Как выглядит московская школа будущего. Какой должна быть современная школа? Какой должен быть облик школы будущего

Сочинять прогнозы – дело неблагодарное. Вспомнить только фильм «Назад в будущее». Если верить сюжету, у всех подростков уже должны быть самошнурующиеся кроссовки и летающие скейтборды. А ни того, ни другого пока не видно. Но всё же давайте немного пофантазируем и представим, как будет выглядеть школа будущего.

Процесс обучения

Информатизацией уже никого не удивишь. Электронные дневники, позволяющие проверить оценки ребёнка через интернет. Система «Посещение и питание», благодаря которой родители получают push-уведомления на телефон сразу после того, как ребёнок вошёл в школу или вышел из неё. Про электронные учебники-планшеты и интерактивные доски даже и говорить не стоит.

Сфера IT развивается колоссальными темпами и не собирается останавливаться. Скоро все дети смогут получать всю необходимую информацию на онлайн-уроках и сдавать экзамены в лучшие университеты и колледжи, не выходя из дома.

Если вся информация находится в свободном доступе, неизбежно встаёт вопрос – как изменится роль учителя? Многие до сих пор воспринимают учителя как «ментора» и практически единственного носителя информации. Но в будущем преподаватель станет скорее своеобразным «проводником» в мир информации.

Изменится и роль школьного образования, и само значение термина «образованный человек». Сегодня образованным называют человека, обладающего большим количеством информации (того, кто помнит законы Ома, сюжет трагедий Софокла и «Евгения Онегина» наизусть). В будущем в таком количестве знаний просто не будет смысла, а образованными людьми будут называться те, кто знает, где информацию найти, как её проверить и как с ней обращаться.

Среда и архитектура

Всё больше архитекторов, урбанистов и, конечно, футурологов говорят о так называемой «умной среде». Что это значит?

Нет никаких предпосылок к тому, чтобы здания становились больше и просторнее. Скорее наоборот – они будут сужаться, но при этом становиться функциональнее. И офисы, и дома, и образовательные учреждения получат возможность «считывать» поведение человека, подстраиваться под его нужды и даже контролировать его работоспособность.

Представьте себе школьную парту, которая подсчитывает, сколько времени ребёнок провёл за учёбой, а сколько – в разговорах с одноклассниками?

Питание

Уже сейчас питание в школах заметно меняется (это – общемировой тренд). Детей стараются меньше кормить тяжёлой, калорийной пищей и всё больше – полезными, по мнению современных диетологов, продуктами.

Оно и понятно – дети, также как и всё остальное человечество, всё меньше двигаются и всё больше едят. Надо же что-то с этим делать?

В московских школах с этого года тоже принялись за изменения школьного рациона. Убрали манную кашу, заменив её на менее калорийные крупы и творожные продукты. Сдобные булочки заменил полезный зерновой хлеб. Добавили больше блюд из яиц и мяса. И вкусно, и полезно.

В будущем процесс, скорее всего, будет развиваться по той же схеме. Просчитанный до мелочей ежедневный рацион, а может быть, и вовсе замена привычной нам еды на вещества, уже содержащие все необходимые микроэлементы.

Уже изобретён так называемый «Сойлент» – напиток, употребляя который, можно жить вовсе без еды и чувствовать себя прекрасно (он уже содержит все необходимые для поддержания жизнедеятельности вещества). Выгоду от таких изобретений для госучреждений трудно переоценить. Конечно, немного грустно представлять себе будущее без сладкой булочки и чашки чая, но оптимизация расходов и времени, скорее всего, победит и здесь.

Кружки и секции

Раньше под дополнительным образованием подразумевали какое-то милое детское хобби, не имеющее почти никакого применения во взрослой жизни (мягкая игрушка, бисероплетение или выжигание по дереву). На сегодняшний день всё больше занятий подчинены развитию какого-то навыка, который пригодится в дальнейшем. Иностранные языки, робототехника и даже изучение нанотехнологий – всё это входит в программу дополнительного образования в Москве.

Всё больше детей переключаются на проектную деятельность. Это связано с тем, что профессиональная жизнь большинства людей меняется – если раньше школы готовили исполнительных рабочих, то сейчас более востребованы креативные умы и управленцы, способные на неформатные решения и многозадачность.

Уже сейчас дети параллельно с учёбой развивают индивидуальные проекты. Например, ученики московского лицея №1502 в этом году разработали «умный материал», который в будущем будет незаменим в лицевой хирургии. А ещё одна столичная школьница Дарья Екимова изобрела дешифратор языка глухонемых.

Так что тот день, когда дети будут заниматься научной и творческой деятельностью наравне со взрослыми, вовсе не так далёк, как кажется.

Хороша ли такая нагрузка для эмоционального состояния ребёнка? Вопрос спорный. Но с чем действительно можно согласиться – жизнь взрослых людей точно так же становится всё более трудоёмкой, и в будущем от человека потребуется ещё больше интеллектуальных усилий для поддержания профессиональной деятельности.

Сейчас моя школа обыкновенная, но в будущем она станет другой. Я думаю, что в ней появятся специальные двери, чтобы проходить, по специальным ключам; электронные учебники и тетради. Кабинеты будут с новым оборудованием. Учителей не будет, а будут голограммы Вместо обычных столов, будут летающие столы, а портфелей не будет, будут маленькие сумочки для планшетов. Ручки будут специальные для планшетов.

Игровые телефоны будут большие, с играми для мозга.
Форма будет свободная, и можно надевать разную одежду.
Спортзалы будут оборудованы специальными тренажерами, для детей разного возраста.

На территории школы появятся площадки для детей разного возраста.
Школа с уличной стороны будет выглядеть по-другому, там будет нарисована природа с животными и детьми. Такой я вижу свою школу через много лет.
В моем представлении, дети станут счастливыми в школе будущего.

Сочинение 2

В школе дети учатся целых 11 лет. За 11 лет жизни ребенок получает колоссальное количество знаний. Давайте пофантазируем - как в будущем будет выглядеть школа? Какие приоритеты она перед собой будет ставить?

Мне кажется, в школе кардинально поменяется система образования. Многие предметы будут преподаваться с помощью виртуальных систем. Еще появится система обучения во сне. Когда ребенок спит, а знания «закачиваются» ему прямо в голову. Остается лишь их начать применять на практике. В настоящий момент появляется много смежных предметов: физическая химия, биоинформатика и другие. Многие научные дисциплины идут рядом с компьютерными технологиями. Ряд научных открытий вначале считается компьютерной программой, а потом уже на практике оттачивается. Поэтому компьютерам и компьютерным технологиям будет уделена гораздо более важная роль, чем сейчас. К каждому ребенку необходим будет более индивидуальный подход, чем сейчас. Необходимо развивать индивидуальные способности и возможности. Сейчас каждый ребенок не индивидуализирован. Всем дается одна унифицированная система знаний.

Также изменится и само пространство для знаний. Здания школы будут иные. В классах будет более мягкая и творческая атмосфера и, надеюсь, не будет никакой муштры. В классах будут стоять не парты, а мягкие кресла, коврики. Некоторые предметы может преподавать виртуальный учитель, или учитель находящийся далеко от школы. Хотелось бы, чтобы этот учитель был профессионалом в своей области, возможно научный исследователь, который может также и в школе преподавать детям. Или художник, преподающий изобразительное искусство.

Дневники, тетради, учебники – они все станут в электронном виде. Работы каждого ученика будут доступны. Отличные проектные работы могут посмотреть как учителя, так и ученики. Им будет на кого равняться в будущем.

Я с нетерпением жду школу будущего.

Вариант 3

Школа будущего – это такая школа, которая ждёт нас через несколько десятилетий. Скорее всего концепция школы не изменится, ученики будут учить материал, сдавть экзамены, поступать в вузы, но то как будет выглядеть сама школа – это уже совсем другой вопрос. Весь современный мир становится всё более и более компьютезированным и технологичным. Даже сейчас в школах происходят многие изменения, которые ещё пол века назад будоражили бы умы учащихся: электронные дневники, компьютерные классы, в каждом классе проекторы, все экзамены сдаются под камерами в онлайн режиме, вся система образования из консерваторской переходит в систему образования будущего.

Скорее всего каждые десять лет эти изменения будут становиться всё заметнее. Я пошёл в первый класс школы в 2009 году и даже тогда, девять лет назад не было всех этих устройств. Сейчас же они есть абсолютно в любой, даже самой небольшой школе.

Также надо заметить, что меняется формат экзаменов. Ещё наши родители вытягивали билет сдавая экзамен и вот теперь через небольшой промежуток времени, появились столь практичные задания в форме тестов. Теперь поступление в институты стало более открытым и честным.
Также не стоит забывать о учителях. Я думаю, что совсем скоро их заменят компьютеры, а потом и роботы в которых будут встроенные специальные датчики. Скорее всего уже наши дети не смогут писать мелом на такой родной зелёной доске, я думаю, что вместо них будут использоваться интерактивные доски абсолютно повсеместно.

Но я считаю, что самое важное абсолютно в любом случае – оставаться хорошим, прилежным, усидчивым учеником. Только в этом случае ты получишь качественное образование, вне зависимости от того, кто тебя обучает: робот или обычный учитель. Только когда ты полюбишь школу, вне зависимости от того технологичная она или нет, тебе будет нравиться обучение. А вообще, с очень большой вероятностью школа всё таки изменится и я надеюсь, что в лучшую сторону. Но всё таки повторюсь, что не важно как выглядит сама школа, а важно качество твоих знаний, которые тебе предстоит пронести через всю жизнь. Ведь именно от них зависит, насколько лёгкий или тяжёлый будет твой жизненный путь.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Бунина Красавица сочинение

    Иван Алексеевич Бунин написал рассказ на семидесятом году жизни. В этом возрасте переосмысливаешь прожитую жизнь, видишь людей насквозь. Чтобы понять человека можно просто посмотреть его отношение к другим.

  • Сочинение Может ли поражение стать победой 11 класс

    Люди любят побеждать. Вкус победы дарит наслаждение долго. Победы могут быть глобальными, а могут быть ежедневными и мелкими. Существует победа над собственными страхами, ленью.

  • Два отца: Тыбурций и судья - сочинение для 5 класса

    В произведении «В дурном обществе» Короленко рассказал про взаимоотношения двух разных отцов со своими детьми. Мужчины абсолютно разные, у них разный достаток и уровень жизни. У каждого свой круг общения.

  • Чичиков на балу у губернатора в поэме Мертвые души Гоголь

    В городе, который просто обозначается буквой Н., жили разные люди. Одни были толстыми, а другие тонкими. Тонкие мужчины старались окружить заботой и вниманием красивых девушек

  • Раньше люди очень много мечтали. Мечтали летать как птицы, быстро передвигаться или просто облегчить свою жизнь. Но проходило время, и мечты превращались в реальность.

Нашим детям приходится учить в школе гораздо больше, чем нам. А голова у них такого же размера, что и у родителей. Поэтому либо нужно сокращать какие-то дисциплины, как, например, астрономию, либо менять систему обучения. На самом деле выбора не существует, считает Василий Филиппов, один из самых интересных молодых российских предпринимателей в сфере высоких технологий.

Александр Грек

Вася Филиппов — личность не медийная, и я с ним познакомился случайно. Но уже через несколько минут разговора был поражен его масштабом, и разговор затянулся на часы. Василий — классический ребенок из академической питерской семьи, папа и мама — профессора в области физики и математики. Так что сомнений, кем стать, у Васи с детства не было: конечно, ученым-физиком. Главные увлечения — математика, физика и программирование. Получалось неплохо: Василий победил во Всероссийской олимпиаде по физике, правда, на международной взял только бронзу. Поступил на математический факультет, как он выражается, «чтобы фундаментально знать математику», и на третьем перевелся на физической факультет. Параллельно набивал руку на кодировании, долго разрываясь между увлечением квантовой теорией поля и программированием. В общем, типичная жизнь, скажем, студента физтеха.

Также, что типично для студентов, основал с друзьями стартап. Но вот дальше все пошло нетипично. Стартап специализировался на программах для наладонных компьютеров, PocketPC, предшественниках современных смартфонов. «Когда PocketPC в 1999 году первый раз попал мне в руки, было полное ощущение, что держишь в руках будущее. Девайс из будущего», — вспоминает Вася. На тот момент не было никаких ресурсов для разработчиков. Ребята решили, что будут писать статьи, как программировать PocketPC. Сами ничего не знаем, но всех будем учить. И поскольку кроме них никого не было, они вдруг оказались экспертами. «Как писалась статья? — вспоминает Филиппов. — Сам ничего не знаешь, садишься, разбираешься, а потом пишешь. Неожиданно повалили заказы».


Первые года два делали для других, а потом решили делать продукты под своим брендом — SPB Software. В конце 1990-х — начале 2000-х это было очень трудно — что-то в России делать для всего мира. Трудно и страшно. Первые пять продуктов не пошли. Шестой пошел получше. Седьмой еще лучше. Восьмой стал номером один в мире. Потом и компания стала номером один в мире. А еще через некоторое время — номером один с большим отрывом. Шесть из топ-10 продаваемых программ для PocketPC были питерскими.

SPB Software стал мировым экспертом в области PocketPC. Лучше ребят эту систему знал только Microsoft. Сначала питерцы научились делать очень хорошие продукты, а через некоторое время — и очень успешные. В какой-то момент поисковик Google по запросу SPB сначала выдавал SPB Software, а уж потом Санкт-Петербург. После PocketPC компания начала разрабатывать продукты под Android, программы для мобильного телевидения, сотовых операторов, и в итоге компанию купил «Яндекс».

Никто, кроме нас

«После этого я три года работал в «Яндексе», и мне там очень нравилось — прекрасная компания и хорошие люди, — Василий пытается понятно объяснить невероятное — как он ушел из компании, куда все пытаются попасть. — Но объективно я понимал, что без меня «Яндекс» справится. А вот мою идею насчет образования если не реализую я, может никто не реализовать». А идея у Василия была глобальная. И для этого он основал международную компанию MEL Science со штаб-квартирой в Лондоне и отделом разработок, конечно, в Санкт-Петербурге.


«У меня четверо детей, поэтому о проблемах современного образования я знаю не понаслышке. И им сейчас надо учить намного больше, чем учил я. У меня, например, в школе вообще не было IT, в частности программирования. Сейчас это большой важный пласт, — Василий говорит о том, что волнует большинство родителей во всем мире. — Лет через десять это будет не один, а два-три предмета только по информационным технологиям, биология за последние тридцать лет скакнула вперед фантастически. У меня в школе это были пестики-тычинки, а у современных детей — ДНК, РНК, и это все объективно очень важно. Сегодня биология чуть ли не наука номер один. И это все надо учить. Но и все то, что учил я, тоже никуда не делось. А голова у них такого же размера, как у меня. И времени на школу столько же. И что с этим делать?»

Если сокращать какие-то предметы за счет углубления других, из школы будут выходить узкие специалисты, что не очень хорошо, потому что слишком много всего интересного происходит именно на стыках наук. Плохих решений много: например, перестать чему-нибудь учить — скажем, астрономии. Хорошее решение только одно — начать учить эффективнее. Просто сказать, но трудно сделать. Как считает Василий, самая большая проблема современного образования — зубрежка. Это не работает. Экзамен прошел, забыли все, не осталось ничего. Так работает наш мозг — мы плохо запоминаем факты. Зато мы хорошо запоминаем суть событий, логику развития вещей, базовые принципы, визуальные вещи. Если ты в десятом классе съездил, например, в Париж, ты до сих пор что-то из этой поездки помнишь. Сделать переход от зубрежки к пониманию значит фундаментально улучшить образование.


Наука как игра

Хороший урок состоит как минимум из двух частей. Первая часть — эксперимент, демонстрация эффекта. Пока ребенок не начал что-то делать сам, уровень вовлеченности низкий. Как только вы даете ему что-то делать самому, у него загораются глаза. Ему интересно — и он твой. А самые эффектные опыты — в химии. Они красочны, это магия. Но проблема в том, что если ничего не объяснять, то они так и останутся магией, фокусами. «Как-то на выходных я делал с детьми опыты и поймал себя на мысли, что не могу объяснить им, что происходит внутри, — вспоминает Василий. — Я полез в YouTube, думал, найду хорошее объясняющее видео, но там на эту тему — ноль. И в этот момент я понял, чем хочу заниматься и что я принесу этому миру». Прикрутить к первой части — красочному эксперименту — не менее красочную вторую часть, объясняющую эффект. И если в физике, качая шарики, ты можешь понять какие-то закономерности в механике, то в химии шансов нет. Это еще одна причина, почему мы решили начать с химии.


Первая и наиболее эффектная часть курса химии от Василия Филиппова — собственно химические опыты. С пиротехническими эффектами, выращиванием причудливых кристаллов, чудесными превращениями одних материалов в другие. Обычно на этом все и заканчивается. Главное ноу-хау Василия — сразу после химического шоу доступно рассказать и показать детям, что на самом деле происходит внутри молекул и атомов. Если это ему удастся, химия станет самым любимым школьным предметом.

Rocket-science

Но как увлекательно объяснить ребенку суть химических реакций? Дать ему возможность «нырнуть» на микроуровень, позволить своими глазами увидеть, как взаимодействуют атомы и молекулы. И тут трехмерная компьютерная визуализация, а особенно технология виртуальной реальности VR — идеальный помощник. В науке, как правило, понять базовые принципы, уяснить суть — значит связать то, что ты видишь своими глазами, с тем, что происходит на уровне микромира. Вода закипела, и если ты можешь увидеть, как себя ведут молекулы воды, то поймешь суть процесса. Как самые быстрые отрываются, а самые медленные продолжают держаться друг за друга, и из-за этого вода испаряется. И когда все это связывается, картинка явления становится полной. Ребенок не зазубрил, но понял, что там происходит. Синтез микро- и макромира. Это хорошо работает в биологии (понять, например, как устроена клетка), частично в физике (там очень много математики) и прекрасно в химии. Вместо того чтобы зубрить, как в разных случаях ведет себя азотная кислота, мы можем погрузить ребенка внутрь реакции, и он увидит, почему и что там происходит, поймет и запомнит на долгие годы, а то и на всю жизнь.


После химических опытов дети могут попасть внутрь молекул. Для этого можно воспользоваться обычными компьютерами и планшетами, но лучше всего дети воспринимают виртуальную реальность. Чувствуешь себя Алисой в стране чудес. Химических чудес.

Чтобы покрыть школьный курс химии, биологии или физики, нужно порядка тысячи уроков. Сделать тысячу уроков руками — это неподъемные миллиарды инвестиций. Но этого и не надо. Надо создать платформу, которая позволит делать эти уроки очень быстро. Например, химия. Надо написать код, который симулирует поведение химической реакции. Это непросто, это действительно rocket-science, но сегодня возможно. Сейчас мы можем взять уравнения квантовой химии, решить их, пустить поверх всего этого молекулярную динамику и показать на атомном уровне, как идет химическая реакция. То же самое можно сделать с клеткой в биологии, смоделировать, что происходит внутри нее.


Конкретный пример — соль, например, как она растворяется в воде. На YouTube существует всего одно видео, которое более-менее правильно показывает этот процесс изнутри. Если проблемы решены на данном уровне, то дальше уже учитель может описывать урок в терминах более высокого уровня. Такое-то вещество в такой-то жидкости, запускаем процесс растворения, описываем реакцию, а вот наш код симулирует то, что происходит внутри. Задача учителя — рассказать о реакции максимально педагогически правильно. Такой урок можно сделать за день-два. В этом случае 1000 уроков — подъемная задача. Можно и без миллиарда долларов сделать.






Образование по подписке

MEL Science первым предметом выбрали химию. Прежде всего надо создать хорошие химические наборы, для того чтобы можно было поделать эксперименты руками. «Это очень интересная работа, — говорит Василий, — вот ты месяц сидишь и думаешь, как эффективнее покрывать листок гальванопластикой. Пробуешь такой метод, сякой. Большая проблема химического опыта — повторяемость. По себе помню, сел с детьми делать опыты, а они не получаются. И мой авторитет отца у детей начинает таять на глазах. Это и для взрослого ученого тяжело: пробуешь — не получается, пробуешь — не получается. А у ребенка просто терпения не хватит. Глаза тухнут, всё. Поэтому я решил — у нас будет получаться всегда. Если мы делаем химический набор, мы хотим сделать лучший химический набор в мире».


Изобретенный нашим соотечественником Андреем Дороничевым кардборд, который прилагается в наборе, — ваш первый пропуск в мир виртуальной реальности. Не пройдет и года, как эта технология станет стандартом для мобильных телефонов, и на смену картонным очкам придут настоящие VR-девайсы.

Проблема химии в том, что большинство веществ выглядят как вода или обычная соль. Сейчас мы можем показать любое вещество в VR. На каждой баночке в наборе есть код, подносишь ее к телефону, и он показывает, что это за вещество, 3D-молекулу, структуру кристалла. Можно засунуть ее в очки виртуальной реальности, посмотреть ее там, полетать в буквальном смысле внутри вещества. Если очков VR нет, то можно посмотреть на обычных экранах компьютеров или смартфонов. В марте MEL Science запустил первые уроки в VR, а в сентябре появится первый готовый курс. Когда ребята начинали проект пару лет назад, казалось, что виртуальная реальность станет доступной через пять-семь лет. И тут все ошиблись — VR будет везде уже завтра. Но проблема в том, что это очень-очень новые технологии, сетует Василий. Ты всегда должен работать с версиями библиотек, которые пока не вышли.


Еще одна фишка MEL Science — подписка. В чем недостаток существующих химических наборов? Тебе дарят на Новый год или на день рождения красивую коробку, папа один-два раза с ребенком что-то делает, а потом она пылится на полке. И это типичная история. А подписка решает эту проблему. Раз в месяц по почте приходит набор и волей-неволей заставляет родителей по выходным заняться с ребенком. Первым приходит стартовый набор с разнообразной химической посудой и картонными очками для просмотра VR, который и используется в дальнейшем. Подписываться можно с любого момента. Осложняет задачу то, что все задания MEL Chemistry не выстроены в курс. Занятия строятся исходя из того, что ребенок не знает почти ничего. Только самые базовые вещи — что такое молекула и атом. Любой опыт может быть первым опытом ребенка по химии. Каждый раз почти с нуля рассказывать — плата за то, что это не курс.

Сейчас MEL Science запускает новый продукт, и это уже будет курс — с началом и концом. Курс может заменить школьную программу. А текущий набор MEL Chemistry — это дополнительное образование. Поэтому и требования по интересности гораздо выше. Школа может позволить давать что-то скучное, потому что дети обязаны это учить, а MEL Science — нет.


Так выглядит образование XXI века — очки виртуальной реальности, набор химической посуды и наборы «выходного дня» по подписке. Но главное в кадр не попало — это интерактивные занимательные истории о том, что происходит с веществами в результате химических реакций.

Есть разные рынки и разные потребности. «Я вижу три больших направления, — глаза Василия Филиппова горят. — Это внешкольное образование, дополнительное к школьному. Как у спортсменов — физкультура в школе есть, но если ты хочешь чего-то добиться, идешь в спортивные секции. Хочешь математикой заниматься — идешь в математический кружок. И учишь там не просто то, что в школе, а совсем другое. Комбинаторику или теорию графов, которую тебе в школе не дадут. Так и здесь. Сделать опыты, которые в школе не делают, и узнать что-то новое. Другой продукт — целый курс. Учить химию, физику или биологию. И третий сегмент — для школ. Тоже курс, но не замена школьному, а встраиваемый в школьную программу». Сейчас MEL Science работает на трех рынках: главный — США, второй — Великобритания, не забывает Василий и свою родину — Россию. И если вначале компания существовала как личный проект Василия (напомним, что он помимо всего прочего и хороший предприниматель), то в прошлом году в его проект вложила $2,5 млн инвестиционная компания SistemaVC, венчурная дочка АФК «Система». И главное — его идея действительно работает. Уже несколько моих знакомых семей знают, чем заняться с детьми по выходным. Включая меня самого.

Школа определяет наше будущее. Какой спустя годы она будет? В одной публикации мы собрали мнения экспертов, педагогов и футуристов

Немного статистики

В 2017 году в России за школьные парты сядут 15,5 миллионов школьников , что на 1 миллион человек больше, чем в 2016 году. Какую школу им предстоит заканчивать?

На форсайт-сессии конгресса , который прошел в МГУ им. Ломоносова минувшей зимой, ведущие эксперты из МГУ, МГПУ, МФТИ, Московского, Томского политехнических университетов напрямую общались с крупнейшими работодателями. «Роскосмос», «Русгидро», «Росэлектроника», «РЖД», «Газпром» обсудили какой должна быть школа будущего.

Каждой из этих компаний нужен свой «набор» знаний и навыков. А те, в свою очередь, меняются каждые несколько лет. Так как же получить суперспециалиста будущего? Универсального рецепта пока нет ни у кого, но эксперты готовы делиться идеями.

Организация учебного пространства

Александр Демахин

Драматург и режиссер Александр Демахин, победитель конкурса «Учитель года России – 2012» в своем эссе на сайте “Дискурс” размышляет о школе будущего в первую очередь через призму организации учебного пространства. “Почему парты в рядах, а, например, не большой-пребольшой круглый стол, или не перекатывающиеся в любое место маленькие столики разных форм, или не абсолютно пустая комната вообще без мебели?.., — задается вопросом Александр Демахин. — Почему помещение класса, а не беседка на открытом воздухе, не автобус, колесящий по окрестностям, или не лодка, плывущая по реке?”.. (Кстати, такие школы на лодках существуют в Бангладеш – стране, где сильные наводнения делают бессмысленным строительство школьных зданий: лодка-школа приплывает за детьми в деревню, забирает их, а после уроков привозит обратно).

Как пишет портал NewToNew , бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал Te@chTaught . В одной из публикаций он попытался заглянуть в 2024 год и понять, какой станет школа будущего.

Терри Хик (facebook)

В том, что касается организации учебного процесса, мысли Хика близки к идеям Демахина. В 2024 году классы, не использующие новинки технологии, будут считаться непригодными для учёбы и начнут исчезать, пишет Хик . Классные комнаты как таковые перестанут существовать. Ряды парт и строгие учебные планы, роль учителя как лидера класса, по мнению Хика, никогда не были оптимальным решением, но устраивали общество, потому что мы к этому привыкли. К 2024 году всё изменится.

Организация пространства важна, потому что задает организацию мышления и действий в социуме. По наблюдениям Марка Сартана , руководителя проекта «Умная школа», классическое школьное здание узнаваемо и представляет собой модель фабрики: одинаковые ряды окон по фасаду и отсеки-кабинеты внутри, соединенные коридором. Изменение процесса производства стало приводить к изменениям в организации школьного пространства. В 1970-х годов в Европе появляется первая «школа-город» с разнообразным зонированием внутри здания, классами свободной планировки, несколькими входами и т.д.

Понятно, что изменение пространства влечет за собой и изменение содержания образования. Терри Хик уверен — скоро каждый класс будет присутствовать на каких-либо социальных платформах,. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников — будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.


Плавучая школа в Бангладеш

Организация учебной информации

Участники форсайт-сессии конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» отметили, что для того, чтобы «не убивать» в молодом человеке творческий потенциал шаблонными схемами, во всем мире вводится тотальное проектное обучение. В Голландии студенту дается задача — разработать прототип двигателя, и он выбирает для себя необходимые дисциплины: физику, математику, материаловедение… По такому же пути пошли финны, и Россия делает первые шаги.

Александр Демахин говорит, что новые метапредметные стандарты предлагают обращать внимание не только и не столько на предметное содержание урока, сколько на те познавательные (умение работать с информацией), регулятивные (умение организовывать свою деятельность), коммуникативные (умение взаимодействовать) и личностные (умение осознанно развивать себя) результаты, которых можно достичь на уроке. “Уже на стадии планирования педагог может мыслить курс биологии в 6-м классе не как изучение пестиков и тычинок, а как курс развития определенных коммуникативных навыков посредством тех же самых пестиков и тычинок. Причем учителю предоставляется полная свобода в том, какие именно метапредметные задачи ставить на своем занятии – главное, чтобы они были”.

Электрический мотоцикл, космический спутник, беспилотники и нейроинтерфейсы, — чтобы студенты смогли «взорвать» рынок, начинать проектную работу нужно еще в школе бить «по всем фронтам». Детские технопарки, научные лагеря, кружки робототехники и программирования, — вот точки роста юных инноваторов, — приводит мнения участников форсайт-сессии информационный партнер конгресса — “Российская газета”.

Организация учебного времени

Сегодня на уроке дают некоторое количество новой информации, а в качестве домашнего задания ученик получает практическую проработку этих знаний в тех или иных заданиях. Но одновременно все большую популярность набирает концепция «перевернутого класса» – информацию ученики добывают сами дома, а на уроке в самых разных формах практически применяют эти знания, пишет Александр Демахин.

Звонки через 45 минут (та же фабрика) – и класс отрывается от занятия, в какой бы стадии оно сейчас ни находилось, и бежит по коридору дальше: но проектные и исследовательские задачи, психологические тренинги, занятия искусством или спортом были бы более эффективны при иной организации времени.

Все тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.

“Мы много работаем с детьми и видим, что если в начальной школе ребята еще хотят придумывать нестандартные решения поставленной задачи, то к четвертому классу большинство уже делает только то и только так, как ему сказали, и не выходит за рамки данных учителем установок. К вузу ситуация только усугубляется, — говорит директор Корпоративного университета «РусГидро» Елена Аксенова.

Педагог будущего

Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера, считает Демахин. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.

Педагог из Финляндии, страны, качество среднего образования в которой признано одним из лучших в мире, а конкурс на место школьного учителя составляет более 10 человек на место, сформулировала это так: “Я эксперт интерпретации, абсолютно свободный внутри классной комнаты». Понятно, что, если мы говорим о том, что школа может и должна предлагать ученику те позитивные модели социального взаимодействия, которые он потом будет реализовывать в жизни, то учителю невозможно ограничиться только ролями источника информации и контролера: ему необходимо быть и экспертом, и тренером, и дирижером, и партнером, и, разумеется, учеником”.

Искусственный разум уже сегодня достиг той точки развития, которая позволяет говорить о перспективах его использования в процессе обучения. Искусственный интеллект станет основой педагогики, уверен Терри Хик. Это будет инструмент, который школьник станет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры.

Смешанные классы

В качестве одной из перспективных идей рассматривается совместное обучение детей разных возрастов в одних группах. Эта идея совсем не нова — еще в XIX веке практиковалось обучение старшими детьми младших. Но, например, премию мирового форума WISE, «Нобелевскую премию в образовании», не так давно получила Вики Кольбер, которая разработала систему одновременного обучения детей разного возраста и с разным опытом, активно применяющуюся сейчас в странах Латинской Америки. Одно из ее ключевых положений — отход от фронтального образования. Классы, объединяющие детей разного возраста и уровня, работают по-новому: дети садятся в круг вместе с учителем, происходит постоянный обмен информацией, коллективная работа сменяется индивидуальной, а игровой элемент становится важным элементом обучающего процесса.

Выпускники

По мнению Терри Хика, электронные портфолио станут актуальным образцом работы. Работа ученика должна отражать его потенциал и предпочтения. Тщательно отобранные самим учеником с помощью учителя и искусственного интеллекта электронные свидетельства работы будут загружены в облако на всеобщее обозрение. С одной стороны, это повысит ответственность школы за результаты ее учеников, а с другой сами ученики будут вкладывать больше сил в повышение собственной результативности.

Какой будет школа через несколько десятилетий, что станет с предметами и учебниками, как технологии помогут учителям и на что будут смотреть работодатели? Своими представлениями о школе и школьниках будущего с сайт поделился первый вице-президент Управляющей компании «Просвещение» Михаил Кожевников.

- Нужно ли будет детям будущего ходить в школу или все уроки можно будет проводить в виртуальной реальности?

Уроки в виртуальной реальности можно организовать уже сейчас. Другой вопрос, что это довольно дорогое удовольствие и не всегда обоснованное. Функция школы, среди прочего, - это социальный сейф, место, в котором ребенок может не только получить знания, но и провести время. Об этом не стоит забывать.

Физически школа, на мой взгляд, будет существовать и дальше. Куда деться ребенку, когда работают родители? Не бегать же по улицам. Виртуальная реальность станет хорошим дополнением, элементом многогранной образовательной среды, основным показателем эффективности которой станет то, что школьники будут лучше усваивать и отрабатывать на практике все необходимые знания и умения.

Сохранится ли традиционное деление на предметы или их объединят в какие-то смешанные дисциплины? Какие новые предметы должны появиться в программе?

Новое содержание предметов, на мой взгляд, будет появляться, и происходить это будет динамично. Уже сейчас важный акцент в образовательных программах - это метапредметность. Но и от фундаментальных знаний мы никуда не уйдем. Русский язык, литература, история, иностранные языки, физика и химия останутся, но появятся и модификации этих предметов. Например, я бы уделил особое внимание «истории науки», расширению содержания предмета «технология» и возможному соединению биологии, химии и физики в общий научный блок. Вместе с изменениями в экономической и производственной отраслях будет меняться и спрос на специфические навыки и персональные качества, которые необходимо закладывать с детства.

Что изменится в плане учебников и методических пособий? Как они будут изменяться? Появятся ли новые форматы?

Учебники в существующем виде постепенно будут уступать связанному комплексу материалов в печатном и цифровом форматах. Это скажется на форме и организации самого процесса обучения. Для чего вообще нужна цифровизация любой отрасли? Она снижает издержки и может создавать дополнительные ценности. Появятся способы, с помощью которых можно будет существенно снижать издержки на административное управление и контроль качества обучения через правильную организацию образовательного процесса. Что точно останется, так это утвержденное государством содержание школьных учебных материалов. Образование - это часть госполитики, потому что это воспитание будущих граждан страны, и утверждение государством содержания образования, конечно, никуда не исчезнет. Будут ли учебные материалы выполнены в форме пособий, будут ли называться учебниками и как будут утверждаться, уже не столь важно.

В рамках пилотного проекта «Цифровая школа» в Калининградской области уже проводились занятия, во время которых дети пользовались планшетами с загруженным в них полным комплектом электронных учебников

Виталий Невар/ТАСС

- Как изменится учитель в школе будущего, какие новые навыки и знания ему понадобятся?

Учитель будущего станет своего рода наставником, проводником. Безусловно, учителя новой формации постоянно будут обновлять свои знания, развиваться, совершенствовать навыки и личностные качества.

Это принципиально новый формат профессии с более высоким социальным статусом и, как следствие, более высоким уровнем дохода. Причем видится, что это сообщество будет саморегулируемым, то есть объективно лучшие учителя будут подтягивать за собой менее опытных коллег. Социальная сеть в лучшем своем проявлении, когда каждый член сообщества из любого уголка страны получает доступ к самым передовым разработкам, исследованиям, практикам. К таким переменам готовы далеко не все действующие учителя, однако постепенно ситуация будет меняться.

Учителя развиваются не тогда, когда они чему-то учатся (куда-то приехали, и им там читают лекцию), а в процессе работы. Развитие учителя, его собственное обучение происходит во время преподавания, работы с детьми, родителями, коллегами. И одна из основных целей цифровизации - предоставить учителям больше времени для работы с детьми. Как уже показал опыт работы Москвы в цифровом образовании, при наличии нормальной системы управления образовательным процессом никаких отчетов учителя не пишут, все отчеты формируются автоматически, исходя из тех данных, которые есть в системе. Это уже экономит учителям время и дает много дополнительных возможностей.

В IT-лицее К(П)ФУ во время урока математики учитель проверяет задания учеников при помощи приложения на смартфоне

Егор Алеев/ТАСС

- Как изменится система проверки знаний? И нужны ли будут в такой школе оценки?

Оценивать результаты обучения необходимо, однако оценка может стать шире, более многослойной и тонко настраиваемой под конкретного ребенка. Возможно, оцениваться будут не только результаты единого госэкзамена, но и проекты, работы, которые ребенок делал в ходе обучения. Будет создаваться своего рода цифровое портфолио, из которого каждый человек сможет формировать свое резюме и использовать для обучения в вузе, для участия в конкурсах, грантах, при поиске и приеме на работу.

Помимо оценки результатов экзаменов, на мой взгляд, в оценку войдет показатель качества проектной работы и владения так называемыми мягкими навыками - soft skills. Уже сейчас многие топовые работодатели оценивают soft skills сотрудника почти так же, как его профессиональные качества. В будущем количество таких работодателей будет возрастать.

Сможет ли школа решить проблему разного уровня учеников? Ведь часто бывает, что кто-то усваивает материал быстрее, а кто-то медленнее, но, поскольку учитель должен следить за средним уровнем класса, тем, кто схватывает все быстрее одноклассников, учиться становится скучно.

Решить такую проблему поможет индивидуальная траектория обучения. Ее нужно вводить постепенно, в виде экспериментальных площадок. Какие-то школы уже реализуют подобные программы. Этот процесс эволюционный и достаточно длительный, такую форму обучения нельзя ввести каким-то приказом или распоряжением, это так не работает. Сначала эта технология должна быть доступна и реализуема во всех государственных школах, все учителя должны уметь ею пользоваться. Это будет выходить за рамки академических знаний, потому что самое главное - это научить детей использовать все свои знания и навыки на практике, соединять образование и реальную жизнь. Тогда индивидуальная образовательная траектория станет не какой-то фикцией, мечтой или выдумкой, она будет реальностью. Каждый человек с детства будет уметь использовать свои знания. При современном развитии технологий, особенно в таком большом городе, как Москва, образовательные возможности детей резко возрастают, потому что весь город становится открытой образовательной площадкой. Этот подход сейчас активно используется в столице, а в рамках дополнительного образования эффективно реализуется в образовательных программах международного детского центра «Артек» и проектах технопарков «Кванториум».

Школьники во время занятий в московском технопарке «Кванториум»

Александр Щербак/ТАСС