Пояса способом дерганья. Изготовление тесьмы в технике fingerloop («дёрганье»). I. Организационный момент

Рада сообщить, что начинается эпопея под названием "ДЁРГАНЦЫ". Надеюсь, после моих мастер-классов у вас уже не будет желания покупать готовые шнурки и тесёмки, а будете охотно плести их сами)))
Это очень многообразная и красивая техника. В Европе она известна как Fingerloop.
Вариантов плетения очень много, но главное, что их объединяет - это плетение из петель, которые располагаются на пальцах. Начнём!

Рекомендую сделать себе вот такие "ладошки". Когда плетение не закончено, а вам нужно отойти, расположите петли на шаблонах аналогично тому, как они располагаются на пальцах. Если вы этого не сделаете, то рискуете потом неправильно расположить петли на пальцах и тем самым можете испортить всю свою работу.

Кому-то может моя дотошность быть не совсем понятной, но я очень люблю плести тесьму с определённым рисунком, а для этого необходимо в самом начале плетения расположить петли определённого цвета на нужные пальцы. Пальцы я буду обозначать вот так:

Указательный палец - №1
Средний палец - №2
Безымянный палец - №3
Мезинец - №4
Буква "Л" будет означать - левая рука
Буква "П" будет обозначать - правая рука

Выглядть это будет так:


Л №3 - синий

Или:
Л №1 - зелёный П №1 - зелёный
Л №2 - зелёный П №2 - красный
Л №3 - красный

Подготовка к плетению.

Нарежем нитки нужной длины, например: конечная длина тесьмы - 1,5м, значит 1,5м*2,3=3,45м. Этот вариант расчёт длины годиться не для всех вариантов плетения, где-то расход ниток будет больше, особенно если тесьма будет широкой, это уже выявляется опытным путём.
Затем нарезанные нитки складываем пополам и аккуратно их раскладываем, чтобы кажда петля была самостоятельной и не переплеталась с другими петлями.

Выравниваем петельки, чтобы все они были на одном уровне, поправляем нитки по всей длине и завязываем весь пучок ниток в узел.

Крепим пучок за неподвижную опору: трубу, батарею, крюк, дверную ручку. Если тесьма короткая, то можно просто зажать конец между коленками))) Можно плести в паре, то есть один плетет, а второй одной рукой держит пучок ниток, а второй подбивает нитк.

Располагаем петли в соответствии с выбранным рисунком:
Л №1 - синий П №1 - оранжевый
Л №2 - синий П №2 - оранжевый
Л №3 - синий

Ход плетения.

В данном варианте плетения рабочим пальцем у нас будет безымяный палец.
Безымянным пальцем правой руки снимаем петлю с указательного пальца левой руки - нитка идет поверх двух других ниток. Я это поясняю для того, что в дальнейшем знакомстве с этой техникой ход нитки будет другой.
Чтобы закрепить нитки, разводим руки в разные стороны. Если вы работаете в паре, то помощник, держащий концы ниток, помогает в закреплении, подбив петлю пальцем.

Так как рабочий палец у нас безымянный, его необходимо освободить от петли, для этого последовательно перекидываем петли на левой руке со среднего пальца на указательный и с безымянного на средний. Должно получиться как на фото, теперь у нас безымяный палец левой руки свободен.

Теперь безымянным пальцем левой руки снимаем петлю с указательного пальца правой руки. Закрепляем нитки. Перекидываем петли на правой руке со среднего пальца на указательный, с безымянного на средний.
Далее все повторяется с первого шага.

Сразу же буду приучать вас к тому, как это будет выглядить на схемах, так как после знакомства с несколькими вариантами плетения, я буду публиковать уже только схемы, так как при более сложных методах плетения с больших кол-вом шагов нужно либо воочию показывать, либо вот так вот на схеме.

Ну а теперь самое главное!
Ради чего затевался весь мастер-класс!
У меня вышел целый рассказ)

Жила была тесёмочка) Однажды её пригласили на весенний бал! А тесёмочка наша была та ещё модница! Нарядов у неё было не с честь!
Долго разглядывала тесёмочка свой гардероб, решила выбрать золотой и хелёный цвета в честь праздника весны.
Схема:
Л №1 - жёлтый (или зелёный) П №1 - белый
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

Т.к. здесь у нас только одна цветная нитка, то её расположение в принципе значение не имеет.

Примеряет тесёмочка зелёный наряд:
"Может так?" (слева)

Л №1 - зелёный П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

"А может быть вот так?" (справа)
Л №1 - белый П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - зелёный
Л №3 - белый

Наша модница решила поэкспериментировать и взяла два цвета. Но и тут не всё просто! Их же по разному можно прикладывать!
Можно вот так (слева)
Л №1 - золотой П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

Плетение поясов дёрганьем

Подготовила учитель технологии

Марулёва Л.И.

МБОУ СОШ № 3

Ст. Фастовецкая

Пояс – непременная принадлежность народного костюма – как мужского, так женского. Значение его как талисмана было велико у всех восточнославянских народов. Считалось, что пояс охраняет от нечистой силы, особенно от лесных домашних духов. Пояс выполнял две функции: утилитарную и эстетическую. Подпоясанная одежда, плотно прилегая к фигуре, лучше согревала, обеспечивала свободу движения во время работы. Пояс играл также существенную роль при совершении различных обрядовых церемоний. Среди вещей, подаренных новорождённому, непременно был пояс; на свадьбе дружка подпоясывали полотенцем; умерших хоронили подпоясанными. При гадании обязательно снимали пояс и крест. На Дону и Северном Кавказе пояс носили поверх сарафана, рубахи или юбки. Длина его была от 1,5 до 2 м. Шёлковыми кушаками подпоясывали кафтаны, шубы. Техника изготовления поясов очень разнообразна: их плели, ткали, вязали. Известно так называемое дёрганье поясов – древний способ плетения на пальцах, а также плетение на вилочке из шёлковых или шерстяных нитей. Тканые пояса изготовляли преимущественно без ткацкого стана – на дощечках, на «ниту» и «бердышке».


Наиболее простой способ изготовления поясов, круглых шнуров, тесьмы – так называемое дёрганье – род плетения, особенно часто применявшийся в Рязани, Калуге, Пензе, Твери и др. Этот способ не требует специального оборудования. Освоив его, можно сплести красивые разноцветные закладки для книг или тесьму для отделки льняного фартука, юбки и т.д. Для работы можно использовать шерстяные нити или нитки мулине в два сложения двух, трёх или четырёх цветов.

Последовательность изготовления работы.

1. Подготовить 5 толстых шерстяных нитей длиной 2 м.

2. Сделать 5 петель, сложив нити пополам.





6. Освободить для работы безымянный палец левой руки. Для этого петлю со среднего пальца снять на указательный, с безымянного – на средний.

7. Продеть безымянный палец левой руки сквозь петли 1 и 4, перебирая их как в полотняном переплетении. Подцепить снизу петлю 5 и протащить её через петли 4 и 1 на себя. Этот приём называется «переборчик»


8. Освободить безымянный палец правой руки так же, как в п. 6.

9. Развести обе руки в стороны и потянуть петли на себя, чтобы нити соединились плотнее.

10. Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов.

11. Готовую работу снять и оформить концы.


Цель урока: сформировать знания о поясе, выявить значение пояса в русском народном костюме через применение навыков ремесленного производства, компьютерных технологий и исторических знаний.

Задачи урока:

Образовательные :

  • Отработать навык работы с компьютерной презентацией.
  • Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов плетения.
  • Расширить знания о поясе как элементе русского национального костюма.

Развивающие :

  • Развивать у обучающихся умение находить взаимосвязь народной одежды с ландшафтом и хозяйственной деятельностью людей.
  • Развивать у обучающихся умение использовать универсальные учебные навыки.
  • Комплексное развитие художественных способностей детей средствами рукоделия, ИКТ и обобщения исторического материала.

Воспитательные :

  • Воспитывать человека знающего историческое наследие предков и знакомого культурными ценностями своего народа.
  • Воспитание у обучающихся интереса к народному искусству через развитие творческих способностей.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.

Тип занятия: интегрированный (история, технология, информатика).

Наглядные пособия:

  • плакаты с изображениями традиционных народных костюмов;
  • стенд с поясами, выполненными в различных техниках плетения и ткачества;
  • выставка предметов народного быта;
  • мини-стенды с готовыми образцами;
  • презентация к уроку (Презентация );
  • инструкционные карты по работе с презентацией (Приложение 1 );
  • инструкционные карты по изготовлению поясов в технике дерганья (Приложение 2 ).

Оборудование:

  • демонстрационный компьютер;
  • проектор;
  • компьютеры для обучающихся;
  • манекен в традиционном русском костюме;
  • прялка, веретено, гребни для чесания волокон.

Материалы: пряжа разных цветов для практической работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Обучающиеся заранее разделены на группы по 7-10 человек, что позволяет использовать групповую форму работы, и формирует у обучающихся представление о взаимопомощи.

Урок начинается с постановки цели и задач занятия.

II. Изучение нового материала.

Блок учителя истории.

Ребята, сегодня мы поговорим об одежде. Во все времена одежда носила функциональный характер (Слайд 1) .

Зачем людям нужна одежда? (Слайд 2)

Ответы детей: чтобы было тепло, для красоты, чтобы защитить организм человека от внешних воздействий.

Когда появилась одежда? Найдите этот исторический период в таблице. (Слайд 3)

Ответы детей: несколько миллионов лет назад, в каменном веке, в первобытном обществе.

Почему древнейшие люди начали изготавливать одежду, и какой она была. (Слайд 3)

Ответы детей: потому что было холодно В качестве одежды использовали шкуры животных и листья растений.

Слово учителя: Прошли тысячелетия, и люди приручили животных. Конечно, хозяину-скотоводу было жаль убивать животных только ради одежды. И люди придумали способы, как завладеть шкуркой животного, не убивая его. (Слайд 4)

Как вы думаете, какие способы придумали люди? (Слайд 5)

Ответы детей: люди научились стричь животных.

Слово учителя: Стриженую шерсть научились прясть, а затем изготавливать ткань. Ткань также изготавливали и из некоторых растений. (Слайд 6)

Что еще делали из шерстяной пряжи? (Слайд 7) .

Ответы детей: изготавливали теплую одежду.

Слово учителя: У нас в кабинете есть прялки, которыми пользовались жители Нижегородской области.

Кто из вас может показать, как нужно прясть?

Девочки подходят к прялкам и показывают. Технологию прядения учащиеся изучали на уроках технологии с использованием видео.

Спасибо, ребята, за активную работу. Из ваших ответов понятно, что вы знаете, как жили и во что одевались первобытные люди. Прошли столетия, первоначально люди были равны по своему положению и носили сходную одежду. Затем появились богатые и бедные, появились различия в одежде (Слайд 8) .

Посмотрите на слайд и скажите, кто здесь богатый человек, а кто бедный? (Слайд 9)

Дети показывают на интерактивной доске различия в одежде.

Слово учителя: Конечно, богатые и бедные использовали в своей одежде дорогие ткани, украшения, меха. А еще частенько они начинали носить иноземную одежду, чтобы отличаться от простонародья. На Руси, например, князья и бояре носили византийский костюм, а простые люди - традиционный русский (Слайды 10-11) .

Но в любой одежде присутствовал элемент, без которого она не могла существовать.

Сегодня на занятии мы откроем сундучок. В нем лежит этот предмет. Его придумали еще в каменном веке, но он до сих пор служит каждому из нас верой и правдой.

Как вы думаете, что это?

Отгадать, что лежит в сундучке, нам поможет маленький кроссворд (Слайд 12) .

Первая буква – с нее начинается имя древней игрушки кукольного театра (Петрушка).

Вторая буква – с нее начинается название месяца, который в старину назывался «листопад» (октябрь).

Третья буква – с нее начинается имя героини русских сказок, у которой костяная нога (Яга).

Последняя буква – с нее начинается название русского праздника, который отмечали в разгар зимы (святки).

Итак, что это?

Открываем сундучок, достаем поясок. Посмотрите, какие они все разные, нарядные (Слайды 13-14) .

Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?

Ответы детей: чтобы одежда не спадала, чтобы удобнее было, для красоты.

Слово учителя: Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег. Такие мешочки называли «калита» Одного из богатых московских князей Ивана Даниловича даже прозвали Калитой (Презентация. Слайд 15) . Под этим именем он и вошел в историю.

Была у пояса еще одна задача – тайная...

Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?

Ответы детей: форму круга.

А что изображал символ круга в древности у большинства народов?

Ответы детей: круг изображал солнце. (Слайд 16)

Слово учителя:

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога Единого – Рода. И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Ответы детей: балуется, плохо себя ведет.

Слово учителя: Правильно. Это значит, как бы потерял человеческий облик.

Пояс ограждал от напастей и нечистой силы.

Когда рождался маленький ребенок, на него надевали поясок из теплой шерсти, перевитый материнским волосом. Первый поясок – первый оберег (Слайд 17) . И обладали эти пояса волшебной силой. Вырастали дети - уходили из дома. Мама достанет поясок, поглядит на него. Если пояс хороший чистый, значит у ребенка все хорошо. А если гниль появилась, плесень, значит беда, нужно спешить на помощь.

Пояс являлся обязательным элементом русского народного костюма (Слайд 18) . Но подвязывали его по-разному: спереди, сбоку, сзади. Женщины – под грудью, по талии. Мужчины – под животом.

И делали пояса разными способами (Слайды 19-23) . Сегодня у нас в кабинете оформлена небольшая выставка: здесь вы видите пояса, выполненные в разных техниках: плетеные, на игле («в бутылку»), тканые на дощечках, на бердо.

Сейчас нас ждет увлекательное путешествие во времени. Мы перенесемся на несколько веков назад и познакомимся с одним из видов плетения.

III. Подготовка к практической работе.

Блок учителя технологии.

Сегодня мы с вами остановимся на одном из древних видов плетения поясов – плетение в технике «Дерганье». Техника «дерганья» – очень древний способ изготовления тесьмы. Еще в Х веке славяне плели такие узенькие прочные тесемки для обшивки понев (юбок), на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесемки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов. Этот древний вид плетения со временем не был забыт. В начале ХХ века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых городах в России и за рубежом в рамках программы возрождения ремесел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дерганой» тесьмы. Освоить технику «дерганья» несложно. «Дёргали» нити вдвоём, причём, одна работница держала конец готовой тесьмы и затягивала плетение, а вторая подставляла пальцы, на которые надевали петельки сплетаемых нитей. Переставляя петли, получали узор – любой, насколько хватало фантазии и количества нитей. По заключению специалистов, за день можно было «надёргать» до 4,5 м тесьмы.Таким «дерганьем» можно плести и плоские тонкие пояса, тесёмки, завязки. Этот способ удобен для изготовления небольших детских поясков и всевозможных завязок для хозяйства.Наши бабушки плели пояса сами, но мы с вами живем в современном мире. И чаще используем не самодельные пояса, а покупные. Да и сама одежда изменилась.

Скажите, ребята, где мы можем найти информацию о национальной русской одежде?

Ответы детей: у бабушек, в книгах, в Интернете.

Слово учителя: Правильно, сейчас мы переходим к практической части нашего занятия.

Одна группа будет работать в современном времени. Ребята подойдут к компьютерам, и будут создавать презентации о поясах.

Другая группа отправится в прошлое и попробует сплести пояс своими руками.

Обучающиеся делятся на группы и расходятся для выполнения практической части.

IV. Практическая работа (вводный и текущий инструктаж).

Блок учителя информатики.

Инструктаж по выполнению презентаций

Сегодня мы закрепим ваши знания по темам «Форматирование и редактирование документов», «Работа с рисунками и текстом». Но выполнять будем не простую работу, а творческую. На каждом рабочем столе компьютера находится папка с материалами к сегодняшнему уроку. Все материалы объединены одной темой – «Пояс». В вашу задачу входит следующее: выбрать из предложенного материала информацию, отвечающую вашей теме, и представить ее в виде презентации. Инструкция по работе с презентацией находится у компьютера. Постарайтесь использовать как текстовую, так и графическую информацию. Не забудьте оформить первый (титульный) лист вашей работы и правильно подобрать фон (оформление). Сохранить работу в ту же папку.

Темы для индивидуальных работ:

  1. Роль пояса в национальном костюме.
  2. Пояс как оберег.
  3. Способы изготовления поясов.
  4. Пояс в современной одежде.
  5. Использование различных видов плетения при изготовлении аксессуаров.

Инструкции для работы с программой PowerPoint – Приложение 1, Приложение 2 .

Слово учителя технологии.

Инструктаж по выполнению элемента пояса в технике «дерганье»

Сегодня мы с вами научимся выполнять элемент пояса в технике «Дерганье», который можно будет использовать в качестве закладки для книг или фенечки на руку.

Обратите внимание на готовые образцы плетения.

Демонстрация видеосюжета о «Плетении дерганьем» – www.moskids.ru/ru/handmade/video .

Рассмотрим этапы выполнения плетения. (Слайды 24-28)

Перед вами лежат инструкционные карты, по которым мы будем работать (Приложение 3 ).

Обучающиеся выполняют практические работы в течение 15-20 минут.

Подведение итогов (демонстрация готовых образцов и презентаций).

Слово учителям истории и технологии.

Вот наши работы готовы. Мы вернулись с вами в настоящее время.

Вы, наверное, помните, как в начальной школе девочки младших классов развлекались на переменах игрой «в ниточки». Между растопыренными пальцами рук натягивается шнурок или резинка; двое играющих стараются переставить пальцы так, чтобы получилась наиболее красивая и сложная геометрическая фигура. Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок древнего способа плетения – «дёрганья» тесьмы.

Всем большое спасибо. На этом наш урок окончен.

(разработалаМ.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва)

Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны — от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов, выполнявшихся браным способом (на дощечках-бральницах). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.

Цвета для пояса подбирали большей частью яркие и контрастные, но народные мастерицы умели при этом избегать излишней пестроты — все многоцветные гаммы подчинялись одному ведущему цвету: красному, оранжево-желтому или другому.

Нарядный красочный пояс служил дополнением к народному костюму, как женскому, так и мужскому. Изготовлялись пояса разными способами.

Пояса
Детские работы

Плетение «дерганье»

Наиболее простой способ изготовления поясов и тесьмы так называемое «дерганье» — род плетения, применявшийся особенно часто в Рязанской губернии. Способ этот прост и не требует специального оборудования, с этой работой легко справляются дети 7-8 лет.

Прежде чем начать дерганье, нитки нужно подготовить — сделать из них пять петель одинаковой длины с учетом того, что плетение получится раза в полтора короче, чем петли. С одной стороны петли крепко связываем вместе и прикрепляем к какому-нибудь неподвижному предмету: гвоздю, стене, ручке двери и др. Свободные концы петель надеваем на пальцы: три петли на указательный, средний и безымянный одной руки, а две петли — на указательный и средний пальцы другой руки (кисти рук должны быть повернуты ладонями к себе, пальцы слегка согнуты), безымянный палец правой (или левой) руки остается свободным для работы.

Продеваем свободный безымянный палец в петли, надетые на пальцы другой руки, подцепив дальнюю петлю снизу вверх, и протащим ее сквозь другие петли на себя, после чего она окажется надетой на безымянный палец уже другой руки. Безымянный палец этой руки освободился для работы. Теперь этот свободный палец проденем сквозь петли, надетые на пальцы другой руки, подцепим дальнюю петлю и протащим ее на себя — петля окажется на безымянном пальце снова этой руки. Теперь повторим весь цикл сначала. Протащив очередную петлю, нужно развести обе руки в стороны и потянуть за все петли, чтобы затянуть работу. Делать это нужно равномерно, чтобы пояс был ровный — не расширялся и не сужался. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов. Сделав нужную длину, завязываем нити, оставляя несколько сантиметров на кисть.

Этим способом можно сплести круглый или более плоский пояс. Если длина пояса или тесьмы должна быть более одного метра, то работать должны два человека, так как большая длина петель не позволит одному человеку развести руки на нужную ширину для затягивания тесьмы. В этом случае один собственно дергает, а второй помогает затягивать петли. Таким образом можно сплести неширокий узорный пояс из шерстяных ниток разных цветов.

Плетение «на бутылочке»

Вариантами простейших форм плетения поясов являются технологии, построенные на основе узлов и петель. Для плетения круглых поясов или тесьмы существует способ плетения «на бутылочке». Плетение чаще всего применялось на Русском Севере, в Архангельской губернии. Нитки для плетения брали шерстяные. Узор получался в виде закрученных по спирали полосок. Подготовка нитей при этом способе заключалась в том, что определенное количество нитей (от количества нитей зависит количество полосок) длиной в два раза больше будущего готового изделия собирали с одной стороны в пучок и связывали в узел вместе с основной нитью, а с другой — каждую нить сматывали в клубочки. Конец спицы вставляли в узел и опускали в бутылку. Плели вокруг спицы, завязывая узорными нитями узелок вокруг основной нити.

Плетение полотняное и саржевое

Для плетения более широких поясов существовал другой способ, тоже не требовавший дополнительных приспособлений. Нитки для плетения брали шерстяные или шелковые, узор получали в косую клетку. Подготовка нитей при этом способе заключалась в том, что определенное количество нитей (в зависимости от ширины изделия) длиной раза в полтора больше будущего готового изделия собирали с одной стороны в пучок, а с другой оставляли свободными. Нужно было прикрепить связанный пучок к неподвижному предмету, например к спинке стула, поставив его перед собой. Начиная плести, распределяли нити в желаемом порядке, разделив на две равные пряди. Теперь нужно отделить крайнюю нить с левой стороны и переложить ее в середину (т.е. к левому краю правой пряди), образуя полотняное переплетение, после чего присоединить ее к правой пряди.

Затем таким же порядком прокладывается крайняя правая нить к середине и присоединяется к левой пряди и так далее.

Узор получается в результате переплетения цветных нитей.

Порядок переплетения нитей может быть не только по принципу полотняного переплетения — через одну нить, но также и через две, каждый раз со сдвигом на одну нить, то есть по принципу саржевого переплетения. Плетение этого вида несколько более сложное, но с его помощью можно получить интересный эффект, напоминающий поперечный или продольный рубчик. При первом виде плетения лучше брать четное количество нитей, при втором — нечетное (для лучшей обработки краев). Еще один из вариантов этого плетения — с дополнительными нитями, которые оплетаются узорными нитями.

Тканье на дощечках

Еще одним способом изготовления узорных поясов является тканье на небольших квадратной формы тонких дощечках с отверстиями по углам. С этим плетением могут справиться дети разного возраста, но младшим (7-9 лет) педагог помогает заправлять нити в дощечки, а дети более старшего возраста (12-16 лет) справляются с задачей самостоятельно.

Нити, связанные в пучок и прикрепленные к неподвижному предмету, пробираются в отверстия дощечек: в каждое отверстие по одной нити (в каждую дощечку по четыре нити). Количество дощечек может быть разное — они определяют ширину изделия. Обычно их берут от десяти до тридцати, а в некоторых случаях и больше. Нити для такого тканья используются обычно шерстяные, разноцветные, средней толщины.

При тканье в тех местах, где в дощечки были пробраны нити одного цвета, получится узкая продольная полоска этого цвета. В том месте, где были пробраны в одну дощечку нити двух цветов, получится пестрая полоска. Затем дощечки соединяются, а нити натягиваются. Перед началом тканья дощечки должны быть установлены попарно, так чтобы две соседние нити были пробраны симметрично относительно друг друга. Для утка используют нить такую же, как в основе.

При тканье нити должны находиться в натянутом положении. Для этого их привязывают к поясу таким образом, чтобы для работы оставалось около полуметра, считая от подвязки к неподвижному предмету. Дощечки складываются вплотную друг к другу так, чтобы между нитями, пробранными в верхние и нижние отверстия, образовался зев.

Прокладывается уточная нить в этот зев и прибивается пальцем или деревянным ножом на себя. Теперь дощечки осторожно переворачиваются все вместе на 90 градусов в направлении к себе, и в полученный таким образом зев прокладывается еще уточная нить и прибивается к первой уточной нити как можно плотнее. Затем дощечки снова поворачиваются к себе, прокладывается очередная уточная нить, подтягивается и прибивается к предыдущей. Повторяем весь процесс сначала. Работаем таким образом до тех пор, пока нити не перевьются настолько, что становится трудно работать. Тогда начинаем поворачивать дощечки в обратную сторону, прокладываем уточные нити тем же порядком.

Узор образуется от чередования цветных полос, гладких и пестрых. Можно придумать различные узоры в обрамлении гладких полосок по краям или сделать многоцветные шашечки. Можно сделать узор и в виде крупной елочки посередине, в окаймлении гладких и пестрых полосок по краям. Елочки выполняются из тех же шашечек, но сделанных со сдвигом на один поворот дощечки.

Известен еще и способ тканья на дощечках поясов и других изделий с орнаментальными узорами. Изделия с такими узорами выполняют на дощечках двух видов: обычных и с нитками двух цветов, расположенных по диагонали. Края изделия, как правило, делаются на обычных дощечках, с рисунком в продольную полоску. Узор выполняют из ниток двух контрастных цветов.

Количество узорных дощечек берут, в зависимости от ширины выполняемого узора, по одной паре на каждый уступ рисунка.

В начале работы узорные дощечки устанавливаются таким образом, чтобы в верхней части зева находились нитки как первого, так и второго цвета, расположенные в таком же порядке, как в узоре в исходном его положении. Переход из одного положения в другое соответствует одному повороту дощечек и одной прокидке утка. Простые дощечки поворачивают всегда одинаково — на 90 градусов. Узорные дощечки вращают в зависимости от узора. Поворачивая пару узорных дощечек вместе с неузорными на 90 градусов два раза (и, соответственно, каждый раз прокладывая уток), мы оставляем тем самым первый цвет наверху. Но при следующем повороте на 90 градусов он должен уйти вниз, поэтому мы смотрим на рисунок: если, по узору он должен при следующей прокидке утка уйти вниз, то мы поворачиваем данную пару дощечек, как обычно, на 90 градусов. Если же мы видим, что цвет этот должен в данном месте остаться наверху, то мы поворачиваем дощечку на 270 градусов, чтобы нужный цвет оказался снова наверху. И так поступаем со всеми парами узорных дощечек, строго следуя узору. Чем больше пар узорных дощечек, тем шире и сложнее рисунок, который можно на них выполнить. Непременным условием является только одно — по краям узора обязательно должны помещаться гладкие полоски, выполняемые на обычных дощечках.

Сами орнаментальные мотивы могут быть разнообразным. При желании можно выполнить пояс или другое изделие с надписями, датами, скомпоновав их в узор.


Техника дерганье была широко распространена по всему миру. Ныне эта техника еще сохранилась в некоторых районах нашей страны (например, в Северной Осетии эта техника мне известна как "осетинский пояс"), в отдаленных областях Европы ("Fingerloop braids"), Ближнего Востока, Южной Америки и Японии. В Европе достигла звездного часа в Средневековой Европе и Англии между 1200 и 1600гг.

Эта техника очень проста и удобна в том смысле, что тесьму и пояски в этой технике можно плести где угодно и когда угодно. При кажущейся простоте, в этой технике можно сплести тесьму с разным узором, при этом фантазия ограничивается лишь количеством пальцев (если не хватает своих, привлекайте к труду домашних, подруг/друзей, в таком случаи тесьму можно плести вдвоем или даже втроем), сочетанием и последовательностью расположения цветов в начале плетения и способом перекидывания ниток с одной руки на другую, то есть я не сильно ошибусь, если скажу, что ограничений практически нет))) Главное, чтобы было желание искать и экспериментировать)

Пояснения к схемам:

Я очень люблю эту технику плетения, поэтому охотно занимаюсь составлением схем и каталога узоров, и для того, чтобы вам было понятно, что я имею ввиду, хочу сразу рассказать об используемых мною обозначениях. Рассмотрим вот на таком примере:


1. Пальцы в схеме обозначаются следующим образом:

ЛА - указательный палец левой руки

ЛБ - средний палец левой руки

ЛВ - безымянный палец левой руки

ЛГ - мизинец левой руки


АП - указательный палец правой руки

БП - средний палец правой руки

ВП - безымянный палец правой руки

ГП - мизинец правой руки


2. В отличие от иностранных схем (тех, что я видела), я указываю конечное перемещение петли с пальца на палец. Мне так проще, поэтому чтобы не запутаться, внимательно читайте текст в схемах.

3. Пунктирной линией обозначается расположение петли в начале шага.

4. Начальное расположение ниток я обозначаю следующим образом:


ЛА - синяя нитка, т.е размещаем петлю синего цвета на указательном пальце левой руки

ЛБ - синяя нитка, соответственно для среднего пальца левой руки

ЛВ - синяя нитка, соответственно для безымянного пальца левой руки


ПА - оранжевая нитка, т.е размещаем петлю оранжевого цвета на указательном пальце правой руки

ПБ - оранжевая нитка, соответственно для среднего пальца правой руки


Выглядит это так:



Или такой пример:


ЛА - зелёная нитка

ЛБ - зелёная нитка

ЛВ - красная нитка


ПА - красная нитка

ПБ - зелёная нитка


Выглядит это так:

Подготовка к плетению:

1. Считаем необходимую длину ниток. Так как плетём мы петлями в данной технике, то конечную длину умножаем на два и добавляем на сокращение длины. При разных вариантах плетения расход разный, но нужно добавить для начала хотя бы четверть, а потом уже смотреть, для каких вариантов плетения этого достаточно, а где даже мало. Поэтому для начала предлагаю такой расчёт: 100см*2+25см=225см.

2. Подготовленные нитки складываем пополам.


3. Аккуратно, не ленимся, раскладываем каждую петли по отдельности, укладываем рядом друг с другом, выравниваем их, чтобы петли находились на одном уровне, завязываем в пучок.


4. Крепим пучок за неподвижную опору: трубу, батарею, крюк, дверную ручку. Если тесьма короткая, то можно просто зажать конец между коленками. Можно плести в паре, то есть один плетет, а второй одной рукой держит пучок ниток, а второй рукой подбивает нитки.

5. Если планируете плести длинную тесьму, то тогда сматываем петли в пасмы. Хочу заметить, что пасмы имеют свойство распускаться при сильном натяжении петель, поэтому сама я делаю узелки на расстоянии 50-70см по всей длине (когда тесьма доходит до узелка, его нужно развязать). Может, конечно, есть какой-нибудь другой более удобный способ, я его пока, к сожалению, не знаю. Лучше, конечно, кого-то просить, чтобы помог подбивать, иначе на дальнем конце тесьма выходит рыхлой и не красивой.

6. Рекомендую заготовить вот такие картонные пальчики. Обрисовываем свои пальчики на картонке или другой плотной бумаге, вырезаем и по два раза сгибаем каждый "пальчик", чтобы получились "фаланги". При вынужденном завершении плетения переносим петли с пальцев на картонки, чтобы не перепутать расположение ниток при дальнейшем плетении.


7. Располагаем петли на пальцах по заданной схеме - кисти ладонями вверх, пальцы слегка согнуты.


8. Можно начинать! И самое главное - будьте внимательны! В этой технике легко немножко напутать, а потом так и не суметь вернутся к месту, где ошиблись, потому что надо очень хорошо знать расположение ниток на каждом шаге. Мне обычно проще начать заново.