"здоровье детей в руках взрослых". Как укрепить мышцы ладони

Здоровье детей в руках взрослых

Дети — это наше будущее, и обеспечение их здорового роста и развития должно быть важнейшей задачей всех сообществ.

дошкольника

Ребенок дошкольного возраста очень подвержен различного рода инфекциям, он испытывает разные нагрузки и находится в постоянном контакте с большим количеством людей. Чаще всего ребенок подвержен простудным заболеваниям, ОРЗ, гриппу, ангине, ветрянке, краснухе. Также возможно заражение педикулезом и конъюнктивитом.
Залогом сильного иммунитета в таких

случаях является соблюдение следующих условий:
1. Ребенок нуждается в хорошем ночном сне. Доказано, что недосыпающие дети хуже развиваются, тяжелее переносят физические нагрузки, и соответственно чаще подвержены болезням. Поэтому требование ложиться спать в 10 часов вечера актуально и для дошкольников, младших школьников, и для подростков.
2. Мытье рук. Это очень понятное и доступное средство профилактики заражения вирусными заболеваниями. При этом нужно помнить, что эффект эта процедура приносит, если продолжается не менее 20 секунд. А если у ребенка нет возможности вымыть руки, то это можно сделать с помощью антибактериальных салфеток.

3. Завтрак. Полноценный завтрак поможет ребенку получить заряд энергии на весь день, а если дополнить его витаминами, то поможет стимулировать иммунитет и повысить сопротивляемость болезням.

Дополнительными мерами по сохранению

здоровья ребенка являются:
1. проведение всех необходимых прививок при отсутствии врачебных ограничений. По данным ВОЗ, среди не привитых детей в возрасте от 3 до 18 лет заболеваемость коклюшем в 6 раз выше, чем у привитых, а заболеваемость корью - в 22 раза.
2. посещение окулиста. Сам ребенок может не заметить того, что у него ухудшается зрение. Об ухудшении зрения могут свидетельствовать следующие признаки:
- ребенок стал ближе садится к телевизору или сильно щурится;
- при чтении он теряет то место, где читал, или пальцем водит по строчке;
- трет глаза или жалуется на свет.
Если у вашего ребенка есть такие признаки к окулисту нужно сходить обязательно. Также обязательное посещение окулиста рекомендуется тем детям, которые уже носят очки. Осмотр окулиста с целью профилактики можно проходить раз в 2 года.
3. чаще измерять ногу и менять обувь. По мнению специалистов, детям в возрасте от 4 до 9 лет следует измерять ногу и при необходимости подбирать обувь раз в 4 месяца, а после 10 лет это нужно делать раз в 6 месяцев. К школьной обуви предъявляются большие требования по комфорту и носкости, поскольку в этот период все еще продолжает формироваться ступня, а обувь испытывает большие нагрузки.
4. держать контакт, с воспитателем. Обо всех проблемах со здоровьем, каких-то дополнительных требованиях должны быть уведомлены медсестра и воспитатели.

Часто у мам возникает вопрос, стоит ли отправлять ребенка в сад, если он жалуется на недомогание. Рекомендации врачей таковы: если температуры тела выше 37 градусов, была рвота или диарея, тогда ребенку лучше остаться дома. Также можно оставить дома, если ребенок кашляет, чихает или у него насморк, для того, чтобы он не стал источником заражения.
И всегда нужно помнить, что детский сад - это ваш союзник в борьбе за сохранение здоровья ребенка.

Каждая мама слышала о важности развития мелкой моторики у детей, но мало кто разбирается в профессиональной терминологии и знает, что моторика - это не просто ловкость и хороший почерк, но и возможность сохранить активность коры головного мозга до самой старости и правильная координация нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Наталья Алехина, сооснователь детских центров CityKids и автор книги «#Первые365», рассказала The Village о важных нюансах развития мелкой моторики и составила список полезных развлечений для малышей.

Как устроена кисть?

Для начала разберемся, что из себя представляет кисть. Это сложная система из 27 костей, суставов, связок, сухожилий, мышц, широкой сети сосудов и нервных окончаний. В самих пальцах мышц нет - их движения контролируют сгибательные сухожилия, которые соединены с мышцами в ладони и предплечье. На кончиках пальцев находится огромное количество нервных окончаний и рецепторов, которые чувствительны к температуре, текстуре, давлению, влажности и вибрации. Контролирует эту сложную систему около четверти всей моторной коры головного мозга, то есть в мозгу кистям отведено больше места, чем ногам и спине. При развитии мелкой моторики улучшается и речь ребенка, поскольку соответствующие отделы головного мозга находятся рядом и влияют друг на друга.

Как развиваются навыки младенцев с нуля до трех лет?

Новорожденные обычно плохо контролируют движения своих рук, но если поместить в их ладонь любой предмет, то малыши автоматически крепко сожмут его - этот бессознательный хватательный рефлекс обычно исчезает к третьему месяцу жизни, когда младенцы начинают более осознанно брать игрушки указательным, мизинцем и средним пальцем.

К девятому месяцу жизни дети могут взять предмет, соединив четыре пальца с большим. Такой «захват клешней» развивается постепенно, и к концу первого года жизни малыши умеют брать мелкие объекты, например фасоль. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше научился соединять каждый из четырех пальцев с большим в кольцо: именно эта способность повлияет в дальнейшем на его способность рисовать и писать.

На втором году жизни тоддлеры учатся еще лучше координировать работу своих пальцев: например, полуторагодовалый малыш, который еще не умеет складывать лист бумаги, уже может его разорвать, а двухлетний уже в состоянии расстегивать молнию. Даже просто открывая двери, вытаскивая одежду из стиральной машинки или помогая маме готовить и взбивая яйца, дети приобретают бесценный опыт и развивают свои руки и кисти.

Моторика развивается по мере взросления, поэтому чем раньше ребенок освоит различные занятия для пальчиков, тем проще ему будет в дальнейшем учиться писать карандашом, рисовать, шить или проводить сложные нейрохирургические операции. К тому же дети, не обладающие развитыми навыками мелкой моторики, будут испытывать стресс и фрустрацию, иметь низкую самооценку, задержку речевого развития и проблемы с освоением языка в школьном возрасте.

Какие занятия помогут ребенку развить моторику?

По мере взросления тоддлеры исследуют окружающий мир в том числе тактильно - через игрушки и окружающие их предметы, которые можно тянуть, толкать, катить. Все это тренирует мышцы их кистей, предплечий и плечевого сустава, поэтому не нужно ограничивать малышей в подобных активностях. Важно только следить за тем, чтобы им не попадались мелкие детали: дети в этом возрасте также исследуют мир на вкус, поэтому легко могут проглотить маленькие предметы или засунуть их в нос или ухо. Вот что поможет малышу развить руки в различных направлениях:

Снимание и надевание носков и обуви;

Перетягивание веревок и канатов;

Катание, бросание и хватание мяча;

Перетаскивание ведер с водой и песком из одного места в другое;

Шагание по лестницам и преодоление препятствий;

Копание в земле или песке с помощью лопаты, граблей и других инструментов;

Мытье игрушек и предметов губкой;

Поливание растений из лейки;

Толкание игрушек перед собой;

Покраска забора (можно водой);

Сгребание, подметание, собирание листьев, палочек и крупной гальки;

Выжимание и сжимание зубной пасты, пластилина, массы для лепки;

Смешение и просеивание песка, мелкой крупы или зерен;

Раскатывание и замешивание теста.

Как укрепить мышцы ладони?

Во многом координация движений пальцев и кисти зависит от развития мышц ладони. Если вы заметили, что малыш постоянно роняет предметы, нужно подключать его к активностям, которые помогут укрепить мышцы ладони: например, замешивание теста, просеивание песка или переливание воды.

Ползание также очень полезно для малыша: оно оказывает давление на ладони рук, распрямляет мышцы и предотвращает пальцы от закрытия, что приводит к большей гибкости ладони. Если тоддлеры пропустили стадию ползания, они могут подгибать пальцы внутрь ладони и ползать на кулачках. Это означает, что рефлекс хватания все еще присутствует. Такие дети могут избегать контакта ладони с материалами (например, тестом или пластилином) и неуклюже держать карандаш или ручку кончиками пальцев. Этим детям будут крайне полезны активности, которые помогают снять напряжение и неуклюжесть в руке: ползание в любых формах, игры в ладошки, нажимания, приготовление еды и подметание. Такие занятия стимулируют расслабление кистей рук, что повышает силу мышц и выносливость кисти.

Как сделать пальцы сильными?

Сила пальцев и возможность все лучше ими управлять развивается у малышей исключительно по мере получения опыта. Важные занятия, которые будут полезны малышам для развития силы пальцев:

Разрезание листов пасты или хлеба на куски;

Игры с конструктором и собирание пазлов;

Пальчиковое рисование;

Пальчиковые игры и пение;

Перебирание крупы или изюма;

Переливание воды из сосудов;

Перекладывание кусочков сахара или пасты щипцами;

Складывание и разбор мелких игрушек;

Использование штампов, прищепок и наклеек;

Вырезание ножницами.

Как подготовить руку ребенка к письму?

Многие мамы все еще стремятся как можно раньше начать обучать малыша чтению и письму. Однако результаты многочисленных исследований доказывают, что учить ребенка писать можно только тогда, когда его кисть и пальцы достаточно развиты для этого. В противном случае раннее обучение может привести к тому, что ребенок, даже достигнув взрослого состояния, будет писать неправильно и быстро уставать.

Важно следить за развитием малыша и его готовностью к письму. Когда 18-месячный малыш рисует каракули, карандаш или кисть зажаты в его кулачке, а движения осуществляются плечевым суставами или корпусом. Каракули сначала выглядят как круги и только ближе к концу второго года начинают превращаться в другие фигуры. К концу третьего года жизни тоддлеры все еще по-разному захватывают карандаш и используют кисть. Если у ребенка появляется напряжение в кистях, шее и плечах, предложите ему маленькие мелки. Это поможет облегчить процесс и укрепить мышцы ладони и предплечья, контролирующие силу пальцев.

4-летний ребенок уже может держать карандаш большим и указательным пальцем, пока другие пальцы помогают ему сохранять положение предмета. Плечевой сустав, предплечье и кисть выполняют в данном случае роль стабилизаторов. К школе большинство держат карандаш штативным захватом тремя пальцами, и тогда можно считать, что кисть и рука ребенка готовы к письму.

Мы советуем мамам использовать прием "из руки в руку". Почему стоит помогать малышу своей рукой? Во-первых, так Вы с самого начала научите ребенка держать пишущие инструменты правильно, и малышу не придется переучиваться в школе. Во-вторых, удерживая детскую ручку в своей руке, мы можем показывать ребенку приемы рисования и письма, и это здорово облегчает обучение. Давайте поговорим о важных нюансах приема "из руки в руку".

Сразу оговорим, очень важно сесть правильно. Пишем и рисуем мы за обычным столом, усадив малыша на колени. Дети постарше часто хотят "работать" сами, тогда взрослый располагается рядом, чтобы прийти на помощь. Если все-таки ребенок согласен сидеть на коленках, одной рукой нужно придерживать его за грудь, чтобы он не заваливался на стол. Это поможет избежать проблем с осанкой. Убедитесь, что малыш чувствует себя расслабленно и его руки не сжаты в кулачки. Если это не так, проведите пальчиковую игру, желательно ту, в которой ладонь движется медленно и расслабленно. Вложите в его руку пишущий предмет правильным способом, чтобы ребенок держал его (предмет) точно также, как обычно держите пишущую ручку Вы. Затем вложите руку малыша в свою и пишите /рисуйте привычным для себя способом. Сохраняйте спокойный темп письма, но не медлите (от медленного темпа письма детская ручка может устать еще сильнее). Не давите сильно на руку ребенка, иначе ему будет некомфортно.

Совсем маленьких деток, которые только начали сидеть, обязательно нужно поддерживать рукой. Чтобы малыш находился на высоте стола, Вы, мама, можете сидеть нога на ногу, или просто держать малыша чуть выше, на уровне своей груди, ножки ребенка могут немного болтаться в воздухе.

Вполне возможно, что малыш сопротивляется и вырывает ручку. Не пугайтесь, это нормальное стремление маленького человека к самостоятельности. Не рекомендуем Вам в этот момент настаивать на письме «рука в руке». "Взрослым" детям (от двух с половиной лет) можно показать, как держать кисть или фломастер. Постарайтесь убедить ребенка, используя позитивные слова и улыбаясь: «Смотри, Маша, держим фломастер вот так! Так лучше! Молодец, ты - как взрослая!» С детьми помладше в случае протеста мы просто рисуем правильно сами, описывая свои действия: "Вот, держу кисточку правильно!"


На видео Варя (1,5 года) рисует вместе с мамой методом "из руки в руку"

Кстати, если Ваш малыш левша, ни в коем случае не настаивайте на письме правой рукой. Обычно левша берет все своей любимой левой рукой, и это тут же бывает заметно в быту! Если малыш левша, а Вы правша, то либо пишите вместе с ним левой рукой, либо ограничьтесь демонстрацией правильного положения.

Поверьте, если Вы научите малыша держать пишущие предметы правильно, это здорово облегчит ему жизнь. И уж конечно поможет научиться писать быстрее и красивее. Главное, помнить, что любой навык проще усвоить при позитивном настрое - и Вашего, и малыша.

Ольга Теплякова, Полина Теплякова.

Чем больше взрослый носит младенца на руках - с правильной поддержкой ребенка и в разных положениях - тем проще ему потом совладать со слингом. Через ношение на руках мы обучаемся понимать и чувствовать ребенка, его тело, да и свое тело тоже. Это придает нам уверенность в своих силах, что уже является половиной успеха при освоении слинга.

Положений для ношения ребенка на руках существует довольно много*. Но обо всех них мы сейчас говорить не будем. Остановимся на подъеме ребенка с поверхности и на четырех основных положениях, важных при освоении слинга с новорождённым.

Берем ребенка на руки* *
Шаг первый. Захватываем ребенка под мышки таким образом: большие пальцы обеих рук взрослого находятся на груди ребенка, ладони - под спинкой, пальцы придерживают головку под затылком, предплечья плотно охватывают тельце.

Шаг второй. Можно повернуть ребенка на бочок, особенно если малыш увесистый.

Шаг третий. Кладем ребенка на плечо. Из этого положения мы легко переместим его в остальные позиции

1. Положение на плече. Ребенок грудью и верхней частью животика лежит на плече у взрослого. Ручки - за шеей взрослого, головка и ручки свободно свисают. Такая поза стимулирует ребенка поднимать голову, хороша для выпускания заглоченного воздуха, а также ее уважают любители поглазеть по сторонам:) Собственно, в слинге мы так не носим, но на этапе "упаковки" малыша в слинг и при вынимании из него она незаменима.

Взрослый может поддерживать ребенка несколькими способами: а) по верхней части спинки, ладонь под мышкой, ближней к шее взрослого, предплечье - по лопаткам; б) под мышкой, дальней от шем взрослого; в) любым из этих способов + второй рукой под попой или по коленкам для дополнительной страховки. Ребенок в этом положении лежит очень надежно, так что одной руки часто бывает вполне достаточно. Тем не менее не забываем об осторожности.

2. "Колыбелька". Ребенок развернут животом к маме, тело располагается немного по диагонали (голова выше попы), шея ребенка "вписывается" в локтевой сгиб, головка чуть откинута назад.
ВАЖНО! Головка, шея, спинка и таз ребенка поддерживаются одной рукой, вторая - страхующая, для более надежной поддержки. Несущая рука может также поддерживать ребенка за бедро.

ОШИБКА! Недопустимо держать одной рукой головку ребенка, а другой - туловище. Неверное движение при такой поддержке может привести к травме шейного отдела малыша.
ОШИБКА! Часто в сгиб локтя кладут не шею, а макушку ребенка. При такой поддержке несущая рука не поддерживает всю спину, носить неудобно и тяжело, головка "перекатывается" буквально по всему предплечью взрослого.

3. "Обратная колыбелька". Положение ребенка аналогично положению в "колыбельке". Головка ребенка лежит в ладони несущей руки взрослого, тело - поддерживается предплечьем, таз - локтем.

Так мы перехватываем ребенка из простой "Колыбельки" в "обратную колыбельку".


4. Вертикально животом к животу. Головка ребенка на уровне ключиц взрослого или выше, тело - между грудей у мамы (у папы - на груди, посередине), ножки - под грудью, разведены на комфортный для ребенка угол, подняты выше попы. Одна рука (ладонь и предплечье) взрослого поддерживает ребенка под противоположной подмышкой и по лопаткам, это основная поддержка, а, вторая рука - под коленками. (Не могу сказать, что фото у нас идеальное: коленки низковато вышли.)