Игры с младенцами 2 месяца. Развивающие игры и игрушки для детей (2 месяц). Развиваем слух и речь

В первые месяцы жизни главная и единственная потребность младенца – это потребность в общении с самым близким взрослым, в его внимании и доброжелательности. Это совершенно уникальный период в жизни и ребенка и его мамы. В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов, никакой информации и вообще никакого содержания в таком общении нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным его содержанием является выражение отношения к другому . Причем это отношение является абсолютно положительным и бескорыстным . Хотя уход за ребенком связан с многочисленными физическими трудностями и заботами, эта бытовая сторона не включена в отношения ребенка и матери: он любит ее не за то, что она для него много делает, даже не за то, что она его кормит, а просто так, за то, что она есть. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери. В этот период она от него еще ничего не требует, не оценивает его способности и радуется самому факту его существования. В первом полугодии младенец еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) он отвечает яркими положительными эмоциями. Главная потребность в этом возрасте - это потребность во внимании взрослого. Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и примитивность, такое общение играет исключительно важную и даже ключевую роль для дальнейшего развития ребенка . В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них - выделенность самого себя и начальная форма самосознания. Эта первая форма самосознания проявляется в положительном эмоциональном самоощущении младенца: в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в его общей активности. Однако положительное самоощущение младенца зависит от качества общения взрослого. Чем более чутко и внимательно взрослый относится к ребенку , тем раньше и тем яснее он выделяет самого себя, тем активнее он действует. Его присутствие в этом мире становится очевидным через обращенность к нему близкого человека. Поэтому представление малыша о себе неразрывно связано со взрослым и с его отношением. Это становится возможным в силу того, что взрослый относится к ребенку как к абсолютно самоценной и уникальной личности и отвечает на каждое проявление младенца: его крик, его движения, его мимику. Взрослый как бы является тем зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнает себя. Становление положительного самоощущения и отношения ко взрослому, или социально-эмоциональное развитие, в первом полугодии является главной задачей развития.

Концентрация на лице

Первое, что видит и на что реагирует младенец, появившийся на свет – это лицо человека. Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить младенцу близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем» человека. Лицо не всегда и не обязательно должно быть настоящим, живым. Игрушки, воспроизводящие реальное лицо, вызывают внимание и удовольствие малыша. По возможности это лицо должно быть выразительным и привлекательным. Прежде всего, это лицо куклы. Для младенцев, которые еще не умеют ползать или сидеть, а могут только рассматривать, нужны достаточно крупные куклы (не менее 40-50 см), с отчетливыми чертами лица. Это могут быть:

  • Большая неваляшка . Это очень важная игрушка для младенца. У нее огромные выразительные глаза и веселая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, ее можно поставить в кроватку и случайные движения младенца будут приводить ее в движение и вызывать приятный перезвон.
  • Кукла–голыш . Всем своим обликом эта кукла напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку , малыш как бы узнает себя и радуется этой встрече.
  • Тряпочные или пластиковые куклы . Они гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Все это радует и занимает младенца.
  • Фарфоровая кукла в одежде . Такие куклы очень красивы, их лица в точности воспроизводят настоящее лицо, и они очень похожи на маленького человечка. Встречаясь взглядом с такой куклой, младенцы особенно ярко и бурно выражают свою радость, которая может продолжаться достаточно долго. Замечено, что такие куклы не надоедают малышу – они могут в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой куклой. Но, конечно, таких кукол демонстрировать можно только из рук взрослого.
  • Колобок – шарик с изображением лица. Это также очень хорошая игрушка для младенца. Ее можно подвешивать над кроваткой, чтобы малыш наблюдал, как он качается, или показывать на стержне, чтобы ребенок следил за его движениями.
  • Игрушки, изображающие внешний облик животного или птицы (собачка, кошка, петушок и пр.). Важно, чтобы у «зверя» было выразительное лицо с крупными глазами. Особенно интересно будет малышу , если это будет игрушка со звуковым эффектом - неожиданное появление звука (по возможности приятного и не слишком громкого) привлечет его внимание, удивит и обрадует.

Как можно видеть, уже в первом полугодии ребенку будут полезны разнообразные куклы и образные игрушки . Конечно, младенцы еще не играют в куклы в прямом смысле слова, и в первое время даже не берут их в руки, но они с удовольствием рассматривают их и такое созерцание лица куклы приносит им явное удовольствие – они сосредотачиваются, улыбаются, оживляются, возбужденно гукают и гулят и пр. Все это значит, что они воспринимают и узнают изображение лица, радуются этой встрече, что безусловно способствует их социально-эмоциональному развитию. Очень важно, чтобы сначала куклу, как впрочем и любую другую игрушку , показывал взрослый . Присутствие и участие взрослого придает кукле привлекательность, оживляет и одушевляет ее. Кукла как бы «впитывает» образ и отношение любимого взрослого. Впоследствии, когда кукла уже стала значимой, малыш будет с удовольствием рассматривать ее самостоятельно, хотя ему всегда важно делиться впечатлением с мамой или папой. Когда ребенок испытывает бурную радость, или, наоборот, когда его что-то огорчает, ему необходимо присутствие и соучастие близкого взрослого. Отказывать маленькому (впрочем, как и большому) ребенку в этой естественной потребности нельзя.

Игрушки для концентрации

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения «ребенок наблюдает, понимает, узнает» и пр. Однако по отношению к 2-3- месячному ребенку такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют младенца теми психологическими возможностями, которыми он еще не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его восприятие носит еще не расчлененный характер – в нем трудно выделить и разделить отдельные стороны познания – такие, как внимание, восприятие или мышление. Воспринимаемый мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее привлекательными. Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух – звуки музыки, речи человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, младенец будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования. В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем и органов чувств ребенка – младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки, словом, воспринимать окружающий мир. Одной из важных специфических особенностей развития младенцев является опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении , затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве. Важнейшая задача познавательного развития младенца в первые месяцы жизни – научить его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызвать зрительную и слуховую концентрацию. Ребенку, начиная с двух месяцев обязательно нужно давать «пищу» для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определенные игрушки - яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес. В первые месяцы, когда малыш еще не умеет действовать руками, это могут быть прежде всего подвесные игрушки . Среди них особенно хороши следующие:

  • Музыкальная карусель с 3-4 различными фигурками. Такую карусель закрепляют на кронштейне над коляской или кроваткой ребенка так, чтобы он мог видеть все ее части. Ее вращение перед глазами малыша, сопровождаемое приятной мелодией, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение, и в течение нескольких минут ребенок с восторгом наблюдает за ней.
  • Колокольчики и бубенчики , которые раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки. Взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева. В такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в сторону звука.
  • «Турничок» с подвесными игрушками . Эти игрушки могут крутиться, раскачиваться, передвигаться, так что малышу будет на что посмотреть.
  • Подойдут также светящиеся или зеркальные игрушки . Они, несомненно, привлекут внимание малыша и вызовут зрительное сосредоточение. Сначала малыш внимательно рассматривает эти предметы, прислушивается к их звучанию. В 4-5 месяцев он начинает специально тянуться к ним и вызывать их движение или звук. Он как бы открывает свою возможность воздействовать на доступные предметы и охотно ею пользуется. Для развития зрительной и слуховой концентрации можно использовать не только подвесные предметы, но и обычные погремушки . Погремушки – одни из самых важных и традиционных игрушек для младенцев. Сначала погремушку демонстрирует ребенку взрослый. Вы должны заинтересовать малыша видом и звуком игрушки и побудить его следить за ее перемещениями. У младенца быстро устанавливается связь между звуком и появлением нового предмета. Он радуется и улыбается, едва услышав знакомый звук, потому что для малыша эта игрушка связана с близким человеком, который ее показывает. Но главное назначение погремушки заключается в том, чтобы «греметь», т.е. держать ее в своих руках и действовать самостоятельно. Однако такие действия возникают не сразу.

    Учимся действовать руками

    Уже с трех месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы. Первыми такими предметами опять же являются игрушки . Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны – ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой – складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия. Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу , усилив звуковой или зрительный эффект его движений. Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или ножку ребенка . Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки. Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками и будет самостоятельно «звенеть», что принесет ему огромное удовольствие. Очень большое впечатление производит на малыша воздушный шарик с легким газом, привязанный к его ручке или ножке. Младенец будет охотно двигаться и с восторгом наблюдать за передвижениями шарика. Все эти простые занятия очень полезны в первом полугодии, поскольку учат управлять своими движениями, владеть телом. Одновременно нужно развивать согласованность руки и глаза и готовить ручку малыша к целенаправленному схватыванию предметов. В 2-3 месяца можно вкладывать погремушку в ручку ребенка – он будет махать ею, стучать, трясти. Для таких простых действий нужны легкие, удобные для захватывания и удержания погремушки. Научившись зажимать игрушку в кулачок, малыш будет рассматривать ее, отодвигать, приближать и конечно тянуть в рот. Первые погремушки должны быть по возможности яркими и привлекательными. Однако нужно помнить, что привлекательность игрушки для младенца зависит прежде всего от присутствия и действий близкого взрослого – ребенку больше всего нравятся те игрушки , которые показывает мама. Между четвертым или пятым месяцем (у некоторых возможно несколько раньше) в жизни малыша происходит чрезвычайно важное событие - он начинает целенаправленно тянуться рукой к предмету, схватывать его и действовать с ним. В детской психологии это явление называют «актом хватания». Это настоящая революция для ребенка первого года жизни, которая открывает новый период его развития, с новыми играми и игрушками . Но об этом мы поговорим в следующем номере журнала.


Итак, ваш малыш уже немного подрос, он уже не только ест и спит, но и активно интересуется окружающим миром. Как развивать ребенка в 2 месяца? Этот вопрос задают многие родители. Именно с этого возраста можно начинать развивать слух, зрение, моторику и тактильные ощущения малыша. Конечно, все занятия должны проводиться в игровой форме. Не следует забывать и о массаже, а также о специальных упражнениях, которые помогут маленькому человечку быстрее научиться владеть своим телом.

Общие правила

К концу второго месяца детки становятся примерно на 10 см выше и на 2,5 кг тяжелее. Физические возможности растут, появляется первое гуление, сознательная улыбка, реакция на близких родных людей. Спят 2-месячные малыши по-прежнему около 16 часов в сутки (от 15 до 17), но при этом количество ночного сна увеличивается, а дневного – уменьшается. То есть у мамы и папы появляется возможность провести время с ребенком познавательно и интересно.

Что важно учитывать, чтобы не навредить грудничку?

  • Занятия следует проводить в хорошо проветренной комнате с температурой воздуха от 22 до 26 градусов.
  • Длительность игры не должна превышать 10 минут, иначе младенец будет перевозбуждаться.
  • На момент занятия он должен быть сыт и сух. Оптимальное время – между вторым и третьим кормлением, через час после еды.
  • Перед ночным сном разрешается играть только в спокойные игры.
  • Поблизости не должно быть острых предметов, углов, других опасных вещей.
  • Настроение малыша должно быть хорошим. Не нужно заставлять его делать что-то через силу.

В этом возрасте ребенка уже нужно приучать к распорядку дня. Желательно, чтобы прогулки, купание, кормление и сон происходили в одно и то же время. Так грудничку будет легче настроиться, он начнет лучше высыпаться, есть. Соответственно, появится больше сил, улучшится настроение, ребенок будет с легкостью осваивать новые навыки.

Развитие слуха

Разнообразные звуки активизируют слуховые функции младенца. Слух во многом определяет развитие, он стимулирует такие навыки, как переворачивание, ползание и сидение. Дети в 2 месяца уже могут не только слышать, но и воспроизводить некоторые звуки. Наблюдая за движением родительских губ, они непроизвольно начинают им подражать. Поэтому очень важно как можно больше разговаривать с грудничком.

Чтобы развить его слух, поиграйте в занимательную игру.

  • Потрясите погремушкой сначала слева от головы ребенка, затем справа, сзади. Перемещайте ее в стороны с разной скоростью. Когда реакция у малыша улучшится, можно будет попробовать разнообразить звуки при помощи колокольчика, дудочки, погремушек с другим звучанием.
  • Позовите ребенка по имени. Прежде чем подойти к его кроватке, ласково произнесите его имя. Малыш научится узнавать ваш голос и вскоре уже будет заранее ждать, когда вы появитесь.
  • Подготовьте несколько издающих звуки предметов – небольшой молоточек, целлофановый пакет, игрушку с пищалкой. Продемонстрируйте младенцу, как они звучат. Затем помогите ему воспроизвести звук самостоятельно.
  • Повторяйте гуление малыша. Это очень порадует его и удивит. Покажите, как лает собака, кудахчет курица, мычит корова, хрюкает свинья.

Разговаривая с ребенком, используйте простые, односложные слова, выстраивайте короткие предложения. Меняйте интонацию, напевайте детские песенки и потешки, все это будет стимулировать слух и речь малыша.

Черно-белый мобиль для развития зрения новорожденного

Развитие зрения

Ребенок в два месяца уже отчетливо видит предметы на расстоянии метра. Однако фокусировать взгляд на чем-то одном, особенно движущемся, он не может. Поэтому родители должны помочь ему освоить этот навык.

Итак, как развивать ребенка в 2 месяца?

  • Выберите однотонную яркую игрушку, можно светящуюся. Подойдите к малышу так, чтобы он не видел вашего лица (это нужно, чтобы он не отвлекался). Держа игрушку на расстоянии 40-50 см, медленно проведите ей перед глазами младенца. Периодически останавливайтесь, а затем продолжайте движение.
  • Повесьте картинку возле кроватки новорожденного. Она должна быть контрастной, простой, с крупными деталями. Например, хорошо подойдет изображение солнышка, уточки, ягодки, геометрических фигур. Возьмите за правило менять рисунки раз в неделю.
  • Напевая веселую песенку, поднимайте ребенка вверх, а затем вниз, наклоняйте его в стороны. Пусть он посмотрит на предметы под разным углом. Если грудничок проявит к чему-либо интерес, остановитесь и поднесите его поближе.
  • Вечером можно продемонстрировать малышу игру света и тени. Включите расслабляющую, спокойную музыку, затем выключите в комнате свет и фонариком осветите потолок, стены, игрушки или другие предметы. Пусть ребенок с вашей помощью попробует сделать то же самое.

Вязаные бусы для развития тактильных ощущений грудничков

Развитие тактильных ощущений, моторики

Второй месяц жизни – это пора активного развития тактильных рецепторов. Тренируя их, ребенок учится координации, у него быстрее разжимаются кулачки, проходит тонус. Кроме того, детки, с которыми занимались развитием моторики, начинают раньше говорить.

С ребеночком в 2 месяца можно поиграть в следующие игры.

  • Голенького малыша пощекочите перышком, при этом называя каждую часть тела. Пример: «щекочем, щекочем пяточки», «щекочем, щекочем животик».
  • Наденьте на ручку грудничка браслет или яркий носочек, проведите ею перед глазами, а затем другой ручкой поймайте надетый предмет. Одновременно напевайте потешку: «Ручка, ручка, где была? Спрятаться от нас смогла? Мы сейчас тебя найдем! И играть скорей пойдем!»
  • Во время купания поместите в ванночку резиновый мяч. Сначала дайте малышу немного потолкать его ножками, потом передайте в ручки. В завершение слегка поднимите младенца над ванночкой и попробуйте вместе достать мяч из воды.
  • Подготовьте несколько материалов, разных на ощупь, – лоскут шелка, шерсти, деревянную дощечку, вату. Проведите ладошкой грудничка по предметам, а затем дайте как следует их помять.

Во время занятий с ребенком в 2 месяца важно все время держать контакт. Вы можете с ним разговаривать, петь или просто поглаживать. Демонстрируйте разные эмоции, корчите смешные рожицы, и тогда любая игра с легкостью увлечет младенца.

Физическое развитие

Все мы знаем о пользе массажа и зарядки. Но с какого возраста можно заниматься с малышом? Как раз с 2 месяцев.

Чтобы правильно развивать ребенка, используйте следующую инструкцию.

  • Голенького младенца положите на пеленальный стол или другую твердую поверхность.
  • Разожмите кулачки, погладьте каждый пальчик, затем от пальчиков, минуя локти, проведите вверх.
  • Скрестите ручки на груди и разведите в стороны, потом поднимите их вверх и опустите вниз.
  • Возьмите в руку стопу малыша, погладьте ее, а затем слегка надавите на точку у основания пальчиков. Проведите ладонями вверх, минуя колени и внутреннюю часть бедер.
  • Начните прижимать коленки ребенка к животику, сначала по одной ножке, потом две вместе. Можете покрутить «велосипед».
  • Переверните грудничка на животик. Придерживая его за ножки, проведите ладонью от головы к ягодицам, а затем обратно, уже тыльной стороной руки.
  • Опять положите малыша на спинку. Погладьте живот по направлению от боков к пупочку. Подушечками пальцев нарисуйте несколько кругов (по часовой стрелке).

Игры

Помимо специальных упражнений, существуют интересные игры, которым 2-месячный младенец будет особенно рад.

  • Покатайте ребенка на большом гимнастическом мяче (фитболе). Положите его на животик и, аккуратно придерживая, начните перекатывать мяч к себе и от себя. Затем переверните грудничка на спинку.
  • Повесьте над кроваткой малыша яркий воздушный шарик. Пусть он сначала изучит его. После этого покажите, как можно толкать его ножкой или кулачком. Вот увидите, вскоре младенец начнет с удовольствием «боксировать», тренируя мышцы рук и ног.
  • Включите веселую, зажигательную музыку. Сначала потанцуйте, держа малыша на руках. Затем поднимите его, прижав спинкой к себе. Подойдите к твердой поверхности и дайте младенцу немного потоптаться, отталкиваясь то одной ножкой, то другой. Такие танцы нравятся практически всем деткам.

Правильно развивать ребенка 2 месяцев несложно. Все, что ему нужно, это поскорее адаптироваться к условиям окружающего мира. Кто как не родители помогут научиться владеть своим телом, будут показывать интересные картинки, включать забавные звуки, корчить смешные рожицы. Именно они направят и подскажут, как правильно ползать, сидеть, стоять и ходить. Воспитывать ребенка, помогать ему – это большая радость. Берегите себя и своих детей!

Каждая мама должна понимать, что развивать малыша нужно с самого рождения, а не только с того момента, когда он начинает говорить или активно интересоваться окружающими вещами. Так, в данной статье хочется рассказать о том, как развивать ребенка в 2 месяца.

Умения

Двухмесячный малыш остается еще совсем маленьким и еще не до конца окрепшим (это происходит примерно к началу-средине третьего месяца жизни крошки), однако он уже активно осваивает движения руками и ногами, развивая мышечную систему и немного контролируя свои взмахи. Ребенок в 2 месяца умеет немножко поднимать голову в положении «лежа на животе», однако на спинке он еще пока лежит несимметрично, подгибая поочередно то одну, то другую ножку. Ситуация же изменится ближе к концу второго месяца жизни. Что касается пальцев рук, то они почти все время будут сжаты в кулак, если взрослый человек вложит туда пальчик, ребенок его сильно сожмет. Руки кроха уже умеет поднимать до самой головы и держать вдоль верхней части своего туловища. Также важно помнить мамам, что в этом возрасте крик ребенка - основное средство общения с окружающими. Так он сигнализирует, если ему холодно, он хочет кушать или маме нужно срочно поменять крохе подгузник. Также ребенок криками может «говорить» о различных болевых ощущениях, которые он может в этот момент ощущать. В это же время малыш начинает разговаривать, а точнее - лепетать, произнося различные звуки. Преобладать будут такие гласные, как а, е, у о, ее. Может кроха также выговаривать букву «х» вместе с гласными - «хо», «хе», «ха». Важно сказать, что в это время мама может увидеть первую улыбку младенца, который таким образом будет благодарить ее за уход и теплоту. Ну и это самое время начинать работать с карапузом, развивая его в различных направлениях.

Нежность

Если женщина хочет знать, как развивать ребенка в 2 месяца, ей нужно помнить, что первое правило: как можно больше уделять внимание своей крохе. В большинстве случаев ребенку все равно, что ему будут делать или какие с ним манипуляции будут проводить, ему нужно, чтобы мама была рядом. Надо как можно чаще брать дитя на руки, практиковать контакт «кожа к коже», много рассказывать малышу, даже просто проговаривая свои действия. Так малышу будет интереснее наблюдать за окружающими, плюс он всегда будет слышать человеческую речь и таким образом обучаться понимать мир. В это время важно, чтобы возле ребенка находилась не только мама, но и папа. Таким образом ребенок будет воспринимать мир с разных сторон и идентифицировать себя несколько иначе, нежели когда пребывает исключительно в женской, маминой компании.

Режим

Какой режим ребенка в 2 месяца? Вот также важный вопрос. Важно сказать, что особых указаний нет, это, как правило, все индивидуально, и в это время малыш сам регулирует свое время игр и отдыха. Однако в целом можно сказать, что на моменты бодрствования уже уходит гораздо больше времени, нежели на первом месяце жизни, и данный период постепенно увеличивается. Так, кроха спит примерно 3-4 раза в день по полтора-два часа, в сумме же это составляет около 8 часом днем и 16-18 за сутки. В этот период уже можно выделит некую особенность крохи - будет он «совой» или «жаворонком». Так, некоторые дети более активны с самого утра, а кто-то - любитель ночью гулять, а утром высыпаться. В это время изменить данную ситуацию будет практически невозможно, т.к. малыш пока пользуется только сигналами собственных биоритмов. Важным становится режим ребенка (в 2 месяца). Тут мама должна уяснить, что, например, купать кроху нужно в одно и то же время. Так же лучше поступать и с прогулками, чтобы ребенок мог ориентироваться в течение дня, а ближе к вечеру понимать, что скоро нужно ложиться на долгий ночной сон. Что касается ночного сна, то если ребенка ничто не беспокоит, например колики, он может спать беспробудно примерно 6 часов, не просыпаясь даже на перекус. Однако если есть какие-то проблемы, нужно при первом крике младенца реагировать на его зов: просто подходить или прикладывать к груди. Так малыши в этом возрасте лучше всего успокаиваются.

Игрушки

Часто у мам возникает вопрос о том, как развивать ребенка в 2 месяца. Все просто, можно это делать при помощи различных игрушек. Что же это может быть? Ясно, что различные погремушки. Они должны быть яркими, издавать разнообразные звуки. Однако не слишком большими и грузными, т.к. крохе пока тяжело удерживать предметы. Погремушки можно развесить над ребенком, и он просто будет их задевать ножками или ручками. Также хорошо запастись различными рисунками, на которых будут изображены большие одноцветные предметы. Так малышу будет легче воспринимать рисунок. Хорошо также приобрести мобиль - вращающуюся карусельку, которая также в это время будет крохе интересна.

Развитие: осваиваем движения

Итак, как развивать ребенка в 2 месяца? Делать эту нужно грамотно, не сваливая все в кучу, а работая с ребенком поочередно то с чем-то одним, то с другим. Так, сейчас речь пойдет о том, как помочь малышу осваивать движения.

Повороты: в это время можно помогать крохе учиться осваивать перевороты с животика на спинку и обратно. Сначала лучше посмотреть, как это делают детки постарше и уже по их примеру помогать своему ребенку. Первое: нужно положить малыша на живот и помочь руками ему перевернуться на спинку - это немного легче, нежели переворачиваться со спины на животик. Но тренировать нужно оба варианта. Также нужно положить дитя на спинку, обхватить по бокам руками и как бы качать его из стороны в сторону, показывая, что именно так позже он и будет переворачиваться. Через некоторое время нужно дать крохе попробовать самому повторить все движения. Не беда, если с первого раза ничего не получилось, заниматься нужно ежедневно, не бросая этого занятия. Важный момент: лучше, если все время малыш будет поворачиваться к маме, а не отворачиваться от нее, это будет дополнительным стимулом отлично выполнять поставленные задачи.

На ручки: также важно как можно чаще брать малыша на руки, однако не в одном положении, а по-разному. То его можно поносить лежа на руках на спинке или на животе, то немного подержать столбиком. Ребенком можно также крутить-вертеть, не нужно этого бояться. Тем более что деткам это чаще всего нравится.

Голова: если ребенку 2 месяца, нужно помогать ему работать с мышцами шеи, учить держать головку. Для этого карапуза нужно положить на живот так, чтобы при поднятии головы он находился прямо перед лицом мамы. Привлекать ребенка можно различными методами: показывая игрушки, картинки, просто разговаривая с ним. Нужно делать то, что карапузу нравится, и тогда он начнет потихоньку самостоятельно учиться поднимать голову, чтобы лучше видеть маму или то, что она показывает.

Мышцы: если ребенку 2 месяца, его уже можно поднимать за руки. Как это делать? Когда кроха лежит на спине, мама дает ему два своих пальца, за которые ребенок хватается, и медленно подсаживает ребенка. Если все проходит успешно, можно поднимать дитя и дальше, в положение стоя. А если руки ребенка довольно крепкие, и малыш не бросает мамин палец, можно также со временем попробовать таким образом понять его над матрасом. Можно не бояться это делать, тем более что деткам это очень нравиться. Еще одно упражнение, которое поможет малышу в будущем: в положении «лежа на животе» нужно поджимать ему ножки под животик. И если пока сам он этого делать не будет, на будущее эти тренировки ох как пригодятся.

Развитие: ручки

Изучаем предметы. Какие могут быть (2 месяца)? Все просто, можно начинать изучать на ощупь все предметы, которые находятся дома. Для этого нужно на краткий период взять кроху на ручки в положении «столбик» и носить по дому, проводя его ладошкой по различным предметам. Малыш будет чувствовать, что все они отличаются друг от друга не только по цветам, но также и на ощупь: одни прохладные и твердые (мебель), одни мягкие и теплые (подушки или плюшевые игрушки). Важно сказать, что все, что видит кроха, нужно комментировать, рассказывать ему, что это такое и для чего это нужно. Также обязательно нужно начинать развивать мелкую и крупную моторику пальчиков ребенка (это понадобится, особенно для развития речевого центра малыша). Так, ему в ладошку нужно вкладывать различные предметы и рассказывать, что это и для чего нужно. Один раз, например, это может быть толстая вязальная нитка с узелком на конце, в другой раз - фломастер и так далее. Также для можно сделать дома игрушки. Для этого нужно сшить небольшой мешочек из плотной яркой ткани, который заполняется бисером или, например, пшеном. Все хорошенько зашивается, чтобы ничего не выпало и вкладывается малышу в ручки. Трогая такую подушечку, карапуз массирует свои пальчики и способствует таким вот простым образом собственному развитию.

Развитие: речь

Именно в это время малыш начинает «гулить», т.е. по своему разговаривать с окружающим миром. Не нужно бояться говорить с малышом на его языке. Так он будет понимать, что все сказанное можно повторить, и будет стараться это сделать. В 2 месяц жизни ребенка, общаясь с ним, нужно исключать из своей речи различные местоимения. Лучше говорить не «я», а «мама», не «он» или «она», а «папа» или «бабушка». Также крошку нужно как можно чаще называть по имени, чтобы он к нему привык: «Сашенька проснулся!» или «Сашенька сейчас будет кушать». Когда хочется что-то сказать ребенку, нужно называть его по имени, чтобы он понимал, когда и как правильно к нему обращаются. Однако сознательно реагировать на свое имя малыш начнет только к полугоду своей жизни.

Массаж рук

Также очень важно делать ежедневный массаж ребенку. 2 месяца крохе - это то время, когда его нужно активно развивать. Бывают ситуации, когда массажи назначает врач по тем или иным показаниям, однако мама также должна самостоятельно дома разминать своего ребенка. Это может быть простой массаж рук. Нужно положить малыша на спинку и стать у его ног. Затем в ручку младенца маме нужно вложить свой палец и поглаживать сначала кисть ребенка, а потом уже и всю руку. Движения должны быть легкими, плавными, никуда и ни на что нажимать не надо. Проделывается это с одной рукой и со второй. Далее ручки немножко сгибаются-разгибаются, также мама может легенько помассировать ладошку крохи.

Массаж ног

По такому же принципу, как и массаж рук, проводится массаж ног. Нужно положить малыша на спинку, встать у его ног, взять в руку сначала одну ногу, поглаживая ее от стопы к бедру, однако обходя область колена и передней части голени. Далее все проделывается с другой ногой. Можно также помассировать стопу.

Массаж спины

Как еще можно делать массаж ребенку (2 месяца крохе)? Так, это может быть легкий массажик спины. Сначала нужно от ягодиц легенько проводить по спинке к голове, обратно же массажные поглаживающие движения делаются уже ладонью. Так повторить нужно 4-5 раз. Также хорошо развивать и позвоночник крохи. Для этого его нужно положить на бочок, одной рукой зафиксировать ножки, а другой проводить по позвоночнику снизу, от крестца, кверху. Согласно рефлексу, ребенок выгнет спинку. Проделав такие манипуляции на одном боку, малыша нужно перевернуть на второй и повторить то же самое.

Массаж живота

Также важен и крохи. Особенно это нужно деткам, которые страдают коликами. Так, в первую очередь необходимо поглаживать животик малыша по часовой стрелке, делается это примерно 5 раз. Далее руки мама ставит друг за другом на животике и поочередно гладит малыша движениями вниз, проделывая так пять раз. Важно, что эти движения совпадают с работой кишечника, помогая ребенку легче переносить процессы переваривания пищи. Хорошо также поглаживать косые мышцы живота крохи, проводя ладонями от боков к центру животика.

Игры: мяч

Существую также развивающие игры для ребенка до года. В такой ситуации хорошо использовать различные вспомогательные предметы. Один из них - большой На него нужно положить ребенка (если кроха голенький, лучше мяч застелить тканью) на живот и покатать так немного то в одну, то в другую сторону. Это не только развивает мышцы ребенка, но также и делает небольшой массажик живота, что очень полезно такому малышу.

Игры: взгляд

Какие существуют развивающие упражнения для детей? Так, почему бы не потренировать зрение малыша? Для этого нужно взять какой-то яркий предмет, можно фонарик, и водить им перед взором ребенка сначала с одной стороны в другую. Кода малыш будет уверенно следить за предметом, можно продолжать игру далее, водя им сверху вниз. Когда и это уже уверенно получается, можно двигать предметом по кругу. Однако стоит помнить, что если крохе быстро надоело это занятие, его лучше прекратить и перейти к чему-то другому.

Игры: стихи

Уже позволяет крохе отчетливо слышать все, что произносят взрослые. Это самое подходящее время познакомить карапуза со стишками, ведь практически всем деткам очень нравятся рифмованные строки. Можно декламировать детские (и не только) стихи, а можно просто импровизировать, зарифмовывая все, что происходит вокруг и таким вот образом общаться с карапузом.

Шумные игры

Как развивать ребенка грудного возраста? Для этого достаточно просто прикрепить к пинеткам звоночки-колокольчики. И при каждом движении ног малыш будет слышать отчетливый звук. А если он крохе понравится, ребенок будет как можно больше двигаться, тренируя таким образом свои мускулы.

Игра «Где я?»

Чтобы развивать слух и зрение крохи, можно поиграть с ним в простую игру под названием «Где я?» Для этого маме достаточно просто передвигаться по комнате в тот момент, когда малыш лежит, скажем, на кроватке. Так, ребенок будет стараться отыскать взглядом маму, тренируясь при этом. Стоит сказать, что это отличная игра, ведь попутно можно сделать много полезных вещей.

Игра «Что это?»

Для того чтобы развивать осязание ребенка, ему можно давать трогать различные предметы. Они могут быть твердыми и мягкими, теплыми и холодными, гладкими и шершавыми. Также можно подобрать различные лоскуты, чтобы ребенок понимал, что все в мире разное не только на вид, но и на ощупь.

Игра на развитие мышц шеи

Для этой игры мама должна лечь на спину и положить на себя животиком вниз ребенка. Когда малыш удобно устроился, нужно позвать его по имени и постараться добиться того, чтобы он хотя бы немножко поднял голову и посмотрел на лицо мамы. Так делать до тех пор, пока малыш не откажется поднимать головку.

Выводы

Стоит отметить, что сегодня существует огромное количество различной литературы на тему «Развиваем ребенка дома». Там можно найти различного плана советы, которые, к слову, могут даже противоречить друг другу. Так, одни специалисты будут говорить, что в таком возрасте ребенка нужно как можно меньше тормошить, другие же, напротив, будут рекомендовать элементы для новорожденных. Поэтому родителям грамотно нужно подходить к выбору тех занятий и упражнений, которыми они хотят развивать собственного ребенка, ориентируясь на рекомендации педиатра и собственный опыт и мнение.

Ребенок в 2 месяца еще практически не способен к манипуляциям с предметами и большая часть его познавательной активности заключается в восприятии - младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки. 2-х месячным малышам будут очень полезны игрушки, которые побуждают его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызывают зрительную и слуховую концентрацию. Этому будут способствовать игрушки, обладающие какими-то выраженными качествами: яркие, блестящие, издающие звук.

Первое, на что реагирует и на чем концентрируется новорожденный младенец, это конечно человеческое лицо. А со 2-го месяца жизни внимание малыша привлекут и его заменители- игрушки, имитирующие лицо человека, только для этого они должны быть достаточно крупными с выразительными чертами. Подойдут крупные куклы, неваляшка , рожица, нашитая на коврик, висящий на бортике кровати, шарик-колобок с человеческими чертами.

Также привлекательными для 2-х месячного малыша будут игрушки, изображающие внешний облик животного с большими выразительными глазами и мордочками. Дополнительным плюсом будет, если такая игрушка еще будет издавать какой-то не слишком резкий звук. Конечно, особенную ценность приобретает игрушка, показываемая взрослым, которую ребенок видит в руках значимого для него человека. Хорошо почаще показывать малышу новые игрушки или предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, младенец будет рассматривать именно его.

Для того, чтобы 2-х месячный малыш концентрировался на звуке над кроваткой можно подвесить колокольчики, бубенцы и любые другие звенелки. Также небольшой колокольчик можно пришить к резинке или специальной мягкой манжетке и надеть ее на ручку или ножку малыша. Сущетвуют специальные для самых маленьких. Сначала малыш будет прислушиваться к звукам, возникающим от его случайных движений, а потом начнет пробовать вызывать эти звуки уже преднамеренно. или колокольчиком может погреметь и взрослый то справа, то слева от малыша, побуждая его поворачиваться к источнику звука. Для того же можно использовать игрушку-пищалку .

Достаточно универсальной игрушкой будет музыкальный , вызывающий интерес малыша музыкой и движением элементов.


У 2-х месячного малыша уже раскрываются кулачки и ему в ладошку можно вкладывать небольшие предметы, такого размера и формы, чтобы малыш мог на какое-то время зажать его в кулачке, внимательно рассматривая, то приближая, то удаляя от себя. Это могут быть тканевые мешочки, совсем небольшие мягкие игрушки, контейнеры из под киндер-сюрпризов, маленькие мячики, клубочки ниток, катушка, грецкий орех.

Игрушки для детей 2 месяца:

Мобиль , большие куклы и игрушки животные с выразительными лицами, игрушки -пищалки , колокольчики, бубенцы, яркие погремушки , игрушки,

Как заниматься с ребёнком второго месяца. В какие игры можно играть с ребёнком в 2 месяца. Игры для ребёнка в 2 месяца. Зарядка для ребёнка в 2 месяца.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 2 месяца.

В один прекрасный день вы заметите, как в ответ на ваше внимание малыш отворачивается и делает вид, что не замечает вас или занят своими делами. Эта реакция должна вас скорее порадовать - именно так он демонстрирует свою уверенность в вашей любви . Конечно, он скорее важничает и кокетничает в полной уверенности, что вы не исчезнете и не оставите его. Это большой комплимент с его стороны.

Таким нехитрым способом ребенок самоутверждается. В эти моменты важно поддерживать эту игру, демонстрируя вашу мамину надежность. Если же сделать попытку вернуть его в кроватку или передать на руки другому человеку, малыш тут же зальется слезами.

Развивайте речевое внимание ребенка, разговаривая с ним нежным голосом и комментируя действия, которые вы делаете совместно. Например, если вы купаете малыша, сопровождайте это мероприятие от начала до конца соответствующими словами: «Сейчас мы будем купаться. Поплаваем в теплой водичке. Искупались. Будем вытираться». Говорите ласковые слова.

Наслаждайтесь первыми беседами друг с другом. Склонившись над малышом, вы можете вызывать ответное гуление, разговаривая на его языке: причмокивайте, воспроизводите «младенческие» звуки с различными интонациями, громче или тише, нараспев или коротко, нежно или весело. Ребенок будет пытаться подражать вам и через некоторые паузы начнет отзываться. Вслушивайтесь в звуки, которые он произносит, и отвечайте ему.

Развитие слуха ребёнка в 2 месяца

Если вы хотите развивать у ляльки слух, а заодно получить еще один способ успокаивать или взбадривать его, включайте музыку. Во время кормления и перед сном это может быть спокойная мелодия, а во время зарядки и гимнастики - веселая, ритмичная.

Браслеты с бубенцами

Надевайте на ручки ребенка мягкие цветные браслеты с бубенцами. Двигаясь, он будет невольно прислушиваться к звукам.

Две игрушки

В этом месяце можно немного усложнить игры с погремушками. Сначала вы можете использовать одну, слегка погремев ею с одной, а затем с другой стороны. Через некоторое время возьмите две игрушки с отличающимися звуками, поочередно гремя первой с одной стороны, а второй - с другой. Только обязательно делайте паузы на несколько секунд.

Мобиль

Над кроваткой можно повестить музыкальный мобиль - его любят все дети. Включайте его на пять минут - этого достаточно, иначе малыш утомится.

Развитие зрения ребёнка

Разноцветные рожицы

Вы по-прежнему можете рисовать веселые рожицы и вывешивать их в кроватке. Ребенку это не надоело. Но чтобы изображения не наскучили ему, используйте каждый раз разные краски, когда рисуете глаза, волосы и губы.

Слежение за игрушкой

Возьмите яркую игрушку на длинной ручке и медленно подвигайте ею из стороны в сторону по дуге на расстоянии около 50 см от глаз ребенка, вызывая слежение.

Затем поменяйте траекторию движения и двигайте игрушкой вверх-вниз и вкруговую. Но слишком не увлекайтесь этой игрой - малыш от нее быстро устанет, ведь его зрение еще тренируется.

❧ Особенной любовью малышей всегда пользуется кукла-неваляшка. Ставьте ее недалеко от ребенка.

Развитие двигательной активности ребёнка. Зарядка для ребёнка в 2 месяца

Старайтесь во время бодрствования вызывать его общее двигательное оживление, разговаривая и подбадривая его. Помните, что не следует слишком туго пеленать малыша, чтобы не сковывать его движения. Лучше всего надевать ему ползунки, иногда держите его полностью раздетым.

❧ Предоставляйте ребенку свободу движений, он быстрее научится координировать их, что важно для его гармоничного физического развития.

Чаще держите младенца в вертикальном положении - это полезно для укрепления шейных мышц.

Делайте с ним зарядку в первой половине дня:

❧ положив ребенка спиной на ровную поверхность, поднимайте и опускайте руки, сначала поочередно, а потом вместе;

❧ разводите и сводите руки малыша, скрестив их перед грудью, сначала правая вверху, а затем - левая;

❧ используйте движения «боксера» - вытягивайте поочередно руки вперед;

❧ возьмите ребенка за ножки под пяточки и делайте движения, имитируя езду на велосипеде;

❧ подводите обе ноги, согнутых в коленях, к животу и затем выпрямляйте их;

поднимайте его прямые ноги. Положите четыре пальца руки на колени малыша, большие пальцы - под колени, зафиксировав голень. Ножки выпрямляют настолько, насколько позволяет ребенок, при этом ягодицы не должны отрываться от стола;

❧ поднимите ребенка и, поддерживая под мышки, приподнимайте и опускайте его, чтобы он отталкивался ногами от опоры.

Помните, что гимнастика делается в медленном темпе.

Развитие тактильных ощущений у ребёнка

Развивайте тактильные ощущения и мелкую моторику рук ребенка, сочетая легкий массаж кистей и игры с погремушкой:

❧ просовывайте свой большой палец в кулачок, раздвигая его сжатые пальчики скользящим движением от ладони к кончикам;

❧ делайте поглаживающие движения ладошкой ребенка о вашу ладонь крест накрест (проводка ладони начинается между большим и указательным пальцами);

❧ поглаживайте своей рукой по тыльной стороне кисти малыша по направлению к пальчикам;

❧ помассируйте каждый пальчик по отдельности от основания к кончику;

❧ освободите большой пальчик ребенка от кулачка, промассируйте его от основания к кончику и сделайте им круговые движения;

❧ круговые массирующие движения по ладони ребенка с легким нажатием («Сорока-белобока»),

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил,

Тебе нет ничего!

После легкого массажа вложите в ручку ребенка погремушку в виде кольца или гантели. Сначала он может даже не смотреть на игрушку, а его движения будут неловкими, но постепенно его действия станут целенаправленными. Помните, что все игрушки, которые вы даете ребенку в руки, должны быть чистыми, потому что малыш обязательно попробует их на вкус.

Дети, с которыми проводятся подобные «занятия», намного раньше учатся удерживать предметы и манипулировать ими.

❀ Для развития тактильных ощущений ребенка используйте игры со специальной перчаткой, на каждом пальчике которой нашиты кусочки разной материи. Также используйте предметы из разного материала и поглаживайте ими ручки ребенка, называя их.