Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Направления работы с детьми с ТНР на занятиях Логопедические занятия для детей с тнр

К тяжелым нарушениям речи относятся системные речевые патологии, когда затрагиваются все стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй, лексика и т.д.).

В последнее время увеличивается количество детей, у которых нужно не развивать речевые навыки или совершенствовать, а формировать их , создавать- это так называемые безречевые дети, неговорящие дети или дети с "начатками" речи (1-2 уровни речевого развития по Р.Е. Левиной).

Неговорящие дети - условное обозначение, под которым подразумеваются дети с неразвившейся речью при наличии нормального слуха (Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997). Безречевой ребенок - ребенок, имеющий такой уровень речи, который не может служить для полноценного общения. (Кириллова Е.В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011).

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с алалией, различными задержками психоречевого развития, интеллектуальной недостаточностью, анартрией при ДЦП, РДА, нарушением слуха, афазией. В так называемую отдельную группу относят детей со сложной структурой дефекта, например, когда присутствуют дефицит внимания и расторможенность, аутистические черты поведения, и отсутствие речи.

Предпосылки развития нормальной речи:

- целенаправленная предметная деятельность на основе формирования психических процессов: всех видов памяти, восприятия, мышления);
-говорящий социум,полноценное общение со взрослыми.



Фрагмент логопедического занятия с обучающимися 2 класса

(задача: развитие зрительного внимания, восприятия, используя разноцветные шарики марблс и пуговицы)

Методы (основа) формирования языковой системы

1 . При системной речевой патологии нужна комплексная работа специалистов, каждого в своей сфере (дефектолога, психолога, учителя физической культуры, учителя ритмики, учителя музыки). Логопед надстраивает свою работу над работой всех специалистов.

2. .Формирование языковой системы строится по онтогенетическим этапам формирования речи. "Онтогенез речи"- весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.


Таблица. Онтогенетические законы развития речи

(Винарская Е.А. "Возрастная фонетика", "Дизартрия" и др. работы)

3 . Направления работы строятся по четырем языковым кодам : фонематическому или фонологическому, лексическому, грамматическому или морфологическому и синтаксическому. Коды не существуют отдельно друг от друга, но для удобства планирования работы их условно разделяют.

4 . Необходимо различать в работе языковые и речевые явления, поскольку, все, что мы говорим, нужно рассматривать с двух позиций: с позиции языка и с позиции речи.

Схема коррекционной работы

(разработанна специалистами ГОУ "Специальной (коррекционной) начальной школы- детский сад v вида №1708" для детей с ОВЗ, г. Москвы.

Руководитель- Новикова Т.Н., кандидат экономических наук, Заслуженный учитель России, логопед высшей квалификационной категории .

скачать схему

Коррекционная логопедическая работа (по схеме)

Формирование ритмико-мелодико-интонационной основы языка

Подготовительный этап

Пропевание гласных (данный период условно равен гулению в онтогенезе) с помощью символов гласных (по Фомичевой). Задача : получить фонацию, длительную голосоподачу.


Символы гласных звуков

I этап

Отработка цепочек из одинаковых слогов, цепочек со сменой гласных, цепочек слогов со сменой согласных. Задачи : вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слогов, соединив артикуляцию гласного и согласного, согласного и гласного и научиться переключаться с одного слога на другой. На этом этапе работы логопеду потребуются слоговые карточки для работы (2 набора). На этом же этапе работы логопедом даются звукоподражания. Для этой работы используются карточки для попевок. На каждое звукоподражание 4 карточки.

Слоговые карточки из наборов

Картинки, используемые для попевок про корову (у березы, у забора, у палатки, у беседки)


II этап

Задача работы: вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слов из двух слогов разной структуры: на две четверти с первым, со вторым ударным слогом, слов из трех слогов. Логопед использует предметные картинки, названия которых соответствующие структуры: два открытых слога с первым ударным, разные согласные, гласные- одинаковые и с разными гласными. Картинки на два открытых слога со вторым ударным. Картинки на трехсложные слова: с первым ударным, со вторым ударным слогом, с третьим ударным слогом.

III этап

З адача работы: учить плавно переключаться в процессе фразы, ритмично петь на две четверти, на три четверти, учить петь фразу с любым ритмическим контуром.

Работа над звукопроизношением


Слоговая структура слова

Задача : учить детей плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках, со сменой гласного, согласного, в закрытых слогах, со стечением. Итог- научить детей говорить слова сложной слоговой структуры, проработав все 13 классов по Марковой.

При работе над слоговой структурой три раздела: работа над ритмом, работа над слогом и работа над словом во всем его многообразии: слово, в словосочетании и в предложении.

Для работы логопеду понадобятся картинки с шестью ритмами, умение детей делать "замочки", которые дают фиксацию положений рук, символы на гласные и согласные звуки (с ними работаем и при формировании РМИ, и на занятиях по звукопроизношению, понадобятся линейки с кнопками нескольких видов: самая простая- 5 кнопочек (по количеству пальцев), вторая линейка- по две кнопки для работы над цепочкой, состоящей из двух слогов и третья линейка- из трех кнопочек, когда логопед работает со словами, состоящими из трех слогов. также понадобятся для работы карты с окнами для формирования слогов и сами карты с картинками по классам (6 листов по 6 картинок)- 12 листов на каждый слоговой класс (по Марковой). С 4 класса можно брать глаголы.

Все ритмы нужно проходить в определенной последовательности: классы имеют соотнесенность с ритмами. Все ритмы имеют количественную и качественную характеристики. Вначале логопед учит детей слышать "один", затем дифференцировать "один-много", после этого- "один-два". Ударность показываем в "замочках" громкостью. Характеристики "тихо-громко" начинают отрабатываться на "громко", затем дается "тихо" и потом соединяется "тихо-громко". Разные комбинации громко и тихо будут давать ритмы.

Ритмы- это база, здесь количество и качество будущего слова. Слоги- строительный материал, из которого потом будут получаться слова.

Задачи: учить детей составлять предложения по законам смысла с опорой на заданную модель, т.е. учитывая количество слов, их последовательность и взаимозависимость (членство в предложении); формировать навык владения грамматическими категориями на уровне словосочетания и использовать эти словосочетания в готовых конструкциях в предложениях.
Работа над фразой строится по модельному обучению речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи В.И. Балаевой (12 моделей)
Одной из главных задач в этой работе является формирование глагольного словаря. Начинают работать над фразой тогда, когда у ребенка есть есть хотя бы 10 существительных. Отрабатываются грамматические кате гории числа, затем падежа и в последнюю очередь- категория рода, так как категория рода самая тяжелая категория. Отрабатывается в словосочетаниях, зате м это словосочетание с отработанной категорией вставляется в структуру предложения.

Обучение (необходимо сформировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве и времени)

Развитие (развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, лексико-грамматических структур, сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления).

Воспитание (формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности) в процессе анализа жизненных ситуаций).

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математического развития детей с нарушениями речи положен принцип ориентации на общее развитие ребенка , включающий в себя его сенсорную, моторную и интеллектуальную готовность.

- арифметическое (цифра и число от 0 до 10, основные свойства натурального ряда и др.);

- геометрическое (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение фигур на плоскости, в пространстве, изготовление их моделей из бумаги и др.);

Основными методами, используемыми на занятиях по математике, являются: метод дидактических игр и метод моделирования, которые представлены в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим является практический метод , позволяющий детям узнавать и осмысливать практический материал (выполнение действий с предметами, моделирование геометрических фигур, зарисовка, раскрашивание и др.).

Большинство детей с недоразвитием речи имеют нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Поэтому, очень важны физкультминутки и пальчиковая гимнастика. Филогенетическая связь движений с произношением звуков дает ряд преимуществ для развития детей речевых групп. Их речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, также, наличие ритма положительно сказывается на развитии слухового восприятия детей.
Предполагаемые физкультминутки и пальчиковые упражнения на математических занятиях позволит детям овладеть не только речевыми навыками, но и развить математические навыки при закреплении счета, ориентировки в пространстве, времени и т. д. Кроме того, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в коррекции психических процессов детей.
Такой подход позволит решить следующие задачи:
- стимуляция действия речевых зон коры головного мозга ребенка;
- развитие внимания и памяти – психических процессов, связанных с речью ребенка;
- способствование математическому развитию детей с нарушениями речи.



Основная коррекционная задача состоит в том, чтобы формировать у детей, имеющих отклонения в развитии, поисковые способы ориентировки при выполнении задания по математике. Ребенку с отклонениями в развитии требуются многократные повторения на основе принципа функциональной тренировки. Также хорошо предлагать речевой материал для закрепления знаний, полученных при обучении математике, вне математических занятий. Это - стихи, сказки, рассказы, в которых обязательно присутствуют числа.

Задачи развития:

1. Анализ и синтез предметов (от общего к частному:«Что общего?»; например, разные по цвету предметы, но одинаковые по форме).

2. Классификация предметов (объединение предметов по 1-у или нескольким признакам в группы; например, 3 мышонка, а в коробке лежит сыр.«Выберите по форме сыр»). Вводятся опорные символы, опорные картинки.

3. Обобщение (подбираются игры с операцией на обобщение: «4-й лишний», «Разложи по форме», «Собери по цвету» и т. д.).

4. Сериация (подбор по величине, по 1-у признаку, по величине и цвету, по 2-м признакам и т. д.).

5. Абстрагирование – высокий уровень анализа и синтеза.

6. Построение умозаключения (при развитии у детей симультанного гнозиса, работа по формированию понимания детьми реальной ситуации). Например, дается инструкция: «Я начну рассказ, а ты закончи. «Если бы коровы летали по воздуху …».



Особенности занятий по математике для детей с ТНР:

Взрослому необходимо тщательно продумывать и чётко формулировать вопросы, исключать возможность ответов детей на дефектном речевом материале.

Выводы должен делать и озвучивать сам взрослый, показывая образец грамотной речи;

Необходимо уделять внимание правильному употреблению лексических форм при согласовании числительных с существительными; следует требовать именования каждого числа при пересчёте (один конь, два коня, пять коней…);

Статическая деятельность должна сочетаться с малыми формами активного отдыха: физкультминутками, физ. паузами, гимнастикой для глаз, пальчиковыми играми;

Для развития элементов словесно-логического мышления целесообразно применять современные педагогические средства: палочки Х. Кюизенера, блоки Дьенеша.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность.

Комплекс методов и приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений:

1 - Практические методы.

Упражнения – многократное повторение детьми умственных практических действий, заданного содержания.

А-Упражнения подражательно-исполнительного характера - перед детьми ставится конкретная учебно-познавательная задача, показывается последовательность действий. Например: выполнить фигуру из 3 палочек. Даётся образец, затем ребёнок выкладывает фигуру.

Б-Упражнения конструктивного характера - перенос усвоенного способа действия на новое содержание. При этом дети конструируют из известных им действий и операций соответствующий способ решения.

В-Упражнения творческого характера - предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались. На занятиях полезно и целесообразно использовать логические задачи, стихи, загадки математического содержания.

2 - Словесные методы.

Словесные методы входят в состав любого наглядного и практического метода.
На занятиях по математике применяются объяснения, пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка. Объяснение и пояснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов.
Указания эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю ёлочку зелёным фломастером». Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку, утвердится в достижении положительных результатов, понять допущенные ошибки. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.
Сначала положительно оценивается само стремление детей к выполнению учебной задачи. Затем при общей положительной оценке корректно отмечаются допущенные ошибки, указываются конкретные способы их исправления, вселяют уверенность в ребёнка. И наконец, анализу подвергается качество результата, оцениваются навыки взаимодействия, используется оценка, даваемая самими детьми.

3 - Наглядные методы.

На занятиях по математике успешно используются:

Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?»;

Иллюстрации с изображением времени суток;

Ситуации для составления задач;

Циферблат часов;

Показ диапозитивов, диафильмов, видеофильмов;

Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ.

4 - Игровые методы.

Игровые методы также эффективны на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Они предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, объяснениями, указаниями и т.д. Применяются разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитация действий и движений, элементы соревнования, прятанье и поиск предметов. Всё это создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, повышает их активность и заинтересованность на занятии.

5 - В последние годы в дошкольной дидактике появилась такая разновидность наглядно-поискового метода, как моделирование. Доступность этого метода отражена в трудах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещение реального предмета другим предметом, изображённым знаком. На занятии по математике используются: различные планы; фишки; модели времён года, месяцев; модели в виде часов, разделённых на сектора и т.д.
Моделирование вводится очень осторожно, по мере формирования у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, умозаключения).

Работа по формированию математических знаний и умений должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами. На музыкальных занятиях могут исполняться песни о цифрах, задачах. На физкультурных занятиях рекомендуется проводить работу по совершенствованию координации движений, ориентировки в пространстве. Знания, полученные на занятиях, хорошо закрепляются в загадках, пословицах и поговорках. Необходимо изготовить различные дидактические игры, которые содержали бы большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.
Желательно оформить уголок познавательной математики, в котором можно поместить различные дидактические игры, счётные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, различную детскую литературу и другие материалы.

Индивидуальное занятие для детей с тяжёлыми нарушениями речи

старшая группа

Тема: Автоматизация звука[р] в словах и предложениях.

Задачи:

  • упражнять в правильном произнесении звука[р]в словах и предложениях;
  • закреплять умение выделять звук[р] из ряда звуков;
  • упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • закреплять умение классифицировать предметы;
  • развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, слуховую память, зрительное восприятия, конструктивные навыки;
  • совершенствовать кинестетическую основу движений пальцев рук по словесной инструкции, мимическую и артикуляционную моторику, физиологическое дыхание;
  • совершенствовать способность к сосредоточению;
  • развивать саморегуляцию.

Оборудование: разрезные предметные картинки, муляжи фруктов, тарелочки, сюжетные картинки, мячик, мягкая игрушка «мишка», сигнальные карточки, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент

К нам в гости пришёл Мишка. Он хочет послушать, как ты учишься правильно произносить звук [р] в словах и предложениях.

2. Мимическая, дыхательная и артикуляционная гимнастика

Угостим Мишку. Мишка никогда не пробовал лимон и банан. Давай мы ему покажем какие они на вкус.

Упр. ”Кислый лимон” [сморщиться],

Упр. ”Защипало язычок” [дуть на высунутый язык со звуком ф-ф-ф…],

“Вкусный банан” [имитация жевательных движений],

“Оближем губы” [облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт];

Наведём порядок в доме и на рабочем месте, прежде, чем заниматься.

Вычистим коврик [упр. ‘’Качельки’’]

Постираем и прополоскаем платочки [упр. ‘‘Индюк”]

Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит [упр.’’Парус’’]

А теперь можно заниматься.

3. Звуковая разминка

Вспомним как вертолёт гудит -Др…

Трактор заводится-Тр…

Мышка дрожит от холода-Бр…

Дедушка храпит-Хр…

Плавец плывёт-Фр…

Собака рычит-Р…

4. Дид. и гра. "Разрезные картинки’’

А что тут у Мишки? [Письмо.]

Давай посмотрим, что в нём?

Надо сложить разрезанные картинки и назвать все слова правильно:

рак, ромашка, арбуз, верблюд, огурец, виноград, дрова.

Где находится язычок, когда произносим звук [р]? [вверху, упирается в верхние зубки и дрожит]

5. Дид. игра “Светофор”

Я буду называть слова. Если ты услышишь звук [р] в слове - поднимешь зелёную карточку,а если нет- красную.

[Топор, сова, сахар, рак, молоко, забор, корабль лодка, дорога, кирпич, двор]

6.Игра “Закончи слово”

топо… тракто…

помидо… шофё…

зобо… мото…

костё… боксё…

ковё… кефи…

разгово… мухомо…

7. Игра”Договаривание предложений”

Рыбак ловит…[рыбу]

Барабанщик громко барабанит в…[барабан]

На небе разноцветная…[радуга]

У барана крупные…[рога]

Топором рубят…[дрова]

Волосы расчёсывают…[расчёской]

8. Дид. игра “Раскрась картинки”

Злой волшебник заколдовал картинки и смыл с них краски. Рома и Рая решили раскрасить картинки снова. Помоги им пожалуйста! Рома будет раскрашивать чёрным карандашом то, что бывает чёрным, а Рая раскрашивать предметы, которые бывают красными.

9. Дид. игра “Помоги Ире сделать уборку”

Сложить в шкаф предметы, в названиях которых есть звук [р], а в стиральную машину - в названиях которых нет звука [р]

10. Игра с мячом ”Большой, маленький”.

Большое ведро - маленькое ведёрко.

Большой забор-маленький заборчик.

Большой помидор-маленький помидорчик.

Большой карандаш-маленький карандашик.

Большая рубашка-маленькая рубашечка.

11. Итог занятия.

Мишке очень понравилось как ты занимался и он многому у тебя научился. А в какие игры мы с тобой играли? У Мишки есть для тебя подарок. Можешь с Мишкой пойти в группу и поиграть с ним.

Волоснёва Татьяна Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань "Д⁄с № 9 "Белоснежка"
Населённый пункт: город Нягань, ХМАО, Тюменская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект занятия с ребенком с ТНР
Дата публикации: 07.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Занятие с ребенком с ТНР по формированию общих речевых навыков.

Цель : Формирование

активной речевой коммуникации (общих речевых умений и навыков).

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Стимулировать появление звукоподражаний, первых слов;

Обучать пониманию вопросов косвенных падежей;

Развивать

слуховое

восприятие,

речеслуховую

зрительное

внимание,

конструктивный

Продолжать работу над неречевым дыханием;

Развивать мелкую, артикуляционную моторику;

Накопление пассивного словаря, накопление предикативного словаря;

Развивать логическое мышление;

2. Воспитательные : воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к

животным, чувства сопереживания.

Оборудование : кукла, зеркало, картинки с изображением кита, кота, ежа, вода, вата, аппликатор Ляпко

пальчиковый, шарик су-джок, банка, тренажер «Дельфа», лист с изображением ежа, кита, кота, леса, дома,

Деятельность логопеда

Ответы, действия ребенка

Организационный момент.

Посмотри, кто пришёл к нам в гости. Это Оля.

Давай с нею поздороваемся.

Здравствуй, Оля! Ты рад Оле?

Психогимнастика .

Покажи, как ты рад, когда Оля приходит к тебе в

гости; а как ты грустишь, когда она уходит? Давай мы

обидется,

поздороваются,

пригласят

обрадуется, когда ей предложат угощенье.

Развитие артикуляционной моторики. Развитие

неречевого дыхания.

Оля пришёла к нам в гости, давай будем ее угощать.

Напечём вкусных блинов,

Блины горячие, давай на них подуем

К блинам возьмём вкусное варенье.

Нальём чай в чашку.

Чай горячий подуем на него.

Угостим Олю конфеткой.

После еды надо почистить зубки

Проговаривание

«привет»

Ре б ё н о к

в ы п ол н я е т

м и м и ч е с к и е

упражнения

В ы п о л н я ю т с я

п р и е м ы

биоэнергопластики.

выполняет

артикуляционные

упражнения

совместно

движениями

упр. «блинчики»

Дуть на высунутый язык

упр. «варенье»

упр. «чашечка»

используя

Стимуляция

повторения

названий

игрушек,

развитие тактильных ощущений.

познакомить

друзьями.

Интересно, кто они? Вот их фотографии (кот, кит, еж)

Д р у з ь я

д р у ж е л ю б н ы е,

любознательные

интересные задания. Вот ёжик что-то хочет мне

сказать, а-а-а, он хочет, чтобы с ним поиграли.

Массаж с использованием шариков Су-Джок

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

На спине иголки

очень-очень колкие.

Хоть и ростом ёжик мал

нам колючки показал

А колючки тоже

на ежа похожи

Накопление пассивного словаря. Стимуляция

повторения звукоподражаний. Развитие слухового

восприятия и внимания.

аппарат «Дельфа»

упр. «конфетка»

«почистим зубки», одновременно водим

языком по верхним зубам и щеточкой по

пальчикам.

Отраженное

повторение

названий

игрушек, определение их по тактильным

признакам

(пушистый,

кол юч и й,

катать Су Джок между ладонями

массажные движения большого пальца

массажные

движения

указательного

массажные движения среднего пальца

массажные

движения

безымянного

массажные движения мизинца

катать Су- Джок между ладонями.

приглашает нас в гости. Пойдем?

Ой! Пока мы гуляли, куда-то подевался наш

кит! Давай его позовем: «Кит!!! Кит, ты где?»

придумать.

живет под водой и не очень хорошо слышит.

специальный прибор (банка)

волшебное устройство, попробуем с помощью

его. («Дельфа»)

Итог

Понравились

…………………

всем по домам, чтобы никто не заблудился и

нарисуешь дорожку. Попрощаемся с нашими

новыми друзьями.

Интерактивная

заданных

ж и в о т н ы х,

н а з в а т ь

п о в т о р

звукоподражаний животных.

Проговаривание «в банку», зовем тихо,

затем – громче.

Развитие

аппарате

«Дельфа»

изображены:

Оля, ежик, кит, кот. На другой – дом,

проводит

Конспект занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи

(1-2 класса)

Педагог-психолог

Комазёнкова Анна Александровна

2016 г.

Конспект занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-2 класса)

Цель: развитие мышления у младших школьников. Задачи: 1. Развитие словесно-логического мышления. 2. Развитие творческого мышления. 3. Развитие таких мыслительных операций, как обобщение и классификация. 4. Развитие умений работать в коллективе школьников. 5. Развитие умений соблюдать правила поведения на уроке.

Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия: 1. Регулятивные: развитие умения контролировать свое поведение; 2. Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать; 3. Познавательные: развитие словесно-логического и творческого мышления, мыслительных операций.

Целевая группа: данные задания и упражнения можно использовать при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста (1-2 класса).

    Организационный момент

1 Приветствие

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-

берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг-

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-

качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть-приседаем,

Можем мы большими быть-встаём,

Но один никто не будет

    Основная часть занятия

    Игра «Я и мое имя» Дети стоят в кругу.

Педагог-психолог бросает мяч ребенку, а тот, поймав мяч, называет своё имя. После того как все дети назвали свои имена, мяч бросает кто-либо из детей, стараясь придумать варианты имени ребенка, которому бросили мяч (полное имя, уменьшительно-ласкательное).

    Игра «Фрукты - овощи» Цель: развитие концентрации и распределения внимания.

На доске весит плакат с изображением фруктов и овощей. Дети «по цепочки называют фрукты, но как только психолог показывает на овощ –дети хлопают в ладоши - один раз» (После выполнения можно поменять действия)

    Упражнение «Слово в тему»

Психолог называет тему (звери, птицы, время года, школьные принадлежности) , а дети как можно больше слов к этой теме.

    Аналитическое упражнение.

Перед каждым ребенком лежит 4 одинаковых квадратов (4:4). Психолог предлагает найти как можно больше способов разделить квадрат на 4 части. (Разделителем может быть нить, карандаш, полоска из бумаги и т.п)

    Упражнение «Наоборот».

    вариант

Психолог говорит слово, а дети – называют противоположное. (Холодно – тепло ; темно – светло ; умный – глупый ; острый – тупой ; высокая – низкая ; хорошее – плохое ; добрая – злая ; смелый – робкий, трусливый ; сладкое – кислое ; начало – конец ; тонкие – толстые). Важно обращать внимание на окончание. а) Возможно сопровождение картинками; б) Показывание слов-противоположностей.

    вариант

Психолог вывешивает на доску комплект карточек и каждому ребенку вручает по карточке. Дети по очереди выходят к доске и составляют пары противоположностей. (Приложение 1.)

    Упражнение «Определение»

Цель: ориентация в пространстве. Психолог показывает картинку, на которой нарисован предмет, а затем вторую. Задача состоит в том, чтобы дети смогли придумать слово, которое находится между этими двумя словами и которое служило бы «переходным мостиком между ними. (Например, к картинкам «воробей» и «дерево» «на», «над», «за», «под»- «Воробей взлетел на дерево», «Воробей спрятался за дерево»). Психолог перемещает изображение воробья. (Приложение 2.)

    Заключительная часть (рефлексия).

    Упражнение «Солнечный зайчик» (релаксационное упражнение).

Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, не щеках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не вспугнуть. Погладь легонько голову, шею, руки, ноги…Он забрался на животик, погладь животик.

Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.

    Прощание.

Возьмемся за руки.

Вспомним, чем мы сегодня занимались, что понравилось, и что хотелось бы повторить на следующем занятии

Приложение 1.




Приложение 2.