года» , «Спорт» , «Наши папы, наши мамы» и т. д., наборы предметных и сюжетных картинок , дидактические игры на звукопроизношение.

В книжном уголке размещены книги в соответствии с программой, которые обновляются 1 раз в месяц.

В уголке ОБЖ расположен макет – улица по ПДД, наглядные пособия (плакаты, наборы картинок, игрушки по данной тематике (машинки, лото «Транспорт» , настольные игры («Правила дорожного движения для маленьких» )

В уголок природы и экспериментирования помещены комнатные растения в соответствии с программными требованиями и средства для ухода за ними : лейка, опрыскиватель, клеёнчатые фартуки, деревянные палочки, тряпки.

В уголке имеются муляжи фруктов и овощей, животных, настольные игры («Земля и её жители» , «Чей домик» , «Мир растений» , «Поймай рыбку» , лото «Животные» , домино «Ягоды-овощи – фрукты» и т. д.);

материалы для экспериментирования : природный материал (шишки, ракушки, каштаны, камни, разные виды бумаги.

В уголке сенсомоторного развития имеются большое количество логико - математических игр : игры на плоскостное моделирование, вкладыши – формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры («Раз, два – сосчитай» , «Геометрические формы» , «Ассоциации» )

В музыкальном уголке есть театр : настольный, пальчиковый, би - ба – бо; музыкальные инструменты; фонотеки с записями детских песен, звуками природы; музыкальные инструменты.

В физкультурном уголке имеются мячи, кегли, дорожки здоровья, кольцеброс, прыгалки, султанчики, косички.

Игровая зона оснащена уголками (парикмахерская) и атрибутами для сюжетно – ролевых игр подобранных с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и половой принадлежности детей. Так, например, для девочек имеются утюги, куклы, пупсы; для мальчиков – наборы инструментов, техники.

В раздевалке группы помещен родительский уголок, уголок именинника, уголок «здравствуйте» , уголок «Наше творчество» , на шкафчиках кармашки «Настроение»

Стены в групповом помещении выкрашены в тёплые цвета, мебель подобрана в той же цветовой гамме (желтый, бежевый, охра) . Это создаёт благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой детей, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Предметно – развивающая среда группы построена в соответствии со следующими принципами :

Принцип информативности (предметно - развивающая среда группы информативно богатая, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала);

Принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны , т. е. материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

Принцип вариативности (в развивающей среде нашли отражение культурные и художественными традиции России);

Принцип стабильности – динамичности (предметно- развивающая среда группы является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в тоже время в неё регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, программных задач, времени года)

Принцип открытости – закрытости (развивающая среда группы построена таким образом, чтобы можно было легко добавлять в неё различные элементы, а также убирать уже ненужные);

Принцип эмоциогенности среды (развивающая среда группы обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка, вызывает у них положительные эмоции);

Принцип, сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);

Принцип учёта половых различий детей

Предметно - развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка . Она направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной мной группы предметно - развивающей среды (со сверстниками и индивидуально) .

Развивающая среда группы отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности

Евгения Дружинина

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)- это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Создавая предметно - развивающую среду, мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Проектируя развивающую предметно – пространственную среду в нашей группе, мы опирались на 6 групп требований:

2. Трансформируемая

3. Полифункциональная

4. Вариативная

5. Доступная

6. Безопасная (безопасность не только физическая, но и психологическая)

При организации развивающей предметно - пространственной среды необходимо учитывать принципы организации пространства:

1. Принцип активности, самостоятельности, творчества

2. Принцип стабильности и динамичности развивающей среды

3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

4. Организация среды с учетом гендерных различий детей

5. Принцип дистанции, позиции взаимодействия взрослых с детьми

6. Принцип открытости - закрытости

7. Принцип эмоциогенности среды

8. Принцип этапности и учета возрастных особенностей детей

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. В нашей группе можно выделить три зоны: активная, спокойная и рабочая зона. В активной зоне находятся физкультурно – оздоровительный центр, центр сюжетно-ролевых игр и театральная студия В спокойной зоне – библиотека и центр дидактических игр. В рабочей зоне – центр творчества, центр строительно – конструктивных игр, центр сенсорики, центр ПДД, центр песка и воды.

Границами между зонами в нашей группе служат: ширмы, мебель, напольная мело – маркерная доска, коврики. В нашей группе нет такого, что вся мебель расставлена по периметру. Все предметы и материалы доступны детям.

Возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе обеспечивается за счет наличия ширм, мягких модулей, передвижного подиума, невысокой легкой мебели.

Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью мы используем ковровые покрытия, комнатные цветы, мягкую мебель, торшер, сделанный своими руками.

Всего у нас получилось 10 центров:

1. Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

2. Студия театра «В мире сказок»

3. Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

4. Центр ПДД;

5. Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

6. Центр сенсорики «Узнавайка»

7. Творческая мастерская «Каляка-маляка»

8. Центр воды и песка;

9. Центр книги «Книжкин дом»

10. Центр дидактических игр

Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

Этот центр направлен на оптимизацию двигательной активности детей, развитие двигательных качеств и способностей. Он пользуется популярностью у детей.

Студия театра «В мире сказок»

В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

По желанию дети могут убрать ширма и это будет сцена для выступлений.


Рядом находится костюмерная с набором костюмов с масками для разыгрывания самых распространенных сценок с участием лисы, волка, медведя и других.

Центр театрализации трансформируется в Центр «Уединения» . Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения.


Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Для развития игровой деятельности необходимо создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей и тематике планируемых сюжетно-ролевых игр.



Вся мебель мобильна, поэтому по желанию детей все перемещается и обустраивается по их желанию.

Центр ПДД



Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

Эта в основном место для мальчишек. Здесь очень много различного строительного материала (конструктор различного вида, деревянный и крупный пластмассовый конструктор, мягкие модули и др.). Есть передвижной подиум, коврики – скрутки и схемы построек. Здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.


Центр сенсорики «Узнавайка»


Творческая мастерская «Каляка-маляка»

В распоряжении детей акварель, карандаши, гуашь, кисти, бумага разного размера, раскраски, дидактические игры и все, что необходимо для творчества. Здесь дети могут оформлять афиши к своим постановкам, изготавливать головные уборы. К данному центру имеется свободный доступ.



Для выставки работ из пластилина (находится в приемной).


Для выставки детских рисунков, аппликаций.


Центр воды и песка



На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

Центр книги «Книжкин дом»

Здесь ребенок может погрузиться в волшебный мир книг. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации любимых книг, пересказывают понравившиеся сказки. А также в литературном центре можно организовать выставку произведений того или иного автора.


Центр дидактических игр

Находится на против центра книги. Ребята по интересам находят себе любые игры, переходят к столам или на ковер и с удовольствие проводят время.


В приемной размещен родительский уголок, куда мы вывешиваем необходимую информацию.


Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.