Окт 24 2010

Его отец происходил из крестьянской семьи, позднее был чиновником и некоторое время занимал пост помощника мэра г. Тура. Фамилию Бальса он изменил на более звучную, дворянскую - де Бальзак. В 1814 году семья переехала в Париж. После окончания частных школ Бальзак продолжил свое образование в Школе прав. Одновременно слушал лекции по в Сорбонне. Окончив в 1819 году Школу прав, Бальзак отказался от юридической деятельности и заявил родителям о своем желании попробовать силы на литературном поприще. Первым произведением, принесшим Бальзаку известность, был исторический «Шуаны» (1829), посвященный событиям недавнего прошлого - подавлению контрреволюционного мятежа в Бретани в 1799 году. С тех пор в течение двадцати лет, работая по 15-16 часов в сутки, он создавал свой эпический цикл, который должен был состоять из 150 произведений.

Он должен был стать, по мысли автора, художественным исследованием всей «социальной действительности» его времени. Написано было 96 произведений. Но и в незавершенном виде «Человеческая » - величайшее создание художественного гения, всеобъемлющая панорама человеческих судеб, отношений, характеров, пристальное исследование жизни французского общества в период от Ватерлоо до революции 1848 года. В предисловии к своей грандиозной эпопее Бальзак писал: «Огромный размах плана, охватывающего одновременно историю и критику общества, анализ его язв и обсуждение его основ позволяют, мне думается, дать ему то заглавие, под которым оно появляется теперь: «Человеческая комедия».

В этом названии выражен замысел Бальзака - создать , которое имело бы такое же значение, какое имела для средневековья великая поэма Данте «Божественная комедия». Но божественному, потустороннему противопоставлялось у Бальзака земное, человеческое, кругам Дантова ада должны были противостоять круги социальной жизни. В соответствии с художественной задачей Бальзак выделял в «Человеческой » три основных раздела. В первый входили «Этюды о нравах», которые, в свою очередь, подразделялись на шесть циклов: сцены частной жизни, парижской, провинциальной, военной, политической и деревенской жизни.

Этот наиболее обширный раздел составляли произведения, рисующие , быт и нравы различных слоев французского общества, - «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-1835), «Утраченные иллюзии» (1837-1843), «Музей древностей» (1837), «Крестьяне» (1844) и другие произведения. Во второй раздел были собраны «Философские этюды», которые должны были обобщать художественные открытия, сделанные в «Этюдах о нравах», выявить закономерности жизни, - «Шагреневая кожа» (1830-1831), «Поиски абсолюта» (1834) и др. Наконец, «Аналитические этюды» должны были формулировать законы, управляющие действительностью. Понять и художественно осмыслить такое огромное количество фактов и жизненного материала Бальзаку помогли его богатый опыт и умение превратить в объект исследования собственные неудачи. Новелла «Гобсек» написана в 1830 году и входит в сцены частной жизни «Этюдов о нравах». , ростовщика-накопителя, - обобщение характерных черт частнособственнической психологии.

Власть денег над человеком, извращение отношений между людьми раскрыты автором с лаконизмом большого мастера. В этой новелле Бальзак не только вывел типичного буржуа эпохи накопления капитала, но и показал, что дворянство к этой эпохе не приспособлено и обречено на гибель самим ходом истории. Бальзака явилось важной вехой в истории мирового реалистического искусства.

Один из существенных моментов бальзаковского реализма - стремление воссоздать целостную картину эпохи. Широта изображенной у Бальзака действительности беспримерна: жизнь Парижа, французской провинции, деревни. Бальзак создает галерею типических образов, в которых находят свое воплощение представители различных классов, сословий и профессий.

Такую же важную роль играют для Бальзака и типичные обстоятельства. Поступки персонажей мотивированы занимаемым ими в обществе положением, целями, которые они преследуют. Художественным новаторством Бальзака является необычайная историческая конкретность в воспроизведении картин общественной жизни любого периода, социально- бытовая детальность биографий и ситуаций.

Указывая в своих статьях на развитие в романе XIX века драматической формы, Бальзак придает композиции любого произведения характер напряженной драмы, поднимаясь иногда до высокого трагизма. Реализм Бальзака суров и беспощаден. правдиво показывает, какое влияние оказывает жажда накопительства и самый процесс обогащения на человека.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Власть денег над человеком в романах Бальзака . Литературные сочинения!

Сочинение

Каждый из нас хотел бы получить определенную материальную независимость и социальный статус. И в этом, в конце концов, нет ничего плохого: что плохого в желании человека обеспечить безбедное существование себе и своей семье? Но вопрос не только в его желании иметь деньги, а в том, какое место это желание занимает среди других человеческих нужд и стремлений. Или не возникает дисбаланса между материальными и духовными потребностями человека, или не думает временами человек, что материальная обеспеченность - главное и единое ручательство счастья? Многим из нас следовало бы время от времени ставить себе эти вопросы, лишь бы не растерять заложенное в нас, не предать вечные ценности, кружа в вихре современной жизни.

Читая произведения украинской литературы, я в который раз убеждаюсь в том, что их актуальность не подвластна времени. Так, проблема диалектики материального и духовного, проблема деградации человека, проблема власти денег над человеком поднималась многими писателями в истории украинской и мировой литературы. Это одна из вечных тем, которая не может остаться без внимания художников.

И, к сожалению, она не выходит из поля зрения писателей большей частью потому, что эта проблема не исчезает из человеческой жизни. Каждое историческое время решает проблему денег по-разному. Аскеты давних времен, ростовщики, честные рабочие, нуждающиеся крестьяне, правители и господа, - это не просто персонажи истории и книжек, а целые прослойки населения, типы людей, которые сделали свой выбор. И этот выбор диктовался не только их внутренними раздумьями, а и воспитанием, принадлежностью к определенной социальной прослойке.

Теперь отличие между прослойками населения стерлось: уже нет такого понятия как дворянин, крестьянин, рабочий, в анкетах уже их надо указывать «родился в семье крестьян», так как это не имеет значения. Каждому человеку открыта дорога в зависимости от его трудолюбия и талантов. Значит, на человека влияют только воспитание и его внутренние убеждения? К сожалению, не общество формирует каждого из нас, как мне кажется, намного большей мерой, чем мы можем себе вообразить. Телевизионные программы, поведение публичных лиц, фильмы и современное искусство оказывает большое влияние на сознание детей и даже взрослых, формируя определенные идеалы, создавая современную иерархию ценностей.

Кто является идеалом для современного человека? Наверное, «звезды». Подростки интересуются их жизням (временами даже чрезмерно), стараются быть похожими на своих любимцев. А восприятие часто обманывает людей: транслируя передачи о жизни звезд, разве нам рассказывают об их раздумьях, об их характере? Эти люди, утомленные постоянным вниманием к себе, стараются оставить что-то нетронутое, интимное в своей жизни. Итак порывы их души - чуть ли не единое, что можно припрятать от фотокамер. Но это не значит, что якобы их не существует. Обычным зрителям кажется, что «настоящая жизнь» - это сплошные вечеринки и развлечения и, безусловно, богатство. Итак наши СМИ, так или иначе, сами формируют идеалы. И человек верит, что, получив многомиллионный счет в банке, он станет счастливым (забывая, что счастье публичных лиц - часто только видимость).

И до сих пор остались многие люди, которые верят в то, что все можно купить за деньги. Вопреки старанию преодолеть коррупцию в нашей стране, она все еще существует. И часто это связано не только с нечестностью людей, а и с вечным «так делают все».

Мне кажется, проблема власти денег не исчезает потому, что никто не задумывается над тем, что деньги не сделают человека счастливым.

«Наверное, я несчастливый потому, что денег недостаточно…» - думает человек, воспитанный современностью и бросается вперед, к недосягаемому «счастью богатея». Почему немногим приходит на мысль, что банальное выражение «не в деньгах счастье» на самом деле не пустые слова…

Наверное, некогда не исчезнут люди, весь смысл жизни которых сосредоточен в деньгах, но очень важно сделать так, чтобы этих людей стало меньше. Так же, как изменяется мода на одежду, можно изменить и моду на богатство, на взятки, на нечестность… И установить моду на духовность, искренность в отношениях, гармонию в обществе. Мне кажется, что общественная мысль «большинства» формируется и изменяется намного легче, чем нам может показаться. Итак начнем с самих себя, со своих детей и близких. Наверное, тогда произведения, в которых изображаются персонажи наподобие Герасима Мошны, оставшись в казне мировой литературы, потеряют свою спешную актуальность, а общество станет здоровее духовно, чище и счастливее.

Создавая “Человеческую комедию”, Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.
Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота.
Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака – “Гобсек” и “Евгения Гранде”.
Произведения Бальзака не утратили

Своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака – настоящая кладовая жизненного опыта.
Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.
Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она – его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.
Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.
Папаша Гранде – коренастый “добряк” с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.
Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.
Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

Губительная власть денег

(По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде")

Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил пе-ред собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стре-мился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его со-временников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, явля-ется тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота.

Это особенно ярко отражено в двух известных произведе-ниях Бальзака - "Гобсек" и "Евгения Гранде".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читате-лей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стре-мящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти де-нег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все боль-шими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что чело-век, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извоз-чика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скром-ную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, кото-рые обращаются к нему за помощью, он настолько беспоща-ден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает ско-рее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его парт-неры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не мо-жет смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не пере-живает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуаль-ными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проница-тельный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека

мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что арис-тократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по вексе-лям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый "добряк" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фанта-стическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: ско-лотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде ста-новится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним доброду-шием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определен-ный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки раз-житься за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловеч-ным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, за-ставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться сво-

им золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позо-лоченный крест.

Что привело папашу Горио к гибели

(По роману О. Бальзака "Отец Горио")

Бальзак - один из величайших романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, но историю целого общества. Действующие лица его произведений -врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, свет-ские дамы, куртизанки - переходят из тома в том, и тем самым создается осязаемость и достоверность мира, создан-ного Бальзаком.

В 1834 году Бальзак сделал первый набросок плана буду-щей серии романов, которую он назовет потом "Человеческой комедией". Начинает эту серию роман "Отец Горио", написан-ный в декабре того же, 1834 года. Эта книга открывает собой грандиозную эпопею, в ней участвуют самые важные действу-ющие лица "Человеческой комедии", в ней завязываются сот-ни драм, каждая из которых в свою очередь станет темой нового шедевра. "Отец Горио" - краеугольный камень в твор-честве писателя.

Как же развиваются события в романе?

Бальзак приводит читателя на улицу Сент-Женевьев в Париже, на которой расположен четырехэтажный дом, при-надлежащий госпоже Воке. Это своеобразный пансион, где за различную плату проживают незаметные, потертые жиз-нью люди. Здесь доживают дни одинокие старики - быв-шие лавочники, мелкие чиновники в отставке, вдовы на пенсии. Здесь находят пристанище те, кто только начинает свой путь, - отпрыски небогатых семейств, приехавшие в Париж из провинции, бедные студенты, сироты-бесприданни-цы. В этом потайном уголке парижских джунглей, в гуще

маленьких людей скрывается под обличьем коммерсанта и беглый каторжник.

Госпожа Воке отмеряет порции и меньше всего наливает старику Горио. Еще бы. Он так обманул ее ожидания! Когда он поселился в пансионе несколько лет назад, он был еще довольно свеж и крепок, и денежки у него водились. Гос-пожа Воке подумывала о том, чтобы женить его на себе, но на ее глазах Горио превращается в дряхлую развалину, жалкого бедняка.

Вместо новенького фрака на нем какое-то отрепье, он пе-рестал пудрить парик, отказался от табака. Из лучшей ком-наты пансиона Горио постепенно перекочевал в каморку на чердаке. Уважаемый постоялец превратился в отверженного, козла отпущения, предмет насмешек для всех жильцов. По-чему это произошло? Госпожа Воке не знает причин и предпо-лагает самое худшее.

Старик никого и ничего не замечает вокруг, он весь ушел в свои мысли, рассеянно катает шарики из хлеба и то и дело нюхает их, определяя качество муки.

Только один из жильцов пансиона глядел на старика с сочувствием. Это студент Растиньяк. Он узнал историю жиз-ни Горио, печальную историю...

В молодости Горио былрабочим-вермишелыциком, "лов-ким, бережливым и настолько предприимчивым, что в 1789 году купил все дело своего хозяина". После революции в го-лодные годы он нажил состояние на спекуляциях мукой. "Все его умственные способности ушли в торговлю хлебом". Все его чувства ушли в любовь к семье - жене и двум доче-рям. Вне лавки и вне семьи у него не было никаких интере-сов: книг он не читал, в театре засыпал. Жена Горио рано умерла, и он сам растил и воспитывал дочерей. Наряжал их, баловал, выполнял любую их прихоть. "Отеческое чувство его перешло все разумные границы", дочери стали его кумира-ми. Горио "возносил их над собой, любил даже то зло, ко-торое терпел от них". А с годами это зло становилось все ощутимее.

Наделив дочерей богатым приданым, Горио выдал их за-муж. Старшую, Анастази - за графа Ресто, младшую, Дель-фину - за банкира Нусингема. Они стали светскими дамами

и стеснялись того, что отец их торгует мукой. В угоду им старик бросил свое дело. Дочери не хотели брать его к себе, зятья стыдились тестя с плебейской внешностью. Тогда Го-рио и поселился в пансионе.

Он думал, что будет жить на покое припеваючи. Лишь бы дочери позволили их навещать. Но дочери пускали его к себе очень редко и то тайком, с черного хода. Им нужны были только его деньги. Когда они не могли получить денег у мужей на какую-нибудь прихоть, они бросались к отцу, и постепенно он отдал им все, что у него было. Одряхлевший, опустившийся, он часами простаивал на улице, чтоб хоть мельком взглянуть на своих кумиров. А они обе отверну-лись от него. "Они выжали лимон, а корку выбросили на улицу".

В предсмертном бреду Горио строит безумные планы, как добыть богатство, чтобы помочь своим "ангелам". Он уми-рает, а дочери так и не пришли к нему в его смертный час. Как бы прозрев перед смертью, Горио сознает причину своего несчастья. Он не нужен им потому, что он беден: "Ах, будь я богат, кабы я не отдал им свое богатство, а сохранил бы у себя, они были бы здесь, у меня бы щеки лоснились от их поцелуев".

Отец Горио являет собой один из самых ярких примеров людей, одержимых страстями; неуемное развитие таких стра-стей, которое приводит к полному разрушению личности, став-шей их жертвой, - одна из наиболее характерных черт ис-кусства Бальзака. Ведя своего героя от уступки к уступке, от одной жертвы к другой, Бальзак приводит его к полному кра-ху, Горио весь ушел в отцовское чувство, у него нет ничего в мире, он не думает ни о ком, кроме дочерей. Его страсть вы-росла на эгоистической почве, и сама сила этой страсти ста-новится слабостью, ведет Горио к гибели.

Бальзак создал мир "Человеческой комедии" по образу и подобию реального мира. Его произведения в яркой художе-ственной форме отражают нравы французского буржуазного общества первой половины XIX века, показывают безгранич-ную власть денег. Он - исследователь, спускающийся в глу-бины океана. Океан этот - человеческая жизнь, с зыбью по-вседневных дел, с штормами страстей, с потайными заводями

преступлений и пороков, вечно переменчивая, вечно движуща-яся. И в этом движении, в этом хаосе, в цепи случайностей, катастроф, в глубинах человеческого падения и высочайших взлетах мыслей, труда, дерзаний Бальзак ищет главное, иссле-дует законы, управляющие приливами и отливами человече-ского океана.

ГЮСТАВ ФЛОБЕР

Трагичность образа Эммы Бовари

Бовари - это я сам.

Г. Флобер

Лучшим хранителем традиций критического реализма второй половины XIX века во французской литературе яв-ляется Гюстав Флобер, в творчестве которого прослежи-вается полное отсутствие каких-либо иллюзий о жиз-ни, нетерпимое отношение ко всяческим попыткам набро-сить романтический покров на жестокую правду действи-тельности.

Творчество Флобера достигает своей вершины в 50-60-е годы. Это было время Второй империи, всю гнусность кото-рой и разоблачил Флобер в своих лучших произведениях: "Лексикон", "Мадам Бовари", "Воспитание чувств".

В романе "Мадам Бовари" Флобер беспощадно разоблача-ет затхлый провинциальный мещанский мирок.

Главная героиня произведения - мадам Бовари. Эмма воспитывалась в монастыре, в обстановке искусственного за-точения, единственным любимым занятием Эммы было чте-ние романов, в которых действовали возвышенные, идеальные "герои с большой буквы": "В этих романах только и были, что любовь, любовницы, любовники, преследуемые дамы, пада-ющие без чувств в уединенных беседках...клятвы, поцелуи в челноке при лунном свете, соловьи в роще, кавалеры, храбрые, как львы, и кроткие, как ягнята...".

Вот поэтому-то Эмма, начитавшись подобной литературы, мечтала встретить любимого, который осчастливит ее. Эта любовь перенесет ее в удивительный мир, полный романти-ческих тайн, поэзии. Она себя представляла героиней в од-ном из увлекательнейших романов.

Мгновение счастья ей пришлось испытать однажды, попав на чудесный бал в замок одного маркиза. Этот бал оставил в душе Эммы яркое и сильное впечатление. "Неделю, две неде-ли назад я была в этот день там...", вспоминала Бовари всю жизнь.

Эмма не нашла счастья в семейной жизни. Муж ее, скуч-ный и неинтересный человек, не был похож на тех романти-ческих героев, о которых она мечтала в снах. Любовники оказались лживы и пошлы. "Бежать, бежать от всего! Но куда?" - кричит душа молодой женщины, жаждущей боль-шого человеческого счастья.

Безысходность бросает героиню Флобера в грязные паучьи лапы ростовщика Лере.

Все туже затягивается страшная петля лживой жизни Эммы. Ее обманывают, и она обманывает. Она начинает лгать даже тогда, когда нет надобности в этой лжи. "Если она говорила, что шла по одной стороне улицы, можно было с уверенностью сказать, что она на самом деле шла по другой стороне".

Жизнь Эммы в таком мире стала невыносимой, и она кон-чает ее сама, выпив мышьяк. В страшной предсмертной аго-нии мучается мадам Бовари, а в самый момент смерти она слышит звуки непристойной песни старого, полусгнившего нищего.

Образ мадам Бовари трагичен. Все то, о чем мечтала, во что верила Эмма, оказалось далеким, недоступным. Жизнь ее жестоко разочаровала.

Честь, совесть, вера, любовь, счастье - все это расплылось в тумане, потонуло, умерло и затерялось навеки в том по-шлом и затхлом мире, с которым столкнулась юная, мечта-тельная, полная сил, энергии и страсти романтическая душа

Эммы. И сломалась она! А жаль! Вот поэтому и велик Флобер, что ставит читателя лицом к лицу с самой жестокой правдой жизни.

ГИ ДЕ МОПАССАН

Мораль и нравственность в новелле Ги де Мопассана

"Пышка"

Известный французский писатель-реалист XIX века Ги де Мопассан потрясал своими новыми рассказами, новеллами, романами всю французскую общественность, элитные слои общества.

Время, когда жил Мопассан, было для Франции довольно благополучным, оно пришлось на расцвет буржуазии. Ни для кого не секрет, что под благочинной и благопристойной мас-кой представители изысканных слоев общества скрывали хан-жество, лицемерие, всеобщую продажность, бесстыдную пого-ню за наживой, авантюризм и разврат. Как никто другой, Мопассан знал жизнь высшего общества, круговорот сплетен, пучину разгулов. В своем творчестве он даже не пытался завуалировать проблемы (за вынос которых на всеобщее об-суждение его возненавидела бульварная пресса), - они чита-ются прямым текстом. Мопассан, можно сказать, был хирур-гом общества, но на общество его произведения не действова-ли даже как легкая терапия. Я думаю, что если бы литерату-ра "лечила" общество, то в настоящее время мы бы не так жили.

В 1870 году началась франко-прусская война, и с перво-го дня войны Мопассан служит в армии. В это время он окончательно возненавидел французских буржуа, кото-рые показали себя в дни войны с самой неприглядной стороны. И результатом его наблюдений стала новелла "Пышка".

Из города, оккупированного прусскими войсками, выезжа-ет дилижанс с шестью знатными персонами, двумя монахиня-ми, мужчиной-демократом и особой легкого поведения по про-

звищу Пышка. К слову сказать, Мопассан дает нелестную, язвительную и краткую характеристику известным персо-нам, раскрывая подноготную их прежней жизни, сколачива-ния состояния, получения титулов. Присутствие Пышки ос-корбило добродетельных жен буржуа, и они объединились против "этой бесстыжей продажной твари... Несмотря на раз-ницу в общественном положении, они чувствовали себя со-братьями по богатству, членами великой франкомасонской ложи, объединяющей всех собственников, всех, у кого в кар-манах звенит золото".

Пышка была единственной, кто предусмотрел, что в до-роге захочется есть. Голод и ароматные запахи еды расто-пят любую ледяную глыбу отношений. "Нельзя было есть припасы этой девушки и не говорить с нею. Поэтому завя-залась беседа, сначала несколько сдержанная, потом все более непринужденная..."

Поселок, куда въехал дилижанс, был занят немцами. Проверка документов задержала пассажиров. Убивая время, они высокопарно рассуждают о патриотизме и войне. Не-мецкий офицер, якобы беспричинно, отказывает в выезде дилижанса из поселка. Мопассан поставил богатых людей в тупик. Их мысли мечутся, они пытаются понять, что за причина задерживает их. "Они изо всех сил старались выдумать какую-нибудь правдоподобную ложь, скрыть свое богатство, выдать себя за бедных, очень бедных людей". Причина вскоре открылась - прусский офицер хочет вос-пользоваться услугами Пышки, единственного человека, который по-настоящему патриотичен и бесстрашен. Пышка взбешена и оскорблена унизительным предложением. Вы-нужденный "отдых" уже начал раздражать пассажиров. "Надо ее переубедить" - было принято решение. Разговоры о самопожертвовании "преподносились замаскированно, ловко, пристойно". Соотечественники убедили Пышку уступить немецкому офицеру, маскируя этим свое желание продол-жить путь и мотивируя тем, что она, как истинная патри-отка, спасет им всем жизнь.

Пока Пышка "отрабатывала" всем свободу, представители буржуазии веселились, отпускали гнусные шуточки, "хохота-ли до колик, до одышки, до слез".

И что в награду получила патриотка Пышка - "взгляд оскорбленной добродетели", все сторонились ее, будто боялись "нечистого прикосновения". "Эти честные мерзавцы", которые принесли ее в жертву, жрали свою провизию в движущемся дилижансе и хладнокровно рассматривали слезы опозорив-шейся девицы.

В новелле "Пышка" Мопассан мастерски на нескольких страницах описал все лицемерие, низость и трусость людей, по наследству получающих право быть избранными или пре-тендующих на ту ступеньку, которая недосягаема для про-стых смертных.

ЧАРЛЗ ДИККЕНС

Судьба Оливера Твиста

(По роману Ч. Диккенса "Оливер Твист")

Английский писатель-реалист Ч. Диккенс в романе "Оли-вер Твист" в полной мере раскрывает проблему бедственного положения массы людей. Через историю главного героя - ребенка и окружающих его людей - писатель обрисовал судь-бу английского народа, уничтоженного, вынужденного выжи-вать с помощью лжи, воровства, силы.

Герой романа Оливер родился в работном доме, что изна-чально относит его к классу обездоленных людей. В работ-ных домах 30-40-х годов XIX века по английскому законо-дательству устанавливался такой режим, что превращал их в "Бастилию для бедных". В них растут чахлые, изнуренные, вечно голодные дети, не живущие, а пытающиеся выжить. Судьба таких слабых детей, как Оливер, была предрешена, и спасти их могло только чудо.

Всякая попытка протеста жестоко подавляется и наказы-вается воспитателями. "Строптивый" Оливер, например, ста-новится одним из кандидатов на виселицу, так как осмелил-ся попросить добавки жидкой кашицы. Его подвергают оди-ночному заключению, жестокой порке, а затем пытаются от-дать деспотичному трубочисту, который уже забил насмерть нескольких мальчиков, и гробовщику.

Во второй части романа Оливер, убежав от своего хозяина, получает новые уроки жизни в Лондоне, где его о,кружают уголовники - шайка воров. Воспитанием юного Оливера теперь занимаются скупщик краденого Фейгин, грабитель Сайке, проститутка Нэнси и зловещий "джентльмен" Монкс. Они пытаются заставить мальчика заниматься воровским про-мыслом, но Оливер проявил твердость характера и отказался участвовать в гнусных затеях. Однако воспитанная крими-нальным миром Нэнси сохранила теплую душу, она защи-щает и помогает Оливеру.

По счастливому стечению обстоятельств на жизненном пути мальчика встречается старый добряк мистер Броунлоу (впоследствии выясняется, что он был другом отца Оливе-ра), который дает ему приют. Не думая о своей выгоде, мистер Броунлоу помогает ребенку, которому прочили висе-лицу в работном доме, а затем становится его приемным отцом.

Диккенс сознавал себя писателем-проповедником, поэтому несколько идеализировал своих героев. Так, Оливер Твист добр, правдив, добродетелен, и никакая грязь окружающего мира не может его запачкать. А добрые люди, встречающиеся на его пути, являются своеобразной наградой мальчику за преданность. Так и мистер Броунлоу является первым беско-рыстным спасителем сироты, которого впоследствии Оливер полюбил веем сердцем.

Сам Диккенс сильно заинтересован судьбой своего героя и заставляет нас волноваться, сопереживать его, невзгодам и радостям. На последних страницах романа есть некоторый налет грусти, хотя жизнь Оливера наладилась, он обрел свой дом и любящую семью.

На полусвободную тему. Темой этих сочинений ... литературного произведения. Творческое сочинение . Сочинения такого рода чаще всего...

  • Вернер зомбарт буржуа этюды по истории духовного развития современного человека

    Отчет

    Оставил 600 дюжин серебряных тарелок, 800 серебряных подносов и т.д. (18). Склонность... морских разбойников, из которых 800 имели свое постоянное местопребывание в... перешла всякие границы. В одном современном сочинении сказано: "Jamais on n"a tant ...

  • Современный гуманитарный дистанционное образование

    Учебно-тематический план

    Образовательной программе № 1 (С) СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 1999 РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИЙ... примерно от 2,5 млн. до 800 тыс. лет. Последующие две... кимеков в арабоязычных историко-географических сочинениях Правление Мукан-кагана Установление...

  • Похожие статьи

    В современной жизни людей огромная роль принадлежит деньгам, и она с каждым годом всё растёт. Жизнь некоторых людей вращается только лишь вокруг зарабатывания денег, на это тратятся все их силы и время. Такие люди ставят денежные средства выше всех жизненных принципов, радостей, удовольствий и моральных ценностей. Однако деньги - это всего лишь бумага. Ценная, естественно. Но, ведь не для того же рождается человек, чтобы зарабатывать эти бумажки, покупаться и продаваться за них. В этой статье мы поговорим о том, зачем человеку деньги.

    В современном мире все чаще люди задаются вопросом, как научиться экономить деньги? Для миллионов людей эта тема крайне актуальна. В этой статье мы рассмотрим всевозможные способы и советы по экономии денег. Перечисленные в данной статье способы являются очень эффективными и помогут вам снизить расходы и экономить каждый месяц определенную сумму денег.

    Нет более ужасного человеческого состояния, чем жить в постоянной нищете, считать несчастные копейки, сводить концы с концами и все глубже зарываться в долговую яму. Стоит сказать, что в настоящее время от безденежья страдает практически 80% населения. Ведь, согласно всем известному правилу 20/80, 20% людей владеют 80% всех денег, существующих на Земле, и наоборот - 80% людей владеют остальными 20% денежных средств. Безденежье - не имеется ввиду полное отсутствие денег и бомжевание, а настолько мизерные доходы, которых с трудом хватает на удовлетворение минимальных потребностей. Из-за того, что денег не хватает, люди залазят в долговые ямы - занимают у знакомых, берут кредиты и т.д., которые потом просто невозможно отдать, поскольку денег больше не становится и, чтобы отдать прежние долги, нужно залазить в новые. Таким образом. Долгов становится все больше и больше.

    К сожалению, деньги в жизни современного человека определяют, если не все, то львиную долю. Деньги являются тем предметом, за который можно приобрести, особенно сегодня, кого угодно и что угодно, в связи с чем, они и представляют для человечества просто огромную ценность. Таким образом, неоспорим тот факт, что деньги для современного человека являются очень важными, и к ним, несомненно, следует стремиться. Однако, даже наличие денег не может полностью сделать человека счастливым. Это тоже неоспоримый факт. Ведь на свете есть очень обеспеченные люди, которые по жизни очень озабочены и несчастны, даже не смотря на имеющееся у них состояние. Но, зачем нужны людям деньги, если они не могут сделать человека полноценно счастливым?