Откуда пришел обычай хлеб соль. Встреча молодых хлебом солью. Какие существуют традиции встречи молодоженов родителями жениха

«Горько, горько» - кричат молодым еще в ЗАГСе, а уже потом, на пороге ресторана, который заменил дом жениха, родители жениха встречают молодую семью хлебом и солью. Что это значит, откуда взялось и зачем мы, такие современные, продолжаем это делать?

«Горький» обряд многовековой и с годами сильно изменился. Если раньше невеста, обходя гостей, предлагала им выпить за здоровье нового брака (не самих молодых, а именно новой семьи!), то сейчас гости наливают сами, пьют сами и хмельными голосами требуют поцелуев от молодоженов. Символизм прост: все горести и тяготы предстоящей семейной жизни (а наши предки знали и понимали, что семья это не поваляться на диване под телевизором) невеста и жених делили со своими гостями – людьми, на глазах которых создавалась семья. Ведь семья признавалась семьей только после отгулянной на глазах всего честного народа свадьбе, если даже было так называемое «тайное» венчание, его требовалось засвидетельствовать в течение трех-четырех месяцев перед всеми людьми свадебным пиром– иначе брак считался аннулированным или, еще хуже, не состоявшимся. А молодая девушка, соответственно, обесчещенной. Но вернемся к водке. Горька вода – именно такое понятие несла водка для наших предков и, созданная для медицинский целей арабами, применилась на нашей земле уже как лекарство и от душевных недугов. Предлагая водку гостям невеста на глубоком символическом уровне просила поддержки у общины, у соседей, у друзей и несла свои предстоящие горести заранее разделить с ними. Гость, принявший водку, выпивал и подтверждал «горько» - обозначая что выпил именно водку, что она горька и что он взял на себя часть обязательств по сохранению новой семьи и помощи ей. Интересно «присоседился» этот обычай и к хлебосольной встрече молодых: сейчас на каравай ставят молодым рюмку водки, которую они должны выпить, а затем разбить через плечо. Символиз этого «новородка» также прост: на входе в семейную жизнь молодые принимают часть символичных горестей и разбивают тару, в которых они хранились, о то место, где стоит черт (обычно просят молодых разбить за левое плечо). Выпиваем, понимаем что горько, но понимаем и что глупые ссоры – и выбрасываем «тару» глупых размолвок к черту. Другая версия: соединение традиции бить тарелки на свадьбу и иную посуду. Бились тарелки для того, что бы больше они никогда не бились (битая тарелка символ и раздора и ухода благосостояния). Соответственно, разбита рюмка может символизировать и попытку разбить все горести прямо здесь и сейчас.

Хлеб да соль. Встречая молодую, свежеиспеченную семью, на пороге с хлебом и солью, родители жениха приветствуют рождение новой семьи. Хлеб – это символ тела. Семья, как нам известно на подкорковом уже уровне – ячейка общества. Новое тело. Семья отныне неразлучна и для общины выглядит как новое целостное тело. Соль – придает радость и, в определенном смысле, остроту ощущениям в семейной жизни. Каравай выпекался женской стороной общины, хорошо настроенной к невесте. Тесто замешивалось в то время, как невеста оплакивалась свою молодую жизнь на девичнике, и обязательно с любовью к невесте – замешивалось аккуратно и нежно, не «билось» как тесто для обычных караваев – делалось это для того, что бы муж не бил жену. Делалось мягким и пушистым – что бы семейная жизнь проходила легко, да и брачное ложе было «пушистым». Традиция «покормить» друг друга посоленными кусочками хлеба из большего введена от безделья теми, кто ведем свадьбы. Для смеха. Тем не менее, в обряде этом нет ничего смешного и отнестись к нему следует с уважением. Особенно невесте, если она не хочет в браке быть «битой». Доверять выпекание свадебного каравая незнакомой тетке по объявлению – странная затея. С какими мыслями она пекла этот каравай? Что она там себе думала о невесте? Неизвестно. В таком случае уж пусть лучше родная мама испечет шарлотку J Тем не менее, каравай кусали, мерялись, кто в доме будет главный. Жена в этом случае не хватала с феминистическим настроем кусок как у мужа – спокойно отдавая ему право быть главным и нести, внимание, девушки! – ответственность за семью и за, дважды внимание, девушки! – духовное состояние жены. Откусили больше – не жалуйтесь, что муж вас обижает J В последствии хлеб относился матерью жениха в церковь, где клался как пожертвование. В таком случае, считали наши предки, Господь дополнительно благословит семью на лад и покой. Да и богатство.

Чтите традиции наших предков – все они медитативны и рассчитаны на помощь вам, молодой семье, а не на то, что бы весело провести время в ожидании возможности надраться в сани.

Традиций, то обязательно используйте обычай встречать молодых с караваем.

Каравай дороже золота

Но, чтобы «вставить» этот момент в торжество, нужно знать, как встречать молодых с хлебом-солью правильно. Помните, что это не просто ритуал, это древнейший обычай, который наполнен глубоким смыслом. Если провести его по всем правилам, дом супругов будет полной чашей. Не зря же в старину без него не обходилась ни одна свадьба.

Считается, что от которого уже откусили по кусочку новоиспеченные супруги, ни в коем случае нельзя выбрасывать или забывать, например, на месте празднования. Иначе достатка в семье не будет. Желательно, чтобы доели его сами супруги или же угостили им во время проведения торжества всех гостей. Те, в свою очередь, на угощение должны отвечать подарками.

Встречаем молодых правильно

Как встречать молодых с хлебом-солью грамотно? Давайте определимся сначала с местом встречи. Так как «хлеб мира» и «соль земли» символизировали принятие в семью, откуда был родом молодой муж, невестки, раньше на Руси пару встречали с караваем именно на пороге дома, где девушке теперь предстояло жить. В паре с караваем, как правило, «работали» и иконы, которые также встречали молодых - они были нужны для родительского благословления.

Сейчас времена несколько изменились, потому допускается, что момент, как встречать молодых после ЗАГСа, и место, где это произойдет, будут определяться, исходя из особенностей торжества. То есть это может случиться в ресторане, если супруги, после того как расписались, направились туда. Конечно же, гости должны будут опередить их, чтобы все подготовить. Но если есть желание, можно проделать все, как в древности - то есть местом, где супругам предложат хлеб-соль, станет квартира жениха.

Как встречать молодых с хлебом-солью, чтобы им эта процедура запомнилась надолго? Прежде всего родителям нужно подготовить заранее красивые слова. Важным будет и внешний вид каравая. Если вам изготовят его на заказ, то он точно станет изюминкой вечера. Потому что сейчас такие караваи украшают всевозможными цветами и даже фигурками - выглядит это весьма оригинально.

Традиция: кто и как

Но назревает и другой вопрос: кто встречает молодых с караваем? Тут все просто: хлеб и соль должны обязательно находиться в руках принимающей стороны, то есть родителей жениха. Молодые должны им поклониться, поцеловать хлеб и только после этого отломить, а еще лучше откусить от каравая по кусочку - именно последний вариант считается самым правильным.

По величине куска, кстати, определяют и хозяина в доме - им становится тот, что держит в руках большую часть каравая. Кусочек, перед тем как есть, нужно как следует посолить - считается, что этот раз был первым и последним, когда супруги насолили друг другу. Мать и отец невесты после этого подают паре напитки - содержимое бокалов нужно выпить до дна, а саму посуду разбить.

Перед тем как встречать молодых с хлебом-солью, родственники обычно устраивают для них еще и прохождение по живому коридору, где каждый осыпает молодоженов лепестками, рисом и монетками. Считается, что этот ритуал притягивает в молодую семью богатство. Ведь поток «мелочей», который обрушивается на молодых, ассоциируется с дождем, дающим жизнь любому ростку.

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли - смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, - обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», - самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой. Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» - судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб - это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем" ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»». Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Смоленская область, апрель, 2009

У нас на сайте - новый конкурс!

Да какой!!! И приз заманчивый - Дальний Восток и Япония, и тема очень располагающая.

Кто из нас не сталкивался в путешествиях с традициями разных стран и народов!

Как в самых уже «традиционных направлениях» Турции и Египте, так и в экзотических Лапландиях и Гонудрасе есть чем удивить гостей из далеких земель.

Задумалась, о чем же написать рассказ? Что больше всего запомнилось из тех традиционных «заманиловок», которые показывают туристам?

Чему посвятить свою конкурсную историю?

Обычаям, танцам, нарядам или блюдам?

Что меня поразило и что наиболее запомнилось?

Ведь в моем багаже найдется немало интересного, но чтобы собрать это в единый «опус» придется повторяться и использовать давние фото.

Может, вспомнить о том, как в самом первом своем заграничном вояже в Турцию, узнала об обычае танцевать «танец живота» только с повязкой на бедрах? И мужчины и женщины подвязывают бедра платком (желательно со звонкими монетами) и только после этого начинают «трясти бедрами»?

И настолько захватывает вид этих звонких монеток, что самым памятным турецким сувениром считаю свою первую повязку за 15 долларов!!

Или рассказать о том, как танцуют греческий сиртаки в национальных костюмах? И непременно взявшись руками за плечи окружающих участников танца?

Или уж, если останавливаться на теме танцев, рассказать о том, как поразилась, впервые увидев египетских мужчин танцоров - юбочников? Что они вытворяют с ними, это надо видеть!!

Традиция этого танца уходит корнями в далекое прошлое, но туристам об этом не рассказывают, а просто показывают красочное шоу.

Или давайте затронем тему национальной и традиционной еды!

Ах, Франция: сыры, вино, круассаны и луковый суп. Самое традиционное из всего, что мне удалось попробовать. Да, вкусно и колоритно, и «французе» не придумать, но какой глубокий смысл в том, что можно попробовать эти национальные вкусности практически в любом ресторане или купить в магазинах?

Интереснее было рассказывать о венгерском гуляше. Густом супе, по традиции сваренном на открытом огне. Не всем туристам удается попробовать именно такую версию гуляша, а нам довелось, и вкус его - отменный, признаюсь.

Или бельгийское открытие в городе Брюгге. Мидии с луком и специями. Да, вот она какая, оказывается традиционная еда этого края. Никогда бы не подумала, а так оно и есть…

Любят мидии, и с гордостью угощают тех, кто не равнодушен к морепродуктам.

Или остановиться на теме традиционной одежды?

Вот, казалось бы, мы все знаем, по классическим фильмам, что французы носят черные беретки. А доводилось ли вам видеть жителей Франции в подобных головных уборах? Мне - да! Пожалуйста, скрипач с Монмартра, играющий вальс у стен собора Секре Кер.

Нет, про одежду писать - не то настроение... Мало ли, кто что носит в наши дни. Мужчин в кильте, например, можно встретить и на московских улицах.

Например, «не забудется такое никогда» - жертвоприношение греческим богам Посейдону и Гелиосу, при переезде через мост Рио в Патрах. Накрапывал дождь, а нам предстоял еще не один час пути до города Дельфы. И чтобы задобрить богов, наш гид устроил для группы показательный обряд жертвоприношения.

Разлил заранее приготовленное домашнее вино каждому в стаканчик, и попросил часть выпить самим, а часть вылить в морские волны - задобрить богов и помолиться о хорошей погоде!

Через полчаса, когда мы благополучно переехали по самому длинному мосту Греции, в небе уже вовсю светило солнце!

А как мне понравился обычай на Западной Украине в честь Медового Спаса (14 августа). Он сохранился до наших дней во многих городах и селах: в честь праздника, называемого там Маковей, везде продаются специальные букетики, в которые обязательно добавлен сушеный мак. Его крупные, я бы даже сказала, огромные головки вызывают какое-то чувство удивления и восхищения.

Мак - Маковей!

Такие букетики несут освящать в церковь и потом хранят весь год, до следующего праздника. Они оберегают дом от злых духов и приносят благополучие хозяевам.

Можно вспомнить и свадебный ритуал, подсмотренный в одном из художественных салонов Минска. На почве возрождения народных обычаев, у молодоженов стало популярным собственноручно лепить на гончарном круге «горшок счастья», и после того, как он будет готов, хранить его в семье - пока не разобьется, брак будет крепким! А наиболее «продвинутые в народность» белорусские пары женятся в национальных свадебных венцах. Помнится, тогда мне самой очень приглянулся сплетенный из золотистой соломы венец невесты. Ох, и красотища!

Время идет…Рассказ пишется, но того ли просит моя душа? Это ли те традиции, на которые сегодня хотелось обратить внимание? Стоит ли обращаться к далеким уже путешествиям? Может быть, вспомнить и рассказать о чем-то более близком и по расстоянию и по духу?

Как, помнится, радовался народ репортажу о русской Масленице в нашем городке. Да-да, сильны традиции и в таких современных городах, как Десногорск! Народные гулянья с лазаньем по столбу за призом, и сжигание чучела Масленицы поддерживаются во всей красе.

Но все-таки, главный акцент я решила сделать на древний обычай, с одной стороны - универсальный по применению, а с другой - имеющий отношение и к путешествиям. Точнее - к встрече путешественников-дорогих гостей!

Уже не раз получалось показать, чтоинтересное и необычное можно найти совсем рядом, в нашей сегодняшней современной жизни.

Все знают про обычай, называемый «Хлеб да соль»?

А доводилось в нем участвовать? Или самим каравай принимать, или его подносить?

Главной ассоциацией с «Хлебом-Солью» в наше время считается свадебный ритуал встречи жениха и невесты родителями на пороге родного дома или ресторана.

Приветствуют молодых, вынося на расшитом полотенце «Хлеб да соль», говоря слова напутствия и всяческие пожелания, протягивая пышный хлеб.

Тщательно выполняется ритуал: щепотку соли перебросить через плечо, отломить или откусить кусок хлеба. Да не забыть отметить - муж или жена «отхватили» большую краюху, кто в семье будет главный?

Святость этого обычая не теряется, не исчезает, ибо во все времена хлеб остается символом богатства и благополучия, а соль - служит оберегом от бед и несчастий молодой семьи.

Но и в свадебную традицию этот обычай пришел «вторично», а «первично» хлеб да соль подносили самым дорогим гостям. Гости могли быть как издалека, так и из близких мест, но всегда такое подношение означало, что человек был долгожданным, дорогим и уважаемым.

Процитирую некоторые сведения из общедоступных источников:

«С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли», т. е. разделить все их беды и заботы.
Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбление. Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается». По народным понятиям, самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль». «Хлебосольством» и доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении. В 16 веке русский государь во время обеда посылал гостям со своего стола хлеб и соль: хлебом он выражал свою милость, а солью - любовь.»

А теперь, вспомните, сколько важных лиц, приезжающих в Россию, встречают хлебом и солью? Можно смело сказать, что только самые почетные и высокопоставленные путешественники заслужили в наше время подобные приветствия.

Меня саму ни разу не встречали хлебом-солью по всем правилам, но участвовать в подобном торжестве доводилось. Причем я с удивлением узнала, что у нас на Смоленщине есть собственная традиция преподношения «Хлеба-соли».

Кроме красивой девушки, держащей вышитое поленце с дарами, встречать гостей выходит целый ансамбль.

Они исполняют старинную песню-приветствие Смоленского края:

Рады мы вас встретить, дорогие наши!

Доброе спасибо вам от сердца скажем.

На земле Смоленской мы вас величаем,

Доброго здоровья от души желаем!

Кланяемся низко, полюбить нас просим,

Как велит обычай: «Хлеб да Соль» подносим!

В тот день в Десногорске встречали новоиспеченного митрополита Смоленского Фиофилакта, наносившего визит в честь праздника Святой Пасхи. Для него подобное приветствие было настолько приятно, что он не удержался от комплимента в адрес нарядных «Сударушек»:

- На Смоленской земле очень красивые девушки! Яркие, аки яйца!

Оказалось, имел в виду пасхальныекрашеные яйца, главный символ тех ясных апрельских деньков.

После такого замечания, хлеб да соль вручали не просто с низким поклоном, а с самыми искренними улыбками и большим удовольствием!

О, мне не надоедает оставаться «Певцом земли русской», ибо согласитесь, такие случаи и обычаи заслуживают упоминания и почтения, и хотелось бы, что они оставались частью нашей жизни, данью традициям, исконно русским, прежде всего. Уделим в этом конкурсе внимание и Святой Руси!

И я почему-то уверена, что каждый иностранный турист был бы действительно счастлив, увидев своими глазами красочное преподношение «Хлеба и соли», и уж тем более был бы в восторге получить сам подобный каравай из рук улыбающейся русской красавицы.


Тэги: Россия ,