Как растет ребенок в первый год жизни. Рост и развитие малыша первого года жизни. Как ребенок растет, набирает вес, что к какому месяцу умеют дети? Что и когда должен уметь делать малыш

Каждого сознательного родителя беспокоит тема правильного физического развития его ребенка - особенно если это первенец. Главными вопросами, возникающими в течение первого года жизни малыша, являются ростовые и весовые показатели, их нормальное ежемесячное увеличение.

В первые месяцы жизни малыш интенсивно набирает вес. Даже если показатели не идеально соответствуют данным ВОЗ, переживать не стоит - каждый ребенок индивидуален, поэтому возможны погрешности

Калькулятор

Отчего зависит скорость набора веса и роста?

Значение параметров роста и веса достаточно индивидуально и зависит от факторов:

  • способ вскармливания новорожденного (грудничок или искусственник);
  • объем употребляемой пищи;
  • проблемный анамнез (наличие врожденных аномалий, пороков сердца, заболеваний ЖКТ);
  • генетическая неусваиваемость некоторых микроэлементов;
  • образ жизнедеятельности (насколько ребенок активен);
  • половая принадлежность (мальчик или девочка).

Поскольку прибавка в весе и росте в первые месяцы жизни происходит по индивидуальному графику, волноваться в случае незначительных отклонений от параметров, принятых ВОЗ, не стоит, если ребенок чувствует себя хорошо, он бодрый и активный, нет проблем в развитии. Однако значительные отклонения следует обсудить с врачом.

Формулы расчетов нормального веса и роста

Нормы по росту и весу для младенцев рассчитывают экспериментально. В связи с этим несущественное отклонение показателей от таблиц ВОЗ считается нормальным. Также нельзя забывать о генетической наследственности.


Так, у крупных рослых родителей, скорее всего, родится «бутуз», опережающий в весе и росте своих ровесников. А низкорослые люди, скорее всего, станут родителями «мелкого» ребенка, топографические показатели которого меньше общепринятой нормы:

  1. новорожденный в норме должен весить от 2,4 кг до 4,3 кг (нижняя граница соответствует минимальному показателю для девочки, верхняя - максимальному значению для мальчика);
  2. в течение первой недели после рождения происходит физиологическое снижение веса, которое может составлять до 7% от общей массы;
  3. до 6 месяцев нормальный ежемесячный набор веса составляет 800-650 г;
  4. с 6 месяцев до 1 года прибавка становится менее интенсивной - примерно 600-350 г.
  • N – число месяцев в период расчета.

Во втором полугодии жизни вес рассчитывается по другой формуле: М + 800 х 6 + 400 х (N-6), где

  • М - вес ребенка в момент рождения (кг);
  • 800 х 6 – вес, который ребенок должен был в идеале приобрести за первые 6 мес;
  • N - число месяцев после полугода.

О гармоничном и полноценном физическом развитии грудничка врачи судят не столько по весу, сколько по соотношению массы и роста. Как правило, масса новорожденного младенца составляет 2,5 – 3,9 кг, и от этих цифр зависит значение нормальной ежемесячной прибавки веса.

Что касается роста младенца, то минимальным значением для девочек, по данным ВОЗ, является 45,6 кг, а максимальным параметром для мальчика - 53,4 кг.

Таблицы веса и роста до года

Предлагаем подробную таблицу средних показателей веса и роста детей от 0 до года. Еще раз хочется напомнить, что все параметры и критерии примерны:

Возраст, мес Вес, кг Прибавка веса, гр Рост, см Прибавка роста, см
0 3,1 - 3,4 - 50 - 51 -
1 3,7 - 4,1 600 54 - 55 3
2 4,5 - 4,9 800 55 - 59 3
3 5,2 - 5,6 800 60 - 62 2,5
4 5,9 - 6,3 750 62 - 65 2,5
5 6,5 - 6,8 700 64 - 68 2
6 7,1 - 7,4 650 66 - 70 2
7 7,6 - 8,1 600 68 - 72 2
8 8,1 - 8,5 550 69 - 74 2
9 8,6 - 9,0 500 70 - 75 1,5
10 9,1 - 9,5 450 71 - 76 1,5
11 9,5 - 10,0 400 72 - 78 1,5
12 10,0 - 10,8 350 74 - 80 1,5

Средние нормальные показатели для девочек:

Возраст, мес Вес, кг Рост, см
От До От До
0 2,8 3,7 47,3 51
1 3,6 4,8 51,7 55,6
2 4,5 5,8 55 59,1
3 5,2 6,6 57,7 61,9
4 5,7 7,3 59,9 64,3
5 6,1 7,8 61,8 66,2
6 6,5 8,2 63,5 68
7 6,8 8,6 65 69,6
8 7,0 9,0 66,4 71,1
9 7,3 9,3 67,7 72,6
10 7,5 9,6 69 73,9
11 7,7 9,9 70,3 75,3
12 7,9 10,1 71,4 76,6

Средние нормальные показатели для мальчиков:

Возраст, мес Вес, кг Рост, см
От До От До
0 2,9 3,9 48 51,8
1 3,9 5,1 52,8 56,7
2 4,9 6,3 56,4 60,4
3 5,7 7,2 59,4 63,5
4 6,2 7,8 61,8 66
5 6,7 8,4 63,8 68
6 7,1 8,8 65,5 69,8
7 7,4 9,2 67 71,3
8 7,7 9,6 68,4 72,8
9 8 9,9 69,7 74,2
10 8,2 10,2 71 75,6
11 8,4 10,5 72,2 76,9
12 8,6 10,8 73,4 78,1

Ежемесячная прибавка в весе и росте в деталях

В интернет-паутине и соц. сетях сейчас можно найти большое количество информации о нормах веса и роста годовалых малышей, установленных ВОЗ, представленных в виде таблиц и формул, о критериях правильного развития. Для большинства молодых мамочек эти сведения становятся основными при расчете показателей своего малыша. Поскольку каждый ребенок развивается по индивидуальной схеме и все значения таких таблиц приблизительны, нужно ориентироваться на ежемесячную величину прибавки. Молодым родителям будет полезно ознакомиться с нормами весовой и ростовой прибавки от 0 до 1 года по месяцам.

С рождения до полугода

  • В течение 1 месяца после рождения ребенок в норме прибавляет около 600 г массы, в длине 2,5 - 3 см, голова по окружности увеличивается на 1,5 см. Схему питания следует составлять индивидуально, но оптимальный вариант - это трехчасовый интервал между кормлениями. Грудное вскармливание должно быть в приоритете для гармоничного развития, если же ребенок искусственник, смесью следует кормить в объеме 80 – 120 мл за одно кормление.
  • За 2 месяц набор веса новорожденного составляет 700-800 г, плюс 3 см роста, на 1,5 см увеличивается окружность головы (см. также: ). Перерывы между приемами пищи могут уже немного удлиняться и составлять около 3,5 ч. Если вы решите в этот период отучать малыша от кормлений в ночное время, то вес будет увеличиваться не столь интенсивно.

За второй месяц ребенок набирает примерно 700 г веса, происходит активное развитие внутренних органов
  • Для 3 месяца жизни характерен набор массы 800 г и роста 2,5 см, головка в окружности увеличивается еще на 1,5 см. Режим кормлений сохраняется прежний, однако для деток, находящихся на искусственном вскармливании, допускается увеличение промежутка между кормлениями до получаса, тогда как объем смеси увеличивается и составляет 150 мл. Нужно помнить, что в это время малыша могут беспокоить кишечные колики, поэтому может отмечаться нарушение аппетита.
  • В 4 месяца ребенок может набрать до 750 г и 2,5 см. Режим кормлений сохраняется как раньше. В дальнейшем интенсивность набора веса постепенно будет снижаться.
  • В конце 5 месяца малыш весит еще на 700 г больше, чем раньше, а рост увеличивается на 2 см. К этому сроку ростовые и весовые показатели увеличиваются в 2 раза относительно начальных.
  • В 6 месяцев ребенок прибавляет примерно 650 г, а прибавка роста составляет около 2 см (рекомендуем прочитать: ). В норме соотношение ширины плеч к длине тела должно составлять 1:4, а окружность головы меньше обхвата грудной клетки. Сейчас промежуток между кормлениями увеличивается до 4 ч. Постепенно в рацион ребенка вводится прикорм. Можно начать с кабачка - в первый раз дается 1/2 ч.л. пюре, в течение недели объем доводится до 50 г. К концу первого полугодия таким прикормом заменяется 1 кормление.

После 6 месяца ребенка можно знакомить с овощными пюре, которые современная кухонная техника позволяет готовить даже в домашних условиях

От полугда до 1 года

  • Для 7 месяцев характерна прибавка, равная 600 г и 2 см. Малыш кушает по прежнему режиму, только 1 стандартное кормление в утренние часы заменяется прикормом - безглютеновой кашей на воде или однокомпонентным овощным пюре. Приучать детей к новым блюдам необходимо, предлагая их небольшими порциями - от 1/2 ч. л. за раз, постепенно увеличивая порцию в течение недели и приближая объем к 180 г. В противном случае у малыша может возникнуть аллергическая реакция либо развиться непереносимость продуктов.
  • На 8 месяце набор массы продолжается, прибавка в среднем равняется 550 г, а рост на 2 см. В этот период рацион ребенка становится еще более разнообразным - грудничок знакомится с новыми видами овощей и каш, в меню вводятся мясные пюре из кролика или индейки, желток куриного или перепелиного яйца.
  • В конце 9 месяца ребенок станет тяжелее на 500 г и длиннее на 2 см. Сейчас в рацион можно добавлять разнообразные многокомпонентные овощные пюре, фрукты, кисломолочные продукты - творожок и кефир.
  • В среднем, прибавка массы в конце 10 месяца составляет еще 450 г, в росте еще 1,5 – 2 см. К этому возрасту грудничок спокойно может выпивать в течение дня около 100 мл фруктовых или овощных соков. Обычно малыш уже хорошо переносит бананы, персики, сливы. Каши уже нужно обогащать добавлением в них до 5 г растительного или сливочного масел.
  • К концу 11 месяца масса малыша увеличивается еще на 400 г, а рост - на 1,5 см. В этом возрасте детям предлагают на пробу нежирную рыбу белых сортов.
  • В годик масса ребенка составляет: М (кг) х 3, а длина с момента рождения должна увеличиться на 25 см. Для гармоничного развития малыша меню должно быть уже достаточно разнообразным, обязательно присутствие овощей, мяса и рыбы.

После преодоления рубежа в 1 год, блюда можно не «блендерить», а постепенно приучать малыша к «взрослым» нарезанным продуктам. Такая тактика будет способствовать развитию мелкой моторики и скорейшему переходу на самостоятельный прием пищи.

В этой статье:

Первый год – важнейший этап в жизни каждого ребенка. Малыш растет, развивается, знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки.

Чтобы родители были уверены, что их ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом, они должны знать, как должно происходить развитие новорожденного по месяцам в норме. Именно об этом и пойдет речь в статье.

1 месяц

Первую неделю своей жизни младенец значительную часть времени проводит во сне. Таким образом, происходит адаптация к новым условиям жизни. Начиная со второй недели периоды бодрствования удлиняются.

К концу первого месяца грудничок уже фокусирует свой взгляд на яркой игрушке, прислушивается к разговорам и пытается произносить первые звуки. Различает голос мамы: услышав мамину речь, радуется, что проявляется активными движениями ножками и ручками.

2 месяц

Младенец уже относительно хорошо держит голову, а лежа на животике, опирается на предплечья. Лучезарно улыбается взрослым, поворачивает головку на звук, пытаясь найти его источник глазами.

В развитии речи начинается довербальный период или период «гуления», когда крошка начинает издавать звуки «агу», «абу» или «уа».

3 месяца

Малыш в этом возрасте уже не только уверенно держит голову, но и легко переворачивается со спины на бок и наоборот.

Грудничок узнает лица родных, улыбается им, при общении смеется, воркует, гулит и ведет диалог. Попадает ручками по игрушкам, висящим над кроваткой, пытается захватывать их и попробовать на вкус.

4 месяца

Грудничок делает попытки перевернуться со спины на животик, при поддержке взрослого может сидеть. Совершает осознанные действия с предметами: бросает, берет, стучит, облизывает. У него уже появляются первые любимые игрушки.

В речи появляются первые слоги, которые крошка неосознанно складывает в слова: «ма-ма-ма», «та-та-та» и «ба-ба-ба».

5 месяцев

Развитие ребенка 5 месяцев продолжается. Малыш уже быстро переворачивается со спины на животик и наоборот, делает попытки в самостоятельном сидении, подтягивании туловища при помощи рук. Его действия становятся более целенаправленными: он соединяет руки, отталкивает мяч, захватывает его и т.д.

Дифференцированно реагирует на взрослых: пугается и вздрагивает при виде незнакомых, лепечет и хохочет при общении с близкими.

6 месяцев

Шестимесячный ребенок делает попытки сесть без помощи взрослых, подползает к заинтересовавшему его предмету, делает попытки встать возле опоры. Активно занимается с игрушками: бросает их, перекладывает из руки в руку, из одного места в другое и т.д.

Речевое развитие ребенка 6 месяцев продолжается: появляются первые подражания типа «ав-ав», «би-би» и др. Малыш уже улавливает причинно-следственные связи: оттолкнул предмет – он упал, нажал на кнопочку – зазвучала музыка и т.п.

7 месяцев

Физическое развитие ребенка 7 месяцев: малыш самостоятельно сидит, держась за опору, становится и стоит, уверенно и быстро ползает в любых направлениях. Он уже пытается пить из чашки и есть с ложки, знает значение некоторых слов: можно, нет, нельзя, названия действий и игрушек.

Малыш проявляется привязанность к маме: плачет, когда мама уходит, радуется при ее появлении. Очень любит рассматривать книжки, переворачивать странички, у него появляются первые любимые картинки.

8 месяцев

Восьмимесячный малыш хорошо стоит, делает попытки сделать первые самостоятельные шаги возле опоры. Он хорошо ориентируется в пространстве, знает, где находятся его игрушки, показывает их месторасположение кивком головы или рукой. Может выполнить простые поручения: принеси, подай, открой и т.д.

Он уже умеет соединять части матрешки, нанизывать кольца пирамидки, накрывать крышками коробочки. Очень любит танцевать, топать ножками, хлопать в ладошки.

9 месяцев

Ребенок уверенно сидит, активно ползает, ходит, держась за опору. Активно проявляет свои эмоции, отношение к происходящему: плачет, если мама выходит из комнаты, смеется при виде новой игрушки, вырывается, если ему что-то не нравится, например, если мама чистит ему ушки.

Криком и плачем выражает свое возмущение, добивается желаемого, манипулирует взрослыми. Начинает проявлять самостоятельность в процессе принятия пищи и одевания. Речь малыша продолжает развиваться, однако его первые слова понятны пока только родителям.

10 месяцев

Ребенок продолжает познавать мир: прислушивается к звукам, присматривается к предметам и людям, пытается подражать их интонации и действия. Уверенно ходит, придерживаясь за опору, иногда отпускает опору и удаляется от нее на несколько шагов.

Любит танцевать, залазить на невысокие предметы и слазить с них. Ему нравиться играть с игрушками, этому занятию он может посвятить 10-15 минут. Знает, как использовать игрушки по назначению: куклу – качать, машинку – катать и т.д. В речи появляются новые слова: «ам-ам», «дай», «на» и т.д.

11 месяцев

Ребенок самостоятельно передвигается, старается все элементарные действия выполнять самостоятельно: пить из чашки, кушать ложкой и одеваться.

Выполняет просьбы взрослых, вроде, «дай», «положи», «возьми» и т.д. Понимает, когда поступает плохо, а когда хорошо. Знает, чего хочет, а чего нет, и выражает это кивком головы или ее качанием.

В речи появляются новые слова, которые соотносятся с людьми, животными, предметами, действиями: «пи-пи», «ням-ням» и др.

12 месяцев

Малыш уверенно ходит, сидит, ползает. Он научился бросать предметы и делает это с удовольствием. Перекладывает из руки в руку предметы, может удержать в одной ладошке сразу несколько мелких предметов. Он очень любопытен: везде лезет, все берет и до всего дотягивается.

Малыш с удовольствием познает мир, прислушивается к новым звукам, экспериментирует с предметами: стучит ложкой по тарелке, дергает за веревочку игрушку, высыпает содержимое из баночки и т.д.
В его речи появилось 10-15 слов, правда, произносит он их, коверкая, но члены семьи его прекрасно понимают.

Как видно, развитие новорожденного ребенка в первый год его жизни происходит стремительно. Кажется, совсем недавно это был крошечный беспомощный младенец, а теперь стал вполне самостоятельным человечком со своими желаниями и потребностями.

Не стоит расстраиваться, если развитие вашего младенца по месяцам не много не совпадает с общепринятыми нормами. Он обязательно наверстает упущенное, и главная задача родителей, помочь ему в этом.

Полезное видео о новорожденных детях

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.
Расти большой на радость маме. Когда медицина должна вмешаться?

Что обычно желают малышу взрослые? Правильно, вырасти большим-пребольшим. Но иногда бывает так, что ребенок растет, взрослые на него не нарадуются, а дитятко переживает: ну сколько можно расти, и так уже выше всех сверстников, уже и прозвище «каланча» заработал. Детство Светланы П. и ее закадычной подруги было отравлено насмешками одноклассников и сверстников во дворе: девочки были чуть ли не на голову выше всех.

— Мы даже собирались написать письмо в «Радионяню» и попросить совета: что делать, чтобы прекратить расти.

Как ни странно, но дылдами ни Светлана, ни ее подруга так и не стали. Остановились, немного не дотянув до 170 см. Но теперь уже сама Светлана волнуется: дочке на будущий год в школу, а она самая маленькая по росту в детсадовской группе. Все бы ничего, но мама в детском саду своих сверстников по темпам роста обгоняла.

Вот так родители все время и пребывают в волнении: то слишком медленно чадо растет, то, как взрослым кажется, чересчур быстро. Как же на самом деле должен расти ребенок? С этим вопросом мы обратились к специалисту — эндокринологу Марине Калабуцкой.

Маленький или большой?

— Рост человека в большой степени зависит от генетического потенциала: у высоких родителей дети обычно выше, — так начала свой «ликбез» наш эксперт. — Но одной генетики мало. Для нормального роста необходимы еще и хорошие внешние условия: правильное питание, хорошее состояние здоровья родителей, особенно матери во время беременности и правильный обмен веществ в организме самого малыша.

О питании надо сказать особо . Помните, в середине 70-х годов все дружно заговорили об акселерации? Как раз в это время европейские страны решили проблемы с питанием, и мальчики тут же «рванули» в росте. В тогдашнем СССР наблюдалась та же картина. Но сейчас этот процесс приостановился, так как большинство мальчиков достигли того роста, который был запрограммирован природой — выше им уже не вырасти.

Влияют на рост и тяжелые заболевания , например, хроническая инфекция: энергия, которая должна идти на рост, переключается на выздоровление.

Кроме того, у грудничков рост зависит от того, на искусственном вскармливании находится малыш или питается материнским молоком. Те, кого мама кормит грудью, бывает, опережают средние показатели темпов роста. Таких малышей врачи считают раскормленными, но как только в материнском молоке уменьшается содержание жиров (это происходит обычно через полгода), они начинают худеть. К тому же у полугодовалого ребенка увеличивается двигательная активность, лишние калории «сгорают» и уходят в рост.

Вывод напрашивается сам собой: чтобы нормально расти, нужно много двигаться.

Только без паники!

А теперь давайте разберемся, какой рост надо считать маленьким. Врачи этим термином обозначают значительное отставание роста по сравнению со средними показателями, характерными для соответствующего возраста, пола и национальности. Низкорослыми же считаются люди, которые, не имея медицинских проблем, оказываются ниже 97% своих сверстников того же пола.

— Когда же родители должны обращаться за помощью к медицине?

— Обычно родители сравнивают рост своего ребенка с ростом его сверстников. Но я бы посоветовала больше ориентироваться на темпы роста. Если они нарушаются, нужно проконсультироваться со специалистом. Врач назначит анализы и определит, есть ли проблемы со здоровьем или это вариант нормы и паниковать не стоит.

Чтобы понять, какими темпами растет малыш, надо его рост измерять . Помните, в детстве наши родители отмечали наш рост, делая отметки на стенке или на притолоке? Хороший способ, до сих пор не устарел. Рост грудничков измеряют раз в месяц на приеме у педиатра. В первые три месяца малыш прибавляет каждый месяц по 3,5-4 см, а за первый год вырастает примерно на 25 см (нормальный рост годовалого малыша около 75 см). За второй год — на 10-12 см, позже — на 5-6 см в год. Первый скачок роста происходит обычно в 4-5 лет, второй — в переходном возрасте. У девочек — в 11-12 лет (они прибавляют от 6 до 11 см), у мальчиков — в 13-14 лет (прибавка составляет 7-12 см). Окончательно рост девочки формируется к 15 годам, мальчики же именно в это время очень интенсивно растут, окончательно их рост формируется к 19-20 годам.

Поэтому максимально эффективно лечение замедленных темпов роста до начала полового созревания (до 10-12 лет). Но и в более позднем возрасте можно достичь неплохих результатов. После 17 лет, увы, больших изменений ждать не стоит. А после 21 года лечение в большинстве случаев оказывается безрезультатным. Но бывают и исключения из правил. Специалисты обычно ориентируются даже не на паспортный возраст и рост в сантиметрах, а на так называемый «костный возраст», который далеко не всегда совпадает с хронологическим (паспортным). Этот возраст определяют по рентгеновскому снимку кистей рук, вернее, по находящимся там зонам роста. Пока они не закрылись — человек может вырасти, если закрылись — все, вы опоздали раз и навсегда. Никакое лечение уже не поможет.

Определяя причины маленького роста, надо ориентироваться на рост обоих родителей . У низкорослых людей дети никогда не достигнут баскетбольного роста. При этом мальчики обычно «берут пример» с папы или с родственника-мужчины (дяди или дедушки), девочки же повторяют «женскую линию» (маму, бабушку, тетю). Если у папы был резкий скачок в росте в подростковом возрасте, скорей всего в это время «отличится» и сын, нагоняя и даже перегоняя сверстников.

Есть и формула, по которой можно рассчитать рост ребенка, когда он повзрослеет. Считаем среднее арифметическое роста мамы и папы. Если вычисляем рост сына, прибавляем 6,5, если дочери — 6,5 отнимаем. Но это усредненные показатели, реальный рост может отличаться от них в ту или иную сторону примерно на 10 см!

Почему и отчего?

— Чтобы ребенок нормально рос, он обязательно должен высыпаться и ложиться спать не позже 22 часов, — заявляет наш эксперт. — Ведь гормон роста поступает в кровь ночью, когда ребенок крепко спит.

— Значит, нарушение темпов роста связаны с нарушениями в выработке этого гормона?

— Да, очень часто соматотропная недостаточность (нарушения выработки гормона роста) — это врожденная болезнь. По разным причинам у ребенка в гипофизе с рождения вырабатывается мало гормона роста. Родившись с нормальным весом и ростом, малыш позже плохо растет и к двум годам не дорастает до 80-85 см. К пяти годам такое отставание становится очень заметным, с каждым годом малыш все больше и больше отстает в росте от своих ровесников. Это уже повод для родительской тревоги. В пять лет еще не поздно исправить ошибку природы. Но если такого малыша не лечить, то, став взрослым, мужчина будет не выше 140 см, а женщина — 130.

В качестве лечения обычно назначается терапия гормоном роста. В 80-х годах прошлого века для лечения впервые стал применяться гормон роста, синтезированный при помощи методов генной инженерии. Лекарство дорогое — стоимость гормона роста для одного ребенка в год составляет 8-10 тысяч долларов. Но для российских граждан лечение обычно бесплатное.

К врачу или к психологу?

Но чаще всего недовольство собственным ростом — проблема не медицинская, а психологическая. Когда в моде были миниатюрные женщины, к эндокринологам за помощью обращались высокие девушки с просьбой дать лекарство для прекращения роста. Сегодня большинство ориентируется на эталон для фотомоделей — не ниже 175 см, соответственно и просьбы поменялись на противоположные. Сейчас подростки просят дать «таблетки для роста».

Можно, конечно, побеседовав с человеком, дать советы, как изменить свой образ жизни , чтобы реализовать генетический потенциал роста, но в лекарствах в данном случае нужды нет, ведь подросток здоров. Таким детям нужна помощь не эндокринолога, а психолога. Он научит подростка принимать себя таким, каким он родился, преодолеть комплексы. Важна здесь и поддержка родителей. Вряд ли невысокому ребенку невысоких родителей стоит записываться в баскетбольную или волейбольную секцию. Зато гимнастика для невысоких детей — самое то. Успехов они могут добиться и в беге на длинные дистанции. В любом случае родителям надо искать преимущества и постоянно указывать на них своему чаду.

— Но медицинскую проблему может представлять и слишком высокий рост.

— Возможно. Так могут обнаруживать себя опухоли гипофиза — соматотропиномы. У детей в этих случаях резко увеличивается рост (ведь зоны роста еще не закрылись), а у взрослых зоны роста закрыты, поэтому признак заболевания — увеличение отдельных частей тела (носа, одной руки или ноги) и нарушение пропорций тела. В этих случаях нужно сделать магнитно-резонансную томографию головного мозга, серьезно обследоваться у эндокринолога. Лечение назначается в зависимости от результатов обследования.

На что надо обратить внимание?

Прежде всего надо ориентироваться на рост родителей ребенка . Попытайтесь вспомнить, как вы росли. Вы быстро росли в подростковом возрасте? А ваш супруг или супруга?

Если ребенок не сильно отстает от сверстников и растет хотя бы на несколько сантиметров в год — не стоит беспокоиться.

Если видны необычные расхождения между ростом ребенка и ростом родителей, если ребенок отстает в росте от своих сверстников — надо обратиться к врачу хотя бы за консультацией.

Учтите: части тела растут с разной скоростью, все зависит от возраста ребенка . Голова быстрее всего растет до 18 месяцев. Дальше рост конечностей начинает опережать рост туловища. Поэтому у подростков часто размер ноги не соответствует росту. При невысоком росте подросток может носить большой размер обуви.

Изменения в росте и весе также зависят от возраста . В раннем возрасте быстрее увеличивается вес, поэтому многие младенцы кажутся толстыми. Затем ребенок худеет — рост обгоняет вес. Лет в десять дети опять начинают быстрее набирать вес. А подростки — наоборот. Очень быстро растут, а поправляются медленнее.

Тревогу нужно бить, если родители заметили, что ребенок не растет в течение по крайней мере четырех месяцев, а задержку роста нельзя объяснить наследственностью.

После рождения ребенка взвешивают и измеряют его рост. У доношенных новорожденных нормой считается рост от 46 до 56 см , а вес от 2600 до 4000 г. Дети более 4 кг считаются крупными. Рождение крупного ребёнка может являться как конституциональной особенностью, так и свидетельствовать о возможном нарушении углеводного обмена у матери. Низкий вес при рождении чаще встречается при неблагоприятном течении беременности (воздействие никотина, алкоголя, недостаточное питание, фетоплацентарная недостаточность и др.) Такие дети требуют более тщательного наблюдения педиатра .

В первые дни после родов малыш теряет в весе. Максимальная потеря веса младенца к 3 - 5 дню составляет 6-8 % от массы при рождении. Это естественный процесс. Такая физиологическая убыль массы тела связана с потерей организмом ребенка воды через кожу и легкие при дыхании, усыхание пуповинного остатка, выделения мекония и мочи. К 7-10 дню вес восстанавливается.

После выписки из роддома следует ежемесячно посещать детскую поликлинику, где врач на приёме оценит динамику физического развития вашего малыша , и определит соответствует ли оно возрасту. Для этого используются различные формулы. Вот некоторые из них.

Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
1 месяц 3 - 3,5 см 600 гр
2 месяц 3 - 3,5 см 800 гр
3 месяц 3 - 3,5 см 800 гр
4 месяц 2,5 см 750 гр
5 месяц 2,5 см 700 гр
6 месяц 2,5 см 650 гр
7 месяц 1,5 - 2 см 600 гр
8 месяц 1,5 - 2 см 550 гр
9 месяц 1,5 - 2 см 500 гр
10 месяц 1 см 450 гр
11 месяц 1 см 400 гр
12 месяц 1 см 350 гр

Вес ребенка должен соответствовать его росту. То есть в 6 месяцев средний вес ребенка 8200 гр, а рост 66 см. На каждый недостающий сантиметр следует отнять 300 гр, а на каждый дополнительный сантиметр прибавьте 250 гр.

Рассчитать рост ребенка можно по эмпирической формуле:
В среднем, в 6 месяцев рост ребенка 66 см. Для того, чтобы вычислить рост ребенка младше этого возраста, необходимо от 66 отнять 2,5 см за каждый месяц. А если старше, прибавить по 1,5 см за каждый месяц. Но этот метод очень неточный, так как не учитывает рост при рождении.

Тем же методом, что и рост можно вычислить и вес ребенка .
В 6 месяцев средний вес ребенка 8200 гр. Для того, чтобы определить средний вес ребенка младше 6 месяцев, отнимите 800 гр на каждый месяц. Если ребенок старше 6 месяцев, на каждый месяц прибавьте 400 гр. Как правило это несовершенный метод. Из-за естественной убыли массы тела, вес ребенка увеличивается в первый месяц на 400 - 600 гр. Во второй месяц происходит компенсация, и малыш прибавляет в весе 900 - 1100 гр. Потом прибвка стабилизируется на цифре 750 гр в месяц.

В больнице врачи используют другую методику для измерения роста ребенка. После того, как педиатр измерит рост Вашего малыша, он достает таблицу с цифрами и ставит оценку роста. Всего их от 1 до 7. Зависит эта оценка от среднестатистического показателя.

  1. очень низкий рост
  2. низкий рост
  3. рост ниже среднего
  4. средний рост
  5. рост выше среднего
  6. высокий рост
  7. очень высокий рост

С возрастом скорость роста уменьшается. Прибавка в росте происходит преимущественно летом и ночью. За первый год жизни ребенок вырастает в среднем на 25 см.

Приблизительный расчет будущего роста ребенка.
Формула рассчитывается на основе роста родителей. Необходимо сложить рост мамы и папы, разделить результат на два. Для девочек от полученного результата отнимите 5 см, для мальчиков прибавьте 5 см. Например: (165 + 180) : 2 = 172. Для мальчика + 5 см, получится 177 см. Для девочек - 5 см, получится 168 см.

Недостаточный вес и рост ребёнка

Очень многих родителей заботит слишком малый вес или рост своего ребёнка. При сравнении своего малыша с другими более "упитанными" детьми мамы начинают задумываться о возможных проблемах с его здоровьем , но такие выводы необходимо делать только после консультации с педиатром. Чтобы отследить динамику прибавки веса и роста помните, что необходимо обязательно посещать педиатра для профилактического осмотра 1 раз в месяц в специально назначенные для этого дни (как правило, они называются "День здорового ребёнка"). Стоит также отметить, что большинство детей находящихся на грудном вскармливании имеют меньший вес по сравнению с детьми находящимися на искусственном вскармливании , что не является патологией. Также динамика веса может стать меньше во втором полугодии жизни малыша , что связано с его более высокой двигательной активностью (ребёнок начинает сидеть, ползать, ходить). Снижение веса и/или малая прибавка веса наблюдается после заболеваний, особенно часто после заболеваний инфекционного характера . Снижение веса может наблюдаться при диарее , особенно длительной. Такое состояние требует немедленного вмешательство врача, чтобы не допустить опасного обезвоживания организма. Грудной ребёнок может плохо набирать вес при аллергических реакциях , непереносимости некоторых продуктов . В некоторых случаях на вес и рост влияет наследственность, что также стоит учитывать, если родители имеют соответствующую комплекцию. Одной из главных причин отставании в весе и росте является недостаточное питание, поэтому стоит обращать внимание на поведение и состояние ребёнка. Очень часто такие проблемы встречаются у детей на грудном вскармливании при гипогалактии (пониженная секреция грудного молока). В этом случае необходимо принять меры и при их неэффективности перевести ребёнка на искусственное или смешенное вскармливание . Другие причины недостаточного веса и роста выясняются врачом после соответствующих обследований.

Избыточный вес

Не следует также забывать, что слишком интенсивная прибавка в весе тоже не очень хорошо сказывается на здоровье ребёнка. Дети с избыточной массой тела менее подвижны, несколько позже осваивают двигательные навыки, по сравнению со сверстниками, имеют склонность к аллергическим реакциям и затяжному течению заболеваний. Чаще это наблюдается при искусственном вскармливании, вследствие того, что мамы дают большее количество смеси чем требуется. Если вы столкнулись с такой проблемой проконсультируйтесь с вашим педиатром по поводу объёма кормлений, при введении прикормов отдавайте предпочтение фруктовым и овощным пюре.

Вес мальчиков в возрасте от 0 до 24 месяцев


Вес девочек в возрасте от 0 до 24 месяцев




Редактор статьи Коваль Анастасия Андреевна, врач-педиатр, закончила Кировский Государственный Медицинский Институт, мама со стажем.

София 02.02.2019 22:53
Слушайте, мой сын в 9 месяцев при росте 70 см весит 12 кг, и он просто костлявый какой-то и ни намёка на полноту!

Юля 10.03.2017 01:56
Девочка, 3 месяца, рост 59,5. Вес 5500. Родилась в 33 недели без отклонений 2200, 43 см.

Аня 07.11.2016 13:20
12 мес рост 71, вес 7700, при рождении были 36 см и 980 грам. девочка на 32 неделе родилась. здоровая, все хорошо.