Подросток и выбор профессии. Роль профессии в жизни человека Значение выбора профессии для человека

Работа, которую мы выбираем

В жизни человеку приходится постоянно сталкиваться с проблемой выбора. Ежедневно в мире принимаются миллионы решений. Одни из них приближают человека к мечте, другие губят судьбы. Суть в том, что мы не можем знать наверняка, к чему нас приведет то или иное решение, но в наших силах минимизировать негативные последствия того или иного выбора, подойдя к решению проблемы как можно более рационально. При принятии решения не стоит концентрировать внимание лишь на материальных выгодах, которые ты сможешь получить, сделав тот или иной выбор. Не стоит во всех вопросах быть лишь прагматиком, порой нужно слушать своё сердце. Решениями мы сами пишем сценарий своей жизни. И то, какой она будет, зависит только от нас. Одним из сложнейших и важнейших выбором в нашей жизни является выбор будущей профессии.

Кто из нас не сталкивался с важнейшим выбором в жизни- выбором профессии. Особенно остро эта проблема стоит среди молодёжи, потому что люди часто не знают, куда им податься. Оно и не удивительно, ведь приходится достаточно в юном возрасте выбирать отрасль, в которой, возможно, придется трудиться всю жизнь. Кроме того, люди хотят добиться успеха, иметь высокую заработную плату, получать привилегии, при этом, работая там, где им хочется. Часто бывает так, что человек, в погоне за деньгами и престижем, вынужден оставить свою профессию мечты и работать там, где больше платят, в итоге этот человек ненавидит работу, да и специалист из него так себе. А чего бы он смог достичь, выбрав профессию, о которой так долго мечтал? Как минимум счастья, ведь работа будет в радость. Но вот парадокс: профессия, привлекавшая тебя в 18 лет, может изрядно тебе разонравиться в твои 30 лет. Что же делать? За плечами уже несколько лет учёбы на данную специальность, приличный опыт, а любви к работе нет. Другое дело, можно полюбить то, чем ты занимаешься, а не заниматься тем, что ты любишь. В любом случае решающую роль в судьбе человека играет его выбор профессии, поэтому очень важно рационально оценивать свои силы в решении данного вопроса и подходить к нему со всей серьёзностью и самоотдачей.

Безусловно, важнейшим критерием в выборе сферы деятельности является полезность обществу. Как говориться, мёртвому врач не нужен. Необходимо работать на благо общество, заботясь о его развитии и помогать улучшить ситуацию в массах к лучшему. Зачем это нужно? Да затем, что каждый человек является важным винтиком в сложной общественной системе. Каждый должен трудиться на его благо, иначе человечество развалится. Я не говорю, что каждый поголовно должен становиться учителями, врачами и полицейскими. Нет, даже деятельность рядового менеджера и обычного композитора привносит свою пользу в жизнь общество. Так что нужно трудиться, и не только чтобы себя содержать, но и чтобы общество развивалось с твоим непосредственным участием.

Конечно же, ещё одним критерием, на который стоит опираться людям при выборе профессии, являются личные предпочтения человека. Но не нужно путать ситуации: это я люблю делать, а это у меня получается и это мне нравится. Человек может любить делать всё что угодно, но это может у него не получаться. Кто-то любит петь без слуха и голоса, но это не значит, что им нужно становиться певцами и певицами. Важную роль здесь играют человеческие навыки и умения. Вы скажите, что человек не будет любить делать то, что у него не получается и наоборот. Но это далеко не всегда бывает именно так. Именно поэтому в выборе профессии нужно опираться не только на то, что тебя привлекает, но и на те навыки, что у тебя хорошо развиты, на то, что у тебя блестяще получается.

Я считаю, что успех человека в жизни зависит не только от его личностных качеств, но и от того, какую профессию он выберет. Ну, а выбор профессии в свою очередь зависит от того, на что он опирается в принятии такого важного решения. Конечно, у каждого правила есть своё исключение. Если человек в выборе специальности опирается лишь на материальные возможности профессии, это не значит, что он не добьётся успехов в жизни. Как и если человек, выбрав специальность по душе, не скатиться в общественное дно и не сгинет там. Всё сугубо индивидуально в данном вопросе. Но всё же, в большинстве случаев действует правило: лучший специалист выходит из того, кому по душе данная специальность. А лучшие специалисты, как известно, добиваются больших успехов. Так что я считаю, что главное любить то, чем ты занимаешься и отдаваться этому с головой.

Мне не раз задавали вопрос: «Чем ты хочешь заниматься в будущем?» Соответственно, я не раз задумывалась над этим вопросом. За свою непродолжительную жизнь я не раз меняла решение в данном вопросе. Увы, я не могу точно сказать, кем я хочу стать в будущем, с какой профессией смогу связать жизнь. Но одно могу сказать точно: я хочу помогать людям. Будет ли это помощь голодающим в Африке, или же помощь знакомым в решении личным проблем и драм. Но главная моя цель на будущее - жить счастливо и не потерять человечность.

Жизненный путь можно сравнить с дорогой, и куда мы повернём, решать только нам. Мы сами своими действиями предопределяем своё будущее. И одним из главных моментов в нашей жизни является выбор профессии. То, как сложится наша жизнь, во многом зависит от нас, от нашей деятельности. Я склоняюсь к убеждению, что нужно выбирать ту профессию, которую хочется, которую выбирает ваше нутро. Не нужно бежать за деньгами, властью, известностью, ведь в погоне за материальными благами можно проглядеть всю жизнь. Очнёшься в 60 лет, оглянешься назад, и что? Ты стремился заработать побольше, а жизнь просто взяла и прошла мимо. Нужно просто жить и жить сейчас. Жить не по стереотипам и не потому, как сейчас «модно», а так, как требует душа. Нужно заниматься любимым делам, не унывать и всегда помнить, что если одна дверь закрылась, обязательно откроется другая.

Жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу).

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Так, девушка с детства мечтала поступить в юридическую академию и работать следователем. Желание исполнилось. Обучение в институте - сплошное удовольствие интересные предметы, предвкушение увлекательной и неординарной работы, да и милицейская форма ей к лицу. Ближе к окончанию академии девушку стали посещать мысли о создании семьи, рождении детей. Надо сказать, что без благополучной и гармоничной семьи свою жизнь она также не представляла. Однако профессия следователя предполагает ненормированный и напряжённый рабочий день, нередки ночные выезды, неотложные командировки. Естественно, что времени на семью не хватает. В такой ситуации неизбежно возникло противоречие между двумя жизненными целями. Конечно, это не означает, что все следователи, геологи, капитаны дальнего плавания вынуждены постоянно «разрываться» между работой и семьёй. Однако, выбирая профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности. Тогда он сможет найти компромисс, а в результате и «овцы будут целы, и волки сыты».

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера.

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Что влияет на выбор профессии.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной

профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки выбора профессии

1. Выбор профессии “за компанию”

Часто человек не владеет необходимой информацией, не достаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии “за компанию”. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение всё равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убеждён в его правильности. Однако существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учёбу в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание “начать всё с начала”. Возможна вероятность что, выбранная таким образом профессия, тебе не подойдёт. Однако следует помнить что профессия, которая нравится твоему другу может не понравится и не подойти тебе.

2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание на её внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. И уже поступив на такую специальность, молодой человек мало помалу обнаруживает для себя, что его интерес был ошибочно принят за интерес к профессии.

4. Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого ещё не следует, что понравится связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Главное помнить, что школьный предмет – то ещё не профессия. Интерес к нему не говорит о том, что понравится связанная с ним работа.

5. Выбор исключительно по признаку престижности.

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошёл изучать экономику не потому что чувствует интерес именно к такой деятельности, а потому что это “круто”. Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-либо деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для человека лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать мода, скорее всего, изменится.

6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

“Говорят родители и друзья что мне медведь на ухо наступил – ну ничего вот увидят меня на эстраде, посмотрим что тогда скажут”. Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводят к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены не устранимые дефекты речи, то его попытка “бросить вызов” обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведёт к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности не предъявляющих столь жёстких требований к устной речи, этот человек мог бы добиться успеха.

Выбор профессии – дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его “назло” кому-нибудь или чему-нибудь. 7. Недостаточный учёт своих способностей.

7. Недостаточный учёт своих способностей.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались куда лучше.

8. Ориентация на мнение случайных людей.

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представление о той профессии, к выбору которой они подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и её саму и человека.

9. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков и/или игнорирование медицинских противопоказаний.

Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятно не только в таких профессиях как лётчик или пожарный, но и в более “приземленных” видах деятельности. Подобные ограничения вполне оправданы и обусловлены они в первую очередь заботой о тех, кто готовится к работе. Поэтому обязательно нужно проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая профессия совместима с здоровьем человека.

10. Ориентация на мнение родителей и близких людей.

Часто случается, что родители или близкие нам люди навязывают нам собственное мнение и всеми доступными им средствами подталкивают нас к выбору той или иной профессии. Во многих случаях взрослые хотят, чтобы ребёнок сделал то, чего, в своё время, не удалось достигнуть им самим.

11. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии и, прежде всего в рабочие внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

12. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этой наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл начальные ступени.

13. Низкий уровень критического отношения к себе.

Иногда типичные ошибки оказываются связанными с недостаточным уровнем критичности. Низкий уровень критичности (если он наблюдается у подростка) не позволяет ему в полном объёме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. В таком случае проблема выбора профессии как бы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более поверхностные требования.

Выбор профессии также важен для молодого человека, как и еда, отдых, сон и т.д. Делая шаг в сторону подходящей для себя профессии, молодой человек встаёт на новую ступеньку в своей жизни. От его выбора зависит вся его дальнейшая жизнь. И нет ничего страшного в том, что молодой человек выбрал не подходящую для себя профессию. В жизни можно всё исправить, если постараться. Но если человек с первого раза выбирает профессии (что бывает редко) которая ему подходит и поступает в ВУЗ, а потом работает по своей специально, то жизнь человека можно считать успешной.

И главное никогда не падать духом. Из любой ситуации всегда есть выход. Главное верить и знать, что не от успехов в школе зависит, будешь ты успешным или нет, а от самого человека.

(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

  • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • читайте специализированные книги и журналы;
  • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности /b>

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося


Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и какое его полное название?

Язык проекта:

Исследование

Цель

выяснить на сколько велика значимость выбора будущей профессии для подростка и помочь подростку определиться с выбором профессии, чтобы начать уже сейчас работать в этом направлении

Гипотеза

Подросток и выбор профессии

Нет гипотез.

Оборудование и материалы

Нет оборудования и материалов.

Зачем в исследовании нужны материалы других участников

Расширить знания, внести что-то новое.

Дополнить мои знания новыми сведениями.

Протокол проведения исследования

ПОДРОСТОК И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ПЛАН

Введение

1. Выбор Профессии – как самоопределение личности. Начальный и конечный этап самоопределения;

2. Важность выбора будущей профессии;

3. Цели и задачи моего проекта;

Глава I

1. Понятие профессии;

2. Небольшой список наиболее востребованных профессий на рынке труда на сегодняшний день;

3. Проблема настоящих специалистов ;

4. Проблема неверного выбора профессии в юности;

5. Кто или что может оказать помощь подростку в выборе профессии;

6. Ошибки, совершаемые подростками;

7. Факторы, которые нужно проанализировать для того, чтобы принять реалистичное решение о выборе профессии;

Глава II

Мой путь выбора профессии.

Заключение

1. Эссе на тему: “Моя идеальная профессия”;

2. Вывод.

ИГРЫ

Введение.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Проблема выбора профессии очень важна, так как с этой проблемой, как правило, сталкивается большинство людей. Выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Выбор должен быть не только свободным, но и в полной мере осознанным, должен соответствовать как интересам личности, так и интересам общества. Следовательно, необходима глубокая мотивация (побуждающая сила к действию). Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. На последнем этапе подростки должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов, в это же время у подростков формируется отношение к определенным профессиям.

ЦЕЛЬ :

выяснить на сколько велика значимость выбора будущей профессии для подростка и помочь подростку определиться с выбором профессии, чтобы начать уже сейчас работать в этом направлении.

ЗАДАЧИ :

1.Ускорить процесс профессионального самоопределения, расширить свое представление о различных сферах труда, о мире профессий;

2.Узнать кто и что поможет в выборе будущей профессии подростку;

3.Предостеречь от ошибок совершаемых при выборе будущей профессии;

4.Узнать, какими способами можно выявить индивидуальные наклонности подростка с целью выбора профессии, и сделать это;

5.Показать пример индивидуального анализа профессиональной ориентации;

6.Написать краткое эссе о себе и об “идеальной” профессии после изучения личностных и профессиональных характеристик с учетом своих предпочтений.

Глава I

Человеку, вступающему в жизнь, очень важно самоопределиться и сделать правильный выбор. Мир профессий необъятен и изменчив.Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы. Ежегодно появляется множество новых профессий, которые существуют лишь 5 – 15 лет, а затем исчезают или меняются до неузнаваемости. Как вы думаете, сколько всего профессий насчитывается в мире?В 17 веке на Руси было всего 200 разных профессий. На сегодняшний день в мире существует более 50 тыс. профессий.

Самые востребованные профессии:

Инженеры и главные инженеры, технологи и главные технологи . Это касается как легкой, так и тяжелой промышленности - везде, где большое значение имеют международные стандарты качества.

Автотехники . Сюда входят специалисты, работающие с автотранспортом на всем его «жизненном пути» - от проектирования и выпуска до утилизации.

Перевозчики . Причем как специалисты по созданию автомобильного, водного и других видов транспорта, так и профессионалы в области логистики (наука о продвижении товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям), товарно-транспортных операций.

Специалисты в области нано- и биотехнологий . Нанотехнологии найдут свое применение в медицине, пищевой промышленности, космосе и машиностроении. Биотехнологии внедрятся в биофармацевтику и молекулярную медицину.

Специалисты в области интернет-технологий через пять лет также останутся востребованными. Программисты нужны всем и всегда, причем зарплата хотя и зависит от возраста и опыта, но не принципиально: могут взять на довольно высокую позицию и 19-летнего студента.

Схемотехники, специалисты по техническому надзору, инженеры-электрики, наладчики, токари и фрезеровщики, механики, работающие со станками, слесари по ремонту технологического оборудования могут также не задумываться о мизерных зарплатах постсоветского периода.

Массовая установка систем кондиционирования, вентиляции воздуха, отопления и водоснабжения , особенно автоматизированных, предполагает востребованность специалистов.

Востребованными окажутся специалисты лесного хозяйства и бумажного производства, специалисты по мониторингу и управлению окружающей средой . По прогнозам, к 2015 - 2018 годам вопросы экологии уже невозможно будет игнорировать. И чтобы окончательно не погубить Землю, человеку придется изучать и удовлетворять ее потребности.

Рынок труда довольно изменчив. Одни профессии исчезают, другие появляются, какие-то из них более востребованы, какие-то мало популярны. При этом ситуация может меняться.

На данный момент сложилась такая обстановка, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Одной из причин нехватки “настоящих специалистов”, а так же в разочарования в своей карьере, является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Как найти среди множества профессий свою? Эти вопросы встают перед подростками.

На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - ученики не всегда могут ответить. А между тем, проблема выбора профессии очень серьёзна. От человека всё в большей степени требуется высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни, ведь время не стоит на месте, а наоборот несется со стремительной скоростью. Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, необходимо, прежде всего, разобраться в собственных установках, способностях и интересах. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Когда человек выбирает профессию , он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор – это желание и стремление взять ответственность на себя.

«Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». К.Д. Ушинский

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Кто или что может оказать помощь подростку в выборе профессии:

  • Реальные советы родителей.
  • Подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе;
  • Специалисты по профессиональной ориентации. В каждом городе существуют специальные центры занятости населения, куда может обратиться каждый человек, в том числе и подросток. Там же можно найти специалиста по профессиональной ориентации и проконсультироваться с ним;
  • Прохождение проф. тестирования (это можно сделать так же в центре занятости населения);
  • Ярмарки учебных заведений (вся информация свободно храниться в центре занятости населения и доступна любому, кто ею интересуется);
  • Учителя, педагоги, преподаватели.
  • Ошибки, совершаемые подростками:
  • не знание своего физического здоровья
  • !Особенно важно обратить внимание на индивидуальные особенности своего организма, прежде чем определиться с будущей профессией.
  • пойти за компанию с другом. Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья;
  • идти по принуждению родителей. Иногда родители заблуждаются и начинают навязывать свое мнение, не стоит бездумно потыкать ему и забывать о своих собственных интересах;
  • не знание мира профессий.
  • Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
    Первый фактор – «Хочу»

    Подросток должен оценить свои интересы и склонности, выяснить, какие профессии нравятся, представить, чем хотел бы заниматься каждый день.

    Второй фактор – «Могу»

    Познакомиться с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

    Третий фактор – «Надо»

    Узнать, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
    1. Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
    2. Оценить достоинства и недостатки каждого варианта.
    3. Исследовать шансы успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
    4. Продумать запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

    Проанализировав ошибки совершаемые молодежью и узнав, кто и что может оказать помощь подростку в выборе будущей профессии, а так же наметив примерный план моих действий, я начала свой путь.

    Глава II

    Мой путь выбора профессии

    Мои действия:

    1.Позвонила в первоуральский центер занятости и записалась на проф. тестирование.

    2. Прошла тестирование.

    3.Побеседовала со специалистом по проф. ориентации.

    4.Получила результат. А так же получила свою психологическую характеристику иузнала, что роль самооценки в поиске и выборе профессии для подростка очень важна. В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере.

    5.Определила для себя 3 приоритетные профессии: педагог, журналист, психолог.

    6.Решила поинтересоваться заработной платой и востребовательностью.

    7.Поинтересовалась учебными заведениями, где обучают на этих специалистов.

    8.В мои планы входит посещение данных учебных заведений в день открытых дверей.

    Заключение

    Сочинение на тему “Мой выбор профессиональной деятельности”

    Я давно заметила простой, но в то же время великий “закон жизни”. Его смысл заключается в том, что наши бабушки и дедушки чаще говорят и вспоминают прошлое (уже минувшие дни), родители же пытаются устроить свое настоящее, то есть живут “здесь и сейчас”. Мы же, подростки, смотрим всегда в будущее и мечтаем о счастливой взрослой жизни. И как бы мы не старались перехитрить этот закон, у нас все равно ничего не выйдет.

    Я часто задумываюсь над тем, кто я есть? Или чем я хотела бы профессионально заниматься, в чем я могу себя проявить? У своих знакомых – ровесников я спрашивала, кем же они хотят стать. Редко кто отвечал мне с уверенностью, чаще отвечали, сомневаясь в своем намеченном решении, а некоторые просто даже не предполагали, какую профессию выберут. Но после моих расспросов всегда следует встречный вопрос: “А ты? Какую профессию ты выберешь?”. И я действительно начала задумываться над этим вопросом и подошла к нему максимально ответственно и серьезно, решив, что напишу учебно-исследовательский проект на тему: “Подросток и выбор профессии”. Под словом “подросток” я подразумеваю не только себя, но и других моих ровесников, поскольку знаю, что и для них этот вопрос будет не менее актуальным, чем для меня.

    Итак, проект я написала, но в своем сочинении я не буду анализировать то, что у меня получилось в итоге (так как это я опишу в своем выводе), но я хочу рассказать в этом сочинении о моих прежних планах на будущее и о решении, которое на данный момент я приняла после того, как практически написала свой учебно-исследовательский проект. Хочу сразу внести небольшую ясность: так как я всего лишь ученица, заканчивающая восьмой класс, то моё решение о выборе профессии может поменяться, но на данный момент я уверена в своем выборе, поэтому уже начинаю искать пути достижение новых целей, которые я перед собой поставила, но при этом у меня имеется еще несколько “запасных вариантов” на случай непредвиденных обстоятельств.

    Хочу начать с того, что когда мне было около семи лет, я первый раз пришла в частную стоматологическую клинику. После того как мне залечили там зуб, я вышла оттуда с улыбкой и сразу заявила, что буду стоматологом. Почему я так радовалась? Все просто. В городской стоматологической клинике мне было безумно плоха, и я ужасно боялась её посещать и видеть этих вечно нервничавших врачей, поэтому всегда шла к ним с тяжелым сердцем, заранее зная что будет очень больно и придется опять мучиться. Зато в частной стоматологии мне было совсем не больно и даже интересно.

    В общем, я промечтала быть стоматологом до шестого класса. А моя мама тем временем советовала мне десять раз подумать, прежде чем принять такое обременяющее решение, и оценить мои шансы. И я их оценила только сейчас. Я все-таки перехотела быть стоматологом, решив, что есть в мире профессии интересней, чем вечно мучить людей и всю жизнь ковыряться в одних и тех же больных зубах (но зато всегда хорошо зарабатывать). И тогда я начала задумываться, кем же я все-таки хочу стать. Помимо занятий в школе я занималась рисованием (не говорю, что я хожу в художественную школу, потому что эти занятия школой никак нельзя назвать) и пыталась учить языки. Я постоянно мучила маму вопросами: “Кем мне быть?”. Она же отчаянно приводила в пример лингвиста, но не настаивала на этом профессиональном направлении, а лишь доказывала, как замечательно ездит по всему миру, нежели всю жизнь смотреть в одну точку. Я прекрасно понимала, что она права, а так же что лингвиста из меня не выйдет, потому что с языками у меня “не все так безупречно”.

    Спустя некоторое время я узнала про профессиональное тестирование в центре занятости населения нашего города. И я изъявила желание туда попасть. Я провела там часа три, но мне понравилось. Было интересно проходить очень объемный тест и общаться с замечательной женщиной - специалистом по профессиональной ориентации граждан. Она рассказала и показала на распечатанном листе с результатами теста (которые отдали мне) о моих психологических особенностях и о профессиональных наклонностях. Результатом моих стараний стали три варианта видов профессий, которые мне подошли: психолог, журналист и педагог. Через некоторое время, проанализировав все варианты и приняв к сведению всю найденную мной информацию для

    учебно-исследовательского проекта, я решила, кем же все-таки хочу стать.

    Я не зря упомянула, что очень люблю рисовать. В интернете я нашла сайт ВУЗа, находящегося на Урале, где обучают на педагогов-художников, при этом вкладывая в студентов знания психологии. Я чувствую, что если выберу это направление, то реализую себя. Я очень довольна результатами своего “исследования”, потому что на интересующие меня вопросы я нашла ответы. А так же на данный момент я полностью уверенна, что смогу заниматься этим видом деятельности всю жизнь и буду счастлива.

    Профессиональная жизнь человека

    Профессия (лат. professio -- официально указанное занятие, специальность, от profiteer -- объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения более совершенных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда. В связи с этим в рамках профессии, установленных по производственному признаку, -- металлург, горняк, строитель и т.д. -- выделяются специализированные профессии: горновой доменной печи, забойщик, бетонщик и др. С научно-техническим. прогрессом связан процесс отмирания некоторых профессий и возникновения новых. Например, с появлением землеройных машин упраздняется профессия землекопа и получает распространение новая -- машинист экскаватора; с применением в угольных шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидированы профессии зарубщика, забойщика, навальщика.

    Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии - не исключение. На него также влияет множество факторов, которые представлены на рис. 9.

    Рис. 9.

    · «хочу» это фактор, который показывает чего человек желает, его притязания;

    · «могу» это фактор возможностей человека, который отражает действия и процессы, которые под силу выполнить данному человеку;

    · «надо»- фактор, показывающий что человеку необходимо для осуществления данной конкретной задачи.

    Главная задача выбирающего при этом - тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение.

    Неотъемлемой частью профессиональной жизни человека является профессиональное самоопределения. Началом данного процесса является формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период становления личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства - перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

    Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (ПТУ, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность - профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончании школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

    После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер. Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию - освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

    По мере освоения профессии личность все больше «погружается» в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работников способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации. На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от индивидуально-психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности. И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию - профессионального мастерства. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Таким образом, в целостном процессе профессионального становления личности выделяются следующие стадии, представленные в табл. 1:

    Таблица 1 Стадии профессионального становления

    Название стадии

    Описание

    Формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально- психологических особенностей.

    Профессиональная подготовка

    Формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач.

    Профессиональная адаптация

    Вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности.

    Первичная и вторичная профессионализация

    Формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности.

    Профессиональное мастерство

    Полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегративных психологических новообразований, творческое проектирование своей карьеры, достижение вершин («акме») профессионального развития.