Когда ребенок начинает узнавать маму. Когда ребенок начинает видеть и узнавать маму? Чувствует ли новорожденный что его мама бросила

Здравствуйте, уважаемые молодые мамы. Вы родили своего первенца, пережили кучу эмоций, занимаетесь ребенком и теперь хотите узнать, когда же он начнет вас узнавать. Это, на самом деле не такой уж простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Вначале вам нужно самим определиться с термином «узнавать», что вы под ним подразумеваете.

Узнавать можно по слуху, по голосу, по запаху, на ощупь. Или же вас интересует, когда ребенок посмотрит на вас и скажет «Привет, мама». В данной статье мы попробуем разобраться со всеми этими особенности и дать все-таки ответ на вопрос: «во сколько месяцев ребенок начинает узнавать своих родителей».

Чтобы полностью разобраться с этапами развития ребенка рекомендую также прочитать статьи:

Все они взаимосвязаны между собой и формируют некоторую картину развития ребенка. Ведь, когда малыш будет видеть, различать звуки, произносить слоги, явно он научиться распознавать родных ему людей, улыбаться им, играть.

Вы также должны понимать, что в первый год жизни малыш просто начинает узнавать и привыкать к людям, которые о нем заботятся. Он не знаком с термином «мама» и не может назвать или сопоставить это слово с конкретным человеком. Для него существует женщина, которая находится постоянно рядом с ним, кормит и играет. То же самое касается и папы. Это просто мужчина, который не кормит, но все равно постоянно на виду, естественно, ребенок к нему привыкает и начинает узнавать, улыбаться и т.д.

По запаху

Отличительная черта мамы от всех остальных родственников – это запах, мама пахнет едой. Этот запах ребенок ни с чем не спутает поэтому, если он голоден и находится близко к матери, то начинает нервничать, искать грудь, суетиться. Ведь как только ребенок рождается, его тут же кладут на живот к маме, срабатывает инстинкт, он начинает сосать грудь и этот запах становиться для него родным. Поэтому уже спустя несколько недель после рождения ребенок может с легкостью узнавать мамины вещи, которые пропахли молоком. В этот период можно другим членам семьи использовать мамину одежду, чтобы успокоить ребенка.

Последнее время в вязи с экологией, несовместимостью материнского молока и организма ребенка, а также отсутствием у матери этого самого молока все чаще детей кормят из бутылочки . Отсюда можно сделать вывод, что с едой у ребенка уже не будет ассоциироваться конкретный человек, ведь покормить малыша может и папа и бабушка и старшая сестра и т.д. И одежда мамы не пахнет молоком, так что, для таких детей мы эту гипотезу брать во внимание особо не будем.

По голосу

Функция слуха у детей начинает активно развиваться еще в утробе матери. Они уже слышат, хотя еще не родились. Чаще всего дети слышат материнский голос в этот период. Однако, это не означает, что после рождения не нужно с ребенком разговаривать, он и так узнает маму, нет. Чем больше вы разговариваете со своим малышом, тем быстрее он начнет говорить и тем больше привыкнет к вашему голосу.

Хорошо дети начинают оборачиваться на знакомый им голос, начиная с трех месяцев.

Видит маму и узнает

Зрение у детей развивается не так активно как слух, в первые месяцы ребенок видит все как в тумане, он никак не распознает силуэты родителей. Ему все равно, кто прошел рядом папа или незнакомый мужчина.

Однако, постепенно, начиная с трех месяцев, мир малыша начинает приобретать краски, он замечает, кто именно находится с ним чаще всего, кто с ним играется, кто ему улыбается. Малыш начинает очень хорошо реагировать на мимику и улыбаться родителям в ответ.

В 4-5 месяцев ребенок при виде знакомого человека может начать гулить, улыбаться, дергать ножками и ручками , при условии, что этот человек радостно ему улыбается и спокойно приговаривает.

В полгода дети уже должны четко различать своих и чужих. Они могут даже сторониться посторонних людей, вести себя скованно, не играться и не улыбаться. Наш сынок в 6 месяцев был таким же: он с нами постоянно смеялся, игрался, показывал, что он умеет, дергал ножками и т.д. Как только его приносили к бабушке – становился сразу другим ребенком, грустный взгляд и минимум движений, вел себя настороженно.

  1. Почаще улыбайтесь ребенку, и ответит тем же вам.
  2. Проводите с ним больше времени, и он привыкнет к вам, к вашему лицу, силуэту, походке.
  3. Разговаривайте с малышом почаще, и он привыкнет к вашему голосу, начнет раньше говорить. Показывайте ему новые предметы, цвета и он лучше познает мир.

Не существует четкой даты, когда малыш осознанно скажет слово «мама» и покажет на вас пальчиком, это все зависит от темперамента ребенка и от того, насколько хорошо вы с ним занимались. Это может произойти в год, а может и в два.

Давайте теперь подытожим все вышесказанное одним предложением. Ребенок начинает узнавать маму по запаху практически с первого месяца, а по звуку и визуально – чуть позже, начиная с третьего. Когда ваш сын или дочка произнесет фразу «Привет, мама» во многом зависит от вас.

Механизм узнавания у грудничка с точки зрения развития достаточно сложен. Для его становления необходим некоторый запас опыта, т.е. крохе необходимо время чтобы познакомится с мамой, запомнить её внешность. Кроме того, органы чувств новорожденного ещё не завершили своего развития. И всё же родители с нетерпением ожидают момента, когда ребенок узнаёт маму и папу, радуется их появлению.

Рождение – новый важный этап в жизни младенца запускает функционирование врождённых рефлексов, которые регулируют процессы, необходимые для выживания в новых условиях. При этом чувства ещё не развиты и грудничок не может полноценно воспринимать окружающее пространство, узнавать близких.

Традиционно способность узнать знакомое лицо связана с формированием зрительных процессов, которая у новорожденного наименее развито по сравнению с обонянием, осязанием, слухом. Месячный малыш не способен различать четкую картинку окружающей среды, однако зрение непрерывно совершенствуется. Находясь в животе мамочки в статусе плода, ребенок различает свет и тьму. К тому же грудничку знаком голос матери, стук её сердца.

С появлением на свет он не видит чёткой картинки мира: пространство состоит из скопления светлых и тёмных пятен, размытых силуэтов, нечётких предметов и лиц. К концу второй – третьей недели ребенок ощущает нечёткий контур близкого человека на расстоянии 25 сантиметров. Это примерная величина между лицами матери и малыша при кормлении грудью.

Первый месяц даёт возможность крохе чётче различать силуэты, а к концу второго – третьего месяца ребёнок способен определить плоский предмет или объёмный.

При этом младенец также может «распознать» маму, определить самого родного человека из числа других близких людей. Зрение ещё не развито окончательно, однако обоняние позволяет малышу ощутить близость материнского тела, почувствовать запах молочка. Малышу близко звучание родного голоса, его тембр. Немаловажное значение имеет также и тактильный контакт. Мягкие и нежные поглаживания, их характер и последовательность также откладывается в памяти новорожденного. Контактирование с мамой ассоциируется с удовлетворённостью, безопасностью, комфортом.

Когда проявляется навык

Совокупность всех перечисленных ощущений запоминается крохой и ассоциируется с образом матери. Часто можно услышать выражение, что младенец с закрытыми глазами почувствует мать. Данное утверждение лишь отчасти верно, так как ребенок этого возраста воспринимает образ мамочки как совокупность присущих её запахов, голоса, одежды, манеры говорить, особенностей прикосновения и т.д. Т.е. если женщина воспользуется дезодорантом, духами, несколько изменит свою внешность, прическу или одежду, такие действия могут нарушить целостность материнского образа в сознании ребенка. Данное несоответствие может неблагоприятно повлиять на состоянии крохи: привести к отказу от груди, частому и длительному беспокойству, ребёнок будет плакать – звать «настоящую» маму. Именно поэтому о осознанном узнавании в этот период говорить рано.

Зрение трёхмесячного младенца продолжает совершенствоваться, становится острее. Ребенок видит существующую действительность, способен сконцентрировать взгляд, начинает распознавать лица. Четвёртый месяц можно считать периодом, когда ребенок начинает осознанно узнавать маму. При этом искренне демонстрирует оживление: начинает улыбаться, тянет ручки, проявляет активность и готовность «общаться». К пятому месяцу кроха уже способен улавливать настроение мамочки, вглядываясь в черты лица и запоминая их выражение.

Почему не узнаёт

Сколько времени понадобится на узнавание, зависит от многих факторов. Если уход за малышом осуществляют многочисленные представители семьи: бабушки, дедушки, братья или няни период узнавания мамы изменяется. В случае, когда женщина любит экспериментировать с внешностью, постоянное нарушение образа часто имеют негативные последствия: дети часто тяжело переживают такие изменения.

Особое внимание следует уделить малышам, которые не проявляют интереса к маминой персоне, т.е. отсутствует эмоциональная реакция на её появление. Если малыш не отзывается на собственное имя, равнодушен к игрушкам, наблюдается пассивность, однообразие или бедность мимических проявлений стоит обратиться к врачу. Такие проявления характерны для психических расстройств, аутизма.

Как дети чувствуют родителей? Интересный вопрос. Наверное, без мистики здесь не обходится. Если выйти на улицу и спросить у встречных прохожих-родителей: «Как ваш ребенок чувствует, ощущает вас? С какого момента это началось?»

Внятный ответ мы, скорее всего, ни от кого не услышим. Никто не сможет на него понятно ответить и объяснить, не прибегая к сверхъестественным явлениям, откуда берется эта незримая, тонкая ниточка связи, которая протягивается между ребенком и его родителями с момента его зачатия и до момента смерти. Даже если маленький человечек становится большим человеком и самостоятельной личностью, то эта связь никуда не исчезает.

Находясь еще в животе у мамы, это крошечное чудо показывает, когда ему что-то не нравится, а когда у него все хорошо. И, что самое интересное, мамочки чувствуют эмоциональное состояние своих еще не родившихся чад. Детки показывают своим родительницам, каким-то невероятным образом (возможно, именно через ту незримую связь, что соединяет их с самого начала жизни еще внутри мамы), что знают, когда ей плохо или неспокойно, начиная пинаться и толкаться.

Практически все родители разговаривают со своими малышами, находящимися еще в утробе матери, поют колыбельные, включают им музыку, рассказывают сказки, а детки отвечают им: толчками, пинками или выделывают невероятные кульбиты. Но если малыш расшалится, то мама может попросить его не озоровать, сказать, что ей больно. И он поймет, прекратит баловаться!

И эта незримая нить связи не исчезает и не истончается после появления на свет новорожденного, а только еще больше крепнет. Также как мать узнает свое дитя, также и ребенок сразу узнает голос своей мамы. И когда она плачет или расстраивается, то он плачет вместе с ней, плохо спит и ест, пока мама не успокоится и не придет в норму. Только вот это маленькое чудо даже не понимает, по какой причине льет слезы. Просто ему становится плохо также как и его маме, он чувствует ее беспокойство! А когда мама счастлива, он смеется вместе с ней.

Именно к своим родителям ребенок тянется с первого дня жизни, узнает их. Даже если глазки не могут сфокусироваться ни них – он чувствует их на каком-то интуитивном уровне и тянется к ним ручками. Когда же деточка улыбается родителям - им передается его радость, его настроение. И они начинают улыбаться в ответ. У них на душе становится теплее от того, что их малышу хорошо. На вопрос: «Как они это понимают?» - одна мама ответила: «Как? Не могу точно сказать… такое чувство, что она просто посылает нам свои эмоции, делится ими. По-другому не могу это объяснить».

И когда деткам плохо, а мамы находятся далеко от них, то даже на таком расстоянии родительницы ощущают, что с их «сокровищем» что-то не так и начинают переживать. Никто из опрошенных не смог ответить на вопрос с научной точки зрения, но от них этого никто и не требовал. Все утверждали, что: «Я не знаю как, но могу сказать точно, что мой малыш говорит со мной. Только не так как мы – словами, а передавая свои эмоции, чувства, показывая это своим поведением. И мне это очень помогает понять, что ему нужно и хочется». (Смеется).

Некоторые детки, оставаясь в садике или с бабушками и дедушками, перед приходом родителей начинают говорить им, что сейчас за ними придут мама с папой. А через некоторое время так и происходит. И все только удивляются: «Откуда же ты мог знать!?», - а малыш и сам не может объяснить. Он просто почувствовал. Если ребенок спит, а в комнате есть кто-то из родителей, то сон его спокойный и крепкий, не просыпается постоянно и не плачет во сне. Каким-то седьмым чувством малыш понимает, что мама устала и ей нужно отдохнуть. В такие моменты он перестает шуметь, может позаниматься сам с собой, а если мама задремлет - не будить ее.

Одно из мам сказала: « Моя дочка всегда чувствует, если мне плохо или требуется поддержка! В этом случае она подходит ко мне, обнимает, целует и говорит, что любит. После этого я готова горы свернуть».

Другая рассказала: «Наша малышка мирит нас с мужем. Если я на него из-за чего-то обиделась и не разговариваю или наоборот, то она подходит, берет нас за руки и заставляет обняться, спрашивая в этот момент: «Папа любит маму?»,- «А мама любит папу?». Сразу проходят все обиды и недопонимания. А ей всего два с половиной года» . Все это родители говорили с восторгом и восхищением, а в их глазах плескался океан любви и нежности! Но есть такая особенность: детки, в большинстве своем, сближены больше с мамами нежели с папами. Практически всегда это происходит от недостатка внимания со стороны папы, из-за того, что он уделял мало времени своему ребенку и не занимался с ним. Ведь самое важное укрепление связи между родителями и малышами происходит в период нахождения его в еще эмбриональном состоянии и первые годы жизни. Именно тогда у ребенка формируется привязанность к папе и маме. Он решает для себя кто его любит, а кто - нет.

Один папа рассказал: когда он сказал своему ребенку, что любит его, то тот ему ответил: «Нет, не любишь» . Малышу было два года. А все было из-за того, что папа работал, а приходя с работы, не занимался со своим чадом, ссылаясь на усталость. И все свое время малыш проводил с мамой.

Эта история показывает насколько легко ранить ребенка, показать, что он не нужен. В любой ситуации надо находить время на детей и говорить им как можно чаще о своих чувствах. Но попадались и такие семьи, где: мыться только с папой, кушать только с папой, читать книжки тоже. Папа номер один. Хотя мама и не «отлынивала» от ребенка. Просто папа показал себя малышу с самой лучшей стороны и всегда, когда тот хотел побыть с ним – занимался (во внерабочее время).

Дети же из неполноценных семей, как бы их сильно ни любили, всегда ощущают себя глубоко в душе брошенными и обделенными. Хотя в каждом правиле есть свои исключения. Поэтому берегите своих детей и их внутренний мир. Пусть они подольше верят в сказки и чудеса.

Малыш чувствует себя счастливым, когда его любят, когда он получает от родителей внимание, поддержку, заботу, ласку и, самое главное, любовь.

Когда ребенка в семье не любят или не любит хоть один их родителей – он чувствует это: замыкается в себе, становится агрессивным, непослушным, никого не подпускает к себе. Он ощущает это на интуитивном уровне.

Родители для своих детей являются опорой, примером и поддержкой. Потому чтобы малыш чувствовал себя комфортно в семье необходимо стараться сделать для него этот маленький мирок под названием «семья» самым защищенным от всех бед и опасностей.

Дети тонко чувствуют, когда родители пытаются их обмануть. Они подлавливают их на лжи и со временем перестают доверять. Их тайны узнает кто-то другой – не вы, они не пойдут к вам за советом. Родители, не удивляйтесь, что у кого-то их раньше открытый, рассказывающий все ребенок, стал закрытой книгой и держит все внутри себя. Не стоит сразу искать проблему в ребенке или его окружении. Возможно, в этом виноваты вы сами. Загляните в себя и вспомните: может ваш малыш перестал доверять вам из-за ваших обманов? Задумайтесь, даже ваша простая недосказанность не укроется от их пытливых взглядов и умов. И тогда он начинает думать, что раз родители, те, кто для него самые дорогие и близкие люди не доверяют ему, то может ли он доверять им безоговорочно. Поэтому берегите свое счастье. И не давайте таким вещам разрушить его.

Родители слушайте своих детей и слышьте, не забывайте, что они вас прекрасно понимают и ощущают вас и ваше настроение. Показывайте насколько они вам дороги и как вы их любите. Удачи в воспитании деток!

Ссылки

Многие родители удивляются, когда их совсем маленький ребенок демонстрирует сильное чувство привязанности – разве грудной ребенок или едва научившийся ходить малыш достаточно развит в психологическом плане, чтобы испытывать такие эмоции? Каким бы удивительным это ни казалось, но дети учатся формировать глубокие и теплые связи с родителями и друзьями уже с самого раннего возраста, задолго до того, как маленький человечек научится вербально выражать свои симпатии и антипатии. Даже новорожденный способен любить!

Новорожденный: Неужели это любовь?

Еще находясь в утробе матери, ребенок слышит и чувствует свою мать, и даже ощущает ее запах. Стоит ли удивляться, что эта привязанность остается и после рождения. Но биология – лишь часть этого глубокого чувства. Как показывает опыт приемных родителей и нянечек в доме малютки, грудные дети начинают чувствовать привязанность к любому человеку, который регулярно заботится о них и относится к ним с любовью. Ведь ребенок в первое время жизни чрезвычайно зависим от близкого к нему человека, во всем – начиная с кормления и кончая безопасностью. Из этой зависимости и формируется его внутренняя привязанность к заботящемуся о нем человеке. Когда новорожденный появляется на свет, все, что ему нужно, это быть накормленным, сухим и находиться в тепле. Человек, который выполняет эти его желания (чаще всего это, конечно же, мама), становится для малыша центром вселенной. Так зарождается начало его личной жизни. Первая взаимосвязь – ребенок кричит, мама реагирует – создает доверие. А доверие – это та основа, на которой строятся все остальные отношения.

Действительно, лучший способ завоевать любовь ребенка - в должной мере отвечать на его нужды и дать ему понять, что он любим. Это заложит крепкую основу для развития и других социальных эмоций в дальнейшей жизни малыша – чувства безопасности, доверия, предсказуемости. И каждый раз, когда вы улыбаетесь лепету малыша или обнимаете в ответ на протянутые к вам ручки, помните, что ваша любовь и забота вернутся к вам сторицей. И хотя первая улыбка малыша обычно вызвана не симпатией к вам, а намного более прозаичными причинами – сонливостью или газами, вскоре малыш научится ассоциировать улыбку именно с общением – он улыбается вам, а вы немедленно улыбаетесь в ответ и начинаете ласково ворковать с ним. Это начало разговора, который со временем станет более осмысленным и продолжительным. Это начало общения между матерью и малышом. Это начало личной жизни ребенка.

Грудной малыш: Любовь как подражание

Существует расхожее утверждение, что подражание – это вид лести. Это верно и по отношению к грудным детям. Между 3 и 6 месяцем жизни маленький человечек начинает пытаться подражать действиям и мимике взрослых. Именно через подражание ребенок учится показывать свою привязанность к тому или иному человеку, предпочитая его другим. Но примерно до 8-месячного возраста эти проявления привязанности еще слишком неуловимы. Как правило, они пока заключаются в беспокойстве при расставании с матерью. Передайте грудничка в руки родственнице или подруге – он тут же начнет плакать, тревожась о вашем отсутствии. Как бы вам это ни льстило вначале, но подобные истерики каждый раз, когда вы выходите из комнаты, вскоре начинают надоедать. К счастью, со временем беспокойство по поводу отсутствия матери начнет ослабевать, и если вы будете придерживаться той же самой тактики – вовремя отвечать на нужды малыша и показывать ему свою любовь – чтобы укрепить в ребенке чувство безопасности и доверия, то вскоре маленький человечек почувствует себя достаточно уверенно, чтобы начать доверять другим людям и строить с ними отношения.

И хотя грудной ребенок не может в полной мере понимать различные сложные ситуации, он, тем не менее, может различать настроение близкого ему человека – радостен тот или грустен. Даже 4-месячные дети способны видеть разницу между эмоциями у взрослых. Как показали исследования, проведенные учеными в Университете Рутгерса (США), малыши в возрасте четырех месяцев способны различать во взрослых такие эмоции, как страх, гнев, беспокойство, и по-разному реагируют на них. И здесь взрослым следует быть очень осторожными Хотя и не нужно бояться показывать перед малышом даже свои негативные эмоции: если они адекватные и дозированные, то с их помощью малыш научится реагировать правильно, и в дальнейшем ему будет проще разобраться со своими собственными чувствами. Но от раздутых конфликтов, особенно сопровождающихся криком и агрессией, лучше ребенка оградить.

К своему первому дню рождения большинство малышей начинает демонстрировать такое проявление привязанности, как поцелуй. Конечно, начинается эта привычка с чистого подражания, но очень скоро ребенок начинает понимать, что это действие ведет к довольной реакции со стороны тех людей, которых он любит, и в результате начинает повторять его осознанно. Малыш с удовольствием целует близких ему людей, родственников и даже друзей, которые к этому времени у него появляются.

Этапы развития эмоций от 0 до 3 лет

0-3 месяца

В этом возрасте новорожденный учится вниманию и осознанию своих чувств. Он смотрит вам в глаза и внимательно слушает ваш голос. К 2-3-месячному возрасту он осознанно улыбается вам. Не бойтесь брать ребенка на руки каждый раз, как он заплачет. В этом возрасте его еще нельзя избаловать. Наоборот, для того, чтобы правильно развиваться, младенцу нужен постоянный контакт с мамой.

3-6 месяцев

В этом возрасте младенец научится узнавать близких ему людей и даже пытается общаться с ними: улыбаться, смеяться в ответ на забавные рожицы. У него даже может появиться особая привязанность к той или иной вещи, что означает, что он начинает проявлять интерес к миру вещей. Он уже умеет самостоятельно занимать себя в течение нескольких минут в своей кроватке или манеже. Позвольте ему побыть некоторое время одному, чтобы научить его самостоятельности и независимости, пусть пока и в такой примитивной форме. А когда ему наскучит, возьмите его на руки, играйте с ним, разговаривайте, поощряйте его общаться с вами.

6-9 месяцев

В возрасте старше полугода ребенок уже вовсю общается по мере своих возможностей с близкими людьми: смотрит в глаза, поворачивает голову на голос людей или звук телевизора, смеется, когда его щекочут. Малыш уже может отличать близких людей от незнакомцев. Он любит играть в минуты бодрствования и может плакать, когда взрослые прерывают его игру или отбирают игрушку. В этом возрасте уже можно разглядеть у малыша особенности его характера и темперамента: легко ли он принимает чужих людей, насколько он общителен, легко ли огорчается и быстро ли утешается. Ребенок может устать от игры, но ваше взаимное общение ему никогда не надоедает. Малыш гулит при удовольствии и плачет, когда ему что-то не нравится или он не может достать игрушку, а также пытается повторять за взрослыми некоторые звуки, а чуть позднее и жесты. Начинает понимать, когда ему говорят «нет!». Малыш уже может отличать знакомые предметы от незнакомых и начинает узнавать свое имя.

9-12 месяцев

В этом возрасте потребность малыша в общении велика как никогда. Он уже может осознавать присутствие рядом детей и тянуться к ним. Или может любить и целовать свое отражение в зеркале. Ему уже больше нравится играть в присутствии других людей, чем в одиночестве. Малыш также начинает проявлять беспокойство при расставании с мамой. Может отдавать особое предпочтение одному из родителей.

12-18 месяцев

Примерно в годовалом возрасте ребенок уже начинает осознавать себя как отдельную личность, со своими возможностями и пределами. Он начинает бороться за независимость. Но управляет своими эмоциями он еще плохо – быстро переходит от смеха к слезам и наоборот. В этот же период малыш, узнав всю прелесть физических контактов, становится демонстративно ласковым: на вашу долю выпадет множество объятий и поцелуев. Он также научится откликаться на похвалу и с удовольствием будет повторять любое действие, вызвавшее ваше одобрение. Поэтому не жалейте похвал, чтобы дать малышу возможность совершенствовать свои навыки и моторику.

С другой стороны, в малыше начнут проявляться и неприятные для вас качества – упрямство, капризы, ревность. Он будет постоянно требовать вашего внимания и может пытаться подражать вашим действиям, особенно вашему отношению к другим людям: мужу, старшему ребенку, бабушке.

18-24 месяца

Многие малыши в этом возрасте начинают проявлять беспокойство при виде незнакомых ровесников и взрослых и тревожиться в ожидании каких-либо неприятных событий. К двум годам ребенок, как правило, также учится самостоятельно утешаться в некоторых случаях и начинает лучше разбираться в людских эмоциях, реагируя на недовольство или проявления любви, особенно со стороны близких людей.

2-3 года

В этом возрасте дети начинают разговаривать, а значит, учатся общаться и выражать свои чувства с помощью слов. Большинство своего времени малыш так или иначе посвящает игре. И если логические игры (с кубиками, мячиками) развивают у него мелкую моторику, то игры с куклами, человечками или другими детьми будут способствовать умению малыша справляться со своими чувствами, разрешать конфликты и в общем найти свое место в этом мире.

Любовь между вами и подросшим ребенком становится крепче, хотя с виду все, что может продемонстрировать вам ваше чадо, это капризы, истерики, топанье ногами и падание на пол. Малыш стремится к независимости, хочет гулять один и стесняется целовать вас на людях. Так неужели любовь прошла?

Дошкольник: Любовь или ненависть?

Каким бы странным это ни казалось, именно капризы и истерики дошкольника являются свидетельством вашей тесной взаимной близости и его любви к вам. Ребенок, демонстрирующий свой гнев, не перестает любить вас. Наоборот, он не был бы так огорчен и зол на вас, если бы не доверял вам, как никому другому. Капризы малыша чем-то сродни ссорам между влюбленными, которые, как известно, «бранятся, только тешатся».

И как бы вам не нравились истерики ребенка, не бойтесь, что вы сами будете меньше любить его, хотя на какую-то секунду вам и может так показаться. В любом случае, биология на вашей стороне. Британские ученые выяснили, что при взгляде на фотографию своего ребенка у матери активизируются области мозга, отвечающие за удовольствие, зато область, отвечающая за критику, практически перестает работать.

У ребенка дошкольного возраста эмоции варьируются очень широко. Если вы возьмете его на час в гипермаркет, то велика вероятность, что как раз и увидите всю широту его эмоций – от удовольствия и любопытства до глубокого горя. Но малыши этого возраста все еще не понимают концепцию любви так, как понимаете ее вы сами. Они свободно обращаются с этим словом, и если в один момент говорят, что любят маму, то в другой – с такой же легкостью признаются в любви к игрушке или кошке. Но вам не следует беспокоиться о своем месте в сознании малыша. Он знает, насколько вы важны, и когда ему плохо и он нуждается в утешении, то он не побежит к игрушке или кошке, а только к вам. Малыши хотят помощи только от тех, кому доверяют больше всего.

Школьник: любовь становится утонченней

По мере того, как ваш ребенок взрослеет, он начинает более умело скрывать свои чувства. Он уже не выражает бурно своих эмоций, подобно истерикам дошкольника. Но все же пока ему еще зачастую требуется подтверждение вашей любви в виде слов или объятий каждое утро перед уходом в школу или вечером перед сном. Но даже если ваш ребенок не обнимает вас при каждой возможности, все равно в его поведении признаки любви заметить очень просто. Некоторые дети становятся очень доверчивыми и будут выкладывать вам все, что у них на душе, другие, наоборот, предпочитают держать все внутри себя. Но пока ему нужна ваша поддержка и он готов вас слушать, проявления вашей любви взаимны.

Та зависимая, неотрывная любовь, которая существовала между вами и дошкольником, становится более изощренной и сложной. Постепенно ребенок учится сопереживать вам, и вскоре он начнет любить вас как личность, а не как человека, заботящегося о нем или от которого он зависит.

Со временем ребенок будет становиться все более независимым. И каким бы противоречивым это ни казалось, чем больше доверия и поддержки чувствует ребенок с вашей стороны, тем более независимым он становится. И это верно: он чувствует надежный любящий тыл, позволяющий ему быть свободным.

7 признаков того, что ваш ребенок вас любит:

1. Новорожденный смотрит вам в глаза. Когда он это делает, то старается запомнить ваше лицо. Он еще ничего не знает об этом мире, только то, что вы – самый важный человек в нем.

2. Грудной малыш думает о вас, когда вас нет поблизости. В 7-12 месяцев он вертит головой в поисках вас, если вы выходите из комнаты, и улыбается, когда вы возвращаетесь.

3. В период от 2 до 5 лет ваш малыш закатывает вам истерики. Это тоже признак любви.

4. Дошкольник бежит к вам за утешением, если он упал или ему грустно.

5. Детсадовец приносит вам сорванный цветок, самодельную открытку, блестящий камешек или другой подарок.

6. Дошкольник постоянно нуждается в вашем одобрении. Он начинает охотней помогать по дому и ловит момент, чтобы произвести на вас впечатление. Фраза «Посмотри на меня!» становится ключевой.

7. Школьник делится с вами секретами, особенно неприятными. Даже если он уже стесняется обнимать вас на публике, вы все еще остаетесь его доверенным лицом.

Уже во внутриутробном периоде у плода развивается нервная система, основные органы чувств и движения. Ребенок рождается уже со сформированным слухом, зрительными ощущениями и необходимыми элементарными рефлексами. Новорожденный пока не точно воспринимает цвета и формы окружающих его предметов, но живо реагирует на крупные и яркие, движущиеся и светящиеся предметы. А еще он может начать внимательно прислушиваться, если мама начнет с ним шепотом разговаривать.

Когда ребенок начинает узнавать маму? Опознавательные рефлексы начинают у него интенсивно развиваться ближе к четырем неделям: он начинает оживляться, когда почувствует приближение человека, и улыбается так называемой «улыбкой ангела», то есть чисто рефлекторно. Кроха пока не понимает, кто к нему подошел, но уже по-своему реагирует на человека.

В трехмесячном возрасте малыши уже начинают на какое-то время фиксировать взгляд на предмете и способны разглядывать пространство в радиусе до 4 метров. Также они внимательно рассматривают предметы, которые попали к ним в ручку и активно реагируют на них. Если такого малыша поднять в вертикальном положении, то он будет внимательно рассматривать лицо человека, находящегося перед ним.

В этом возрасте он получает способность видеть обоими одновременно - это называется бинокулярным зрением. Однако в три месяца дети все же больше угадывают приход близких интуитивно - с помощью слуха и обоняния, хотя процесс узнавания лица уже начинается. Малыш «гулит», когда радуется приходу мамы, а когда понимает, что ее нет, может сильно расстроиться.

Еще через месяц, когда ребенок начинает узнавать маму и других привычных людей, он пугается, если появляется незнакомец. В это время зрение интенсивно развивается, и ребенок уже различает цвета и формы. Если мама захочет поиграть с ним, он может уделить ей целых 5 минут внимания, а потом переключится на игрушку, которую она ему даст. Это тот период, когда малыш с удовольствием реагирует на голоса взрослых, и может даже своеобразно "подпевать" знакомой песенке, выдавая гласные звуки. Он уже запомнил всех людей, кто часто общается с ним, и всегда радостно встречает их приход.

В 5 месяцев дети не просто реагируют на появление мамы - они чутко улавливают ее настроение. По лицу малыш способен различить основные чувства на лице взрослых: страх или радость, гнев или доброту. Он уже свободно переводит взгляд с предмета на предмет и обратно, на время фиксируя внимание. Ребенок сейчас понимает, для чего нужна грудь или бутылочка, и соответственно реагирует на одевание для или на купание в ванночке - радуется или .

Кроме этого, он уже понимает, что мама дает ему игрушку, и охотно хватает ее. Малыш тянет игрушку в рот, стучит ей и перекладывает с места на место. То есть в это время он использует практические все зрительные, слуховые и двигательные функции, свойственные этому возрасту.