Диагностика уровня развития ребенка трудовая деятельность младший возраст. Развитие трудовой деятельности дошкольника. Выявление умений в ручном труде

Труд в природе.

1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

Ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

Ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

Ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

Предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

Не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

Ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

Результат труда определяет при помощи взрослого;

Не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

Ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

Раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

Не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

Самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

С помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

Не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

Все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

Качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты сведены в таблицу 1.

Таблица 1 - Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Фамилия, имя ребёнка

1. Умение принять цель труда

Воробьева Валерия

Горлинская Софья

Ильченко Денис

Ионова Вера

Шилин Иван

Шпак Сергей

НИЗКИЙ А - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ Б - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Таблица 2 - Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями

1. Умение принять цель труда

2. Умение выделить предмет труда

3. Умение предвидеть результат труда

4. Умение спланировать трудовой процесс

отобрать необходимое оборудование

6. Освоение трудовых навыков и умений

Хозяйственно-бытовой труд.

1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты сведены в таблицу 3.

Таблица 3 - Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ Б - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Таблица 4 - Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду

Ручной труд.

1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Результаты сведены в таблицу 5.

Таблица 5 - Диагностика сформированности ручного труда

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ Б - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Таблица 6 - Уровень сформированности отношения детей к ручному труду

Таблица 7 - Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение).

Таблица 8 - Результаты

1. У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных.

2. В старшей группе у детей формируются навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетение, работа с природным и бросовым материалом и т.д.

Старший дошкольный возраст:

Должны знать о трудовой деятельности взрослых в следующих сферах:

промышленность;

транспорт;

строительство;

учреждения культурно-бытового обслуживания;

образование и медицина;

сельское хозяйство.

Знать об основных трудовых процессах, о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы.

Знать о взаимодействии людей разных профессий.

Знать о героических профессиях (космонавты, полярники, спасатели)

Критерии оценки реализации Программы трудового воспитания детей

I. Знания, умения, навыки воспитателя. Планирование работы

Знание воспитателем Программы трудового воспитания детей по разделам: «Самообслуживание», «Труд в природе», «Хозяйственно-бытовой труд», «Ручной труд».

Методическое обеспечение педагогического процесса по трудовому воспитанию.

Перспективное планирование работы.

Календарное планирование различных видов трудового воспитания детей. Система работы. Взаимосвязь с другими видами детской деятельности.

Методика проведения воспитателем занятий, руководство совместной и самостоятельной деятельностью по трудовому воспитанию детей. Индивидуальная работа.

II. Создание условий

Наличие оборудования для каждого вида труда и целесообразность его размещения.

Соответствие оборудования требованиям педагогики и СанПиНа.

III. Знания, умения, навыки детей.

Владение детьми трудовыми умениями и навыками в соответствии с требованиями Программы трудового воспитания.

Наличие интереса, самостоятельности и активности детей.

Использование детьми умений и навыков в самостоятельной трудовой
деятельности.

Знания детей о трудовой деятельности взрослых


Программа формирования трудовой деятельности у дошкольников

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:

2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)

3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.

4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака.

5. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.

6. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах.

7. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть), спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение.

8. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Поэтому программа включает в себя следующие виды

§ ознакомление детей с трудом взрослых,

§ трудовое обучение;

§ участие в труде взрослых в детском саду;

§ сюжетно-ролевые игры;

§ работа с семьей.

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

1. Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

2. Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.

3. Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников

1. Самообслуживание.

2. Хозяйственно-бытовой труд.

3. Труд в природе.

4. Ручной труд.

Цель и задачи работы: подготовительная группа

· Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.

· Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

· Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.

· Формировать потребность трудиться.

· Воспитывать любовь к труду.

· Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

· Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Организация труда по подгруппам

При организации трудовой деятельности детям было предложено на выбор несколько видов. Дети должны были выбрать наиболее интересный для себя вид деятельности.

Были предложены следующие варианты работ: изготовление флажков для ребят из младшей группы в подарок, уход за комнатными растениями, уборка групповой комнаты, сбор листьев на участке, вымыть игрушки, постирать кукольную одежду. Выбор данных видов деятельности обусловлен необходимостью их осуществления в группе. Вся проводимая работа проводилась под контролем воспитателя и помощника воспитателя.

Необходимо отметить, что дети меняли виды деятельности, мотивируя это тем, что: хочу заниматься и другим (20%); надоело это занятие (30%); все сделал, хочу еще помочь (40%). 10 % детей вид деятельности не меняли.

Таким образом, в результате наблюдения, были получены следующие результаты:

изготовление флажков для ребят из младшей группы в подарок – 5 человек;

уход за комнатными растениями – 4 человека;

уборка групповой комнаты – 3 человека;

сбор листьев на участке – 6 человек;

вымыть игрушки – 3 человека;

постирать кукольную одежду – 3 человека.


Организация мероприятий по ЗОЖ

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/

Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/

Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/

Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/

Воздушные ванны /перед сном, после сна/

Физкультурные занятия /3 раза в неделю/

Проветривание ванны /перед, после сна/

Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/

Полоскание горла /ежедневно/.
Травами /1 раз в квартал по 10 дней/

Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно

Профилактические прививки

Закаливание солнцем, водой /в летний период/

Профилактика плоскостопия /ежедневно/

Профилактика осанки детей /ежедневно/

Физкультминутки /ежедневно/

Подвижные игры /ежедневно/

Прогулки /в теплое время года/

Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца 20 – начала 21 веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями образовательной программы, которая содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Примеры из опыта работы дошкольных образовательных учреждений:

Пример 1.

Труд в природе.

· Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль.

Критерии:

  • ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
  • ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
  • ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения

Критерии:

  • самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
  • предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
  • не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход за ним

Критерии:

  • ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить

Критерии:

  • ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
  • раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
  • не может спланировать последовательность трудовых действий.

Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.)



Критерии:

  • самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
  • с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
  • не может выполнить задания.

Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений

Критерии:

  • все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
  • отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
  • качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты свести в Таблицу 4.

Таблица 4

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

требующий особого внимания - А

средний - Б

высокий - В

Хозяйственно-бытовой труд.

Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты свести в Таблицу 5.

На первом этапе экспериментальной работы мы провели диагностику уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Базой исследования явился детский сад № 44 «Золушка», г. Набережные Челны. Диагностика была проведена в старшей группе детского сада. Это был констатирующий эксперимент, целью которого являлось изучение влияния строительно-конструктивной игры на формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. В констатирующем эксперименте принимали участие 20 детей из двух групп - контрольной и экспериментальной. (Таблица 2.1).

Было выделено четыре методики для выявления уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

1. - Беседа.

Цель: выявить уровень сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Материал: Иллюстрации с простым, доступным сюжетом, чтение художественной литературы, экскурсии.

Задачи: Сформировать у детей понятие о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек красив своим трудом.

2. - Наблюдение.

Цель: выявить умения и отношения детей старшего дошкольного возраста к хозяйственно-бытовому труду.

Материал: Иллюстрации с изображением процессов хозяйственно-бытовой деятельности, наблюдение за трудом дворника, экскурсия на пищеблок.

Задачи: сформировать у детей положительное отношение к труду взрослых.

3. - Анкетирование.

Цель: выявить отношение детей старшего дошкольного возраста к поручениям в семье.

Материал: анкетирование родителей и детей.

Задачи: сформировать у детей положительное отношение к выполнению поручений в семье.

4. - Игра.

Цель: выявить сформированность положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста посредством строительно-конструктивной игры.

Материал: предварительная беседа о профессиях, разглядывание иллюстраций, выбор темы для строительно-конструктивной игры.

Задачи: сформировать у детей положительное отношение к труду посредством строительно-конструктивной игры.

Анализ результатов оценивался по трехбалльной шкале.

1 балл - низкий уровень

2 балла - средний уровень.

3 балла - высокий уровень

Результаты оценивания детей по методикам представлены в таблицах.

Для детей седьмого года жизни это не очень хорошие результаты

Рис 2.1. В сравнении с контрольной группой результаты положительные.

На основании данных методических приемов было проведено диагностирование детей и выделено три уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень сформированности положительного отношения к труду образуется у каждого ребенка, независимо от какого-либо специально воспитательно-образовательного воздействия и систематических знаний, составляющих содержание его образования. Данный уровень создает возможности стартового развития ребенка и обеспечивает его контакты с окружающим миром. Он характеризуется умением детей называть и элементарно объяснять свои представления о трудовой деятельности человека. Он отличается от других уровней отсутствием самостоятельности в действиях и их обедненным содержанием, слабо развитой речью, отсутствием эмоциональной окрашенности деятельности, низким качеством исполнительных операций.

Средний уровень сформированности положительного отношения к труду образуется при специальном педагогическом воздействии на детей в условиях реализации определенной системы знаний в строго регламентированной деятельности дошкольников. Характеризуется увеличением возможностей детей, некоторыми успехами в их развитии, но, в тоже время средний уровень не ведет еще к саморазвитию детей в их самостоятельной деятельности, так как действия репродуктивны, подражательны. На этом уровне дети отличаются умением понимать простые связи и закономерности, умением выразить их в речи, построением своей деятельности с учетом этих закономерностей. Содержание их трудовой деятельности более разнообразно, они способны действовать под руководством взрослого и частично самостоятельно. Однако проявления творчества, любопытства, воображения, инициативы ограничены.

Высокий уровень сформированности положительного отношения к труду возможен только при развивающемся взаимодействии взрослого с детьми, в процессе усвоения детьми их собственной трудовой деятельности. Этот уровень характеризуется наличием у детей элементарных системных знаний о трудовой деятельности, способностью детей к рассуждениям, умозаключениям, выводам; богатым содержанием детских деятельностей, которые носят творческий самостоятельный характер; возросшей социальной интеллектуальной, эмоциональной активностью.

Так же на основании данных методик был проведён сравнительный анализ групп направленный на выявление уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов оценивается по трех бальной шкале:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском учреждение трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Многие дети дошкольного возраста, поступившие к нам не владеют навыками самообслуживания (не умеют одеваться, раздеваться, самостоятельно есть, умываться, чистить зубы, мыть руки и т.д.) и именно в приёмном отделении дети получают первоначальные навыки самообслуживания.

Хозяйственно-бытовой труд - труд по уборке помещения, дежурства в столовой и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Все дети в приёмном отделении дежурят в комнате, дети дошкольного возраста протирают пыль, складывают игрушки. В теплое время года, убирают территорию, подметают. Осенью убирают листву.

Труд в природе - уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, подоконнике, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. В летнее время ухаживают за клумбами, поливают цветы, рвут траву.

Ручной и художественный труд - труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).

В основном все дети любят заниматься ручным и художественным трудом, но не все умеют работать с ножницами, правильно держать в руке карандаш, поэтому учим детей вырезать, аккуратно обводить детали для поделок.

В приёмном отделении с карантинным блоком по комплексной программе есть направление «Трудовая адаптация и профессиональная ориентация».

Цель направления развивать понимание того, что труд - основа всей жизни, что всё достигается большим трудом, формировать интерес воспитанников к профессиональному труду, расширять знания о современном мире профессий.

Включает цикл занятий «Труд - основа жизни», «Хлеб - всему голова», «Азбука профессий», «О добросовестном отношении к труду», «Труд красит человека», « Угадай профессию», «Что такое рукотворный труд». Эти занятия знакомят детей со значением труда в жизни человека, прививают уважение и любовь к труду и людям труда, показывают необходимость труда, убеждают воспитанников в том, что их главная цель - учёба.

2. Эмпирическое исследование уровня сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

Организация и методы исследования

Диагностика проводилась каждый день в течение двух недель. Велось наблюдение за детьми во время приема пищи, гигиенических процедур, дежурств, прогулок, на занятиях по ручному труду. Детям давались различные поручения и задания, индивидуально и коллективно, оценивалась аккуратность в работе, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца, взаимодействие со сверстниками, качество работы, интерес к труду и бережное отношение к оборудованию.

  • НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
  • СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
  • ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

На втором этапе проводился формирующий эксперимент, направленный на формирование трудовых навыков воспитанников с помощью нашей программы, «Радуга».

Мы расширяли у детей представления о труде представителей различных профессий, знакомили с сельскохозяйственным трудом через мультфильмы, художественную литературу, иллюстрации. Дети должны были усвоить, что на выращивание хлеба, овощей и другого сельскохозяйственного труда затрачивается большой труд, что нужно ценить и беречь результаты этого труда.

Осуществлялся контроль за деятельностью воспитанников по самообслуживанию (напоминали о необходимости следить за чистотой одежды, поддерживать чистоту личных вещей). Дети привлекались к уборке шкафов и тумбочек, сортировать и аккуратно складывать вещи.

Использовалась такая форма организации труда, как поручения, (например, двум мальчикам было поручено следить за порядком в уголке с игрушками и книгами одну неделю, а двум девочкам было поручено ухаживать за комнатой девочек в течение одной недели). Перед началом работы мы задавали детям вопросы, побуждающие их продумать, как они будут выполнять поручение (например, «Расскажи, как ты будешь выполнять задание? Что будешь делать сначала? Почему?). Это способствовало развитию у детей самостоятельности, инициативы, заставляло активно использовать имеющийся опыт.

Каждые 3 дня детей объединяли в одно дежурное звено, которое отвечало за все виды дежурств. Так мы предоставляли детям возможность ежедневно договариваться о том, кто какую работу будет выполнять. В течение дня, мы обращались к детям, как к своим помощникам, одобряли за хорошее выполнение заданий, давали советы.
Труд детей оценивался справедливо, конкретно, доброжелательно. Оценивались не только результаты труда, но и отношение детей к своим обязанностям - добросовестно, старательно или небрежно выполняли работу, дружно ли трудились.

3. Анализ трудовой деятельности дошкольников.

За период с с февраля 2016 г., по февраль 2017 г. В приёмное отделение с карантинным блоком поступило 31 ребёнок возрастом от 4 до 6 лет. Была проведена диагностика сформированности трудовых навыков с применением метода наблюдения и моделирование ситуации.

Диагностика дала такие результаты:

Анализируя результаты, мы выяснили следующее:

  • С высоким уровнем развития трудовых навыков детей не было.
  • Большинство детей со средним уровнем развития трудовых навыков - 23 ребёнка. Они самостоятельно одеваются и раздеваются, хорошо владеют столовыми приборами. Но уборка своей постели после сна и уход за комнатными растениями вызывают у них затруднения. Участие в уборке комнат их не интересует, поделки из природного и бросового материала выполнять не умеют.
  • С низким уровнем развития трудовых навыков 8 детей. Они не умеют ухаживать за растениями, плохо заправляют постель после сна, не принимают участие в уборке комнат и участка. Не хотят и не умеют делать различные поделки из бросового, природного и бумажного материала.

Далее, приняв во внимание низкие показатели развития трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста, нами былапрограммы по трудовой адаптации и профессиональной ориентации «Радуга», блок «Труд — основа жизни». составлена, с помощью которой мы провели формирующий эксперимент.

В результате проведённых занятий по программе видна положительная динамика.

Анализируя результаты, мы выяснили, что с высоким уровнем развития трудовых навыков детей в группе большинство - 15 детей. Они хорошо владеют столовыми приборами, аккуратны и чистоплотны, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями. Всегда принимают активное участие в уборке комнат и участка. Всегда доводят начатое дело до конца. Подели из бросового и природного материала у них получаются красивые, интересные и аккуратные.

Со средним уровнем развития трудовых навыков - 10 детей. Они владеют столовыми приборами, аккуратны, но без интереса и желания убирают свою постель после сна и ухаживают за комнатными растениями. Их не интересует уборка комнат, поделки из природного и бросового материала выполняют не аккуратно.

С низким уровнем развития трудовых навыков 2 ребёнка, результата нет в связи с умственной отсталостью детей или психических отклонений.

  1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
  2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18.
  3. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
  4. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
  5. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. - 2000. №7. - С.101-105.
  6. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.
  7. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 224 с.
  8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.