Развивающие игры для ребенка в 9 месяцев. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения. Развитие интеллекта ребенка

Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии ?

Физиологические изменения

  • Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
  • Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
  • Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
  • У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.


В 9 месяцев ребенок уже достаточно хорошо владеет своим телом

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.


Проконсультируйтесь с врачом на тему беспокоящих вас симптомов

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.


Играйте с ребенком и игры, которые обучают малыша эмоциям

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Уход

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания , как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).

Режим дня

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Каждый ребенок индивидуален, приведенные нормы и режим дня являются лишь ориентиром

Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.


По возможности сохраняйте кормление грудью как минимум до 1,5 лет

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Обычный день

Каждый день с малышом в возрасте 9 месяцев преисполнен интересных моментов. Само собой, что у разных детей режим дня будет отличаться, но для понимания, каким он может быть, мы предлагает примерный распорядок дня с девятимесячным ребенком:

Пробуждение.

Первое кормление, во время которого ребенок получает либо грудное молоко, либо смесь.

Гигиенические процедуры.

Период бодрствования.

Гимнастика.

Второе кормление, в которое ребенок получает кашу, сливочное масло, желток и фруктовое пюре.

Прогулка, часть которой ребенок спит на свежем воздухе.

Третье кормление, во время которого малыши с любым типом вскармливания получают овощи, мясо, растительное масло, хлеб и сок из фруктов.

Период бодрствования с развивающими играми.

Прогулка, часть времени которой малыш спит второй раз на свежем воздухе.

Четвертое кормление, включающее фруктовое пюре, печенье, творог и кисломолочный напиток.

Период бодрствования со спокойными играми.

Пятое кормление, во время которого малышу дают мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Младенцы на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне несколько раз, а дети-искусственники спят, не просыпаясь для кормлений.

Частые проблемы

  1. Страх перед чужими людьми. Это абсолютно нормальная реакция ребенка 9-месячного возраста. В присутствии незнакомцев дети в этом возрасте отворачиваются от них, плачут и тянутся к маме. Также нормой для деток 9 месяцев является отрицательная реакция при уходе мамы.
  2. Боли, повышенная температура или другие отрицательные реакции на прорезывание зубов. Довольно часто зубки у грудничка режутся с появлением таких симптомов. Для их облегчения родители пользуются охлаждающими гелями, прорезывателями, жаропонижающими препаратами.
  3. Отказ пробовать прикорм. Многие детки предпочитают мамино молоко разным блюдам прикорма, что очень расстраивает и беспокоит родителей. Заставлять кроху пробовать прикорм насильно нельзя, но и переставать предлагать новую пищу тоже не стоит. Поэкспериментируйте со вкусами и внешним видом пищи, а также убедитесь, что малыш проголодался и в комнате не слишком жарко.

О важных нюансах развития ребенка в 9 месяцев смотрите в следующем видео.

  • Позволяйте малышу 9 месяцев развивать самостоятельность. Давайте крохе в руки ложку, когда кормите ребенка. Пусть малыш пробует умываться, снимать одежду, выбирать игрушку или книжку, с которой хочет поиграть.
  • Следите за осанкой ребенка во время сидения. Хорошо, если малыш будет сидеть в специальном стуле, в котором его позвоночник не будет искривляться.
  • Позаботьтесь о максимальной безопасности ребенка. Спрячьте и уберите все опасные предметы, до которых может добраться малыш. Пусть на краю стола не окажется ножей и чашек с горячим чаем, все розетки будут закрыты заглушками, а коробки и банки с бытовой химией надежно спрятаны под замок.
  • Деткам в этом возрасте нравится помогать маме, поэтому во время уборки можете дать карапузу тряпку, а во время приготовления обеда – поварешку.
  • В каждой комнате, в которой малыш проводит время, выделите место для игрушек или других предметов, которыми ребенок сможет поиграть. Для детских книг оборудуйте низкую полку, чтобы малютка мог самостоятельно выбирать для себя книжку. Игрушки стоит складывать в небольшие контейнеры, позволяя ребенку копаться в них в поисках самых любимых и интересных предметов.

Разнообразить ваш день помогут игры по методике «Маленький Леонардо», которые показывает в видео Теплякова О. Н. – эксперт по интеллектуальному развитию.

Ребенок на 9 месяце жизни обычно проявляет себя в качестве неутомимого исследователя окружающего мира. Именно в этот период любопытство маленького человечка достигает своего апогея. Чтобы физические и интеллектуальные способности чада развивались в правильном русле, важно с умом подбирать игрушки для 9-месячного ребенка.

Как сделать верный выбор игрушки? На что стоит обращать внимание при организации игрового процесса? Какие действия родителей позволят малышу приобрести самостоятельность? Об этом и не только будем говорить в представленном материале.

Физиология 9-месячного малыша

Основной навык, которым овладевают дети в этом возрасте - способность садиться и более-менее уверенно удерживаться на ногах без посторонней помощи. Если этого не происходит на протяжении длительного времени, родителям стоит обратиться за советом к специалисту. Причиной способны послужить расстройства неврологического характера, которые были приобретены ребенком еще на этапе внутриутробного развития.

Какие игрушки для заслуживают внимания заботливых родителей? В первую очередь - это приспособления, конструкции, которые помогут малышу самостоятельно удерживаться на ногах в прямоходящей позе. Самостоятельно научиться передвигаться ребенку довольно сложно. Ведь психически неокрепшему человечку приходится осуществлять недюжинные усилия, направленные на координацию большого количества мелких движений. Впрочем, выбирая игрушки для 9-месячного ребенка, которые позволят ему встать на ноги, не стоит уж слишком Важно дождаться момента, когда малыш будет готов самостоятельно передвигаться.

Навыки, развивающиеся у детей на 9-10 месяце жизни

В это время у малышей появляются следующие умения:

  • принимать сидячее положение;
  • активно передвигаться на четвереньках, стоять на ногах, удерживаясь за вспомогательные предметы;
  • делать несколько шагов, удерживаясь за руки родителей;
  • реагировать на команды, просьбы;
  • указывать на называемые предметы;
  • рвать бумагу, комкать мягкие вещи, мять пластилин или глину;
  • воспроизводить членораздельные звуки, подражать голосовой интонации взрослых.

Развитие мелкой моторики

Что нужно 9-месячному ребенку из игрушек? В этот период малыши уже многое осознают, знают названия предметов, способны отвечать на команды. Поэтому родителям важно подбирать приспособления, которые позволят развивать мелкую моторику пальцев. Отличным решением здесь выглядят такие игрушки для 9-10 месячного ребенка, как мозаики, несложные конструкторы, всевозможные кубики. При этом не стоит оставлять собственное чадо с такими предметами одного. Малыш непременно попробует игрушку на зуб, что может привести к удушению мелкими частями.

На 9 месяце жизни ребенок не только узнает окружающих, но способен ориентироваться в помещении, реагировать на названия предметов домашнего интерьера. Если попросить его показать, где находятся игровые кубики либо при правильном построении вопроса, способен указать на нужный объект.

Как организовать игровой процесс?

Прежде всего, родителям следует обратить внимание на развивающие игрушки для 9-месячного ребенка, которые позволят разыгрывать простые для понимания сюжеты. Например, с помощью плюшевых мишек либо кукол можно научить малыша кивать, «танцевать» в сидячем положении, удерживать предметы. В процессе такой игры важны комментарии, а также похвала со стороны родителей. В скором времени ребенок обязательно пожелает повторить манипуляции, которые выполняли с предметами взрослые.

Приобретая игрушки для 9-ти месячного ребенка, стоит сосредоточиться на выборе изделий, которые обладают максимально ярким, красочным оформлением. Такой подход позволит привлечь внимание малыша к игровому процессу.

Какие игрушки нужны 9-месячному ребенку?

В играх с малышом стоит ориентироваться на применение:

  • мячиков, изготовленных из мягких материалов, которые будут способствовать развитию физических навыков ребенка;
  • предметов, которые издают звуки: всевозможные резиновые пищалки, погремушки, прочее;
  • плавучих приспособлений для игры в ванной;
  • кукол-неваляшек различного размера, преимущественно, заводных моделей, способных самостоятельно шагать;
  • игрушек, что представляют собой реалистичные модели животных (пластмассовые, резиновые, мягкие модели);
  • заводных, забавных игрушек с сюрпризом;
  • миниатюрных копий предметов интерьера (игрушечная мебель, модели столовых приборов, образцы кукольной одежды);
  • игрушек на колесиках, которые позволят малышу проявлять двигательную активность (машинки, заводные модели, тележки).

Что предпринять, если малыш отказывается использовать предложенные взрослыми игрушки?

Для развития психики малыша ему крайне важно подражать занятиям взрослых. Если выбранные игрушки для 9-месячного ребенка не вызывают у карапуза интерес, родителям стоит самостоятельно продемонстрировать, как весело проводить время с такими предметами. В случаях когда такой подход не дает результата, стоит проконсультироваться с детским психологом. Впрочем, если предложенная родителями игрушка уж слишком не понравилась малышу, а ее вид не вызывает ничего, кроме истерики, стоит отложить изделие до лучших времен.

Роль книг в игровой деятельности малыша

Активное взаимодействие с книгами - серьезный шаг на пути окончательного становления речи ребенка. Просмотр печатных страничек вместе с родителями способствует развитию интеллекта и образного мышления маленького человечка, расширению его мировоззрения. Красочная, качественная книга, наполненная оригинальными, привлекающими внимание иллюстрациями, восполняет потребность 9-месячного малыша в получении новой информации об окружающем мире, а также дарит ему впечатления, которые могут сохраняться на всю жизнь.

Развитие понимания речи

В ходе игрового процесса родителям следует уделять внимание речевому общению. На этот счет имеется несколько советов:

  • во время взаимодействия малыша с игрушкой, необходимо называть предмет, описывать его составляющие части, указывать, какие именно действия выполняются с объектом в текущий момент;
  • назвав игрушку, нужно дать время ребенку, чтобы он смог познакомиться с новым изделием, подержать его в руках, рассмотреть с различных сторон и дождаться речевой реакции;
  • важно, чтобы речь родителей по отношению к игрушке совпадала с моментом манипуляций с используемым предметом;
  • в ходе взаимодействия с игрушкой не следует допускать многословия ведь это не позволит малышу «зацепиться» за определение, которое ему необходимо осознать и запомнить.

Как правильно сказать ребенку «нет»?

Используя игрушки для развития 9-месячного ребенка, важно научить малыша расставаться с любимым развлечением. Если дитя не желает этого делать, в моменты, когда того требует ситуация, взрослым стоит сделать сердитое выражение лица, сопровождая такую реакцию твердым словом «нет». Такой подход работает эффективнее, нежели попытки насильно отобрать у ребенка развлечение и скрыть его с глаз долой.

Занятия с игрушками для 9-месячного ребенка

Существует целый ряд игр, которые помогут малышу в постижении сути используемых предметов:

  1. «Колпачки». Необходимо использовать несколько колпачков либо стаканчиков различных цветов. Из таких приспособлений необходимо построить пирамидку, чтобы ребенок это видел, буквально на глазах у малыша. Разобрать конструкцию можно также вместе с собственным чадом. Со временем ребенок научится выполнять подобные манипуляции самостоятельно.
  2. «Наперстки». Для организации такой игры подойдут те же колпачки или стаканчики. Посадив ребенка перед набором таких предметов, необходимо попеременно прятать под ними небольшую игрушку, а затем вытаскивать ее обратно. Далее стоит предложить чаду запомнить, куда был положен предмет и отыскать его.
  3. «Коробочка с сюрпризом». Методика позволит проявить у ребенка интерес к новым игрушкам. Здесь потребуется вместительная емкость с крышкой. Сюда необходимо заблаговременно поместить несколько игрушек, последовательно вытаскивая их и демонстрируя малышу. При этом стоит называть каждый предмет, обращать внимание ребенка на его детали. Со временем малыш станет самостоятельно складывать в коробку любимые игрушки.
  4. «Тарелочки» - необходимо использовать несколько разноцветных тарелок из дерева либо пластика. Необходимо предлагать ребенку ухватить каждую из них за край. Нужно следить, чтобы малыш правильно захватывал предмет, помещая большой палец сверху, а остальные подставляя снизу. Это занятие поможет чаду уверенно удерживать предметы в руках.

В 9-10 месячном возрасте дети уже начинают проявлять первую самостоятельность. В этот период малыши нуждаются в меньшей опеке со стороны взрослых, нежели ранее. По этой причине, организовывая игровой процесс, стоит поощрять собственное чадо к независимости. Например, следует отходить на некоторое время от малыша, пока он взаимодействует с игрушками. В ходе купания в ванночке можно показать ребенку, как пользоваться полотенцем либо мочалкой. Для формирования самостоятельности это крайне полезно.

Вся жизнь - игра. Это высказывание особенно справедливо в отношении маленьких детей. Ребенок через игру познает окружающий мир, формирует представление о форме, цвете, размере предмета, и что немаловажно, его предназначении.

Отличительным признаком 9-месячного ребенка является его подвижность (). Он активен во многих отношениях: переворачивается во все стороны, умеет вставать и садиться, держась за опору, быстро ползает, некоторые даже пытаются ходить.

Такая активность подразумевает, что малышу просто необходимы занятия и игры, стимулирующие мозговую деятельность, развивающие его фантазию, логическое мышление, смекалку и память. Девять месяцев - тот возраст, когда очень кстати пальчиковые игры для развития мелкой моторики. Они благотворно сказываются на речевых навыках крохи.

Меры предосторожности

Понимая, что любая вещь в руках малыша становится объектом для исследования, необходимо заранее подумать, какие предметы нужно переставить в целях безопасности повыше. Некоторые родители предусмотрительно выделяют крохе нижнюю полку на кухне или какой-нибудь ящик в другой комнате, периодически обновляя содержимое.

Важно помнить : все бьющееся, попав в руки 9-месячного карапуза, обязательно будет брошено на пол, а все осязаемое обязательно попробуется на вкус. Любое отверстие будет проверено на глубину и ширину. Поэтому все колющие, режущие, бьющиеся предметы должны быть вне зоны доступа. На розетки ставятся заглушки, бытовая химия и лекарства убираются на самые дальние полки.

Развивающие центры или развивающие родители?

Едва малыш начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам, как некоторые родители начинают водить его в развивающие центры. По поводу таких ранних визитов ведется много споров.

Эксперты утверждают, что в этом возрасте ребенку важно не только количество получаемых знаний, но и стимул развить сам интерес к обучению, желание познавать новое. А с этой задачей по силам справиться и родителям без лишних финансовых и временных затрат. Тем более, что, находясь рядом с мамой и папой, малыш чувствует себя более раскрепощенно. Он им абсолютно доверяет. Родители для него - авторитет и образец для подражания.

Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» делится своими исследованиями и наблюдениями. Он пишет, что к трем годам клетки мозга сформированы на 80%. Это означает, что основные навыки и умения нужно успеть заложить до этого момента. Но приоритетной задачей является создание теплого семейного микроклимата, где отношения родителей и детей построены на близком общении и доверии.

Очень важно, чтобы родители находили время играть со своими детьми

Другой известный автор, разработавший собственную методику развития, - Мария Монтессори – тоже согласна с тем, что первые три года жизни наиболее важны в становлении личности. Детям крайне необходимо совершенствовать чувства: трогать, нюхать, пробовать на вкус. Монтессори за познание, построенное на непринужденном обучении, через игру. По ее методике детишки играют с крупами, отделяя фасоль от риса, застегивают пуговицы и ремешки. Все используемые материалы должны быть натуральными.

Итак, мы рассмотрели, что в игровой форме карапуз познает мир, и родители в процессе обучения играют далеко не последнюю роль. Чем занять ребенка в 9 месяцев?

Игры на развитие речи

  1. Ключевые слова . Под ними подразумеваются знакомые фразы, которые малыш слышит ежедневно. Они должны быть простыми. Например, если кроха упал, прокомментируйте следующим образом: «Ой, Ваня бух, упал!». Подобными словами являются: «хочу пить», «дай», «гулять» и т. д. Если слово связано с эмоциями или жизненными потребностями, оно быстрее запомнится, у ребенка будет стимул к его произношению.
  2. Имена . Для запоминания имен родственников хорошо рассматривать фотографии. Детям интересно играть в «ку-ку» в детском коллективе. Можно посадить 4-5 ребятишек друг напротив друга и поочередно накрывать их платочком, спрашивая: «Где Карина? Вот Карина! А где Вика? А вот она!» Смысл в том, чтобы ребенок запоминал имена детей, которых регулярно видит на площадке.
  3. За обеденным столом . Хотя бы раз в день выделяйте время, чтобы поесть всей семьей. Придвиньте стул карапуза к общему столу и понаблюдайте, как внимательно он будет слушать реплики говорящих, следить за ходом рассуждения, иногда пытаясь участвовать в разговоре. Это хорошая возможность научить ребенка слушать, вести беседу.
  4. Использование вопросов . В беседе с ребенком почаще задавайте вопросы, первоначально такие, на которые можно ответить просто да или нет: «Ты сегодня хорошо спал? Тебе нравятся эти цветочки? Хочешь поиграть?» и т. п.
  5. Приветствие и прощание . Научите кроху махать ручкой на прощанье, при этом проговаривайте: «Пока-пока». Учите здороваться, протягивая руку.

Игры на развитие координации

  1. «Ладушки» . Мама проговаривает известный стишок, во время которого кроха учится хлопать в ладоши, класть ручки на голову. После игры спрячьте под покрывало его ручки. Дети любят наблюдать за исчезновением и появлением предмета.
  2. Собираем пирамидку . Нанизывание колец на стержень отлично развивает координацию. Когда малыш отточит свое мастерство, задачу можно усложнить, например, раскачивая стержень во время того, как ребенок собирает на него кольца.
  3. Все вверх дном . Переверните игрушки, кастрюлю и прочие предметы вверх дном. Кроха уже хорошо ориентируется в пространственном расположении предметов, так что его задача - придать им первоначальный вид.
  4. Катание мячика . Сядьте напротив ребенка на небольшом расстоянии и покатите ему мячик. Попросите его вернуть мячик маме.
  5. Учимся шагать . Во время прогулки удерживая кроху за руки, научите его перешагивать через камешек, веточку. Дети обожают ходить по ступенькам, и это очень полезное занятие. Для еще большего настроения сопроводите подъемы и спуски веселыми стишками, например: «Вниз по лесенке идем - ни за что не упадем».


Игра «Ладушки» знакома не одному поколению

Ролевые игры

Они еще очень просты, например, покормить мишку, укрыть одеялом зайчика, укачать на руках куклу. Но сюжетные игры имеют огромное значение. В них вы без назидания можете объяснить ребенку, что плохо, а что хорошо. Например, кукла пошла гулять, упала, заплакала - ее надо пожалеть, успокоить.

Чувство ритма

Ритм чрезвычайно важен для развития музыкального слуха и танцевальных способностей. Пробуйте хлопать в ладоши в ритм песенке или найдите в ней слова, при звучании которых малыш должен будет ударить в ладоши. Начинать знакомство с ритмом можно на примере часов. Подойдет следующая игра:

  • «Дедушкины часы тик-так, тик-так». Фразу произносим не спеша, медленно размахивая руками в стороны.
  • «Папины часы тик-так, тик-так». Произносим слова быстрее, хлопая ладошками по животику.
  • «А мои часы тики-тики-тики-тик!» При последней фразе очень быстро хлопаем в ладошки.

Повседневные дела

Развивающие игры и игрушки не обязательно покупать в магазине. Чаще всего они находятся у нас дома, под рукой, главное, научиться их использовать. В возрасте 9-ти месяцев практически всегда малыш находится там, где его мама. Во что же можно поиграть?

На кухне

Кухня - рай для развития мелкой моторики. Здесь столько разных баночек с крупами! Дайте малышу одну из них или насыпьте крупу на поднос, предложив порисовать на ней пальчиком. Можно насыпать в миску макароны в виде спиральки и ракушек и попросить рассортировать их.


А какую крупу «любит» ваш малыш?

Пластмассовые бутылки тоже пригодятся. Ими можно просто постучать, откручивать и закручивать крышку, засыпать на четверть манной крупой и наблюдать, как она пересыпается, если бутылку перевернуть.

В ванной

Малыши обожают игры, в которых нужно переливать воду из одной емкости в другую. Карапуз способен целых полчаса сосредоточенно проводить эксперименты, наблюдая, где воды стало больше, а где меньше. Для этого необходимо купить набор формочек или чашек, а также лейку. Научите кроху хлопать ладошками по воде. Брызги, конечно, летят во все стороны, зато радости нет предела.

Переодеваясь

Меняя одежду или одеваясь с утра, дайте малышу кусочек мягкой ваты, погладьте ею животик, носик. Параллельно можно спрашивать: «Где у нас носик?»
Щекотка вызывает массу удовольствия. Пальчиками пройдитесь по ручке ребенка, придумав историю про жучка, который ищет путь домой, и доберитесь до подмышек. Кроха будет заливаться от смеха.

Книжки

Первые книжки должны быть хорошо иллюстрированы. Прежде, чем читать сам текст, рассмотрите, что изображено на картинке, во всех деталях. Назовите животных, жучков, можно их сосчитать. Лучше, чтобы для самых маленьких читали коротенькие стишки. Поскольку дети все тянут в рот, книжка должна быть достаточно твердой, чтобы выдержать испытание на прочность.


Игрушки должны быть яркими и функциональными

Игрушки

Ну и, конечно, как обойтись без игрушек, красочных, ярких, принадлежащих только малышу (в отличие от маминых кастрюль и половников). С учетом всего вышесказанного, полезно приобрести:

  1. Заводные игрушки.
  2. Пирамидку.
  3. Матрешку.
  4. Игрушечную посуду.
  5. Пальчиковые краски.
  6. Молоточки с пищалками.
  7. Игрушки, которые тянутся за веревочку.
  8. Маракасы.
  9. Музыкальные игрушки с кнопками.
  10. Набор для игры в песочнице.
  11. Мелки, карандаши, фломастеры.

Не жалейте времени на занятия со своими детьми. Они так быстро растут! Общаясь с ребенком сейчас, вы закладываете основу для тесных и доверительных отношений в будущем.

9 месяцев

Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово «нет» – для него весь
дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и
потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно
проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой
ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом,
следует тщательно «прочесать».
Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок
«сейчас», но также и о том, что он научится делать через месяц: какие
шкафчики и ящики он попробует открыть, з"а какие провода потянуть, какие
безделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно,
разобьются.
Обходя свой дом в поисках опасных мест, в то же время подумайте, какие
вещи могут пригодиться для детских игр. Устройте так, чтобы в каждой
комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запас
игрушек или других предметов, подходящих для игры. Родители часто
предоставляют во владение своему малышу низко расположенную полочку в кухне,
какой-нибудь ящик в своей спальне и корзинку в гостиной, наполненную вещами,
которые могут заинтересовать ребенка и которые он не сможет поломать.
Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком,
обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит,
что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи,
видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание
поиграть – передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее
обратно.

    Время игр

Новые открытия
Позвони в колокольчик
Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него звонить.
«Осязательная» игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему
будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой
материи и гладкой, шелковистой.
В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик
линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и
губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда
обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.
Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (надример,
плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите,
исправит ли малыш «положение» своих друзей.
Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони.
Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.
Шляпа на голове ребенка
Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему
понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу.
Улучшение координации
Поиграйте с ребенком в ладушки
Поиграйте с вашим ребенком в «ладушки». Помогите ему похлопать в
ладоши, а потом спрячьте сто ручки под одеяло. Малыш будет с интересом
наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются.
Покатайте мячик
Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик
снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой
цели лучше всего подходит мягкий мячик.
Как сесть на пол
Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за
что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу
протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите
ребенку возвращение в сидячее положение.
Дайте ребенку «пирамиду»
Если ребенок хоть один раз надел «кольцо» на стержень пирамиды, он
будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если
стержень качать из стороны в сторону.
Игрушки в прозрачной коробке
Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш
попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте
крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит свои старания.
Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте,
сообразит ли он, как нужно ее пе-
ревернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть
расположены предметы.
Поиграйте в «дай мне игрушку»
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и
попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите
шумный восторг.
Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите
шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все
шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.

Повседневные дела

Время кормления
Как напоить плюшевого мишку
Когда вы учите своего малыша пользоваться чашкой, иногда давайте попить
и плюшевому мишке. Ребенку тоже захочется напоить своего друга, и он
постарается повторить ваши движения. Эта игра типа «как будто» для совсем
маленьких предшествует играм с воображаемыми действиями, в которые любят
играть дети постарше.
Пища для развития
Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже
совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него.
Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую
коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой
пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по
кастрюльке.
Время переодевания
Как переодеть непоседу
Поменять подгузники девятимесячному ребенку – задача не из легких. Как
правило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его на
месте для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить,
отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой «к случаю».
Как поймать ребенка
Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когда
ребенок старается уползти от вас,
хватайте его за ножки и тащите обратно: «Я тебя поймала!» Поиграйте так
несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он
устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы
спокойно переодеть его.
Пуховичок для пудры
Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и
покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит
ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас
будет случай поговорить с малышом о частях тела («где у нас носик», «где у
нас глазки» и т. д.).
Паучок, паучок
Прежние «родственные» чувства приобретут новый оттенок, если под
какую-нибудь живую мелодию «паучок» побежит по ножке ребенка, а потом по
жнвоти-ку. С «паучком» малыш будет заливаться смехом, как и во время веселой
игры.
Время купания
Пусть ребенок «самостоятельно» помоется
Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите
ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к
«самостоятельному мытью» и само «мытье» потребует больше времени.
Оп-оп
Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего «подпрыгивающего»
малыша и командуйте ему «оп-оп!» Когда ребенок перестает «прыгать»,
перестаньте говорить «оп-оп!» Из этой игры может получиться целая забавная
серия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие от
слов, и в то же время для него это полезная тренировка.
Время отдыха
Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку
Для девятимесячного ребенка очень важно, чтобы вы нашли время полистать
вместе с ним спокойную книжку. Постарайтесь каждый день хоть понемногу
почитать ребенку. Это создает ощущение близости между вами и ребенком.
Усыпляющий вальс
Потанцуйте с ребенком под тихую спокойную музыку перед тем, как уложить
его спать. В течение дня малыш проводит много времени на полу, исследуя себя
и окружающий мир, и перед сном он нуждается в теплых нежных объятиях.

Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах. Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий момент упускается, и мы снова откладываем «развивашки» до следующего раза. Чтобы избежать такой ситуации, просто необходимо иметь под рукой ПЛАН! План развивающих занятий всегда сможет быстро подсказать нам как интересно и с пользой развлечь малыша.

Про все эти занятия я уже упоминала раньше в своих статьях, здесь же – короткая выжимка без лишних слов, в которую удобно заглянуть при необходимости, можно сказать конспект занятий. Если хотите прочитать подробнее о каждой игре — нажимайте на ссылку-название.

Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

Итак, развивающие игры с ребенком 9 месяцев и старше (подробный план):

1. Игры на развитие сенсомоторных навыков

  • (в любом порядке);

Пример матрешки (Лабиринт , My-shop , Read )

  • (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

  • (учимся насыпать песок совочком в ведро, стучим молоточком);

Пример стучалки (KoroBoom , Ozon , My-shop )


  • (открепляем, прикрепляем, передвигаем и т.д.)

2.

  • Рассказываем малышу ;

  • Разучиваем ;

  • (проводим «экскурсию» по дому, называем новые объекты на прогулке, );

  • (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
  • , повторяя вместе с малышом простые слоги

3.

Подборку книг для чтения детям до года можно найти здесь:

4. Просмотр или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

5.

6.