Чего нужно сделать чтобы ребенок. Что делать, чтобы ребёнок слушался? Две важные детские потребности. Развлечение - это личное дело детей

Для многих семей вопроса «Как зачать ребенка?» вообще не существует. Но есть такие пары, для которых наступление беременности становится острой проблемой.

Не стоит сильно переживать по этому поводу! Просто необходимо внимательно изучить этот процесс, основательно к нему подготовиться и придерживаться некоторых простых правил.

Как происходит процесс зачатия?

Во время половой близости в женское влагалище изливается 3-5 мл спермы, содержащей от 300 до 500 млн. сперматозоидов. Самые сильные сперматозоиды начинают добираться до яйцеклетки. Они должны преодолеть путь через полость матки, чтобы проникнуть в маточную трубу.

На это сперматозоидам отводится 2-2,5 часа. В маточной трубе они могут находиться от 2 до 7 суток. Одно семя может не преодолеть все препятствия на пути к яйцеклетке, поэтому в атаку устремляются от 100 до 350 000 сперматозоидов, но лишь одному из них удается попасть в яйцеклетку!

Когда встретятся мужской сперматозоид и женская яйцеклетка, произойдет оплодотворение. Затем, в течение последующих 12 часов образуется эмбрион, состоящий всего из одной клетки. Его называют зиготой.

Зародившийся эмбрион начинает свой путь по маточной трубе на свое место, в матку. Пока зигота продвигается, проистекает деление его клеток. Уже на 11-12-й день после соединения двух клеток, эмбрион прикрепляется к мягкому слою матки и начинает развиваться.

Как правильно подготовиться к беременности?

Чтобы увеличить шансы на зачатие, необходимо соблюсти несколько простых правил.

Осмотр врача

Осмотр специалиста предполагает прохождение обследования будущей мамы или обоих супругов. Врач даст полезные рекомендации, касающиеся вашего здоровья и здоровья будущего ребенка. Например, вы узнаете, какие витамины надо пить, чтобы малыш родился здоровым, а вы остались крепкой и сильной.

Здоровый образ жизни

Принципы ЗОЖ для будущей матери

Чтобы правильно зачать ребенка, женщине, которая планирует в скором времени забеременеть, необходимо вести ЗОЖ.

Что входит в это понятие?

Сбалансированное питание

Правильное питание с употреблением достаточного количества фруктов, творога, овощей, мяса, рыбы. Организм будущей мамы должен получать все необходимые витамины, полезные вещества, причем, без злоупотребления.

Умеренные физические нагрузки

Систематические занятия физкультурой, ходьбой или фитнесом.

Полный отказ от курения, употребления спиртных напитков

У курящих женщин и мужчин меньше шансов обзавестись здоровым потомством. Алкогольная зависимость способствует рождению больного ребенка, отстающего в умственном развитии, возможны и другие патологии. Стоит ли рисковать нормальным развитием своего малыша.

ЗОЖ для будущего отца

Мужчины тоже должны соблюдать ряд условий, чтобы сохранить свои репродуктивные качества:

  • отказаться от облегающей одежды (не носить слишком тесные плавки и джинсы);
  • реже посещать сауну и носить одежду по сезону, чтобы не перегреваться. Перегрев яичек уменьшает выброс нормального семени,
  • убрать мобильный телефон из карманов брюк.

Диета

Речь не идет о голодании. Голодание вообще противопоказано. Необходимо сбросить лишний вес, мешающий наступлению беременности. Сильная худоба тоже не приведет к желаемому результату. Поэтому, сбалансированное питание - это лучший путь к зачатию здорового ребенка.

Женщина должна разделить свой рацион на 6 приемов пищи, значит, есть надо 6 раз в сутки, большая часть меню должна составлять овощи и фрукты. Не стоит забывать, что некоторые фрукты и ягоды, например цитрусовые, земляника могут вызывать аллергию.

Условия, необходимые для наступления зачатия

Хорошо, если каждая женщина наблюдает за своим месячным циклом, знает подходящие дни для зачатия малыша, то есть фазу овуляции.

Овуляция

Чем характеризуется фаза овуляции?

Во-первых, влагалищные выделения становятся прозрачными, вязкими, более обильными. Иногда можно заметить кровяные нити.

Во-вторых, при созревании фолликулы появляются незначительные боли внизу живота.

В-третьих, у женщины обостряется половое влечение, так как организм показывает, что он готов к оплодотворению.

Когда наступает овуляция?

Чаще всего на 12- 14 день после начала менструального цикла. Каждой женщине надо знать, что период, наиболее вероятный для оплодотворения, длится всего 6 дней: 5 перед выходом яйцеклетки и 1 после него.

Этот процесс происходит примерно в середине цикла. Его можно установить путем измерения так называемой базальной температуры. После выхода яйцеклетки температура поднимается на 0,2-0,4 градуса.

Как измерить базальную температуру?

Измерять температуру следует в одно и то же время при помощи введения градусника в прямую кишку примерно на 5 см.

В процессе ведения измерений необходимо соблюсти следующие условия:

  • измерять температуру надо утром, даже не поднимаясь с постели;
  • держать градусник необходимо 6-7 минут;
  • обязательно записывать показания в тетрадь.

Если вести график изменения такой температуры, то можно высчитать самые благоприятные дни для наступления беременности.

Прекращение использования контрацептивов

Если вы готовы к рождению сына или дочки, то следует прекратить применять противозачаточные средства. У ряда женщин беременность может не наступать в течение трех-четырех месяцев после отказа от предохраняющих средств, однако это считается вариантом нормы.

Более того, после избавления от внутриматочных спиралей надо 2-3 месяца воздержаться от планирования беременности, чтобы восстановились матка и маточные трубы. Это даст возможность снизить риск выкидыша.

Прекращение поиска идеального положения во время полового акта

Стоит ли придумывать особенные позы, чтобы быстро зачать ребенка? Как показывает практика, ни одна не действует на 100 процентов. Просто расслабляйтесь и получайте удовольствие.

Отдых после близости

После полового акта не надо сразу бежать в душ, то есть принимать вертикальное положение. Ведите себя правильно: полежите спокойно минут тридцать. Многие советуют приподнять ноги вверх. Это ничего не даст. Просто полежите спокойно, тогда сперма точно попадет в шейку матки.

Дозированность половых актов

Близость без перерыва в период овуляции вредна. При излишней близости можно значительно снизить шанс забеременеть. Почему? Все дело в том, чем больше мужчина делает семяизвержений, тем каждые последующие сперматозоиды теряют свои зачаточные качества.

Для успешного зачатия достаточно заниматься сексом один раз в день и не более 3 раз в неделю.

Отсутствие стрессов

Сохранение спокойствия, как одно из условий зачать здорового ребенка. Стресс незаметно, но уверенно убивает человека. Поэтому, чтобы родить здорового ребенка следует избегать даже самых незначительных стрессов.

Как реагирует на стресс организм женщины? Даже самая пустяковая стрессовая ситуация может помешать фолликуле выпустить яйцеклетку для оплодотворения. А мужчина во время стресса вообще не сможет осуществить половой акт, значит, пара снова будет ждать следующего месяца.

Выбор оптимального времени дня и сезона года

Время в течение суток также может оказать влияние на успешное оплодотворение. Считается, что у пар, которые предаются занятиям любовью после обеда, примерно в 17-00 часов, больше шансов забеременеть, так как в этот период суток «хвостатые живчики» особенно подвижны.

Чтобы все получилось, необходимо выбрать правильный сезон для зачатия. Считается, что начало осени - самое время задуматься о потомстве. Дело в том, что зимой при коротком световом дне, а также летом, в самые жаркие месяцы, овуляция у некоторых дам просто может не происходить.

Что делать, если быстро забеременеть не получается?

Не паниковать!

Если не получается забеременеть с первого раза - это не повод отчаиваться и много думать об этой проблеме. Мысли о беременности становятся настолько навязчивыми, что это переходит в затяжной стресс и становится настоящим препятствием к достижению такой желанной цели.

По наблюдениям специалистов, беременность может не состояться у здоровых пар в течение нескольких месяцев и до года. И только, по истечение года попыток потенциальных родителей начинают проверять на наличие бесплодия.

Сменить положение для близости

Есть мнение, что поза женщины «сверху» может помешать оплодотворению. Можно попробовать сменить ее на более традиционую «миссионерскую» позицию.

Также, следует помнить, что будущей маме очень важно испытывать оргазм. Во время оргазма шейка матки сильно сокращается, и сперма оказывается втянутой в матку.

Съездить в отпуск

Что еще можно сделать, в случае, если зачатие удается с первого раза? Лучшим вариантом будет: расслабиться и снять эмоциональное напряжение, например, съездить в отпуск.

В дополнение к этому, можно воспользоваться рецептами народной медицины, например, попить боровую матку или шалфей (после консультации с врачом).

Минимизируйте контакты с бытовой химией и снизьте дозировку лекарств

Пропейте курс фолиевой кислоты и поливитаминов

Важность фолиевой кислоты для плода

Планируя беременность, необходимо уделить внимание важнейшему компоненту - фолиевой кислоте. Достаточно принять в день до 400 мкг фолиевой кислоты, чтобы уменьшить возможность появления потомства с изъянами позвоночника, дефектами нервной системы.

Фолиевую кислоту содержит свежая зелень, овощи, есть она в орехах, семечках, отрубях. Также ее можно купить в аптеке в синтезированном виде.

Влияние ряда витаминов на зачатие и здоровье будущего крохи

Помимо этого, для успешного зачатия крайне важны витамины С, Е и йод. Нехватка йода может повлиять на нормальное функционирование щитовидной железы. У женщин, щитовидка которых имеет пониженную функцию, процесс овуляции происходит крайне редко.

Кроме этого, дефицит йода может плохо отразиться на интеллектуальном развитии малыша. Чтобы будущий человечек родился здоровым, необходимо за 2-3 месяца до планирования беременности принимать поливитамины, рекомендуемые врачом.

Мы часто слышим от родителей: «Моему ребенку еда совершенно неинтересна, в него невозможно ничего запихнуть!» Так вот вам десяток практичных советов на случай «запихивания»

1. Питание ребенка должно быть разнообразным, детям достаточно быстро надоедают даже недавно любимые блюда. В таких случаях просто исключите надоевшую еду и введите новую - аппетит не заставит себя ждать. Ведь мы часто убираем на дальнюю полку игрушки, которыми малыш уже не интересуется. Пройдет время, наскучат другие мишки и кубики, и те, с полки, снова станут самыми любимыми.

2. Не бойтесь использовать пряности, травы, специи и экзотические продукты в детских блюдах. Чем раньше дети научатся понимать и различать вкус продуктов, тем более они будут по-хорошему разборчивы в еде потом.

3. Измените режим кормления ребенка в жаркие дни. В полдень предложите ему не обед, а второй завтрак (например, кефир, творог, легкую кашу, фрукты, разведенный сок), а после сна достаточно проголодавшийся малыш легко справится с теми блюдами, которые вы приготовили ему на обед.

4. Не заставляйте ребенка есть, когда он болен, нервничает или расстроен.

5. Не сажайте ребенка за стол сразу после активной игры. И уж конечно не пытайтесь кормить бегающего по квартире малыша: такая гонка ни к чему хорошему не приведет. Более того, она может быть опасна: едой можно запросто подавиться.

6. Не разделяйте еду на «хорошую» и «плохую». Вместо этого найдите связь между едой и тем, что важно для вашего ребенка, например внешним видом.

7. Поощряйте здоровый выбор. Хвалите детей за то, что они предпочитают правильную пищу. Ненавязчиво заменяйте вредные чипсы на запеченные в духовке картофельные палочки или домашние мюсли. То есть всегда имейте под рукой полезный перекус вместо сладостей.

8. Никогда не используйте еду в качестве вознаграждения. Это может создать проблемы лишнего веса в более поздние годы. Вместо этого поощряйте детей чем-то, требующим от вас обоих активности - прогулкой в парке или игрой на свежем воздухе. В нашем мире занятых родителей такой совместный досуг часто сам по себе большой подарок для ребенка.

9. Давайте детям еду с собой в школу в красивых пластиковых боксах и ни в коем случае не в полиэтилене. И только такую, которая не испортится в теплом помещении и не потеряет внешний вид после «испытаний портфелем».

10. Старайтесь не кормить ребенка вчерашней едой. Она значительно менее аппетитная и полезная, чем с пылу с жару. А чтобы сэкономить время и силы, замораживайте бульоны, зелень, овощи и фрукты, в том числе в виде пюре.

Еда может быть неинтересна потому, что появляется неизвестно откуда. Если вовлечь малыша (да что там малыша, иногда и тинейджера тоже неплохо бы вовлечь) в сам процесс приготовления еды, ситуация может в корне измениться. Что-то мы не припомним ребенка, который отказался бы попробовать приготовленное им самим блюдо.

Главное в совместном приготовлении - не бояться (это мы про родителей). Даже самый маленький ребенок не порежется острым ножом, если показать ему, как правильно держать опасный инструмент, и не хлопать над ним крыльями, пока он режет. Да, есть однозначно опасные вещи: раскаленное масло, большая кастрюля с кипящей водой - все это, конечно, не для малышей. А взрослых детей учите технике безопасности - и с ними тоже будет все в порядке.

В этой книге собраны мои ответы на многочисленные вопросы родителей. Вопросы задавались в разное время и на разных встречах: в детских садах и школах, на презентациях книг, в свободном эфире на радиостанции «Детское радио», в беседах с журналистами (большинство из которых сами были родителями).

В целом получился текст, отличный от обычной книги. В нем присутствует дух живого общения с каждым родителем, задававшим вопрос. И в каждом вопросе проступают специфические условия жизни семьи, черты характера родителей, возраст ребенка и т. д.

Можно видеть, что многие вопросы повторяются, хотя в различных формах. Обычно, узнав о похожей трудности, родители испытывают некоторое облегчение: «оказывается, мы не одни такие!», «значит, это нормально!». И действительно, вполне «нормально», что ребенок с некоторого возраста и в некоторых условиях проявляет упрямство и своеволие, так называемую лень и нежелание учиться. Стоит чаще вспоминать замечательное высказывание: «Нежелательное поведение ребенка есть нормальная реакция на ненормальные условия жизни !».

Задавая вопросы, родители часто хотят получить конкретные рекомендации. Там, где это возможно, я делюсь своим мнением, но избегаю прямых советов. Как показывает практика, люди редко следуют советам. Во-первых, потому, что не знают, «как же все-таки это делать…», но больше потому, что прямой совет: «сделай так-то» или «скажи то-то» – просто не работает. Мы имеем дело с самым сложным творением природы – психикой человека, и все улучшения в ребенке и в отношениях с ним бывают результатом не какого-то одного «удачного» действия или слова, а процесса изменения «привычного» порядка в семье, стиля отношений и условий жизни, которые породили эту проблему.

Поэтому в своих ответах я выбираю несколько путей. Во-первых, делюсь знаниями и открытиями в области психологии общения и развития ребенка. Во-вторых, высказываю предположения о возможных причинах проблемы или трудной ситуации и приглашаю родителя подумать вместе. В-третьих, напоминаю и показываю иной образ действий родителя – шаги и пути , которые в конечном счете (не надо надеяться, что сразу) приведут к гармоничным, доверительным отношениям с ребенком. Наконец, с удовольствием привожу успешный опыт других родителей, зная, что такой опыт бывает гораздо более убедительным, чем мнения многих специалистов.

Все вопросы и ответы мы собрали в три основные части («Эмоции ребенка», «Занятия, интересы, развитие», «Семья, общение, воспитание»). Конечно, деление на эти части очень условное. В каждой из них повторяются глобальные темы – поведение ребенка, переживания родителя, культура общения, стили отношений, – однако разные контексты расширяют круг фактов, высвечивают новые стороны проблем и таким образом помогают лучше во всем разобраться.

Большинство ответов на публичных встречах неизбежно были краткими, хотя некоторые из них я доработала и расширила для этого издания.

Наконец, в отдельных местах я отсылаю к материалу моих книг1
Общаться с ребенком. Как? М., 1995–2012; Продолжаем общаться с ребенком. Так? М., 2008–2012.

И различных детских воспоминаний2
Как быть ребенком? Хрестоматия для родителей. М., 2011.

Где можно найти более подробные разъяснения.

Часть первая
Эмоции ребенка

Общение
Как общаться с детьми, которые еще не умеют говорить?

Анна (сыну 1 год):

«Я, конечно, прочитала книгу “Общаться с ребенком. Как?”, но моему ребенку всего год, и я не понимаю, как можно с ним общаться, используя принципы, изложенные в книге».


Большая иллюзия, что не надо говорить с ребенком, который еще не говорит.



Дети очень рано начинают понимать речь: «гулять», «мячик», «сапожки». С ними нужно разговаривать – так же, как с любым говорящим. Например, другой ребенок отобрал у годовалого малыша игрушку – скажите ему:

– Он тебя обидел… тебе хочется, чтобы я тебя пожалела.


У меня был опыт общения с одной женщиной. Ее сыну было полтора года. Он не подчинялся никаким правилам. Якобы потому, что он плохо ел, еду в него впихивали. Но когда за стол садилась бабушка, он тут же карабкался к ней на колени и залезал в ее тарелку руками. Если ему было что-то нужно, он громко кричал и дрался. Если кричал слишком настойчиво, на него тоже кричали и запирали в туалете. Я спросила мать:

– Почему ты с ним не разговариваешь, ничего не объясняешь словами?

И она ответила:

– А что с ним разговаривать, он ведь сам еще не умеет говорить!..

А ведь многие матери беседуют со своими грудными детьми:


– Ты плачешь, наверное, ты хочешь есть.

– Ах, ты не хочешь есть, ты, наверно, мокренький.

– Ах, ты сухой, может быть, у тебя животик болит, дай я возьму тебя на ручки…


В свое время я изучала природу музыкального слуха. И примерно тогда же у меня рождались дочки. Я знала, что слух развивается, когда ребенок пробует петь. И экспериментировала с дочками, начиная с их трех-четырехмесячного возраста. На той же ноте, с той же громкостью я подстраивалась под их звуки и даже под недовольное хныканье. Они замолкали, слушали. И потом сами начинали подстраиваться. Потом мы вместе «пели». Это, конечно, общение, причем очень эмоциональное. Я меняю звук, и она подстраивается. Она меняет – я подстраиваюсь. Получается звуковой диалог. Она знает, что ее слышат. А когда недовольна, разделяют голосом ее переживание. А не так: «Хватит реветь!» – и ребенок обижается.

У малышей и чувство юмора есть. Ведь вы, наверно, замечали, как лукаво малыш смотрит, когда выкидывает из кроватки игрушки. Ты их поднимаешь – он снова бросает. Так он с вами общается, играет.

Ревность

Валентина (сыну 3 года, дочери 6 месяцев):

«Я старалась подготовить сына к рождению дочери, но он все равно ревнует, однажды даже расцарапал ей лицо. Как привить любовь одного ребенка к другому?»


Давайте сначала вспомним о ревности взрослых. Всем родителям наверняка знакомо это чувство. А у ребенка оно может быть еще сильнее, потому что не сдерживается сознанием или пониманием.

Лучше всего поговорить с ним о том, что он чувствует. И при этом не осуждать, не критиковать его, а сначала назвать это чувство, оно ведь очень естественное. Дальше – уделять старшему ребенку много внимания. Важно понять, что он оказался в очень тяжелой ситуации. Внимание его родителей ушло, переключилось на маленького. Представьте, что он как будто чуть-чуть болен и нуждается в усиленной заботе.

Мудрые родители находят способы избежать детской ревности. Одна молодая мама сделала так, что старшая дочка и после рождения брата была «главной». Малыш, как она рассказывала, «просто все время болтался подмышкой», а с дочерью она гуляла и играла по-прежнему, и еще общалась с ней как с помощницей. Девочке нравилось помогать маме, и скоро она очень привязалась к братику.


Мария (сыновьям 5 лет и 1,5 года):

«Что делать, если все мое внимание достается младшему ребенку? Я все время думаю только о младшем и вижу, как страдает старший».

Часто бывает, что старший ребенок отходит у мамы на второй план. И ей совестно, что все выглядит так, будто она питает к младшему более сильные чувства. Что можно посоветовать маме в этой ситуации? Быть честной с самой собой и с ребенком. Ведь с ним можно об этом поговорить:


– Знаешь, мне сейчас трудно уделять тебе столько же времени, как раньше, и как я бы очень хотела. Я тоже скучаю по тем временам. Маленький забирает мое внимание, и ты, наверное, это чувствуешь. Но у нас по-прежнему есть дела и занятия только наши с тобой.

ВАЖНО ПРИДУМАТЬ ТАКИЕ СОВМЕСТНЫЕ ДЕЛА, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЗНАЛ: КАЖДЫЙ ДЕНЬ МАМА ПОСВЯТИТ ЕМУ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ.

Борьба за внимание

Наталья (дочке 4 года, сыну 5 лет):

«Иногда мои дети не могут поделить маму. Когда я возвращаюсь домой, они хотят меня разорвать на части. Каждый, желая обратить как можно больше моего внимания на себя, находит повод поплакать, покапризничать. Я понимаю, что? кроется за таким поведением, но почему-то с папой они выражают свои эмоции иначе, и такой ситуации не возникает».


Между прочим, стоило бы присмотреться: а что делает папа такое, что с ним все по-другому? Может быть, мама очень быстро и остро реагирует на капризы и другие способы привлечь ее внимание?

Возможно, детям не хватает индивидуального внимания. И тогда очень хорошо оставить с кем-то одного ребенка и пообщаться с другим, а потом наоборот.

У моей знакомой американки было пятеро детей. Когда дети доросли до школьного возраста, она на время ланча приезжала в школу, брала одного ребенка и посвящала все время ланча – два часа – только ему. Так она напитывала своих детей индивидуальным вниманием.

Как поделить игрушку?

Екатерина (дочкам 3 и 1,5 года):

«Иногда бывает так, что им обеим хочется поиграть в одну и ту же игрушку. Как тут быть? Младшую обижать не хочется, но и со старшей несправедливо получится, если убедить ее уступить».

С маленькой, конечно, особенно не поговоришь. Поскольку она много не поймет, можно поговорить со старшей. Например, так:


– Я знаю, ты не хочешь отдавать ей игрушку, это твоя игрушка, и несправедливо у тебя ее отбирать. Наверное, она тоже думает, что несправедливо, что ей не дают. Поэтому давай что-нибудь придумаем. Например, можно сделать так. Игрушечка где-то полежит отдельно – ей больно, когда ее тянут в разные стороны. Потом отвлечем маленькую, и ты поиграешь. А потом дашь поиграть ей.



Можно придумать и другие варианты такого разговора. Главное – постараться не ущемлять «права» и чувство справедливости старшей, настаивая, что она должна уступить, потому что «большая».

Мой ребенок ревнует к отцу

Елена (сыну 2 года 4 месяца):

«В отсутствие папы мы с сыном хорошо общаемся, но когда папа приходит с работы, он кидается в меня игрушками, кричит: мама, уходи! На мои и мужа слова не реагирует. С мужем у нас хорошие отношения. Как нам быть?»

На грубые выходки детей, неважно, по какому поводу они случаются, нужно обязательно сразу реагировать. Во-первых, сказать:

– Ты хочешь маму ударить! Это нельзя! Мне не нравится, когда дети так делают!

Потом можно добавить:

– Тебе что-то не нравится. Тебе сейчас трудно! Скажи, что тебе трудно. (Послушать).



Хорошо, если и папа скажет:

– Мне тоже не нравится, когда дети так себя ведут! – И немного отстранится от него.

Для ребенка станет очевидно, что при таком поведении внимания папы он не получит.

Чувствительность
Никакого сочувствия

Анна (дочке 8 лет):

«Вечером у меня разболелась голова. Дочь спросила, почему я такая грустная. Услышав ответ, она кивнула: «А-а-а. А ты мне почитаешь?» Меня неприятно удивила такая реакция. Ведь ребенок не проявил сочувствия».


Здесь хочется сказать три вещи. Первое – не у всех детей одинаково развита способность к сочувствию. Есть такие дети, которые заботятся о животных, тревожатся о родных – маме, бабушке, – а есть такие, которые больше сконцентрированы на своих интересах. Различия по этому свойству я описала в своей книге о характерах3
У нас разные характеры… Как быть? М., 2012.

Возможно, что ваша дочка относится к детям второго типа.

Второе. В какой-то мере она проявила к вам сочувствие. Она не стала настаивать: «Нет, почитай, ну почитай, ну мам!» . Она заметила, что вы грустная, и спросила вас. И затем не стала настаивать. Это уже в каком-то смысле со-чувствие.

Наконец, третье. Стоит ли от ребенка ждать такого же сочувствия, как от взрослого? Близкий взрослый может найти для вас таблетку, уложить, сделать массаж. Ребенку свойственна здоровая эгоцентричность. Он расстроен тем, что у вас болит голова, что вы грустная. И он расстроен, что у него не будет сказки. Получается, вы обе были расстроены. И почему его расстройство «ценится» меньше вашего – не совсем понятно.



Есть юмористическое высказывание: «Эгоист – это тот, кто любит себя больше, чем меня». Не ждут ли иногда мамы, чтобы ребенок любил больше их, а не себя?

Мама, мне жалко колобка!

Полина (сыну 11 лет):

«Мой сын очень чувствительный, весь в меня. Когда мы смотрим фильм с грустным концом, оба плачем. Прежде чем прочесть новую книгу, сын спрашивает: а она хорошо заканчивается? С одной стороны, хочется оградить его от переживаний, но с другой – ведь это жизнь, ему нужно уметь справляться с трудностями, переживать потери».

Это как раз пример ребенка с повышенной чувствительностью. При тонкой чувствительности часто бывает склонность к творчеству, и, возможно, мальчик одарен.

С другой стороны, тонкокожего ребенка от мира не спрячешь, и его нужно знакомить с трудными ситуациями, помогая их переживать. Важно научить его видеть разные стороны неприятностей, в том числе положительные. Не все плохо, что плохо. «Плохое» может закалять характер, придавать новые силы.

Есть замечательная книжка Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» о мальчике, который лишился возможности ходить и смог героически преодолеть свое горе. Ваш одиннадцатилетний сын вполне может эту книжку почитать, и с большой пользой.

Страхи
Почему дети любят, когда их пугают?

Детям подчас не хватает сильных эмоций. Они интуитивно чувствуют, что должны научиться преодолевать свои страхи. Поэтому они и играют в «страшное». Вспомните эти истории про черную-черную комнату или страшную руку, которые рассказываются в детских компаниях. Дети нагнетают страх, чтобы пережить его в полной мере и «выжить», его преодолев. Когда дома их чрезмерно ограждают, они ищут «приключений» втайне от родителей – залезают в заброшенные дома, на чердаки или подвалы, в деревне отправляются на кладбища. Об этом ярко написала М. Осорина в своей книге4
Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2011.

Если страх сильнее

Марина (дочке 5 лет):

«У моей дочери с молочными зубами беда. Но она не переносит стоматологов! Мне приходится удерживать ее в кресле насильно. Она визжит, извивается. Не у каждого врача хватит нервов такое выдержать. К тому же она может пораниться. Что делать?»


У напуганного ребенка, пережившего сильный страх или ужас, огромная энергия сопротивления. Эмоциональные травмы преодолимы с помощью специальных техник. Пример одной из таких техник описан в книжке американского психолога, который применил ее к своей четырехлетней дочке. Смысл этого приема состоит в том, что существо, которого ребенок боится, обыгрывается с помощью фантазии самого ребенка.



Вот его история.

Девочка, уложенная спать, закричала, что в ее комнате страшное чудище! Вошедший отец осмотрел все углы, заглянул в шкаф, под кровать и заметил, что он не видит никакого чудища.


– Потому что оно мое, ты его не можешь видеть, – ответила девочка.

– А-а, твое! Значит, ты его хозяйка и можешь сделать с ним все что хочешь! Сделай его маленьким… Сделала? Теперь раскрась его, чтобы оно стало красивым.

Девочка сделала чудище цветным, а потом, по предложению папы – пушистым:

– Ой, он такой хорошенький! – воскликнула девочка. – Я положу его себе под – одеяло!

На следующий день вся семья отправилась на машине в магазин, и на обратном пути девочка всполошилась:

– Ой, я забыла в магазине своего чудика!

На что ее шестилетний брат, вполне понявший важность всего замысла, заметил:

– Все в порядке, Джессика, он у меня в кармане!


Знакомые стоматологи советуют, во-первых, найти врача, который умеет общаться с детьми. Приходить к нему в гости, сидеть в кресле – просто так, чтобы ребенок привык к обстановке, к необычным запахам. И уже наладив контакт, переходить к процедурам:


– А теперь давай подуем туда пахучим ветром, чтобы выгнать червячка.

ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТО ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ СО СТОМАТОЛОГОМ – РЕШАЮЩИЕ НА ВСЕ ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВРЕМЯ.

Смерть, горе
Что говорить детям, когда в семье горе?

«У подруги умер муж. Ее сыну 3,5 года. Он постоянно спрашивает про папу. Ему говорят, что папа на работе в другой стране, что там нет телефона, но он очень скучает и любит малыша. Она думает сказать правду, когда ему будет лет шесть. Но правильно ли обманывать?»


На мой взгляд, неправильно. Я думаю, что в шесть лет ребенок не легче перенесет трагическое известие, чем в три года. В более сознательном возрасте его реакция только ухудшится. У него будет еще другое переживание: папа умер, а его обманули. Дети очень обижаются, когда их обманывают.



В обществе существуют культурные традиции, мифы, религиозные представления. Например, объяснение, что папа теперь на небе, будет воспринято ребенком трех лет, да и более старшим, с верой, что это действительно так.


– Папа смотрит, тебя любит и радуется твоим успехам.

Могут ли дети присутствовать на похоронах?

Это вопрос очень трудный, и каждая семья решает его самостоятельно. Мне кажется, что ребенку можно дать возможность попрощаться. Не стоит, наверное, включать его в долгие процедуры с траурной музыкой, рыданиями. Это ему не надо. А просто дать попрощаться с усопшим.

У Льва Толстого в повести «Детство. Отрочество. Юность» есть незабываемая сцена прощания Николеньки с матерью.

«Я стал на стул, чтобы рассмотреть ее лицо. Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу. Я не спускал с него глаз, а воображение рисовало мне картины, цветущие жизнью и счастьем. Я забывал, что мертвое тело, которое лежало предо мною, и на которое я бессмысленно смотрел, как на предмет, не имеющий ничего общего с моими воспоминаниями, была она… На время я потерял сознание своего существования и испытывал какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение.

Вспоминая теперь свои впечатления, я нахожу, что только одна эта минута самозабвения была настоящим горем.

Я не переставал плакать и был грустен, но мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней всегда примешивалось какое-нибудь самолюбивое чувство: то желание показать, что я огорчен больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на других, то бесцельное любопытство… Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна».


Важно ощущение, что ты попрощался. А не просто: был человек – и его нет. Наверное, многие помнят фото, которое облетело весь мир: трехлетний Джон Кеннеди Младший отдает честь перед гробом своего отца. Так закладывается переживание значимости жизни и смерти человека до всякого полного осознания.

В других трудных случаях: развода или тяжелой болезни, когда ребенок естественным образом включен в переживания семьи, с ним обязательно нужно беседовать. Не отворачиваться и не прятать эмоции. Когда взрослые вместо этого говорят: «я просто устал», «плохо спал», «все нормально», у ребенка растет чувство тревоги. Его обмануть невозможно.

Дети переживают по-другому

Родителям иногда может показаться, что дети бесчувственны. Ребенку сообщили о смерти дедушки, он говорит: а, понятно, – и идет играть. Безусловно, дети понимают уход человека из жизни совсем иначе, чем взрослые. И чем младше ребенок, тем больше по-своему. Это совсем не значит, что они бесчувственные, они просто не могут охватить значение этого события. Им очень грустно, что дедушка был – и теперь не придет никогда. Слово «никогда» их пугает так же, как нас. Естественно, что иногда это доходит до них в какой-то другой форме. Ребенок вспоминает дедушку, как ему было с ним хорошо, воспринимает потерю с эгоцентрическим оттенком. Не столько жалко дедушку, сколько себя, что больше нельзя сидеть на его коленях и слушать сказки.

Мой дедушка умер, когда мне было шесть лет. Он жил отдельно. Мне сообщил об этом двоюродный брат, тоже шести лет, приехавший со своими родителями.

– А наш дедушка умер, – сказал он с улыбкой.

Меня улыбка озадачила, но нисколько не удивила – мой брат был веселый и беспечный ребенок.

Дети видят, что взрослые заняты какими-то необычными делами, разговорами, приготовлениями. Происходит что-то, сильно выходящее за рамки обычной жизни. Это их занимает, им любопытно, хотя немного жутковато. Они начинают смотреть вокруг, огорчаются от того, что кто-то плачет, интересуются тем, что сейчас будет, что такое похороны и т. д.

Думаю, у многих родителей есть свои детские воспоминания первых встреч с тяжелым событием и горем. И вы можете использовать этот опыт, чтобы понять, что происходит в душе вашего ребенка.

Как рассказать?

Все зависит от того, как детям это подать. Сказать, на мой взгляд, надо спокойно, с очень большим уважением к ушедшему человеку и к масштабу события. А не просто: ты не плачь, не расстраивайся, все пройдет. Рождение и смерть – это величайшие события. Это тебе не съел – или не съел конфету, надел теплый шарф или не надел. Передавать нужно с адекватной тональностью. Нужно по возможности подключать сознание ребенка, хотя это не значит, что ему надо стараться передать весь смысл смерти, который и взрослым трудно постичь. Важно посвятить его в общие переживания:


– Знаешь, мама очень любила дедушку, теперь его нет с нами, и мы собираемся сегодня в память о нем.

— ред.

Поведение ребенка совершенно нормально и естественно ДЛЯ РЕБЕНКА и ее возраста. Тут не нужно ничего исправлять и ни с чем справляться. Нужно просто перетерпеть и переждать пока ребенок вырастет.

Разве вас возмущало, когда дочь была маленькой и плакала, когда хотела есть? Вы злились на нее? Били за это? Нет. Что изменилось? Она стала говорить. Как правило, как только ребенок начинает разговаривать, мы теряем к нему безусловную любовь. И начинается: хорошо себя ведешь — люблю, «неправильно» — наказываю. Как правило, самые психически устойчивые и доброжелательные дети те, которые поздно начали говорить. Не потому что сами они какие-то особенные, а потому что родители не ждут от них «понимания» своих объяснений и нотаций.

То, что ребенок начал говорить, совершенно не означает, что он стал взрослым и с ним можно «говорить на равных».

Это все от неопытности. Когда ребенок перестанет быть первым, а будет вторым, третьим и так далее все станет легко. С ребенком работать не нужно, нужно поработать с собой. Проблема тут только в неправильном родительском поведении, завышенных ожиданиях и недостаточной внимательности к ребенку. Вы просто не научились пока общаться с ребенком как с ребенком, не понимаете, что она еще МАЛА. Вы говорите с ней, как со взрослой, пытаетесь ей ОБЪЯСНИТЬ, а она видите ли все поняла, но НЕ ХОЧЕТ слушать.

Во-первых, она понимает по-своему, это вы не понимаете ее и не хотите понимать. С чего вот вы взяли, что синий шарик менее важен, чем опоздание в детский сад или на работу? Вы уважаете хоть чуть-чуть ее точку зрения? Пытаетесь понять ее детское горе, как ей тяжело без игрушки, сочувствуете, жалеете? Тогда как ребенок научиться сопереживать вашим взрослым проблемам: боязни опоздать на работу, в детский сад и так далее? Ведь ваши проблемы от нее намного дальше, а способности к эмпатии, возможности воображения, умение поставить себя на место другого намного ниже. Показывайте ей пример эмпатии, сопереживайте, поддерживайте и со временем она станет относиться также и к вашим проблемам.

Поймите одно: она НЕ ВЗРОСЛАЯ, она не «не хочет», она НЕ МОЖЕТ.

Просто не может отказаться от шарика, не может успокоиться. То, что ребенок разговаривает, еще не значит, что он вырос и способен к тем же волевым усилиям, что и взрослый. Нужно просто смирить свою взрослую гордыню, жалеть ребенка и перерасти это все, не сделав дочь запуганной неврастеничкой, истериком, не разрушить ее зону безопасности: когда самый близкий человек — МАТЬ — становится страшной и опасной.

Вы не можете контролировать такие ситуации, но вы можете их предотвращать. Присматриваться к ребенку, знать, когда он плохо себя чувствует, чем обеспокоен, какие игрушки у него любимые, от которых он не в силах отказаться и так далее. Не нужно ждать конфликта и истерики, нужно всегда быть начеку и предотвращать до того, как случится. Всегда проигрывайте с ребенком сценарий до того, как все случится и учите, когда и как поступать. Перед дверью магазина объясните, можно ли там будет что-то купить для нее, что именно и за какую сумму. Перед походом в гости объясните, какое ее поведение будет нежелательно и что если оно случится, то как вы поступите с ней, тогда ребенок не будет кататься на полу в истерике, не желая, чтобы его наказывали слишком ранним уходом домой и т.д.

Если вы войдете в конфликт, то разрулить его без последствий практически нереально.

Или вы задавите дочь насилием, или подорвете свой авторитет. Нужно предотвращать это. Вы взрослая, наблюдательная, смотрите за ребенком, переключайте его с плохого настроения. Видите обеспокоенный взгляд, когда уходить пора куда-то, начните разговор о новом парке развлечений, о любимом мультфильме, еще о чем-то, что ребенок с увлечением поддержит и забудет о своем беспокойстве.

Ситуация с синим шариком случалась и случается у всех, просто все по-разному из нее выходят.

С первой дочкой у меня также было как у вас. Сейчас я заранее «обезопасила» бы уход из дому. Пример: а) мы встаем всегда чуть раньше, чтобы обойтись без утренней поспешности, мало ли что: нужно будет одеть «другое, любимое» платье, найти игрушку, резко захочется досмотреть мультик или еще что,
б) непосредственно у двери, чтобы не торопить ребенка - «одевайся быстрее, что ты копаешься», всегда заводим примерно такой разговор: «А знаешь, какой я тебе сюрприз приготовила после садика?» и дальше идет игра по угадыванию, что там и как. Как правило, это простое что-то: скачали новый мультик (рассказываю кратко про кого, ребенок мечтает, как вернется и посмотрит). Рассказываю об игре, в которую мы поиграем: «В пиратов и поиск сокровищ». Обсуждаем, что оденем (как одеваются пираты), как нарисуем карту клада и т.д. и т.п.

Пока такая болтовня, ребенок уже оделся сам без отвлечений и вышел за двери и разговор продолжается в подъезде и до самой двери сада. Целуемся и расстаемся в ожидании встречи после садика довольные друг другом.

В общем, совет опытной мамы: не отстаивайте авторитет, просто контролируйте ребенка, направляйте его мысли в позитивное русло.

Он недолго будет маленьким. Скоро он станет старше и у него появятся силы и возможности вас слушаться. Вы не избалуете его, не уроните родительского авторитета, вы просто сохраните его психику и доверие к вам. Не бойтесь уступать ребенку почти во всем, пока он мал. Если уступить невозможно (к примеру, опасная ситуация, или он взял чужую вещь и не хочет с ней расставаться, или нет денег, нет возможности, времени), скажите ему как вам жаль, что вы не можете уступить его просьбе, и обязательно и обнимите и пожалейте, если он заплачет, не ругайте, успокойте, он имеет права плакать из-за несбывшейся мечты.

Через какое-то время его психика станет сильнее, он будет гораздо легче выходить из таких ситуаций, волевое усилие станет сильнее. Все выправится само, потому что выправлять собственно-то и нечего, кроме вашей собственной реакции. Это возрастное и проходит само собой. У ребенка есть желание вас слушаться, просто нет еще силенок, понимания, достаточного внимания, чтобы все ваши желания услышать. Если есть что-то, что реально хочется исправить, исправляйте ПО ОДНОМУ, вместе с ребенком придумав ритуал, в течение 3-4 недель, чтобы выработать устойчивую привычку и переключиться на другое.

К примеру, выбирайте игрушки, которые ребенок хочет взять в детский сад с вечера, заранее, придумайте место, куда вы их положите, чтобы не искать утром и т.д. и т.п. Случилась неожиданность, ребенок захотел еще что-то взять, взять другое вне плана — не пилите, дождитесь вечерней подготовки игрушек и проведите беседу по тому что случилось утром: а вот сегодня ты решил сделать то-то и то-то, как МЫ будем поступать в таких случаях и т.д.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Жизнь и здоровье будущего ребенка зависят от огромного количества факторов

В наши дни жить становится всё опаснее. Организму вредят загрязненная атмосфера, модифицированная пища, токсичные материалы, лекарства с массой побочных эффектов, постоянные стрессы. По статистике лишь 36% новорожденных не имеют отклонений.

Как попасть в «хороший» процент статистики?

Жизнь и здоровье будущего ребенка зависят от огромного количества факторов: качество сперматозоида и яйцеклетки, воздействие радиации, алкоголя, токсинов, смога, недостаток кислорода, неправильное питание, состояние женской половой системы и организма в целом, конфликт плода и матери (по резус-фактору и т.д.), травмы, стрессы, инфекции и лекарства.

Степень воздействия тех или иных факторов непредсказуема. Иногда к дефектам плода приводит бокал вина в день зачатия, таблетки от тошноты или грипп в первом триместре. А порой женщины рожают здоровых младенцев в концлагерях, в окопах, после химиотерапии, операций на сердце и пересадки почек. Всего не предусмотреть. Однако будущий папа может свести к минимуму риски для жены и ребенка.

Как утверждают некоторые врачи, из 100 оплодотворенных яйцеклеток только 1 «доживает до родов». Около 80% эмбрионов погибает в первые 3 недели после зачатия из-за генетических отклонений, около 15% останавливается в развитии в первом триместре по тем же причинам. Появление нежизнеспособных зародышей - прямое следствие плохого качества спермы и яйцеклеток. Частично это можно предотвратить.

За три месяца до зачатия будущему отцу необходимо начать здоровый образ жизни. Отказаться от пива (оно способствует выработке женского гормона эстрогена, снижая потенцию и жизнеспособность спермы), крепкого спиртного (повышает риск уродств), никотина (снижает подвижность сперматозоидов), сильнодействующих лекарств (по согласованию с врачом). Пройти обследование на скрытые половые инфекции, ВИЧ и гепатит, проконсультироваться с генетиком. Постараться снизить вес (если есть необходимость), больше гулять, хотя бы 2-3 раза в неделю заниматься спортом.

Самый важный момент подготовки к зачатию - психологический. Ни для кого не секрет, что многие браки распадаются во время беременности жены и в первый год после рождения малыша. Поэтому будущему отцу (а иногда и маме) просто необходимо познакомиться поближе с младенцами - понянчить племянников, детей друзей, пообщаться с молодыми родителями. Это убережет от неоправданных ожиданий, позволит предусмотреть неизбежные трудности, капризы жены и её скверное самочувствие (до 70% беременных хотя бы раз лежит в больнице), подготовит к сложностям ухода за новорожденным.

Особое внимание нужно уделить семейным отношениям. К сожалению, у многих мужчин беременная вызывает биологически обусловленное отторжение. Её надо защищать, опекать - и искать новые объекты для оплодотворения. Подобные желания возникают у многих мужей, однако супружеская измена может свести на нет всю заботу о будущем малыше - достаточно венерической болезни, контактной инфекции, или неуместной настойчивости новой подруги, чтобы жена потеряла долгожданного малыша. Если страсти одолевают - лучше обратиться к священнику или психологу, чем рисковать здоровьем будущего наследника.

Правильное питание беременной - необходимое условие нормального развития здорового малыша. Будущей маме необходимы белки, растительные жиры, «легкие» углеводы, много железа, кальция, витаминов. А вот «тяжелые» углеводы, животные жиры (кроме рыбьего), соль и консерванты придется ограничить. Задача будущего отца - обеспечить беременной самые качественные продукты и помочь контролировать пищевые пристрастия.

Если есть возможность, постарайтесь избегать полуфабрикатов, консервов, сублимированных и восстановленных продуктов. Лучшие продукты для беременной - фермерские или деревенские овощи, мясо, птица, яйца и молоко. Каждый день будущей маме нужно съедать хотя бы одну порцию молока или молочных продуктов, хотя бы одну порцию мяса или рыбы, одно яйцо, не менее трех порций овощей и фруктов.

Особенно полезны яблоки, гранаты, помидоры, морковь, абрикосы, гречневая и овсяная крупа, «дикий» рис, творог, йогурт, ацидофилин, красная рыба, филе кроликов и «домашние» куры. Строгое соблюдение постов и вегетарианство с отказом от молока, яиц и рыбы во время беременности опасны. Во втором и третьем триместрах хотя бы раз-два в неделю нужны мясные или куриные субпродукты - печень, сердце. Задача будущего папы - следить за набором веса, чтобы крупная мамочка не переедала, а худенькая не страдала бы от истощения.

Иногда у беременных возникают странные пищевые пристрастия - им хочется остренького, солененького, сладкого, жирного и категорически вредного. До определенной степени этим капризам следует потакать - таким образом организм сообщает о нехватке нужных ему веществ. Однако, если будущую маму тянет к фаст-фуду, сомнительным копченостям или уличным пирожкам, лучше выяснить, чего ей хочется на самом деле и восполнить недостачу здоровыми и питательными продуктами. Если будущей маме хочется спиртного, то во втором и третьем триместрах можно позволить ей 1 маленький бокал «живого» пива или легкого натурального вина за обедом. В первом триместре, при токсикозе, проблемах с печенью или почками, алкоголь категорически противопоказан.

Считается, что у беременной женщины «двойная психика» - эмоции мамы передаются младенцу, а он способен влиять на маму. Поэтому любое огорчение или переживание беременной непременно скажется на ребенке. Задача будущего отца - защитить жену ото всех треволнений, невзгод и тягот, позволив ей сосредоточиться на вынашивании малыша.

Женщине «в положении» приходится нелегко - гормоны влияют на её постоянно меняющееся настроение, вызывают слезливость, раздражительность, повышенную тревожность. Она переживает из-за изменений во внешности, беспокоится, всё ли в порядке с малышом, ревнует, завидует. Это нормально, особенно при первой беременности. Будущему отцу остается только смириться, раз за разом успокаивая жену, заверяя её в своей любви.

Очень важно не забывать о комплиментах, видеть красоту супруги и повторять ей, как она мила и желанна. Не отказывать в супружеских ласках, растирать усталые плечи и отекающие ноги, поглаживать живот и рисовать на нём смешные рожицы. Целовать перед уходом и по возвращении, не забывать позвонить посреди рабочего дня, с дачи или из командировки. Выслушивать по десятому разу одни и те же тревоги.

Если приходится отправить супругу в санаторий, на дачу или в деревню, она не должна чувствовать себя преступницей в ссылке, иначе весь целительный эффект от свежего воздуха и здоровой еды уйдет впустую. Навещайте её хотя бы по выходным, гуляйте с ней, смешите, делайте маленькие подарки, ежедневно созванивайтесь. Если она лежит «на сохранении» ей тем паче важны ваши визиты - товарки по палате непременно напугают её, врачи встревожат, а переживать ей вредно.

Постарайтесь вместе сходить на курсы для молодых родителей, йогу или плавание для беременных. Обсудите, что нужно купить в детскую, как обставить её, о чём позаботиться. Подождите будущую маму в консультации, в кабинете УЗИ полюбуйтесь, как выглядит ваш малыш. Это очень сближает и успокаивает, жена начинает гордиться заботливым и внимательным мужем.

Ожидание малыша - самое счастливое время в жизни многих супружеских пар. Взаимная любовь и доверие помогут вам обзавестись замечательным здоровым ребенком!