Открытое занятие по развитию речи «Мы идем весну искать. Открытое занятие по речевому развитию Открытые занятия по речевому развитию

МБДОУ ЦРР детский сад №13 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
«Зимняя СКАЗКА О лете».

СОСТАВИЛА: Коваленко Л.Н., воспитатель 2 квалиф. категории.

Г.О. СПАССК – ДАЛЬНИЙ, 2014 год.

ЦЕЛЬ: закрепление представлений детей о временах года (лете и зиме).
ЗАДАЧИ:
1.Формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
2.Учить группировать предметы по определенному признаку.
3.Продолжать учить составлять распространенные предложения по сюжетным картинкам.
4.Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
5.Познакомить детей с разными значениями многозначного слова «игла».
6.Обогащать лексику детей родственными словами.
7.Упражнять в делении слов на слоги.
8.Развивать наблюдательность, внимание, память.

Материал. Фланелеграф. Декорации летнего леса. Картинки с летними и зимними сюжетами, с изображениями предметов (для игры «Прошагай слова»). Картинка «Ежи» из пособия «Дикие животные». Флажки с изображениями «веселого» и «сонного» солнца – на каждого ребенка. Презентация «Многозначные слова». Куклы бибабо (еж, лиса).

Ход деятельности.
Орг. момент.
Ведущий: « Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!»
Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.
Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
Я - Лариса Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут, ласково.
Здравствуйте, милые дети, вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю поиграть. Сегодня мы с вами побываем в сказке, но чтобы в нее попасть, нужно отгадать загадки.
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, купаться приглашаю.
И любите за это вы все меня, я...(Лето).
Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома - зовут меня...(Зима).
(Подводит детей к фланелеграфу, на котором выставлены картинки с летними и зимними сюжетами).
Что такое?! Все картинки перепутались! Разложите их по временам года.
(Дети выполняют задание, объясняя свой выбор).
Какое сейчас время года? (Лето). Давайте отправимся в летнюю сказку.
Ой, кто это шевелится под кустом? (Достает ежа – куклу бибабо.) Д а ведь это ежик! Здравствуй, ежик!
Еж (за него говорит ведущий). Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Мне так скучно одному, давайте поиграем. Проводится разминка «Еж».
Вот свернулся еж в клубок, может ежик ты продрог?
(Дети садятся на корточки, обхватывают колени руками.)
Солнца луч ежа коснулся – ежик сладко потянулся!
(Поднимают руки вверх, потягиваются.)
Хитрый ежик, хитрый еж, на клубочек он похож.
(Вытягивают руки перед собой, сжимают кулаки, делают ими вращательные движения.)
На спине иголки очень-очень колки.
(Несколько раз сжимают и разжимают кулаки.)
Еж по тропке побежал, нам колючки показал.
(Руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть.)
А колючки тоже на ежа похожи.
(Поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями.)
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим,
(Ладони складывают черпачком.)
Но не тронем колкие на спине иголки мы.
Еж (смотрит на сюжетные картинки). Что это такое?
Ведущий. Дети разложили картинки, на которых нарисованы лето и зима.
Еж. Зима?! Что это такое? После лета приходит осень - время, когда я засыпаю в теплой норке. Просыпаюсь я весной. А что происходит, пока я сплю, не знаю.
Ведущий. Мы расскажем тебе о зиме. Ты, ежик, будешь составлять предложения о лете, а дети – о зиме. Договорились?
Еж. Летом земля покрыта зеленой травой. А зимой? (Зимой земля покрыта белым снегом.)
Летом на деревьях растут листья. А зимой? (Зимой деревья стоят без листьев, на их ветках лежит снег.)
Летом на деревьях растут листья. А зимой? (Зимой реки и озера замерзают, покрываются льдом.)
Ведущий. Ежик, теперь ты знаешь, что происходит зимой?
Еж. Какие вы молодцы, умеете составлять такие длинные предложения. Я многое узнал от вас о зиме. Интересно, что вы делаете в это холодное время на прогулке?
Проводится разминка «Зимой».
Дети идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения.
Ведущий.
Мы зимой в снежки играем, по сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим, на коньках по льду скользим.
Еж. А зимой солнце светит? Какое оно, зимнее солнце? (Бледное, холодное.)
Проводится игра «Зима-Лето». Ведущий зачитывает предложения. Если в них говорится о лете, дети поднимают флажки с «веселым» солнцем и улыбаются, если о зиме - поднимают флажки с «сонным» солнцем и хмурятся.
Ребенок читает стихотворение.
МЫ СНЕЖНУЮ БАБУ ЛЕПИЛИ ВЧЕРА,
И ШЛЯПА У БАБЫ БЫЛА ИЗ ВЕДРА,
А НОС ИЗ МОРКОВКИ, А РУКИ ИЗ ПАЛКИ,
МЕТЛА ИЗ МЕТЛЫ, А КОСА ИЗ МОЧАЛКИ.
НО СОЛНЦЕ ПРИПЕКЛО СЛЕГКА –
И СНЕЖНАЯ БАБА БЫЛА ТАКОВА.

Дима пошел на речку купаться. Весело стрекочут кузнечики. Дети на поляне лепят снеговика. Маша и Марат взяли санки и побежали кататься с большой горы. Прошел дождь, и над рекой появилась радуга. Морозно на улице, дует холодный ветер.
Еж. Вы так много знаете о временах года! А вот обо мне, еже, что вам известно?
Ведущий. Дети знают много загадок о ежах.
Дети.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки - ни одной.

В клубок свернется, а взять не дается.

Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.

По тропинке идет, лес на спинке несет.
Проводится ритмическое упражнение «Ежик и барабан».
Дети хором произносят текст и выполняют движения по показу ведущего.
С барабаном ходит ежик: бум-бум-бум!
Целый день играет ежик: бум-бум-бум!
С барабаном за плечами: бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно: бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он: бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он: бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались: бум-бум-бум!
И удары раздавались: бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули: бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули: бум-бум-бум!
(Г.Виеру.)
Ведущий. А еще дети знают много стихов про ежей.
Дети.
На заре в лесу спросонок умывается ежонок.
Мать – ежиха таз берет, мордочку ежонку трет.
Только спину, только спину не потрешь родному сыну.
Ходит по траве лесной он с немытою спиной.
Вот как, посудите сами, дело обстоит с ежами.
Хорошо, ребята, все ж, что никто из вас не еж!
(Г. Виеру.)
В траве живой колючий мяч щетинится и ежится.
- Ну, покажись, дружок, не прячь свою смешную рожицу!
Но ежик фыркает, бормочет – со мной знакомиться не хочет.
(Г.Сапгир.)
Еж оценивает четкость и выразительность чтения.
Ведущий. (Показывает лису и ежа - кукол бибабо). Ежик, к нам пришла лиса, она хочет побеседовать с тобой.
Двое детей надевают игрушки на руки и инсценируют диалог Л.Воронковой «Лисица и еж».

ЛИСА. Всем ты еж и хорош, и
пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
ЕЖ. А что, лиса, я с колючками
некрасивый, что ли?
ЛИСА. Да не то чтобы некрасивый.
ЕЖ. А может, я с колючками неуклюжий?
ЛИСА. Да не то чтобы неуклюжий.
ЕЖ. Ну так какой же я с
колючками?
ЛИСА. Да какой-то ты с ними... несъедобный.

Ведущий. Да, острые иголки не всем нравятся. Подумайте, дети,
какие предметы, кроме игл на шкурке ежа, мы называем этим словом?
Какие еще бывают иголки? (Презентация «Многозначные слова»). (Дети называют изображенные на экране предметы.)
Ведущий. Верно, есть иголки у елки и кактуса, у сосны, швейные иглы и медицинские. Все они называются одним словом - «иголки», но обозначают разные предметы. А чем все иголки похожи? (Они тонкие и острые). Что- то ты, ежик, опять загрустил?

Еж. Вам, дети, хорошо, с вами рядом мамы, папы, бабушки, воспитатели,
а я совсем один.
Ведущий. Не грусти, лучше посмотри на эту картину. (Выставляет на мольберт
сюжетную картину «Ежи»).
Еж. (Рассматривает картину, радуется). Это папа, мама, это мои братья и сестры.
Ведущий. Какая дружная у тебя
семья! Как мы назовем папу этого семейства? (Еж). А ласково? (Ежик). Как назовем маму? (Ежиха). А маму с папой? (Ежи). А деток? (Ежата). Сколько слов мы назвали! Во всех этих словах есть
общая часть - «еж». Такие слова называются родственными.
Еж. Спасибо, дети! Вы помогли найти мне семью.
Ведущий. Ежик, не уходи. Давайте, ребята, еще поиграем. Проводится игра «Прошагай слова» (деление слов на слоги). Каждый ребенок получает по картинке, произносит слово по слогам и делает соответствующее количество шагов.
Под елкой, в траве вы листок поднимите, картинку найдите, ее рассмотрите, самое длинное и самое короткое слово назовите. Ира, назови слово. (Дом).
Сколько шагов ты прошла? (Один шаг). Почему ты сделала один шаг? (В слове «дом» один слог).
У кого самые длинные слова?
А самые короткие?
Ведущий. Ну что, ежик, справились дети с заданием?
Еж. Молодцы! Отлично справились. А мне пора уходить.
До свидания!
Дети. До свидания, ежик, приходи к нам еще.
(По впечатлениям от занятия детям можно предложить выполнить рисунок или аппликацию на тему «Ежи»).

Надежда Орлова
«Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе

Тема : «Путешествие в страну сказок »

Цель : развитие всех компонентов устной речи детей .

Программные задачи :

Закрепить знания о сказках ;

Закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;

Совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине ;

- развивать общую , мелкую моторику, координацию речи с движением ; развивать общее звучание речи , интонационную выразительность, темп, ритм;

Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок , интерес к сказкам ;

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие : развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;

Развитие речи : приобщение к художественной литературе на примере сказок , развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально-коммуниативное развитие : формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;

Художественно-эстетическое развитие : развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;

Методы и приемы : беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, загадывание загадок, счёт, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ , уточнение, напоминание, поощрение;

Предшествующая работа : чтение сказок , рассматривание иллюстраций , беседы по теме «Сказки » ;

Материалы и оборудование : мультимедийный проектор и экран, ноутбук, презентация «В гостях у сказки » , два шнура, карточки с гномами, карточки «фрукты и ягоды» , трафареты «стаканы и баночки» для игры «Приготовим угощение» , индивидуальные зеркала, шаблоны разноцветных цветов с изображением героев сказок с обратной стороны , сюжетная картина, медали.

Ребята вы любите сказки ?

Какие вы знаете сказки ? Назовите.

А какие бывают сказки ? (народные, авторские) .

Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .

Дети, как начинаются сказки ? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие , побываем в стране сказок , там нас ждёт много загадок и заданий. А на чём можно отправиться в путешествие ?

(дети могут назвать)

А полетим мы туда на воздушных шариках.

Дыхательная гимнастика Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш) .

(Руками изображают шар, идут в круг, из круга

А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с) .

Вот и попали мы с вами в сказочную страну .

Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот :

(Дидактическое упражнение «Слова- антонимы» )

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Друг – враг

Правда – ложь (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу) .

Слайд 1 (Муз. заставка «В гостях у сказки » )

А теперь посмотрите на экран, в нём спрятались сказочные герои , отгадайте их.

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки ,

Кто герои этой сказки ?

- Сказка «Три медведя» . Назовите всю медвежью семью : мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок. Как их звали?

А кто ещё герой этой сказки ? (Машенька)

А Машенька испугалась трех медведей?

Конечно, испугалась Машенька, если :

У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково : (лапки) .

А у медведя огромные - (лапищи) .

У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки) .

А у медведя? (глазищи) .

У медведицы – нос, у медвежонка? (носик) .

А у медведя? (носище) .

У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик) .

А у медведя? (ротище) .

Чем закончилась эта сказка ? (Машенька убежала от медведей) .

Слушайте следующую загадку.

С зеркалом вела беседу

Королева до обеда,

А оно правдиво было,

Красоту её хвалило.

Но принцесса стала краше,

Всех красавиц лучше даже…

И тогда принцессу эту

Мачеха сжила со свету.

Что случилось – каждый знает,

Сказку сразу отгадает . Сказка «Белоснежка и семь гномов»

Давайте сосчитаем всех гномов из этой сказки . Будем считать и называть их. (1 гном, 2 гнома, 3 гнома, 4 гнома, 5 гномов, 6 гномов, 7 гномов)

Узнайте следующего героя, из какой он сказки ?

Любит тортики, варенье,

Сушки, сладости, печенье.

Он упитанный вполне.

И пропеллер на спине! (Карлсон)

Как правильно называется эта сказка ? («Малыш и Карлсон» )

Что больше всего любил кушать Карлсон? (Сладости)

Давайте для Карлсона приготовим угощение : варенье и сок. Вы знаете, что варенье хранят в баночках, а сок пьют из стакана (картинки выставляються на доске) Угощение будем готовить из фруктов и ягод. Назовем давайте их.

Дидактическая игра «Приготовим угощение для Карлсона»

Ксюша, какое ты угощение приготовила? (Я приготовила вкусное малиновое варенье) .

Матвей, а ты что приготовил для Карлсона? (Я приготовил ароматный клубничный сок) . И т. д.

Молодцы я думаю, что Карлсон будет очень рад.

А следующий герой –

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его? (Незнайка)

Незнайка так запутался в сказках , что ничего не знает и не понимает, давайте ему поможем и ответим на его вопросы.

На чем катался Емеля в сказке «По щучьему велению» ?

а) лыжи б) конь; в) печь. (Емеля катался на печи)

Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?

а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя - птица. (Птицу с золотым оперением называют жар-птица)

Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?

а) сову; б) кошку; в) лису. (Лису называют Патрикеевна)

Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе?

а)Медведь; б) Незнайка; в) Колобок. (Из дома убежал Колобок)

А давайте мы испечём своих колобков.

Артикуляционная гимнастика (использование индивидуальных зеркал)

Тесто мнем, мнем, мнем. (Легкое прикусывание языка зубами)

Тесто жмем, жмем, жмем. (Легкое прижимание губами языка)

После скалочку возьмем,

Тесто раскатаем. (Проталкивание языка между плотно сжатыми зубами)

Выпекать колобок поставим. (Распластать язык на нижней губе)

1, 2, 3, 4, 5- не пора ли вынимать? (Держим под счет)

Славный вышел Колобок, (Упражнение «Горка» )

Пышный и румяный бок.

Ну что продолжим наше путешествие ? А чтобы было веселей

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом , узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны ) .

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

Давайте присядем и отдохнём, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Будем сказки называть .

Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем ,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад . (хлопают в ладоши на каждое слово)

Дети, а ведь мы с вами попали на цветочную поляну сказок . А вот и цветочки, в них спрятаны герои сказок , которые совершали добрые сказочные дела .

Возьмите цветочек, назовите сказочного героя и его добрый поступок.

(У меня красный цветочек, героиня Дюймовочка, она спасла ласточку, умирающую под землёй) и т. д.

(«Петушок и бобовое зёрнышко» , курочка помогла петушку)

(«Доктор Айболит» , спас больных зверей в Африке)

Три цветка ставятся в вазу

Молодцы справились с этим заданием.

Давайте теперь сочиним свою сказку .

Посмотрите на картинки кто здесь? (Девочка, собака, божья коровка) .

Что здесь? (Дом, лейка, цветы) .

С помощью этой картинки сочиним сказку . (Сюжетная картинка на магнитной доске)

Как начнём сказку ? (Жила- была девочка Маша) .

Кто был у Маши? (У неё была собака Шарик, с которой они не расставались) .

Что росло возле дома? (Возле дома на лужайке росли цветы ромашки) .

Что делала девочка? (Каждое утро девочка брала лейку и поливала цветы на лужайке) .

А что делали цветы? (Цветы улыбались и разговаривали с девочкой) .

Кто залетел на лужайку? (На лужайку залетела божья коровка) .

Что она увидела? (Божья коровка увидела, что ромашки улыбаются и разговаривают с девочкой).

Что подумала божья коровка? (Она подумала, как хорошо делать добрые дела, даже цветы улыбаются) .

Кто сможет рассказать всю сказку ? (Полный пересказ сказки )

Молодцы, хорошо перессказали .

Что больше всего запомнилось? Понравилось?

Мне тоже понравилось путешествие , и вы такие молодцы, вы настоящие знатоки сказок , на память о нашем путешествии получите медали «Знатоки сказок » .

Конспект открытого занятия по развитию речи и умственных способностей для родителей и воспитателей с детьми средней логопедической группы с общим недоразвитием речи (2 – 3 уровней). Тема: «Зайчонок ищет свою маму»

Коррекционно - развивающие задачи:

Развитие лексико-грамматического строя речи:

Активизация словаря по теме «Дикие животные». Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже, числительного с существительным. Закрепление в речи простых предлогов: под, в, у. Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Обучение связной речи:

Развитие умения вслушиваться в обращенную речь и выполнять словесную инструкцию. Развитие диалогической речи (стимулирование речевых реакций, умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов). Умение загадывать и отгадывать описательные загадки о животных.

Развитие психических процессов:

Развитие памяти, активизация внимания, зрительно- пространственной ориентировки (узнавание силуэта животного), мышления.

Воспитательные задачи:

Развитие умения сострадать и оказывать помощь. Развитие общей и тонкой моторики.

Ход занятия:

Организационный момент

Психогимнастика «Назови себя ласково»

Логопед:

Ой! Что за хатка невеличка? Из овчинки рукавичка! Плачет кто-то. Слышу я! Не помочь ли, нам, друзья?

Логопед:

Кто же может плакать там? (Ответы детей. Из рукавички достается зайчик.)

Логопед:

Ребята, кто это? Давайте спросим, почему он плачет?

Зайчонок:

Я маленький, я еще глупенький, много не знаю, часто забываю, маму не слушался, убежал от нее и заблудился. Пожалуйста, помогите мне найти мою маму.

Логопед:

Ребята, хотите помочь зайчонку? Как же нам это сделать? (Ответы детей)

Логопед:

Логопед: Где зайчонок со своей мамой живут? (Ответы детей) А кто у него мама?

Зайчонок:

Расскажите, какая она: белая или серая? А уши короткие? А хвост тоже длинный?»

Стихотворение про зайца

Поменяли шубки зайки
Разбежались по лужайке
Шубки белые у всех.
То ли зайки, то ли снег?

(На фланелеграф выставляется изображение зайчихи).

Зайчонок:

Да, да! Это она! Вот спасибо, побегу!

Логопед:

Подожди, не спеши. Ребята, кого зайцам в лесу надо бояться?» (Ответы детей: описание лисы и волка, стихотворения об этих животных.)

Волк

Рыщет волк голодный, злой
Плохо серому зимой
Да, еще как на беду,
Он в лесу весь на виду.

Лиса

Распустила хвост лисица
И замерзнуть не боится
А чтоб не было беды,
Заметает им следы.

(На фланелеграфе выставляются изображения лисицы и волчицы.)

Логопед:

Зайчонок, может ты, вспомнил, кто еще с вами в лесу живет?

Зайчонок:

Как зовут ее - не знаю, а загадку - загадаю. Она большая, лохматая, косолапая. (На фланелеграфе вставляется медведица.)

Физкультминутка «Ты медведя не буди!»

Логопед:

А мы, зайчонок, знаем игру про медведя:

Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
А под снегом спит медведь
Тише, тише не шумите
И медведя не будите!

(Стихотворение сопровождается соответствующими движениями, второй раз игра выполняется с зайчонком).

Зайчонок:

А вот еще загадка.

Лежит клубок с иголками
Колючий и живой.

(На фланелеграфе - изображение ежихи.)

Зайчонок:

Короткие ушки, пушистый хвост, с ветки на ветку - прыг, скок! (Ответы детей) (На фланелеграфе - изображение белки.)

Пальчиковая игра «Белка на тележке»

Логопед:

А мы знаем потешку про белку.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Зайчику усатому,
Кому в зобок, кому в платок,
Кому в лапочку.

Логопед:

Детки, назовите, пожалуйста, этих мам.
(Дети называют и делят слова на части - слоги).

Логопед:

Поможем и им найти своих детенышей.
(Логопед предлагает взять картинки, с изображением детенышей, назвать их и разместить на фланелеграфе рядом с мамой).

Логопед:

У лисицы сколько детенышей? (Дети отвечают: У лисицы два лисенка. У зайчихи один зайчонок и т.д.)

Логопед:

Мои милые друзья,
Вам секрет открою я:
У каждого зверя, зверька и зверюшки
В лесу есть своя под небом избушка.

(Выставляется картина, с изображением зимнего леса и «домами» животных.)

Логопед:

Где наш зайчонок живет? И т.д. (Ответы и показы детей) Да, у каждого есть дом, всем тепло, уютно в нем, да еще если мамочка рядом!

Логопед:

Зайчонок, а поиграть с нами хочешь?

Зайчонок:

Игра «4-й лишний»

На мольберте три варианта силуэтов животных и др. 1 вариант - волк, медведь, ворона, белка

2 вариант - медведь, заяц, еж, корова

3 вариант - волк, медведь, лиса, заяц

Итог занятия:

Зайчонок:

Вот, мальчики и девочки,
Маму теперь я узнАю,
Кого опасаться я знаю,
Соседей своих. Где живу,
Спасибо! Домой побегу!»
Только и вы со мной поиграйте в игру.

«Совместное рассказывание сказки «Волк и козлята»

(старшая разновозрастная группа)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми.

Программное содержание:

1. Развивать и активизировать речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, побуждать их проговариванию и повторению за воспитателем отдельных слов и фраз.

2. Формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал, умение пересказывать вместе с воспитателем сказку.

3. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

4. Упражнять в ходьбе с перешагиванием через предметы, в прыжках с продвижением вперед.

5. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать героям, разделять их чувства.

6. Способствовать оздоровлению детей с помощью совершенствования основных видов движений.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, театрализованные игры «Теремок», «Колобок»;

Материал: шаблоны кувшинчиков, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), клеенка, клей, кисточки, салфетки.

Воспитатель: Ребята вы любите слушать сказки?

Предлагаю вам отправиться в путешествие к героям одной интересной сказки. А что это за сказка, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (козлята)

Как называется сказка (Волк и козлята)

В хорошем настроении, с улыбкой на лице отправляемся путешествовать. Путешествие будет необычным, на пути будут встречаться препятствия, но вы смелые, ловкие, у вас все получится. В путь!

Воспитатель:

В лес ребята мы пойдем, (дети встают друг за другом)

Друг за другом мы встаем,

По дорожке мы идем,

Прямо в сказку попадем.

Мы пойдем по тропочке, (идут по узкой тропинке)

Мы пойдем по узенькой,

По траве, по песочку,

По камушкам, по кочкам. (прыжки на двух ногах)

Прыгнем раз, прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда.

По дорожке мы шагаем,

Тишину не нарушаем.

Ой, какое трудное препятствие (тоннель для подлезания)

(дети выполняют движения по указанию воспитателя)

Стой, ребята, мы пришли

И поляночку нашли.

Вот мы и пришли к домику, где живет коза с козлятами.

Посмотрите, а на полянке цветочки, давайте присядем и отдохнем, и послушаем сказку «Козлята и волк». Вы слушайте, запоминайте, и мы с вами вместе ее еще раз расскажем.

Воспитатель: Кто герои этой сказки? (волк, коза и козлята)

Какой волк в этой сказке? (злой, хитрый)

Давайте вместе с вами изобразим, каким сердитым был волк.

А какая была коза? (добрая)

Изобразите добрую козочку.

А как вы думаете, почему коза уходила из дома? (ходила за кормом)

Что наказывала коза козлятам? (дверь никому не открывать)

Ребята, помните, что в отсутствие взрослых детям нельзя даже подходить к дверям, может случиться беда.

А теперь давайте с вами встанем и споем песенку, какую пела коза. (дети встают около стульчиков)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мама пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Кто подслушал козу? (волк)

А сейчас все вы будете козлятками. Хотите? (да) Тогда побежали, поскакали, попрыгали козлятки по полянке. (прыгают, резвятся)

Ребята, когда волк заходил в дом к козлятам, то он все кувшинчики с молоком разбил. И теперь им некуда наливать молоко. Давайте мы им подарим новые кувшинчики, но только их нужно украсить, чтобы они были красивыми. Хотите? (да)

(Воспитатель предлагает пройти к столам, где лежат шаблоны)

Ребята, посмотрите, а чем мы будем украшать, что лежит у вас в розетках? (геометрические фигуры)

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с клеем.

Дети приступают к работе (звучит музыка)

Андрей, чем ты украсил?

Ксюша, покажи мне треугольник?

Варя, какого цвета у тебя круг?

Воспитатель: - Молодцы! Теперь козлята будут рады новым кувшинчикам.

Какую сказку мы сегодня рассказывали?

Кто герои сказки?

Спасибо вам ребята за общение.

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

Shape {behavior:url(#default#VML);}

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:6.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

text-align:justify;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Verdana","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Verdana;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Verdana;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Открытое занятие по «Развитию речи»

Тема: «В гостях у бабушки и дедушки»

Цель:

Закрепить правильное произношение звуков: ч, ш, с, з.

Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, мур-мур, гав-гав, му-му, бе-бе, ме-ме.

Учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы обозначающие характерные действия животных. Познакомить с обобщающим понятием “домашние животные”. Формировать заботливое отношение к домашним животным.

Развивать связную речь детей.

Связь с другими видами деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, музыкальное развитие, физическое развитие

Формы организации совместной деятельности: индивидуальная, подгрупповая, игровая.

Оборудование: письмо в конверте, цветы, ворона, воробей, ёлка, игрушки домашние животные: кошка, собака, корова, коза, петух, курица, изображение леса, деревни на интерактивной доске, музыкальное сопровождение, дидактические картинки птиц, корм для животных: косточка, пшено, молоко, трава, геометрические фигуры и 2 дорожки широкая и узкая.

Методические приемы: беседа – диалог, физкультминутка, вопрос – ответ, анализ, подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята! Подойдите все ко мне. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем: “Доброе утро” нашим гостям, а теперь скажем шепотом. Ребята, давайте поиграем нашими пальчиками.

Ребята, посмотрите нам пришло письмо. Скажите в чем находится письмо?

Дети : в конверте

Воспитатель: давайте посмотрим от кого пришло письмо. А письмо нам прислали дедушка и бабушка. Давайте прочитаем что же они нам пишут.

«-Ребята, мы выпустили погулять наших животных, а они потерялись. Очень ждем от вас помощи, приезжайте скорей!»

" Ребята, мы должны помочь дедушке и бабушке, давайте сначала поиграем нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

“В гости к пальчику большому”

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный и последний

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог

Вместе пальчики друзья

Без друзей прожить нельзя

Воспитатель: Вот какие дружные наши пальчики и мы с вами тоже дружные!

А сейчас поедем к дедушке и бабушке в гости. А на чем мы поедем?

Дети: на поезде.

Воспитатель : Для того, чтобы поехать на поезде нам необходимо купить билеты, которые я вам сейчас раздам.

На стульчиках предварительно наклеены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Детям раздать такие же фигуры

Воспитатель: На что похожи наши билеты?

Они все одинаковые?

Какого они цвета?

Занимаем места иотправляемся в путь!

На постовом (ч-ч-ч)

Выпускаем пар (с-с-с)

Тормозим (з-з-з)

Воспитатель: Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов? Давайте понюхаем их аромат.

Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А – ах!”.

(Подходят к дереву и садятся около него)

Воспитатель: ребята посмотрите, кто-то сидит на дереве? (воробей)

А на каком дереве он сидит? (На ёлке)
-Как чирикает воробей? (Чик-чирик)
- А это кто? (Ворона)
-А ворона где сидит? (Под ёлкой)
-А как кричит ворона? (Кар-кар)
Воспитатель: Ребята, а сколько всего птиц? Давайте посчитаем (Одна, две).

А на соседней елочке тоже сидят птички, сколько их? Правильно много.

Воспитатель: посмотрите воробей и ворона волнуются, крыльями машут. (Дети показывают движения птиц). Около дерева много животных, они потерялись, не знают где их дом. Давайте ребята, отгадаем какие животные заблудились.

Это домашнее животное, у которого пушистый хвост, она ловит мышей (кошка). Как она мурлычет? (мур-мур) , а как она кричит? (мяу-мяу), а как она шипит? (ш-ш-ш).

Давайте ласково назовем кошку (Кошечка, кисонька).
-А что любит делать кошка (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет)
- А какая кошка? (Мягкая, пушистая).

Это большое домашнее животное с длинным хвостом, у нее есть рога? (Короава)

Давайте ласково назовем корову (Коровка, коровушка)
-Как мычит корова (Му-му)
-А что она делает? (Пасется на лугу)
- А что дает корова? (Молоко).

Это домашнее животное, которое охраняет дом? (Собака)

Назовем собаку ласково (Собачка)
- Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)
- Как она гавкает? (Гав-гав).

Воспитатель: Ребята, как можно одним словом назвать этих животных? (Домашние)

А почему домашние? (Потому что они живут дома)
-Ребята, посмотрите, а кто же здесь лишний? (Зайчик)
- А почему он лишний? (Он дикое животное, живет в лесу).

Этюд на имитацию (музыка дождя и грома)

Ой ребята, набежала тучка (сидя на полу), закапал дождь (стучат пальцами по полу), засверкала молния (ладошками), загремел гром (кулачками) , дождь стал затихать и совсем прекратился.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).

Бабка: Ой спасибо ребята, нашли наших животных. Сейчас я их накормлю, ой, а я весь корм перепутала, вы мне поможете накормить животных?

Ну вот молодцы, а вода ребятки нужна животным?

Вот вам баночки, надо налить воду для животных

Воспитатель: Какие вы у меня дружные, вот теперь дедушка с бабушкой спокойны, попрощаемся с ними. Возвращаться к поезду будем по тропинке

Предварительно из рулонов обоев нарезать 2 полоски узкую и широкую.

Воспитатель: Я одна пойду по узкой тропинке, а вас много по какой вы пойдете?

(по широкой )

Воспитатель: Занимаем места в поезде

Поехали на скором поезде (ш-ш-ш)

На постовом (ч-ч-ч)

Выпускаем пар (с-с-с)

Тормозим (з-з-з)

Ну вот мы и приехали в детский сад, устали ваши ножки давайте сядем на ковер.

Где мы с вами были? (в деревне, в лесу)

На чем мы ехали? (на поезде)

А что мы у них делали? (кормили и поили животных)

А кого мы кормили? (корову, кошку и т.д.)

Чем мы кормили и поили домашних животных? (перечисляют)

Какие были животные дикие или домашние? (домашние)

По какой дорожке вы шли? (по широкой )