Вокальные занятия по постановке голоса. Упражнение для дикции. Гимнастика для улучшения дикции и артикуляции

Есть мнение, что петь способен только тот, кому это дано от природы. Да, в этом действительно есть доля правды. Однако не стоит забывать и о том, что человек без природных способностей может научиться неплохо петь, а тот, кто изначально имеет хороший голос, может потерять свой дар. Последнее часто происходит тогда, когда люди забывают о важности специальных упражнений, укрепляющий голос и помогающих научиться правильно дышать, подавать звук и так далее.

Как развить голос? Данный вопрос интересует многих. Конечно же, хорошо спеть какую-нибудь песню в кругу друзей, причем спеть так, чтобы попросили продолжить мини-концерт. Старающийся рано или поздно все равно добьется хоть какого-то результата. Говоря о том, как развить голос для пения, важно особое внимание уделить дыханию, подаче звука, артикуляции, так как без них красивое пение невозможно. Не стоит думать, что все получиться легко и просто. Усилий придется приложить много.

Давайте для начала остановимся на тех составляющих, без которых нельзя петь красиво. Начнем с дыхания.

Вдох должен быть стремительным, молниеносным, но в то же самое время совершенно бесшумным. Практически все люди, которые никогда не брали уроков вокала, пытаются при вдохе набрать полную грудь воздуха. Что получается в итоге? В итоге они начинают задыхаться во время пения. Запомните: при вдохе раздуваться должен живот, грудь же всегда остается неподвижной. Упражнения здесь могут быть различными. Научиться правильно дышать можно следующим образом: встаньте к стенке, руку положите на живот, глубоко и резко вдохните носом. Живот при этом выдвигается вперед - рука нужна для того, чтобы это прочувствовать. Далее следует медленный выдох через рот. Рука опускается вместе с животом.

При помощи такого упражнения вы научитесь контролировать и правильно брать дыхание.

При пении важна артикуляция. Обратите внимание на то, как поют академические певцы: их рот всегда открыт широко. Если вы действительно задаетесь вопросом, как развить голос, то обязательно должны научиться открывать рот во время пения.

Упражнение следующее: подойдите к зеркалу и начните проговаривать гласные буквы, максимально открывая рот и шевеля губами, как только можете. Поначалу это покажется очень смешным, но поверьте - польза от такого упражнения велика. Привыкнув, попробуйте пропеть их. Затем начните разучивать какую-либо песню, все так же артикулируя. Конечно же, исполняя произведения в кругу друзей, никто не артикулирует как оперный певец, но все же стоит помнить, что красиво петь с закрытым ртом невозможно.

Важно помнить об эмоциональности, тембровой окраске и всем прочем, без чего любая песня будет сухой и неинтересной. Важно понимать то, о чем вы поете. Прочувствуйте произведение, живите им, выявите места, где нужно петь громче, а где тише.

Не забываем и о том, что хорошо петь может лишь тот, у кого есть хоть какой-то слух. У вас его нет? Не переживайте, так как развить его вполне реально. Для начала научитесь слушать то, что поете. Прежде чем начинать петь, обязательно прокрутите мелодию у себя в голове, определите места, где она идет вверх, а где вниз. Развить слух можно при помощи пения гамм, аккордов, интервалов.

Как развит голос? Кроме всего перечисленного выше, хочется посоветовать петь как можно больше. Практика важна всегда. Пойте только на дыхании. При этом рекомендуется опускать гортань вниз. Гаммы и интервалы, о которых говорилось выше, помогут развить не только слух, но и сам голос. Задающийся вопросом, как развить голос, может найти множество упражнений в специальной литературе (самоучители, пособия и прочее). Потребуется много практики, но упорный все равно добьется успеха. Безнадежных людей не бывает.

Голос – важнейший инструмент общения человека с окружающими его людьми. С его помощью можно как завоевать доверие оппонента, так и сразу оттолкнуть, произведя негативное впечатление. Упражнения для развития голоса смогут придать ему красивое звучание и решить многие проблемы.

Дыхательные упражнения для голоса представляют собой практики из йоги для развития речевого дыхания. Наиболее известными является комплекс, разработанный Александрой Стрельниковой. Он создан для тренировки и массажа мышц, принимающих участие в звукообразовании. Упражнения помогают разворачивать легкие, увеличивая их объемность. Особое внимание уделяется вдоху.

Комплекс упражнений для новичков включает 3 основных занятия.

Упражнение №1

Стоим прямо, локти книзу. Делаем короткий шумный вдох – руки сжаты в кулаки. Разожмите ладони, синхронно выдыхая воздух в произвольной форме (через нос или рот).\

Один цикл включает 4 вдоха. После идет перерыв в 4 – 5 секунд. Всего потребуется провести 24 цикла, в каждом из которых по 4 вдоха-выдоха.

Важные моменты:

  • контролировать момент выдоха не надо – основной акцент на шумном вдохе;
  • задержек воздуха на вдохе либо выдохе быть не должно;
  • если закружилась голова, то упражнение можно выполнять сидя (спина строго прямая).

Упражнение № 2

Стоим прямо, ладони сжаты в кулак, прижаты к талии. Делаем короткий шумный вдох носом. В это же время опускаем кулаки к полу, разжимая пальцы. Возвращаемся в исходное положение. Выдох свободный, руки возвращаются в первоначальную позицию.

Цикл равен 8 движениям. Затем следует короткий отдых – 3…5 секунд – и следует новый цикл.

Важные моменты:

  • на вдохе необходимо напрягать область плечевого пояса;
  • рот при выдохе широко раскрывать не нужно;
  • упражнение можно делать лежа/сидя.

Упражнение № 3

Встаньте прямо. Слегка наклонитесь вперед, скруглите спину, голова опущена книзу. Делаем короткий шумный вдох через нос, слегка распрямляем спину и свободно выдыхаем.

Цикл включает 8 вдохов-выдохов. Затем короткий перерыв и повтор цикла.

Гимнастика для улучшения дикции и артикуляции

За разборчивость речи и четкость слов отвечает дикция. Как развить хорошее произношение? С этой целью необходимо тренировать подвижную часть артикуляционного аппарата.

Любое упражнение для развития дикции является продолжением дыхательной гимнастики.

Чтение с карандашом

Берем карандаш передними зубами, не прикасаясь к нему языком. Вслух проговариваем звуки, в произношении которых губы участия не принимают, – к, г, й, н, л, д. Затем их смягчаем. Потом присоединяем к ним гласные звуки.

Громко читаем любую книгу с карандашом в зубах. Озвучивать нужно по две – три страницы. Заниматься надо каждый день.

Сочетание определенных согласных и гласных звуков

Во время выполнения упражнения нужно произносить сочетание трех согласных звуков с одним гласным. Миксовать необходимо комбинацию звуков КТП с гласными буквами Ы,О,Э,И,А,У. (Пример: ктпы-ктпо-ктпэ-ктпи-ктпа-ктпу). Очередность согласных можно менять, но завершающий звук всегда гласный.

Согласные звуки могут быть другими – БГД, ЖРЛ, МЛР. Гласные остаются без изменений.

Проработка сложных в произношении звуков

У каждого человека есть свои звуки, на которых он периодически «спотыкается». Чаще всего это Р, Ц, Л.

Нужно составить предложения, включающие проблемные согласные как можно чаще, и ежедневно произносить их вслух, четко проговаривая все буквы.

Произношение гласных звуков

Вначале проговариваем гласные буквы И, Ё, О, Я, А – каждую по 4 раза – без звука, а затем вслух. Рот открываем широко, нижняя челюсть двигается без напряжения.

Чтение стихов вслух

Читаем любые стихи вслух, делая раскатистые акценты на звуках Я, А, И, Э, Ё.

Скороговорки

Нужно вслух проговаривать любые скороговорки. В начале занятий это нужно делать медленно, постепенно ускоряясь. Очень важно, чтобы звуки произносились четко и ритмично.

Можно попробовать начать осваивать . Тренируясь каждый день, вы обязательно освоите ее.

Орехи

Орехи во рту – это старинный метод улучшения дикции. Еще древние ораторы успешно оттачивали свою дикцию таким способом, используя вместо орехов камешки.

Нужно взять горсть орехов и положить их в рот. Произносить вслух скороговорки, четко проговаривая все слоги. Заниматься ежедневно по 20 минут.

Количество и размер орехов определяется индивидуально, главное следите чтобы у вас не было рвотного рефлекса, который определенно будет мешать упражнениям.

Тренировка мышц речевого аппарата

Занятия для укрепления нижней челюсти включают следующие упражнения:

  • Открываем рот и задерживаем нижнюю челюсть опущенной на 5 секунд. Затем медленно закрываем рот.
  • Совершаем опущенной нижней челюстью движения вправо – влево. Выполняем их в медленном темпе.
  • Опущенную нижнюю челюсть выносим вперед и возвращаем в естественное положение. Проводит занятия в медленном темпе.

Тренировка мышц языка обязательна. Малоподвижные, слаборазвитые мышцы языка становятся причиной неразборчивой речи. Упражнения будут следующими:

  1. Нужно сворачивать язык в трубочку.
  2. Высовываем язык так далеко изо рта, насколько получится. Совершайте им движения вверх-вниз-вправо-влево.
  3. Облизывайте губы, уделяя особое внимание уголкам рта.
  4. Активно цокайте языком.

Упражнения необходимо выполнять в свободном темпе, без напряжения мышц.

Занятия для укрепления лицевых мышц и губ включает следующие упражнения:

  • Рот закрыт. Поднимайте/опускайте губы, не открывая десен. Мышцы лица напрягаться не должны.
  • Растягивайте губы в закрытой улыбке, а потом складывайте их в трубочку.
  • Проводите массаж губ: нижними зубами аккуратно мните верхнюю, а верхними – нижнюю.
  • Сложите губы в трубочку и совершайте ими движения вправо-влево.

В тренировке нуждаются и мышцы глотки.

  • Нужно по очереди повторять звуки И, У. Вначале шепотом, потом вслух. Вы должны чувствовать напряжение мышц в районе горла. Всего 15 повторов. Упражнение помогает в разработке подвижности мышц гортани.
  • Через сжатые зубы нужно втягивать воздух.
  • Вытягиваем губы «уточкой» и втягиваем в себя воздух.
  • Имитация пережевывания пищи. Сначала с открытым, потом с закрытым ртом. Нагрузку получают мышцы гортани, мягкого нёба, языка, губ и глотки.

Гимнастика, развивающая силу голоса

  • Нужно вслух проговаривать пары слогов АМ-ОМ, УМ-ЭМ, ЫМ-ИМ. При этом первая из них должна звучать громко, а вторая – тише.
  • Необходимо вслух озвучивать слоги «АЙ-АЙ-АЙ», «ОЙ-ОЙ-ОЙ», «ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ» в последовательности звонко-приглушенно-звонко.
  • Надо имитировать собачий рык, пароходный гудок, жужжание пчелы, комариный писк. Звуки произносятся вначале по возрастающей и с последующим затиханием так, если бы воображаемый объект сначала приближался, а потом удалялся.
  • Пропеваем вслух в виде музыкальной гаммы следующие слоги: МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-МИ. Вначале по порядку, потом в противоположном направлении.

Каждое упражнение необходимо сделать 3 раза. Очень важно дышать равномерно.

Улучшаем тембр голоса

– индивидуальная особенность. На него влияет строение голосовых вязок, форма, объемность резонаторов. Изменить его невозможно, но улучшить, украсив обертонами, – вполне решаемая задача.

Комплекс упражнений, способствующий совершенствованию и улучшению выразительности голосового тембра, включает следующие занятия:

  • Встаньте. Спина прямая. Зафиксировав подбородок, потянитесь шеей вперед. Зафиксируйтесь на две – три секунды. Потом запрокиньте голову и снова задержитесь. Выполните серию движений вперед-назад до приятного утомления. Движения нужно сопровождать произношением слов «вперед – назад».
  • Рот открыт. Язык выдвинут вперед, вниз. Склоните голову по направлению к груди. Потяните язык к носу и синхронно с движением приподнимите голову, не запрокидывая. Напрягите мышцы шеи. Выполнить 6 – 8 раз.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая воздух, вслух озвучиваем слово БОМ (с акцентом на последнем звуке) так, чтобы в верхней губе ощущалось четкое вибрирование.
  • Глубокий вдох. На выходе воздуха проговариваем слоги МО-МОО, МУ-МУУ, МИ-МИИ, МЭ-МЭЭ. Первый слог звучит коротко и четко, второй – на распеве, протяжно.
  • Исходное положение – стоя прямо, руки скрещены на груди. Делаем небольшой наклон вперед и на выдохе громко, протяжно произносим звуки У, О. Потом на выдохе пропеваем слова МОЛОКО, ОКО, ОЛОВО, ОКНО.
  • Произносим вслух слова ГАЛЯ и ГОЛУБЬ, имитируя украинское произношение звука «г». Горло напрягать не нужно. Звук должен идти из живота. ГАЛЯ произносим резко, а ГОЛУБЬ – произносим нараспев. Повторить упражнение 8 раз. Нужно обязательно записывать упражнение на диктофон. Это поможет понять, появилось ли какое-либо изменение в тембре голоса.
  • Цокайте в течение одной минуты языком, имитируя топот лошадиных копыт. В ходе выполнения упражнения изменяйте положение губ: вначале они сложены в трубку, в конце – растянуты в широкую улыбку.
  • Рот открыт, нос зажат пальцами. Нужно дышать только через рот. В это время необходимо читать вслух любой текст.
  • Голова опущена, прижата подбородком к груди. На выдохе надо озвучивать звук О или У (о-о-о или у-у-у), пока хватит воздуха. Во время произношения звуков нужно слегка похлопывать по верхней части груди, усиливая имеющуюся вибрацию. Это упражнение для развития тембра способствует улучшению звучания грудных звуков.

«Как мне научиться красиво петь?» – таким вопросом задаётся, наверно, каждый начинающий вокалист.

«Как улучшить качество пения учеников?» – вопрос, волнующий педагогов.
Идеальные голоса, без дефектов, лично в моей практике встречаются редко. В основном наблюдаются следующие недостатки звучания голоса:

  • качание и тремоляция;
  • гнусавость;
  • фальшивая интонация;
  • тихий звук.

Хорошая новость, что благодаря ежедневной, планомерной, систематической работе можно либо полностью устранить эти недостатки, либо значительно улучшить качество пения.

Каким образом? Разберем каждый случай в отдельности.

Качание голоса и тремоляция.

Такой недостаток чаще всего встречается у певцов в возрасте, но может возникнуть и у детей, и у молодых вокалистов. Голос льётся не ровно и гладко, а как бы дрожит, качается между соседними звуками, пульсирует.
По природе своей это вибрация .

Размах – это степень крайних отклонений звука от основного тона.
Скорость – это частота колебаний в секунду.

Вибрация в 6-7 колебаний в секунду называется ВИБРАТО.
Вибрато является свойством хорошего вокала. Оно придаёт голосу яркость и динамичность.

Но если скорость вибрации больше или меньше 6-7 колебаний – это уже недостаток, требующий исправления.
При скорости вибрации больше 6-7 колебаний появляется тремоляция («барашек»), а при меньшей скорости – неустойчивая интонация, качание звука .

Причины возникновения этих недостатков могут быть самые различные: это и заболевания голосового аппарата, и органические недостатки (возрастные изменения).

Но если здоровье в порядке, то основными причинами возникновения качания и тремоляции, на мой взгляд, являются:

  • неправильная постановка голоса;
  • отсутствие навыка певческого дыхания;
  • постоянное форсирование звука.

Каковы же методы исправления?

1) Прежде всего, необходимо научиться правильно дышать при пении. Вдох должен быть активным, бесшумным и глубоким, а выдох ровный и продолжительный. Для тренировки можно использовать различные упражнения дыхательной гимнастики.

2) Петь упражнения с закрытым ртом на согласный «м», тренировать ровный, без толчков, выдох.

3) Петь упражнения с открытым ртом, хорошо прикрытым звуком. Самые лучшие гласные для устранения тремоляции – это «у» и «о».

Пение должно быть негромким, максимум mf, без форсирования, так как при громком пении вибрация увеличивается. Упражнения должны быть построены на ряде последовательных тонов в пределах квинты, не больше. Темп небыстрый, максимально позволяющий снять качание.

Усложнять упражнения и прибавлять темп следует постепенно, по мере выравнивания звука.

Гнусавость голоса.

Пение в нос – часто встречающийся недостаток.

Гнусавость может возникнуть в результате заболевания (простуда, заложенность носа). В этом случае нужно обратиться к врачу, пройти лечение.

Вторая причина – отсутствие певческого навыка, вялая нёбная занавеска. Вместо того, чтобы находиться в приподнятом положении, она провисает. В результате звук в основном проходит через нос, и возникает гнусавый оттенок голоса.

Исправление – пение на гласные «у» или «о», так как при их исполнении нёбная занавеска значительно сокращается. При этом губы должны быть очень активными, а рот должен достаточно широко раскрываться.

Также хорошо помогает пение и говорение с зажатым носом. Подробнее читайте и слушайте

Фальшивая интонация.

Опять же причины возникновения могут быть самыми различными. Сначала выясняем причину, потом принимаем меры по её устранению.

Фальшивое пение может быть результатом простудного заболевания, болезни горла, заложенности носа. Понятное дело, что в таком состоянии не нужно петь, а нужно лечиться.

Физическая слабость, переутомление, мутация тоже могут стать причиной неточного интонирования в пении. Что нужно делать? Укреплять своё здоровье, заниматься спортом, грамотно планировать работу и отдых.

Другие причины, которые можно исправить в процессе обучения:

  • неразвитость музыкального слуха, отсутствие координации между слухом и голосом;
  • неправильное формирование звука, пение в низкой позиции;
  • небрежное исполнение, когда певец не старается петь идеально чисто.

Методы исправления.

  • Развивать общую музыкальность, музыкальный кругозор, слушать больше разнообразной хорошей музыки в профессиональном исполнении.
  • Развивать музыкальный слух: мелодический, гармонический, внутренний.
  • Учиться анализировать своё пение, контролировать, опираясь на свои внутренние ощущения, возникающие при пении.
  • Петь упражнения на стаккато в небыстром темпе (это очень действенный приём для исправления интонации).
  • Петь упражнения сначала с постоянным сопровождением инструмента (очень важно, чтобы инструмент был настроен!), затем чередовать пение с сопровождением и без него, а потом исполнять упражнения a cappella, т. е. без поддержки инструмента.

Только при пении a cappella можно научиться петь чисто, держаться в тональности. Этот приём развивает музыкальный слух и самоконтроль певца.

Тихое пение.

Тихий, вялый и слабый звук может возникнуть по следующим причинам:

  • плохое дыхание;
  • особенности характера – робость, скованность, стеснительность, неуверенность в себе.

Исправление в плане работы над вокалом:

  • использование твёрдой атаки звука;
  • пение упражнений на стаккато, затем на чередование стаккато и легато;
  • пение упражнений и произведений в быстром темпе и с острым ритмом.

Что же касается воспитания характера, то для получения быстрого результата я рекомендую обратиться к специалисту, найти хорошего психолога, коучера, пройти тренинг личностного роста.

Важно всегда петь эмоционально, чувствовать себя свободно, раскованно. Внутреннее чувство свободы, уверенность в себе — залог успеха в любой деятельности. Но об этом — в одной из следующих статей.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Многие из нас любят петь, и хотели бы научиться делать это профессионально. Более того, сколько среди нас скрытых талантов, обладающих сильнейшим голосом и острейшим слухом! Но далеко не каждый располагает финансовыми и временными возможностями для обращения к индивидуальному педагогу за постановкой вокала.

Достаточно выделить для этого определенное время и приступить к активным занятиям.

Если вы мечтаете виртуозно исполнять любимые песни в караоке-клубах, или даже покорить большую сцену, следуйте нашей простой методике, и возможно, совсем скоро на эстраде засияет новая, яркая звезда!

Польза вокальных тренировок

Даже если вы не воображаете себя вокалисткой популярной группы, такие тренировки голоса помогут вам в становлении речи. Грамотная и чистая речь чрезвычайно важна даже в обыденной жизни. Кому приятно слушать человека, который говорит едва ли внятно, будто только что набрал в рот густой каши? И пусть говорят, что скромность – главное девичье украшение, она не должна проявляться в тихом кротком голосе.

Чтобы разговаривать четко и внятно, а также обладать красивым звонким голосом, нужны специальные артикуляционные тренировки. Между прочим, в вашей ротовой полости располагается самое большое количество мышц во всем теле. И кто сказал, что разрабатывать нужно только трицепсы? Мышцы рта нуждаются в закалке и укреплении не меньше!

Тренировки голоса лучше производить в одиночестве. По крайней мере, если вы только начинаете этим заниматься. Лишние глаза и уши будут вводить вас в смущение, а значит, эффективность упражнений снизится, или вовсе сойдет на «нет ». Приготовьтесь к тому, что звуки, доносящиеся из вашего рта, будут нестандартными и довольно смешными. Даже профессиональные певцы стараются уединиться при подготовке к концертам!

При тренировке вокала и речи недостаточно обыкновенного пения акапелла в гордом одиночестве. Для этого необходим целый ряд упражнений, оптимизирующих артикуляционные способности и пробуждающих голосовые связки. Если сначала у вас не будет получаться – не беда.

Постановка голоса – чрезвычайно сложный, трудоемкий и длительный процесс, особенно если природного певческого и дикторского таланта в вас не наблюдается. Тем не менее, среди популярных артистов существует масса людей, чей голос стал плодом упорной работы над ним, а вовсе не врожденным даром.

Как лучше тренировать голос? С помощью фортепиано, а если быть точнее, традиционных уроков сольфеджио, преподаваемых в базовой программе любой музыкальной школы. Если у вас нет музыкального инструмента – не расстраивайтесь. Мы живем в эпоху развитой цивилизации, и сегодня вы запросто можете заменить настоящие клавишные специальной компьютерной программой, имитирующей звуки пианино, синтезатора, и даже рояля.

Запомните главное правило: ваше исходное положение всегда должно быть вертикальным. Сидя или лежа, вы однозначно не обретете выдающихся вокальных данных, и этому есть физиологическое объяснение. Дело в том, что при красивом пении активируется диафрагменное дыхание.

Именно диафрагма во многом отвечает за легкость голоса, его мелодичность и звонкость. Только в положении стоя орган может быть распрямлен, а значит, готов к активной работе. Со временем, обретя необходимые навыки, вы сможете петь и сидя, но только когда закрепите достигнутый результат.

Польза занятий, приведенных нами, неисчерпаема. Во-первых, вы обретете вокальные данные и дикторские навыки. Во-вторых, научитесь управлять своим голосом и развивать его. В-третьих, укрепите уверенность в себе и разовьете свои лидерские навыки.

И главное – программа всесторонне полезна для вашего здоровья. У вас увеличится объем легких, вам станет буквально легче дышать, укрепятся незримые внутренние мышцы торса, облагородится и распрямится осанка. Готовы заняться тренировкой голоса для пения и улучшить свою жизнь? Тогда приступим!

Простая тренировка для новичков


  • Начните с главной распевки – «». Сопровождайте каждый звук вашего голоса нажатием клавиши на фортепиано, старайтесь сымитировать ноту правильно. Закончив, повторите ноты в обратном направлении, начиная с завершающей «до ». Постепенно вы сможете повторять эту распевку по нескольку раз в обоих направлениях без остановки и передышки;
  • Следующая распевка звучит так: «до, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, до ». Ноту «соль » завершите звуком «я», чтобы переход был плавным. Кстати, плавные переходы, называемые среди профессионалов «легато », должен стать вашим негласным правилом в корректной тренировке вокала;
  • Пропойте стандартную комбинацию «до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до » с плотно сомкнутыми губами. Когда закрыт рот, происходит мощное укрепление связок и становление артикуляции;
  • А теперь попробуйте широко раскрыть рот и пропеть комбинацию протяжным звуком «ааа ». Произносим те звуки, которые указаны выше. Рот стоит открывать на максимальную ширину, при которой вам комфортно петь. Это правило распространяется и на пении гласных в готовой композиции. Проследите за манерой исполнения любимых певцов, и убедитесь в этом сами!;
  • Когда вы произносите ступенчатые ноты, помогайте себе рукой. Просто протяните ее перед собой и двигайте вверх или вниз в зависимости от высоты исполняемой ноты.

В вашем теле существуют грудные, головные и центральные резонаторы. К первой категории относятся легкие, бронхи и трахея, ко второй – ротовая полость и носоглотка, к третьей – гортань. Всеобъемлющая проблема начинающих исполнителей заключается в активном использовании только головных резонаторов.

Притом реальная необходимость их активного одностороннего применения практически не встречается в композициях. Старайтесь петь «глубоко» , задействовав грудину. Говорите и пойте на центре голоса, а не на его видимой поверхности!

«Дрессировать » сильный голос можно громкой речью и распевкой. Тональность увеличивается путем приведенного выше способа. Именно тональность отвечает за богатство и красоту голоса у вокалиста. Но, к сожалению, возможно лишь приблизить голос к ее природным границам.

Увы, не всем дано легко и непринужденно «брать » ноты четвертой октавы, как легендарному Фредди Меркьюри. Поэтому, когда вы сами зафиксируете свой предел, стоит работать именно на его развитие, и не пытаться прыгнуть выше головы.

Как правильно тренировать голос для красивого пения?


  • Всегда приподнимайте и закругляйте верхнее небо для объемности звука;
  • Используйте равное количество воздуха, как для громких, так и для тихих звуков;
  • Отдавайте предпочтение тем песням, которые соответствуют вашему природному диапазону. В первичной программе для тренировки голоса не стоит замахиваться на оперу;
  • Песни для постановки и тренировки голоса должны быть для вас комфортными. Выберите другую композицию, если на своей любимой вы откровенно «не дотягиваете », сипите и срываетесь;
  • Не забывайте отражать эмоциональную сторону композиции на своем лице, не стойте, как каменная скульптура;
  • При исполнении композиции никогда не выдыхайте воздух носом! Представьте, как такой процесс будет звучать, если у вашего рта находится микрофон!;
  • Четко произносите и гласные, и согласные. Можно акцентировать отдельные слова;
  • Занимаясь вокалом, старайтесь пить больше воды.