Занятие сенсорному воспитанию по сказке. Конспект игры-занятия «Курочка и цыплятки. Материалы, оборудование, атрибуты

2.3. Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста в процессе предметно - игровой деятельности используют дидактические игры. В практике сенсорного воспитания накоплен большой опыт использования разнообразных игр. На каждом этапе используются свои игры в соответствии с задачами воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

Игры-занятия по сенсорному воспитанию детей первого года жизни .

1. Слежение за перемещением одноцветного предмета (организуется с 4-10 дней жизни)

Дидактическая задача. Учить ребенка следить за перемещением находящихся в поле зрения игрушек.

Материал. Пластмассовые одноцветные кольца диаметром 5-7 см следующих цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Кольца по одному насаживаются на стержень длиной 60--70 см.

Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 60-70 см по центру над его лицом взрослый начинает слегка покачивать кольцо. Амплитуда колебания предмета равна 7-5 см, частота - одно - два колебания в секунду. Задача взрослого - привлечь взгляд младенца к перемещающемуся предмету. Главным условием является колебание игрушки при перемещении во всех направлениях. Начинать перемещать игрушку следует только тогда, когда малыш ее увидит, то есть сконцентрирует взгляд на колеблющемся предмете. Тогда взрослый начинает передвигать, слегка покачивая, кольцо вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая его к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5м от ребенка. После перемещения вправо взрослый возвращает игрушку к центру и из исходного положения начинает перемещать влево. Вернув предмет к центру, взрослый перемещает его вверх и снова к исходному положению. Таким же образом предмет перемещают вниз от глаз ребенка, затем приближают и удаляют. Размер игрушек диаметром 5-7 см наиболее удобен для этой цели. За игрушками большего или меньшего размера дети следят гораздо хуже.

2. Схватывание предметов прямоугольной и треугольной формы (организуется с 4,5 - 5 месяцев).

Дидактическая задача: упражнять ребёнка в приспособлении движений рук в форме схватываемого предмета.

Материал: по три предмета треугольной и прямоугольной формы. Каждая сторона предметов треугольной формы равна примерно 3см, стороны прямоугольных предметов 3 и 4,5см. Толщина предметов равна 1,5см. В качестве дидактического материала можно использовать детали из набора строительного материала, прямоугольные бруски «кирпичики» и треугольные призмы - «крыши».

Перед ребёнком, лежащим на животе, кладут вначале один прямоугольный брусок. Взрослый наблюдает, что будет делать малыш с предоставленным в его распоряжение предметом. После того, как ребёнок схватит игрушку, взрослый кладёт перед ним ещё один прямоугольный брусок. Как правило, дети сразу же оставляют прежнюю игрушку и схватывают новую. Перед ребёнком помещается ещё один брусок.

Игра длится около 5минут и в течение дня может проводиться дважды. Через день - два среди трёх знакомых брусков размещается одна треугольная призма. Постепенно взрослый добавляет к имеющимся в распоряжении ребёнка предметам ещё две треугольные призмы и фиксирует для себя, каким игрушкам отдаёт предпочтение ребёнок. Хорошо, если малыш проявляет интерес к предложенному материалу, особенно к предметам новой формы. Взрослый хвалит ребёнка, гладит его по головке, берёт на руки, улыбается ему.

Игра проводится в течение 3-4 дней подряд и может снова заинтересовать малыша после недельного перерыва, но теперь целесообразно проводить 2 - 3 раза.

3.Знакомство с величиной предметов (организуется с 10 месяцев).

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их величину.

Материал. Большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (четыре больших и пять маленьких). Высота большого ведерка 16 см, маленького 10 см. Размер большого кубика -- 4,5X4,5X4,5см, маленького -- 3X3X3см.

Взрослый показывает ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем есть игрушки. Предлагает открыть крышку и достать их. По мере выполнения действий он хвалит малыша. Когда все кубики будут рассмотрены, взрослый просит ребенка сложить их в ведерко и закрыть его крышкой. При необходимости помогает выполнить задание.

Похвалив ребенка, взрослый ставит рядом с большим ведерком маленькое. Малыш с помощью взрослого открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их. Затем взрослый выкладывает на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняет, что игрушек много.

Он вместе с ребенком сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведерко, оставшиеся маленькие кубики ребенок сам складывает в маленькое ведерко.

Продолжительность игры 5- 10 минут.

Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни .

1. Нанизывание больших и маленьких колец на стержень.

Дидактическая задача. Учить детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».

Материал. Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца 4,5см, маленького 3см.

Показывая детям пирамидку, воспитатель говорит, что она состоит из колец. Затем он начинает разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняет: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко» и т. д. Снятые кольца размещает справа от стержня. Далее взрослый обращает внимание детей на большие кольца, поясняет, что они не такие, как прежние: «Они другие, вот какие - большое колечко, еще большое колечко, еще и еще (складывает их справа от маленьких колец)».

Потом педагог собирает пирамидку. Надев большое кольцо, предлагает кому-нибудь из детей надеть такое же колечко. То же задание выполняет и другой ребенок. Затем надеваются маленькие кольца.

Когда вся пирамидка будет собрана, взрослый предоставляет возможность каждому ребенку выполнить задание самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера. Если они затрудняются при нанизывании колец, напоминает, что надо сначала надеть большое кольцо, затем еще такое же и т. д.

Продолжительность игры-занятия 5-8 минут.

2. Складывание двухместной матрешки

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять предметы по величине. Развивать понимание слов «большой», «маленький».

Материал. Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.

Воспитатель показывает детям большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Дети радостно реагируют.

Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание детей на их величине, согласуя слова с жестом,- одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладони не спрячешь. Затем взрослый предлагает детям показать маленькую матрешку.

Далее воспитатель открывает большую матрешку, ставит в нее маленькую и предлагает кому-либо из детей спрятать матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив большую матрешку, воспитатель вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка.

Еще раз полюбовавшись матрешкой, воспитатель раздает детям индивидуальный материал. Он предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Если малыш не может открыть крышку, воспитатель помогает.

Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где маленькая игрушка. Наконец, одна матрешка опять прячется в другой. Если малыши заинтересовались предметами, воспитатель предлагает маленькой матрешке «погулять»: матрешка ходит топ-топ-топ (сочетает показ и словесное объяснение).

В конце игры-занятия дети собирают матрешку и уводят ее на место, приговаривая: «топ-топ-топ». Игра-занятие проводится два раза, длится 5-8 минут. Одновременно занимаются три-четыре ребенка.

3.Нанизывание колец, убывающих по величине.

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.

Материал. Коническая пирамидка из пяти колец. В занятии используются одноцветные пирамидки: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.

Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она очень красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Поскольку подобное занятие проводится не первый раз, то это задание не представляет для детей особой трудности. Воспитатель фиксирует внимание малышей на том, что кольца у пирамидки разные. Сняв первое кольцо, показывает его детям и поясняет, что оно совсем маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое следующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большое кольцо, вот какое».

На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это самое маленькое». Закрыв пирамидку колпачком, воспитатель предлагает детям провести рукой вдоль ее поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.

Когда дети приступают к самостоятельным действиям с индивидуальными пирамидками, педагог подсказывает, как снять вершинку, куда ее положить (справа, рядом с основанием пирамидки). При снятии колец он обращает внимание на их величину. («Самое маленькое колечко надо положить рядом с колпачком».) Воспитатель может показать место, куда надо положить кольцо. Когда все кольца будут сняты, он предлагает детям посмотреть, как много колечек и как красиво они выстроились в ряд: вначале лежит самое большое кольцо (показывает на кольцо соответствующего размера), затем поменьше, еще меньше и, наконец, самое маленькое. Дети вслед за взрослым указывают размеры колец.

Воспитание и обучение детей в системе дополнительного образования (секция шахмат)

Анализируя далее свою работу, мысленно переношусь в начало 2000-ых годов. Важно то, что к этому времени шахматы, как говорят, "помолодели". Это значит, что появилось первенство Москвы, России, Европы и Мира до 8-ми лет...

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи...

дидактический игра дети Свою работу мы начали с анализа психолого-педагогической литературы. Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых...

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

2.1 Цель: исследовать особенности использования дидактической игры для формирования представлений о домашних животных и разработать методику их использования в работе с детьми 3-го года жизни Провели диагностику предложенную Е.В...

Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В дальнейшей работе с детьми экспериментальной группы были проведены подвижные, словесные и дидактические игры, а так же игровые приемы и ситуации, направленные на эстетическое развитие детей, ознакомление с окружающим миром...

Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

2.1 Цель, задачи и методики изучения особенностей полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Особенности слухового восприятия у детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием

У детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием в слуховом дифференцированном восприятии, связанном с замедленным формированием осязательного поля, сначала наблюдается некоторое отставание от зрячих...

Психолого-педагогическая работа с детьми раннего возраста во время прогулки

прогулка дошкольный образовательный двигательный Ранний возраст (от 1 до 3 лет) - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка...

Психолого–педагогические основы сенсорного воспитания ребенка в процессе игры

Изучив особенности и содержание работы по формированию сенсорной культуры в раннем детстве была проведена диагностика. Для диагностики знаний о качестве и свойствах предметов с детьми раннего возраста использовалась методика Пилюгина Э.Г....

Развитие игровых умений у детей раннего возроста

В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно...

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры

В нашем дошкольном учреждении работа по развитию речи начинается с раннего возраста. Поставлены следующие задачи: 1. Научить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим правильно пользоваться речью. 2...

Условия формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников логопедической группы ДОУ

Для современной образовательной системы проблема сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайна важна...

Формирование инициативности в игре детей раннего возраста

Одним из положений теории психического и личностного развития ребенка в отечественной психологии является признание ведущей роли деятельности в этом развитии...

Формирование словаря у детей раннего возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом...

Степанова Наталья Владимировна – воспитатель высшей квалификационной категории ОГБУ СО ИДДИ № 1 для умственно отсталых детей, г. Иркутск.

Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие сенсорных процессов в группе детей с низким реабилитационным потенциалом «Путешествие воздушных шариков». Разработка будет полезна воспитателям специализированных учреждений дошкольных групп, воспитателям массовых дошкольных образовательных учреждений.

Цели и задачи:
1. Закреплять знания об основных четырех цветах: желтый, синий, красный, зеленый.
2. Закреплять знания о форме: круг.
3. Учить опознавать предмет по описанию, с опорой на определяющий признак.
4. Развивать двигательную активность.
5. Корректировать зрительное, тактильно-двигательное, слуховое и вкусовое восприятие.
6. Корректировать мышление, речь.

Демонстрационный материал:
Воздушные разноцветные шарики, с нарисованными улыбающимися «мордочками»; 4 шарика (желтый, красный, синий, зеленый), с завязанными лентами, на которых написаны задания для детей; наклеенный на бумаге А-3 букет цветов и разноцветные лепестки к ним; конверты с дидактическими играми на распознавание геометрической фигуры – круга; музыкальные инструменты: барабан, рояль, бубен; мешочек с лимоном для дидактической игры «Узнай на ощупь», тарелка, с нарезанным на кусочки лимоном; чашка с лимонным соком и пипетка; картинки фруктов: яблоко, лимон, груша.

Методические приемы:
Рассказывание сказки о путешествии воздушных шариков; психологическое упражнение «Улыбка»; упражнения на развитие кинестетики; дыхательная гимнастика; дидактические игры на восприятие цвета, формы; дидактическая игра с музыкальными инструментами на развитие слухового восприятия; дидактическая игра на развитие тактильного и вкусового восприятия; разгадывание загадки; работа с картинками.

Ход занятия:

I. Организационная часть.
Под спокойную музыку дети заходят в класс.
- Ребята, я вам хочу рассказать, что произошло сегодня утром. Представляете, прихожу я на работу, открываю дверь, а у нас по классу летают шарики. Откуда вдруг появились шарики? А шарики мне рассказали сказку о себе. Хотите ее послушать? Тогда давайте присядем (дети садятся на ковер).

II. Основная часть.

1. Рассказывание сказки о путешествии воздушных шариков.
- В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были воздушные шарики. Самым любимым их занятием были полеты по воздуху. Они летали всюду, видели, как живут люди, животные, как растут деревья и цветы. Но больше всего они любили наблюдать за детьми: как и во что они играют. Им так хотелось поиграть вместе с детьми, и они отправились в путешествие. Так они залетели к нам. Вот они (во время рассказа шарики укрыты покрывалом, чтобы дети не видели их; в конце рассказа воспитатель снимает покрывало, и дети видят разноцветные шарики).
- Посмотрите, какие они красивые, разноцветные. Возьмите их.
- Какого цвета у тебя шарик? (воспитатель опрашивает всех детей). А какого цвета шарик у меня?
- Посмотрите, ребята, а шарики нам улыбаются (на шариках нарисованы улыбающиеся «мордочки»). Как вы думаете, какое настроение у них? Почему? Давайте и мы им улыбнемся.

2. Упражнения на развитие кинестетики и дыхательная гимнастика «Ветер-ветерок».
- Шарики долго не могут сидеть на месте. Они уже хотят полетать. Но сегодня они возьмут нас с собой. Вот шарики поднимаются высоко-высоко. Подул слабый ветерок (дети показывают дыханием) и шарики тихонечко полетели. Потом шарики стали опускаться низко-низко. И вдруг подул сильный ветер (дети показывают дыханием) и шарики закружились по воздуху. И, наконец, ветер стих, и шарики опустились на землю (дети выполняют двигательные упражнения по показу воспитателя).
Дети кладут шарики на пол.

3. Дидактическая игра «Подбери лепестки к цветку по цвету».
- Ребята, посмотрите, а к некоторым шарикам привязаны ленточки. Давайте мы посмотрим (воспитатель берет зеленый шарик). А здесь что-то написано, сейчас прочитаю: «У меня любимое занятие – это собирать цветы. Я собрал целый букет, но поднялся ветер и оторвал несколько лепестков. Я лепестки собрал, а вот с какого цветка лепесток – не знаю. Поможете мне.
- Ребята, посмотрите, а вот и букет (воспитатель показывает, наклеенный на бумаге А-3 букет цветов и разноцветные лепестки). И, правда, на цветах не хватает лепестков. Давайте мы подберем лепестки к цветам по цвету.
Дети выполняют задание.
- Молодцы, помогли шарику.

4. Дидактические игры на распознавание геометрической фигуры – круга «Найди все круги», «Найди лишнюю фигуру», «Сложи круг из частей», «Найди и закрась круг», «Нарисуй круг большой, поменьше, маленький».
- А теперь, давайте посмотрим, что у красного шарика написано на ленточке. Красный шарик любит все круглое и поэтому он предлагает поиграть с кругами (воспитатель показывает 4 фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал и предлагает найти круг).
- А теперь каждому из вас шарик предлагает такие игры.
Воспитатель предлагает каждому ребенку дидактическую игру на закрепление формы – круг.
- Молодцы, ребята, справились с заданием все.

5. Дидактическая игра с музыкальными инструментами «Шагаю, танцую, летаю».
- А в какую игру нам предлагает поиграть синий шарик? А синий шарик нам предлагает поиграть с музыкальными инструментами. Где они? Как они называются? (воспитатель показывает музыкальные инструменты, дети называют их: барабан, рояль, бубен).
- Послушайте, как мы будем играть. Как только я застучу в барабан – вы начинаете шагать по всему классу. Как только заиграю на рояле – вы будете танцевать. А как только зазвеню на бубне – вы должны полетать, как шарики. Всем понятно? Давайте попробуем. Будьте внимательны к звукам.
Дети выполняют задания.

6. Дидактическая игра с лимоном «Узнай на ощупь», «Узнай на запах», «Узнай на вкус». Разгадывание загадки. Работа с картинками.
- Ребята, а как вы думаете, какую игру нам может предложить желтый шарик? (предположения детей). А он нам решил загадать загадку.
- Посмотрите, какой мешочек и в нем что-то лежит. Давайте вы на ощупь попробуйте определить что это? (ответы детей).
- А теперь закройте глазки. Я нарезала на кусочки то, что лежит в мешочке, вы понюхайте и скажите, что это? (ответы детей).
- А теперь дайте мне свои язычки, и я вам капну сок того, что лежит в этом мешочке. Какого вкуса? Что это? (ответы детей).
- А теперь послушайте загадку о том, что лежит в мешочке:
Созрел – и пожелтел.
Из жарких стран, ребята,
Я к чаю прилетел!
Хоть кислый я, ребята,
Со мною чай вкусней.
Добавлю аромата – и станешь здоровей! (Лимон).
- Выберите отгадку – картинку (воспитатель предлагает детям картинки с фруктами: яблоко, лимон, груша. Дети выбирают картинку с отгадкой).
- Конечно, это лимон. Он полезный и вкусный.

III. Заключительная часть.
- Ребята, вам понравилось сегодня играть с шариками?
- Вспомните, в какие игры мы сегодня играли с шариками? (дети называют).
- А сейчас шарикам пора возвращаться домой. Давайте скажем им «До свидания» и выйдем из класса. А шарики сами вылетят через окно… (дети выходят их класса).

в первой младшей группе «Волшебное ведерко»

Цель: Закрепить представления о форме и качестве предметов. Учить детей выполнять простейшие действия с ними. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик. Закрепить понятия: кубик, кирпичик, шар.

Материал: Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, кирпичик, грибочек, мячик. Медведь - игрушка, корзина.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Дети, к нам сегодня в гости пришел Медвежонок и принес нам волшебное ведерко, а что в нем - мы сейчас узнаем.

Затем воспитатель показывает детям ведерко, закрытое крышкой и поясняет, что в нем что-то есть. Снять крышку вместе с Медвежонком и поочередно показать предметы, находящиеся в ведерке и назвать их (положить обратно в ведерко). Затем воспитатель предлагает ребенку опустить руку в ведерко и достать какую-нибудь игрушку. Ребенок вынимает кубик или кирпичик.

Взрослый радостно восклицает: Какой красивый кубик (кирпичик), молодец Никита, что достал его из ведерка! Похвалить, вызвать эмоциональный отклик.

Воспитатель продолжает: Это, дети, кубик.

Предоставить возможность рассмотреть его, поиграть, обследовать руками, попросить повторить, как называется. Положить его на стол, обратить внимание на то, что он стоит устойчиво. Кубик - это маленький домик, а кирпичик (достать из ведерка) - дорожка к домику. Попросить детей повторить название «кирпичик», дать возможность посмотреть, обследовать. На кирпичик можно поставить два кубика, он длиннее кубика. Кубик и кирпичик стоят устойчиво на столе, а вот этот предмет катается (достать из ведерка мячик, яичко). Дать возможность детям рассмотреть, обследовать, поиграть. Это дети мячик, он круглый как шарик, и стоит неустойчиво на столе и катается.

Затем предложить детям достать по очереди предметы из ведерка, назвать их. На столах дать возможность поиграть с ними, наложить друг на друга, покатать круглые предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.

Когда все предметы будут рассмотрены, обследованы и названы появляется Медвежонок и говорит детям что ему пора в сказочный лес и просит, чтобы дети помогли ему сложить все игрушки в ведерко. Дети старательно помогают Медвежонку. За это он благодарит детей и предлагает поиграть в игру «У медведя во бору».

У медведя во бору

Грибы ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Веселая игра повторяется 2-3 раза. Медвежонок рычит и никого из детей не может догнать. Затем Медвежонок говорит детям, что ему пора в сказочный лес и раздает детям из корзины конфеты.

Рисование красками на тему «Огоньки ночью»

Дидактическая задача. Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных). Обучать технике нанесения мазка способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.

Материал. Лист черной бумаги размером 21 X 30 см (альбомный). Для каждого ребенка приготовляется краска в розетках -- гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя. Кисточка беличья или колонковая № 8--12.

Руководство. Воспитатель напоминает детям о том, что вечером в окнах домов зажигаются огни. Затем показывает лист черной бумаги и наносит два мазка синей краской. Объясняет детям, что такого цвета огоньки ночью видны плохо. Далее взрослый наносит два зеленых мазка и спрашивает детей, хорошо ли видны огоньки такого цвета. Объясняет, что такого (зеленого) цвета огоньки тоже плохо видны ночью. Наносит два мазка красной краской и снова задает детям аналогичный вопрос. Воспитанники отмечают, что такие огоньки видны лучше. Наконец, взрослый наносит два мазка желтой краской, и все вместе приходят к выводу, что такого цвета (желтого) огоньки видны лучше всего.

Затем каждый ребенок получает розетки с краской четырех цветов, и ему предлагают показать, какой краской он будет рисовать огоньки. На выбор краски нужного цвета существенно влияет способ подачи материала: розетки с красками лучше разместить таким образом, чтобы необходимая краска не была бы крайней нижней справа.

После того как все дети найдут краску нужного цвета, воспитатель дает каждому кисть (вначале сухую) и рукой ребенка наносит несколько мазков на своем листе бумаги, акцентируя внимание на моменте прикладывания и отрыва кисти от бумаги. Затем воспитатель дает малышу лист бумаги и предлагает самостоятельно нарисовать огоньки. Взрослый следит, чтобы ребенок наносил мазки по всей поверхности листа бумаги, не накладывая один мазок на другой. После того как ребенок нарисует достаточное количество огоньков, воспитатель сразу забирает его работу и кисть, объяснив малышу, что, когда краска высохнет, они все вместе посмотрят рисунки.

После выполнения задания дети охотно остаются на своих местах, продолжают рассматривать краски, наблюдают за работой товарищей.

Игра-занятие длится 6--8 минут, проводится один раз (4, стр. 70).

Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Дидактическая задача. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку помещают один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики.

Руководство. Воспитатель начинает занятие с исполнения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы --

Полное корытце.

Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя элементы желтой мозаики, поясняет: «Такого цвета будут цыплятки». Взрослый вставляет в отверстия панели один элемент белой мозаики и еще раз поясняет, что курочка будет такого цвета. Затем помещает за курочкой один элемент желтой мозаики -- цыпленка и предлагает кому-либо из детей подойти к его столу, найти еще одного цыпленка и разместить его на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, педагог помогает ему и просит найти еще цыпленка.

Когда все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, детям раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения такого же задания. В течение занятия это задание они могут выполнить дважды.

Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, воспитатель может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета цыпленок?» и т. п.

Занятие длится 8--10 минут, проводится один раз (20, стр.86).

Нанизывание бус разной формы

Дидактическая задача. Учить детей чередовать предметы по форме.

Материал. По восемь деревянных или глиняных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребенка; диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см. Толстые нитки или тонкие шнуры для нанизывания. Концы ниток или шнуров предварительно опускают в растопленный воск или клей для придания им жесткости.

Руководство. Пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных приветствий, знакомства с гостем воспитатель обращает внимание на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения.

Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме: шарики и кубики. Подготовив пару бусин для нанизывания, взрослый определяет порядок действия: вначале шарик, затем кубик. Далее приглашает к своему столу кого-либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты -- шарик, кубик, шарик, кубик.

Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каждому ребенку, предлагает отобрать пару бусин разной формы и в определенном порядке нанизать их: шарик, затем кубик. Педагог показывать игрушку, вытянув руку, стараясь не отвлекать ребенка. Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 60--70 см по центру над его лицом взрослый начинает слегка покачивать кольцо. Амплитуда колебания предмета равна 7--5 см, частота -- одно-два колебания в секунду.

Задача взрослого -- привлечь взгляд младенца к перемещающемуся предмету. Главным условием является колебание игрушки при перемещении во всех направлениях. Начинать перемещать игрушку следует только тогда, когда малыш ее увидит, т. е. сконцентрирует взгляд на колеблющемся предмете. Тогда взрослый начинает передвигать, слегка покачивая, кольцо вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая его к малышу на расстояние 20--30см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5м от ребенка.

После перемещения вправо взрослый возвращает игрушку к центру и из исходного положения начинает перемещать влево. Вернув предмет к центру, взрослый перемещает его вверх и снова к исходному положению. Таким же образом предмет перемещают вниз от глаз ребенка, затем приближают и удаляют.

Размер игрушек диаметром 5--7 см наиболее удобен для этой цели. За игрушками большего или меньшего размера дети следят гораздо хуже. Следует также учесть, что в яркий, солнечный день малыши следят лучше за движением зеленых, синих, голубых, фиолетовых игрушек, в пасмурный день за предметами теплых цветовых тонов -- красного, оранжевого, желтого. Предмет перемещается медленно, плавно, так, чтобы ребенок успевал следить за ним.

Вправо и влево игрушку передвигают на такое расстояние, при котором ребенок сможет повернуть голову вслед за ней (практически на расстояние вытянутой руки взрослого). Таким же образом определяется расстояние при перемещении игрушки вверх (малыш, следя за ней, запрокидывает голову) и вниз (опускает, прижимая подбородок к груди).

Не беда, если ребенок при первом показе проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении. В третий-четвертый раз ребенок будет следить за игрушкой, движущейся во всех направлениях.

Показ длится 1--2 минуты, повторяется два раза подряд, проводится один-два раза в день. Не следует заниматься с ребенком перед сном и более двух раз в день. Это может привести к переутомлению самостоятельных игр (20, стр.99).

Предложенные выше игры приучают ребенка наблюдать за предметами, дотрагиваться до них, формируют активность, необходимую при поиске новых впечатлений.

Научившись следить за перемещаемыми предметами, малыш самостоятельно подолгу рассматривает рисунок ковра, висящего на стене, посуду в серванте, рисунок на шторах и т. п., следит за входящей и выходящей из комнаты матерью. Обратите внимание на то, как он прислушивается к голосам взрослых, звучащей мелодии, улыбается, услышав знакомый голос или увидев радостное лицо кого-либо из близких людей.

Описанные игры могут быть успешно дополнены с учетом конкретной обстановки и опыта воспитания в каждой семье.

Ребенок первых месяцев жизни гораздо восприимчивее к окружающей действительности, чем принято считать. Но если взрослые не успели начать игры в указанные нами сроки, их можно проводить позднее, соблюдая при этом установленную последовательность. Более старшие дети будут усваивать задания в более сжатые сроки.

Первый год жизни.

К 2,5--3 месяцам дети бодрствуют гораздо дольше, чем в предшествующий возрастной период. Длительность каждого периода бодрствования достигает полутора, а к 5--6 месяцам двух часов.

Для этого возраста очень важным является развитие движений рук. В 2,5 месяца малыш при правильном воспитании впервые начинает активно захватывать предметы. С этого момента необходима целенаправленная работа по развитию движений. Если в семье она не ведется, то и в более старшем возрасте руки у ребенка остаются пассивными. Многое зависит и от обстановки, в которой находится малыш. Его следует окружить разнообразными, соответствующими возрасту предметами, игрушками. В противном случае, даже при изобилии внимания со стороны взрослых, должный развивающий эффект не будет достигнут. К тому же дети, привыкшие к постоянному общению с взрослыми, непрерывно требуют внимания к себе, просятся на руки, не умея себя занять.

Своевременное развитие движений рук способствует и формированию общих движений. Научившись брать игрушки, ребенок стремится взять не только те, которые находятся непосредственно в поле досягаемости, но и неподалеку от него. Так, увидев интересную игрушку справа или слева, малыш поворачивается к ней всем корпусом, а позже старается к ней приблизиться, подползти.

Очень рано, в возрасте от 20 дней, дети уже могут различать многие цветовые тона, предметы разной величины и формы. С полутора-двух месяцев дети впервые начинают практически действовать с предметами и постигать значение их свойств. Накопление чувственного опыта при ознакомлении малыша с цветом, формой, величиной предметов мы обозначаем как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют последующему формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.

Подбор дидактического материала, необходимого для проведения следующих игр, осуществлен с учетом условий современного быта. Деревянные ложки с хохломской росписью, жостовские подносы, ленты или тесьма с декоративными народными узорами, валдайские колокольчики, имеющиеся почти везде, не относятся к разряду игрушек, но обладают живописной гаммой, способной вызвать глубокий эмоциональный отклик у малышей.

Второй год жизни.

Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно, срабатывает автодидактизм. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует момент исчезновения предмета, и он многократно повторяет эти действия.

На втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующих гнездах. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и др. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнездами, отыскивает идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребенка.

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы! Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету, здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное сто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно.

Более сложными становятся и движения рук детей, если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания. Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступны детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму или цвет.

Первоначально детям предлагаются дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладывать маленькие кружки, на широкой -- большие и т. п. В дальнейшем дети переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.

Третий год жизни.

Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко и группировка, и соотнесение входят в одну игру-занятие.

Задания по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную продуктивную деятельность -- рисование, выкладывание мозаики. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех возможных.

Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно детям третьего года жизни. Допуская отдельные ошибки, малыш может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?»

Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши. Этот способ не только более простой, но и более экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо. Желательно, чтобы каждый ребенок научился обоим способам. Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку.

Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.

К концу третьего года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу, выкладывании мозаики и так далее.

При проведении игр-занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Ирина Андреева
Конспект занятия по сенсорному воспитанию в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по сенсорному воспитанию в средней группе

«Путешествие в сказку »

Описание материала : Разработка занятия , направленного на развитие сенсорных процессов в средней группе .

Цель : Развитие сенсомоторных способностей у детей, активизировать сенсорное восприятие , стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Задачи :

1. Обобщить и систематизировать : представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) ; знания о геометрических формах : круг, квадрат, треугольник, овал; различие предметов по размеру, форме и цвету.

2. Развивать у детей творческие способности, двигательную активность зрительное, слуховое и вкусовое восприятие , познавательный интерес, мышление, речь.

3. Воспитывать желание помочь тем , кто попал в беду.

Демонстрационный материал : куклы : Буратино, Шапокляк, Крыска-Лариска, разноцветный вертолёт из геометрических фигур, букет из 3-х цветов с разноцветными лепестками; «Мешочек» с предметами; карточки с изображением одежды (принадлежностей для лыжной прогулки) ; музыкальные инструменты - погремушка, колокольчик, барабан; карточки для д/и «Бусы» ; иполяна с цветами; тарелка с нарезанными кусочками фруктов, шарф.

Методические приёмы : Сюрпризные моменты; дыхательная гимнастика; дидактическая игра на восприятие цвета , формы; дидактическая игра с музыкальными инструментами на развитие слухового восприятия ; дидактическая игра на развитие вкусового восприятия ; работа с картинками.

Ход занятия:

1. Организационная часть. Встретить детей у входа в группу .

Ребята, а вы любите сказки ? А хотите побывать в сказке ?

Полетим в сказку на вертолёте (показать разноцветный вертолёт из геометрических фигур) . Но он не полностью покрашен. Давайте покрасим вертолёт.

Дидактическая игра «Составь красивый вертолёт» - подбор геометрических фигур нужного цвета, формы и размера. Развивать умение составлять картинку путём наложения частей на контур.

Вертолёт готов, отправляемся в путь. Будьте внимательны, путь не простой будем лететь над горами, над полями и лугами. Чтобы быстро долететь нужно, выполнять указания пилота. Готовы? Сначала скажем волшебные слова.

Наш вертолёт летит и мчится,

Трудностей мы не боимся.

В сказочный мир попадём ,

И героев там найдём. Полетели.

Дидактическая игра «Будь внимателен» - закрепляем пространственные знания детей (вправо – влево – вверх – вниз) . И. п. – руки в стороны. По сигналу воспитателя (пилота) выполняют указания соответствующие команде : наклоны, приседают, поднимаются на носочки

Летим за воспитателем друг за другом , руки в стороны. Оказались в середине группы на коврике .

А вот и сказочная страна . (звучит музыка) .

А вот и сказочный герой ! (игрушка Буратино)

Ребята, вы его узнали? Кто это? (Буратино)

Буратино мы с ребятами прилетели к тебе в гости на вертолёте, ты поиграешь с нами?

БУРАТИНО : Не могу. Я потерял свой ключик и не могу найти. Помогите мне, пожалуйста?

Ребята поможем Буратино? Дети отвечают.

БУРАТИНО : Но сначала мне нужно выполнить очень сложные задания, которые задала Мальвина. Справитесь?

ДЕТИ : Да,справимся!

БУРАТИНО : Вот спасибо. Мне одному очень трудно. Я же в садик не ходил.

Пойдемте ребята, посмотрим, какие задания нас ждут.

БУРАТИНО : В мешочке что-то лежит, а я ни как не пойму.

Задание № 1 Д/и «Чудесный мешочек» Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, узнать предмет, назвать его и из какого материала сделан.

Материал. В непрозрачном мешочке предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела и др.)

Дети достают- отгадывают.

Задание №2 Д/и «Убери вещи на место» – развиваем умения сравнивать и различать предметы; объединять их по общему признаку.

Материал. Рисунок с изображением различных предметов детской одежды.

Сейчас дети будут убирать свои вещи; каждый в свой шкафчик, подбирая их по узору. Помогите детям не перепутать их.

БУРАТИНО : Здорово! Какие же вы молодцы! Помогите мне ребята ещё в одном деле. Я для Мальвины собрал букет цветов, но подул сильный ветер и все лепестки разлетелись.

Дыхательная гимнастика.

Ребята, а давайте мы с вами попробуем изобразить ветер и как это произошло. Подул слабый ветерок (дети показывают дыханием) . А теперь подул сильный ветер (дети показывают дыханием) . И наконец, ветер стих. Дети садятся на ковёр.

Дети выполняют упражнение, воспитатель разбрасывает лепестки.

Задание №3 Д/и «Подбери лепестки к цветам» - закрепляем знания о геометрических формах : квадрат, треугольник, овал;

Материал. Букет из трёх цветов. Лепестки разного цвета, но одинаковой формы и размера. Лепестки у 1 цветка из овалов, 2 – квадратов, 3 – треугольников.

Ребята, поможем Буратино собрать лепестки? Будьте внимательны, не перепутайте, с какого цветка каждый лепесток.

Ребята, посмотрите, какой красивый букет у нас получился. Буратино говорит вам спасибо и предлагает вам поиграть в игру с музыкальными инструментами.

Физ. минутка

Д/и с музыкальными инструментами. «Хлопаем, кружимся, топаем» - развиваем слуховое восприятие .

Как они называются? (воспитатель показывает музыкальные инструменты, дети их называют : погремушка, колокольчик, барабан)

Послушайте, как мы будем играть. Как только я зазвеню погремушкой - вы будете хлопать в ладоши. Если буду звенеть колокольчиком - вы будете кружиться. А когда застучу в барабан - вы будете шагать на месте. Будьте внимательны. Дети выполняют задания

Ребята слышите, кажется, идет.

Появляется Шапокляк.

Шапокляк : Это кто здесь? Кто - вы? Я в сказочной стране таких еще не встречала? А вы меня знаете?

БУРАТИНО : Это мы бабуля, идем искать мой золотой ключик, а дети из детского сада помогают мне. Может быть, ты знаешь, где нам искать ключик.

Шапокляк : Какая я вам, бабуля? Ты, слышишь, Лариска, как меня здесь оскорбили! Ключик! Нет! Я вам не скажу, где его искать, я лучше сама его найду, он и мне пригодится!

Ребята, а давайте мы попросим ее ласково и скажем волшебное слово.

Помоги нам, ПОЖАЛУЙСТА.

Шапокляк : - Ну ладно дети, раз вы так просите, раз вы такие воспитанные , так уж быть я вам помогу, НО с одним условием вы должны отгадать все мои загадки, которые выросли на моей поляне.

Задание №1. Д/и Каким что бывает?

Материал. Цветы, на обратной стороне загадки

1. Что бывает синее?

2. Что бывает мягкое?

3. Что бывает твердое?

4. Что бывает горькое?

5. Что бывает сладкое?

6. Что бывает красное?

7. Что бывает желтое?

Шапокляк : Молодцы ребятки, вы справились с первым заданием.

Это мои любимые бусы, но они рассыпались. Составьте узор правильно.

Задание № 2 Д/и «Бусы» (из прищепок разных цветов и размеров) – развиваем зрительное восприятие формы , цвета.

Задание : Определить ритм и продолжить.

Шапокляк : Вот, спасибо, помогли. Змей Горыныч ко мне в гости прилетал, фруктами заморскими угощал, вы таких и не знаете. Угадаете, что это за фрукты, так и быть помогу вам.

Задание № 3 Д/и «Угадай на вкус и запах» - развитие обоняния и вкусовых рецепторов. Задание : закрытыми глазами определить по запаху и вкусу фрукт.

Шапокляк : Молодцы то, какие, быстро вы, однако, отгадали все мои загадки.

Ну, так уж быть, раз обещала вам, помогу. Я отправлю на поиски ключика мою верную подругу - Лариску. А вы пока поиграйте в мою любимую игру «Водяной» . Знаете такую?

Спасибо Вам, большое.

Д/и «Водяной» - Ребенку «Водяному» завязывают глаза, предлагают на ощупь узнать ребёнка, назвать, как его зовут.

Материал. Шарф

Дети встают в круг, «Водяной» сидит в кругу. Дети идут по кругу и произносят слова :

Водяной, Водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди,

Хоть на час и узнай кого из нас.

Водяной встаёт, отгадывает.

Шапокляк : Вот, спасибо, повеселили бабушку. А вот и моя верная подруга вернулась. (Появляется Лариска, в зубах держит ключик) . А теперь ступайте, ступайте, и не мешайте мне я затеваю маленькие шалости против Крокодила Гены и его друзей.

БУРАТИНО : - Ура вот и ключик! Теперь я смогу открыть свой кукольный театр, А вы приходите ко мне в гости. Большое вам спасибо, без вас я бы не нашел ключик, вы такие молодцы.

Дети радуются вместе с Буратино.

Дети, нам пора в детский сад. Попрощаемся с Буратино. Садимся в вертолёт, полетели.

Итог : Вам понравилось путешествие ? Ребятки, скажите, что мы сегодня делали?

Что вам понравилось?

Ребятки, мне тоже очень понравилось наше занятие вы все хорошо себя вели, отвечали на вопросы, выполняли задания. Спасибо вам.