Можайское благочиние. © краевед Николай Чулков. Из цикла "История края в лицах" Мудрые наставление для маргариты будущей жены тучковой

1 октября 2016, 19:21

Спойлеров старалась избегать. Но все-таки ЭТТЕНШН!

Слухи о том, что Роднянский и компания сняли какой-то чумовой, крутой и мощный фильм стали ходить еще зимой.

Потом пошли кадры.

Потом трейлер.

Потом случился фестиваль в Торонто, где, по слухам, фильм приняли хорошо (но сейчас ходят слухи, что были и те, кто ржали в голос).

Потом вышло несколько хвалебных статей...

В общем, был повод насторожиться.

Все эти "крутые" проекты в нашем кино ("Обитаемый остров", "Адмиралъ" и т.д.) - как правило выходили развесистой "клюквой", либо претенциозной ерундой. Редкие исключения типа "Ночного дозора" все равно получались довольно неоднозначными (и до предела набитыми разной туфтой типа продакт-плейсмента).

Но ведь Роднянский работает не только с Бондарчуком, но еще и со Звягинцевым, с которым они сделали "Елену" и "Левиафан", думала я, а вдруг?

Поэтому была надежда.

А уж когда я прочитала довольно интересную статью кинокритика Москвина на "Медузе" - весьма хвалебную для обычно сдержанного Москвина - стала с нетерпением ждать.

И ради премьеры даже ушла с работы на 30 минут раньше, чтобы попасть на сеанс в не сильно забитом зале, чтобы не отвлекаться на любителей есть попкорн и ходить туда-сюда, а получить удовольствие.

Ну-с... Что я могу сказать? Многое.

Давайте по порядку.

О сюжете.

1860-й год. Питер. Непонятное время года. Дощь.

Некто Яковлев (Петр Федоров), мрачный человек лет 30, всегда одетый в черное, работает "заменой" на дуэлях - когда один из участников слаб/болен/по иным причинам не может сам встать к барьеру - он, согласно дуэльному артикулу, может обратиться к третьему лицу, чтобы тот отстоял его честь.

Яковлев - профессиональная "замена". За то, что он методично отправляет на тот свет записных бретеров-дуэлянтов, ему хорошо платят (хотя никто, конечно, не афиширует этот факт).

Яковлев живет аскетично один со старым слугой, не имеет друзей и знакомых. Иногда, помимо дуэлей, он выступает на публику в качестве "железного рыцаря" - человека, демонстрирующего виртуальное умение обращаться с огнестрельным оружием... ну, там, знаете, простреливает летающую даму и выдает прочий "Вильгельм Телль" на пистолетах. За это он тоже получает немалые деньги.

В свободное от работы время Яковлев пьет (скажем прямо - глушит коньяк бутылками).

Если Яковлева что-то и волнует помимо денег и коньяка, то это - хлопоты по восстановлению доброго имени и дворянства некоего Колычева, признанного умершим несколько лет назад. Он готов заплатить огромные деньги за то, чтобы обелить память о Колычеве, собственно ради этого он и рискует своей жизнью.

*не будет, наверное, огромным спойлером признаться, что Яковлев и есть Колычев*

Параллельно в великосветских салонах разыгрывается драма с участием княжны Марфы Тучковой (Юлия Хлынина) и ее юного брата - князя Тучкова (Павел Олегович Табаков). Молодой наследник рода и опекун своей своевольной сестры крайне обеспокоен тем, что Марфа влюблена в инфернального графа Беклемишева (Владимир Машков). У графа скверная репутация для человека из общества - он большой безобразник "по дамской части", плюс у него непонятное финансовое состояние (позволяет себе роскошные жесты и увлечения, однако есть мнение, что разорен) и вообще - слухи о нем ходят нехорошие. При этом граф пользуется особым покровительством Великой княгини и всеми принят.

Ясно, что на княжну Марфу это все вкупе с хриплым голосом действует сногшибательно. Брат обеспокоен и намерен отказать явно двигающемуся в сторону предложения руки и сердца графу.

Очень скоро выясняется, что Яковлев не просто за деньги заменяет оскорбленную сторону, он работает с целой бандой, провоцирующей на дуэли людей, которых, по сути, заказывают.

А заказывают их - потому что они кое-кому мешают. Например так, как молодой и упертый князь Тучков - мешает графу Беклемишеву...

Две линии - Яковлева и Тучковых - пересекаются...

При каких обстоятельствах Колычев перестал быть дворянином? Как стал он Яковлевым? Что там с грязными делишками Беклемишева? Добьется ли он княжны Тучковой? А если не он - то кто ее добьется? Знакомы ли Яковлев с Беклемишевым? Восторжествует ли добро и справедливость? Кончится ли дождь?

Все эти вопросы чрезвычайно волнуют зрителей.

Для начала я скажу о позитивном.

Хороша завязка.

Собственно - ее я пересказала и углубляться особо не намерена дальше пересказывать сюжетные ходы. Пусть останется некоторое количество интриги. Завязка - это большой плюс.

Фильм очень бодро снят.

Действие почти не провисает, эпизоды "затишья" довольно гармонично чередуются с ритмичными эмоциональными картинами. Воспоминания Яковлева (они будут) - втиснуты довольно умеренно, от основного сюжета не отвлекают.

Вообще, умение держать ритм, напряжение - это большое умение, и Мизгирев им владеет.

Тут тоже все в порядке. Мизгирев и Роднянский решили сделать фильм-нуар на фоне Петербурга 19-го века. Собственно, к такому решению подталкивает целый пласт российской культуры - литература (поклон Федору Михайловичу Достоевскому) и изобразительное искусство давно дают для этого повод.

В итоге главный герой - плохой парень, лишенный чести человек - действует в мире порока и обмана. Никому нельзя верить. Все предадут. Плюс вокруг полумрак. Даже днем. Еще бы - дождь круглые сутки. Грязь. Черные цветы в вазах. Все как бэ намекает, что "природа созвучна настроениям главного героя" (как писали в школьных сочинениях) - всю тлен и разложение. Низкие потолки. Свечи. Облезлые стены. И шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука...

"В конце-концов - это просто красиво" (с). Все эти черные цветы, черные стены, полумрак, опять же - дощь...

Хороша атмосфера.

Что такое атмосфера нуара? Это, как пишет, Википедия - атмосфера цинизма, пессимизма, разочарования и тотального недоверия.

Нет, сэр, у вас не параноя, это действительно странные совпадения. Да, сэр, эта блондинка только кажется невинной девушкой. Да, держать пистолет под рукой - хорошая идея, сэр...

Нуар как жанр возник в 30-е годы в США, отражая общественные настроения после Великой Депрессии. И действия фильмов-нуаров как раз в этот период и происходили. Но постепенно эстетика нуара стала проникать глубже и расползаться шире. И вот уже появились европейские нуары, японские нуары (там этот жанр очень прижился), даже советские нуары.

Звучит фантастично, но это так. Посмотрите, допустим, "Дело Пестрых". Или "Испытательный срок" с молоденьким Олегом Павловичем Табаковым. Чем не нуар? Разве только тем, что главный герой - это не сомнительная личность, а вполне себе положительный парень. Только вот он окружен этой самой атмосферой цинизма и недоверия, хоть и пытается прорваться сквозь сгущающуюся тьму...

В общем - это такая эстетика.

Нравится не нравится - а интересно.

Все же понимают, что и рубеж 18 и 19 веков в США вряд ли был таким мрачным даже в Новой Голландии.

И Викторианская Англия так не выглядела.

Такой привет Тиму Бертону (а именно он - главный любитель нуара в современности).

Ну, еще Роберт Родригес.

Словом, с динамикой, завязкой, картинкой и атмосферой - все в полном порядке.

И тем не менее... В какой-то момент я поняла, что отчаянно пытаюсь не рассмеяться на весь зал - и удерживает меня от этого лишь усилие воли и уважение к другим зрителям. Потому что происходящее на экране из мрачной истории о мести превращается в какую-то напыщенную и даже слегка комическую чушь...

Короче, не буду ходить вокруг да около.

В чем проблема фильма - я вам скажу.

В сценарии.

Особенность хоршего фильма-нуара - стройность повествования. То есть сначала не должно быть понятно ничего. Каждый может оказаться негодяем. Не верь никому. Происходят загадочные совпадения и подозрительные события. Но потом, потом это все должно прийти к какому-то единому знаменателю. И даже если финал остается открытым - понятно хоть, в какую сторону он открыт.

Тут этого нет.

Мизгирев-сценарист придумал очень неплохую завязку, но не придумал развязку и, видимо, решил, как Наполеон, главное - ввязаться в бой, а там - посмотрим.

И вот ладно скроенный сюжет прямо на глазах начинает расползаться, потому что мало скроить - еще и сшить хорошо надо. А тут сюжет сшит плохо. И это видно как раз где-то с середины, потому что в тот момент, когда перед нами раскрыты все карты и уже ясно, кто подставил Кролика Роджера (то есть Колычева), надо как-то объяснить и все остальное - но все объяснения выглядят жалко и неубедительно.

Поэтому никакой "тонкой интриги" с местью подлецу Беклемишеву (ну, вы уже догадались, что это он главный гад на всем Питембурхе) не выйдет.

Все будет "в лоб". И без интриги.

Не буду раскрывать тайны, скажу лишь, что то, что сделал Яковлев в конце - он мог сделать вообще с самого начала. Прямо вот сразу, как вернулся в Питер после 5 лет отсутствия.

Из-за чего тогда весь огород городили? Доброе имя Колычева, выходит, так и не было восстановлено.

Плюс имеются серьезные проблемы с раскрытием мотиваций персонажей.

Как говорится - если со сценарием проблемы, то они везде вылезут.

Не ясно, что же за интриги плел Беклемишев с Великой Княгиней. По всему выходит, что ему нужны были дуэли - из-за денег. Но толком ничего не объяснено, приходится додумывать. Отчаянно намекали, что дело не только в любовной связи, но и в том, что Княгиня Беклемишева покрывает. Но вот в чем?

Нет, додумать не сложно. Даже очень легко (занять денег, потом не отдавать, потом организовать смерть кредитора на дуэли). Но... хороший фильм от среднего как раз и отличает то, что зрителю все-таки разъяснят мотивацию персонажей несколькими скупыми мазками.

Во-вторых, самый загадочный в плане мотивации персонаж - княжна Марфа. Сначала вроде ясно - она просто с жиру бесится и любит "опасных" мужчин. И тот же Беклемишев ей интересен, от того, что он - бааааальшой безобразник. Я даже вполне могу понять, что по той же причине ей стал интересен и Яковлев - он ведь вроде как негодяй, да еще и моложе Беклемишева. Но... интерес - интересом, эстетика нуара - эстетикой нуара, но все же не настолько, чтобы затевать секс в карете (у них там, кстати, именно в карете этим делом все и занимаются, не только княжна Марфа с Яковлевым, сами убедитесь).

Все-таки забывать о нормах морали и нравственности, характерным для определенного момента истории - довольно глупо. К примеру, в "Сонной лощине" тоже имеется секс вроде как благовоспитанной дамы на сеновале с любовником. Но... все-таки это опытная замужняя женщина. Да еще и с черной душой. Но все-таки ночью. На сеновале (то есть - вдали от посторонних глаз). А тут... юная княжна-аристократка, да еще в трауре (который она, кстати, почему-то не держала практически ни дня - а что так? черное на черном было бы эффектно), да еще и с каким-то проходимцем, да еще и активно помогая ему в... его поползновениях, да еще в карете без штор посреди бела дня в центре Питера в 1860-м году.

Вы такому верите? Я - нет.

Если бы они были одни где-то за закрытыми дверьми, если бы их что-то сумело сроднить, если бы там был какой-никакой приличествующий случаю антураж - это я бы еще поняла. Но в карете посреди бела дня? Извините, что я слишком много пишу про это, ведь ежу ясно - так не бывает.

В-третьих, что там с мотивацией Великой княгини? Вроде как официальная информация такова, что под этим персонажем подразумевают Александру Иосифовну, жену младшего брата Александра II - Великого князя Константина Николаевича (и мать поэта К.Р. - Константина Константиновича Романова).

Александра Иосифовна и К.Р.

Однако все источники утверждают, что это была женщина высокой нравственности, преданная своему мужу, пользующаяся огромным уважением при дворе и в обществе.

Хорошо. Может быть - это ошибка, и ввиду имелась все-таки другая Великая княгиня, но их там помимо Александры Иосифовны было всего 2 - жены Великих князей Николая и Михаила. Ни одна из них не была замечена в каком-то неподобающем поведении.

Допустим, это была какая-то абстрактная Великая княгиня. Художественная условность. Что не так с этим персонажем помимо ее повадок дорогой шлюхи? А то, что в начале, при первом появлении, нам представляют ее как женщину, которую "общество не принимает", а в конце - через пару недель после начала действия - как эдакую крестную мать петербургского высшего света, которая рулить всем и разруливает.

И все-таки что же за дела-то у нее могли быть такие с Беклемишевым, помимо собственно секса в карете (да вы давно догадались - что я их и имела ввиду)?

И последнее о сюжетных косяках.

Скажите мне на милость, почему нам так и не объяснили, когда и где этот ваш Яковлев научился ТАК стрелять?

У всех супер-героев был наставник. Это, извините, "жакон занра" фильма-мстилки. У Невесты был Пей-Мей, у графа Монте-Кристо - аббат Фариа... Майкла Корлеоне учила жизнь, но все-таки учила и подробно рассказано - как учила.

А тут - хопс, герой просто "офигительно стреляет" и ВСЕ. Или, может, он и раньше обладал этой супер-силой? И в предыстории? Но почему тогда не рассказали? И если он так умел - зачем с ним затевали дуэль-то в этой же самой предыстории?

Нет, нам намекают, что "в Аляску сослан был - вернулся алеутом". Алеуты научили что ли? Какой-нибудь хитрый алеутский охотник-одиночка? Он очень просился в кадр.

Но в итоге вся линия с алеутами лишь объяснит, как Колычев стал Яковлевым. Откуда у него на спине появилась "загадочная татуировка" и как, черт побери, он научился настолько фантастически стрелять и играть в "русскую рулетку" - нам ничерта не объяснили.

Ребята. Давайте честно: хорошая идея - это большая удача. Но если ты совершенно не знаешь, к чему ты должен из этой завязки прийти, то, считай, ты просто выкинул кучу денег в мусорное ведро.

И никакая картинка не спасет.

Кстати о картинке.

Даже шикарную картинку можно убить однообразием.

Почему, скажите, все "великосветские" сцены упорно снимают в прихожей Эрмитажа?

Да, несколько отфотошопили, но атланты вполне узнаваемые.

Вообще, у нас что, настоящий "нуар" без рисованных декораций вообще никак не создать?

И еще. Вечный дождь тоже может задолбать. Особенно, если постоянно показывать в кадре поливаемые дождем яблоки и капусту. А этот кадр я успела заметить раза 3-4, не меньше.

И об актерах.

Хорош исполнитель главной роли - Петр Федоров. Вот тут угадали так угадали, так вот из героев второго плана (см. "Обитаемый остров") выходят полноценные звезды. Он достаточно трагичный (но не комичный), простой и сложный одновременно. И харизма у Петра имеется. И играть умеет. Камера любит его лицо. Твердая пятерка.

Так же хороши практически все актеры второго и третьего плана. Франциска Петри представила интересную Великую княгиню даже при всей нареальной легкости поведения ее персонажа, Юрий Кузнецов (полковник Петренко по прозвищу "Мухомор" из "Ментов", а вообще - он известный и хороший актер-эпизодник) в роли преданного слуги Яковлева, Гармаш в роли зловещего Однорукого, Александр Яценко в роли настоящего представителя семьи дворян Яковлевых, даже Юрий Колокольников в небольшой роли Басаргина.

Княжна Марфа (Хлынина) - слабенько.

Брат ейный, князь Тучков (Павел Олегович Табаков) - деревянненький.

Вот с такой надутой мордой, выпученными глазами и выпяченной челюстью он проходил весь фильм.

Но и Хлынина и Табаков-младший - молодые, еще разыграются (в других, конечно, фильмах).

А вот с Машковым... Скажу прямо. Он нормально играет. Но... он откровенно стар для роли рокового мужчины Беклемишева. Я раньше думала, что только Домогаров все никак не может угомониться и прекратить строить из себя героя-любовника, ан нет... у Машкова та же болезнь. Но это пол-беды, что Машков все еще считает, что он - игого. Плохо и то, что так считают режиссер и продюсер.

Повторю. Машков играет нормально (без открытий, но нормально - проникновенно в глаза посмотрит, цинично усмехнется - все в порядке). Но это полный, что называется, мискастинг.

Словом, давайте скажем честно. Фильм вышел на "четверочку с минусом". От тройки спасает все-таки очень неплохая в целом картинка и прекрасный Петр Федоров.

Сюжет да, действительно хорошо завязан, но дальше он становится слабее, слабее, скатываясь в полную комедию и фарс. В какой-то момент я реально поняла, что хочется смеяться. И было над чем.

Всем хорошего вечера. Любите кино.

Генерал-майор Тучков Александр Алексеевич (1778 – 1812)

Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса,
Чьи шпаги весело звенели,
И голоса
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след,
Очаровательные франты
Минувших лет.
М. Цветаева «Генералам 1812 года»

Тучкова Маргарита Михайловна (1781 – 1852)



Историю любви героя войны 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова, которому посвящены знаменитые строки М. Цветаевой «Генералам 1812 года» и его жены Маргариты Михайловны современники называли «любовью века». Они были вместе всего шесть лет…

Пока происходили военные действия, Маргарита Михайловна Тучкова жила некоторое время в Кинешме, где 1 сентября 1812 года, в день своих именин, получила известие о гибели мужа в Бородинском сражении.

Впоследствии Маргарита основала на этом месте Спасо-Бородинский монастырь и стала первой его игуменьей.

Девушка из рода Нарышкиных


Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 г. в семье потомственных дворян Нарышкиных. Из этого древнего и славного боярского рода некогда вышла царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого.

Она развивалась необыкновенно быстро, опережая свой возраст. К пятнадцати годам уверенно владела тремя иностранными языками: немецким, французским, итальянским; рисовала пером и кистью, не только прекрасно исполняла на фортепьяно пьесы Бетховена и Моцарта, но и вдохновенно импровизировала; великолепно пела на светских собраниях и вечерах; имела весомые познания в ботанике, географии, логике, анатомии (посещала анатомический театр, присутствовала на медицинских опытах).

Лето, проводимое часто в подмосковных имениях родителей, тратилось юной девушкой на непринужденное общение с деревенскими сверстниками, верховую езду по окрестностям, ягодную и грибную охоту, купание в реках и прудах.

Чтение книг и последующие размышления над прочитанным уводили ее в области Идеала и Гармонии. Она не пугалась истин жизни, не роптала. Бог был в ней всегда.

‎Маргарита и Александр


Шестнадцатилетней Маргарите казалось, что она живет в будущем, что настоящее есть только приготовление к новому, таинственному и прекрасному миру, равноправной гражданкой которого она хотела себя чувствовать. Душа и сердце ее были чистыми и свободными, распахнутыми к счастью. И когда к ней посватался (в 1797 г.) генерал-майор Павел Михайлович Ласунский, она с полной уверенностью в свое счастье согласилась стать его супругой.

Генерал был хорош собой, слыл богачом; в свое время был привечен Двором Екатерины Великой, возвышался над своими сверстниками, и это ощущение превосходства постепенно притупило в нем здравое восприятие жизни, лишило стремления к самосовершенству. Уже к началу правления Павла I Ласунский безнадежно отстал от века. Человек не первой молодости, достопамятное лицо высшего петербургского общества, Ласунский вовсе не имел серьезного образования и никогда не стремился его получить, хотя в нем было все необходимое: ясный, расчетливый ум, яркие природные способности. Его погубило самолюбие, оно придавило лучшие качества и развило худшие, мир представлялся ему личной собственностью, неделимым владением. Так он растранжирился на дутом самомнении, вскоре обнажив свою пустоту, болезненное состояние души.

Тогда-то и состоялось знакомство Нарышкиной с молодым полковником Ревельского полка Александром Алексеевичем Тучковым. Их представили друг другу на одном из светских приёмов. Постепенно знакомство переросло в нежную дружбу.

Тем временем, слухи о похождениях ее мужа дошли и до родителей Маргариты. Когда все открылось, родители, ужаснувшись, стали хлопотать перед царем и Синодом о разводе. В России того времени это было сложной процедурой, такие вопросы решались на самом высоком уровне. В итоге разрешение было получено.

Вскоре после развода Тучков попросил руки Маргариты, но родители, боясь снова ошибиться, ответили отказом: «Ей ли о новом замужестве думать?»

Влюблённым предстояло расставание

Полковник Тарутинского пехотного полка Михаил Михайлович Нарышкин, родной брат Маргариты, опираясь на рассказы домашних об этом событии, записал: «…был страшный шум в нашем доме, поднятый после отказа матушки Варвары Алексеевны выдать за милого красавца Тучкова мою сестру Маргариту. Бедная сестра, узнав о намерении расстроенного Александра Алексеевича уехать в Европу, потеряла сознание. В ее комнату то и дело вбегали люди с подносами, кувшинами, полотенцами; пахло сладкими травами. Мне жаль было ее; насупившись, я смотрел на мать исподлобья».

Маргарита слегла. Она еще не окрепла, как примерно через неделю после «шума» к нашему дому подъехал на коляске Тучков. Меня, играющего с дворовыми детьми, он подозвал к себе.

— Сходи к Маргарите, передай конверт.

Я побежал опрометью. Сестра раскрыла бумагу, и глаза ее наполнились слезами.

В письме Александр Алексеевич просил Маргариту беречь себя и верить в их счастье. Закончил послание стихами на французском, рефреном которых было признание в любви:

«Кто владеет моим сердцем и кто волнует его? Прекрасная Маргарита!

Как самую дорогую реликвию вдохновенное письмо своего будущего мужа Маргарита хранила до конца дней».

Только в 1806 году, когда Маргарите было уже 25 лет, они дали согласие на брак.

Венчание Маргариты и Александра собрало в маленьком храме на Пречистенке всю московскую знать. По легенде, в день венчания под ноги новобрачной бросился нищий в безобразных лохмотьях: «Мать Мария! Возьми посох!» Маргарита в каком-то лихорадочном оцепенении взяла из рук старика суковатую палку, не задумываясь над странностью слов, обращенных к ней.

А слова эти оказались пророческими: через много лет, став игуменьей Спасо-Бородинского монастыря и получив при новом крещении имя Мария, Маргарита Тучкова каждый вечер будет обходить монастырский двор, опираясь на дубовый посох, подаренный ей юродивым в день свадьбы.

После бракосочетания Маргарита и Александр, удалившись от света, жили в своём Тульском имении. Тучков даже подал рапорт об отставке, однако ввиду готовящейся войны с Францией Государь Александр I рапорт не принял, ценя Тучкова как смелого и отважного воина.

На войне как на войне


Весной 1807 года в Пруссию вторгся Наполеон, и высочайшим повелением Тучкову было предписано отбыть в месторасположение части. Тогда Маргарита Михайловна, словно предчувствуя недолговечность своего семейного счастья, добилась Монаршего разрешения быть рядом с мужем в действующей армии. В тыловых формированиях Ревельского пехотного полка она мужественно разделяла с мужем все неудобства и опасности военной жизни, принимала участие в сражениях при Гейльсберге и Фриндланде.

В 1808 началась русско-шведская война, и вновь Тучкова вызвалась сопровождать супруга в шведском походе. Нередко она находилась рядом с мужем верхом на коне, переодетая в платье денщика.

Главнокомандующий русской армией в своих донесениях из Финляндии о военных успехах русских войск упомянул и о Маргарите Тучковой.

«Я не встречал, — писал он, — людей с такой ненасытною жаждою, с такими огромными требованиями на любовь и жизнь… Солдаты называют ее своим ангелом-хранителем».

«Твоя участь решится в Бородине!»

1811 у Тучковых родился сын, которого назвали Николаем. К тому моменту Александр Тучков за храбрость и военные заслуги был произведен в чин генерал-майора. Однако, желая тихой семейной жизни, он вновь подал рапорт об отставке. И вновь получил отказ.

Наступил 1812 год. Все вокруг дышал предчувствием новой войны. Полк Тучкова располагался в Минской губернии.

В одну из ночей Маргарите приснился сон, будто муж подносит к ней на руках младенца Николеньку и говорит: «Вот все, что тебе осталось!» В тоже время она услышала таинственный голос, сказавший по-французски: «Твоя участь решится в Бородине!» Проснувшись в сильном волнении, генеральша поведала обо всем супругу. Однако Александр Тучков успокоил жену и приказал принести карту. Не найдя на ней таинственного Бородина, оба успокоились, отмахнувшись от дурного наваждения. Кто мог тогда подумать, что неизвестное село Бородино войдет в историю России.

Через несколько месяцев, в июне 1812 г. Наполеон с огромной армией вторгся в Россию. Тучков получил приказвыступить со своим полком к Смоленску. Благословив жену и сына, генерал отправился в последний поход.

Местом генерального сражения было выбрано никому дотоле неизвестное село Бородино.

Знаменитое сражение состоялось 26 (8.09) августа 1812 года, через два с половиной месяца после того, как генерал Тучков попрощался с женой.

В тот день, в бою под деревней Семеновской, Тучков поднял свой полк в атаку. Солдаты, оробевшие под шквальным огнем вражеских батарей, замешкались. «Вы стоите? — Я один пойду! — крикнул Тучков, схватил знамя и кинулся вперед. Картечь расшибла ему грудь. Тело его не досталось в добычу неприятелю.

Множество ядер и бомб, каким-то шипящим облаком, обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала» — так писал Федор Николаевич Глинка о гибели Тучкова в своих «Очерках Бородинского сражения».

Не все мы умрем, но все изменимся


1 сентября в Кинешме, где на некоторое время остановились Тучковы, в день своих именин, Маргарита, входя после богослужения из церкви, неожиданно встретила брата, К.М.Нарышкина, флигель-адъютанта командующего армией Барклая де Толли. На ее расспросы — что с Александром, почему долго нет писем-брат ничего не ответил, потупил взор и кинулся прочь. Едва она, с тяжелым сердцем, вернулась на стоялый двор, как все объяснилось. К ней в комнату в сопровождении родных и священника вошел ее отец с Николенькой на руках и сообщил трагическую весть. Горе сразило Тучкову. Она потеряла чувство времени и пространства, не воспринимала лица, не могла говорить. Все боялись за ее жизнь.

Художник Семён Кожин. М.М. Тучкова на Бородинском поле. Панихида по генералу А.А. Тучкову. Холст, масло. 120 х 180 см.

Место, где пал Тучков, было известно. Его на карте отметил граф Коновницын, участник сражения.

К концу октября после отступления французской армии из Москвы, Маргарита Михайловна решила отправиться в Бородинов надежде найти останки мужа и предать их земле.

Перед Тучковой открылось ужасающее зрелище поля смерти, на котором в могильном запустении десятки тысяч убитых были разбросаны без погребения. В сопровождении старого иеромонаха Иосафа она всю ночь ходила по Бородинскому полю среди сотен изувеченных тел.

Нагибаясь едва ли не к каждому обезображенному трупу, Маргарита Михайловна пыталась различить дорогие черты, а ее спутник кропил вокруг святой водой. За ночь она преодолела 9-верстное расстояние, но так и не нашла тело супруга.

На всем поле два места особенно поразили Тучкову своим видом. Это были Семеновские высоты с флешами Багратиона и батарея Раевского, представлявшие собою горы человеческих тел.

Маргарита вернулась в Москву с твердым решением построить памятник Александру и всем погибшим прямо на Бородинском поле.

Игуменья Мария

На месте гибели мужа Маргарита Михайловна построила церковь Спаса Нерукотворного, памятник мужу. В 1820 году церковь была готова и освящена. В храме был поставлен гранитный крест с негасимой лампадой и положена мраморная плита с именем Александра Тучкова. Маргарита Михайловна сама внесла в храм икону Спаса, очень дорогую для неё, переданную ей мужем перед расставанием.

Следует отметить, что это был первый памятник на Бородинском поле, возведенный для вечного поминовения павших воинов. Приезжая из Москвы в Бородино, чтобы следить за его возведением Тучкова останавливалась в небольшом домике, построенном напротив храма.

Через шесть лет в 1826 году после короткой болезни внезапно умирает единственный сын Тучковых, Николай. Вдова похоронила его в склепе под Спасским храмом.

Лишившись любимых, она решает навсегда поселиться здесь.

Измученная собственной неустроенностью, вдова обратилась за духовной поддержкой к святителю Филарету Московскому, великому архипастырю своего времени. Владыка, будучи великим знатоком человеческих душ, неторопливо и мудро начал духовное врачевание Тучковой.

Маргарита Михайловна с благодарностью принимала наставления московского архипастыря и состояла с ним в постоянной переписке.

Под благодатным воздействием Святителя Филарета Маргарита Михайловна постепенно стала привыкать к осознанию благого Промысла Божия над собой, и вскоре у нее появилась мысль о принятии монашества.

Основание монастыря

Постепенно к дому Тучковой стали стекаться женщины, в основном вдовы погибших на полях сражений, желавшие уединения и молитв.

На 1830-е годы приходится начало строительства комплекса монастырских зданий: возводятся стены, небольшая колокольня, каменные келейные корпуса с трапезной и с теплой церковью во имя святого праведного Филарета Милостивого, небесного покровителя митрополита Московского Филарета. В 1833 г. Доходы с капитала от продажи имения, генеральскую пенсию, то есть все свое состояние Тучкова отдавала в казну пустыни.

Спустя три года Маргарита Михайловна приняла малое пострижение и стала инокиней Меланией. И вот, в начале 1838 года община была преобразована в Спасо-Бородинский общежительный монастырь. 23 июля 1839 г. Владыка Филарет сам освятил храм и монастырь.

А 28 июня 1840 г. митрополит Филарет совершил над Тучковой обряд великого пострижения и на следующий день посветил ее под именем матери Марии в сан игуменьи созданного ею Спасо-Бородинского монастыря.

Почти 20 лет мать Мария была настоятельницей монастыря, дни и ночи проводя в трудах и заботах. Она построила ещё один храм и собрала великолепный хор, послушать который приезжали даже из столицы.


Спасо-Бородинский женский монастырь. Памятник погибшим за Россию

Игуменье Марии принадлежит инициатива проведения ежегодных Бородинских торжеств и круглосуточного поминовения русских воинов, которое совершалось в монастыре.

До последних дней жизни игуменья Мария жила в доме напротив усыпальницы мужа и сына. Словно предчувствуя кончину, незадолго до смерти, она сожгла письма мужа к ней, не желая, чтобы их читали чужие люди. Умерла игуменья Мария 29 апреля 1852 года. Похоронили ее в склепе выстроенного храма, рядом с сыном и совсем недалеко от места гибели любимого мужа.

Много раньше, летом 1837 года будущий наследник престола Александр Николаевич со своим окружением посетил Маргариту Тучкову и был потрясен вечной скорбью вдовы о погибших на Бородинском поле. После их посещения в 1839 году в честь 25-летия победы над Наполеоном на Бородинском поле был поставлен памятник погибшим за Россию.

На памятнике — следующая надпись: «Отступили с честью, чтобы вернее победить».

Когда торжественно открывали памятник, Николай I поблагодарил вдову генерала Тучкова и представил ее иностранным представителям: «Это почтенная вдова, которая опередила меня и воздвигла памятник неподражаемый», — и показал на Спасо-Бородинский монастырь.

Вообще-то в кино я хожу редко. Но тут пришлось — нужно было выгулять даму сердца. Методом «тыка» для просмотра был выбран фильм «Дуэлянт». А что — романтика ушедшего века, дворяне, барышни, страсти, честь, благородство и, как вишенка на торте, дуэль… По-моему, неплохая добавка к попкорну с колой. Так думалось «до».

Жил-был потомственный дворянин, подпоручик Колычев. Про папашу его я, если что и было в фильме, ничего не запомнил, а вот матушку его с каких-то хуёв люто обидели. Да так, что она выбросилась из окна и разбилась насмерть. За всем этим стоял нехороший человек — граф Беклемишев. Но исполнителем злодеяния был кто-то другой. И вот этого другого Колычев замочил прямо на улице. Прямо насмерть.

Разумеется, по головке его за это не погладили, а совсем наоборот, разжаловали из офицеров, лишили дворянского титула и пропустили через строй солдат, которые у бастионов «петропавловки» не по-детски его отпиздили шпицрутенами (любознательным «гугл» в помощь) и затем отправили аж на Алеутские острова. Сложно сказать, с кем там собиралась воевать Российская Империя, в истории об этом сведений нет, но не будем слишком сильно углубляться в детали — ясно только, что по сюжету нужно было услать парня в Жопень-жопскую. Его туда и услали.

На краю земли он (имени главному герою фильма авторы дать не сподобились) времени зря не терял и не покладая рук учился стрелковому делу, понятно для каких целей. Алеуты, ежу понятно, — признанные мастера в стрельбе из нарезного оружия, особенно в 19-м веке, поэтому со временем Колычев стал суперстрелком. Затем он непонятным образом обнаружил труп русского офицера, завладел его документами и под видом дворянина Яковлева отправился в Питер, как говорилось в анонсах к фильму, «ведомый единственной целью - отомстить всем виновным в своих несчастьях и вернуть поруганную честь».

Честь, правда, он возвращал весьма своеобразно — вступил в шайку бандитов и стал наемным убийцей. И хоть в 1860-м году киллеры делали свое дело не из-за угла, а на дуэлях, сути дела это не меняет.

Схема была такова. Некто неизвестный через подельника Дуэлянта «немецкого барона» «заказывал» жертву. Далее где-нибудь на балу или званном обеде появлялся другой член банды, «однорукий», который якобы случайно толкал жертву, после чего между благородными дворянами возникал примерно такой диалог:
— Смотри куда прешь, придурок!
— А чего это Вы, сударь, разговариваете со мной так неучтиво?! Я Вам не хуй с горы — я дворянин! Поэтому пожалуйте на дуэль!
— Да я бы с радостью тебя, старого педрилу, пристрелил, но ты же однорукий! А мне моя охуенная дворянская честь не позволяет драться с калекой.
— Говно вопрос. По дуэльному кодексу я имею право на замену, поэтому мой кореш с радостью угандошит тебя как нехуй делать.
— Ну тогда другое дело! Шли секундантов.

Таким вот способом за короткое время Яковлев-Колычев укокошил толпу народа, потому что был непревзойденным дуэлянтом. Между поединками он показывал цирковые номера с пистолетом, удивляя всех, в том числе и зрителей в кинозале, своим мастерством. Трюк и вправду поражал воображение: пуля, выпущенная из пистолета, попадала сначала в одну бочку, потом рикошетом в другую и, описывая траекторию по периметру равнобедренного треугольника, возвращалась в плечо стреляющего, защищенное по такому случаю металлическим панцирем., Пиздец как круто! Раньше я такое видывал только в мультиках типа «Ну, погоди!» или «Том и Джерри».

А еще главный герой без имени много бухал. Вискарик лакал, судя по бутылке. И как-то вдруг с бодуна ему приспичило узнать: а кто же этот таинственный заказчик, который, кстати, щедро платил за грязную работёнку? Неожиданно выяснилось, что им оказался тот самый ненавистный граф Беклемишев. Ну надо же, какое совпадение! Поэтому желание его убить стало у Яковлева- Колычева еще сильнее. Но тот, сука сыкливая, не соглашался на дуэль, отмазываясь тем, что не может принять вызов от человека низкого происхождения, то есть от Колышева.

Но тут на беду Беклемишева нашелся еще один честный благородный офицер из дворянского собрания, который, имея свой зуб на графа, признал в Колышеве своего родного брата Яковлева. Таким образом, деваться было некуда, и, по закону жанра, при огромном стечении народа состоялась последняя дуэль фильма, где главный герой фильма (я запутался в его фамилиях) замочил-таки плохого парня. Хеппи-енд, поруганная честь восстановлена!

Была еще в фильме симпотная тёлка. Без симпотной тёлки и секса что за фильм?! Хуйня, а не фильм. А так — тоже хуйня, но хоть с симпотной голой тёлкой.

Звали ее Марфой Тучковой. Княжна. Имя, конечно, придумали ей какое-то для той поры нелепое, ну да ладно. Главное, что княжна в фильме действительно очень симпатичная. Сиськи, правда, маленькие, но тут уж на любителя… В общем, «ябвдул». Естественно, что все главные действующие герои фильма, истекая слюной, хотели ее трахнуть. Больше всех этого хотел граф Беклемишев, но в итоге «романтический» трах состоялся с участием Дуэлянта. Ни с того ни с сего он, без ухаживаний, цветов и подарков; без нежных слов на ушко и клятв в вечной любви, взял и разложил княжну в карете посреди Невского проспекта. И отжарил благородную барышню как последнюю шлюху, пока она в неудобной позе, прислонившись лицом к стеклу, лениво разглядывала удивленных прохожих.

Про игру актеров говорить нечего. Дуэлянт весь фильм провел с одним выражением рожи — как будто он что-то потерял и боится это что-то найти. Один раз, правда, он расширил образ, разрыдавшись в юбки княжны Марфы. Сразу захотелось выдать ему слюнявчик и сменить подгузник. Плюс ко всему у актера отвратительная дикция. Он весь фильм не говорил, а бубнил себе под нос что-то невнятное и несуразное. Как пример: «Не нужно бояться крови, пусть она боится тебя!»

Марфа делала то, что положено делать в кадре хорошенькой девушке: смотрела благородным взглядом, говорило полным достоинства голосом и мило хлопала ресницами.

Пожалуй, лишь к Машкову не может быть претензий. Беклемишев у него получился убедительным.

В конце добавлю, что фильм «Дуэлянт» видится мне идеологически вредным. Питер показан уж каким-то слишком мрачным: вечный ливень, улицы с грязью по колено. Внутреннее убранство помещений зачастую напоминает ирландские пабы, а не княжеские дворцы. Вместо благородного дворянства с высокими идеалами перед зрителем открывается общество блядей, интриганов и убийц. Очень много в фильме крови, мяса и переломанных костей.

Так что хорошенько подумайте, стоит ли вам вести на этот фильм юное чистое создание, — вот что я хочу сказать. Потому что мое итоговое резюме о фильме «Дуэлянт» такое: полное говно!

Если же кто-то скажет, что моя рецензия — издевательство над фильмом, то я резонно отвечу, что не мог написать иного, ибо этот фильм — издевательство надо мной.

12 мая отмечается Всемирный день сестры милосердия. Почему именно 12 мая? В этот день родилась англичанка Флоренс Найтингейл, которую принято считать первой сестрой милосердия, оказывавшей помощь раненым соотечественникам во время Крымской войны в 1855 году. Ради исторической справедливости обязаны уточнить: в России сестры милосердия появились гораздо раньше. И первая из них по праву - Маргарита Тучкова…
Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 г. в семье знатных родителей. Ее отец Михаил Петрович Нарышкин происходил из рода Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I. Родители Маргариты были обеспеченными людьми и смогли дать дочери хорошее образование. В это время в великосветских гостиных блистал некий Ласунский. Его мать дружила с Нарышкиными и вскоре сумела убедить родителей Маргариты, что только ее сын сможет обеспечить их дочери достойную жизнь. Понятия самой Маргариты о браке были еще очень неопределенными (ей было 16), а Ласунский был так привлекателен...
Однако после свадьбы все изменилось. Маргарита стала женой развратного циника и лжеца, который видел в ней только богатую наследницу. Нисколько не смущаясь он продолжал вести разгульную жизнь, а Маргарита не отваживалась рассказать родителям правду. В это же время она встретила и полюбила молодого офицера Ревельского полка Александра Алексеевича Тучкова. Похождения ее мужа не могли долго оставаться неизвестными родителям Маргариты. Все открылось, и родители ужаснувшись, стали хлопотать перед царем и Синодом о разводе. Это было сложной процедурой, поскольку в России того времени эти такие вопросы решались на самом высоком уровне. В итоге разрешение было получено.
Вскоре после развода Тучков попросил руки Маргариты у ее родителей, но те, боясь снова ошибиться, ответили отказом.
Дочь Нарышкиных отреагировала согласно своему эмоциональному впечатлительному характеру: свалилась в горячке. Их разлучили не только родительская воля, но и отъезд Александра за границу. В голову приходило то, что приходит всем на свете женщинам. Ну, нужна ли она ему, разведенная, измученная незадавшейся жизнью, не первой по тем временам молодости?
Но однажды Маргарите передали небольшой конверт. Легко представить себе, как непослушные пальцы рвали плотную бумагу. На голубом листке оказались стихи, написанные по-французски, каждая строфа заканчивалась словами: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!»
Но... прошло еще целых четыре года, прежде чем они поженились. Маргарите было 25 лет, Александру – 29: весенним погожим днем 1806 года в Москве, в храме на Пречистенке, состоялось венчание красавицы Маргариты Нарышкиной и самого молодого генерала России Александра Тучкова.

Портрет М.М. Нарышкиной:

Портрет А.А. Тучкова. Дж. Доу, с оригинала А. Варнека, 1813 г.:

Когда молодые выходили из церкви, к невесте в ноги неожиданно бросился нищий в ужасных лохмотьях и закричал пронзительным голосом, леденящим душу: «Мать Мария, возьми свой посох!» На мгновение все оцепенели. Испуганная девушка машинально взяла из рук старика сучковатую палку, и свадебная процессия двинулась дальше.
Тогда бедная Маргарита не знала, что в этот миг из рук юродивого она приняла свою удивительную и жестокую судьбу…

Дама в солдатской шинели

О странном происшествии с нищим скоро все забыли. И лишь Маргарита зачем-то сохранила свой самый необычный свадебный подарок - сучковатую дубовую палку. Ее, вместе с прочим багажом молодая чета увезла в свое тульское имение сразу после венчания.
Но тихое семейное счастье Тучковых продлилось лишь год: весной 1807 года Наполеон вторгся в Пруссию, и Александру Тучкову было приказано спешно явиться в месторасположение своего полка. Он очень удивился, что молодая жена не вышла его провожать. «Может, оно и к лучшему, - подумал Тучков, садясь в карету, - долгие проводы - лишние слезы».
В тот момент он не обратил никакого внимания на худенького юношу в солдатской шинели, примостившегося рядом с кучером на козлах экипажа. И лишь на ближайшем постоялом дворе он с удивлением обнаружил в юноше… свою любимую Маргариту!
Так Маргарита Михайловна начала сопровождать мужа в военных походах (что в недалеком будущем повторит знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова) и стала настоящим подарком судьбы для всех солдат: она была им и за повара, и за лекаря. Никто никогда не слышал от нее жалоб и упреков, хотя походная жизнь для изнеженной столичной барышни, привыкшей к душистому мылу, тонкому белью и мягкой постели, была крайне тяжела. В ее гардеробе был только старый мужской мундир, пропахший костром, да грубые солдатские штаны. Ее волосы быстро выгорели на солнце, а лицо обветрилось. Она мужественно перенесла и знаменитый переход русской армии через замерзший Ботнический пролив.
«Переход был наитруднейшим, - вспоминал после Барклай-де-Толли, - солдаты шли по глубокому снегу, часто выше колен. Понесенные трудности одному лишь русскому преодолеть только можно».
Но Маргарита была счастлива - ведь она находилась рядом с любимым и ежедневно спасала жизнь десяткам раненых. Быстро обучившись в дороге искусству сестры милосердия, Маргарита Михайловна ловко зашивала солдатам рваные раны, накладывала повязки. Она чистила картошку, варила на костре нехитрую похлебку, а по вечерам с удовольствием ухаживала за лошадьми.
В 1811 году, после рождения наследника Николая, муж уговорил Маргариту вернуться домой и посвятить себя воспитанию сына.

Вещий сон предсказал смерть

Прошло время. Однажды, заснув рядом с кроваткой маленького Николеньки, Маргарита увидела кошмарный сон: как будто она бродит по незнакомому городу, на стенах которого то и дело мелькает кровавая надпись на французском языке - «Бородино». А потом, будто бы, к ней в спальню заходят отец с братом и протягивают ей Николеньку со словами: «Мужайся, родная, твой муж пал со шпагой в руках на полях Бородина. Вот все, что теперь у тебя осталось от него…».
В ужасе проснувшись, Маргарита побежала к мужу и умоляла его никогда не ездить в загадочное Бородино. Не найдя на карте названия этого небольшого населенного пункта Александр Тучков поспешил успокоить жену: «Забудь, милая, куда ночь - туда и сон!»
Спустя два с половиной месяца, 26 августа 1812 года, в сражении под Бородино, генерал Тучков был убит прямым попаданием пушечного ядра.
Узнав о судьбе своих сыновей - Николай смертельно ранен, Павел попал в плен, Александр убит - матушка их, Елена Яковлевна, без крика и слез опустилась на колени, сказала: «Твоя, Господи, воля...» Потом попросила поднять ее: глаза больше не видели. Отыскали лучшего лекаря. Но она сказала: «Не надо. Мне не на кого больше смотреть...»
Женщины старой России... Много ли мы знаем о них? И почему так редко задаемся простым вопросом: а откуда они взялись - блистательная череда героев 1812 года, декабристы, люди искусства, писатели и поэты, первооткрыватели науки, отважные земле- и морепроходцы, государственные деятели - все те, кому Россия обязана своей славой сильного и могучего государства? Почему забываем мы, что все они - дети своих матерей, взращенные их любовью, наученные их словом и примером?
Маргарита долго искала тело своего мужа среди сотен изувеченных трупов, разбросанных по Бородинскому полю. Не найдя ничего, кроме фамильного перстня с рубином, она решила построить на поле храм в память о своем муже и всех, кто сложил свою голову в этом сражении. Для этого Маргарита Тучкова продала все свои драгоценности, заложила имение в Туле, и к 1820 году Спасская церковь (по имени иконы, которую подарил ей муж) была закончена.
К этому времени сын Николай подрос, мать его обожала, ибо с каждым месяцем в нем все явственнее проступали черты Александра. Маргарита переехала в Петербург, где мальчика приняли в Пажеский корпус. Казалось, жизнь выравнивается, время залечивает раны.

Портрет М.М. Тучковой:

Но наступил роковой для семьи Маргариты 1826 год. По делу декабристов в Сибирь на каторгу пошел ее младший брат Михаил. Потом, не выдержав испытания, умерла мать, а следом за ней скарлатина унесла 15-летнего Николая.
Вне себя от горя, несчастная Маргарита привезла его тело на Бородинское поле, похоронила в склепе Спасской церкви и вновь поселилась в старой избушке.
Она была близка к помешательству,и буквально почернела от горя. Окрестные крестьяне прозвали ее за глаза «полуночной княгиней»: по ночам ей слышалось, что муж и сын зовут ее, она выбегала в поле и часами бродила в темноте, рыдая и бормоча что-то непонятное. Утром слуги находили княгиню в склепе в глубоком обмороке. Она думала о самоубийстве, и даже написала в письме своей подруге:«Скучно жить - страшно умереть…»
Все изменилось в судьбе Маргариты Тучковой после долгой беседы с митрополитом Филаретом, который сумел убедить бедную женщину, что она ведет жизнь нехристианскую, ведь ее личная боль - это лишь часть общей боли: «Господь дает тебе знак: послужи страждущим, коими кишит грешная земля наша». И Маргарита организовала общину для обездоленных женщин и сирот, в которой сама ходила за больными и делала всю тяжелую работу. Служить другим Маргарите оказалось не просто - не было ни опыта, ни умения общаться с простыми людьми, но постепенно жизнь общины наладилась, и в 1833 г. она превратилась в Спасо-Бородинское общежительство. Спустя три года Тучкова приняла малое пострижение и стала инокиней Меланией.
В 1837 г. на Бородинском поле отмечалось 25-летие войны 1812 года. Были маневры армии, множество гостей во главе с императором Николаем I. Для Мелании это празднование оказалось слишком тяжелым, и она слегла. Государь навестил больную и на прощание спросил, что он может сделать для нее. И она попросила об одном - отпустить на волю брата Михаила. Вряд ли эта просьба понравилась царю, но отказать Тучковой он не смог. Вскоре брат вернулся с каторги.
К тому времени, точнее, 28 июня 1840 г. состоялось пострижение инокини Мелании в мантию с именем Мария, а на следующий день она была возведена в сан игуменьи.
Так сбылось предсказание московского юродивого: почти двадцать лет, до самой своей смерти, мать Мария каждый вечер обходила монастырский двор, опираясь на дубовый посох, подаренный в день свадьбы.

Настоятельница Спасо-Бородинского женского монастыря, игуменья Мария.

Игуменье Марии принадлежит инициатива проведения ежегодных Бородинских торжеств и круглосуточного поминовения русских воинов, которое совершалось в монастыре. На территории обители были воссозданы укрепления одной из Багратионовых флешей. Мемориальный характер носит и посвящение монастырского собора Владимирской иконе Божией Матери, ведь само Бородинское сражение происходило в день церковного празднования Сретения Владимирской иконы – 26 августа.
До последних дней жизни игуменья Мария жила в доме напротив усыпальницы мужа и сына. Словно предчувствуя кончину, незадолго до смерти, она сожгла письма мужа к ней, не желая, чтобы их читали чужие люди. Игуменья Мария скончалась 29 апреля 1852 года.
Она не была святой, не являла чудеса исцеления, но сделала столько добра, что когда ее хоронили, все монахини так плакали, что не могли петь, и погребение прошло без хорового пения, положенного по православному обряду. Она не была внесена в церковные анналы как праведница и страстотерпица. Но на самом деле Маргарита Тучкова ею была - точно так же, как и тысячи других русских женщин, которые потеряли близких и остались верными их памяти до конца. Она, как и эти женщины, лишь несла свой крест - как умела - и, наверное, до своего смертного часа не ведала сомнений на избранном пути…

Листая страницы истории земли домодедовской постоянно встречаешь представителей фамилий из знаменитых русских родов, познаешь их родственные связи, их судьбы и их высокие гражданские поступки и героические подвиги на благо России. Судьбы многих из них удивительны, а некоторых из них — трагичны. Когда изучаешь их жизненные биографии, перед глазами возникают исполинские фигуры.

Это герои Бородинского сражения, это декабристы 1825 года, это великие русские молитвенники и молитвенницы из святых православных обителей русской земли прошедших времен.

В древности на землях Погоста Архангела Михаила, что на реке Рожайя возникло небольшое сельцо Архангельское, которое будет принадлежать Андрею Одинцу и получит название Одинцово-Архангельское.

В начале семнадцатого века село Одинцово-Архангельское станет вотчиной Ивана Юрьевича Тургенева, прямого предка русского писателя И.С. Тургенева. И.Ю. Тургенев на земле Погоста Архангела Михаила построил каменную церковь во имя Михаила Архангела вместо снесенной деревянной.

В 1662 году И.Ю. Тургенев скончался, и по духовному завещанию село Одинцово-Архангельское с 6 ноября того же года будет принадлежать его жене вдове Марфе. На той же речке Рожайе И.Ю. Тургеневу принадлежало сельцо Борево, которое с 1722 года перейдет к Донскому монастырю. С того года сельцо Борево станет называться Борево-Тургенево, а в конце девятнадцатого века — деревней Тургенево.

С конца восемнадцатого века селом Одинцово-Архангельское станет владеть подполковник Михаил Петрович Нарышкин.

У М.П. Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской родилась 2 января 1781 года дочь Маргарита, которая будет супругой будущего героя Бородинского сражения генерала Александра Алексеевича Тучкова (Тучкова 4).

А в 1798 году 4 февраля у М.П. Нарышкина родился сын Михаил, будущий декабрист, у которого супругой будет единственная дочь героя Отечественной войны 1812 года Петра Петровича Коновницына графиня Елизавета Петровна.

Жизнь и судьбы сестры и брата Нарышкиных: Маргариты Михайловны (1781- " 1852) и Михаила Михайловича (1798 — 1863) — связанные с домодедовской землей, интересны и поучительны.

М.М. Нарышкина в шестнадцать лет вышла замуж за П.М. Ласунского. Этот брак был неудачен; так как репутация Ласунского была известна, брак был легко расторгнут.

В 1806 году Маргарита Михайловна Нарышкина вторично вышла замуж за полковника Александра Алексеевича Тучкова, двадцативосьмилетнего офицера-красавца с тонкими чертами лица, с большими мудрыми и добрыми глазами. Состоялась большая любовь — Маргарита Михайловна была прекрасна собой, и, несмотря на встреченную ею полную взаимность, она долго не могла получить согласия родителей, напуганных неудачею ее первого выбора.

А.А. Тучков родился в Киеве в 1777 году, был младший из пяти братьев Тучковых. Он отличался репутацией способного и деятельного офицера.

С 1802 года Тучков путешествовал по Европе, в мае 1804 года присутствовал в Париже, когда на заседании Трибуната первый консул Бонапарт был провозглашен, императором Франции. В декабре 1804 года А.А. Тучков вернулся в Россию: служил, по особым поручениям при генерале Беклешове, а в 1805 году был переведен в Муромский пехотный полк, который участвовал в походе в корпусе Беннигсена и, дойдя до Силезии, получив известие об Аустерлицком сражении, вернулся обратно.

В кампании 1806 года в сражении при Голымине А.А. Тучков получил боевое крещение, за что был награжден орденом Георгия 4-го класса и был назначен шефом" . Ревельского пехотного полка.

Годы 1806-1812 для М.М. Нарышкиной были счастливыми годами замужества и семейного благополучия. Не страшась трудностей, Маргарита Михайловна последовала за мужем в Шведский поход, разделяя с ним все невзгоды военной жизни, разъезжая верхом на коне в качестве денщика.

В войну 1807 года Тучков, находясь с полком в авангарде генерала Бороздина, участвовал в битве при Гейльсберге и в Фридландском сражении, где с тремя полкам, держался в течение трех часов против вчетверо сильнейшего неприятеля. За эту битву А.А. Тучков был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени. В 1808 году Тучков со своим Ревельским полком был переведен в корпус Барклая-де-Толли, в Финляндию, где участвовал в сражении при Иденсальми, занятии городов Рандасальми и Куопио. За отличие в боях А.А. Тучков был произведен в генерал-майоры, чин генерала он получил в тридцать один год. Во главе Ревельского полка А.А. Тучков был переведен в корпус графа Шувалова, участвовал при взятии Торнео и отличился в деле при Шелефте, за что был награжден орденом Анны 2-й степени.

Маргарита Михайловна постоянно сопровождала своего супруга Александра Алексеевича во всех его боевых походах и сражениях. В 1810 году генерал А.А. Тучков был назначен командиром 1-й бригады знаменитой 3-й пехотной дивизии Коновницына.

M,М. Тучкова, став матерью с рождением сына Николая в 1811 году, проводит на войну с Наполеоном своего супруга А.А. Тучкова до Смоленска, а сама вернется к родителям в Москву, в собственный дом на Пречистенском бульваре.

В мае 1812 года в Вильне был назначен смотр полков дивизии Коновницына, где бригада Тучкова была в блестящем виде.

Бригада Тучкова принимала участие в бою при Какувячине, близ Витебска; защищала Малаховские ворота в Смоленске 5 августа 1812 года.

Из пяти братьев Тучковых в Отечественную войну 1812 года участвовали четверо:
1. Николай Алексеевич Тучков (1765-1812) — старший из братьев, генерал-лейтенант (Тучков 1), пал в Бородинском сражении.
2. Сергей Алексеевич Тучков, (1767-1839) — генерал-майор, командир пехотной дивизии (Тучков 2)
3. Павел Алексеевич Тучков (1775-1858) — четвертый из братьев, генерал-майор (Тучков 3). В Бородинском сражении командовал 3-м пехотным корпусом.
4. Александр Алексеевич Тучков (1777 — 1812) — младший из братьев, генерал-майор (Тучков 4) — муж Маргариты Михайловны Нарышкиной.

Тучков А.А. командовал в Отечественную войну 1812 года бригадой, входившей в состав 3-го пехотного корпуса, командующим которого был его родной брат П.А. Тучков.

В Бородинском сражении А.А. Тучков, являясь командиром Ревельского полка, находился среди героических защитников Семёновских (Багратионовских) флешей. Во время одной из атак французов, когда неприятель захватывал Семеновские флеши, генерал А.А. Тучков, взяв полковое знамя, кинулся вперед, увлекая за собой солдат в штыковую атаку под свинцовым дождем вражеской картечи. Летевший снаряд насмерть поразил героя и разорвал его на мелкие части...

Престарелая мать героев Тучковых, погибших на Бородинском поле, узнав о смерти своих сыновей, в тот же день ослепла. Такова была тяжесть ее горя.

Участник Отечественной войны поэт Федор Глинка, хорошо знавший генерала Александра Алексеевича Тучкова, передавая образ отважного генерала, писал так: «B этих чертах, особливо на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет воображение, Умеет и в военном мундире мечтать и задумываться».

1 сентября 1812 года Маргарита Михайловна Тучкова узнает о смерти своего мужа-генерала А.А. Тучкова, убитого на Бородинском поле, и, оправившись от первого нервного удара, выезжает на Бородинское поле. После долгого ночного поиска Маргарита Михайловна среди убитых своего мужа не нашла.

Продав все свои драгоценности и бриллианты, Маргарита Михайловна решила увековечить место гибели мужа — генерала А.А. Тучкова (Тучкова 4) — сооружением небольшой каменной четырехугольной церкви на месте стоявшей батареи, где был убит ее муж. За постройкой церкви М.М. Тучкова наблюдала, проживая вместе с маленьким сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

1820 году церковь Спаса Нерукотворного была построена — как память генералу Александру Алексеевичу Тучкову.

Последующие годы Маргарита Михайловна посвятила воспитанию сына, переехав жить в Петербург, где сын Николай учился в Пажеском корпусе. Николай Александрович Тучков был записан царем Александром 1 в пажи. В 1826 году Маргарита Михаиловна пережила еще жизненный удар — в пятнадцатилетнем возрасте умер ее сын Николай.

Ссылка брата М.М. Нарышкина, участника восстания декабристов 1825 года, и неожиданная кончина сына Николая, совсем молодого юноши, окончательно сразили Маргариту Михайловну. Похоронив сына в построенной ею Спасской церкви, Маргарита Михайловна навсегда переселилась в свою сторожку на Бородинское поле.

Вот что писала М.М. Тучкова своей подруге из Бородина: «День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначущее рукоделье, а после краткой молитвы — ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь — вот мое упование, тем и кончу!»

Веруя в Бога и в Промысел Божий, Маргарита Михайловна Тучкова в своей многострадальной жизни, неся безропотно свой крест, искала утешение в помощи бедным и несчастным в земной жизни людям, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближних.

М.М. Тучкова испросила у императора Николая I утверждение Спасо-Бородинской общины, на строительство которой пожертвовала доходы со своих имений и свою пенсию. М.М. Тучкова, имея энергичный характер и своими трудами и примером являясь главою общежития, по предложению митрополита Филарета приняла малое пострижение с именем Мелании. В 1838 году ее община была преобразована в Спасj-Бородинский монастырь.

По просьбе императора Николая I М.М. Тучкова присутствовала 26 августа 1839 года на открытии памятника на Бородинском поле и его освящении.

На царя Николая I сильное впечатление произвела М.М. Тучкова, вынесшая много страданий и опередившая императора в увековечении памяти русских героев, павших на Бородинском поле.

Император Николай I даровал Тучковой М.М. прощение ее брата, декабриста М.М. Нарышкина, и в 1840 году вызвал ее в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, позднее императрицы Марии Александровны. С тех пор М.М:. Тучкова вела переписку с императрицей Марией Александровной до самой своей кончины.

В 1840 году, 28 июня, М.М. Тучкова была посвящена в Петербурге в сан игумении. Она была боготворима и в своей обители, и в других монастырях благодаря своей неутомимой деятельности настоятельницы. Она отличалась, несмотря на свою вспыльчивость, отзывчивостью, добротой и смирением. Но под своей камилавкой и монашеской мантией она оставалась светской женщиной и при редких появлениях ее, в свете пленяла всех своей блестящей речью и изяществом приемов. Маргарита Михайловна Тучкова прожила долгую жизнь, скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в Спасском храме монастыря.

Брат М.М. Тучковой Михаил Михайлович Нарышкин родился семнадцатью годами позже сестры — 4 февраля 1798 года. Его отец по случаю рождения сына, дав ему, имя Михаил, в селе Одинцово-Архангельское снес старую постройку И.Ю. Тургенева — церковь Михаила Архангела — и к 1800 году воздвиг новую кирпичную во имя Архангела Михаила, существующую поныне.

В 1823 году М.М. Нарышкин женился на графине Елизавете Петровне Коновницыной, дочери героя Отечественной войны 1812 года графа П.П. Коновницына (1764-1822). Елизавета Петровна Коновницына родилась 1 апреля 1801 года — старшая из детей и единственная дочь у отца. Мать Елизаветы Петровны — Анна Ивановна, урожденная Римская-Корсакова — была из знаменитого русского рода.

Михаил Михайлович Нарышкин, полковник Тарутинского полка, в 1818 году стал членом «Союза благоденствия», а затем членом Северного общества, был участником переговоров Северного и Южного обществ «О принятии целию введения республиканского правления» и являлся участником подготовки восстания в Москве в декабре 1825 года.

В детские годы М.М. Нарышкин в зимнее время жил до 1815 года в московском городском доме, построенном в конце ХVШ века архитектором М.Ф. Казаковым для Варвары Алексеевны Нарышкиной, урожденной Волконской, на Пречистенском бульваре (ныне дом № 10 на Гоголевском бульваре); а в летнее время — в загородном доме в селе Одинцово-Архангельское.

В доме на Пречистенском бульваре М.М. Нарышкин бывал затем в первой половине 1820-х годов, где собирались члены «Союза благоденствия», В состав тайного общества входили и братья Коновницыны.

M,М. Нарышкин был признан виновным «в знании об умысле на цареубийство и в участии в умысле бунта» и сослан на каторжные работы в Сибирь, где отбывал их в Нерчинских рудниках.

Современники отмечали, что в дни декабрьского восстания «почти ежедневно собирались у М.М. Нарышкина, у которого сосредоточивались все доходящие до Москвы слухи и известия из Петербурга».

Дом Нарышкиных на Пречистенском бульваре в 1830 году был куплен удельным ведомством и в 1835 году перестроен. С давних времен существовали дружеские связи между родами Тургеневых и Нарышкиных. Усадьбой в Одинцово-Архангельское владели до Нарышкиных Тургеневы, и не случайно в доме на Пречистенском бульваре по приезде в Москву останавливался великий русский писатель И.С. Тургенев.

Елизавета Петровна Нарышкина, лишившись единственного ребенка — дочери, умершей в 1826 году, решила следовать за мужем в Сибирь. Мать Е.П. Нарышкиной графиня А.И. Коновницына — энергичная женщина, добилась разрешения государя на отъезд своей дочери к мужу в Читу. Прибыв в Читу в мае 1827 года, Елизавета Петровна, увидев своего мужа в оковах, упала в обморок. Графине нелегко было переносить лишения ссылки. Она была по природе нервной, хрупкой, болезненной. Михаил Михайлович, человек в высшей степени симпатичный, мягкий, добрый, трогательно ухаживал за своей болезненной супругой.

Живя в Петровском заводе, Елизавета Петровна серьезно заболела «простудной горячкой» и только благодаря заботам мужа и известного доктора Вольфа поправилась. Ее тяготила и угнетала однообразная жизнь в Чите, и из-за необщительного характера она чувствовала себя особенно одинокой. Она трудно сближалась с людьми и благоговела только перед глубоко религиозной Н.Д. Фонвизиной.
В 1833 году М.М. Нарышкин был освобожден от каторги и переехал жить с женой в Курган, где более мягкий климат благотворно действовал на здоровье Елизаветы Петровны. В Кургане Нарышкины более удобно устроились, обзавелись обстановкой, имели дворовых людей, М.М. Нарышкин занялся улучшением породы сибирских лошадей.

Василий Андреевич Жуковский, побывав в Кургане и увидев Е.П. Нарышкину, писал императрице Александре Федоровне: «В Кургане я видел Нарышкину: она глубоко меня тронула своей тихостью и благородной простотой в несчастии. Но она больна и, можно сказать, тает от горя по матери, которую хотя раз еще в жизни желала бы видеть»

Полковник М.М. Нарышкин был определен в том же 1833 году рядовым на Кавказ.Елизавета Петровна заехала в Москву, навестила мать и братьев (их у нее было четверо) и затем отправилась на Кавказ, в крепость «Прочный окоп».

На Кавказе жизнь Нарышкиных стала более содержательной и живой. Нарышкины получали книги, журналы, и в доме у них собиралось общество. Елизавета Петровна среди новых друзей часто пела, но, когда муж уходил в экспедицию против горцев, переживала и беспокоилась. Детей у Нарышкиных больше не было, но еще в Чите в 1830 году Елизавета Петровна взяла на воспитание маленькую девочку Улья.ну Чупятову.

После помилования Нарышкины поселились в Москве, где жили Коновницыны.

Ни у Маргариты Михайловны, ни у Михаила Михайловича Нарышкиных потомков не осталось. Такова их судьба.

Дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала П.П. Коновницына Елизавета Петровна Нарышкина прожила вдовой еще несколько лет — она умерла 11 декабря 1867 года и похоронена в Москве рядом с мужем на кладбище Донского монастыря

По словам князя Е.П. Оболенского, М. М. Нарышкин в жене «нашел ту полноту сочувствия, которая в жизни выражается полной гармонией и стремлений, и целей жизненных, и надежд, и желаний; в этом сердечном союзе протекли многие годы, везде они были вместе, и везде их сердечная жизнь выражается в любви чистой, отражаемой во всем строе жизни».

М.Н. Волконская, знавшая по каторге Е.П. Нарышкину, писала о ней так: «Маленькая, очень полная, несколько аффектированная, она была в сущности вполне достойная женщина; надо было привыкнуть к ее гордому виду, и тогда нельзя было ее не полюбить».

А Францева о Нарышкиной Е.П отозвалась так: «...была некрасива, но удивтельно умное выражение лица заставляло не замечать этого: ум у нее был острый, игривый, восторженный, она все подметит и ничего не пропустит без замечания, с ней, было всегда весело и приятно».

Такова была дочь Петра Петровича Коновницына — генерала от инфантерии, героя Бородинского сражения, заменившего тяжелораненого П.И. Багратиона, дежурного генерала при М.И. Кутузове, одного из самых деятельных его помощников. Но на военном Совете в Филях П.П. Коновницын проголосовал против отступления, имея высокие патриотические и нравственные качества, которые передал своим детям - сыновьям и дочери. Его старший сын состоял членом Северного общества декабристов, был разжалован в солдаты и сослан в дальний гарнизон, а потом на Кавказ.

Село Одинцово-Архангельское, возникшее на землях Погоста Архангела Михаила, оставалось многие годы загородной вотчиной Нарышкиных. Здесь провели свои детские годы в летнее время Маргарита Михайловна и Михаил Михайлович.

С высоких берегов Рожайи слышали они журчание вод реки, шум зеленых дубрав и многоголосое пение птиц, а по воскресеньям и праздничным дням присутствовали на литургиях в храме Михаила Архангела.

Храм Михаила Архангела, построенный М.П. Нарышкиным в 1798-1800 годах на месте старого снесенного храма постройки И.Ю. Тургенева, существует до наших " дней. С 1992 года в церкви Михаила Архангела возобновились богослужения (территория резиденции Президента РФ, доступ ограничен - прим. Админа).

Краевед Николай Чулков. Из цикла "История края в лицах".