Занятия по конструированию из бумаги в подготовительной группе. Конструирование объёмных игрушек из цилиндра и конуса Конструирование подготовительная группа игрушка из конуса лиса

- 229.00 Кб

Рис. 1. Мысленное «опредмечивание»

природного материала

На первом этапе (основополагающем) детей обучали анализу природного материала как основы для получения разных образов способом «опредмечивания» (рис. 1). Им демонстрировались корни, ветки, сучки разной конфигурации, похожие на что-то конкретное, а далее предлагался аналогичный материал, в котором можно было «разглядеть» по 2-3 образа в каждой конфигурации. При этом дети овладевали основными приемами построения образа: изменением пространственного положения основы, достраиванием и убиранием лишнего. Последний значительно влиял на развитие воображения, поскольку дети строили новое целое путем убирания лишнего из уже имеющегося у них другого целого в результате мысленного перебора вариантов.

Вопросы и действия педагога определяли эти приемы и способствовали их освоению детьми. Использовалось два типа вопросов: «На что это будет похоже, если ту или другую часть убрать?» (ненужное закрывалось) и «Что получится, если к этой фигуре что-то прибавить?».

Рис. 2. Использование основных приемов конструирования при создании поделок из природного материала

Способ «опредмечивания» является основополагающим моментом в развитии воображения, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей. При этом он может осуществляться на очень высоком уровне, способствовать созданию на одной основе нескольких оригинальных, существенно отличных от нее образов. Именно в недрах этого способа зарождается другой – способ «включения».

На втором этапе дети решали проблемные задачи на построение образов двумя вышеуказанными способами с использованием нового материала.

С этой целью детям предлагали два типа задач: давали природный материал, который они должны были использовать как часть чего-то целого (например, ракушки в качестве ушей, или хвоста, или глаз и др.), и природный материал, который выступал в качестве основы будущих конструкций (например, перевязанный пучок соломы, два соединенных желудя и др.). Это обеспечивало обобщение первого способа (расширяло сферу его функционирования) и овладение вторым, когда материал, заданный в качестве основы, использовался как значимый элемент целостного образа. В результате дети смогли использовать один и тот же материал многофункционально: и как основу, и как часть, и как деталь образа. При этом они наряду с приемами, освоенными на первом этапе, широко использовали комбинирование (рис. 2).

На третьем этапе организация сюжетного конструирования расширялась тематика детских поделок, активизировался поиск передачи их выразительности, сам процесс их создания делался эмоциональным и значимым для детей (рис. 3). При этом дети строили образ с опорой как на природный материал, так и на представления, связанные с придуманными ими сюжетами, что расширяло палитру детских ассоциаций, делало образы более динамичными.

Особое значение имело широкое экспериментирование с природным материалом с целью выяснения его свойств: гнется или ломается (а если намочить, то будет гнуться), закручивается; мягкий или твердый; шершавый или гладкий; пушистый или гладкий; колючий; изменение цвета при разном освещении (мох на солнце изумрудный, светло-зеленый, а в тени – темный, почти синий) и т.п. Это значительно расширяло ассоциации детей, что приводило порой к неожиданным конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов с использованием свойств материала, которые они для себя открыли. После такого обучения был проведен контрольный эксперимент с двумя группами детей (экспериментальная и контрольная группы, по 25 человек в каждой) по выявлению уровня развития творческого воображения в следующих видах деятельности: конструирование из природного материала по замыслу; детское экспериментирование с новой игрушкой «Дрон»; дорисовывание неопределенных фигур (вариант методики Е. Торренса, разработанный О.М. Дьяченко).

Средний коэффициент оригинальности у детей экспериментальной группы в результате обучения повысился с 2,5 до 7,5, а в контрольной группе – только с 3 до 4.

Результаты экспериментальной работы показали, что у большинства детей были сформированы на достаточно высоком уровне воображение и творческое конструирование. Большое положительное влияние такое обучение оказало на развитие у детей инициативной образной эмоциональной речи описательного характера. Дети также начали проявлять более бережное отношение к природе.

Рис. 3. Композиция «Птицы»

  1. Конспекты занятий в подготовительной группе по художественному конструированию

Конспект занятия по художественному конструированию в подготовительной группе «Волшебные цилиндры»

Программное содержание

Познакомить со способом закручивания прямоугольника в цилиндр. Начать знакомство с техникой бумажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.

Подготовка к занятию

Воспитатель создает на фланелеграфе предметно-игровую среду: плоские фигурки гнома, домика, домашних животных, деревьев, а также квадрат-заготовку для показа способа. Заранее готовит фигурки цирковых животных, выполненные на основе цилиндра (рис. 4). Также подбирается ряд поделок-образцов (рис. 5). Для каждого ребенка готовится следующий материал квадраты из писчей бумаги разных цветов и размеров и в дополнение к ним несколько видов заготовок для деталей (бумажные квадраты, полоски, круги, а также нити для бус и клей). Точно такой же материал потребуется воспитателю, чтобы показать, как с помощью этого способа создавать различные поделки.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на фигуры, расположенные на фланелеграфе и начинает рассказ.

Рис. 5. Последовательность изготовления цилиндра из прямоугольника (слева) Поделки на основе цилиндра (справа)

Рис. 4. Плоские и объемные (выполненные на основе цилиндра), фигурки для создания на фланелеграфе игровой ситуации к занятию «Волшебные цилиндры»

В поселке том, где жили гномы,

Все было плоско водоемы,

Дома, поляны и дубы,

И грядки, и в лесу грибы

Коровы, козы, даже кошки

И те смотрелись как лепешки

И вот сюда из-за морей

Приехал как-то Цирк зверей

А в нем слоны, собаки, выдры

Похожи были на цилиндры

Увидев их, подумал Гном,

Что зверь такой украсит дом

Послал он Кукле телеграмму,

Где слезно просит эту даму

Решить задачу как ему

Цилиндры сделать самому

И Кукла Гному отвечала:

«Берем простой квадрат сначала,

Прямоугольник мастерим.

Теперь работать будем с ним.

Прямоугольник, не сминая,

В цилиндр закрутим, понимая,

Что две коротких стороны

Друг друга перекрыть должны».

«Пустяк», – подумал Гном.

В субботу Он смело взялся за работу.

Собачку сделал. И она

Была размером со слона.

Читая стихи, воспитатель показывает фигурки животных, имеющие цилиндрическую основу, а также поэтапно демонстрирует преобразование квадрата в прямоугольник, а затем в цилиндр. Затем предлагает детям самостоятельно повторить эти действия и запомнить их словесное описание (выделенное четверостишие), повторяя его два-три раза. Далее показывает заранее приготовленные образцы поделок из цилиндров (без объяснения и показа процесса их изготовления) для выбора объекта предстоящей работы.

Конспект занятия по художественному конструированию в подготовительной группе «Волшебное превращение круга»

Программное содержание. Продолжать знакомить со способами техники бумажной скульптуры. Показать детям способ закручивания круга в конус («низкий конус»). Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Подготовка к занятию.

Воспитатель располагает на одной стороне фланелеграфа несколько кругов разной величины (диаметры – 5, 7, 9 см) и цвета, а на другой – конус высотой 5 см. Для каждого ребенка готовит по нескольку кругов различного диаметра (от 3 до 5-9 см), обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходимых дополнительных деталей, краски, клей, фломастеры и другие материалы.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры, расположенные на фланелеграфе, и начинает рассказывать забавную историю.

«Был летний день. Братья круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется интересная фигура – конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!». Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?». Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус».

«Как же тебе это удалось?» – спросили круги «Очень просто», – отвечал маленький красный конус и запел свою песенку.

Есть у бумажного кружочка

Как раз посередине точка.

Надрез к ней сделай, мой дружок,

И в конус скручивай кружок.

(Показывает этот процесс).

И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?». А маленький конус им отвечал. «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек».

Затем воспитатель предлагает детям закрутить круг в конус, определить, какие поделки можно сконструировать из полученных «низких» конусов, и сделать одну из них. Дети называют, что можно сделать из конусов. А далее воспитатель показывает несколько готовых поделок (рис. 6).

По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.


Рис. 6. Изготовление низкого конуса (слева). Поделки на основе низкого конуса (справа)

Заключение

Занятия творческим конструированием предназначаются для развития у дошкольников творческих способностей в области конструирования различных поделок из бумаги и картона и совмещают в себе развитие мелкой моторики рук, художественного вкуса, ориентации в пространстве и на плоскости, образного и пространственного мышления; формирование необходимых знаний, умений и навыков для успешной трудовой деятельности.

Занятия по творческому конструированию совмещают в себе трудовую, познавательную и игровую деятельность. Введение элементов игры побуждают дошкольников самостоятельно решать поставленные задачи. Дети охотно приступают к практическим занятиям, где можно быстро увидеть результат своей деятельности. Содержание

Введение
1. Конструирование из бумаги
2. Конструирование из природного материала
3. Конспекты занятий в подготовительной группе по художественному конструированию
Конспект занятия по художественному конструированию в подготовительной группе «Волшебные цилиндры»
Конспект занятия по художественному конструированию в подготовительной группе «Волшебное превращение круга»
Заключение
Список литературы

Аджаматова Тамангыз Арсланалиевна

Воспитатель

МАДОУ «ДС «РАДУГА»

ЯНАО, г.Новый Уренгой

1. Развивающие :

Развивать речевое и деловое общение; развивать взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание; формировать позитивные установки к различным видам творчества.

Познавательное развитие: закрепить знание детей о приметах зимы; вспомнить название дерева; закрепить в памяти детей название цвета: зеленый; развивать воображение и творчество; продолжать учить детей работать по схеме, учить конструировать из бумаги.

Речевое развитие: продолжать развивать понимание речи; стимулировать ребенка выполнять словесные инструкции; расширять активный словарный запас;

Художественно – эстетическое развитие: развивать у ребенка чувство ритма; продолжать совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом песни.

Физическое развитие: развивать умение бегать в определенном направлении; выполнять движения в соответствии с текстом.

2. Коррекционные : развивать мелкую моторику рук, речевое дыхание.

3. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Материал : цветная бумага зеленого и красного цветов, ножницы, клей, салфетки, подложки, готовый конусный шаблон на каждого ребенка.

Ход НОД:

Ритуал приветствия : Воспитатель здоровается с детьми:

«Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

(взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Пальчиковая гимнастика: «Ладошки».

«Ладошки вверх, ладошки вниз,

А теперь их на бочок и зажали в кулачок».

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говориться?

«Зимой и летом одним цветом?» (елочка)

(Показывает картинку с изображением елочки и деревьев зимой).

Воспитатель: правильно, это елочка.

«Елочка, елочка

Вот она какая

Стройная, красивая,

Яркая, большая».

Посмотрите, какая она зеленая, вместо веточек у нее лапы, вместо листочков – иголочки, они колючие. Посмотрите, а на деревьях нет листочков, к зиме они облетают и кругом белым – бело, много снега намело. Солнышко выходит мало на небо и не дарит нам своего тепла, не греет землю. На улице холодно. Лужи превращаются в лед. Выпадает снег. Как вы думаете, в какое время года это бывает? Какое время года у нас сейчас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно. Если падают на землю снежинки и везде лежит снег, то это к нам пришла зима.

(Обращает внимание на картинку «Зимний лес»). Посмотрите, как она раскрасила все вокруг! Все накрыла белым покрывалом! Нравится, дети?

Воспитатель: А сейчас давайте с вами отправимся в зимний лес.

Игра «Шагают наши ножки».

По тропинке мы пойдем друг за дружкою гуськом (идут змейкой)

На носочки встали, к лесу побежали (бег)

Ноги выше поднимаем, на сугроб не наступаем.

И снова по дорожке шагают наши ножки. (шагают)

Воспитатель: Вот мы и пришли в зимний лес. Дети посмотрите, какая вокруг красота? Деревья окутаны снежным покрывалом.

Игровая мотивация.

Ребята, посмотрите, кто в гости к нам пришел! Да это же снеговик спешит к зверятам с елкой! Посмотрите, какая у него елочка? (Ответы детей: зеленая, колючая, ветвистая, хвоя пушистая. ..).. Елка-то красавица, да вот у снеговика беда, елка у него одна! Вот снеговик и боится, что каждый лесной малыш захочет нарядить елку в своем доме. Как же мы можем ему помочь? (Сделать зверятам елки).

Тогда не будем терять время и приступим к работе. Внимательно смотрите и запоминайте, как мы будем делать елку. Перед вами лежит готовый шаблон, бумага зеленого цвета, ножницы и клей. Берем бумагу и разрезаем на полоски. Затем склеиваем концы полосок и наклеиваем их на наш шаблон. И так до самой верхушки. А теперь,ребята, посмотрите и скажите, чего нам не хватает на нашей елке. (Ответы детей, звездочки) Правильно, ребята. Дети вырезают звездочку и наклеивают ее на елку.

Физ минутка «Елочка» (п альчиковая гимнастика)

Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки»)

Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальцы выставлены).

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз).

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе или смотрят вниз).

Скоро мы будем наряжать ее к празднику.

А теперь вернемся за столы и еще раз вспомним, как мы будем работать. (Дети noочереди называют этапы работы, опираясь на образцы и приступают к работе).

(В ходе занятия оказываю помощь затрудняющимся детям, делаю напоминания.)

Воспитатель: Снеговик, посмотри, какие разные зеленые красавицы у нас получились и теперь их хватит всем лесным жителям, чтобы встретить Новый год!

Ребята, а снеговик мне сказал, что теперь он не боится, и что у нас ему понравилось, давайте возьмем снеговика и покажем нашу группу:

«Вместе хлопнули в ладоши,

Дружно топнули ногой.

Все, во что мы тут играли,

Мы запомнили с тобой.

До свидания всем сказали

И отправились домой».

Итог:

Что мы, сегодня, делали?

С каким деревом, мы познакомились?

Куда мы с вами отправились?

Кого встретили в лесу?

Почему боялся снеговик?

Как мы помогли снеговику?

Вам понравилось?

Литература:

1.З.А. Ефанова, О. В. Симонова, О. А. Фролова Комплексные занятия по программе «Детство», издание 2016г.

2.Архив фотографий из альбома Аджаматовой Т.А.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

НОД по познавательному развитию (конструирование) «Как бумажный конус стал игрушкой» для старшего дошкольного возраста с целью обучения воспитанников изготовлению игрушкек из бумажных конусов для центра театральной деятельности составлена на основе практических материалов парциальной программы "Умные пальчики: конструирование в детском саду" И. А. Лыковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект НОД по познавательному развитию (конструирование) «Как бумажный конус стал игрушкой»

Цель: изготовить игрушки из бумажных конусов для центра театральной деятельности

Задачи: вызвать интерес детей к конструированию игрушек на основе бумажных конусов разного размера, показать и предложить для обследования разные варианты конуса: высокий (низкий), широкий (узкий), острый (тупой), усеченный; создать условия для художественного экспериментирования; помочь детям установить связь межу конусом и его разверткой; расширить опыт соединения деталей: с помощью клея, скотча и степлера; развивать восприятие мышление, творческое воображение; воспитывать желание создавать своими руками игровое пространство, прививать эстетический вкус.

Материалы и оборудование :

- демонстрационный материал : варианты конусов (строительный материал), три одинаковых круга для преобразования их в разные конусы, варианты разверток для получения конусов, карточка № 1 из зимнего комплекта;

Практический материал : для склеивания конусов - бумажные круги разного цвета диаметром от 5 до 30 см; для оформления игрушек – цветная бумага, фантики, глазки, наклейки; для работы – ножницы (10), клей (10), степлеры (5), узкий скотч (5).

Базовые понятия и способы деятельности . Представление о конусе; способность к поиску ассоциаций; умение конструировать конус из полукруга.

Предварительная работа : дети апробируют разные способы получения круга, заготавливают макеты и декорируют их для создания сюжета сказки.

  1. Организационный момент. Дети с воспитателем становятся в круг на ковре.

Сегодня мы собрались, чтобы продолжить работу в нашей творческой, театральной мастерской. Кто такие мастера? (Ответы детей). Возьмемся за руки и подарим друг другу умение, мастерство, поддержку, дружеские улыбки. Проходите на рабочие места.

Обратите внимание на макеты, созданные нами ранее к сказке «Дюймовочка». Кого здесь не хватает? (Героев сказки). Вот это и есть наша цель: изготовить героев для новой сказки.

II. Основная часть.

  1. Демонстрация круга (показ воспитателем) и анализ.

Основой поделки является фигура, которую я вам демонстрирую. (Круг).

Во что может превратиться эта фигура?

Может ли круг стать объемной фигурой?

Возьмите по одному бумажному кругу из подготовленных у вас на столах и предложите способ превращения круга в объемную фигуру. (Дети выполняют действия).

Обобщение: круг станет объемной формой, если

Смять его в комок (снежок, колобок, шарик);

Сложить пополам (крыша, бабочка);

Заложить складку (зонтик, юрта);

Сделать фигурный разрез по спирали и развернуть (змейка);

Сделать надрезы или надорвать по краю и приподнять «бахрому» (цветок, юбочка, медуза).

2. Наблюдение за превращением бумажного круга.

Давайте понаблюдаем за превращением круга в объемную фигуру.

Взять один из подготовленных кругов, вырезать узкий сегмент, показать получившуюся форму, свернуть ее в высокий конус, склеить и показать детям.

Взять второй круг, вырезать четвертую часть, свернуть в конус, скрепить степлером, показать детям.

Третий круг разделить пополам, оба полукгруга свернуть в одинаковые конусы с помощью скотча, затем на одном из них срезать верхушку, чтобы получился усеченный конус.

  1. Сравнение.

Какие получились конусы, сравните? (Высокий/низкий, широкий/узкий, острый/тупой (усеченный).

Как я скрепляла стороны развертки? (Клей, скотч, степлер).

Что такое развертка? (Развернутая плоская форма, которая будет превращаться в объемную).

Физкультминутка «Море волнуется раз» с использованием звуков животного мира разных природных сообществ (изобразить животное, звучание которого услышишь).

  1. Демонстрация изделий с помощью карточки № 1 (зимний комплект) на экране.

Из конусов можно сделать любые игрушки для создания персонажей сказок, в нашем случае: для настольного театра к сказке «Рукавичка». Какой персонаж выбрать, вам подскажут макеты природных сообществ, заготовленные нами заранее по сюжету сказки.

5. Повторение образца изделия.

Как получается развертка ? (

6. Самостоятельная работа.

Изготовление персонажей к сказке из бумажных конусов. Декорирование с помощью деталей из цветной бумаги и других элементов.

Размещение в театральном уголке.

  1. Рефлексия.

Что перед вами? (Конус)

Из чего мы получили конус? (Из развертки).

Как мы это сделали? (Берем круг, находим центр (точку), для этого складываем круг дважды пополам и видим центральную точку на пересечении диагоналей, вырезаем часть круга (убираем лишнее), склеиваем две стороны на местах разреза и получаем круг.

Какие игрушки получились?

Теперь у нас готов настольный театр для постановки сказки, и мы можем показать ее малышам.


В обучении конструированию из бумаги решаются следующие общие задачи:

1. Учить дошкольников анализировать образец: выделять форму листа бумаги, из которого выполнена поделка, способ преобразования бумаги, части, детали и др.

2. На основе анализа учить ребят планировать процесс созда­ния поделки, контролировать свою деятельность.

3.Учить детей выполнять поделки по рисунку, по фотографии.

4. Формировать обобщенные способы работы с бумагой.

5. Учить детей украшать поделку, используя навыки, получен­ные в аппликации; развивать художественный вкус.

6. Развивать у дошкольников творческое отношение к конст­руированию: подбирать цвет бумаги для поделки и ее украшения, отвечающий большей выразительности; переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание; комбиниро­вать способы преобразования бумаги для достижения выразитель­ности поделки.

Занятия по конструированию из бумаги начинают проводить со средней группы. Первые поделки выполняются на основе де­ления прямоугольника или квадрата пополам (альбом, флажок, домик и т.д.).

Педагог, меняя содержание поделки, ведет детей к обобщению, вычленению общего способа, созданию поделок.

На 1-м занятии педагог знакомит детей со способом работы: делением прямоугольного листа бумаги пополам. Для этого лучше всего предложить им сделать флажок из бумаги разного цвета на выбор. По окончании работы все флажки нанизываются на нитку и получается разноцветная гирлянда, радующая детей. Флажок можно даже не украшать, чтобы ничего не отвлекало детей от усвоения способа действия.

На 2-м занятии воспитатель предлагает детям сделать домик с двумя окнами (по одному на каждой стороне). Его задача - по­мочь детям увидеть, что домик сделан тем же способом, что и флажок, развертывая образец поделки и накладывая их один на другой. Для этого важно, чтобы размеры листа бумаги были оди­наковыми и совпадали. Педагог побуждает детей проговаривать действия, которые нужно выполнять: «Что мы делали с прямо­угольником, чтобы получился флажок?» (Сгибали пополам.) «Что мы сделаем с прямоугольником, чтобы получился домик?» (Согнем пополам.) Каждому ребенку для работы дается бумага разного цвета. По окончании работы дети устанавливают общее в работе (способ выполнения) и различное (цвет).

На 3-м занятии закрепляется знание способа действия: детям предлагается сделать вагончик. Рядом с его образцом находятся образцы домика и флажка. Дети находят общее и различное. Ко­леса вагончика в зависимости от умений дети получают готовые или вырезают сами.

В дальнейшем педагог представляет детям возможность выби­рать вариант поделки в одной из серий («Транспорт», «Животные», «Дома», «Человек»). Выполненные одним способом, они отлича­ются цветом, величиной (высотой, длиной, шириной), количест­вом деталей, разными украшениями.

Задача педагога состоит в том, чтобы в конечном итоге ребе­нок мог самостоятельно выполнить желаемую поделку усвоенным способом, т.е. мог перенести этот способ на любое содержание.

Очень важно, чтобы ребенок проявил художественный вкус: чувст­во цвета, ритма, формы и композиции, придал своей поделке вы­разительность.

В среднем дошкольном возрасте дети могут усвоить и другой способ создания конструкции из бумаги: деление прямоугольника на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной ли­нии (полый с двух сторон куб или брусок). На основе получаемо­го таким способом куба и бруска (в зависимости от ширины пря­моугольника) можно сделать дома, машины, мебель, животных, человека. В каждой из этих серий есть множество вариантов. Ра­бота с детьми строится по тому же принципу, что и в вышеприве­денном примере.

Сначала дети знакомятся с самим способом работы, поэтому содержание поделки максимально простое, например четырех­гранный фонарик (детали для украшения можно дать готовыми). Затем на содержании разных серий поделок дети вычленяют и обобщают способ их создания и выходят на вариативный уровень самостоятельной работы. Следует подчеркнуть, что в работе дан­ным способом желательно отгибать части прямоугольного листа бумаги именно по пунктирной линии (а не произвольно). Во-первых, это ориентир для ребенка в том, что работать следует именно этим способом (а не делить прямоугольник пополам), во-вторых, это подготавливает ребенка к восприятию чертежа, где пунктирная линия будет обозначать сгиб.

К концу среднего или в начале старшего дошкольного возраста возможен переход к созданию поделок на основе чертежа. Прежде всего детей нужно научить ориентироваться в чертеже: какие ли­нии начерчены, где они пересекаются, какой они длины (длинные, короткие), сколько сплошных линий, сколько пунктирных. Надо, чтобы дети показывали линию на чертеже, проводя по ней (по всей длине) пальцем, а также показывали точку пересечения ли­ний. На первых порах можно предлагать дошкольникам ставить карандашом точку поярче, объясняя, что разрезать нужно точно до нее, нельзя делать разрез дальше или ближе.

Следует предусмотреть усложнение чертежа: сначала это чер­теж полого куба. На этой основе можно сделать множество игру­шек, меняя величину и цвет, дополняя разными деталями: мебель, фигурки животных, кубы-вкладыши, пирамиду, дом, корзинки двух видов, вагончики, тележку. Затем можно предложить чертеж полого параллелепипеда с квадратным основанием (бруска). Он послужит основой для разнообразного транспорта, мебели, жи­вотных, человека, домов и др.

Занятия с чертежом строятся таким образом, чтобы дети ус­воили принцип работы с чертежом и самостоятельно «читали» его обозначения: сплошная линия обозначает разрез, прерывистая (пунктирная) - сгиб, штриховка - намазывание клеем. Детям надо объяснить названия линий и правила работы с чертежом: разре­зать точно до пересечения линий, сгибать точно по линии, нама­зывать точно по обозначениям. Педагог устанавливает связь меж­ду выполнением правила и получаемым результатом. С усложне­нием чертежа создаются условия для переноса умения читать один чертеж на другой, более сложный.

Важнейшая задача педагога - подвести детей к обобщению: на основе полученного из чертежа куба, брусочка, кирпичика (полых и закрытых форм) можно сделать разнообразные игрушки.

Воспитатель строит работу не по линии расширения содержа­ния поделок, а по линии усложнения чертежа и изменения получаемой из него формы - основы поделок. Старшие дошкольники уже имеют опыт конструирования из бумаги и способны вычленить общий способ создания поделки, анализируя образцы разно­го содержания.

Вариативность поделок возрастает с накоплением опыта чте­ния разных чертежей и комбинирования получаемых из них форм.

В подготовительной группе возможна коллективная работа по чертежам на картоне больших размеров. Дети делают мебель для кукол и украшают ее («делают обивку»), придумывая композицию для аппликации; частично надрезая картон, делают дома с откры­вающимися дверями, окнами, строят город для кукол и т.д.

Старших дошкольников нужно научить делать игрушки на ос­нове конуса. Педагог знакомит их с разными вариантами изго­товления самого конуса: его можно сделать широким из круга, разрезав по радиусу; из полукруга - узкий, высокий (полукруг можно получить, разрезав круг пополам). Крут и полукруг для конусов дети старшего возраста могут сделать сами, срезая нож­ницами углы квадрата или прямоугольника. Нужно научить ре­бенка делать круг с помощью нитки и карандаша.

На основе конуса можно сделать фигурки животных и челове­ка. Педагог показывает, как соединить туловище (конус) с голо­вой. Выразительность поделки разная, в зависимости от способа изображения головы.

Она зависит также и от особенностей конуса (широкий - уз­кий). Старшие дошкольники владеют разными способами выре­зывания и могут разнообразно украшать поделки.

Забавные игрушки разного содержания можно получить на ос­нове цилиндра. Выразительность и вариативность игрушек, соз­данных таким способом, как и на основе конуса, зависит от осо­бенностей основы (цилиндра), особенностей используемых деталей и украшений.

Методы обучения

Обследование широко применяется как метод, помогающий ре­бенку в создании конструкции или аппликации. Обследуя с детьми предметы народного творчества, педагог обсуждает технику их исполнения, орнамент и его детали, характерные цвета и их соче­тание. Все это помогает детям выбрать свой вариант работы.

Обследуются и живые объекты. Например, перед занятием «Я вижу бабочку» (материал - сухие листья) целесообразно рассмот­реть с детьми комплект цветных фотооткрыток «Бабочки», обра­тив внимание детей на строение (основные части тела) бабочки: туловище, голова, крылья, лапки, вместе с детьми установить, какой формы каждая из частей тела, таким же образом рассмот­реть иллюстрации других животных.

Анализ образца, выполненного педагогом . Образец чаще дается в младшем возрасте. С его помощью дети видят конкретный ре­зультат, который нужно достигнуть. Он помогает конкретизиро­вать задачу, характер и последовательность действий, необходи­мых для ее решения.

В младших группах педагог вначале сам задает вопрос и сам называет внешние свойства основы и деталей в аппликации или конструкции (цвет, форма, величина). С усвоением детьми зна­ний о сенсорных эталонах воспитатель опирается на опыт детей и задает им вопросы. Нельзя злоупотреблять образцом. Так, в предметной аппликации дошкольникам для анализа представ­ляются натуральные предметы - игрушки: неваляшка, домик, елочка и др. Его обследование строится так же, как и в изобрази­тельной деятельности. В соответствии с результатами анализа -вычленением свойств предмета и их расположением - дети от­бирают или вырезают нужные формы и выкладывают из них предмет для наклеивания.

Как можно раньше, как только дети освоят основные сенсор­ные эталоны, нужно предоставить им возможность самим выби­рать цвет, размер, основу для наклеивания и т.д. Неваляшку, на­пример, можно наклеить на прямоугольник, круг, овал и т.д. Она может быть большего или меньшего размера, разного цвета.

В старшем возрасте необходимо научить детей анализировать натуральные изделия как с точки зрения их изобразительных осо­бенностей, так и с точки зрения способов создания:

Определить основу (общий способ) создания изделия;

Определить, из какого материала (или нескольких) оно выполнено и каковы его свойства;

Определить технику создания деталей;

Определить технику прикрепления деталей к основе и др.

Это важно для последующей самостоятельной деятельности, в которой педагог может представить детям разнообразие нату­ральных изделий или альбом с рисунками, фотографиями различ­ных аппликаций или конструкций из различных материалов.

Анализ бумажных конструкций, имеющих очень условное изо­бражение предмета (например, животного на основе конуса), тре­бует отвлечения от реального его строения и вычленения самого главного, характерного, чтобы предмет стал узнаваемым.

В младшем возрасте для анализа детям предлагают образец конкретного предмета, выполненного взрослым.

Обследуется его изображение: сначала главная часть (основа конструкции) и ее характерные свойства, затем детали и их харак­терные свойства, месторасположение деталей на основе. Наибо­лее характерными свойствами конструкции являются форма, величина и пространственные отношения между деталями. Цвет может быть разным, и потому в анализе педагог не фиксирует на нем внимание, например в конструкциях домов, мебели.

Дети очень рано, уже к 7 годам, могут рассматривать предметы в их взаимосвязи и находить общее. Поэтому педагог наряду с обсле­дованием изображения ставит и другую цель обследования: обна­ружение способа создания основы конструкции. Для этого нужны практические обследовательские действия. Основа первых конст­рукций - разделенный и согнутый пополам прямоугольник или квадрат. Обследовать изделие и обнаружить способ его создания можно путем наложения листа бумаги на развернутую поделку (они совпадают). Подобным образом обследуются и другие конструк­ции. В дальнейшем педагог будет закреплять знание о способе соз­дания основы для поделки и обследование может быть частичным, имеющим целью лишь обнаружение способа создания поделки.

Начиная со средней группы возможен анализ серии образцов, выполненных одним способом. Например, несколько разных по содержанию поделок из конуса, цилиндра, из одного и того же чертежа; или несколько плетеных из бумажных полосок предме­тов; несколько мягких игрушек из набитых ватой помпонов и т.д. Представленность сразу нескольких предметов, выполненных одним и тем же способом, дает возможность вычленить обобщен­ный способ их создания.

Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Например, воспитатель под­водит детей к выводу: главное - научиться читать чертеж, слушать линию, которая всегда говорит, что с ней надо сделать (разрезать или согнуть). Тогда получится волшебный кубик (брусок) и т.п., который может превратиться в любое животное, предмет мебели, машину и т. п. Вычленить обобщенный способ можно, анализируя не только готовые непосредственно представленные образцы, но и изобра­женные на рисунке, фотографии. Если это плоскостные поделки (например, различные аппликации, сшитые или тканые изделия, вышивки), то дети не испытывают особых затруднений в вычле­нении общего способа их создания. Но если на рисунке или фото­графии поделки объемные (из бумаги, сшитая набивная игрушка и т.п.), то детям значительно труднее обнаружить способ их изго­товления. Поэтому вначале детям предлагают для анализа гото­вые объемные образцы, а затем демонстрируют в рисунках или фото разнообразие содержания данного вида работ.

Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки. Совершенно неважно, какой, например, конкретный сказочный домик (животное, транспорт и т.д.) решат делать дети, способ его создания один. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решение.

Впервые знакомя детей с новым обобщенным способом рабо­ты, важно предоставить для выбора такие поделки, которые не содержат много деталей, не требуют особых украшений. Это по­может максимально сосредоточить внимание детей на самом спо­собе работы.

Например, из чертежа полого параллелепипеда (брусочка) можно сделать транспорт, животных, мебель и др. Но чтобы со­средоточить внимание детей на чтении чертежа, педагог предла­гает выбор из предметов мебели, не требующих особых украше­ний. А затем ситуация усложняется: выбор может быть в пределах одной серии поделок, выполненных одним способом. В данном случае постепенно увеличивается число свойств, которыми отли­чаются поделки. Это характерно для работы с детьми младшего и среднего возраста. Приведем пример. Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии «дома» можно предло­жить детям в усложнении следующие варианты:

Домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой стороне, но разного цвета, детям надо выбрать цвет бумаги;

Домики разного цвета и разной высоты (высокий, низкий); дети выбирают цвет и длину прямоугольника;

Домики разной высоты, цвета и ширины; дети ориентируются на учет всех трех свойств.

Также имеют свои варианты серии «Транспорт», «Животные».

Отсюда ясно, что ребенку необходимо предоставить возмож­ность выбирать и материал. Поэтому набор материала должен быть разнообразным по свойствам и в количестве большем, чем необходимо для конкретной поделки. В таком случае ребенок поставлен в ситуацию сознательного выбора материала, необхо­димого для реализации цели.

Для анализа могут быть представлены поделки из разных серий, имеющих один способ создания. Например, на основе конуса вос­питатель представляет поделки животных, людей и др. В резуль­тате у детей появляется перспектива более широкого разнообра­зия содержания работ на данном занятии и в последующей само­стоятельной деятельности.

Когда у детей накопится опыт создания поделок разнообраз­ными способами, надо предоставить ребенку возможность анали­зировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, вос­питатель представляет детям объемные фигурки животного из бумаги на основе куба, брусочка, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Таким образом педагог учит замысливать, что и каким способом он будет делать.

Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. В результате работа каждого ребенка индивидуальна.

Варьируя анализ образцов, педагогу важно учитывать инди­видуальные возможности детей. Так, для одних нужен образец готовой поделки, для других можно дать сразу фотографию или рисунок. Одним для выбора способа создания поделки нужна наглядность, для других достаточно вспомнить, какие способы им известны, и т.д.

В художественном ручном труде ребенку небезразлично каче­ство результата. Его не устраивает плохо сделанная вещь. «Неаккуратно, плохо получилось», - разочаровывается ребенок. И уже с опаской, неуверенно действует в дальнейшем, а то и отка­зывается от работы. Поэтому важно сразу формировать рацио­нальные действия.

Основными методами формирования рациональных действий являются показ и объяснение.

Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:

Четко представлять алгоритм рационального действия;

Обеспечить совершенствование действия по линии осознан­ного и самостоятельного его применения;

Помочь детям осуществить перенос усвоенного действия одной конкретной поделки на другую; с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики материала;

Выбирая конкретные приемы показа и объяснения, учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Внимание ребенка при выполнении работы часто бывает на­правлено на результат действия, а не на способ его выполнения. Например, сгибая лист бумаги пополам, ребенок не совмещает уг­лы, проглаживает ладонью, а не пальцами хаотичными движения­ми, не прослеживая всей длины сгиба. Даже наблюдая правильные действия взрослого, дети часто воспроизводят их неправильно.

Поэтому при показе действий очень важно переключить вни­мание детей с результата на способ действий и учить выполнять необходимые движения рукой и инструментом.

Вторая трудность, которую часто испытывают дети, - это от­сутствие или недостаточность зрительно-кинестетического кон­троля за совершаемым движением.

Чтобы успешно преодолеть эту трудность, надо фиксировать внимание детей на рисунке движения рук, побуждать прослежи­вать глазами совершаемые движения (собственные и взрослого), учить подражать показываемому рисунку движения, развивать способность к подражанию.

Дети также затрудняются сравнивать особенности движений, оценивать их качества, отличать правильное от неправильного. Поэтому даже после показа и объяснения на первых порах могут совершать ошибки. Чтобы преодолеть их, нужно своевременно установить связь между характером движения и получаемым от этого движения результатом и дать установку на самоконтроль за действием.

Основным приемом показа нового действия, которое демонст­рируется ребенку впервые, являются его расчленение на ряд по­следовательных операций, составляющих «алгоритм» этого дей­ствия. Очень важно помнить: то, что кажется простым и очевидным для взрослого, может быть сложным и скрытым для ребенка. Взрослому просто, например, разделить лист бумаги пополам. Но вот сколько последовательных операций, требующих определен­ных движений, содержит это действие:

Примеривание, целенаправленное совмещение углов и сторон;

Придерживание совмещенных сторон одной рукой (с опреде­ленным нажимом, чтобы не разъехались);

Проведение другой рукой сверху вниз до места сгиба и фик­сация сгиба (кончиками пальцев, с определенным нажимом, что­бы не сдвинуть совмещенные стороны);

Проглаживание сгиба (движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям).

Расчлененный показ раскрывает ребенку последовательность и рисунок совершаемых движений рукой, инструментом.

Показ сопровождается объяснением. Чтобы заинтересовать детей рисунком движения, его можно обыграть. В среднем дошкольном возрасте детей знакомят с названиями пальцев на руках. Это может помочь взрослому давать более точные указания к действию в игровой форме. Вот пример пока­за и объяснения рационального действия сгибания листа бумаги пополам.

«Жили-были братцы-пальчики, большой и указательный на левой руке, большой и указательный на правой руке. Они все вместе и дружно делали. Вот увидели они прямоугольном лист бумаги и решили его разделить попо­лам, на две одинаковые части. Братцы левой руки взяли лист за одну сторону листа поближе к углам, а братцы правой руки - за другую сторону листа и дружно потянули их вверх к другой такой же стороне. «Давайте, - говорят братцы-пальчики левой руки своим братьям на правой руке, - закроем белую сторону бумаги так, чтобы ее совсем не видно было. Примеривались-примеривались... и закрыли. Смотрите, совсем не видно. Постояли пальчики на уголках, а потом большой пальчик одной руки взял и шагнул в середину. Прижался к бумаге и стоит. Увидели его братцы-пальчики другой руки и убежали к нему. «Давай, - говорит большой пальчик указательному, - я тебя прокачу, вставай». Встал указательный пальчик на ножку, а большой пальчик его вниз, как с горки прокатил, до самого края бумаги. Крепко прижался и ждет братца с другой руки. Скоро и он пришел, постоял около и медленно пошел по самому краю в сторону до самого конца бумаги. Грустно одному, вернулся к братцу, говорит: «Теперь ты погуляй, только иди медленно, по самому краешку до самого конца и ко мне возвращайся». Прогулялся паль­чик до края бумаги и пришел обратно... «Давай походим по сгибу на цыпоч­ках», - говорит один пальчик другому. Встали пальчики на цыпочки точно на сгиб в середине и пошли в разные стороны. «Посмотри, - говорит один дру­гому, - какой острый сгиб получился».

Показ и объяснение идут неторопливо, фиксируется направле­ние движения пальцев на бумаге, положение пальцев и кисти руки, форма движения, результат, получаемый от движения пальцев. Братцы-пальчики присутствуют на каждом занятии, они по-разному гуляют по материалу без инструмента и с инструментом (с ножницами, с кисточкой, с иголкой).

В дальнейшем педагог побуждает детей использовать извест­ный им способ действия без показа. Например, чтобы сделать одинаковые окна у автобуса или домика из одной полоски, педа­гог спрашивает детей, как это сделать. Опять можно использовать игровые приемы: Незнайка (или сам педагог) забывает, как дейст­вуют пальчики, чтобы точно пополам разделить полоску.

По отношению к некоторым детям, испытывающим затрудне­ния в восприятии показываемого действия, следует использовать упражнение на основе подражания действиям взрослого. Педаго­гу нужно сесть рядом с ребенком, чтобы исключить «зеркальное»восприятие. Он медленно показывает и объясняет каждую опера­цию на своем материале.

В подготовительной группе детского сада перед педагогом ставится формирование в ребёнке личности школьника. К Концу дошкольного возраста дети должны обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития.

Осуществлению этой задачи во многом способствует правильная организация ручного труда воспитанников. В возрасте 6–7 лет у детей продолжает развиваться образное мышление и восприятие, навыки обобщения и рассуждения. Память развивается и становится произвольной: ребёнок сознательно сосредотачивает внимание и восприятия на объекте, направляя их волевыми усилиями, произвольное внимание может достигать 30 минут.

Основной формой познавательной деятельности остаётся игра. Игровые действия усложняются, выполняя их, дошкольники постигают взаимодействие людей в различных жизненных ситуациях. Более продуманным становится пространство для сюжетно-ролевых игр. Одно из направлений, которое используется воспитателем - конструирование из бумаги.

Конструирование из бумаги в подготовительной группе детского сада

В этой группе образы из окружающей действительности, которые дети передают в изобразительной деятельности, тщательнее продумываются, усложняются. Для изображения используются образы из художественных произведений, с которыми знакомы дошкольники («Чебурашка», «Снегурочка», «Мойдодыр» и др.). В своих работах воспитанники стараются передать детальный облик предмета или персонажа. Становятся видны различия в поделках мальчиков и девочек.

На занятиях по конструированию из различных материалов (в т. ч. из бумаги и картона) дети возраста 6–7 способны создать поделку, следуя устным инструкциям воспитателя и воспроизводя по памяти освоенные ранее приёмы. Конструирование моделей разных уровней сложности осуществляется дошкольниками и по замыслу. Задания «Мастерим по замыслу» развивают конструкторские и творческие способности, активизируют мышление на продумывание конструктивного решения модели; воспитанники учатся самостоятельно управлять своей деятельностью и организовывать работу.

Для углубления пространственных представлений детей 6–7 лет необходимо включение в программу по изобразительной деятельности занятий по конструированию из бумаги. Владея базовыми приёмами работы с бумагой, воспитанники могут освоить сложные формы складывания листа бумаги и придумать собственные. Воспитателю следует поощрять внесение дополнений в созданные ранее образы и желание украсить их различными материалами, - это способствует творческому развитию ребят.

Виды конструирования

  1. Объёмное конструирование . Создание трёхмерных моделей доставляет детям большее удовольствие, чем конструирование на плоскости. Объёмные поделки позволяют тщательнее предать особенности предметов окружающего мира. К работе с бумагой привлекаются природный и бросовый материалы.
  2. Конструирование из полосок , в т. ч. плетение. Дети закрепляют приёмы конструирования из бумажных полосок: «колечко», «листочек», «гармошка». Замечательно развивает мелкую моторику плетение косичек и квадратов из бумажных полосок. Плетёные элементы используются в составе бумажной конструкции.
  3. Оригами - японское искусство складывания из листа бумаги различных моделей. Эта техника бумажного конструирования особо используется в подготовительной группе детского сада, поскольку имеет ряд неоспоримых достоинств:
    - активное развитие мелкой моторики;
    - через стимулирование сенсорных окончаний на кончиках пальцев, усиливаются процессы в речевом и мыслительном центрах головного мозга;
    - развитие памяти;
    - развитие конструктивного мышления и воображения;
    - согласование работы глаз и рук.
    Занятия по оригами должны выполнять задачи, которые формируют у ребёнка личностные качества будущего школьника, помогают развитию связной речи и готовят руку к письму.
  4. Кусудама - это древнейшее японское искусство складывания фигурок из бумаги. Из бумажных модулей создаётся шарообразная модель. Элементы кусудамы сшиваются между собой или склеиваются (для дошкольников подходит второй вариант работы). Изготовить кусудамы можно с практической целью - украшение актового зала, холла и игровой комнаты кусудамами (подвешиваются к потолку).

Материалы для конструирования

Для ребят подготовительной группы нет ограничения в используемых материалах на занятиях по конструированию. К возрасту 6–7 они хорошо вырезают геометрические фигуры и различные детали из бумаги и картона. Простой материал (писчая бумага, обычный картон) используется для создания отдельных элементов конструкции или поделки целиком, но в таком случае подлежит окрашиванию или обклеиванию по замыслу. Чтобы активировать воображение и побудить к самостоятельной разработке замысла создания модели, каждому воспитаннику должны быть доступны к изучению и выбору для работы всевозможные виды бумаги, варианты бросового материала, вспомогательные элементы для завершения замысла или украшения поделки (в основном природный материал и фурнитура).

Рекомендуется установить в помещении, где проводятся занятия по конструированию, установить стеллаж для хранения необходимого оборудования и материалов. Воспитанником старшей и подготовительной групп должно быть разрешено изучать хранящиеся в шкафу предметы и материалы в присутствии воспитателя в помещении, выбирать нужное для воплощения замысла.

Из оборудования в стеллаже должны находиться (наборы по количеству человек в группе):

  • ножницы простые и фигурные;
  • клей;
  • краски, карандаши, фломастеры (нужны для завершения замысла);
  • кисточки;
  • линейки и карандаши;
  • готовые выкройки;
  • технокарты.

Бумажные материалы для конструирования должны храниться на полках стеллажа в подписанных папках или коробках - ребёнок легко сможет найти понадобившийся ему во время работы лист бумаги, не отвлекая вопросами одногруппников.

Материалы, которые могут храниться в стеллаже для конструирования:

  • Наборы писчей, цветной (глянцевой, матовой и бархатной) бумаги и картона.
  • Специальная бумага с тиснением или отрезки обоев.
  • Гофрированная бумага и тишью.
  • Рулоны и/или обрезки обёрточной или упаковочной бумаги.
  • Бумажные салфетки и скатерти с узором.
  • Страницы из журналов, газеты, старые открытки, календари настенные и карманные.
  • Всевозможная картонная тара: спичечные коробки, коробки из-под парфюмерии или кондитерских изделий, бумажные пакеты из-под молочных продуктов и сока.
  • Одноразовые бумажные стаканчики, тарелки, формочки для выпечки.
  • Бросовый материал: картонные втулки от рулонов бумажных полотенец, пищевой плёнки или туалетной бумаги, картонные катушки для ниток, фантики от конфет, обёртки шоколадок и др.

Фотогалерея: примеры использования различных бумажных материалов в процессе конструирования

В работе использованы различные картонные коробки, цветная бумага и цветная гофрированная бумага Пример использования в конструировании картонных коробок Пример использования в конструировании спичечных коробков Пример использования в конструировании втулки из-под рулона фольги Пример использования в конструировании втулки из-под рулона фольги В основе поделок - части картонных втулок Пример использования в конструировании журнальных страниц Пример использования в конструировании страниц журнала Пример использования в конструировании бумаги тишью. Очень приятный в работе, лёгкие и красивый материал. Дорогостоящий Пример использования в конструировании бумаги тишью Пример использования в конструировании гофрированной бумаги Пример использования в конструировании спичечных коробков Пример конструирования постройки из картонных коробок и втулок Пример использования в конструировании пакета из-под сока

Сочетание конструирования с другими техниками изобразительного творчества

Ребята 6–7 лет умеют продумывать замысел создания поделки при помощи конструирования, привлекая в творческом процессе другие техники изобразительного творчества. Воспитанники используют разнообразные приёмы для завершения замысла и украшения поделки. На занятиях в подготовительной группе происходит синтез конструирования из бумаги с такими техниками ИЗО, как:

  • Раскрашивание. Конструкции из простого картона, картонных коробок, втулок, белых бумажных стаканчиков и тарелок следует покрывать краской. Поделка из нераскрашенного картонного материала имеет незавершённый вид, представляется условным, а не художественным изображением предмета. Для раскрашивания картонных поделок в саду обычно используется гуашь. Но для окрашивания небольших по размеру работ можно использовать художественные акриловые краски. Особенности акриловых красок:
    - не просвечивают фон (можно закрасить надписи или рисунки на использованной картонной таре);
    - быстро сохнут;
    - бывают с различными эффектами (глянцевые, матовые, перламутровые, с эффектом «металлик»);
    - дорогостоящий материал, возможно, стоит иметь набор акриловых красок для раскрашивания элементов проектных или конкурсных работ.
  • Рисование - одно из любимых занятий детей, которое даёт большой простор для творческой активности. На занятии по конструированию с младших групп ребята часто придают поделке завершённый вид путём дорисовывания различных элементов на поверхности модели (лицо, детали одежды, окна-двери на постройках и т. д.) или рисования фона на основе заготовки (трава у дома, облака и солнце в небе, ветви деревьев и т. д.). В подготовительной группе рисование сочетается с конструированием в процессе реализации проектной деятельности. Поделки из бумаги на темы «Правила дорожного движения», «Московский Кремль», «Человек в космосе» предполагают детальную прорисовку на поверхности объекта и создание продуманного фона или рисунка на основе поделки.
  • Аппликация . Этот вид работы по-прежнему используется воспитанниками в качестве способа закрепления сконструированных предметов на большой основе и для создания узора на поверхности самой модели.
  • Лепка и пластилинография . Пластилиновые детали используются для украшения модели и завершения композиции. Элементы пластилинографии («рисования» пластилином на плоской основе) применяются на этапе заготовки фона.

Мотивирующее начало занятия

Одной из задач обучения конструированию из бумаги является развитие мотивации к работе с бумажными материалами. Наиболее действенный способ привлечения внимания к процессу конструирования и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия и, возможно, в конце, когда завершена работа по изготовлению бумажной модели. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Использование наглядного материала: стенды с тематическими плакатами, картинками, раздаточный материал.
  • Использование текстов народных и педагогических сказок.
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадок.
  • Обращение к опыту и знаниям воспитанников: проведение беседы, задания на размышление.
  • Использование ИКТ (показ презентации).
  • Музыкальное сопровождение.
  • Создание сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, проведение игр.

Примеры использования мотивирующего материала на занятиях

Тема занятия Мотивирующее начало
«Зимующие птицы» Для этого занятия используется обширный мотивирующий материал:
- проведение сюрпризного момента (в помещение влетает Сорока - младший воспитатель в костюме птицы - и сообщает ребятам, что в лесу произошли непонятные перемены: одни птицы улетели, другие остались. Сорока просит ребят помочь ей разобраться, что же случилось в лесу).
- создание игровой ситуации (воспитатель переносит детей в лес - подводит к заранее подготовленному уголку в комнате с макетами деревьев).
- задания с карточками: дети называют животных и птиц, группируют карточки в две стопки.
- загадки:
Озорной мальчишка в сером армячишке,
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
- проведение беседы о зимовке птиц (почему одни улетают, как другие находят пропитание и переживают холода).
- создание второго сюрпризного момента (старичок Лесовичок прислал ребятам конверт, в нём находятся схемы, по которым можно сконструировать бумажные фигурки зимующих птиц).
- использование аудиоматериала (в качестве фонового сопровождения звучит запись звуков природы - пение и щебет лесных птиц).
«Слон» - загадка:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост.
Спереди у зверя - хвост большой.
Ну, конечно, это он
Ну, конечно, это… (Слон).
- использование ватмана с изображением (воспитанники изучают картинку с изображением места обитания слона - море, песок, пальмы, солнце), чтение воспитателем стихотворения:
Ходит слоник невесёлый,
Ждёт напрасно новосёлов.
Окажи ему услугу -
Сделай для слонёнка друга!
(Вот и задание - сделать для слонёнка друзей при помощи техники оригами и прикрепить их на ватман.)
- беседа о прочитанных ранее детьми произведениях, где повествуется о слонах (рассказы Б. Житкова «Слоны», «Как слон купался», стихотворение В. Котаева «Слон», рассказ Р. Киплинга «Слонёнок»).
- рассказывание или чтение воспитателем педагогической сказки о мальчике, который очень любил складывать фигурки из бумаги. ООднажды ему приснилась сказочная страна из бумаги, царь которой был очень грустен - у них не было животных. Мальчик решил проблему бумажного царства при помощи конструирования. И царь прислал ему панно, на котором изображено, как замечательно живётся в стране, где есть птицы, рыбы и звери, только лисичек жителям чудесного царства всё равно не хватает.
- создание игровой ситуации: воспитанники изучают панно с изображением природных объектов, к которому приклеены фигурки животных в технике оригами. Воспитатель предлагает ребятам попробовать свои силы и помочь правителю бумажной страны - сделать для него лисичек из цветной бумаги и прикрепить их на панно.

Подготовка конспекта занятия

Временной план занятия

Длительность занятия составляет не более 30 минут.

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующее начало занятия - 5–6 минут.
  3. Обозначение цели и задач занятия, устный инструктаж воспитанников по следованию схемам или проговаривание с ребятами плана действий по конструированию предмета 5–6 минут.
  4. Самостоятельная работа воспитанников 8–12 минут.
  5. Демонстрация работ, обсуждение сложностей во время процесса конструирования (если возникали) 3–4 минуты.
  6. Подведение итогов занятия 1–2 минуты.

Рассмотрим варианты постановки целей и задач на занятии по конструированию в подготовительной группе в зависимости от используемых воспитанниками приёмов в процессе изготовления поделки на примере конкретных занятий:

Тема Цель Задачи Техника конструирования
«Петушок» Научить делать объёмную игрушку из полосок бумаги. - развитие образного мышления;
- воспитание бережного отношения к природе и животным;
- воспитание усидчивости и аккуратности.
- вырезание шаблона из листа, сложенного пополам;
- склеивание полосок петелькой;
- подбор полосок по цвету и размеру исходя из замысла.
«Гоночные машины» Научить созданию оригинальной поделки на основе картонной втулки из-под туалетной бумаги. - совершенствование навыков работы с различными материалами;
- обучение созданию продуманной композиции;
- научить придавать выразительность поделке;
- воспитание бережного отношения к природе (использование бросового материала для творческих работ).
- наклеивание на цилиндрический предмет материала способом оборачивания;
- наклеивание деталей по замыслу (колёса);
- вырезание (кабина);
- придание поделке завершённости (раскрашивание).

Конспект занятия на тему «Избушки для зверушек»

Цель Конструирование домиков из спичек и цветной бумаги на плоскости по заданной схеме.
Задачи Развитие пространственного мышления.
Формирование представления о строении деревянного дома.
Закрепление умения складывать бумагу по схеме.
Формирование умения оценивать свои действия.
Материал Цветной картон и бумага, спички, клей и ножницы.
Предварительная работа Чтение сказки «Три поросёнка», просмотр иллюстраций с изображением домов, складывание домиков из счётных палочек и цветной бумаги.
Ход занятия Воспитатель зачитывает начало сказки про трёх поросят и проводит беседу с воспитанниками: помнят ли они, что случилось с героями после, рассуждения о лени. Детям предлагается построить домики из имеющихся в группе материалов.
Изучение схемы конструирования домика: воспитанники пробуют самостоятельно расшифровать схематичные указания, воспитатель направляет ход мыслей, при необходимости поправляет, подсказывает.
Тематическая физкультминутка:
Туки-туки молотком, (Стучат кулачками один по другому.)
Строю, строю новый дом. (Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются - дом.)
Будет он большой, как ель, (Соединить пальчики обеих рук и показать окно; развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом.)
Будут окна, будет дверь. (Большие пальцы вверх - дверь.)
Всех в него я поселю: (Ладошки вместе, большие пальцы вверх, как ушки.)
Мышку, зайчика, лису. (Указательный и средний пальцы показывают ушки - заяц. Ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный согнут - лиса.)
Воспитанникам предлагается самостоятельно подобрать необходимые материалы и приступить к конструированию.
При необходимости, если дети устали, можно провести подвижную игру «Птички»:
Птички в гнёздышке сидят и на улицу глядят.
Погулять они хотят и тихонько все летят.
Детки бегут на носочках, делая махи руками, словно птички. Сначала обегают маленький круг, вокруг своего стола, затем большой круг и рассаживаются за свои рабочие места.
В конце занятия, дети раскладывают свои поделки на просушку, рассматривают домики и выбирают наиболее ровные и аккуратные.
Воспитатель хвалит детей за старание и активность в проделанной работе.
Все поделки детей оформляются на выставку для родителей.

Программа кружка по оригами

Занятия кружка по оригами проводятся два раза в неделю, длительность занятия 25 минут. Желательно обучение оригами в подгруппах не более чем из 10 человек.

С основными понятиями техники оригами воспитанники могли знакомиться во втором полугодии средней и в старшей группах. В таком случае программу кружка следует составить таким образом, чтобы ведущей формой занятий, направленных на повторение ранее изученных навыков складывания, была коллективная деятельность: создание тематической аппликации с использованием фигурок-оригами, создание предметов для последующей игровой или творческой деятельности (например, для постановки кукольного спектакля, который ребята покажут воспитанником ясельной и младших групп).

Если перед детьми ставятся посильные и соответствующие их способностям задачи, то к окончанию обучения в кружке по оригами они достигнут результатов, достойных будущего первоклассника. На занятиях кружка дети приобщаются к международным культурным ценностям посредством знакомство с древним искусством оригами (в т. ч. с отдельной техникой создания кусудамы). Дети учатся использовать при комментировании действий и толковании схем термины из области геометрии: точка, угол, острый угол, прямой угол, линия, вершины, стороны. Во время складывания фигурки из листа бумаги активизируются рецепторы на кончиках пальцев, в мозг поступают импульсы от нервных окончаних, стимулируется работа зрительного, мыслительного и речевого центров коры.

Тематика занятий по оригами разннобразна и часто связана с жизнью сада, проведения мероприятий или проектной деятельностью. Дети могут создавать украшения для праздников в группе или фигурки для создания композиции ко Дню Победы (складывание пилотки из листа бумаги), Дню космонавтики (ракета) и т. д.
Для кружковой деятельности рекомендовано проведение краткосрочных проектов с привлечением родителей. Совместная творческая деятельность сближает, способствует формированию доверительных отношений между ребёнком и взрослым.

Таким образом, можно сказать, что основная задача кружка по оригами - формирование всесторонне развитой личности у дошкольника. А для воспитанников подготовительной группы занятия в кружке станут хорошей основой для обучения конструирование и моделирования в начальной школе.

Занятия можно разделить на несколько этапов:

  • Демонстрация образца оригами воспитателем. Ребята рассматривают и анализируют модель: состоит она из одного листа бумаги или из нескольких; какая базовая форма оригами лежит в основе поделки; какие приёмы работы с листом бумаги были проделаны.
  • Изучение технокарты - схемы складывания оригами. В зависимости от уровня способностей воспитанников схему комментирует или воспитатель, или желающие из ребят (воспитатель может задавать направляющие вопросы).
  • Одновременное складывание фигурок. Рекомендуется разбивать воспитанников по парам, чтобы в случае возникновения трудностей у одной из ребят другой мог наглядно продемонстрировать для него необходимые действия и сопроводить их устным объяснением. Следует помнить, что в подготовительной группе прямой показ действий воспитателем проводится в крайне сложных моментах конструирования.
  • Оказание индивидуальной помощи. Проводится воспитателем в тех случаях, если ребёнок стесняется попросить помощи у одногруппников (новенький в коллективе, необщительный, возможно, ребёнок, для которого русский язык не является родным).

Роль воспитателя на занятии состоит в своевременном направлении мыслительной активности воспитанников в нужное русло. Воспитатель поощряет стремление детей к самостоятельности продумывания действий и композиции, побуждает к фантазированию. Оригами - сложная техника, требует большой сосредоточенности и усидчивости, но дети на занятиях являются творцами! Как можно меньше запретов должно быть в кружке по оригами: ребёнок имеет доступ к всевозможным бумажным материалам, если он справился с заданием раньше всех, пусть поищет интересную технокарту, которая может заинтересовать остальных на следующем занятии, дети могут обсуждать варианты коллективных работ, что бы им хотелось совместно сделать.

Картотека тем кружка по оригами

Тема занятия Программное содержание, цели
«Кошечка» Закрепление навыка складывания, повторение базовых форм. Обучение складыванию отдельных частей модели из квадратов. Обучение базовой формы оригами «косынка». Воспитание аккуратности в работе, внимания.
«Подарки малышам» Обучение складыванию модели птиц, корабликов. Воспитание желания заботиться о младших. Упражнение в свободном выборе цвета.
«Двухтрубный корабль» Освоение навыка складывания базовой формы оригами «блинчик». Обучение использованию поделок в игровой деятельности.
«Шляпка» Закрепление навыка складывания поделки из квадрата бумаги. Приучение к точным движениям пальцев при следовании устным инструкциям. Стимулирование создания игровых ситуаций.
«Снегири» Оттачивание приёмов складывания листа в различных направлениях, загибания углов. Обучение выполнения складки. Воспитание бережного отношения к природе и птицам.
«Самолёт для папы» Обучение конструированию бумажной фигурки из двух деталей. Развитие умения следовать инструкциям педагога.
«Птичка» Оттачивание навыка складывания базовой формы оригами «воздушный змей». Развитие навыка самостоятельного толкования схемы оригами. Развитие коммуникативных способностей воспитанников.
«Ветка рябины» Закрепление умения мастерить поделки из базовой формы «стрела». Воспитание аккуратности. Развитие умения следования инструкциям педагога.
«Рыжая лисичка» Закрепление умения складывать квадрат в различных направлениях. Умение чётко следовать устным инструкциям. Развитие навыков декорирования готового оригами.

Фотогалерея: схемы выполнения и примеры работ в технике оригами

Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Пример групповой работы Пример групповой работы Детали аппликации выполнены в технике оригами Кораблик выполнен в технике оригами

Конспект НОД для детей на тему «Поляна с цветами и бабочками»: коллективная работа в технике оригами

Цель совершенствовать творческие способности детей посредством оригами.
Задачи - знакомство детей с фазами развития бабочки, особенностями её жизнедеятельности;
- активизация познавательной деятельности;
- оттачивание умения создавать из базовой формы «двойной треугольник», дополняя образ необходимыми деталями;
- закрепление навыка складывания базовых форм «конверт» и «воздушный змей»;
- развитие глазомера;
- развивать навыки коллективной творческой деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе.
Материалы весенняя поляна нарисованная на ватмане;
колокольчик;
иллюстрации с фазами развития бабочки;
бабочка;
пооперационные карты;
музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского;
бумага разного цвета;
ножницы;
клей;
фото бабочек.
Предварительная работа беседа на тему: «На нашей улице весна»
рассматривание фотоиллюстраций весенней природы.
чтение рассказа Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна».
заучивание стихов о весне.
Ход занятия Создание игровой ситуации: при помощи волшебного колокольчика воспитатель «переносит» детей на весеннюю поляну, где они вспоминаю, каких насекомых знают, перечисляют их отличительные особенности.
Воспитатель рассказывает детям сказку о том, как гусеница превратилась в бабочку.
Физминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась.
Два - изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела.
На четыре - улетела.
А на пять - на место села.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель предлагает для бабочки, в которую превратилась гусеница из сказки сделать поляну из бумажных цветов и поселить на ней бабочек-оригами. Следуют устный инструктаж по созданию поделки.
Пальчиковая гимнастика.
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползёт», как гусеница, по внутренней стороне другой)
Бабочкина дочка,
(ладонь «ползёт» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает
(то же самое по другой руке вертикально)
Кушает листочки:
Ам!
Ам!
Ам!
Ам!
(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам
Поела, спать захотела
(одна рука сжимается в кулачок, другая её накрывает)
Проснулась (расправить ладони)
Бабочкой обернулась
(перекрестить руки в районе запястий)
Полетела, полетела, полетела!
(махать перекрещенными ладонями как крыльями)
Самостоятельное выполнение воспитанниками задания по конструированию.
Демонстрация и анализ работ, подведение итогов.

Видео: открытое занятие по оригами «Яхта»

Для развития интереса к конструированию из бумаги у воспитанников необходимо подбирать необычные темы для занятий, использовать игровую форму обучения, подбирать для конструирования предметы, которые будут пригодны для самостоятельной игры воспитанников. У детей зарождаются конструкторские навыки, они увлечённо продумывают образ модели и способы её создания, и большое удовольствие им доставляет выбор материалов для воплощения своих идей - следите, чтобы у воспитанников была возможность этого выбора.

Фотогалерея: шаблоны для конструирования

Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблоны для конструирования Шаблоны для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Схема конструирования предметов из бумажных полосок (техника плетения) Схема конструирования предметов из бумажных конусов Схема конструирования предметов из бумажных цилиндров Схема конструирования предметов из бумажных призм