Продажа покупка информации по возобновляемым источникам энергии. Возобновляемая энергетика в России: стоять на месте или сделать первый шаг. Законодательство и поддержка ВИЭ. Особый путь России

В 2017 году в сфере ВИЭ было достаточно много позитивных событий, однако кардинальных сдвигов – выхода отрасли за масштабы незначительного эксперимента –пока не предвидится. Так считает научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС Татьяна Ланьшина .

«Главный итог 2017 года, который я готов констатировать – возобновляемая энергетика в России состоялась как отрасль», - подчеркнул недавно первый замглавы Минэнерго РФ Алексей Текслер , выступая на мероприятии восьмого заседания Ассамблеи IRENA. Он уверен, что в России «практически с нуля» уже создана «индустрия в солнечной энергетике, от исследований до производства солнечных панелей и строительства генерирующих станций».

Текслер отметил объемы вводов мощностей ВИЭ – за 2017 год больше, чем за предыдущие два года: если в 2015-2016 годах – 130 «возобновляемых» МВт в сумме, то в прошлом – сразу 140 МВт (из которых 100 МВт – СЭС, а 35 МВТ – ветропарк финской «Фортум» в Ульяновской области).

Сложно не согласится с чиновником: минувший год действительно был богат событиями в сфере возобновляемой энергетики в России. В стране появились новые заводы, новые генерирующие мощности и новые планы. Это касается ключевых технологий и всех рынков ВИЭ.

Солнечная энергетика

С 2013 года, после запуска господдержки ВИЭ на ОРЭМ, в России было построено около 225 МВт новых СЭС. Таким образом, итоги прошлого года стали рекордными. Основной игрок в этом сегменте – ГК «Хевел». В минувшем году «Хевел» завершил модернизацию своего завода по производству солнечных модулей в Новочебоксарске (Чувашская республика). Модернизация заключалась в переводе завода на гетероструктурную технологию, которая характеризуется высокой эффективностью в выработке электроэнергии (ранее завод выпускал модули на основе микроморфного кремния).

Коэффициент полезного действия (КПД) ячеек новых солнечных модулей составляет более 22%, а мощность завода возросла с 97 до 160 МВт в год. Первые СЭС на новых модулях уже построены и введены в эксплуатацию. Также группа компаний заявила о планах по увеличению мощности завода до 250 МВт ежегодно уже к концу 2018 года.

Помимо этого, в 2017 году компания «Солар Системс» («дочка» китайской Amur Sirius) запустила производство солнечных модулей в Подольске (Московская область). Мощность производственной линии составит 100 МВт в год. Эта же компания в прошлом году сдала в эксплуатацию свою первую солнечную электростанцию «Заводская» в Астраханской области мощностью 15 МВт.

Еще одно небезынтересное событие минувшего года – ноябрьское приобретение финской компанией «Фортум» трех СЭС общей мощностью 35 МВт у «Хевел». Все электростанции уже введены в эксплуатацию, их обслуживанием будет по-прежнему заниматься «Хевел». Таким образом, «Хевел» сможет высвободить дополнительные средства для реализации своих дальнейших проектов, а «Фортум» - сделать выгодную инвестицию в актив с гарантированными платежами. Данный случай продажи уже эксплуатируемого объекта ВИЭ является первым в России.

ГК «Хевел» в минувшем году построила СЭС даже в Бурятии

Ветроэнергетика

Алексей Текслер «выразил уверенность в том, что, как и в солнечной энергетике, в ближайшие три года будет создана индустрия ветровой энергетики». «Уже за 2016-2017 годы в российскую ветроэнергетику пришли крупные российские и иностранные инвесторы, которые взяли обязательства по развитию технологической и производственной базы в России», - сообщает сайт Минэнерго РФ.

Действительно, в 2017 году «Фортум» закончила строительство первого крупного ветропарка в России, в селе Красный Яр в Ульяновской области. Его первоначальная мощность составит 35 МВт. В декабре ветрогенераторы уже приводились в движение, но в ОРЭМ объект вошел с 1 января 2018 года – став, таким образом, первой ветряной станций, работающей в рынке. В дальнейшем Ульяновская область станет одной из ключевых точек локализации производства компонентов для ветроэнергетических установок (ВЭУ). В регионе уже началась подготовка кадров для отрасли – в частности, в сентябре 2017 года в Ульяновском государственном техническом университете (УлГТУ) открылась кафедра «Ветроэнергетические системы и комплексы».

Помимо этого, в минувшем году было немало и других продвижений в сфере локализации производства оборудования для ветроэнергетики в России. Так, в ноябре компания «Новавинд» («дочка» Росатома) создала совместное предприятие с голландским производителем ВЭУ – компанией Lagerway. СП получило название Red Wind. Сама «Новавинд» тоже появилась совсем недавно – лишь в сентябре 2017 года. Red Wind будет заниматься маркетингом, продажей, постпродажной поддержкой, а также локализацией производства ВЭУ на территории России. Lagerway планирует осуществить трансфер технологий производства ВЭУ мощностью 2,5-4,5 МВт. Другая «дочка» Росатома – «ВетроОГК» – будет владельцем новых ветропарков и поставщиком электроэнергии.

«Фортум» также ведет работу по локализации – совместно с «Роснано» и датским производителем ВЭУ Vestas. В сентябре представители датской компании и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подписали соглашение, в соответствии с которым в регионе будет организовано производство лопастей для ВЭУ. В конце декабря было принято решение о заключении Специального инвестиционного контракта (СПИК) между Минпромторгом РФ, Ульяновской областью и инвестором – компанией Vestas. Данный контракт освободит инвестора от уплаты налогов на прибыль и имущество, а также транспортного налога на 8 лет. Помимо этого, Vestas получит преференции в рамках регионального законодательства. Начало производства запланировано уже на 2018 год.

Наконец, еще один иностранец – «Энел Россия» (дочка итальянской Enel) – планирует осуществить локализацию совместно с немецко-испанской компанией Siemens Gamesa. «Мы начнем локализацию, отталкиваясь от этих объемов (291 МВт ветроустановок, которые компания получила на конкурсе по отбору ВИЭ в прошлом году, прим. «Кислород.ЛАЙФ » ). Хочу напомнить, что мы работаем с Siemens Gamesa и в других странах, поэтому знаем, что они могут это делать. Конечно, мы не заинтересованы лишь в достигнутых 291 МВт. Я думаю, что 291 МВт - это хорошее начало, но Россия нуждается в гораздо большем объеме ВИЭ. Вы знаете, локализация имеет смысл, только если планируются расширение и наращивание этого объема. И наоборот, расширение не имеет смысла без локализации. В России разработана программа развития возобновляемых источников энергии до 2024 года. Но мы считаем, что надо смотреть еще дальше, минимум на десять лет вперед. Россия имеет огромный потенциал в развитии ВИЭ, мы его видим и будем продолжать планирование в этом направлении», - отмечал в интервью газете «Коммерсант» гендиректор Enel Франческо Стараче . Он также добавил, что в перспективе компания войдет и в сегмент СЭС.


Первый ветропарк, работающий на ОРЭМ, в России запустил финский «Фортум»

Оптовый рынок

В сфере остальных ВИЭ новостей в 2017 году практически не было, за исключением разве что распространения мер государственной поддержки возобновляемой энергетики на мусоросжигательные заводы (МСЗ), которые будут вырабатывать электроэнергию за счет сжигания твердых бытовых отходов (ТБО). МСЗ смогут стать участниками оптового рынка и получат поддержку в рамках договоров на предоставление мощности (ДПМ на ВИЭ). К концу 2022 года в Московской области и Республике Татарстан будут построены пять МСЗ общей мощностью 335 МВт.

Впрочем, данное решение сильно удивило многих экспертов, поскольку отнесение МСЗ к ВИЭ является весьма спорным. Кроме того, под строительство МСЗ были отданы объемы отбора генерации ВИЭ, изначально выделенные для ВЭС и малых гидроэлектростанций (МГЭС) – соответственно на 248,8 МВт и 325,6 МВт. Объемы отбора генерации СЭС при этом возросли на 239,4 МВт. Общий объем планируемых вводов мощностей СЭС, ВЭС и МГЭС при этом сократился ровно на 335 МВт: если изначально до конца 2024 года планировалось ввести 5,871 ГВт, то теперь – 5,536 ГВт. И это – максимум, который готов принять ОРЭМ.

Вообще, в минувшем году конкурсный отбор проектов ВИЭ в России стал рекордным за всю историю этих конкурсов – короткую, но насчитывающую уже пять лет. На пятом отборе 2017 года из запланированных к строительству до конца 2024 года 5,54 ГВт ВИЭ-электростанций для ОРЭМ было отобрано 2,22 ГВт, из них только ветра – 1,65 ГВт. Еще один немаловажный нюанс последних торгов – предельная величина капитальных затрат по результатам конкурса была впервые существенно снижена: по некоторым проектам ВЭС компании «Фортум» она достигла среднемирового уровня.

Возобновляемая энергетика на оптовом рынке до сих пор развивались лишь за счет предприятий ГК «Хевел» и «Т Плюс», которые обладают компетенциями и в сфере производства оборудования для солнечной энергетики, и в сфере строительства и эксплуатации солнечных электростанций. Еще одна крупная СЭС в Абакане (Республика Хакасия) мощностью 5,2 МВт была построена компанией «ЕвроСибЭнерго» в 2015 году. В минувшем году у перечисленных игроков (как уже было отмечено выше) наконец-то появился конкурент – компания «Солар Системс». В сфере ветрогенерации (опять же, как уже было отмечено) конкуренцию «Фортуму», судя по результатам конкурсов 2017 года и тенденциям в сфере локализации, в ближайшее время составят «Росатом» и «Энел Россия».

Таким образом, есть повод говорить о том, что на российском рынке ВИЭ намечается конкуренция, и он становится реально интересен иностранным игрокам. Тем не менее, нынешние возможности ВИЭ на ОРЭМ, конечно, малы для иностранных компаний, выигравших конкурсы на строительство ветропарков, особенно учитывая, что им придется заниматься локализацией. С другой стороны, они наверняка рассчитывают на то, что после старта производства и пуска первых ветропарков (а, скорее всего, намного раньше) им удастся выторговать для себя дополнительный кусочек электроэнергетического рынка.


Включение МСЗ в число возобновляемых источников энергии изрядно удивило специалистов

Розничный рынок

На российском розничном рынке электроэнергии, включая территориально изолированные от Единой энергетической системы (ЕЭС) районы, в период с 2015 года, когда была внедрена поддержка ВИЭ на данном рынке, и до настоящего момента было реализовано более трех десятков проектов. По данным «Совета Рынка», на них приходится около 0,01% всей генерации в ЕЭС. Некоторые проекты не используют систему поддержки. В целом, развитие ВИЭ на розничном рынке является медленным ввиду тарифной неопределенности в период реализации проекта.

В настоящее время тариф может быть установлен лишь по факту ввода электростанции в эксплуатацию, то есть, до запуска электростанции инвестор не знает, окупится ли его проект. И все же это не мешает строить некоторые планы в отношении розницы. В июне «Хевел» и Республика Саха (Якутия) подписали соглашение о сотрудничестве в сфере строительства солнечно-дизельных электростанций. Позже, в сентябре, тот же «Хевел» заключил соглашение с корейской компанией Hyundai и Агентством Дальнего Востока о строительстве солнечно-дизельных электростанций общей мощностью 40 МВт.

В 2017 году шла активная работа и над системой поддержки микрогенерации, под которой в России в настоящее время принято понимать генерацию с установленной мощностью до 15 кВт. Российские владельцы микрогенерирующих установок впервые смогут «сбрасывать» в сеть излишки своей электроэнергии и «забирать» из сети электроэнергию при нехватке собственной генерации. Детали новой схемы поддержки станут известны в 2018 году, ее запуск также запланирован на 2018 год.

Скорее всего, микрогенераторы будут сбрасывать излишки электроэнергии в сеть по средней оптовой цене, а брать из сети – по розничным, гораздо более высоким тарифам. Учитывая, что микрогенерация во всем мире пока еще остается сравнительно дорогой (согласно последним оценкам Lazard, ее приведенная стоимость составляет 19-32 цента или 11-19 рублей за кВт*час), спрос на нее в России будет по-прежнему небольшим. Для его увеличения необходимы дополнительные меры – хотя бы налоговые льготы и льготное кредитование, например, при условии приобретения оборудования российского производства.


СЭС в Якутии уже давно строят компании РАО «ЭС Востока»

Что дальше?

Итак, итоги 2017 года в российском секторе ВИЭ в целом выглядят очень даже неплохо. Во всяком случае, существенно лучше, чем итоги всех предыдущих лет. Но что дальше? Поддержка на оптовом рынке рассчитана на период до конца 2024 года. Этот рубеж уже не за горами, а объем мощностей ВИЭ, который будет установлен к данному сроку, является значительным только для России, и то лишь на фоне практически полного отсутствия возобновляемой энергетики, которое наблюдалось еще пару лет назад. На розничный рынок и микророзницу участники рынка ВИЭ пока не возлагают особенных надежд, ввиду упомянутых выше ограничений этих рынков.

При этом в мире развитие ВИЭ является стремительным. Только в 2016 году, по данным REN21, в мире был установлен 161 МВт мощностей ВИЭ. Всего сейчас установлено свыше 1 ТВт (т.е. 1 тыс. ГВт!) мощностей ВИЭ, не считая крупные ГЭС (с ними – вдвое больше). Пять лет подряд инвестиции во все ВИЭ, включая крупные ГЭС, примерно вдвое превышают инвестиции в генерирующие мощности на ископаемом топливе. Уже сейчас 24 страны обеспечивают более 5% своих потребностей в электроэнергии только за счет ветровой энергии, из них 13 стран – более 10%. Таким образом, для мира менее 6 ГВт российских электростанций на ВИЭ к 2024 году – это капля в море. На них придется лишь 2,5% всей установленной генерирующей мощности в стране и около 1% непосредственно генерации.

Тем не менее, даже на этом фоне в прошлом году в России началась большая дискуссия о будущем государственной поддержки ВИЭ на ОРЭМ. Инвесторы выступают за продление действующей в настоящее время системы (ДПМ ВИЭ) после 2024 года, возможно, с ужесточением требований и подключением дополнительных механизмов стимулирования. Крупные потребители и продавцы электроэнергии настроены резко против продления поддержки, в особенности, через ДПМ, опасаясь «недопустимого» роста цен. Чем закончится эта острая дискуссия, пока неясно. В любом случае, российская отрасль ВИЭ нуждается в определенности за пределами 2024 года (как минимум до 2030 года, а лучше – до 2035 года). Поиск этой определенности, видимо, станет задачей нового, 2018 года.

Татьяна Ланьшина

Научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС, российский координатор глобальной инициативы «Распределенная и локальная энергетика» (DALE)

Источник: http://zvt.abok.ru/articles/148/Alternativnaya_energetika_Rossii,

Одна из основных тенденций современного мира – активный сдвиг растущего с каждым днем энергопотребления в сторону использования альтернативных источников энергии.

В России также наметились положительные изменения. Так, поворотным моментом в российской истории альтернативной энергетики можно назвать вступление в действие постановления Правительства, направленного на стимулирование использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

Зелёная энергетика, использующая неисчерпаемые «запасы» энергии солнца, ветра, рек, геотермальную энергию и тепловую энергию постоянно воспроизводимой биомассы*, сегодня стала предметом обсуждения всех важных политических встреч и форумов.

* Статья посвящена только трём секторам ВИЭ: солнечной, ветровой энергетике и малой гидроэнергетике. Сектор биоэнергетики очень обширный и заслуживает отдельной темы для рассмотрения.

С каждым годом зеленая энергетика обеспечивает всё бóльшую часть потребностей в энергоресурсах ведущих экономик мира. По существу, сегодня наблюдается выстраивание новой парадигмы мировой энергетики, предполагающей определяющий вклад возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общее энергопотребление и постепенное вытеснение традиционных ископаемых энергоресурсов. Согласно энергетической стратегии, принятой в ЕС, уже к 2020 году страны – члены Содружества должны обеспечить 20 %-е сокращение выбросов парниковых газов, увеличение до 20 % доли возобновляемой энергии и 20 %-е повышение энергоэффективности. В более отдалённой перспективе многие страны идут существенно дальше. В частности, Германия планирует достичь к 2050 году 60 %-й доли ВИЭ в общем энергобалансе страны и 80 %-й – в производстве электроэнергии .

Ветровая, солнечная энергетика и производство биотоплива – наиболее быстрорастущие отрасли современной индустрии, на освоение которых брошен весь научно-технический потенциал ведущих стран мира. В указанных условиях дискуссия об экономической целесообразности активного развития ВИЭ в Российской Федерации трансформируется в осознание политической неизбежности движения в направлении альтернативной энергетики. Ставка только на углеводородное топливо грозит стране перспективой существенного технологического отставания от ведущих государств мира в базовом для экономики энергетическом секторе и, как следствие, потери лидирующих позиций России в глобальной экономике. Именно поэтому в последние годы, несмотря на полную обеспеченность России традиционными энергоресурсами, наметился позитивный перелом в отношении российского государства и бизнеса к альтернативным видам энергии.

Законодательство и поддержка ВИЭ. Особый путь России

Не секрет, что из-за дороговизны ВИЭ их бурное развитие в ведущих странах мира в последнее десятилетие стало возможным лишь благодаря финансовой поддержке со стороны государств. В настоящее время в мировой практике существует несколько механизмов поддержки проектов электрогенерации на основе ВИЭ. Наиболее популярны из них два: зелёные тарифы и зелёные сертификаты. В первом случае государство гарантирует приобретение у производителей электроэнергии из ВИЭ по специальным, более высоким тарифам. Их устанавливают для конкретного объекта на альтернативных источниках энергии на 20–25 лет, что обеспечивает хорошую рентабельность таких проектов. Во втором случае производитель по факту продажи на свободном рынке электроэнергии, сгенерированной на ВИЭ, получает специальный подтверждающий сертификат (подобная схема действует, например, в Швеции и Норвегии ), который впоследствии может быть продан. Государство обеспечивает спрос на такие сертификаты, вводя законодательные требования на долю ВИЭ в энергетике страны, в том числе льготы для компаний, использующих ВИЭ, и штрафы для «грязных» компаний.

ЗЕЛЁНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ В ШВЕЦИИ

Система зелёных сертификатов на электроэнергию, введённая в Шве­ции в 2003 году, заменила применяемую ранее систему грантов и субсидий.

Основная цель зелёных сертификатов – увеличить производство электроэнергии из ВИЭ на 20 ТВт ч к 2020 году относительно уровня 2002 года.

Система поддерживает компании, использующие ВИЭ: гидроэлектростан­ции и производителей электроэнергии, генерирующих её из энергии ве­тра, при сжигании биотоплива и торфа.

Работа системы основана на следующих принципах:

  • Министерство по устойчивому развитию выдаёт генерирующим ком­паниям, использующим ВИЭ, один сертификат (в электронном виде) на каждый МВт ч произведённой энергии. Срок действия сертификата – один год.
  • Правительство Швеции законодательно вводит годовые квоты по по­купке зелёных сертификатов для энергоснабжающих организаций и крупных потребителей электроэнергии в Швеции. Квоты устанавлива­ются на несколько лет вперёд.
  • Торговля зелёными сертификатами осуществляется на свободном рын­ке. Цена сертификата определяется соотношением спроса и предложе­ния на рынке.
  • В конце каждого отчётного периода организации, имеющие квоты, обя­заны отчитаться об их выполнении.

Отследить динамику изменения стоимости сертификатов можно, напри­мер, на сайте одного из брокеров, оперирующих на рынке зелёных серти­фикатов.

Стоит отметить, что в конечном итоге за поддержку производителей элек­троэнергии, использующих ВИЭ, платит конечный пользователь – все граж­дане Швеции. По оценке экспертов, доля зелёных сертификатов в стоимо­сти электроэнергии для конечных пользователей составляет около 3 %.

Преимущества зелёных сертификатов:

  • отсутствие бюрократических проволочек, характерных для системы грантов и субсидий;
  • открытость и прозрачность системы;
  • отсутствие прямой нагрузки на государственный бюджет;
  • возможность контролировать динамику прироста электроэнергии, полу­ченной из ВИЭ.

Зелёные сертификаты отлично зарекомендовали себя в Швеции, что ста­ло примером для других стран в Европе. Великобритания, Италия, Польша и Бельгия ввели подобные схемы поддержки производства электроэнер­гии из ВИЭ. Норвегия полностью повторила у себя шведскую систему, бла­годаря чему стало возможным объединить рынок зелёных сертификатов этих стран.

Оба механизма стимулируют конечных производителей зелёной энергии, при этом обеспечивается высокий рыночный спрос на оборудование для ВИЭ и, соответственно, конкурентное развитие производящих его предприятий. Всё это гарантирует привлечение в отрасль новых технологий и борьбу производителей за низкую себестоимость.

Как результат, активный рост альтернативной энергетики в прошлые годы, эффекты масштабирования и технологического усовершенствования производства в отрасли привели к существенному удешевлению ВИЭ и достижению сетевого паритета во всё большем числе регионов мира (состояние паритета стоимости энергии, полученной из обычных источников и альтернативных). Тем не менее для стимулирования старта развития отраслей ВИЭ на новых рынках, особенно в странах, не имеющих острой нужды в энергетических ресурсах, всё ещё требуется государственная помощь.

Россия на протяжении последних лет искала собственный путь поддержки ВИЭ, необходимость которого обусловлена специфическими особенностями внутреннего энергорынка. Отличительной чертой рынка электроэнергетики России является схема ОАО РАО «ЕЭС России», предполагающая функционирование одновременно двух механизмов торговли электроэнергией: продажа собственно электроэнергии (её физически выработанных объёмов) и продажа мощности. Реализация мощности осуществляется посредством договоров о предоставлении мощности (ДПМ), в которых прописаны, с одной стороны, обязательство поставщика электроэнергии содержать в готовности генерирующее оборудование для выработки электроэнергии установленного качества в объёме, необходимом для удовлетворения потребности в электроэнергии потребителя, а с другой стороны – гарантия оплаты мощности потребителем.

После тщетных попыток стимулирования развития ВИЭ в России через надбавки к рыночной цене электроэнергии 28 мая 2013 года Правительство РФ приняло Постановление № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» . Разработчики данного постановления попытались обеспечить максимальное интегрирование механизма поддержки ВИЭ в существующую в стране специфическую архитектуру рынка электроэнергетики. Поддержка ВИЭ (предусмотрена для трёх видов: солнечной, ветровой энергетики и малой гидроэнергетики) осуществляется через ДПМ ВИЭ – договоры о предоставлении мощности, видоизменённые с учётом особенностей ВИЭ. Изменения, внесённые в стандартный ДПМ, обеспечивают работу объектов на ВИЭ по правилам, аналогичным тем, которые применяются к объектам электрогенерации, работающим в вынужденном режиме.

В самом факте применения механизма ДПМ (который, по сути, является торговлей гарантиями) для продажи нестабильной, зависящей от капризов погоды альтернативной энергии заложены противоречия.

Попытки реализации этого механизма уже сегодня выявляют массу проблем. Сетевые операторы на местах не всегда правильно понимают специфику работы нового законодательства, что приводит к необоснованному требованию к собственникам генерирующих объектов предоставить гарантию поставки необходимой мощности.

Для адаптации всех участников рынка ВИЭ к новым условиям необходимо время. Потребуются разъяснения законодателей операторам на местах, разработка дополнительных подзаконных актов.

Согласно действующему законодательству, ВИЭ в России будут поддерживать в рамках ежегодных квот (целевых параметров), выделенных для каждого вида ВИЭ на период до 2020 года (табл. 1). Отбор инвестиционных проектов строительства генерирующих объектов на основе ВИЭ осуществляется на специализированных конкурсах, где устанавливаются предельные уровни капитальных затрат. Основным условием для получения максимальной финансовой помощи от государства является требование локализации, т. е. обеспечение производства части оборудования для проекта внутри страны. Данное требование не просто отражает стремление государства стимулировать использование альтернативной энергии, но и определяет его как первоочередную задачу развития отрасли в целом с привлечением огромного научного и технологического потенциала российской экономики.

ТАБЛ. 1. ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВВОДА НОВЫХ МОЩНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ВИЭ, МВт
Объекты Год ввода объектов в эксплуатацию
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Всего
100 250 250 500 750 750 1 000 3 600
120 140 200 250 270 270 270 1 520
18 26 124 124 141 159 159 751
Всего 238 416 574 874 1161 1179 1429 5871

Законодательством предусмотрены жёсткие требования локализации (табл. 2). Все объекты в каждом секторе возобновляемой энергетики, получившие государственную поддержку, должны не менее чем на 50 % базироваться на российском оборудовании.

ТАБЛ. 2. ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ ГЕНЕРИРУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ ВИЭ
Объекты Год ввода в эксплуатацию Целевой показатель степени локализации, %
Генерирующие объекты, функционирующие на основе энергии ветра 2014 35
2015 55
С 2016 по 2020 65
Генерирующие объекты, функционирующие на основе фотоэлектрического преобразования энергии солнца С 2014 по 2015 50
С 2016 по 2017 70
Генерирующие объекты установленной мощностью менее 25 МВт, функционирующие на основе энергии вод С 2014 по 2015 20
С 2016 по 2017 45
С 2018 по 2020 65

Более мягкие условия – по малым гидроэлектростанциям (МГЭС). В 2014–2015 годах действует требование 20 %-й локализации, однако это скорее виртуальная опция, поскольку с учётом специфики сектора первые объекты появятся не раньше 2016–2017 годов, когда вступит в действие требование 45 %-й локализации.

Первый конкурс отбора проектов ВИЭ на 2014–2017 годы проходил с августа по сентябрь 2013 года. Результаты его в значительной степени оценены специалистами как провальные. Основная причина в том, что участникам на подготовку к конкурсу, который проводился всего через три месяца после принятия соответствующего постановления, было выделено слишком мало времени. Многие компании просто не успели вовремя выполнить все условия для подачи заявок.

Современное состояние ВИЭ в России

Возобновляемая энергетика делает свои первые шаги в России. По сути, единственным направлением альтернативной энергетики в стране, которое достигло в последние годы весомых результатов, является биотопливная отрасль, в частности производство древесных гранул. Россия является ведущим поставщиком этой продукции на рынки Европы.

В производстве электроэнергии на основе ВИЭ существенного развития достигла только гидроэнергетика, на долю которой приходится до 16 % в энергобалансе страны. Однако и здесь зелёные электростанции, т. е. минимально влияющие на экосистему МГЭС (мощностью до 30 МВт), составляют ничтожно малую часть, при этом большинство из них построено ещё в советские времена. Секторы солнечной и ветровой электроэнергетики сегодня находятся практически на нулевой (стартовой) отметке.

Малая гидроэнергетика

Малые гидроэлектростанции (по международным стандартам – ГЭС мощностью до 25–30 МВт) были важнейшим источником электроэнергии для народного хозяйства СССР в первой половине прошлого столетия. В 1950‑е годы в СССР насчитывалось около 6 500 МГЭС (большинство на территории России) суммарной мощностью более 320 МВт, которые вырабатывали четверть электроэнергии, потребляемой в сельской местности. Последующая централизация энергообеспечения привела практически к полному отказу от малой гидроэнергетики.

В новом тысячелетии МГЭС вновь набирают популярность в Российской Федерации, причём развитие этой отрасли идёт двумя возможными путями: восстановление устаревших заброшенных МГЭС и строительство новых. Энергетический потенциал российских малых рек представляет интерес с точки зрения замещения привозных энергоресурсов в удалённых сельских регионах страны.

Сегодня отрасль малой гидроэнергетики в России после длительного периода забвения делает лишь первые шаги, о чём свидетельствует конкурс отбора инвестиционных проектов ВИЭ, прошедший в прошлом году. В секторе МГЭС конкурс был провален, т. к. на него не было подано ни одного проекта. Причины в неопределённости процедур аттестации мощности и подтверждения степени локализации оборудования. Немаловажную роль в неудаче конкурса сыграли также специфика малой гидроэнергетики и нехватка времени на подготовку документов. Вышеупомянутое постановление должно обеспечить законодательное поле для активизации процесса развития отрасли малой гидроэнергетики в России уже в ближайшем будущем.

Сейчас в России действуют порядка 300 МГЭС общей мощностью около 1 300 МВт. Основным игроком рынка МГЭС является компания ОАО «РусГидро», которая объединяет более 70 объектов возобновляемой энергетики. В организации разработаны программы строительства МГЭС, предполагающие сооружение 384 станций суммарной мощностью 2,1 ГВт. В ближайшие несколько лет в России можно ожидать ввода новых мощностей в малой гидроэнергетике в объёме 50–60 МВт установленной мощности ежегодно.

Ветровая энергетика

Ветровая энергетика в последнее десятилетие стабильно удерживает мировое лидерство среди новых технологий возобновляемой энергетики. К концу 2013 года общее количество установленных мощностей ветровых электростанций (ВЭС) в мире превысило 320 ГВт.

РИС. 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ВЕТРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ. РОСТ СУММАРНОГО КОЛИЧЕСТВА УСТАНОВОК В 1997–2012 ГОДАХ, МВт (ПО ДАННЫМ WWEA )

Россия, благодаря огромной территории, охватывающей несколько климатических поясов, имеет самый большой в мире потенциал ветровой электрогенерации (оценивается в 260 млрд кВт ч электроэнергии в год, что составляет около 30 % нынешнего производства электроэнергии всеми электростанциями страны).

Следует отметить, что бóльшая часть наиболее «богатых на ветер» регионов России – это местности, удалённые от основных электрогенерирующих мощностей страны. К таковым относятся Камчатка, Магаданская область, Чукотка, Сахалин, Якутия, Бурятия, Таймыр и др. Здесь в основном отсутствуют собственные ископаемые энергетические ресурсы, а удалённость от магистральных линий электропередачи и транспортных энергетических нефте- и газопроводов делают экономически необоснованным подключение регионов к централизованному энергообеспечению. По сути, единственным постоянным источником электроэнергии в удалённых местностях России служат дизель-генераторы, работающие на дорогом привозном топливе. Производимая с их помощью электроэнергия имеет чрезвычайно высокую себестоимость (20–40 руб. за 1 кВт ч). В таких регионах строительство ВЭС как основного источника электроснабжения является экономически выгодным даже без какой-либо финансовой поддержки со стороны государства.

Несмотря на безусловную экономическую обоснованность применения ВЭС во многих удалённых регионах страны, развитие ветроэнергетики (в масштабе общей электрогенерации) в настоящее время находится практически на нулевом уровне. В стране действует немногим более 10 ветровых электростанций, общая установленная мощность которых составляет всего 16,8 МВт. Всё это устаревшие ВЭС, использующие ветрогенераторы малых мощностей. Для сравнения отметим, что в соседней Украине, не имеющей сегодня недостатка в электроэнергии, общая установленная мощность ветропарков достигла 400 МВт, причём 80 % мощностей было установлено за последние два года.

ВЭС чаще строят в прибрежной полосе морей и океанов, где
постоянно дуют ветра

Самым крупным ветропарком в России в настоящее время является Куликовская (Зеленоградская) ВЭС, принадлежащая компании «Янтарьэнерго». Она построена в Калининградской области в период с 1998 по 2002 год. Электростанция общей мощностью 5,1 МВт состоит из 21 ветрогенератора, из которых 20 агрегатов мощностью по 225 кВт каждый были получены в виде гранта правительства Дании от компании SЕАS Energi Service А. S. До инсталляции на Куликовской ВЭС ветроагрегаты около восьми лет отслужили в датском ветропарке «Нойсомхед Винд Фарм».

В первом конкурсе инвестиционных проектов по строительству объектов электрогенерации на основе ВИЭ в сегменте ветровой энергетики приняла участие всего одна компания – ООО «Комплекс Индустрия», которая подала всего семь равных проектов с установленной мощностью по 15 МВт каждый. Общие плановые капитальные затраты компании на выполнение всех проектов – около 6,8 млрд руб. Средняя плановая стоимость инсталляции 1 кВт установленной мощности ВЭС составляет 64 918,3 руб. Все проекты компании без изменений прошли оба тура и были отобраны для выполнения.

На 2014–2015 годы не запланировано ни одного проекта. Только один проект (ВЭС «Аксарайская» в Астраханской области) планируется ввести в строй в 2016 году. Остальные шесть проектов введут в эксплуатацию в 2017 году. В общей сложности будет реализовано по два проекта в Астраханской и Оренбургской областях и три проекта в Ульяновской области.

Участники отрасли сегодня просто не готовы к столь быстрой реализации масштабных проектов ВЭС, в том числе и по причине необходимости выполнения требования локализации производства.

Солнечная энергетика

Солнечная энергетика занимает первое место в мире среди всех типов ВИЭ по популярности и динамике развития.

РИС. 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ФОТОВОЛЬТАИКИ. РОСТ СУММАРНОГО КОЛИЧЕСТВА УСТАНОВОК В 2000–2012 ГОДАХ, МВТ (ПО ДАННЫМ EPIA )

В России же эта область энергетики является наименее развитой среди альтернативных источников энергии. В стране действуют не более 3 МВт общих установленных мощностей солнечных электростанций (СЭС), причём в основном это электрогенерирующие системы с единичной мощностью в пределах от единиц до десятков киловатт. Свыше 90 % всех установок приходится на субъекты малого и среднего предпринимательства, менее 10 % – на частные домохозяйства. Во многих случаях такие системы обеспечивают автономное электроснабжение удалённых от центральной электросети объектов и работают в комплексе с дизель-генераторами.

Крупнейшими действующими объектами солнечной энергетики в России по состоянию на сентябрь 2013 года были две электростанции примерно одинаковой мощности (100 кВт). Первая в России сетевая СЭС промышленного масштаба введена в эксплуатацию в октябре 2010 года вблизи хутора Крапивенские Дворы Яковлевского района Белгородской области компанией «АльтЭнерго». В начале июня 2013 года в эксплуатацию также запущена первая в России автономная дизель-солнечная электростанция мощностью 100 кВт (мощность установленных солнечных модулей – 60 кВт) в селе Яйлю Турочакского района Республики Алтай. Тонкоплёночные фотоэлектрические модули тандемного типа для СЭС разработаны на основе плёнок a‑Si/µk-Si. Произведено оборудование в России на заводе компании «Хевел» в Новочебоксарске (совместное предприятие группы «Ренова» и ОАО «Роснано»).

В декабре 2013 года в Дагестане запущена первая очередь самой крупной в России СЭС «Каспийская». Пока в строй введён 1 МВт мощностей, но уже весной 2014 года электростанция будет доведена до плановой мощности в 5 МВт. Осуществляет проект дагестанский филиал ОАО «РусГидро», строительство ведёт компания «МЭК-Инжиниринг». Запуск данной электростанции можно считать отправной точкой в развитии крупных СЭС мегаваттного класса в России. В 2014 году планируется завершить ещё два проекта СЭС в Дагестане общей мощностью 45 МВт.

Солнечная энергетика – единственный сектор ВИЭ в России, в котором конкурс отбора инвестиционных проектов в 2013 году состоялся в полном объёме. Количество поданных заявок на 289 МВт превысило выделенные для «солнечного» сектора квоты на 2014–2017 годы (согласно целевым параметрам, эта цифра составляет 710 МВт). В общей сложности подано 58 заявок на суммарную мощность 999,2 МВт. При этом на 2014 год объём поданных заявок превышал целевые показатели величин объёмов ввода установленной мощности на 29 %; на 2015 год – на 75 %; на 2016 год – на 59,5 %; на 2017 год – на 12 %.

По итогам конкурса отобраны проекты пяти компаний общей мощностью 399 МВт (рис. 3). Однако квота проектов, указанная в целевых параметрах, не заполнена, несмотря на широкий выбор. Как и в секторах ветровой энергетики и малой гидроэнергетики, недозаполненная целевая квота на 2014 год сгорает.

РИС. 3. ДИАГРАММА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОШЕДШИХ ОТБОР ПРОЕКТОВ ПО КОМПАНИЯМ

Подводя итоги, можно сказать о том, что отрасли ВИЭ в России остаются «законсервированными», хотя есть положительный сдвиг и гарантии государства, подкреплённые законодательно. Тем не менее уже в 2014 году будут реализованы первые крупные проекты по строительству СЭС суммарной мощностью немногим более 35 МВт. Участникам рынка возобновляемой энергетики ещё предстоит пройти длинный путь становления, но общие очертания этой отрасли уже сегодня вырисовываются в оптимистичных тонах.

Литература

  1. The Federal Government’s Energy Concept of 2010 and the Transformation of the Energy System of 2011 // Federal Ministry for the Environment, Nature Conservation and Nuclear Safety. 2011. Oct.
  2. Renewable Electricity with Green Certificates // Ministry of Sustainable Development. 2006. May.
  3. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2013 года № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности».
  4. Annual Report of World Wind Energy Association. 2012.
  5. Global Market Outlook for Photovoltaics 2013–2017. European Photovoltaic Industry Association.
  6. Рынок возобновляемых источников энергии в России – 2013: информационно-аналитический отчёт компании IBCentre.

Примечание: Приведенная выше статья написана в 2014 году. В текущем, 2015 году, Министерство энергетики России разработало стратегию энергетического развития России до 2035 года, о которой мы рассказывали в одной из ранее опубликованных на сайте статей . Впрочем, существенных изменений в развитии альтернативной энергетики по сравнению с ситуацией, изложенной в статье Виктор Андриенко, новая стратегия не несет. Кажется, что наша страна по-прежнему надеется на то, что потребности в энергии будут удовлетворяться в основном за счет ископаемого топлива.

Только два раунда из первой серии десяти аукционов по размещению объектов ВИЭ в мае-июне не состоялись. Об этом на втором саммите ВИЭ в Астане сообщила директор профильного департамента Министерства энергетики Айнур Соспанова.

«Участвовали представители Российской Федерации, Болгарии, Китая, Турции, Франции. Для нас это хороший показатель того, что мы движемся в правильном направлении. Из десяти аукционов не состоялись два аукциона. Первый аукцион - это ветровые станции в западной зоне, 50 МВт. Для меня непонятно, почему они не состоялись, потому что на самом деле на западе ветер может быть очень эффективным проектом. Причина, наверное, в том, что не успели подготовиться, и мы думаем, что на осенних аукционах на западе будут претенденты на то, чтобы реализовать такие проекты. Пока что у нас была всего одна заявка. Второй аукцион, который не состоялся, - это проекты 10 МВт солнечных станций в северной и западной зоне. Здесь объяснение понятно, что эффективнее делать проекты солнца на юге, и поэтому мы дали возможность тем, кто желает попробовать и реализовать 10 МВт, но аукцион не состоялся», - отметила Соспанова в своем выступлении на саммите.

Остальные восемь аукционов показали хорошую динамику, по словам главы департамента ВИЭ. Всего в тендерах приняло участие 42 компании из шести стран мира.

«По ветру объем закупаемой установленной мощности составил 100,85 мегаватт. Поступило 19 заявок, количество победителей в общем 10. Для солнечной станции объем закупаемой установленной мощности составил 68 мегаватт. 25 заявок поступило, количество победителей составило четыре компании. Для гидроэлектростанций мы закупили 20,6 мегаватт, восемь заявок поступило, количество победителей четыре. Для биогазовых установок, что тоже радует, что пять мегаватт мы также смогли разыграть. Три заявки поступило, количество победителей - один», - уточнила она.

Стоит отметить, что, несмотря на гарантии предоставления земельных участков под проекты по результатам аукциона, только три компании-победителя запросили землю, а большинство победивших пришло с уже выделенными участками.

Последний аукцион на 50 МВт солнечных мощностей на юге был очень активным, судя по 14 заявкам с большим географическим охватом. Поэтому в энергетическом ведомстве формируют оптимистические ожидания в отношении солнечных электростанций на юге объемом 150 МВт и ветряных объектов на севере мощностью 250 МВт, которые будут выставлены на аукционы осенью.

Тарифный излом

«Если говорить о тарифах, то снижение произошло для нас действительно очень хорошее. Поскольку для ветровых станций от стартовых 22,68 тенге проекты дали разные тарифы, но было снижение до уровня 17,49 тенге - это для 50 мегаваттт в северной зоне. Для солнечных станций мы снизились до 25,8 тенге (за кВт/ч, стартовый тариф 34,61 тенге за кВт/ч. - Ред .) - это 50 мегаватт на юге Казахстана. Для гидроэлектростанций - до 13,13 тенге (за кВт/ч, стартовый тариф - 16,71 кВт/ч. - Ред .), что тоже радует. Для биогазовых установок несущественное, но все же снижение на 32,15 тенге за киловатт-час (стартовый тариф - 32,23 кВт/ч. - Ред .). Я думаю, что это уже сигнал рынку - в каком направлении двигаться, географически как возможно распределение. Мы будем анализировать с точки зрения психологии проведения торгов, готовить нормативно-правовую базу для того, чтобы проводить аукционы осенью. Правила будут меняться, правила будут совершенствоваться, для того чтобы у нас участникам было более понятно участвовать, снижать административные барьеры, и этим мы будем заниматься в течение июля-августа», - рассказала Соспанова.

Аукционы этой весны и осени идут в равных тарифных условиях. В 2019 году после анализа предельные аукционные тарифы будут пересмотрены, уточнила представитель Министерства энергетики в беседе с .

Очевидно, для аукционов следующего года будут браться усредненные показатели тарифов по разным мощностям, которые были достигнуты в весенних и осенних торгах на понижение. Естественным образом возникает предположение, что проекты, показавшие минимальные тарифы в конкурсе и «ломающие рынок», в итоге могут быть не завершены из-за экономической несостоятельности, но повлияют через заявленные ими ценовые планки на предельные тарифы аукционов 2019 года.

По словам представителя компании «Тараз Гринпауэр Дженко» Дарына Тохтарова, их проект по размещению ГЭС не победил в аукционном лоте гидроэнергетики, но это был хороший опыт.

«Я не знаю, в каком состоянии подошли наши соперники, но мы к аукциону уже подошли с земельным участком, техусловиями, с разработанной рабочей документацией, пройденной госэкспертизой. У нас был полный пакет», - сказал он в кулуарах саммита .

Согласно мнению Тохтарова, оценить успешность проведенных аукционов можно будет через год. Именно к этому сроку победившие компании должны будут предоставить уведомление о начале строительных работ объекта ВИЭ. Для этого в случае необходимости победителю нужно будет отвести земельный участок и затем получить техусловия подключения, а в случае с размещением ГЭС определить местоположение створа реки. Если привлекать сильные проектные институты для разработки ТЭО, то за год пройти все эти процедуры будет непросто, считает представитель таразской компании.

«Зеленая» неустойчивость

По словам представителя проекта «Энергия будущего» компании Tetra Tech, финансируемого USAID, Армена Арзуманяна, больше всего потенциальных инвесторов в «зеленую» энергетику в Казахстане волнует вопрос финансовой устойчивости расчетно-финансового центра (РФЦ) при KEGOC, который закупает электроэнергию ВИЭ, в среднесрочной перспективе. Сейчас объемы небольшие, но есть недоверие к гарантированным закупкам в будущем. Здесь должно быть найдено какое-то решение, считает Арзуманян. К слову, год назад Международное агентство по возобновляемым источникам энергии IRENA Казахстану докапитализировать РФЦ.

Кроме того, в проекте USAID считают, что желательно подготовить программу аукционов на три-пять лет вперед, чтобы качественные международные игроки могли к ним подготовиться. Особенно это касается ветряной энергетики, где нужно делать детальные замеры в длительные сроки, в то время как солнечные объемы можно считывать со спутника. Волнует инвесторов и вопрос земельных участков, которые якобы не гарантируются при участии в аукционах. Есть вопросы по подключению к электросетям, что не определено четкими процедурами и сроками.

Одним из решений может стать создание отдельного агентства по ВИЭ, которое будет катализировать развитие «зеленой» энергетики к среднесрочной перспективе. В целом в профильном проекте USAID озабочены отсутствием стратегии развития электроэнергетики Казахстана на долгосрочный период в 20-30 лет и тем, что решения принимаются на проектной основе, а не системно. Более того, неясно, насколько казахстанская энергосистема готова к интеграции запланированных объемов ВИЭ, заявил Арзуманян, выступая на панельной сессии саммита.

В своем докладе ведущий банкир департамента энергетики и природных ресурсов по России, Кавказу и Центральной Азии ЕБРР Марат Елибаев также подтвердил, что вопрос долгосрочной кредитоспособности РФЦ пока еще стоит на повестке. Кроме того, есть риски сокращения передаваемой электроэнергии ВИЭ в сети (curtailment risk) из-за ограниченности мощностей, отметил он.

Директор департамента «Банки и финансы» юридической фирмы GRATA International Шаймерден Чиканаев согласен, что у инвесторов есть степень сомнения в том, что РФЦ будет в среднесрочной перспективе способен устойчиво обеспечивать выплаты за электричество ВИЭ. Поэтому он предлагает сделать единым покупателем сам KEGOC, который будет оперировать на рынке мощности традиционной электроэнергетики с 2019 года. Тогда проекты «зеленой» энергетики сразу станут bankable (гарантированно приносящий доход. - Ред .), уверен юрист.

Комментируя вопрос возможной будущей ограниченности ликвидности РФЦ, Айнур Соспанова сказала , что пока в правительстве на этот счет рассматривают разные варианты.

«Мы смотрели разные варианты. Они пока что упираются в тупик. Но РФЦ работает, на мой взгляд, в течение последних пяти лет, как создались, устойчиво. Для того, чтобы поверить в эту схему покупки-продажи, поверить в РФЦ, они должны наработать опыт. Еще через пять лет уже никто не будет задавать вопросы по поводу ликвидности РФЦ, поскольку они будут достаточно устойчивы. Уже наработают опыт, тот резервный фонд, который у них есть, и уже схема будет рабочая. Но, на мой взгляд, та схема, которая прописана в законе, - это работающая схема. Инвестору, конечно, надо закрыться со всех сторон, но, на мой взгляд, в секторе возобновляемой энергетики у нас вообще беспрецедентная схема поддержки, и какие-то риски все равно инвестор может на себя взять. Но здесь вопрос больше не рисков, а вопрос больше доверия к РФЦ или недоверия. Если доверяете - приходите, реализовывайте проекты. Пока что таких работающих схем, которые бы там были, а мы их не хотим использовать - такого нет, их просто нет, этой схемы рабочей, мы просмотрели все возможности», - отметила она.

«Я думаю, что будет развиваться сектор и при текущей схеме. Инвесторы, которые уже работают в этом секторе, они подтверждают, что действительно день в день оплаты идут, никаких вопросов нет. Другой разговор, что уполномоченный орган гарантирует, что расчетно-финансовый центр всегда будет работать на рынке. Если РФЦ обанкротится, то мы создаем другой РФЦ, который берет на себя, является правопреемником, и дальше рынок работает. Эта схема в законе прописана, так что я не вижу в этом абсолютно проблем никаких», - заявила директор департамента ВИЭ.

Напомним, по данным KEGOC, в 2017 году через расчетно-финансовый центр (РФЦ) нацкомпании примерно 15 млрд тенге, которые получили объекты ВИЭ за произведенную ими за этот период электроэнергию.

Воздержание крупных инвесторов

По мнению Дарына Тохтарова, западных инвесторов, с которыми работает компания «Тараз Гринпауэр Дженко», настораживают частые изменения в сфере регулирования ВИЭ.

«Наш проект мы начинали с индивидуального тарифа, утвердили его по ТЭО. Потом нам сказали: «Мы меняем законодательство, теперь работайте по фиксированному тарифу». Теперь фиксированные тарифы отметают, теперь аукционы. В компаниях, которые работают с иностранным капиталом, решения не так быстро принимаются - определенный механизм нужно пройти, нужно провести анализ, предоставить отчеты. В этом есть определенная сложность. Но все равно рынок перспективный, мы здесь, мы работаем, нам нравится это направление. Поэтому мы с департаментом по ВИЭ активно сотрудничаем, мы внесем свои предложения в связи с изменением и корректировкой правил (проведения аукционов. - Ред .)», - сказал он в разговоре с .

Зачастую можно услышать мнение, что возобновляемые источники энергии это «дорогие» игрушки богатых стран. В действительности, мировая практика по поддержки ВИЭ, заключающаяся в увеличенном тарифе на продажу электроэнергии, способствует росту государственных субсидий на покупку «зеленой» энергии, что в конечном счете влечет рост тарифов на электроэнергию, например, в Германии отчисления на ВИЭ в тарифе на электроэнергию для населения за 9 лет выросли с 0,69 до 5,27 евроцентов/кВт*ч (Источник: BDEW). В итоге в Европейском союзе были пересмотрены государственные субсидии на возобновляемую энергетику и принят ряд законодательных актов, уменьшающих привилегии производителей «чистой» энергии.

Однако, исследования международного энергетического агентства (МЭА) и других крупных консалтинговых компаний показывают, что в ряде развитых стран, несмотря на провозглашенную политику отказа от субсидирования ископаемого топлива, сохраняются меры государственной поддержки энергетики на основе ископаемого топлива, порой чувствительно влияющие на национальную экономику и внутреннюю политику.

Чтобы разобраться с размерами субсидий необходимо для начала определить, что они включают и как их оценивают.

В международной практике есть несколько определений понятию субсидий, но единственное что все эти понятия объединяют, это то, что субсидии подразделяются на две группы:

  1. Субсидии производителям.
  2. Субсидии потребителям .

Для более точного описания понятия субсидий в сфере энергетики лучше воспользоваться определением МЭА: «Любое действие правительства, направленное преимущественно на энергетический сектор, которое снижает издержки производства энергии, повышает цену, получаемую производителями энергии, или снижает цену, уплачиваемую потребителями», например:

Самым популярным видом энергетических субсидий является прямой перевод денежных средств. Для производителя субсидии могут выражаться в покрытии убытков, так и компенсации затрат на какие-либо ресурсы (к примеру, субсидирование фонда заработной платы или процентной ставки по кредиту), вплоть до компенсации затрат на разработку и внедрение инновационных технологий.

Субсидии для потребителя заключаются в снижении цена на закупаемый энергоноситель, а разница компенсируется продавцу за счет бюджета государств.

РАЗМЕРЫ СУБСИДИЙ

Международное энергетическое агентство совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит международное исследование в области энергетических субсидий на ископаемое топливо и возобновляемые источники энергии и вот к каким результатам они пришли:

Мировые субсидии за 2013 год

Источник: International Energy Agency

Субсидии на ВИЭ, в отличие от субсидий на ископаемое топливо, демонстрировали поступательный рост на протяжении всего периода, причиной этого является энергетическая стратегия большинства государств носящая «зеленый» характер. Но не смотря на бурный рост возобновляемых источников, субсидии на ископаемое топливо в 4,5 раза выше. А ряд принятых законодательных актов в Европе должны замедлить и уменьшить затраты государства на возобновляемые источники энергии.

В пятёрке лидеров в области субсидий на ископаемое топливо являются Иран, Саудовская Аравия, Индия, Россия и Египет (по данным на 2013 год)

Субсидии на ископаемое топливо

Источник: International Energy Agency

На данной карте изображены размеры субсидий на ископаемое топливо, млрд. долл (на черном прямоугольнике)

На диаграммах изображены размеры субсидий в процентном соотношении на нефть, газ и электричество

Некоторые страны пытаются уменьшить размеры субсидий, например, Египет, который в июле 2014 г. сократил размер энергетических субсидий на 6,2 млрд долл. В результате, чего увеличился платежный баланс страны. По такому пути пошли Индия и Индонезия.

СРАВНЕНИЕ СУБСИДИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

В энергетическом мире помимо уровня развития стран принято решение делить страны на импортер или экспортер топливных энергетических ресурсов, т.е, если у страны доля собственных первичных энергоресурсов свыше 100 %, то страна относится к экспортерам энергоресурсов, и наоборот.

Классификация стран «Группы двадцати»

Источник: International Energy Agency

В качестве примера рассмотрим по одной стране из каждой группы (развитая-экспортер - Канада, развитая-импортер - Европейский союз, развивающаяся-экспортер - Россия, развивающаяся-импортер - Китай)

КАНАДА

Источник: сайт censor.net.ua

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

Субсидирование производителей ископаемого топлива в Канаде осуществляется на федеральном уровне, а также в ряде провинций, которые обладают наибольшими запасами энергетических ресурсов. На федеральном уровне действует налоговая скидка с доходов от разработки истощаемых природных ресурсов (Earned Depletion Allowance), подразумевающая снижение налоговой базы для компаний, добывающих энергоресурсы. Субсидия на разведку позволяет добывающим компаниям в полном объеме вычесть соответствующие расходы из налогооблагаемой базы. Необычной формой субсидирования производителей является введенное еще в 1950-е годы разрешение на выпуск так называемых «проточных» акций. Компании, несущие расходы на разведку и разработку новых месторождений, могут выпускать и продавать инвесторам такие акции. Они не учитываются в налогооблагаемой базе, что увеличивает интерес инвесторов.

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ВИЭ

Производители, использующие для производства энергии из ВИЭ получают субсидию в размере 50% от его балансовой стоимости, если оно отвечает стандартам энергоэффективности, и 30% балансовой стоимости, если не отвечает. Для поддержки новых проектов в области возобновляемой энергетики предусмотрена программа возмещения расходов. Материальные и нематериальные затраты (в том числе на исследования) вычитаются из налогооблагаемой базы, и этот вычет может быть передан инвестору посредством выпуска «проточных» акций. Программа научных исследований и экспериментальных разработок подразумевает налоговый вычет в размере 35 % федеральных налогов для компаний. Отдельные меры по поддержке производителей возобновляемой энергии реализуются на уровне провинций.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ ВИЭ

Основной мерой поддержки потребителей ВИЭ являются зеленые тарифы на энергию из возобновляемых источников, которые действуют или готовятся к внедрению в отдельных провинциях Канады.

Если сравнить субсидии на возобновляемые источники энергии и традиционное топливо в Канаде то цифры будут примерно одинаковые на уровне 2,8 млрд. долл/год.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Источник: сайт novosti-es.ru

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Несмотря на обозначенные инициативы ЕС, прогресс в области отказа от неэффективного субсидирования замедлился и предоставление субсидий сохраняется в большинстве европейских стран. В Европе наиболее распространенным ископаемым топливом является уголь, и в качестве основного получателя производственных субсидий здесь выступает угольный сектор. На него приходится до 80 % общей поддержки производителей ископаемого топлива в ЕС, которая в 2011 году составила 4 978 млн долл. Максимальный вклад в европейскую поддержку производителей угля вносит Германия.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Потребители ископаемого топлива в ЕС получают более масштабную поддержку: она может быть оценена в 30 459 млн долл. в 2011 году. Как и в случае с субсидиями производителям, субсидии потребителям ископаемого топлива в ЕС принимают форму налоговых льгот. Они характерны практически для всех стран ЕС.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

Основными мерами государственной поддержки ВИЭ в электроэнергетике являются зеленые тарифы, премиальные надбавки к цене на зеленую электроэнергию и обязательные квоты для ВИЭ. Зеленый тариф представляет собой гарантированную цену, которую получает производитель за электроэнергию из ВИЭ, поставляемую в сеть. Квоты на электроэнергию из ВИЭ устанавливает государство, требуя от потребителей или производителей использовать определенную долю электроэнергии ВИЭ. Налоговые исключения (послабления) и кредиты по льготным процентным ставкам, выступают в роли дополнительных мер в программах поддержки ВИЭ.

Если сравнить субсидии на возобновляемые источники энергии и традиционное топливо в ЕС, то возобновляемая энергетика дотируется в большем объеме, по состоянию на 2011 г. субсидии на ВИЭ составили 0,3% ВВП, а ископаемое топливо 0,2% ВВП ЕС. Наибольший вклад вносят такие страны как Германия, Испания и Италия.

Субсидии ВИЭ в ЕС по секторам поддержки в 2009 году, млрд долл.

Источник — Ecofys, 2011

где - ВИЭ-Э - возобновляемые источники энергии в области электроэнергетики

ВИЭ-ТХ - возобновляемые источники энергии в области теплохолодоснабжения

ВИЭ-Т - возобновляемые источники энергии в области транспорта

РОССИЯ

Источник: сайт: oboi.ws

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Могут быть выделены следующие основные методы предоставления субсидий: -- прямое финансирование отдельных отраслей ТЭК посредством бюджетных выплат в научно-исследовательские работы в области ТЭК и производителям (сбытовым) предприятиям газовой отрасли с целью покрытия расходов на строительство новой инфраструктуры; А также снижение налогов на имущество, прибыль и снижение вывозных таможенных пошлин.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Субсидирование преследует следующие цели:

  • сохранение приемлемого уровня цен на газ и электроэнергию для потребителей коммунально-бытового сектора
  • стимулирование роста промышленного производства за счет субсидирования цен на газ.

Характеристика основных субсидий потребителям ископаемых видов топлива в России

Источник — Министерство энергетики Российской Федерации; IEA, 2010

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

На данном этапе существуют следующие механизмы субсидирования производства электроэнергии из ВИЭ:

  • надбавки к цене на электроэнергию
  • заключение договоров о предоставлении мощности ВИЭ
  • прямые субсидии из государственного бюджета, на компенсацию стоимости технического присоединения объектов генерации с установленной мощностью не более 25 МВт на основе ВИЭ;

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

На сегодняшний момент отсутствуют какие-либо субсидии потребителям энергии из ВИЭ, скорее потребители являются источниками субсидий, нежели их получают.

Если в предыдущих странах на государственном уровне ВИЭ и ископаемое топливо поддерживались на одном уровне, то в России наблюдается полная противоположность, субсидии на ископаемое топливо оцениваются в размере 47 млрд. долл. в год, а ВИЭ не достигает миллиарда.

КИТАЙ

Источник: сайт: polit.ru

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Субсидирование производителей ископаемого топлива осуществляется как прямыми, так и косвенными механизмами. Они включают частичную компенсацию стоимости импорта, льготное кредитование и налогообложение, научно-техническую поддержку. Например, государственную поддержку получают нефтегазовые компании, осуществляющие покупку энергетических активов за рубежом, также производители ископаемого топлива пользуются налоговыми льготами. От НДС освобождена переработка угольных отходов и шлама, горючих сланцев и др. Налог на прибыль сокращен c 25% до 15% для всех предприятий, использующих высокоэффективные технологии

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Основным инструментом поддержки потребителей ископаемого топлива является ценовое регулирование. Регулирование цен касается как угля, газа так и топлива для транспорта.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Прямые и косвенные механизмы государственной поддержки производителей ВИЭ в Китае весьма разнообразны. Они включают прямое государственное финансирование центрального и местных правительств, демонстрационные проекты, применение зеленых тарифов, льготное кредитование и налогообложение, научно-техническую поддержку.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Субсидирование потребления ВИЭ осуществляется через их основных потребителей — электросетевые компании, а также путем фиксирования цен.

Не смотря на то, что Китай является лидером по установленной мощности ВИЭ в мире, государственные субсидии на ископаемое топливо превышают на «зеленую» энергию в 15 раз: 21 млрд против 1,4 млрд долл.

Как показывают данные, вне зависимости от такого на каком экономическом и энергетическом уровне развития находится страна, в ней существуют субсидии на ископаемое топливо (исключение составляет Колумбия, но она не входит в G 20). Относительно субсидий на ВИЭ можно сказать, что в большинстве стран они намного меньше субсидий на ископаемое, исключение составляет ЕС, где «зеленая» экономика становится на первое место.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СУБСИДИЙ

Конечно с экономической точки зрения, субсидии искусственно снижают цены на энергию, способствуя тем самым уменьшению затрат на покупку энергии. Но довольно к интересным результатам пришло исследование МВФ, в котором говорится, что большую часть субсидий получают обеспеченные слои населения, это касается практически всех форм энергии. Это объясняется довольно просто, чем больше вы потребляете, тем больше экономический эффект от субсидий, а в большинстве стран довольно хорошо отслеживается зависимость потребления энергоресурсов от уровня доходов. Несмотря на неравенство распределения энергетических субсидий, большинство исследований привело к выводу о том, что малообеспеченные группы населения пострадают от отмены субсидий и нуждаются в компенсации или замене на более тщательно разработанные целевые субсидии.

Субсидирование ископаемых энергетических ресурсов признается чистой потерей общественного благосостояния, например исследования МЭА в 37 странах за 2000-2012 г, показало, что субсидии уменьшают суммарное общественное благосостояние вне зависимости от источников их финансирования как в странах-импортерах, так и в странах- экспортерах нефти. Потери незначительны, если субсидии не превышают 1 % ВВП и быстро растут при превышении этого порога.

Но наибольшее влияние субсидии оказывают на экологию (за счет стимулирования потребления ископаемого топлива, увеличиваются выбросы парниковых газов в атмосферу). В качестве примера, приведены несколько исследований.

Оценки доли сокращения выбросов СО2 в случае отмены субсидий на ископаемые энергоресурсы

Источник — Аналитический центр при правительстве российской Федерации

Особое внимание стоит уделить и оценке субсидий на ВИЭ в области экологии. Недавнее исследование Национальной академии наук США продемонстрировало практически полное отсутствие эффекта на выбросы — изменение выбросов, связанное с действием субсидий, по результатам моделирования составит от -0,3 % до +0,2 % за 2010-2035 годы.

Субсидирование ВИЭ вызывает сомнения по экологическим аспектам из за счет того, что необходимо использование резерва для мощностей солнечной или ветряной, за счет сжигания ископаемого топлива.

Что касается воздействия на уровень социального благосостояния в случае субсидирования ВИЭ, то выводы аналитических исследований достаточно разнообразны, например:

  • рост надбавок к плате потребителей за электроэнергию сдерживает увеличение доступности электроэнергии
  • субсидирование ВИЭ повышает общественное благосостояние, если интернализует экологические эффекты, однако не является самым эффективным средством для достижения этой цели
  • постоянные субсидии ВИЭ — дорогой и весьма рискованный инструмент, поскольку отклонения от оптимальных уровней субсидий (на 2 %) вверх снижают общественное благосостояние (-3 %), вниз — увеличивают выбросы парниковых газов (+18 %); привлекательной альтернативной политике ценообразования на углерод может стать «зеленый тариф» на энергию из ВИЭ и углеродные фонды, поскольку при небольшой стоимости (0,8 и 0,6 % соответственно) они ограничивают побочные эффекты роста цен на 60 %

Разнородность воздействия субсидий, стимулирующих развитие ВИЭ в том числе через воздействие на продолжительность жизни, покупательную способность и социальное благополучие населения, определяет необходимость взвешенной оценки преимуществ и недостатков данного инструмента.

Что же касается Беларуси, то данных по энергетическим субсидиям найти в свободном доступе не удалось, но если провести анализ установок производящих электроэнергию от возобновляемых источников энергии то получаются следующие результаты - суммарные субсидии на ВИЭ в Беларуси составляют 42,3 млн. долл.

Источник — расчеты ОДО «ЭНЭКА»

В расчетах использовались данные по количеству установок, получивших сертификаты о подтверждении происхождения энергии из возобновляемых источников энергии по состоянию на 31 августа 2015 года. При расчете использовались коэффициенты до принятия Постановления Министерства экономики Республики Беларусь № 45 от 7 августа 2015 г, а также курс доллара 18259 руб. В соответствии с методикой МЭА, в результатах не учитывалась стоимость сокращения затрат на покупку газа и затраты на поддержание резерва мощности в энергосистеме. Важным аспектом является, что в расчетах вся произведенная электроэнергия продается населению по тарифу 990 руб/кВт*ч.

Отдельно хочется выделить такой вид энергии как атомная энергетика. Большинство работ не включают исследования в данной области, либо относят субсидии в атомную энергетику в сферу возобновляемых (что немного странно), но вот результаты некоторых исследований:

  • по результатам отчета IEA, OPEC, OECD, WORLD BANK 2010 года средние субсидии на атомную энергетику составляют порядка 1,7 долл/кВт*ч
  • по отчету UCS субсидии на атомную энергетику составляют 1,7 - 5,4 долл/кВт*ч
  • European Commission, опубликовавший отчет «Субсидии и стоимость энергии в ЕС» также продемонстрировал, что не смотря на сворачивание атомной энергетики, ее доля в энергетических субсидиях по-прежнему велика

Источник — European Commission

ВЫВОДЫ

На сегодняшний день практически все виды энергии субсидируются во всем мире, поэтому говорить, что только возобновляемые источники энергии конкурентоспособны лишь благодаря государственный субсидиям как-то не совсем корректно. Поэтому при принятии решений в каком направлении развивать энергетический сектор страны необходимо провести глубокий анализ, чтобы в конечном итоге в выигрыше были все. Вероятнее всего отказаться полностью от энергетических субсидий практически невозможно, поэтому в случае наличия положительных суммарных эффектов от энергетических субсидий - субсидии могут считаться экономически эффективным вне контекста.

Источником данных по энергетическим субсидиям в предоставленных странах является Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации