Еврейские головные уборы для мужчин. Радикальных евреев боятся даже на родине. Они слишком модные. Особенности еврейских головных уборов

При слове «еврей» мы сразу представляем себе человека с умными глазами с хитринкой в традиционной шапочке, из под которой выбиваются пейсы. Этот головной убор называется кипа. Его неспроста носят представители семитского народа, восходящего к древним жителям Израильского и Иудейского царств.

Главный раввин московской религиозной общины «Даркей Шалом» Давид Карпов рассказывает следующее: «Традиция ношения кипы восходит к древним временам. Головной убор изначально принимали за символ контакта с Богом. Служение Всевышнему (произнесение молитвы, благословения, изучение Торы) сопровождалось покрытием головы» .


«Тора (Шмот 28) предписывает коэнам, служащим в Храме, надевать головной убор. Некоторые евреи перестали снимать кипу, демонстрируя тем самым, что каждый их поступок, даже в повседневной жизни, направлен на служение. Смысл этого обычая — показать осознание евреями существования Всевышнего и Его Мудрости и то, что они ценят это выше головы, наиболее развитой и важной человеческой части тела» .



Кипа — это головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Она представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку. Ее еще называют ермолкой.



Христиане-мужчины проявляют уважение к Богу, когда снимают головной убор, а иудеи — надевая кипу. При этом нигде в Торе или Талмуде нет предписания тем, кто считает эти книги священными, обязательно покрывать голову. Эту традицию евреи создали самостоятельно.

Поэтому и придерживаются ее ситуативно. Ортодоксальные евреи носят эту шапочку постоянно, консервативные только во время принятия пищи и посещения синагоги, ну а реформисты вовсе не считают ее атрибутом веры.


Стоит отметить, что хоть еврейские женщины и не носят кипу, они также проявляют свое уважение к религии в ношении платка или парика после замужества. В ортодоксальном иудаизме считается, что волосы замужней еврейки должен видеть только супруг.


Ермолки отличаются друг от друга по цвету, размеру, форме, материалу. По их внешнему виду и способу применения можно определить, представителям какого течения или направления в иудаизме они принадлежат. К примеру, хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой, которую называют штраймл. История ее происхождения и значение — тема отдельного исследования.



Делись познавательной статьей с друзьями в соцсетях.


Начало 19-го века . В самом разгаре царствование Николая I - того самого, что издал указ о кантонистах . Этот страшный указ затмил собой бесконечную череду других, порождённых неутомимой фантазией деспота и его приближенных. Один из них - запрет на… ношение традиционной еврейской одежды, бороды и пейсов. За неподчинение - Сибирь и арестантские роты. Солдаты и полицейские, радуясь "непыльной" работе, ловят евреев за длинные лапсердаки, состригают пейсы, срывают с женщин парики. А евреи? Всеми силами стараются спастись. Откупаются огромными взятками, прячутся по домам, закрывают бороды платками и молятся об отмене указа.

Середина 20-го века . Мир обезумел. Нацистское чудовище властвует над большей частью Европы. Евреи, избитые, ограбленные, униженные, заперты в гетто. И на них сыплются указы, один бесчеловечнее другого. Среди них - запрет на ношение бороды и пейсов. За неподчинение - смерть. Многие евреи вздыхают - "опасность для жизни" - и со слезами сбривают бороды. Но есть целые группы, в частности, молодых гурских хасидов, - которые провозглашают: это - "Гзерот а-шмад" - попытка покончить с еврейством, нельзя соглашаться; умрём, но не сдадимся! - и прячутся в бункерах, где продолжают учить Тору, делясь друг с другом скудной едой, и сохраняют свой еврейский вид.

Что заставляло евреев во все времена отчаянно бороться за сохранение специфически еврейского облика? И почему этот облик так раздражал ненавистников евреев?

Очень многие евреи, даже те, которые одеваются в нормальную современную одежду носят кипу . Ее также называют ермолкой . Для меня например это просто шапочка, но на самом деле они отличаются по цвету, материалу и покрою неспроста. Религиозные евреи выбирают кипу с соответствии с тем фасоном, который носят в его общине.


Поверх ярмолки еврей почти всегда надевает еще головной убор. В редких случаях это может быть кепка, которая называется каскет , кашкет или дашек . Но в основном это черная шляпа. Существует 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина!

Литвак (литовский еврей) или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом.


Литвак , занимающий высокое положение в общине носит шикарную и дорогую шляпу гамбур г, не имеющую никаких заломов. Ее также называют мафтир-гитл . Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп - капелюш , похожую на кнейч , но без заломов тульи и изгибов полей.
Но все это не идет ни в какое сравнение с головным убором под названием штраймл ! Это самая натуральная меховая шапка! Причем их тоже много видов. Широкий и низкий, правильной цилиндрической формы так и называется "штраймл" , низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые - называются "чернобл" , а высоченная черная меховая цилиндрическая шапка носит название "сподик" .

Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобл - украинские, а сподик - польские хасиды. Это реально мех! В жару, ага. Недавно даже Памела Андерсон приезжала в Израиль в надежде уговорить Кнессет (израильский парламент) запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксалов отказаться от ношения этих штраймлов:)

Ортодоксальный еврей должен ежедневно соблюдать минимум 613 правил «Пятикнижия». Согласно им, кошерной бывает не только еда, но и одежда. Блогер Сергей Анашкевич решил разобраться, как именно одеваются религиозные евреи, и почему у них такая одежда.

Если вы думает, что они все одинаково черно-белые, то очень ошибаетесь. Оказывается, только черных шляп существует 34 вида, каждый из которых несет информацию о своем хозяине. Знающие люди по цвету чулок, материалу лапсердака и форме головного убора могут точно указать: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился.

— Ребе, разве Авраам ходил в черном сюртуке?
— Я не знаю, – ответил ребе, – ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, - и одевался иначе.

Уже в библейское время евреи одевались иначе, чем другие народы, и, по мнению еврейских мудрецов, народ Израиля удостоился выхода из Египта благодаря тому, что не изменил своей одежде. Еврейский народ с тех времен рассеялся по всему миру. Но только религиозные его представители, встретившись, смогут узнать в друг друге собрата по крови по характерному виду черной одежды.

По мнению самих ортодоксов: «Одежда не столько скрывает, сколько обнажает сущность человека. Написано: «Будь скромен перед Всевышним». Мы предпочитаем темные костюмы, потому что они скромны, праздничны и опрятны. Именно поэтому «в моде» ортодоксального еврейства - белые рубашки. Именно поэтому богобоязненные евреи никогда не позволят себе выйти на улицу в сандалиях на босу ногу».

Существует базовая одежда – галахическая, которую надевает любой еврей, соблюдающий заповеди. Эта одежда предусматривает покрытие головы и цицит с 4 краями. Обязательным элементом является четырехугольная накидка (пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн (или арбеканфес), может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. Ее изготавливают из белой шерсти с черными полосами или без них. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис – кисти, заповеданные Торой.

Если в кисти есть две (или одна) нити синего цвета, то, скорее всего, перед вами радзинский или ижбицкий хасид. Секрет изготовления тхэйлет – синей краски, получаемой из моллюска хилозон, был утрачен почти 2000 лет назад и заново открыт в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Однако его рецепт большинство раввинов не признали. У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Традиционная еврейская мужская одежда – это фрак или сюртук. Фрак не имеет карманов и застегивается справа налево, как и вся традиционная еврейская мужская одежда (по нееврейским стандартам «по-женски»), имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где хлястик).

Халаты – как правило, одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки – для занятий в ешиве или койлеле. В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ – бекече. И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани.

Литваки в будни могут носить пиджаки. Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже естественно есть отличия. Например, лацканы – заостренные или закругленные, или вместо обычных трех пуговиц – шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов. Кроме капотов есть еще бекечи (бекеши), жугшцы (джубе). И все это строго черного цвета.

Брюки могут быть или обычные черные, или до колена – еалб-гойэн. Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы – зокн. В некоторых общинах в праздники или Шаббат принято менять черные гольфы на белые. Гэрские хасиды заправляют обычные брюки в гольфы. Это называется “казацкие” гольфы (козак-зокн).

Одежду нечерного цвета носят, главным образом, хасиды Реб Ареле и некоторая часть бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней - вайсе ярмулке - белая вязаная кипа с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит кaтaн, жилет и кафтан из особой ткани (кафтн).

Ткань кафтна - белая или серебряная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник - обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.

Вернемся к шляпам. Поверх кипы (ярмолки) еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. В редких случаях это может быть кепка старого европейского покроя, такую носят обычно старые хасиды из России и Польши – каскет (кашкет или дашек). Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков. В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По уверениям торговцев шляпами, их существует 34 основных типа, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.

Традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми – плуш. Ее еще называют флиикер-теллер – по-простому летающая тарелка или супер. Она имеет широкие поля, но низкую тулью - всего 10 см.

Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов, ее обладатель наверняка венгерский хасид.

Простой литвак или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Литвак, занимающий высокое положение в общине, сменит кнейч на дорогой гамбург (или мафтир-гитл) – без заломов и вмятин. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп - капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. Все они сделаны из твердого фетра.

Но самый «яркий» и выделяющийся из всех головной убор – штраймл. Это самая натуральная меховая шапка. Надевают ее только хасиды и только в Шаббат, йом тов, на свадьбе или для встречи с ребе. Причем их больше двух десятков типов.

Обычно, это черная бархатная кипа, отороченная лисьими или соболиными хвостами. Широкие и низкие, правильной цилиндрической формы собственно и есть «штраймл», низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые называются «чернобль», а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка – «сподик».

Цена штреймла может достигать несколько тысяч долларов. История штраймла началась много лет тому назад, когда неевреи приказали евреям одной из общин носить на голове хвост животного. Предназначение этого приказа заключалось в унижении и предании позору еврея. У евреев не было выбора, и они брали хвосты животных и делали из них шляпы.

Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобль – украинские, а сподик – польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл - высокий штраймл из соболиного меха, колпик - нечто среднее между сподиком и штраймл.

Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершеннолетия, бар мицвы – в тринадцать лет.

В 2010 году Памела Андерсон, защитница животных и фотомодель, написал письмо депутатам Кнессета в надежде уговорить их ввести запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксов отказаться от ношения этих штраймлов.

«Стоит Егорка в красной ермолке», помните детскую загадку про гриб подосиновик? А что же это за шапочка такая?

Ермолка – шапка богопослушных евреев. Так это название произносится на идише, а на иврите оно звучит как «кипа». Ударение может встречаться как на первый слог - в Израиле, так и на второй слог – у евреев в России.

Ермолка – мужской головной убор, традиционный для еврейского народа, - маленькая лёгкая шапочка, закрывающая макушку, плотно прилегающая к голове, круглой формы без полей и околыша. Может быть выполнена из ткани или связана из ниток.

Символизирует скромность, благочестие, смирение и преданность Богу.

Происхождение

Знатоки лингвистики наверняка отметят созвучия слова «ермолка», как называют головной убор в языках разных народов. Вероятнее всего, оно произошло от тюркского ягмурлук, что означает «дождевик».

Чуть позже оно было заимствовано славянами. В древнерусском есть слово емурлукъ того же значения. В польском jarmułka означает «шляпа».

Евреи приводят два варианта происхождения названия ермолки. Словосочетание йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», под Царём понимается Бог. Или йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».

Справка! «Кипа» переводится как «купол» или «защита». Во французском и итальянском языках тоже есть слова с подобным значением и близким звучанием – calotte (фр.), calotta (итал.).

Виды

В магазинах еврейской одежды на полках представлен большой ассортимент ермолок, которые различаются:

  • по размерам;
  • по цвету не только верха, но и подкладки;
  • по материалу – бархатные, шелковые;
  • по фасону – четырех-, шести- и восьмиклинные;
  • по форме – остроконечные и плоские;
  • по отделке – гладкие, расшитые, вязаные, отороченные мехом или с кисточкой, помпончиком на макушке.


Многообразие видов обусловлено традициями общины, к которой принадлежит обладатель кипы. Так что поистине свояк свояка видит - у евреев по головному убору - издалека.

Как носили раньше и носят в наше время

Если христиане мужчины, заходя в храм, снимают шапки, показывая этим благоговение перед Богом, то евреи, наоборот, носят кипу в знак особого почитания Всевышнего.

Её носят в храме, за молитвой и изучением Торы (иудейского религиозного Закона, Пятикнижия Моисея), во время еды, в знак траура по умершим, в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Ортодоксы кипу почти не снимают.

Ермолку надевают как самостоятельный головной убор, и оставляют под другим национальным головным убором – шляпой или меховой шапкой.

Удерживается столь маленькая шапочка на голове при помощи специальной заколки-прищепки.

Ортодоксальные евреи предпочитают носить шляпы, современные либеральные ортодоксы выбирают маленькие вязаные кипы.

Справка! Маленькую круглую шапочку любят не только евреи. В России ходить в ермолке позволяли себе аристократы. Наравне с халатом и шлафроком (свободным пиджаком из мягкой ткани) она считалась домашней одеждой знатных господ.

Папа Римский на официальных мероприятиях тоже носит белый головной убор, похожий на кипу. Это традиционная шапочка католических священников, которую те надевают сразу после принятия сана. Кардинал Ришелье имел право носить шапочку красного цвета, чёрный цвет означает принадлежность к аббатству.

Ермолка – маленькая круглая шапочка присутствует, как атрибут учёной степени, на портретах известных академиков. Профессора наук старой гвардии носят её по сей день.

А когда в советской киноленте появляется персонаж из солнечной Грузии, то он щеголяет в кепке-аэродроме, если это городской житель. Пастухи в горных селениях появлялись на экране в небольшой войлочной шапочке серого цвета с отделкой из тесьмы, которая очень напоминает ермолку…

У каждой народности и национальности свои традиции, культура и даже наряды. Например, многим известна еврейская шапочка. Как называется она, однако, знают далеко не все. А называют ее "кипа", что в переводе с иврита означает "купол".

Немного истории

Изначально иудеи покрывали головы только во время молитв, показывая тем самым уважение к Всевышнему. К тому же носить кипы должны были жрецы храмов. Однако со временем они стали почитаться и благочестивыми евреями. Кстати, название шапочки еврейской символизируют своеобразную наивысшую точку в рамках микрокосма.

Особенности еврейских головных уборов

Что касается кипы, то она либо шьется, либо вяжется и является небольшой круглой шапочкой, которая прикрывает макушку. Ее можно носить отдельно, а можно поддевать под верхнюю шляпу. Если кипа совсем неглубокая, ее крепят к волосам с помощью заколок. Эта еврейскаяшапочка должна носиться во время религиозных служб, правда, это не оговорено ни Торой, ни Талмудом, а потому является не законом, а, скорее, обычаем. Однако предпочитают носить кипу всегда, и приучают к этому детей с 13 лет.

Как правило, еврейскаяшапочка кипа может многое рассказать о своем хозяине. Например, иудеи-ашкеназы носят убор, состоящий из четырех или шести клиньев черной ткани с белым подкладочным материалом. А религиозные сионисты предпочитают вязаные кипы голубого или белого цвета. В современном Израиле можно встретить и кипы большого размера, которые по окружности имеют выделяющуюся полоску. Это говорит о том, что носитель шляпы относит себя к сторонникам учения рава Авраама Ицхака Кука.

Еще одна популярная еврейскаяшапочка носит интересное название "штраймл". Это черная ермолка, сшитая из бархата и отороченная по краям хвостами соболя или лисы. В Израиле разновидностей этого головного убора насчитывается не один десяток. Согласно правилам, штраймлы должны носить женатые мужчины, но в некоторых семьях их надевают мальчики уже с 13 лет. Кстати, кипу полагается носить на макушке, но многие новички стараются пристроить ее поудобнее на затылке.

Еврейская шапочка, по местным обычаям, обязательно должна надеваться в важные, с точки зрения религиозных событий, дни, например, в Судный день или в день памяти умерших. Исторические факты говорят о том, что в СССР в кипе можно было появиться только в зоне еврейской общины, и даже был введен штраф за нарушение этого правила. И сегодня в некоторых странах иудеям рекомендуется не привлекать к себе внимание колоритными головными уборами, особенно там, где сильны антисемитские настроения.

Мало кто знает, но в России своеобразной разновидностью кипы была ермолка. Правда, она имела некоторые конструктивные отличия, но в общем и целом схожих элементов было намного больше. К популярным головным уборам Израиля можно отнести кнейч - это шляпа, имеющая широкие поля и продольный залом. Как правило, она шьется из черного фетра. Обычно эта разновидность шляп носится литовскими евреями. Польские иудеи предпочитают шляпу с необычным названием капелюш: она похожа на кнейч, но не имеет изгибов и заломов на тулье.