Просится на ручки. «Ручной ребенок»: почему малыш постоянно просится на руки. Ребенок просится на руки – в чем причина

Брать или не брать – вот в чем вопрос. С ним ежедневно сталкивается каждая вторая мама, чей ребенок просится на ручки. И хорошо если это грудничок, которому по статусу положено кататься на руках, ибо самостоятельно передвигаться он не может и мамино тепло ему жизненно необходимо. Другой вопрос, если та же просьба звучит от четырехлетнего кабанчика, вес которого способна выдержать далеко не каждая мама. Как в таком случае отучить малыша от рук? На этот вопрос мы сегодня постараемся ответить.

Ребенок просится на руки – в чем причина?

Смотря со стороны на то, как ребенок 3-4 лет просится к маме на руки, прохожие обязательно подумают, что малыш слишком избалован. Так ли это на самом деле? Педиатры, врачи и прочие специалисты, которые уверенно разбираются в болячках и температуре, по сути, совершенно ничего не смыслят в детской психологии. Они не догадываются о существовании такой вещи как эмоциональная связь с матерью, телесный контакт и гармоничное развитие через прикосновения к маме. Тому, что ребенок хочет на руки, есть несколько причин. И в них нужно как следует разобраться:

  1. Едва малыш успевает появиться на свет, многие мамы буквально сразу задумываются о том, как отучить от рук новорожденного. А то, что их малыш в силу возраста пока не может самостоятельно передвигаться и познавать мир, почему-то мало кого интересует. Глядя лишь в потолок и по сторонам, ребенок не развивает свой интеллект. Намного интереснее сидя на маме смотреть на стены, шкафы и прочие предметы. Поэтому каждый раз, когда дитя до полугода просится на руки, стоит помнить, что для него это единственный способ развиваться и изучать мир.
  2. Еще один немаловажный пункт, для тех, что мучается вопросом как отучить младенца от рук, это комфорт ребенка от контакта с мамой. Естественно, когда малыш в хорошем расположении духа, с ним нужно играть, учить его ползать и делать с ним упражнения. Но если он просится на руки – не отказывайте. Помните, что потребность в телесном контакте с мамой для малыша это, прежде всего гарантия защиты и спокойствия, которые важны также как и потребность в пище.
  3. Прежде чем отказать ребенку в катании на ручках, убедитесь, не беспокоит ли его что-либо. И если вы склонны оставлять малыша кричащим в кроватке пока он не уснет в полном бессилии, хотя бы проверьте, есть ли у него серьезные поводы для плача.
  4. До четырех лет многие родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок постоянно засыпает на руках. Речь здесь идет опять же о психологическом комфорте и чувстве защиты перед отходом ко сну. Чтобы отучить малыша от этого занятия, попробуйте придумать процедуру, при которой малыш будет самостоятельно лежать в кроватке, а вы сможете петь ему колыбельную или подходить к нему через несколько минут, чтобы успокоить и показать, что вы рядом, любите его и не собираетесь бросать.

Зная причины, по которым малыши просятся в заветную высь, многие вероятно откажутся от идеи отучить своего ребенка от рук. Но стоит помнить, что дети становятся старше и совсем скоро навыки грамотного отказа все равно понадобятся.

Как отучить от рук ребенка старше полутора лет?

Прежде чем вы решите перейти к глобальным действиям, помните, что причины, по которым вы не хотите носить малыша на руках должны быть строго аргументированы. Сюда не относятся усталость или «потому что так удобно заниматься своими делами». Расставьте приоритеты и решите что для вас важнее. Когда вы будете готовы, прислушайтесь следующих советов:

Какой бы способ вы ни выбрали, помните, что он не должен ранить детскую психику. Отвлекайте ребенка от катания на ручках постепенно и очень осторожно. И главное – всегда обращайте внимание на своего малыша и его проблемы. Иногда вместо рук ему бывает достаточно лишь вашего присутствия рядом.

Ребенок просится на руки: брать ли его на руки при каждой просьбе или приучать к самостоятельности? Если отучать, то как? Почему малышу так необходимо “попасть” на ручки? Читайте в этой статье.

Ребенок постоянно просится на руки. Как быть?

Почему дети просятся на ручки?

Требование двухлетнего ребенка взять его на руки может обернуться проблемой.
Малыш может отказываться шагать рядом с идущим взрослым, хотя с удовольствием бегает вокруг него, когда родитель сидит. Такое поведение может выглядеть как лень или демонстративный отказ идти домой, но в действительности это редко бывает так.

Когда ребенок начинает ходить, этот процесс для него не связан с перемещением из пункта А в пункт Б, ходьба для него – это удаление от взрослого, а затем возвращение «на базу». Если база начинает двигаться сама, ребенок чувствует себя растерянным. Он может плюхнуться на землю и заплакать.

Если вы замедлите шаг, он не последует за вами, поскольку не может этого сделать. Если вы вернетесь и возьмете его за руку, малыш сможет пройти с вами несколько шагов, но, даже держась за руку, он не сможет идти с вами рядом – в этот момент он как бы не чувствует, что вы вместе. Поэтому до трехлетнего возраста ребенок просится на руки – так он чувствует, что он с вами.

Почему еще малыши любят сидеть на руках?

  • Во-первых, это дает ощущение особой эмоциональной близости – кроха соскучился, ему хочется, чтобы вы обратили на него внимание, приласкали его.
  • Во-вторых, детские ножки могут отдохнуть.
  • В-третьих, мылыш может быть не здоров или его что-то тревожит (например, режутся зубки).
  • В-четвертых, это дает чувство защищенности и безопасности . Например, кроха теперь выше проходящих мимо собак, которые могут испугать и т.д.
  • И наконец, когда вы берете ребенка на руки, его обзор увеличивается – до этого он видел на уровне ног и колес, а теперь видит все, что видите вы; и он может видеть лица взрослых и слышать, о чем они разговаривают.

Ваш малыш просится на ручки потому, что чувствует одиночество, ему необходимо почувствовать ваше тепло, близость родного ему человека рядом с которым он чувствует себя в безопасности.

Впоследствии, во взрослой жизни, это чувство одиночества, пережитое в младенчестве и в раннем возрасте, повлечет за собой:

  • ослабление чувства собственной безопасности;
  • дети могут вырасти менее уверенными в себе, менее общительными;
  • если мать то нежна с малышом, то груба в отношении к нему, у него может возникнуть установка: «меня любят только тогда, когда я хороший». В связи с этим в дальнейшем может сформироваться низкая самооценка, тревожность.

Маленьких детей можно и нужно брать на руки, когда у них возникает в этом потребность. Для них это необходимо, и это является доказательством того, что мир надежен, а они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесным прикосновениям, ласкам у малыша возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия – способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей.

Иногда взрослые, стремясь воспитать самостоятельного ребенка (особенно если это мальчик), боясь избаловать его и думая, что он уже достаточно «взрослый», все реже и реже берут его на руки, ласкают его. Тогда ребенок по-своему решает свою проблему. Так, если он не удовлетворен количеством и качеством телесных контактов, он может научиться добиваться их различными способами, манипулируя родителями.

Если вы долго не видели ребенка, например, он был в ясельках/садике или у бабушки, и, только увидев вас, кроха бежит сломя голову и бросается на ручки, ни в коем случае не отказывайте – мылыш должен убедиться, что вы все так же его любите и за эти пару часов разлуки ничего не изменилось. Если же вы, оправдываясь усталостью (и т.д.), этого не сделаете, малыш крошка может подумать, что вы его не любите и почувствовать себя брошенным и не нужным.. Если у вас есть проблемы со спиной, сядьте, но возьмите малыша на руки и крепко обнимите.

Ребенок раннего возраста, как правило, проявляет больше интереса к взрослому, который за ним ухаживает, чаще всего матери. Если эти отношения носят эмоционально положительный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность, с помощью которой удовлетворяется потребность ребенка в любви и безопасности. Исследования многих ученых доказали, что если в раннем возрасте ребенок привязан к матери или к другим близким родственникам, в дальнейшем он будет испытывать меньше проблем в учебе и в общении со сверстниками и со взрослыми.

Для ребенка раннего возраста общение со взрослым является необходимым условием его полноценного развития. К сожалению, некоторые родители подменяют истинное общение уходом за ребенком . Они предпочитают в первую очередь выполнить домашние дела, а уж после этого… Как правило, после того, как все дела сделаны, ни у мамы, ни у ребенка не остается сил и желания играть, читать книги… А ведь совместное чтение, игра, беседа с ребенком может принести столько радости, эмоционального тепла, удовольствия и для ребенка, и для мамы. Иногда несколько минут «теплого» общения с мамой, ласковая песенка, нежные прикосновения самого нужного на свете человека могут быть самым главным желанием малыша.

Многие родители торопятся научить малыша читать,считать и т.д. И порой, сами того не замечая, очень давят на него и даже требуют невозможного. Не берите с них пример, всему свое время – придет время и крошка сам попросит вас научить его.. А пока ему нужны Вы: близкий и родной человек, который его понимает, любит, оберегает. Вы для него - олицетворение огромного мира, доброго и приветливого, если вы добры и приветливы и злого и колючего, если это не так.

Как отучить ребенка от рук?

Если ребенок еще не может ходить с вами за руку, а вы не хотите (или не можете) нести его на руках, решением проблемы могут стать:

Если вы продолжаете носить ребенка на руках..

Если же ничего не помогает, и ребенок продолжает кататься на вас, как на личном транспорте, или вы осознанно решили продолжать носить малыша на руках, то:


Таким образом, на вопрос, брать ли ребенка на руки при каждой просьбе или приучать к самостоятельности, однозначного ответа мы дать не можем.. Решать вам.

Главное помните, малыш должен чувствовать себя любимым и нужным!

Мамы жалуются: «Он висит на мне весь день!», «Я даже в туалет не могу сходить одна!», «У меня спина отваливается таскать его целыми днями!». Малыш не отлипает, в манеже вопит, в стульчике не сидит, хочет постоянно быть на руках.

В чем причина?

«Не приучай к рукам, потом на шею сядет!». «Поплачет и успокоится, нечего его баловать». Кто не слышал этих рекомендаций? Но все эти советы появились в очень жестокий период нашей истории: сначала революция, потом война, отсюда и ясли с четырех месяцев, и пятидневка…

Для того, чтобы дети не привязывались, а мамы не бросали работу для ухода за младенцами, и были придуманы эти методы, разрывающие самую важную и глубокую связь в психике человека: взаимную детско-материнскую любовь.

Последствия этой травмы в будущем: жестокость по отношению к себе и другим, нечуткость к чужим потребностям и границам, отказ от ответственности за свою жизнь. Базовое доверие к миру, без которого невозможно взросление и опора на себя, не формируется в отсутствии заботливого и любящего взрослого рядом с младенцем.

Поэтому главный совет такой: младенец до 6 месяцев должен бодрствовать рядом с мамой или другим близким взрослым. Тогда малыш спокоен и тратит энергию на развитие и рост. А когда кроха подрастет, есть свои правила и хитрости.

6-12 месяцев

Вечный двигатель! Это время активного освоения своих физических возможностей: малыш научился переворачиваться, сидеть, теперь его невозможно оставлять без присмотра на кровати. Поэтому так хочется посадить его в манеж или в стул, зафиксировать и немного расслабиться. Но его эволюционная задача совсем другая! Он хочет карабкаться, ползти, все трогать… И это нормально!

Что может предпринять мама?

✓ Вместо манежа - коврик или толстое одеяло на пол (не для тепла, а чтобы лоб не разбил, когда будет терять равновесие).
Несколько небольших игрушек, менять которые лучше каждые 10 минут.

✓ Коврик можно тянуть в другую комнату за собой, вместе с крохой, это так весело!

✓ Если ребенок очень просится на руки, не поднимайте его к себе «на верхний этаж», а присядьте или прилягте рядом с ним, позвольте лазить по себе, используйте эти моменты, чтобы самой поделать упражнения. Даже самая простая «качалочка» (вы лежите на спине, ноги согнуты в коленях и подняты под прямым углом, на голени положить малыша животиком вниз и качать вперед-назад) дарит массу положительных эмоций. Или присядьте к столу, часть кухонных работ можно выполнять сидя, все время подсовывайте малышу различные по форме и тактильным свойствам предметы и кусочки.

Хорошая идея: прыгунки (не ходунки!), но не дольше, чем 15–20 минут. Главное - не поддавайтесь искушению дать крохе гаджет для игр .

Ребенок в возрасте 6–12 месяцев НЕ МОЖЕТ оставаться один дольше, чем несколько минут. Не сводите с него глаз! Секунда - и он уже перевернулся, дополз до края кровати и свалился. Или резво дотянулся до ваших колечек, оставленных на тумбочке, засунул их в рот, в нос. Потянул за край шторы, уронил цветок в горшке, и хорошо если только на пол, а не себе на голову.

Да, это утомляет. Но поверьте, это время довольно быстро закончится. Приглашайте друзей, няню, соседку последить за младенцем, чтобы вы могли передохнуть, но не оставляйте его одного надолго.

12–18 месяцев

Главная ошибка родителей: они начинают водить своего топотыжку за две ручки, потому что он очень хочет ходить, а его опорно-двигательный аппарат еще не готов. Вот тут ваша спина скажет вам: «До свиданья, увидимся у мануального терапевта!». Рекомендации все те же: не поднимать наверх и не помогать ходить, чаще садиться на пол, стимулировать ползание, спокойно выдерживать вопли и требования - здоровье важнее.

Я предложила маме проводить час перед сном в Алешиной комнате, в основном обнимаясь и ласкаясь. И укладывать его долго, не стремясь сбежать. Потому что это основная причина его плохого поведения: он все время вас караулит, чтобы мама была рядом и не уходила, а вы все время стараетесь поскорее сбежать, чтобы заняться своими делами. Не сказать, что Алеша сразу стал как шелковый, все же у мальчика есть проявления СДВГ, но дело явно пошло на поправку.

На приеме мама с сыном 4 лет. , от мамы не отходит, цепляется за ноги, приходит ночью, ноет, постоянно требует внимания. Мама истощена, есть еще 1,5-летняя малышка. Оказалось, что в раннем младенчестве Алеши родители с месяца , в другой комнате. «Свекровь сказала, так лучше для всех, мы будем высыпаться, он быстрее отучится от ночных кормлений. Но он кричал ночи напролет до полугода. Потом привык, но днем стал невыносим, все время бдит, не отпускает меня никуда, даже в туалет!».

Ох уж эти гаджеты!

Второе мое наблюдение касается новых реалий: гаджетов и соцсетей. Когда я начинаю расспрашивать мам, чем им так мешает младенец на руках, оказывается, что мама-то хочет спокойно пообщаться в сети, а малыш не дает. Крохе без вашего внимания становится скучно, грустно, неудобно, и он опять хочет к вам. И даже когда мама вроде бы занимается ребенком, но в руке у нее смартфон, малыш не получает внимания и начинает капризничать, стараясь переключить маму на себя. Та злится, сажает его в стульчик, сует в руки игрушку. Ребенок повышает громкость - и через пять минут мы имеем полноценный скандал в благородном семействе.

Маме-кудеснице удается удерживать ребенка на коврике или в стульчике, только если непрерывно и заинтересованно общаться с ним. Редко малыши сами послушно играют в кубики, хотя бывают и исключения. Как это примерно может выглядеть? Вы готовите, вещая в режиме «в эфире Детское Радио», каждые две минуты подкладываете крохе новый предмет, присаживаетесь рядом, весело что-то воркуете и не забываете повеселить и пощекотать малыша. Идете ванную? Пусть малыш проползет этот метр, ведь так намного интереснее.


Развивать малыша, четко следуя какой-то одной методике, вовсе не обязательно. Большую пользу принесут комплексные развивающие занятия для детей.

Ребенок растет, как цветок: хорошо удобрите почву и будете регулярно поливать - получите роскошную розу. Но не сразу. Младенец, напитавшийся вашим вниманием и уверенный в собственной безопасности, в должный момент станет играть самостоятельно и будет отпускать вас не только в туалет, но и в соцсети. Но это произойдет только если он будет абсолютно уверен, что вы никуда не денетесь.

Для ребенка важно ваше присутствие рядом, ваше внимание. Это не значит, что вы должны быть постоянным аниматором и транспортным средством. Ищите способы обращаться с малышом, чтобы он получал ваше тепло и заботу, но не висел на вас круглосуточно.

Здраствуйте!

подскажите пожалуйста,в каком возрасте дети начинают пытаться манипулировать родителями и просится на ручки при помощи плача?Ребенку 1,5 месяца,например,сегодня не спит с 10 утра.То кушать,то какать (иногда перед покаком болит живот и она плачет,но после чаще всего успокаивается),то позыркать мобиль,потом опять кушать,какать и так по кругу.Сейчас почти 9 вечера,то есть не спит 11 часов уже,ну час подремала на улице на прогулке с собакой.Только кладу в кроватку сразу начинаются вопли,беру на руки-тишина и ребенок либо довольно все вокруг разглядывает,либо начинает дремать,только кладу опять вопли.Лежит в кроватке,выплевывает соску,я дам соску обратно в рот,через секунд 20-30 опять выплюнет и тд.Если честно я уже заколебалась бегать соску подавать,я элементарно в туалет не могу сходить или в душ,потстоянно вопли.На руках держу она соску не плюет.Это притворство и просто желание быть на ручках?Допускаю что может побаливать живот,но сейчас у меня в этом сомнения,да и не перестанет же живот болеть моментально на руках?Понимаю что бороться надо оставляю в кроватке и давать прореветься чтобы она поняла что засыпать надо в кроватке.Какое время тогда ждать?Я читала что до 3-4 мес дети сами успокаиваться не могут и вариант "дать прореветься" использовать нельзя и надо сразу утешать идти.Но тогда получается замкнутый круг какой-то...Так ли это?Я сегодня целый день ее на руках таскаю.Она точно сытая,сухая и тд,то есть причин для плача нет.Но когда в кроватке оставляю орет истерично,вся краснеет,изгибается,вопли дикие...Неужели такое просто чтобы взяли на руки?

Здравствуйте! Ребёнок, девочка 3,5 года постоянно просится на ручки, именно к маме) Даже погулять нормально не можем, даже до магазина дойти проблема, просится чтобы взяли её. Хотя с папой, бабулей и дедулей может спокойно гулять и ходить. Это уже становится проблемой (так как спина болит, весит она уже 19 кг, не худенькая... Много раз объясняла ей и в простой форме (пожалей маму), игровой и даже грубо, но тогда просто истерика, и она ещё больше вцепляется и от мамы вообще не отходит (Что посоветуете?

Татьяна555

Merbay

Модератор

Татьяна555, здравствуйте.
Через некоторое время психолог прокомментирует Вашу ситуацию и поможешь разобраться в сложившейся ситуации.

Здравствуйте, Татьяна555! Подскажите, пожалуйста, есть ли у дочки брат или сестра? Если да, то какого возраста? Ходит ли дочка в детский сад? Есть ли у нее какие-то медицинский диагнозы? До какого времени она была на грудном вскармливании? Была ли ситуация разлуки с Вами на длительный период?

Мария Виноградова,
Дочка одна, братьев и сестёр нет, Кстати когда она общается с двоюродной сестренкой (6 лет) она вообще про маму забывает) даже оставалась с ней ночевать). Хотя даже с бабушкой не остаётся. Но сейчас сестренка уехала..Дочка ходит в детский сад с 2,7 лет. Там прекрасно остаётся, никогда не плачет при расставании (за редким исключением, когда не выспалась, например). Дочка здорова, никаких диагнозов или хронических заболеваний нет. Грудью кормила довольно долго, почти до двух лет- 1,9. Длительной разлуки не было. Максимум на пол дня. Она как-то всегда ручная была) Но сейчас это переходит рамки, так как уже большая, а я её в садик каждый день на ручках тащу... И вообще, очень привязана к маме, с папой играет конечно, но предпочитает все делать с мамой, даже одеться, в туалет сходить и т. д

Татьяна555

Татьяна555, как я вижу - проблем по здоровью или внешних предпосылок для развития необходимости в Ваших руках у дочки нет. Поведение дочки с двоюродной сестрой может говорить о дефиците внимания: как Вам кажется, дочка получает достаточно заботы и ласки от Вас? Как часто вы с ней играете/читаете/куда-то выезжаете вместе? Вы уже вышли на работу на полный день?

Мария Виноградова,
В том то и дело, что внимания по-моему, я ей много уделяю) Мы все время (вне сада) все делаем вместе, она как хвостик ходит) мы и рисуем и читаем. Только в выходной, в субботу на 3-4 часа у бабули, бывает, остаётся, и то с неохотой. Я не вышла на работу. С ней и в поездки на море ездили. И там, на отдыхе, дочка тоже просилась ко мне на ручки. До смешного, выходим из номера, идём на ужин в ресторан. А она не идёт ножками, а запрыгивает на меня, и попробуй не взять, сразу и истерика (даже погулять с ней не могу... Хотя если вокруг дети, и есть с кем играть, она конечно отвлекается...

Татьяна555

Татьяна555, возможно, все дело в страхе: дочка чувствует небезопасность этого мира, и доступность Ваших рук является гарантией того, что все в порядке, все будет хорошо. Видимо, только рядом с детьми дочка ощущает возможность расслабиться и выразить себя. Может быть, в ее жизни был случай/ситуация, когда после ее слов или поступка ее грубо оборвали/наказали/накричали/пригрозили, после чего появилась такая тяга к Вашим рукам? Или так было с самого начала?

Как вы считаете, можно ли это грубо пресекать. Например, не буду брать на руки и все, хоть расшибись... Как некоторые советуют. Или надо другие подходы искать... Я конечно понимаю, она быстро вырастит, это временная проблема. Но хотелось бы решить её без последствий...

Мария Виноградова,
Кстати, никто больше в семье не берет её, бабуля вообще сказала, что ей нельзя просится на руки, и она к ней не лезет) У меня такое ощущение, что дочка на мне отрывается) только я её и таскаю. Но я уже устала что-то... Но к ручкам она все время как-то тянулась... Спит кстати она отдельно, на своей кроватке. Я с ней ложусь, читаю книги, и она засыпает. Я ухожу спать отдельно.

Татьяна555

Татьяна555, раз дочка постоянно просится к Вам на руки, значит, для нее это сейчас очень необходимо. Лишать ребенка одной из главных потребностей в этом возрасте чревато психологической травмой ("Даже мама не принимает меня, значит - я плохая!") и стрессом ("Никто не любит меня, я никому не нужна"). Пока у Вас есть возможность, я бы рекомендовала не отказывать дочке в тепле Ваших рук. Единственное: Вам нужно понемногу дистанцироваться от нее и давать ей побольше свободы: пусть пробует больше играть одна (в этом возрасте дети уже могут играть самостоятельно от 10 минут до часа), если Вы играете вместе, отдавайте дочке роль победителя (например, она побеждает дракона или какого-то другого отрицательного персонажа) и хвалите ее после каждой победы: "Какая ты молодец: не испугалась и справилась с ним! Я горжусь своей девочкой!" Важно сформировать у дочки уверенность в себе, и тогда она будет все меньше и меньше искать защиты у Вас на руках.
Если видите, что дочка тянется к детям, старайтесь чаще бывать на площадке и ездить в гости к друзьям с детьми. Дочка будет все чаще расслабляться и быть самой собой.

Татьяна, если Вы хотите, чуть позже я могу прислать рекомендации по поводу формирования у дочки уверенности в себе.

Мария Виноградова,
Да, спасибо большое! Пришлите пожалуйста рекомендации.

Татьяна555

1. Не вешайте «ярлыки» на ребенка. В порыве досады многие из родителей бросают в ребенка фразами: «Какой же ты недотепа!»; «Ты у меня ужасный неряха»; «Просто тупица!»; «От тебя не будет толку в будущем» и так далее. Если ребенок изо дня в день слышит про себя нелестные отзывы от самых близких и родных людей, вряд ли он будет думать о себе обратное и вырастет с адекватной самооценкой.

2. Не сравнивайте дочку с другими детьми. Зачастую дети и сами понимают, что, к примеру, «Маша намного способнее в учебе», а «Миша – сильнее и увереннее в себе». Ваш ребенок и сам постоянно сравнивает себя с ровесниками и, таким образом, формирует внутреннюю самооценку. А если Вы еще и «помогаете» ему в этом (регулярно критикуете и приводите обидные сравнения), самооценка дочери рано или поздно упадет до самого минимума.

3. Не подавляйте ребенка в ссорах. Разрешите дочке высказывать свою точку зрения и отстаивать собственное мнение. Не подавляйте ее там, где в этом нет необходимости. Нередко родители совершают серьезную ошибку, когда не дают ребенку сказать ни слова в свое оправдание. Столь жесткое подавление личности может самым негативным образом сказаться не только на уверенности в себе, но и на общем психическом здоровье.

4. Предоставляйте право выбора. Разрешите ребенку принимать самостоятельно некоторые решения: при выборе игрушек, предметов одежды или маршрута прогулки. Все это сделает его более самостоятельным.

5. Разговаривайте с дочкой. Нередко доверительная беседа в спокойной обстановке творит настоящие чудеса: расскажите, как, будучи ребенком, Вы чего-то боялись, или что-то Вам никак не удавалось сделать, но как успешно Вы справились со сложностями и как со временем становились все более уверенным в себе.

6. Хвалите ее. Ребенок должен чувствовать себя самым любимым и понимать, что для своей семьи он - самый лучший на свете. Отмечайте ее достижения (даже самые незначительные - например, самостоятельное кормление или одевание), говорите дочке, что она очень красива, талантлива и способна, что Вы верите в нее и знаете, что у нее все получится.

7. Говорите правильные слова-установки. «Мы рады, что ты у нас родилась»; «Мы очень любим тебя»; «Мы понимаем тебя»; «Мы всегда защитим тебя»; «Мы доверяем тебе». Эти фразы нужно произносить хотя бы раз в день, - главное, чтобы они проговаривались искренне.

8. Давайте дочке небольшие задания, которые бы она с успехом могла выполнить. Возможно дочка прекрасно умеет вытирать пыль или идеально складывать свои вещи в шкаф – значит, надо просить ее это делать и подчеркивать отличное выполнения задания. Покажите дочке, что она способна сделать некоторые вещи даже лучше Вас.

9. Учите не бояться неудач. Объясните дочке, что все совершают ошибки, и это вполне естественно. Приучайте ее решать проблемы, смело смотря вперед. Настраивайте на позитивное мышление: даже если сделать ошибку, это все равно будет жизненный опыт, с которым будет уже легче идти по жизни.

10. Подбирайте литературу , которая бы учила выходить с достоинством из самой сложной ситуации и наглядно демонстрировала бы, что только сильный духом и уверенный в себе человек может решить любую проблему. Вспомните детские сказки "Кот в сапогах", "Золушка" и так далее.

11. Найдите сферу, где ребенок был бы наиболее успешен. Например, если дочка не умеет рисовать и сама понимает, что ее картины намного хуже, чем у других ребят, не стоит заставлять ее заниматься рисованием. У каждого обязательно найдется та сфера, где он смог бы максимально проявить свои таланты: кто-то в пении, кто-то в спорте, кто-то в театральной студии. Но эти таланты проявляются не сразу, – порой нужно попробовать несколько секций/кружков, чтобы понять, в чем действительно силен ребенок. Поддерживайте все начинания дочери и предоставьте ей возможность выбрать занятие по душе.

12. Создайте правильную обстановку дома. Спокойная, гармоничная атмосфера в доме, благоприятный психологический климат – пожалуй, одно из самых главных моментов в психологическом развитии ребенка. Если малыш видит любящих друг друга родителей, понимает, что его любят и уважают как личность, то он вырастет с адекватной самооценкой и уверенностью в себе. Не стоит забывать, что то, какая самооценка будет у дочки, в первую очередь, зависит от вас, родителей.