Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.
Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны.Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал…
Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.
Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.
Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой - простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.
Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.
Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.
Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.
Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.Школьная отметка - показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.
Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!
В первый раз, в первый класс
Ваш малыш шагает.
Вас, родители, сейчас
Сердечно поздравляю!
Пусть в учебе будет ладно,
А в тетрадках - только пять.
В первом классе очень важно
Словом, делом поддержать!
Пожелаю вам удачи
В праздник знаний золотой,
С малышом решать задачи
И делиться добротой!
С первым сентября поздравить
Вас родители хочу,
Год учебный - испытание,
Пусть он будет по плечу.
Вам желаю я терпения,
Сил, любви и понимания,
Чтоб смогли открыть в ребенке
Все высокие призвания.
У вас, родители, особый
Период в жизни настает,
Пора вам чтение освоить,
Письмо и, непременно, счет.
Желаем сил вам и терпения
С такой активной детворой.
Теперь на целый год забудьте
Про беззаботность и покой.
Уважаемые родители наших первоклашек, мы поздравляем вас с Днём знаний, с первым важным шагом в мир школьных историй, новых знаний и побед. Желаем не терять своей уверенности и заново вместе со своими детками отправиться в увлекательное путешествие с буквами и цифрами по страницам весёлых задачек и ребусов. Желаем вам терпения, умения и настоящей родительской выдержки. Пусть дети каждый день вас радуют высокими отметками и своими достижениями.
Сегодня волнительный день не только для наших первоклашек, но и для их родителей. Мы поздравляем вас с Днём знаний и хотим пожелать безграничной родительской любви и постоянного родительского понимания. Верьте в успех своих детей, помогайте им во всём, учитесь вместе с ними и вместе с ними умейте мечтать, фантазируйте, с превеликим интересом читайте добрые книги и весело делайте уроки. Желаем вам терпимости, бодрых сил и уверенного оптимизма.
Поздравляем, мамы, папы,
Подросли уж малыши,
Им в портфель сложили нынче
Ручки и карандаши.
Предстоит теперь немало
Строчек вместе написать,
Научиться вместе счету,
Книжки умные читать.
Вам терпения желаю,
Не сдаваться никогда,
Пусть и вам лишь в радость будут
Эти школьные года.
Поздравляем вас с Днём знаний, уважаемые родители наших весёлых и красивых первоклашек. Сегодня вы волнуетесь не меньше своих деток, и понятно почему, ведь в первый раз они переступят школьный порог, в их жизни состоится первый урок, они впервые сядут за парты и станут учениками. Мы вам желаем всегда верить в своих деток, гордиться их и малыми, и большими успехами, помогать им преодолевать любые трудности, подсказывать, как лучше сделать и советовать, что лучше предпринять. Крепких сил вам, родители, доброго здоровья вам и вашим деткам, взаимопонимания с маленькими мечтателями и плодотворных совместных первоклассных трудов!
Может что-то быть прекрасней?
Твой ребенок - первоклассник!
Нужно не паниковать,
Силы все в кулак собрать.
Чтоб ребенка лет 12-ть или 10 обучать.
Сложного ничего нет.
Школа дарит детям свет.
И родителям, конечно!
Приготовь большой букет.
Ранец, форму и тетрадки -
Все купили без оглядки.
Школьная температура - плюсовая!
Все в порядке!
Сегодня детки ваши
Собрались в первый класс,
Терпения пусть хватит
И выдержки у вас.
Приносят пусть пятерки,
Ведут себя прилично,
И будет настроение
Всегда пусть на отлично.
Учеба - испытание
Для деток и для вас,
Желаем вас успехов.
Удачи! В первый класс!
Дорогие первоклашки и родители, поздравляем с днем знаний и желаем, чтобы радостным и легким был для вас учебный год. Родителям терпения, ребятам усидчивости. Пускай учеба никогда не будет в тягость. Родители помогайте и поддерживайте своих первоклашек и тогда они с легкостью и интересом войдут в мир школы, знаний и дисциплины.
первоклассника
- Ваш ребенок пошел в школу. Но не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
- Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
- Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решае те, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, по верьте, важнее школьного расписания.
- Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка го раздо большее значение, чем раньше.
- Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка пе ред сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя рав ным другим, хотя бы в первом классе.
- Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
- Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте ува жение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
- На первых порах просите ребенка «подсказать» вам как, дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в дви жении.
- Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа не единственная.
- Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздо роваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте пока чаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседс ких детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
- И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
- И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не загля дывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
- Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возмож ности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.
Справочные материалы для родителей первоклассников
1. Расписание звонков
1 урок 8 00 –8 45
2 урок 8 50 –9 35
З урок 9 45 –10 30
4 урок 10 40 –11 2 5
5 урок 11 35 –12 2 0
2. «Школьный портфель»
Когда первоклассник переступает порог школы, очень важно, чтобы в его портфеле находились все необходимые канцелярские принадлежности. Это поможет вашему ребенку правильно организовать свое рабочее место в классе. Вам предлагается перечень тех учебных принадлежностей, которые понадобятся вашим детям каждый день на всех предметах и изучаемых курсах, а также на уроках декоративного и прикладного искусства в течение всего учебного года:
Обернутые учебники и тетради (в соответствии с расписанием);
Тетрадь 48 листов;
Пенал, в котором находятся две ручки с синей пастой, ручка с зеленой пастой, два простых карандаша, ластик, карандаши: синий, красный, зеленый;
Точилка;
Деревянная линейка длиной 25–30 см;
Набор цветных карандашей (12 цветов);
Перечень необходимых предметов для уроков декоративного
и прикладного искусства
Для рисования: Акварель (гуашь); Кисти (№ 3, № 5–7) - «белка», «пони»; Палитра (небольшой лист); Баночка для воды; Тряпка; Клеенка; Альбомные листы (формат А–4); | Для работы по труду
|
В случаях пропусков занятий детьми (по болезни или по семейным обстоятельствам) мы просим вас оповестить об этом классного руководителя, используя предложенные формы заявлений.
Форма № 1
Директору ______________
_______________________
от _____________________
Заявление
В связи со сложившимися семейными обстоятельствами прошу освободить от учебных занятий моего ребенка ____________________________________________________________
ученика (цу) ______ класса с ____________ по __________________________ г.
Подпись:
«________________» _______ г.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
ПЕРВОКЛАССНИКИМатериал для проведения родительского собрания |
|
Советы родителям первоклассников
Правило №!
Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и музыкальную школу, какую-то секцию или кружок (лучше это делать за год или во 2 классе). Самое начало школьной жизни является стрессом для 6-7 летних детей. Если ребёнок не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.
Правило №2
Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы с ним будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и давать малую физическую разрядку (например, попрыгать 10 раз)
Правило №3
Компьютер, телевизор и любое занятие, требующее большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи офтальмологи и невропатологи во всём мире.
Правило №4
Больше всего на свете в течении первого года обучения ребёнок нуждается в поддержке. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его, чтобы за постоянными упрёками ребёнок не потерял веру в себя.
Несколько коротких правил
1.Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
2.Нельзя никогда, даже в сердцах, говорить ребёнку, что он хуже других.
3.Следует по возможности честно и терпимо отвечать на любые вопросы ребёнка.
4.Старайтесь каждый день находить время побыть наедине со своим ребёнком, особенно если в семье есть младшие дети (например, посадить на колени, расспросить о делах)
5.Учите ребёнка свободно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.
6.Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.
7.Будте честны в оценках своих чувств к ребёнку.
8.Всегда говорите правду, даже если это не выгодно для вас.
9.Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
10.Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания.
11.Признавайте права ребёнка на ошибку.
12.Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
13.И вообще, хоть иногда ставьте себя на место ребёнка.
Экипировка будущего первоклассника
Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – как экипировать своего ребёнка.
Гигиенисты правильно считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной.
Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить.
Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм. Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой каблук обязателен. Его высота для дошкольников составляет 5-10 мм, для школьников 8-12 лет – не менее 20 мм.
Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец? Наш совет – ранец или модный у детей и подростков рюкзачок. Ранец или рюкзачок на спине позволяет равномерно распределять нагрузку, освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием ранец (рюкзак). Подкладка должна быть из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина их не должна быть менее 3,5-4 см.
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка
1.Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
2.Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
3.Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
4.Умение отвечать на вопросы и задавать их.
5.Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
6.Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
8. Иметь представление о сезонных явлениях природы.
9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Уважаемые родители!
Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.
МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
4. Чётко выговаривать своё имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
15. Ладить с другими людьми?
НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
1. Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
2. Умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
3. Причёсываться (своей расчёской);
4. Мыть ноги перед сном тёплой водой;
5. Утром и вечером чистить зубы;
6. При приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
7. Пользоваться носовым платком;
8. Быстро одеться, раздеться, убрать постель;
9. Содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
10. Содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
11. При входе в помещение вытирать обувь;
12. Переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
13. При необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.
РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЗАМЕТКУ
Обычно до поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что с первого сентября ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И 2 и 10 и 20 сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления, обмануть ожидания взрослых.
Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником. Адаптация (привыкание к новым условиям) ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный, в котором принимают участие все участники педагогического процесса (учителя, родители, ребенок).
В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению материала.
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Поэтому нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием.
Учебная деятельность способствует развитию воли . В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах.
Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления , которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями.
В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.
Родители должны постоянно тренировать движение пальцев рук ребенка, чтобы тот учился хорошо и правильно говорить. С другой стороны, тренируя пальчики своего ребенка, вы тем самым облегчаете овладением письмом . В начальный период обучения дети встречаются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей возникает неудовлетворение, а у родителей огорчении. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму. Какие обычно у детей возникают проблемы с моторикой пальцев? Слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Зрительные, и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и в воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. Кроме того, дети с трудом ориентируются в пространственных характеристиках. Каждый родитель имеет возможность оценить тонкую моторику своего ребенка и потренировать ее, если обратит внимание на то, как рисует ребенок.
Для того, чтобы развивать пальцы ребенка, родителям настоятельно рекомендуется проводить и разучивать с детьми:
- игры с пальчиками;
- пальчиковые игры с палочками и цветными спичками;
- пальчиковые игры со скороговорками;
- пальчиковые игры со стихами;
- физкультминутка, пальчиковую гимнастику;
- пальчиковый алфавит;
- пальчиковый театр;
- театр теней.
Также необходимо:
1 рисовать красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой;
2 лепить с использованием природного материала;
3 делать аппликации;
4 конструировать из бумаги (искусство оригами).
Для того, чтобы развить графическую моторику рук, рекомендуется:
1 рисование по трафаретам;
2 рисование по фигурным линейкам;
3 штриховка;
4 работа в тетрадях, выполнение графических упражнений .
Таким образом, при поступлении ребенка в школу изменяется и отношение ребенка к миру, меняется восприятие мира, меняется отношение взрослых к ребенку. Именно поэтому самым близким человеком, который способен помочь ребенку в этот кризисный период является – родитель. Родителям необходимо в этот период быть особенно внимательными и оказывать ребенку психологическую и педагогическую поддержку.
Первый класс - испытание для ребенка и для родителя. Лучше, если малышу на момент поступления в школу уже есть 7 лет. Он более готов к обучению, созрел для того, чтобы сидеть за партой и воспринимать материал, а не мечтать об играх, лучше мотивирован... Первые две недели малыш очень устает - новый режим, общее напряжение семьи, привыкание к новым отношениям, новая непривычная нагрузка...
Семейный психолог Светлана Ройз дает немало советов и в своих книгах, и на своей странице в Facebok.
Мы предлагаем 11 хороших советов для родителей, дети которых идут в школу в этом году. Итак, как облегчить жизнь первоклассникам и их родителям?
1. Заботьтесь о том, чтобы малыш мог вЫбегаться после школы или просто высыпаться. Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми первые школьные недели - это нормально. Давайте поддержку, телесные и эмоциональные поглаживания (массаж, приятные слова, похвала, уверенность, что все получится, обимашки).
2. Доли мозга, которые отвечают за "удержание ребенка в одной позе" (например, за партой со сложенными ручками), включаются в работу после 7 лет. Но и потом малыши не могут быть долго усидчивыми, не бегать на переменах, не проявлять активность. Если учителям не хватает знаний, для того, чтобы давать детям возможность разрядки, хотя бы вы дома не ругайте их за состояние "волчка". Пусть после школы, если хотят, бегают, прыгают на батуте и катаются на велосипеде...
3. Также только после 7 лет многие детки могут ощущать себя частью системы и подчиняться ее правилам, ощущать себя частью группы (мы - ученики, одноклассники, дети). Это еще один аргумент в пользу семилетнего школьного старта. Поэтому немало деток не реагируют, пока к ним лично не обратятся:
- Машенька (Пашенька), открой тетрадь.
Хорошо, если учитель это знает, и хорошо, если есть кому ему об этом напомнить.
А родителям важно дома играть в школу, проигрывать с игрушками возможные ситуации и запоминать фразу: "Діти, розгорніть, будь ласка, зошити (підручники, щоденики)!"
4. Если ребенок - единственный ребенок в семье, если он не был в садике, то он не привык к шуму, постоянному присутствию других рядом, прикосновениям. Он будет сильнее уставать и жаловаться на то, что его обижают (прикосновения других он может расценивать, как агрессию). С таким малюткой нужно чаще играть в контактные-телесные игры: бороться, тискаться, драться подушками, лепить друг из друга колобков или собственные тела (пальчики, стопочки, голени... ушки и носик тоже). Такие игры позволяют малышам вернуться в свои границы, почувствовать тело, уменьшить напряжение и потренировать тело для контактов.
5. Если учительница очень отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин - ребенок может ее бояться.
Ребенку важно говорить - учительница говорит громко не потому, что сердится, а потому что хочет, чтоб ее все услышали.
И дома важно играть в шумелки, рычалки и в кричалки. Весело даже просто полаять друг на друга. Хорошая игра даже для взрослых.
6. Для того, чтобы деткам облегчить адаптацию - в первые недели сентября устройте встречи деток-одноклассников в игровых центрах, пикниках, приглашайте потенциальных друзей в гости. Чем быстрее они познакомятся, тем быстрее будут сосредотачиваться на учебе.
7. Каждый понедельник ребенка может быть сложнее "оторвать от себя". Это касается и малышей, которые адаптируются к садику. Называется это - синдром понедельника. После близости с родителями сложно идти в чужую среду. В утро понедельника - встаем пораньше, даем время для обнимашек, замедляем темп сбора в школу, расстаемся, обнимаясь и "надувая друг-друга любовью, как воздушные шарики). И давайте с собой школьнику даем частичку себя - мамин браслет, значок, кулон платок с ароматом духов...
8. В школе делаем коллаж из фотографий мордашек деток (хорошо, если вы как можно раньше, можно сфотографировать всех на первом уроке и сразу же сделать такое семейное фото). Когда ребенок приходит в класс и видит себя среди других, он сразу чувствует, что у него есть место и он свой. Можно просто обрисовать ладошки на ватманах, подписать внутри каждой имена и развесить на стенах...
9. Вы должны точно понимать, что ребенок знает, где школьный туалет, умеет им пользоваться, знает, как попроситься. Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями. Если малыш трачу силы на то, чтобы что-то удержать, мне не до приема новой информации...
10. Для очень чувствительных, обидчивых деток, особенно, если из фамилии легко сделать " " придумываем вместе разные прозвища, которые можно сделать из фамилии. Это такая прививка. После нее не так хочется обижаться на обзывалки.
11. Для деток- негативистов, которые привыкли фиксировать внимание только на плохом, ну и вообще для всех - после школы задаем вопрос: "Что было хорошего?". Если ребенку сложно - вначале начинают говорить взрослые.
Конечно, нужно затем поговорить о плохом. Особенно если вы заметили, что малыш стал слишком раздражительным или вялым, что играет в "кричащего учителя" или "наказанного ученика". Малыш должен понимать, что дома может рассказать все на свете и получить поддержку.
Наш консультант -
семейный психолог Светлана Ройз