Ребенок все воспринимает враждебно и отказывается что-либо делать? Психология ребенка от а до я Ребенок не занимается в группе

Одна из распространенных причин обращения на консультацию — отказ ребенка от занятий дома или в детском образовательном учреждении. «Ребенок не хочет заниматься, хоть как его уговаривай!». Родителей беспокоит, если ребенок не может сконцентрировать внимание, отказывается от заданий и игр, которые легко даются его сверстникам. На мой взгляд, это обоснованное беспокойство, поскольку далеко не всегда выжидательная позиция дает нужный результат. Мнение, что «надо отпустить ситуацию» во многих случаях оправдано, но нередко за отказами лежат причины, которые наоборот надо выявлять как можно раньше и создавать условия для развития.

Ребенок не хочет заниматься. Мнения и заблуждения

Мнение 1 «Не хочет, значит рано»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит еще рано, не пришло время» Одно из распространенных мнений в определенном понимании верно. Ребенок психологически не готов делать то, что ему предлагается и так, как ему это предлагается. В три, четыре года не каждый ребенок с удовольствием играет в карточки или учит буквы. Эта деятельность еще не соответствует возрастным потребностям. Если настаивать и принуждать к тому, что ребенку сложно и не интересно в этом возраста — то действительно можно сформировать негативную установку по отношениям к занятиям.

Другое дело, если ребенок отказывается от заданий, которые могут выполнять большинство его сверстников, то причиной отказа нередко являются задержка созревания необходимых для дальнейшего обучения функций. В этом случае надо более внимательно изучить причины и искать доступные для ребенка подходы к занятиям, когда то, что будет предлагать взрослый, легко примется ребенком.

Мнение 2. «Не хочет, значит не интересно»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит ему это не интересно» С этим мнением можно согласиться, волевые процессы у дошкольника обычно развиты слабо, и он с радостью делает то, что получается и доставляет удовольствие. В дошкольном возрасте «не хочу, не интересно» зачастую равносильно «Не могу». : от последствий гипоксии до отсутствия желания что-то делать, потому что мама с папой ссорятся. Личностные особенности, особенности детско-родительских отношений также могут быть причиной подавленности познавательного интереса у детей.

Мнение 3 «Если не хочет- значит это не его»

«Не надо мучить ребенка, пусть играет и занимается тем, что ему нравиться. Если не хочет — значит это не его». Вполне самодостаточная точка зрения. Разумеется, все дети разные. То, что интересно для одного малыша — оставляет равнодушным другого. На этом можно было бы и остановиться, если бы не одно Но. Есть вещи, которые дети просто могут делать. С удовольствием, потому что нравиться или потому что об этом просят взрослые — они просто могут. Могут держать карандаш в руке и рисовать простые линии. Радости большой может не получают, и предпочитают бегать с мячом, но МОГУТ. А другое дело, когда ребенок отказывается именно потому, что просто не может. И именно это «НЕ МОЖЕТ» должно заставлять родителей задуматься и начать искать решения.

Что нужно, чтобы ребенок хотел заниматься?

Чтобы ребенок захотел заниматься важно совпадение нескольких условий.

Интересно — Хочу — Могу.

Что нужно, чтобы ребенку было ИНТЕРЕСНО?

1. Подбор игр, пособий, заданий должен соответствовать возрасту и потребностям. Лучше всего консультироваться со специалистами, выбирая игры и пособия. Стоит читать рекомендации и описания, интересоваться тем, как в эти игры играют другие дети. Просто купить и положить на полку, обозначив, что ребенок «не хочет» — это досадно. Чтобы этого не происходило — поинтересуйтесь, что лучше покупать для развития своего сына или дочери. Послушайте рекомендации. Понаблюдайте за своим сыном или дочерью. Многие игры, сделанные своими руками да еще вместе с ребенком взывают гораздо больший интерес. Тем более, что это не сложно и для многих развивающих игр достаточно использовать материалы, которые Вас окружают.

2. Чтобы было интересно, вовсе не значит, надо покупать «яркие, броские, гремящие игрушки. Психологи отмечают, что обилие пестрых игрушек рассеивает внимание и ограничивает деятельность, например, до простого нажимание кнопки. Игры и задания должны быть в зоне того, что доступно для понимания и для деятельности по возрасту.

3. Имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Если игрушку поставить на полку или дать в руки — она не всегда вовлекает ребенка в деятельность. Лучше всего, когда Вы привносите новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку. Часто родители говорят, что испробовали уже все возможные методы, а ребенок по-прежнему все разбрасывает и отказывается от игры. В этих случаях надо более внимательно разбираться в причинах.

3. Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, чтобы ребенок поискал или доставал новую игру. Интерес стимулирует, когда родители сами увлеченно начинают играть в разные игры ребенка. В этом случае важно своего малыша чувствовать и понимать, в какой момент надо передать инициативу, как вы можете помогать, чтобы инициатива не угасла.

4. Приучите себя выделять время на подготовку занятия заранее. По опыту работы со многими родителями, я знаю, что подготовка занимает не очень много времени, надо лишь себя приучить к этому. Подготавливая занятие можно подумать о том, что может увлекать и быть интересным.

Что нужно, чтобы ребенок ХОТЕЛ заниматься?

1. Регулярность и привычка заниматься. Когда родители вводят занятия в режим своего дня и ребенок начинает привыкать к тому, что сейчас его ждет интересная игра с родителями — он лучше начинает идти на контакт и с большей охотой вступает в занятия. Выбирая время для занятий нужно понять, когда у ребенка выше работоспособность. В некоторых случаях, когда дошкольник быстро устает и пресыщается, нужно настроить себя таким образом, чтобы Вы могли предлагать задания в течение дня в любой благоприятный и удобный момент времени.

2. Удобная, располагающая обстановка также помогает сформировать желание заниматься. Удобный стол без отвлекающих картинок, стул подобранный по высоте, правильно организованные полки с играми и пособиями — это то, что организует внимание ребенка.

3. Ритуал занятий, определенные привычные действия дают возможность организовать внимание дошкольника. Например, любимая песенка, которая настраивает на начало занятий.

4. Поощрения (радость родителей, выраженная в чем-нибудь вкусном) в конце занятия. Наклейки, штампики, поход на горку после занятия — это все, что поддерживает мотивацию.

5. Разумеется, ребенка важно хвалить и поддерживать. Теплые слова, умение замечать старание и усилия — самые сильные мотиваторы. Базовое отношение «Ты — молодец», положительное отношение к самой деятельности. Не стоит бояться перехвалить, поддерживая малыша вдохновляющими словами.

6. Проводите занятия на улице, используйте все окружающие предметы, чтобы закрепить с ребенком какие-то понятия. Непринужденная естественная обстановка, в которой Вы играете с ребенком помогает ребенку воспринимать занятие, как увлекательную игру.

Что нужно, чтобы ребенок МОГ справляться заданиями.

1. Понаблюдайте за ребенком и попробуйте разобраться в причинах, которые могут затруднять выполнение заданий. Обычно это все-таки легче сделать вместе со специалистом.

2. Задания и игры нужно подбирать с учетом особенностей Вашего ребенка. Задачи надо усложнять постепенно.

3. Важно уметь правильно оказывать помощь при выполнении заданий.

4. Учите ребенка обращаться за помощью и побуждайте к инициативе в занятиях.

5. Зачастую необходимо скорректировать возможности нервной системы, используя специальные методы, например, нейропсихологическую гимнастику.

Но главное, всегда помните, что Ваш ребенок — самый лучший. Он должен чувствовать и понимать, что Вы на его стороне. Слушайте себя, свою интуицию, постоянно работайте с собой, узнавайте новое, стараясь сделать занятие с ребенком лучше и интереснее.

Вопрос «когда начинать подготовительные занятия к школе» мучает большинство родителей. Психологи дают на него исчерпывающий ответ: когда ребенок будет готов. Главное, что нужно помнить - нельзя вызывать негативные ассоциации с учебным процессом. Как построить обучение малыша, чтобы и юному ученику и родителям было комфортно? Об этом и будет наша статья.

Почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе?

Психологи и родители выделяют три основных причин, почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе:

  • Не пришло время . Ребенок психологически не готов к занятиям. Если в этот период родители настоят на своем и начнут принуждать учиться, то это вызовет лишь протест. Карточки, книжки и прочие атрибуты превратятся во врагов. Впоследствии изменить отношение ребенка будет крайне сложно.
  • Неверно выбранная форма занятий . Многие детки к 6 годам еще не наигрались. Им не хочется тратить время на скучные занятия. Поэтому есть смысл подстроиться под ребенка и выбирать такие методы обучения, чтобы вызвать у него интерес.
  • Психологическая травма . И родители, и психологи приводят много примеров, когда ребенок после нескольких занятий перестает проявлять интерес и все упорнее отказывается посещать уроки в развивающем центре или подготовительные курсы в школе. Что-то не получается и он чувствует себя хуже других, от этого появляется нежелание продолжать.
  • Правильно выбранное время для занятий

Понаблюдайте за ребенком, когда он более расположен получать знания. Некоторые дети более активны с утра, некоторые, наоборот, вечером охотнее занимаются, играют. Можно попробовать позаниматься сначала до обеда, на следующий день после обеда и посмотреть, когда ребенок лучше справляется. Также следует учитывать общее состояние ребенка, может, он себя неважно чувствует или же его что-то беспокоит.

  • Учеба как ритуал

Наша жизнь состоит из ритуалов: чистить зубы, мыть руки перед едой и прочее, учебный процесс также должен стать ее неотъемлемой частью. Тогда ребенок будет знать, что это хорошо и правильно, что учеба приносит пользу. Ведь мама ничего плохого ему не желает, что она заботится о нем и его будущем. Также как мы моем руки, чтобы не заболеть, мы учимся, чтобы быть успешными.

  • Последовательность имеет значение

Начинайте с простого, постепенно усложняя задачи. Ведь, если сразу справился хорошо, появляется желание закрепить успех и еще одну задачу сделать на отлично. Таким образом, не формируется комплекс неудачника.

Ребенок, окрыленный успехами, хочет снова и снова пробовать свои силы.

  • Кнут или пряник, что выбрать?

Нужно ли поощрять за успехи и наказывать за лень, или же не стоит акцентировать внимание на неудачах? В таком раннем возрасте не рекомендуется наказывать, принуждать или же «шантажировать». Пряник, безусловно, нужен. Нужна награда. Ведь малыш не понимает пока, какая ему польза от не очень веселых, и порой, нежеланных уроков. А небольшое вознаграждение за работу его порадует. Лучше, если это будет также связано с его обучением. Например: можно отправиться в зоопарк или же попрыгать на батутах, покататься с горки на санках зимой и многое другое.

  • Занятия как лучшая привычка

Так же, как мы приучаем младенца постепенно в одно и то же время, стоит приучать учиться. Наше тело запоминает определенную последовательность действий. И через какое-то время начинает напоминать о них. Так, привыкшие заниматься спортом, начинают себя плохо чувствовать без тренировок. И мозг ребенка со временем адаптируется и будет требовать знаний.

  • Проводим мини-уроки на прогулке

Наиболее эффективная форма занятий, малыш всем интересуется, рассматривает деревья и птичек, лучше запоминает информацию. Расскажите, почему дерево летом зеленое, а зимой голое, посчитайте веточки, обратите внимание, сколько крылышек у птички или спойте вместе с ними песенку. Вспомните, кто живет в лесу, а какие животные живут дома.

  • Подбираем учебный материал

Также очень важный аспект – от правильного выбора зависит энтузиазм ученика. Не каждая книжка вызывает .

Не в любой тетрадке захочется рисовать. Попробуйте зайти с ребенком в магазин, предложите ему самому выбрать. Пусть он почувствует себя взрослым, поймет, что его мнение и решение важны для вас. Тогда он пойдет навстречу. Пусть в первый раз он выберет то, что интересно ему, пусть это будут яркие раскраски, буквари с красочными рисунками, пропись со звездными войнами. Впоследствии вы сможете их дополнить более содержательными пособиями и карточками.

  • Учимся на примерах

Обратите внимание, что дети очень быстро запоминают то, что говорят или делают родители, не обращаясь к ребенку. Просто: дела по дому или же телефонный разговор мамы с подругой. Пусть ребенок видит, что мама или папа тоже учится, читает книги, решает примеры, разгадывает кроссворды.

Ведь то, что делают взрослые всегда интереснее, чем детские занятия.

  • Всегда положительные эмоции

Малыш должен быть уверен, что его любят не за то, что он занимается. Он сам по себе достоин восхищения. А интересные знания и радость от выполненной задачи это просто здорово, а не потому, что «мама велела».

  • Попросите о помощи

Если же вам кажется, что у ребенка какие-то трудности, обратитесь к психологу. Пообщавшись с малышом и выполнив вместе несколько несложных тестов, специалист разъяснить ситуацию. Либо развеет все ваши сомнения, либо предложит программу занятий, чтобы скорректировать имеющиеся проблемы.

Вот основные советы, которые рекомендуют психологи. Но в любом случае нельзя возлагать на ребенка реализацию родительских амбиций. Детская душа ранима и заслуживает крайне бережного отношения. Спрашивайте своего ребенка, разговаривайте с ним, слушайте его.

Ребенок с самого раннего возраста должен чувствовать защиту и поддержку со стороны родителей. Он хочет знать, чтобы не случилось, вы будете на его стороне и не дадите в обиду.

Не слушайте родственников и доброжелателей, которые твердят, что ребенок должен знать и уметь, как должен себя вести и какими достоинствами обладать. Ваш ребенок - самое лучшее и дорогое существо.

Единственная задача родителей - сделать его счастливым.

Время, когда ребенок начинает ходить в детский садик, является волнительным как для малыша, так и для его родителей. Это не только очередной новый период в жизни крохи, но и первый этап на пути к социализации в обществе. В связи с этим на мам и пап обрушивается масса забот и переживаний, начиная с того, как проходит адаптация карапуза к новым условиям и людям, и заканчивая тем, как ребенок питается вне дома.

Причины отказа от еды в детсадовском заведении

Одной из самых распространенных проблем многих родителей, которые отдали детей в детский сад, является отказ ребенка там есть. В большинстве случаев такое нежелание принимать пищу имеет достаточно простое объяснение и не несет в себе угрозу здоровью крохи. Прежде чем бить тревогу, стоит разобраться в сложившейся ситуации и понять, каковы причины подобного поведения малыша.

Наиболее вероятными причинами отказа от еды в детском саду могут служить:

  • адаптация к новому образу жизни и окружению;
  • непривычное для ребенка питание и избирательность в еде;
  • кроха не голоден;
  • неумение кушать ложкой самостоятельно (рекомендуем прочитать: как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой по советам Комаровского?);
  • метод манипуляции взрослыми.
  • Если ребенок капризен и избирателен в пище, он вполне может отказываться от непонравившейся ему еды в садике

    Адаптационный период

    Самая распространенная причина, по которой дети не хотят есть в детском саду – физиологическая, связанная с периодом привыкания к смене обстановки. Когда ребенок только начинает посещать дошкольное заведение, он испытывает сильный эмоциональный стресс. Чтобы лучше понять, какие мысли и ощущения преобладают у крохи в адаптационный период, можно попробовать поставить себя на его место:

  1. Детский сад – место для игр, а не для еды. Обычно так думают те дети, родители которых растягивают время привыкания к саду на несколько недель. Малыша длительный срок приводят на пару часов поиграть в помещении или на площадке, после того как он позавтракает дома, затем забирают на обед. В результате ребенок и сопротивляется есть не дома.
  2. Меня разбудили, а я еще хочу спать. Когда ребенок не привык вставать к определенному времени, он не высыпается и в таком состоянии показывает отсутствие аппетита.
  3. Много новых интересных игрушек, с которыми надо обязательно поиграть. Такие мысли могут приходить к крохе только в самом начале посещения садика, когда он еще не успел наиграться, а еда по его мнению будет мешать этому.
  4. Мама ушла навсегда. Детская психика ясельного возраста устроена так, что даже постоянные уверения «мама вернется», не убеждают ребенка, он как будто расстается с ней навсегда. Из-за такого пережитого ужаса и пропадает какое-либо желание кушать.
  5. Я слушаюсь исключительно маму, а эту чужую тетю не буду. Ребенку требуется время привыкнуть не только к новому режиму, условиям, но и к воспитательнице.
  6. Без мультиков или любимой сказки есть не буду. На первых порах даже воспитатели в детском саду прибегают к помощи игровых элементов - например, кто первым съест весь суп, будет поливать цветы.
  7. Воспитательница - главный человек в детском саду, поэтому для ребенка она должна быть авторитетом

    Еще много нюансов и отвлекающих моментов, оказывающих влияние на желание малыша кушать в период адаптации. Однако если процесс привыкания проходит нормально, уже через пару недель малыш более или менее адаптируется к новой обстановке и коллективу и начнет питаться достаточно хорошо.

    Разновидность манипуляции

    Дети прекрасно понимают, что отказ есть в саду заставляет родителей переживать и беспокоиться. Малыши часто прибегают к этому способу, чтобы их раньше забирали домой. Так или иначе, это один из методов манипулирования взрослыми для достижения собственных целей. К манипуляциям можно отнести истерики и крокодильи слезы при прощании утром, рассчитанные на то, чтобы разжалобить маму и заставить ее забрать малыша назад.

    Избирательный аппетит и непривычные блюда

    До посещения детсадовского учреждения у ребенка формируется свой привычный рацион. Еда же в меню дошкольного заведения может сильно отличаться от той, что кроха ест дома. Вполне вероятно, что малыш просто боится пробовать незнакомые ему блюда. Чаще с такой проблемой сталкиваются дети, которых начали водить в сад позже, в возрасте 5-6 лет.

    Считается, что избирательность в еде - проблема больше надуманная, чем связанная с какими-то медицинскими отклонениями. В большинстве случаев ее обуславливают педагогические факторы и недостатки воспитания. Если малыш не хочет кушать предложенную еду, не стоит кормить его насильно или ругать. Чувство голода – единственное надежное средство для преодоления проблемы избирательного аппетита. Рано или поздно ребенок проголодается, важно в этот момент дать ему еду, которую предлагали ранее.

    Болезнь и плохое самочувствие

    Перед началом болезни, когда видимая симптоматика заболевания еще не проявилась - например, нет температуры, нормальный стул, у крохи вполне может пропасть аппетит, он становится вялым и капризным. Если отсутствие аппетита несвойственно малышу, скорее всего, он заболел, а симптомы болезни появятся в течение нескольких часов.

    Также отказ от еды может оказаться следствием отклонений в функционировании желудочно-кишечного тракта, которые вызваны аллергией на пищевые продукты, нарушением психо-эмоционального характера, плохой экологией или связаны с наследственными факторами. Кроме этого мешать малышу есть или доставлять дискомфорт и неприятные ощущения в процессе еды могут заложенный нос, воспаленная десна или шатающийся зуб.

    Другие возможные причины нежелания кушать в саду

    Существует еще ряд возможных причин, которые могут влиять на аппетит в период адаптации и после его завершения. Среди них:

  8. Неумение есть ложкой самостоятельно. Если такой бытовой навык не был приобретен малышом до поступления в детсадовскую группу, это может стать причиной, по которой кроха будет оставаться голодным. В дошкольном заведении едят сразу все дети. Воспитательница просто физически не успевает уделять много внимания каждому, чтобы всех накормить.
  9. Кормление дома перед садиком. Таким образом родители больше стараются успокоить себя в том, что их чадо будет сытым. Однако именно это не дает малышу успеть проголодаться, чтобы потом хорошо поесть в садике.
  10. Отсутствие режима дня дома. Если дома ребенок привык принимать пищу не по графику, а когда вздумается, то перестроиться на четкое расписание в детском саду ему будет сложно. Чаще проблема возникает с детьми, только начавшими посещать учреждение или с теми, кто долго не ходил.
  11. Сезонное влияние. На детей, как и на взрослых, оказывает влияние время года. Например, летом ребенок растет быстрее, чем зимой, а поэтому и ест гораздо лучше, так как нуждается в дополнительной энергии.
  12. Особенности природных биоритмов. Все дети разные, одни не едят совсем по утрам или едят очень мало, другие практически не притрагиваются к еде за ужином.
  13. Малая физическая активность. Ребенок еще не может оценить еду как гурман и наслаждаться ею, он ест только тогда, когда проголодается, чтобы восстановить потраченные силы. Однако если кроха мало двигается, не бегает, не играется, то и не тратит энергию.
  14. Неприятные ассоциации. Если дома ребенка за столом постоянно воспитывают и попрекают медлительностью или неаккуратностью, то процесс приема пищи становится для него тягостным.
  15. Любопытство. Некоторых детей отвлекает, когда рядом ест сосед или ребенок напротив. Это качество - важный аспект в гармоничном развитии крохи, но может мешать спокойному приему пищи.
  16. Способы преодоления проблем с питанием в детском саду

    Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:

  17. Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
  18. Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду - кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
  19. Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
  20. Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
  21. Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек - проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.
  22. Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?

    Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.

    Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все наладится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца или двух, однако и затягивать специально не стоит. Если ребенок уже нормально ходит на несколько часов, его можно оставлять и на весь день, а не забирать домой. Во-вторых, необходимо создать спокойную атмосферу дома, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.

    Однако что делать, если все сроки прошли, а кроха продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за советом к психологу. Он поможет выявить причину и порекомендует способы устранения проблемы.

    Спать или не спать — ребенок не хочет спать в детском саду

    Чаще всего ребенок, посещающий детский садик, привыкает спать днем, так сказать, «за компанию».

    Но малыши в старших или подготовительных группах считают себя настолько «взрослыми», что дневной сон начинают воспринимать как что-то ограничивающее их жизнедеятельность и, как результат, выражают мощный протест.

    Часто причины отказа детей спать в детском саду настолько разные, что определить, каприз ли это малыша или его природная особенность, бывает достаточно сложно.

  23. Непривычная ребенку обстановка может стать причиной не только отказа малыша от дневного сна, но и вообще от посещения дошкольного учреждения. Первые несколько месяцев в детском саду ребенок так или иначе переживает адаптационный период – он впервые остается надолго в непривычной обстановке и практически с не знакомыми ему людьми. Очень сложно ребенку бывает и наладить контакт с остальными ребятами – именно такие проблемы могут стать причиной отказа малыша спать в детском саду.
  24. Отсутствие привычных ассоциаций, связанных с засыпанием – с младенчества ребенок привыкает к определенному «ритуалу», который четко соблюдают родители, укладывая его спать. Например, это могут быть: качание малыша на руках; похлопывание по спинке; бутылочка с чаем или соком; обязательное присутствие мамы или кого-то из взрослых. Так как в детском саду ребенок лишается всех этих ассоциаций, то, естественно, привычный процесс засыпания нарушается.
  25. Позднее пробуждение по утрам , например, некоторые родители не против того, чтобы малыш ложился спать вечером в «удобное» для него время – часто позже 22.00 часов. Естественно, ребенок и утром просыпается гораздо позже. Оптимальное время бодрствования для 3-6-летних детей – около 5-6 часов, а сон в детском саду приходится на период с 13.00 до 15.00-15.30, поэтому малыш, проснувшись утром позже 7.00 часов, просто не успевает устать и, естественно, не ощущает ни усталости, ни желания отдохнуть.
  26. В выходные дни родители часто позволяют малышу отдохнуть от «сурового» детсадовского режима, разрешая ему не спать днем.
  27. Боязнь отлучения от матери , разделения с ней (в психологии называется страхом сепарации) значительно повышает тревожность и нервную возбудимость малыша, что мешает ребенку подготовиться к дневному сну в детском саду.
  28. Поэтому относиться к нему необходимо с пониманием и уважением, учитывая все его потребности и желания, а тем более особенности.

    Мамам и папам необходимо учиться договариваться со своими малышами – не стоит давить на них, заставлять что-то делать. Достаточно объяснить малышу необходимость выполнения какого-либо поручения или просьбы, проявляя уместную строгость, выдержку и, конечно же, терпение. Если родители будут честны и откровенны со своим ребенком, малышу легче будет понять и выполнить их просьбу.

    Необходимо любить своих детей, ведь они необыкновенно умны, талантливы и просто замечательны, а родительская любовь помогает ребенку в полной мере раскрыть свои самые лучшие качества.

    Дневной сон очень важен, да и необходим для полноценного физического и умственного развития растущего организма ребенка.

    Малыши, которые привыкли спать днем, гораздо активнее, общительнее и дружелюбнее тех ребят, которые отказываются отдыхать в дневное время.

    Кроме того, такие детки, отдыхая физически и накапливая энергию, намного легче приспосабливаются к жизненным переменам и быстрее усваивают информацию.

    С физиологической точки зрения дневной сон помогает ребенку вывести из организма излишки кортизола – гормона стресса. Оптимальное количество его в естественной норме обеспечивает организм малыша необходимой энергией, а вот его переизбыток мешает уснуть. Кортизол имеет накопительное свойство – чем меньше ребенок спит днем, тем выше уровень гормона, и тем сложнее уложить малыша вечером. И наоборот, если днем ребенок выспался, тем легче его уложить на ночь. Как бы парадоксально ни звучало, но с научной точки зрения сон всегда порождает сон!

    Согласно статистике, сон – это естественный процесс и жизненная необходимость каждого человека, а потребность в сне меняется с возрастом. Так, например, новорожденный младенец спит почти целые сутки, бодрствуя всего 4-5 часов. Дети в возрасте от года до трех должны спать 12-14 часов, а вот малыши постарше, от 3 до 6-7 лет, могут спать уже меньше – 10-12 часов. И, конечно, 1,5-2 часа от этого времени все же приходится на дневной сон.

    Конечно, все статистические данные немного усредненные, ребенка невозможно «подогнать» под определенные стандарты, да и не стоит этого делать.

    Кому-то нужно много спать, кому-то – гораздо меньше.

    Главным критерием общепринятой нормы сна все же считается здоровье ребенка, его хорошее настроение, жизнерадостность и улыбка.

    Потребность в дневном сне зависит от темперамента детей, фазы их развития (этапов не только физиологического, но и психологического взросления), а также некоторых временных факторов (например: прорезывания зубов, недомогания и даже перемены погоды).

    Ответив на них, родители могут решать: стоит ли укладывать малыша днем. Недосыпание тоже вредно – кроме развития хронической усталости, расстройств нервной системы, оно может привести даже к задержке умственного развития ребенка.

    Психологи пришли к выводу, что недосыпание повышает риск развития синдрома дефицита внимания у малыша, приводит к гиперактивности и проблемам с поведением. Но и чрезмерный сон не полезен – малыши, спящие много и долго, становятся вялыми и неприветливыми, так могут развиваться многие патологические состояния. Поэтому родителям необходимо тщательно следить за качеством сна ребенка и в первую очередь за его здоровьем, а потом уже делать какие-либо выводы.

    Готов ли ребенок к отмене дневного сна?

    Малыш взрослеет, его физиологическая потребность в сне значительно сокращается – это естественный процесс.

    Чем старше ребенок, тем легче он переносит эпизодические пропуски дневного сна.

    Но родителям всегда следует помнить о том, что отказ от сна в дневное время значительно увеличивает нагрузку на нервную систему их чада, что может выражаться в частых капризах, возбужденном состоянии, особенно в вечернее время, ночных пробуждениях или раннем подъеме по утрам.

    Несколько правил, помогающих определить готовность ребенка отказаться от дневного сна, были определены психологами и врачами-педиатрами многих стран мира:

    1. У малыша на протяжении всего дня сохраняется активность и доброжелательность, хорошее настроение.
    2. После даже непродолжительного сна днем малыш достаточно трудно засыпает вечером.
    3. Без дневного сна ребенок спокойно спит ночью, хорошо и без капризов засыпает вечером.
    4. Если родители замечают, что малыш соответствует вышеперечисленным признакам готовности отказа от дневного сна, то не стоит настаивать на необходимости спать днем – лучше заменить время дневного отдыха на другие, более активные мероприятия, например: прогулки на свежем воздухе; развивающие игры и даже просмотр мультфильмов.

      Если малыш не посещает детский сад – у родителей не возникает проблемы, что предложить ему вместо дневного сна.

      Можно, например, водить ребенка на различные секции или кружки, просто гулять на свежем воздухе, если позволяет погода; больше времени уделить общению с малышом – читать книги или вместе смотреть мультфильмы.

      Но если он ходит в детский сад, то проблема отказа от дневного сна встает гораздо острее.

      Сегодня практически не существует дошкольных учреждений, где дневной сон детей заменялся бы другими видами их деятельности, тем более для небольшой группы малышей (по физиологическим особенностям не все дети готовы полностью отказаться от дневного отдыха).

      У родителей и педагогов невольно возникает проблема, которую все же можно решать, используя несколько вариантов:

    5. Можно забирать малыша из сада на время дневного сна и водить его на различные кружки, а затем приводить обратно – ведь во многих садах и после полдника проводятся развивающие занятия.
    6. Совместно с некоторыми родителями, чьи дети также не спят днем, договариваться с воспитателем о проведении дневного досуга малышей. Например, когда все остальные дети в группе отдыхают, несколько ребят могут проводить время в спортзале, на прогулке или же просто играя в свободном режиме вне спальни.
    7. Педиатры и психологи советуют: при правильном формировании графика сна своего ребенка родителям необходимо прежде всего ориентироваться на здоровье малыша, его физиологические и психологические потребности и особенности.

      Если !

      ?аза?ша Портфолиолар Топтамасына Тапсырыс Жасау

      Далеко не каждый малыш испытывает удовольствие от посещения детского сада изо дня в день: и еда там не такая, как дома, и воспитатели запрещают делать то, что захочется, и вставать нужно раньше, чем обычно. И, самое главное то, что в детском саду нет мамы. Однако привить ребёнку желание посещать детский сад с удовольствием возможно, и сегодня попробуем разобраться в том, как это сделать.

      Любая мама в точности помнит тот день, когда её чадо впервые переступило порог детского сада. Невозможно забыть то волнение, бушевавшее в тот день в вашем сознании, реакцию ребёнка, выражение его глаз, изменение в столь привычном для вас поведении и ту тревогу, с которой вы оставляли ребёнка на попечение воспитателей. Какие же проблемы поджидают детей и их родителей в детском саду, и как научиться их избегать?

      Вот что думают по этому поводу современные воспитатели, которые большую часть своего времени проводят рядом с детьми: если ребёнок ни с того ни с сего отказывается посещать детский сад, значит, нужно искать факторы, спровоцировавшие это решение. Такими факторами вполне может стать ссора со сверстниками, конфликт с воспитателем, непринятие малыша в коллектив и другое. Чтобы узнать истинную причину происходящего, попробуйте поиграть с ребёнком в детский сад. Смоделируйте обстановку детского сада, проживите этой игрой весь день и деликатно методом исключения ищите проблему. Найдите свободное время для разговора с воспитателем, попросите уделять малышу больше внимания, более мягко общаться с ним. Ведь каждый ребёнок индивидуален: один не обратит особого внимания на острые замечания в свой адрес, для другого малейшее повышение голоса может стать психологической травмой.

      Как говорится, при достижении поставленной цели все методы хороши, ведь если ребёнок будет уверенно шагать в детский сад в прекрасном настроении, то и для родителей останется меньше поводов для переживаний.

      Если ребенок не хочет ходить в детский сад

      Сегодня стало модно прислушиваться к мнению психологов во всем, что касается межличностных отношений. В воспитании детей психологи так же дают много бесценных советов молодым и неопытным родителям. Так большинство специалистов в области детской психологии и педагогики сходятся во мнении, что посещение дошкольных образовательных учреждений малышам необходимо.

      К сожалению, не у всех родителей есть возможность заниматься воспитанием чада до четырехлетнего возраста. Спасибо за это женщины могут сказать Кларе Цеткин и Розе Люксембург, убежденным феминисткам, благодаря которым женщина сегодня считается «полноценным» участником трудового процесса, в связи с чем должна выйти на работу уже через полтора либо три года после рождения малыша. А пока общественное мнение не в пользу правильного воспитания ребенка и материнства, женщина до достижения малышом трехлетнего возраста, а зачастую и полутора годовалого, должна максимально подготовить малыша к детскому саду.

      Бесспорно, что посещение детского сада малышом необходимо, для его социальной адаптации. Здесь он впервые познакомится с правилами социума, научится самостоятельности, узнает, что кроме мамы, папы, бабушек и других родственников есть еще и сверстники, научится отстаивать собственное мнение при этом не нарушая общественных правил и норм.

      Практически каждая мама в первые 2-3 месяца адаптационного периода малыша в детском саду сталкивается с проблемой нежелания ребенка идти в детский сад. Это нормальная ситуация, ведь это самый настоящий стресс ребенка. Задача родителей помочь маленькому чаду справиться с этой ситуацией.

      Чтобы малыш не чувствовал себя хуже сверстников занимайтесь с ним дома:

      для начала научите, элементарно, держать ребенка ложку и вилку, пить из стакана, ходить самостоятельно на горшок;

      Приобретите набор для лепки, альбом, детскую «съедобную» гуашь, карандаши, фломастеры, цветную бумагу, безопасные ножнички, клей.

      Занимайтесь с ребенком различными прикладными видами творчества;

      читайте малышу сказки, учите ребенка усидчивости, внимательно слушать.

      Обсуждайте с ребенком сказку. Спросите понравилась ли ему сказка, какой персонаж понравился больше и так далее.

      Учите ребенка выражать собственные мысли;

      разучивайте с ребенком короткие стишки.

      Нет, делать гения из малыша не нужно!

      Но помните, что в группе, кроме вашего чада еще до 25 детей, с которыми как-то должна управиться одна воспитательница.

      Но бывает и так, что спустя год мама вновь слышит: «Не пойду в детский сад!»

      Хотя причины возникновения такого категоричного отказа вашего отпрыска идентичны и, зачастую, не важно сказал он вам это на десятый день или через год. Ваша задача выяснить и устранить причину недовольства ребенка. Понятно, что очередная утренняя истерика не повод отпрашиваться с работы и отказываться от похода в детский сад, но тянуть волоком малыша не стоит в итак ненавистное ему сегодня дошкольное учреждение. Ведь ребенок до четырехлетнего возраста - это совершенно беззащитное существо, еще до трех лет у малыша не сформирована «защита» в виде прослойки психики - сознания, до трех лет, мы родители общаемся напрямую с подсознанием малыша, и насколько правильно будет формироваться его жизненный сценарий будущей жизни зависит только от вас, а закладывается он именно с 0 до 3 лет.

      Если вы желаете, чтобы ваш ребятенок рос, воспринимая окружающий его мир как благополучное и безопасное место, постарайтесь смягчить подобные ситуации, и не относитесь к капризам малыша, как к недостаткам его характера, а старайтесь выяснить причину.

      Почему ребенок может проявлять нежелание посещать детский сад:

      капризное настроение у детей часто возникает в случае плохого самочувствия, поэтому убедитесь в первую очередь, что ваш малыш здоров;

      такое поведение ребенка не возникает на пустом месте, скорее всего малыш попал неприятную ситуацию. Но на прямой вопрос вы едва ли получите ответ. Лучше зайти с тыла, рассказ историю из собственного детства, и если вы попадете в точку, ребенок с вами поделится своей проблемой, и тогда следует на основе своей истории рассказать малышу, как вы вышли решили ту проблему;

      если малыш так и не рассказал вам о причинах своего нежелания посещать детский сад, то следует пообщаться с воспитателем. Возможно, что ребенку просто не интересно в детском саду, занятия, которые предлагает воспитатель скучны, или их вовсе нет.

      Вам бы захотелось идти туда, где вам неинтересно, тогда как дома у вас огромное число игрушек?

      В этом случае можно задуматься о переводе малыша в другую группу или даже другой детский сад.

      Как избежать ситуации «не хочу ходить в садик!»?

      Если вы не планируете воспитывать ребенка самостоятельно, а планируете отправить свое чадо в дошкольное учреждение, то необходимо малыша начинать готовить к этому, как можно раньше, чтобы ребенок стал воспринимать это как неизбежность, и, соответственно, самостоятельно искать положительные моменты в том, что совсем скоро он будет ходить в детский садик.

      Все дети всегда стремятся побыстрее стать взрослыми, поэтому можно преподнести необходимость посещать детский сад, как своеобразную работу. Он станет более ответственно относится к этой своей обязанности.

      Если случилось так, что утром кроха истерит и отказывается идти в садик, опять-таки сыграйте на его желании быть взрослым, придумайте какое-либо важное дело, в котором «взрослый» малыш должен будет вам помочь.

      Как вариант, ребенка можно «подкупить», пообещав ему какое-нибудь вознаграждение, когда будете забирать его вечером из садика.

      В детсадовском возрасте у детей гипертрофировано чувство собственности, поэтому это отличный вариант для манипуляции. Когда ребенок не желает вставать с постели, спросите его, не жалко ли ему, что кто-то другой вместо него будет играть с его игрушками.

      Желание быть лучше у деток тоже развито очень сильно, дайте ребенку какую-нибудь новую игрушку и предложите показать ее друзьям, малыш, однозначно, захочет похвастаться.

      Ребенок не хочет идти в детский сад

      Помнится, еще вчера вы забирали своего малютку из роддома, бережно носили на ручках и оберегали от всяких бед. Но время пролетело чрезвычайно быстро, и вот уже карапуз готовится переступить порог детского сада. Это важная ступень в его психологическом и физическом развитии, переступить которую должны помочь родные ему люди. Для многих родителей большой проблемой становится детский сад. Как приучить ребенка ходить в садик – вопрос, беспокоящий большинство семей.

      Причина отправления ребенка в садик в основном банальна – маме необходимо работать, получать дополнительный доход для семьи. В редких случаях этой причиной становится желание поскорее познакомить ребенка с другой средой общения, помочь с поиском новых знакомых и новых знаний. Мы стремимся выбрать самое лучшее заведение, не учитывая пожеланий малыша. Потом же с удивлением узнаем, что ребенок не хочет идти в детский сад.

      Адаптация ребенка в детском саду

      П очти каждая семья сталкивается с утренними капризами при сборе в садик. Ребенок плачет, не хочет одеваться, прячется. В итоге раздраженная мама или папа насильно тянет карапуза по месту назначения, и день безнадежно испорчен у всех. Дабы избежать таких печальных историй нужно, прежде всего, провести предварительную работу по адаптации ребенка в детском саду. Адаптация ребенка в детском саду должна быть постепенной. Постарайтесь в увлекательной игровой форме привести пример сбора в садик, занятий в группе, общения с другими детками. Расскажите, как вы ходили в садик, что вам там нравилось и не нравилось, несколько раз покажите ребенку, где он будет заниматься и как выглядит его воспитательница. Постарайтесь заранее подкорректировать режим дня малыша, чтобы облегчить переход на ранний подъем и расписание детского садика.

      Если все же проблема нежелания находиться в садике не обошла вас стороной, если ребенок плачет в детском саду, попытайтесь деликатно выяснить причину у ребенка. Понаблюдайте за ним, может он не высыпается или просто приболел. В некоторых случаях придется применить изобретательность и смекалку, чтобы выяснить вероятность конфликта в группе, с другими детьми или с учительницей. Для нас ссора за игрушечный утюжок или кубик кажется пустяком, в то время как для малыша – серьезная проблема и глубокая моральная травма. Если не разобраться в ситуации, поговорив с воспитателями, вы можете упустить момент, и ребенок просто замкнется в себе, станет робким и неуверенным. Помогите ему вписаться в детскую компанию, предложив ему взять с собой коллективную игру или красивую поделку.

      Воспитание детей в детском саду

      Выбирайте садик не только по удобству месторасположения или цене содержания. Обязательно посмотрите, как проходит обучение детей в детском саду, чем наполнен день, из чего состоит питание, условия содержания и оцените доброжелательность персонала. Бывает, что дети в детском саду практически предоставлены сами себе и им просто скучно и не интересно. Длительный период явной ненужности, пребывание в четырех стенах с чужими людьми, необходимость подчиняться установленному режиму – прямой путь к нежеланию идти в сад. Естественно, что ребенок будет скучать по своим игрушкам, любимым мультикам, готовой всегда поиграть маме или бабушке. Помните также, что дети – отличные манипуляторы, возможно, он и вправду просто капризничает и заставляет вас идти у него на поводу.

      Конечно же, можно поменять садик или группу. Только учитывайте, что ребенок намного тяжелее переносит все эти «смены актеров и декораций». Лучше раз определиться с заведение и воспитателями, чем метаться по всему городу в поисках оптимального варианта.

      В любом случае постарайтесь отнестись к малышу с пониманием и участием, вникайте в такие «важные» детские проблемы и карапуз непременно порадует вас отличным настроением.

      Ребенок не хочет в детский сад

      Сын не хочет ходить в детский сад

      Очень нужна Ваша помощь! Моему сыну 3,5 года. С октября ходим в детский сад (сходим несколько дней — болеем две недели). По утрам самые настоящие истерики — я такого не видела до детского сада. Орет, визжит так, что дети затыкают уши, родители в шоке, воспитатели говорят, что такое поведение наблюдают впервые. Во время истерики не слышит меня, успокоить невозможно. Думала, с мужем легче пойдет, но все происходит по одному и тому же сценарию: по дороге уговаривает не ходить в детский сад, может немного успокоиться, у дверей начинаются рев, мольбы о том, чтобы не ходить, остаться дома, а в группе дикие крики, цепляется за меня руками-ногами, изгибается, не дает переодеть. Меня охватывают ужас, раздражение и стыд перед окружающими.

      Дома уже с вечера Федор со слезами (по нарастающей) и страхом в глазах спрашивает: Мы завтра пойдем в детский сад? После утвердительного ответа начинаются уговоры: а может, не пойдем? , я дома один останусь, я с тобой на работу пойду. Утро начинается с тех же вопросов, и дальше — плач. Одеваться в сад не хочет, выходить из дома тоже.

      Я с ним разговариваю, объясняю, что мне нужно ходить на работу, а он посещает детский сад — это его второй дом. Активно слушаю его (по Гиппенрейтер), объясняю, что мне стыдно, когда дети себя так ведут. Я злюсь, мне неприятно наблюдать такие сцены.

      Ответ: психолог Алена Москвина

      Здравствуйте. Выход в детский сад для каждого малыша является стрессовой ситуацией . Подобное нововведение детки переживают по-разному. Кто-то спокойнее, а кто-то очень бурно.

      Поначалу плачут и не хотят ходить в садик практически все дети. Редко кто радуется резкому отрыву от дома, от мамы. Вот только темпераменты у детей разные, и реакции на происходящее тоже.

      Ваш сын демонстрирует гиперреакцию . Но Вы не одиноки. Просто редко бывает так, что в одной группе встречаются одновременно два активно протестующих малыша. Поэтому Вам кажется, что у Вас эксклюзив, на самом деле это не так. Это происходит во многих семьях.

      Что делать в случае возникновения подобных истерик? Как с ними бороться?

  • Очень важно, как ребенок ведет себя в садике в течение дня . после Вашего ухода. Если он успокаивается и вполне спокойно проводит день, значит, проблема кроется именно в моменте прощания с мамой и папой на пороге. А это скорректировать легче, чем полное неприятие ребенком садика, буквально с утра до вечера.
  • Вы должны быть решительно настроены и спокойны. Когда волнуется мама, ребенок это чувствует. Ваш ужас, стыд и раздражение играют против Вас .
  • Не затягивайте прощание . Все делайте быстро и уверенно: переодеваете ребенка, говорите ему до свидания, отдаете воспитателю и сразу уходите. Если ребенок кричит, рвется к Вам — не возвращайтесь. Это спровоцирует новый всплеск эмоций.
  • Старайтесь сдержать волнение . ни в коем случае не плачьте сами, не ругайтесь на малыша.
  • Когда по вечерам ребенок начинает разговоры про садик и придумывает идеи, как избежать его посещения, очень ласково объясняйте малышу, что Вам надо работать, зарабатывать деньги на еду, игрушки. Говорите ласково, но твердо, без тени вины в голосе . Основная мысль такая: надо, и мы обязательно будем ходить в садик. Будьте терпеливы и готовы обсуждать ситуацию каждый вечер. Спокойно повторяйте одно и то же. Если ребенок будет пытаться вызвать Вас на жалость, начнет плакать, истерить — не поддерживайте его. Ведите себя спокойно, улыбайтесь, занимайтесь своими делами, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь игру. Но не подавайте вида, что реакция сына Вас сильно беспокоит.
  • Не осуждайте поведение малыша . Не говорите, что Вам за него стыдно и т.п. Ваша задача — дать сыну понять, что его поведение Вас как бы не волнует . Не говорите: мне стыдно, я расстраиваюсь. Это лишнее, ребенок понимает . что его поведение Вас задевает, и будет интуитивно стараться Вас разжалобить . Не поддавайтесь. Делайте упор на том, что Вы видите, как он не хочет ходить в сад, но надо, а значит, ходить туда он будет.
  • Когда ребенок выходит в ДОУ, то в первый год он достаточно часто болеет . А после больничных отвыкает от садика. Поэтому привыкнуть к тому, что садик — это его второй дом, сразу не получается. Не успевает ребенок сходить в сад, как оказывается снова дома, окруженный привычной заботой и уютом. А потом все повторяется снова. Со временем промежутки между больничными увеличатся, и ребенок станет спокойнее относиться к тому, что у него появилась работа.
  • Многие родители, так и не справившись с истериками и непрерывными больничными (которые, кстати, часто обусловлены именно этой стрессовой ситуацией отрыва от дома), принимают решение временно забрать ребенка из садика . И отводят его туда в 4-4,5 года, когда ребенок уже более осмысленно воспринимает происходящее, способен понять, зачем он ходит в садик, активно тянется к другим детям. Возможно, это Ваш вариант.
  • С уважением, Алена Москвина.

    Использование материала статьи разрешается только с указанием активной ссылки на первоисточник © www.greenmama.ru

    Мнения и отзывы о статье

    «Не хочу в детский сад» – эти слова очень болезненны для любой мамы.

    Особенно если она работает, отменить работу не может, и, ведя ребенка в сад, чувствует себя самой настоящей предательницей. Казалось бы, можно на один денек отпроситься с работы и оставить малыша дома. Но это не всегда лучший вариант. В первую очередь, нужно разобраться с причинами.

    Когда ребенок только-только начал ходить в садик, нежелание идти, страхи и так далее – вполне понятны. Тут действительно требуется много маминого терпения и любви. Очень нежелательно выходить сразу на работу, старайтесь очень постепенно увеличивать время пребывания в саду, пытайтесь чем-то заинтересовать ребенка. Помогите ему с кем-то подружиться, научитесь дома что-то красиво лепить или рисовать, чтобы на очередном занятии «поразить» детей и воспитателя, принесите в садик интересную игру, в которую можно играть только коллективно. Накапливайте багаж таких «положительных подкреплений», тогда в какой-то момент ребенок станет сам стремиться в детский сад, ведь там столько всего интересного, чего дома нет.

    То же касается и перехода в новый детский сад. Хотя адаптация и проходит быстрее, чем в первый раз, но требуются все те же этапы. Желательно маме взять небольшой отпуск и так же постепенно приучать малыша к новому месту.Другое дело, когда ребенок уже давно ходит в детский сад и вдруг в одно прекрасное утро заявляет: «Не пойду, не хочу, мамочка, оставь меня дома». Такая реакция всегда имеет свои причины, и с ними обязательно нужно разобраться. В первую очередь, убедитесь, что ребенок выспался и не заболел. Нередко именно физическое самочувствие становится причиной такого нежелания, признаков еще может быть и не видно, а ребенок их не осознает. Такое же резкое нежелание может быть связано с какой-то конкретной возникшей проблемой. Если вы спросите об этом «в лоб», ребенок, скорее всего, не скажет. Попробуйте мягко угадать.

    Например, вы можете, как бы между прочим, привести свой пример («Я помню, когда я была маленькой, я однажды сильно поссорилась со своей подругой в садике и потом не хотела туда ходить» или «Однажды на меня накричала воспитательница, и я решила, что в садик больше ходить не буду»). Попробуйте подобрать наиболее вероятную причину. Если вы попадете в точку, ребенок сразу скажет, что и у него так. Тогда уже действуйте в зависимости от причины, можно продолжить и линию с собственным примером (например, «Но потом я пришла в садик и помирилась со своей подругой» и т.д.). Если причина более серьезна, может потребоваться и сотрудничество с воспитателем.

    Пообещайте в этот день забрать ребенка пораньше и обсудить, как ему удалось преодолеть проблему.Если же нежелание идти в сад постепенно нарастало какое-то время и стало хроническим, самая вероятная причина в том, что ребенку скучно, занятия для него неинтересны или их вообще нет, дети предоставлены сами себе. Представьте себя на месте ребенка, целый день сидеть и не знать, чем себя занять, да еще и в жестких рамках детского сада с его режимом и правилами. Тогда как дома его ждут любимые игрушки, мультфильмы, мама, готовая поиграть в любой момент. Если это и правда ваш случай, если вы не можете изменить объективную ситуацию в саду, учите ребенка, как можно себя занять и развлечь, можно написать целый список интересных дел, можно брать с собой игры или книги.

    Хотя, конечно, лучше бы, чтобы с детьми в детсаду по-настоящему занимались.Не переусердствуйте с давлением на совесть ребенка. Слова мамы о том, что она обязана работать, чтобы заработать на жизнь, а он обязан ходить в детский сад, конечно, могут подействовать на 5-6 летнего малыша, но оставят не самый приятный след. Важно, чтобы ребенок не смирился с детским садом, а, действительно, полюбил его – нашел для себя что-то интересное и не имел никаких серьезных проблем в стенах дошкольного учреждения. В некоторых случаях ради этого даже стоит сменить детсад, хотя это и невероятно сложно в наших условиях.

    Ребенок не хочет идти в детский сад

    Первые дни в детском саду - стресс для любого ребенка. Новые условия, незнакомое окружение и непривычные правила смущают и пугают. Со временем большинство детей свыкаются с обстановкой, но некоторые и по истечении месяца собираются в садик со слезами на глазах.

    Почему ребенок не хочет в детский сад?

    Нежелание ребенка идти утром в садик вполне понятно. Ранний подъем и быстрые сборы не способствуют оптимистичному настрою. Однако домой из детсада дети обычно возвращаются в отличном расположении духа, делясь с мамой и папой впечатлениями о насыщенном дне. Проблема возникает, если ребенок не хочет в детский садик вообще, что видно по его поведению - он капризничает, часто плачет, плохо кушает и спит. Перемены могут быть связаны со следующими трудностями в детском саду:

  • сложности в общении с другими детьми;
  • конфликт с воспитателем;
  • некомфортные условия.

Первая причина - сложности в общении с ребятами - встречается достаточно часто. В садике большинство детей находят себе товарищей по игре, но иногда отношения ребенка с коллективом просто не складываются. Возможно, интересы ребят не совпадают, а, возможно, ребенок и сам не стремится завести знакомства.

Нередко нежелание ребенка ходить в садик вызвано антипатией к воспитательнице. Самая веская причина - открытый конфликт, возникший на фоне непослушания ребенка или некомпетентности воспитательницы. Однако чаще детям просто что-то не нравится в нянечке, причем это необязательно будет объективный фактор.

Наконец, самой распространенной причиной нелюбви ребенка к детсаду являются не комфортные для него условия. Здесь вариантов очень много - непривычная пища, необходимость соблюдать распорядок дня, неудобная кроватка, скучные занятия и т. д. Сложнее всего приходится детям, которые привыкли к свободному режиму и отсутствию ограничений в домашних условиях.

Что делать родителям?

Итак, ваш ребенок плачет и не хочет идти в детский сад, иногда и вовсе устраивает истерики, и вы просто не представляете, что делать.

Первым делом, нужно определить причину, по которой ребенок так себя ведет. Проще всего это сделать в процессе непринужденного разговора или игры. Предложите малышу поиграть в детский сад с куклами или мягкими игрушками. Пусть, по сюжету, плюшевый мишка упорно отказывается идти в детский сад, а ваш ребенок объяснит, почему медвежонок так себя ведет и что именно ему не нравится. Скорее всего, малыш озвучит собственные переживания.

Конкретное решение проблемы зависит непосредственно от ее причины. Но сводится все к одной схеме - исключению раздражающих факторов и обеспечению благоприятной эмоциональной обстановки.

Проблема 1. Отношения в коллективе

Если в садике у ребенка появится хотя бы один верный друг, он уже будет чувствовать себя увереннее. Однако нередко ребенок ощущает себя белой вороной в коллективе, стесняется и не может завести знакомства, отчего становится замкнутыми и теряет интерес к детскому саду. Мамы и папы могут помочь детям в этом случае - просто попробуйте подружить сына или дочку с кем-нибудь из ребят. Договоритесь с родителями одногруппника из детсада о дружеской встрече - походе в кино, на выставку или в парк. В непринужденной обстановке ребенок почувствует себя свободнее и быстрее пойдет на контакт. А это, безусловно, поможет ему быстрее адаптироваться в детском саду.

Проблема 2. Не нравится воспитательница

Справиться с этой проблемой возможно двумя способами - постараться изменить отношение ребенка или сменить детский сад. Если между воспитательницей и ребенком был конфликт, нужно поговорить с педагогом, встав при необходимости на защиту ребенка. Также поговорите и с самим малышом, постарайтесь объяснить ему, что у воспитателя, так же, как и у всех других людей, иногда может быть плохое настроение, но в то же время он может быть и очень добрым, внимательным. Постарайтесь сделать образ строгой и серьезной дамы живее и ближе для ребенка. В случае, когда урегулировать конфликт не получается, придется подумать о переводе, так как отношения с воспитательницей во многом определяют эмоциональное состояние ребенка.

Проблема 3. Не нравится детский сад

Привыкший к уютным домашним условиям ребенок с трудом адаптируется к режиму, принятому в детском саду. Обычно на адаптацию уходит не более двух месяцев, но иногда ребенок так и не привыкает к новой обстановке. Здесь важно уточнить причину его недовольства. Не нравится питание - нужно поменять меню дома, не подходит режим дня - следует изменить домашний распорядок.

Многие мамы и папы вообще отказываются от детских садиков, отдавая предпочтение профессиональным няням или семейному воспитанию. В этом случае будет полезно знать, когда можно оставить ребенка одного дома. и стоит ли это делать в дошкольном возрасте.

Быстро ли ваш ребенок привык к детскому садику? Как вы боролись с его нежеланием ходить на занятия? Делитесь опытом с другими родителями в комментариях к статье.

Ребенок не хочет идти в сад?

В саду ребенку придется привыкать к новой, «детсадовской» кухне: местные блюда и на вкус, и на цвет и на запах совсем не такие, как дома. Но вы можете заметно сгладить и ускорить этот переход, если будете готовить крохе те же блюда.Желательно с полным набором ключевых ингредиентов, которые входят в официальный рецепт. Просто задумайтесь: если он никогда в жизни не пробовал борща, печеночных биточков или пшенной каши, вряд ли он полюбит их с первого раза. Стандартное детсадовское меню – никакая не тайна, его вывешивают на всеобщее обозрение, а узнать точный рецепт вам наверняка поможет нянечка.

Но будьте готовы к тому, что первые два месяца, а именно столько в среднем длится период адаптации, очень многие дети плохо едят в детском саду. К этому надо морально подготовится особенно тем мамам, которые сильно переживают за аппетит своих чад. А в первые дня два большинство детей и вовсе наотрез отказываются вкушать казенную стряпню. Это тоже нормально. Если у вас появится непреодолимое желание докармливать кроху после сада или даже кормить его завтраком до выхода из дома, попробуйте объективно оценить ситуацию. Если малыш будет завтракать дома, то в саду он, скорее всего, быстро привыкнет пропускать утренний прием пищи. Лучше предложить ему поесть вечером, но если он откажется, настаивать не стоит. Иначе есть риск перекормить ребенка или сбить программу, которая регулирует чувство голода.

Однако если со временем аппетит не налаживается, стоит проконсультироваться с детским психологом или педиатром. Принятие пищи – такой же интимный процесс, как и дефекация, и для отправления естественных нужд нам всем необходимо расслабиться и почувствовать себя в безопасности. Когда же аппетит хромает, это может быть признаком психологического дискомфорта.

Еще один потенциально болезненный пункт в детсадовском распорядке – это дневной сон. Будьте готовы к тому, что малыш не сразу привыкнет засыпать в компании десяти или двадцати детей, поэтому первое время будут случаться всевозможные казусы. Чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее, можно предложить ему взять из дома, которую он будет брать с собой в кровать. И пусть он сам выберет ее. Возможно, это будет вовсе не плюшевый зайчик, как вы думали, а любимый железный трактор или резиновый динозаврик. Ваша задача – продумать этот момент заранее и обговорить его с воспитателями.

А вот если ваш ребенок к 3 годам перестал спать днем, это может стать проблемой. Причем большой проблемой, ведь дневную сиесту воспитатели воспринимают как двухчасовую передышку. Начнем с того, что на Западе такого понятия, как тихий час, просто не существует. По крайней мере, точно не в том понимании, к какому привыкли мы. Во многих европейских садах спальни и кровати для детей просто не предусмотрены. Считается, что если ребенок захочет спать днем, он устроится на спортивном мате, причем в той же одежде, в которой его в сад привели. В России наблюдается совсем иной подход к дневной сиесте. По наблюдению отечественных детских психологов и воспитателей, большинство детей в возрасте от 3 до 4 лет днем все же спят. Исходя из этой аксиомы, даже если ваш ребенок уже отказался от дневного сна, в саду он снова столкнется с этой необходимостью. Обычно воспитатели придерживаются довольно жесткой позиции: время тихого часа неспящий малыш должен находиться в кровати и лежать тихо, чтобы никого не разбудить. На самом деле, для ребенка в этом возрасте такая задача оказывается непосильной и превращается в пытку. Подумайте, как бы вы чувствовали себя, если бы вы не хотели спать, но вас бы каждый день заставляли лежать по два часа в постели, глядя в потолок. А ведь именно к этому ребенка призывают воспитатели – развлекать вашего кроху тихой беседой или читать ему сказки никто не будет. Отстоять интересы малыша в таких печальных реалиях могут только родители. Поговорите с воспитателями, с заведующей и попробуйте вместе придумать тот вариант, который подойдет вашему ребенку. Например, можно договориться, что во время сиесты малыш тихо заниматься своими делами в игровой зоне или воспитатель будет включать ему аудиосказку в плеере.

Дети не сразу привыкают друг к другу и первое время могут драться и даже кусаться. Это естественный процесс: они только учатся общаться и хорошие манеры будут постигать постепенно. Но вы очень поможете крохе, начнете прямо сейчас учить его знакомиться с другими детьми, вежливо просить понравившуюся игрушку и ждать своей очереди. Эти простые уроки можно преподавать малышу во время прогулок на детской площадке. Но полезные навыки не усвоятся сразу. Если в саду ваш ребенок начнет драться, на самотек такие моменты пускать не следует. Обычно родители узнают о драках от воспитателей и такие беседы почти всегда заканчиваются одной и той же многозначительной рекомендацией: «Вы с ним (с ней) дома поговорите». Совет, безусловно, полезный, но не стоит забывать, что на детей 3-5 лет разговоры не очень действуют. Они просто не умеют впитывать информацию, которая имеет форму отвлеченных нотаций. Из ваших длинных поучительных речей ребенок ничего для себя не вынесет. Ноль эффекта будет и от бесконечных нравоучений воспитателя. С маленькими детьми действовать нужно иначе. Самый эффективный способ корректировать агрессивное поведение – действовать непосредственно на месте. В таких случаях работа по коррекции ложится на плечи воспитателей. Отсюда вывод: всегда спрашивайте у педагогов, какая непосредственно работа ведется с их стороны? Ваша задача заключается в том, чтобы оказывать им активное содействие, когда ребенок находится под вашим присмотром. Вы можете рассказывать малышу «терапевтически» сказки, проигрывать конфликтные ситуации на игрушках и контролировать агрессивное поведение крохи на детской площадке или в гостях.

К режиму, приятому в саду, тоже лучше начинать готовиться заранее, в идеале – за 2-3 месяца. Самое главное — отладить отправные пункты в новом графике: часы, когда ребенок просыпается, ест и укладывается на дневной сон. Если к началу учебного года разница между домашним и детсадовским расписаниями составит плюс-минус час, прекрасно. И не забудьте продумать еще один важный момент: ваш собственный новый график, ведь ваша жизнь с началом учебного года тоже изменится. В первую очередь стоит детально распланировать утро. Заранее посчитайте, сколько времени вам потребуется, чтобы собрать ребенка и собраться самим. Если каждое утро будет проходить в раздражении, слезах и спешке, а сборы будут напоминать гонки на выживание, малыш будет приходить в сад во взвинченном состоянии и в совершенно неподходящем настроении. Только представьте, как он проведет свой день после такого «доброго» утра.

Забота о гармоничном развитии ребенка — одна из главных для родителя. Выбрать для него подходящее направление, удобное место для занятий, компетентного педагога или тренера… Казалось бы, все этапы пройдены, задачи решены и можно наблюдать за успехами малыша, постигающего целый мир новых умений и навыков. Но нет, что-то пошло не так и внезапно Ваше чадо наотрез отказывается идти на очередное занятие. Что делать: прислушаться к ребенку и не заставлять заниматься дальше или настаивать на продолжении?

У родителя в голове сразу же проносится куча разных мыслей: не хочется давить на ребенка, но и не хочется растить юного лентяя, к тому же, занятия полезны для развития и скорее всего сейчас он просто капризничает, а настроение скоро изменится. А потом вспоминаются истории о людях, окончивших музыкальную и художественную школы, но после получения диплома не притронувшихся к музыкальному инструменту или холсту. А еще о тех людях, которые под влиянием настроения бросили занятия творчеством, но впоследствии сожалевших о том, что родители не настояли на продолжении обучения.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЕЩЕ НЕ ХОДИТ В ШКОЛУ

Всегда помните, что в дошкольный период развития для ребенка главное — это игра. Абсолютно все занятия проходят в игровой форме или с элементами игры, главным мотивирующим фактором выступают позитивные эмоции. В этом возрасте дети еще не готовы преодолевать трудности и воспитывать свой характер, для них не существует момента «потом», есть только «здесь и сейчас».

Поэтому если Ваш ребенок вчера с удовольствием плавал в бассейне, занимался акробатикой или проектировал роботов, а сегодня и слышать о них не хочет, нужно выяснить ответы на несколько вопросов:

  • Причина нежелания заниматься — это сам вид деятельности, перемены в месте, где занимается ребенок, отношения с педагогом или тренером? Если причина в этом, то есть смысл попробовать другие виды занятий, ориентируясь на способности ребенка, поменять преподавателя или место.
  • В нежелании заниматься виновато настроение? Побеседуйте с Вашим ребенком, отправьтесь на прогулку, смените обстановку или деятельность, уделите время эмоциональному контакту. Возможно, скоро настроение изменится, и он сам попросится на занятия!
  • Причина в том, что ребенок пресытился занятиями и ему нужен перерыв? Тогда временно смените секцию или студию, в которой занимается Ваш ребенок, или вообще дайте ему время для передышки. Поверьте, пропуск нескольких занятий и отставание в программе — это меньшая жертва по сравнению с занятиями из-под палки, которые могут гораздо сильнее навредить ребенку.

Помните: у ребенка с раннего детства не должно сложиться впечатление о своей несвободе, отсутствии возможности выбора и права самостоятельно решать и выбирать для себя. Ведь это основа личности!


КАК ОБСТОИТ ДЕЛО СО ШКОЛЬНИКАМИ?

Здесь ситуация складывается в корне иным образом. В этом периоде развития ребенок способен контролировать себя, свои мысли и эмоции (хотя, конечно, и с разной степенью успеха), способен планировать день, организовывать свое время, гордиться своим умением решать задачи, побеждать и получать награды.

Безусловно, в большинстве вопросов ребенку по-прежнему нужна помощь и поддержка родителей, их умение направить советом. С ребенком постоянно нужно сотрудничать, помогать ему в сложных ситуациях, вселять уверенность и учить умению извлекать опыт из ошибок и поражений.

Если ребенок не хочет продолжать заниматься тем, что раньше приносило ему удовольствие, нужно выяснить ответы на следующие вопросы:

  • Ребенок принял решение прекратить занятия, потому что считает, что они ему не подходят или он недостаточно хорошо справляется? Здесь возможны разные сценарии: от поиска и проб других занятий до выяснения причин, почему ребенок так думает. Возможно, ему не хватает уверенности в себе, он зажат и скован, потому считает, что плохо справляется с задачами. Возможно, ситуация сложилась так в связи с недостаточным доверием тренеру или педагогу, напряженными отношениями с ним или просто его некомпетентностью. В этих случаях можно поменять педагога, место занятий или больше внимания уделить общению, и это станет решением проблемы.
  • Ребенок не справляется с нагрузкой, поэтому не хочет продолжать заниматься? Проанализируйте занятость ребенка в течение дня: сколько времени и сил отнимает школа и выполнение домашнего задания? Сколько секций и студий для развития посещает Ваш ребенок? Посещает ли дополнительные занятия по подготовке к олимпиадам, экзаменам, репетиторов? Возможно, имеет смысл снизить нагрузку и отказаться от менее актуальных в данное время задач. Или рассмотреть вариант смены формата: например, отказаться от нагрузки в музыкальной школе в пользу занятий в студии, отнимающих меньше времени и сил.
  • Не мешают ли в принятии решения Ваши личные амбиции? Решите, стоит ли заставлять ребенка заниматься, несмотря ни на что. Скорее всего, он либо поддастся давлению, либо пойдет с Вами на конфликт. В обоих случаях придется чем-то жертвовать: пострадает либо самооценка ребенка, либо авторитет родителя.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы у ребенка было полноценное, счастливое детство. Но важно не перейти ту грань, когда желание дать ребенку самое лучшее сменится ожиданием того, что он станет чемпионом, требованием наград и призовых мест. Приводя ребенка на те или иные занятия, будьте готовы к тому, что он может добиться в них большого успеха, а может и вовсе быстро потерять к ним интерес. Главное, уметь контролировать эти процессы: чаще общайтесь с детьми, позволяя личности ребенка раскрыться!