О тех кто не совершает намаз. Пятикратный намаз является обязанностью каждого мусульманина

Как вести себя мусульманину, если случилось так, что его жена не хочет читать намаз, носить хиджаб? Становится ли обязательным для него развод, если в течение определенного времени нет положительных изменений в этом отношении?

В данной ситуации важно проявление тактичности и деликатности, ведь человек не может измениться в одночасье. Слишком уж долго мусульманам не давали возможности полноценно выполнять религиозные обязанности и предписания, поэтому возвращение к истокам - путь тернистый, требующий от всех нас терпения и взаимопомощи. Будьте для своей супруги примером постоянства во всем обязательном, чаще общайтесь и, возможно, вы придете к согласию, «ведь согласие (примирение) - лучше всего» (см. ).

Я лично знаю случаи, когда жены-немусульманки становились мусульманками, а не религиозно-практикующие становились практикующими. Но от мужей это требовало терпения, мудрости, выдержки. По времени это занимало годы! Главное - не торопить время, не раздражаться и не создавать напряженной обстановки. Есть богословское правило: «Кто торопит результат и хочет получить его до назначенного Свыше срока, тот не получит его вообще».

Если вы будете все это время сами соблюдать каноны Ислама, применять их, то и ваша благоверная проявит покорность Творцу, станет практикующей мусульманкой. Зачастую людям свойственно мифическое стремление изменить окружающий мир, не изменив себя. К сожалению, желаемый результат не достигается. И наоборот, совершенствуя себя, можно изменить не только одного человека, но и многих, даже весь мир, по милости Всевышнего.

В браке я уже два года, жена на восемь лет младше меня, у нас растет дочь. За эти два года у меня с женой было много серьезных разговоров, я пытался исправить ее, воспитать, немало ругал ее, немало было скандалов. А причина в том, что от нее постоянно исходит неповиновение, ложь, обман, и в целом очень глупо себя ведет, не по-взрослому. Наставлений и проповедей на тему повиновения мужу и запрета лжи в Исламе много приводил. Видно по ее поведению, по выполнению религиозной практики, что иман у нее слабый, и повлиять на нее будет непросто, а то и невозможно. Много, много объяснял, большие обещания давал (если исправится и будет хорошей), доносил до нее, убеждал, исправлял, всю известную мне психологию использовал мягко и жестко - бесполезно. Что мне делать, как быть, какое решение будет правильным? Игорь.

Ответ моей супруги, Зили Аляутдиновой. Каким же будет мир, если разумному, понятливому супругу всегда будет попадаться такая же разумная жена, а глупой женщине будет доставаться глупый муж?! Потеряется баланс... Очень часто бывает так, как у вас. Муж ведет, а неразумная жена идет за ним по жизни. В награду за терпение, за молчание в порыве гнева, за прощение в период полной оплошности супруги Всевышний дарует этой семье благочестивых детей, благих потомков (об этом сказано в Коране).

Примите тот факт, что ваша жена неразумна, молода, сквернословит и даже лжет. Но в ней, конечно же, есть и много хорошего. Вам только нужно это хорошее увидеть (в первое время можно использовать лупу). Все в этой жизни происходит неспроста, все имеет свой хикмет , Божественную мудрость, и поэтому вас свело с ней. Любой человек, встречающийся на нашем пути, подобен ангелу, который преподносит нам уроки от Бога. А вы уверены, что другой вариант будет лучше? А как быть с ребенком? И вспомним, что самое нелюбимое пред Богом, но разрешенное - развод. Нелюбимое!

Оставьте былую практику исправления и воспитания, вы муж, а не отец вашей жене. Занимайтесь своими делами вне дома, а на ее промахи и недостатки смотрите как на черту характера. Если приукрашивает реальность, лжет, как вы говорите, учитывайте это. Если надо, проверяйте или просто не слушайте плохое мнение о других.

Помните, у вас разница в возрасте (восемь лет), думаю, есть также значительные отличия и в образовании, все это сказывается на отношениях. Более опытной женщина может стать ближе к 35 годам. Маловероятно, что раньше. Жизнь еще малознакома. Наш мозг продолжает свое формирование вплоть до 25 лет, до этого возраста нам сложно анализировать последствия сказанного и совершенного.

Мой муж периодически порывается заняться чем-то, что мне кажется недопустимым с точки зрения шариата. Сначала хотел ходить в бассейн (в общий и в плавках), теперь хочет заняться боксом (и бить не только грушу). Меня он предупредил, что, когда мы будем жить с его родственниками, мне придется повязывать платок не хиджабом, а назад, как принято у людей его нации. Когда я указываю ему на неправильность его действий или мыслей, он говорит, что сначала надо сосредоточиваться на крупных грехах и важных делах (например, стараться всегда молиться вовремя), а потом уже исправлять такие мелочи. В общем-то, вопросов у меня два: 1. Права ли я в указанных случаях? 2. Прав ли он, говоря, что сначала надо уделить внимание исправлению больших грехов?

Наверное, это мелочи, но не могли бы вы коротко объяснить, правильно ли я себя с ним веду? Что приоритетнее: настоять на том, что верно по шариату, или оставить мужа в покое, дабы не раздражать?

Приоритетнее в вашем случае (и только Всевышнему ведома истина) прислушиваться к своему мужу. Конечно же, высказывайте свое мнение, но делайте это деликатно, без нажима.

С точки зрения канонов и духа богословских установлений, а также с точки зрения мусульманской культуры и этики, вам лучше принимать во внимание сказанное супругом и не перечить ему. Он не хуже вас знает, что к чему. Он - глава семьи. И будьте мудрее.

Правда ли, что в Судный День муж будет отвечать за свою жену, за то, что она не молилась, не носила хиджаб, что не соблюдала религиозной практики Ислама? Марьям, 20 лет.

Он будет отвечать за (1) соответствующее материальное обеспечение им своей семьи, за то, (2) как относился к жене и детям (благонравно, например, или деспотически, небрежно, без чувства ответственности), и, конечно же, (3) был ли для них хорошим примером - олицетворением терпения, морали и великодушия. Что касается религиозной практики, то каждый сам за себя в ответе пред Богом. Другого мы можем лишь мудро наставить словом или личным примером.

Это не является поводом для развода. Людям необходимо брать положительный пример с кого-то. Если вы не являетесь этим положительным примером, то скорее всего и желания молиться у нее не возникнет. Но в ваших силах сделать так, чтобы, глядя на вас, у супруги возникло стремление приобщиться к религиозной практике.

Уважаемый имам! Я сам молюсь и того же требую от жены. Она говорит, что верит в Бога, не делает ничего плохого, и все на этом. У нас из-за этого возникают конфликты. Я воздерживаюсь, а она поднимает руку на меня и бранит нецензурными словами. Я мог бы поднять тоже и избить ее, но мне этого не хочется. У нас есть маленький ребенок. Мухтор.

Станьте для нее идеальным мужчиной: стройное, с накачанными мышцами тело (кубики на животе!); здоровое, без переедания питание; жесткий каждодневный режим (вне зависимости от того, выходной это или нет); чтение хотя бы одной умной книги в месяц; сдержанное поведение, управление эмоциями; гармонизация интимной стороны супружеской жизни и т. п. Когда вы продержитесь в таком спортивном и во всех отношениях дисциплинированном ритме на протяжении года, при этом будете расти профессионально, достаточно для семьи зарабатывать, тогда вы сможете поднять ваши отношения на новый уровень, и жена пойдет за вами не только в вопросе совершения молитвы, но и на край света.

Уважаемый Шамиль, мой муж каждый раз заставляет меня покупать для него и его друзей алкоголь. Может и в три часа ночи послать в магазин. Обязана ли я это делать или могу отказаться? Диана.

Употребление алкоголя - крайне греховно, вы не должны потакать ему в этом. К тому же для вас такие ночные хождения еще и небезопасны. Если хочет, пусть в три часа ночи сам дойдет до магазина, как и в любое другое время суток.

Я мусульманин, женат на девушке другой национальности и вероисповедания. До нашей женитьбы она говорила мне, что хочет принять Ислам, но после женитьбы не только не стала принимать Ислам, но и начала отрицательно относиться к тому, что я читаю намаз.

Это произошло после разговоров с ее родными и знакомыми. Я стараюсь объяснить ей все, что знаю про Ислам, но она и слушать этого не хочет. В ее понимании молитва идет из души, а намаз - это механическое чтение заученных слов.

Я делаю все, что в моих силах, дабы объяснить и довести до нее смысл намаза, но она даже и слушать не хочет. У нас возникают ссоры из-за того, что я, вечером придя с работы, читаю намаз. Я стараюсь вести себя как можно мягче и спокойней. Я очень сильно люблю ее и расстраиваюсь, стараюсь утешить себя тем, что со временем она сама поймет, что и как, но сомнения не оставляют меня в покое. Как мне поступить и что сделать, чтобы убедить ее и сохранить семью? Тахир.

«Я очень сильно люблю ее » - не стоит сильно любить что-либо на этой земле. Любовь ослепляет. «[Выходящее из-под контроля] чувство любви к мирскому (тому или иному, имеющемуся на этой земле) - начало всякой [серьезной] ошибки» . Вы с вашим поведением уже не имеете в ее глазах авторитета. Стоит о многом задуматься. Уделите себе время. Если вы в корне не начнете изменяться (а ваши слова уже давно не являются убедительными для нее), тогда перспективы вашей семейной жизни с ней крайне сомнительны. Может, не стоит становиться заложником отношений и ситуации у себя дома, постоянно что-то доказывая и стараясь убедить, что ты не безумный фанатик?!

Мой муж всегда с неохотой идет совершать послеполуденную молитву (‘Аср). Обычно я его заставляю, и по этому поводу у нас возникают конфликты. Иногда я так бываю зла, что начинаю его обзывать, но потом сожалею о сказанном. Считается ли грехом то, что я его обзываю? Луиза.

Да. Вы призываете к благому через ругательства? В этом мало хорошего. Тем самым вы все больше отстраняете его не только от молитвы-намаза, но и от самой себя.

Моя жена русская, недавно приняла Ислам. Принятие Ислама произошло самостоятельно, то есть она стала считать себя мусульманкой по своей воле, стала совершать намазы и т. д. Шахаду она проговорила исключительно для себя, без двух свидетелей, так как такой возможности у нас просто нет. Может она считать себя полноценной мусульманкой?

И второй вопрос: я стараюсь на нее не давить в плане религиозной практики. Боюсь, что она будет больше внимания обращать на меня и мои слова, возможные укоры. А это способно вызывать сомнения и душевные переживания (когда она пропускает молитву, она сильно переживает потом по этому поводу). Так вот, прав я или нет в том, что оставляю ее полностью на ее личное разумение веры? Должен ли я следить за соблюдением женой всех правил и столпов Ислама или оставить это под ее личный контроль? Пример: время намаза заканчивается, а жена не делает намаз. Я вижу, что она его делать сейчас и не собирается (например, ей плохо, она занята по хозяйству). Я понимаю, что если я ей скажу, то она обязательно его сделает. Должен я ей указывать, что она должна сделать намаз или нет? Эмиль, 31 год.

2. Оставьте это исключительно для нее. При этом будьте живым примером как в вопросах мусульманской этики, так и в вопросах религиозной практики.

Может ли супруг заставить меня носить платок? Альбина, 21 год.

«Нет принуждения в религии» (см. )

Скажите, пожалуйста, если муж совершает какой-либо грех (например, употребляет спиртные напитки, хоть и редко), может ли жена ему указать на это, запретить совершать грех или только муж может указывать жене на что-то?

Конечно же, может. Однако крайне важно делать это с учетом мужской психологии, то есть тактично и мудро, без нажима.

В данный момент пытаюсь соблюдать религиозную практику, начав хотя бы с элементарного, например с ношения более закрытой одежды. Но, к сожалению, супруг мою тягу и потребность в этом не разделяет. Поначалу данное мое стремление он одобрял, но потом, увидев, что я все больше прилагаю усилий на пути истины, стал осторожничать со мной, объясняя свою позицию тем, что во всем в этой жизни надо соблюдать меру. Он считает, что мое устремление грозит перейти в разряд фанатизма, и это пугает его. Уважаемый Шамиль, как мне совладать с данной ситуацией в соответствии с духом и канонами Ислама? При этом прошу учесть, что мой супруг старше меня на двенадцать лет и он человек с уже сформировавшимися убеждениями и взглядами. А., Казахстан.

1. Прочитайте внимательно мою книгу «Мир души».

2. Не говорите с мужем на религиозные темы. Найдите хотя бы одну современную книгу по позитивной психологии , изучайте ее и свободными вечерами обсуждайте с ним то, что привлекло ваше внимание в ней и показалось полезным.

Насколько на человеке лежит обязанность следить за тем, чтобы члены его семьи соблюдали свой религиозный долг? Например:

1. Платок жены время от времени немного приоткрывает аурат на улице (видны мочки ушей, немного волос и т. п.). На мои замечания по этому поводу жена нервно реагирует. Мне кажется, такое происходит из-за ее безалаберности, но моей жене кажется, что я ее просто третирую.

2. Когда я бужу своего младшего брата (ему уже 22 года) на утренний намаз, это иногда доходит до скандала. Он очень тяжело встает.

Стоит ли мне проявлять усердие в этих делах или же оставить каждого в покое, ограничившись редким (для жены) или коротким (для брата) напоминанием? Все они уже взрослые люди.

3. Также мне интересно, что лучше - вовремя совершить намаз (в течение 10–20 минут после начала его времени) или ждать для джамаата свою жену, которую может задержать выполнение домашних обязанностей, например, дети? Шукран, 29 лет.

1. Ваша жена права.

2. Логика верна. Легкое наставление, напоминание, не более того. В достоверном хадисе сказано: «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите) и не вызывайте отвращения» . Если вы будете твердить им одно и то же, это только усугубит ситуацию. Зачастую у нас самих полно недостатков, над которыми еще работать и работать.

3. В условиях домашних дел и забот я советовал бы совершить намаз как только появилась для этого возможность. Ожидание друг друга приведет к нервозности, наложению одних дел на другие и нарушению спокойствия выполнения самой молитвы.

Я вышла замуж год назад, мы с мужем общались до этого два месяца, и я была счастлива, потому что, по его словам, он был истинно верующим, то есть намаз не пропускает, пост соблюдает, любит и уважает свою мать и сестер, ведь уважающий свою мать и сестер сын и брат не будет плохо относиться к жене. Но, увы, через неделю после свадьбы выяснилось, что все совсем по-другому: намаз - по настроению, пост так же. Все, что он делает, - это ест, спит и общается по Интернету. Мать и сестер обзывает последними ругательными славами, про себя я и не говорю.

У нас недавно родился сынишка, думала, может, муж опомнится, ан нет. На мои уговоры он отвечает: «Не тебе за меня отвечать, на том свете я сам за тебя в ответе». Лиана.

Не давите на мужа и прямым текстом не критикуйте его. Таких, как он, в реалиях современной жизни много, очень много. И не столько они сами виноваты в том, что так уродливы духовно, сколько то окружение, общество, в котором они родились и выросли. Но! Неразрешимых проблем нет. Для вас это хороший повод расти и развиваться, его минусы могут стать отличными тренажерами для вашего духовного развития и становления.

«[Проводит Он вас в том числе через столь сложные и опасные жизненные обстоятельства] дабы одних из вас [людей] испытать посредством других [людей, дабы в критических ситуациях вы самим себе показали свое истинное лицо]» (см. ).

Кстати, ему за себя отвечать, а не за вас. К сожалению, он этого до сих пор не понял, по крайней мере на деле.

Данное богословское высказывание см., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 223, № 3662.

Именно такой глагол использован в риваятах аль-Бухари и Муслима.

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1930, хадис № 6125; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 721, хадис № 8–(1734); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10010, «сахих».

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Тот, кто не совершает молитву, его деяния тщетные, даже если он не становится кафиром, в чем есть разногласие известное среди ученых!

Доводов этому много в Сунне.

Как-то раз, в один из пасмурных дней Бурайда сказал: “Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!» аль-Бухари 553.

И если даже пропуск одной молитвы делает тщетными деяния, то что сказать о том, кто вообще не совершает никогда все пять обязательным молитв?!

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Из этого хадиса следует, что дела, которые становятся тщетными, бывают двух видов. Несовершение молитв вовсе, что делает тщетными все дела, и оставление определенной молитвы в определенное время, что делает тщетными деяния этого дня. Таким образом, все дела становятся тщетными при полном оставлении молитв и становятся тщетными деяния одного дня за оставление определенной молитвы. Если кто-то скажет: «Каким образом деяния могут стать тщетными без вероотступничества?» То следует сказать: «Да может, ибо Коран, Сунна и высказывания сподвижников говорят о том, что грехи уничтожают благие дела, так же как и благие дела уничтожают грехи! Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями» (аль-Бакъара 2: 264). Он также сказал: «О те, которые уверовали! Не повышайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого» (аль-Худжурат 49: 2). См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” 43.

Однако хотел бы сделать важное напоминание, что некоторые умники поступают весьма не мудро, говоря немолящимся, которые соблюдают пост, что в их посте нет смысла и что это никакой роли для них не играет, способствуя тому, что эти люди перестают соблюдать и пост!

Вот фатуа ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима), которые кстати считали оставившего даже одну молитву неверным:

Вопрос: «Я видел молодых мусульман, которые постились, но не совершали или бросили молитву. Принимается ли пост тех, кто постился, но не совершает молитву? Я слышал, как некоторые проповедники говорили таким: «Можете не соблюдать пост, ибо нет поста у того, кто не совершает молитву».

Ответ: «Тот, кому стала обязательной совершение пятикратной молитвы, и кто оставил ее сознательно, отрицая ее обязанность, тот становится неверным по единогласному мнению! А что касается того, кто не совершает молитву по лени и нерадивости, то тот, тоже является неверным в соответствии с правильным мнением ученых в этом вопросе. И тот, о ком вынесено решение, что он неверный, то его пост и все его благодеяния становятся тщетными, как сказал Всевышний Аллах: «Если они приобщат сотоварищей (Аллаху), то станет тщетным все, что они совершали» (аль-Ан’ам 6: 88).

Однако не велят такому оставить пост! Ведь его пост несет ему только благо и приближает к религии. Есть вероятность, что страх в его сердце вернет ее к совершению молитвы, которую он прекратил, и к покаянию за это». См. «Фатауа ас-Сыям» 68.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Намаз – один из пяти столпов Ислама и потому предписан для выполнения всем мусульманам. Самая главная обязанность людей – это верить в Существование
и Единство Аллаха, и в пророчество нашего Господина Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). А самый главный обряд для верующих – намаз.
О значимости намаза перед Аллахом говорит тот факт, что повеление исполнять столпы Ислама Аллах передал Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) через ангела Джабраиля (алейхиссаллям), в то время как повеление совершать намаз было дано Пророку Аллахом напрямую во время Ми’раджа!
Пятикратный намаз стал фардом (обязанностью) для людей за полтора года до Хиджры (переселения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) из Мекки в Медину), в ночь Ми`радж (вознесения).
Намаз – это ибада, которая очищает душу, освещает сердце и возвеличивает человека перед Аллахом. Наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «На маз – опора религии. Кто оставляет намаз, тот разрушает свою ре лигию».
Намаз способствует очищению души и тела. Совершая намаз, мусульманин укрепляет веру, сохраняет себя от грехов и становится чистым рабом Аллаха, достойным попадания в Рай.
Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у своих сподвижников: «Останется ли на вашем теле грязь, если вы будете пять раз купаться в реке, что течет у вас перед домом?» Они ответили: «О Посланник Аллаха, никакой грязи не останется». На это Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «И пятикратный на маз подобен этому: Аллах намазом стирает грехи» . Увеличивая богобоязненность и усиливая любовь к Создателю в сердцах людей, намаз ограждает от греховных действий. Об этом сказано в Священном Коране: Значение: «Читай (Мухаммад) Книгу Аллаха и выстаивай намаз в совершенстве, ибо искренний намаз удерживает от великих грехов и оберегает от всех прегрешений, которые запрещают законы Аллаха». «Аль-Анкабут», 29/45.
В хадисе говорится, что «через намаз возможно достичь доволья
ства Аллах; намаз удостоит раба любви ангелов; намаз – путь Про роков; намаз – свет познания, основа веры, причина принятия ду`а и благодеяний; намаз делает благословенным пропитание, он полезен для тела; намаз – оружие против врагов; он отдаляет от шайтана; намаз – заступник молящемуся перед ангелом смерти; намаз – свет в могиле и ложе в ней; намаз – ответ ангелам Мункару и Накиру, добрый
спутник в могиле до Судного Дня; намаз – тень над молящимся в День Суда; намаз – корона на голове и одежда на теле; намаз – это свет, идущий впереди; намаз – завеса, прикрытие между людьми; намаз – ар гумент верующего перед Господом, весомость при взвешивании – Ми зан; проход по мосту Сырат; ключ к Раю – и все это потому, что на маз – это тасбих, хамд, та’зим, кыра’ат и ду`а. То есть все наилучшие
деяния собраны в своевременно совершенном намазе». Танбихуль-гафилин, 293.
Подобно тому, как мусульманин обязан соблюдать намаз сам, он должен учить ему и своих детей. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) настоятельно советовал мусульманам приучать детей к намазу с семилетнего возраста, чтобы воспитать в них осознание необходимости этого столпа Ислама. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Как только ребенок достигнет семи лет, требуйте от него
выполнения намаза. А если в десять лет не будет читать намаз, то наказывайте их за это. И в этом возрасте разделяйте их постель». (Абу Дауд «Салят»,26; Ахмад бин Ханбаль II, 180, 187.)
Не читающий намаз подобен спящему по отношению к религии и если он не покается в этом и не прекратит поступать подобным образом, то его ждет наказание. И в Конце Света он останется без защиты. Сказано в Священном Коране: «Обладатели правой стороны, они в райских садах и (беседуя) друг с другом спросят у грешников: «Что же привело вас в Ад, Сакар?» Они ответят: «Мы не из тех, которые молились, не кормили бедняка, заблуждались вместе с заблудшими…» («Муддассир», 74/39-45.)
Мусульманин не читающий намаз становится грешником, но не перестает быть мусульманином. А если он считает, что намаз не обязателен, то он отступает от веры.
В хадисе Кудси154 сказано: «Пятикратную молитву Я сделал твоей умме обязанностью. Я обещал тому, кто будет своевременно выполнять ее — Рай, а тому, кто не будет ее выполнять, Я не обещал ничего». (Ибн Маджа, «ИкасатурсрСалят», 194.)
Мужчинам намаз лучше читать вместе с другими мусульманами (коллективно), чем в одиночку и лучше намаз читать в мечети, чем дома. Женщинам же предпочтительней совершать намаз дома.
Кто обязан совершать намаз.
Человек обязан совершать намаз при наличии трех условий:
1. Мусульманин.
2. Совершеннолетний.
3. Разумный.

06:13 2018

بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالكُفْرِ تَرْكَ الصَّلاَةِ

«Между человеком и ширком, куфром - оставление намаза».

Постановление относительно того кто оставил молитву:

Люди, оставляющие молитву бывают 4 видов:

1) Люди оставляющие молитву, отрицая её обязательность2) Кто оставил её по забывчивости3) кто оставил, признавая её обязательность, но отказывается её выполнять из-за зависти, ненависти к Аллаху и его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует)4) Оставляющий молитву из-за лени, халатности или занятости какими либо мирскими проблемами вместе с тем, что он признаёт её обязательность.

Что касается первого вида: Этот человек кафир (неверный), который вышел из Ислама в соответствии с контекстом Корана и Сунны и единогласного мнения учёных.Как сказал шейуль ислам ибн Таймия: "Что касается того кто оставил молитву не считая её обязательной для себя,то он кафир согласно контекстам Корана и Сунны и единогласного мнения учёных".Сказал ибн Джази Алмалаки: Если человек оставил молитву, отрицая её обязательность, то он кафир согласно единогласному мнению учёных.Сказал Уазир ибн Хабира: учёные единогласны в том, что тот, на кого падает обязанность молиться, и он отрицает её обязательность, что он кафир и является обязательным убить его как человека оставившего свою религию (прим. Только когда вынесет приговор судья в Исламском государстве)Но есть один нюанс. Это касается тех, кто вырос среди мусульман. А что касается того человека, кто вырос в отдаленном месте от мусульман, или только вошедший в Ислам не имел общения с мусульманами для того, чтобы узнать о постановлениях его религии, то он оправдывается до тех пор, пока не узнает её обязательность для себя. Если же после этого (как познал её обязательность) отказался молиться и упорствовал в её оставлении, то он кяфир.

Что касается второго вида (оставивший молитву из-за того, что забыл): Сказал Хаттаби: Что касается такого, то он не становится кафиром по единогласному мнению учёных.

Что касается третьего вида, то в отношении его сказал Шейхуль ислам ибн Таймия: Человек признающий её обязательность, но отказывается её выполнять из-за зависти, ненависти к Аллаху и его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) говоря: Да, я знаю, что Аллах сделал её обязательной для мусульман и посланник (да благословит его Аллах и приветствует) правдив в доведении Корана, но отказался молиться из-за высокомерия или зависти к посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) или из-за ненависти к тому, с чем пришёл посланник (да благословит его Аллах и приветствует), то этот человек является кафиром так-же единогласно.Так иблис, который не сделал сажда, когда ему было приказано это сделать, признавая то, что это является обязательным, но отказался это сделать и проявил высокомерие и стал одним из кафиров. И также Абу Толиб признавал правдивость посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и, то с чем он пришёл, но не последовал за ним, защищая свою религию и боясь упрёков своего народа.Как сказал Всевышний: "Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Они не считают лжецом тебя-беззаконники отрицают знамения Аллаха" (аль ан"ам-33). "Они опровергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие" (ан-намль 14).

И четвёртый вид (т.е тот, кто оставил молитву из-за лени, халатности или из-за занятости мирскими проблемами): Как раз в этом и произошли разногласия, как об этом сказал шейхуль ислам ибн Таймия (маджму"уль фатава 98/20): Поэтому я скажу: мусульмане как сегодня так и раньше никогда не разногласили в отношении того, кто оставил молитву намеренно (отрицая) без какого либо оправдания, что это является из великих грехов и этот грех велик и опасен. И совершающий его подвержен наказанию Аллаха и Его гневу и унижению как в этом мире так и в мире вечном, но произошло разногласие между учёными из ахлю сунна валь джама"а в отношении того человека, который оставил молитву из-за лени, халатности, не отрицая её обязательности. Как сказал имам Суфьян ибн "Уйайна: Тот, кто оставит качество из качеств веры, у нас он будет кафиром, но тот, кто оставит её из-за лени или халатности, то мы его наказываем и у нас он не полный (аш-шари"атуль ляджри 104).Сказал хафиз абу "Усман Сабуни в своей книге (акыда саляфов и ахлюль хадис, 104): Разногласие учёных в отношении мусульманина, который оставил молитву намеренно, и назвали его кафиром Ахмад ибн Ханбаль и многие учёные из наших предшественников и вывели его из Ислама в соответствии с достоверным хадисом: "Между рабом и ширком молитва, кто оставит молитву становится кафиром". Имам Шафи"и и многие другие учёные из наших предшественников взяли другое мнение; то, что данный человек кафиром не становится до тех пор, пока он имеет убеждение того, что её нужно выполнять, но является обязательным убить его так-же, как это является обязательным в отношении оставившего Ислам, истолковав этот хадис (тот кто оставит молитву, отрицая её обязательность). Как оповестил Всевышний о Юсуфе: "Я оставил людей, которые не веруют в Аллаха, и будущую жизнь они отрицают" (Юсуф 37).

Значит ахлю сунна валь джама"а в данном вопросе разделились на два мнения:

Первое: Данный человек совершил большое неверие, которое выводит человека из Ислама. На этом мнении ряд сахабов, такие как "Умар ибн Хаттаб, Ибн Мас"уд, абу Хурайра и многие другие из сахабов, и это мнение большинства имамов, таких как Ибрахим Наха"и, Айуб Сахтиани, ибн Хабиба у малякитов и одно из мнений шафи"итов.

Второе мнение: Данный человек не совершил тот вид неверия, который выводит из Ислама, но данный человек фасикъ (нечестивец), совершивший большой грех. На этом мнении ряд учёных как Макхуль, Аз-Зухри, Хаммад ибн Зейд, Ваки", абу Ханифа, Малик, Аш-Шафи"и так-же этот мазхаб у малякитов, шафи"итов и некоторые ханбалиты посчитали это мнение более правильным, как ибн Кудама.Из них кто то сказал, что данному человеку надо предоставить возможность покаяться, а иначе как смертная казнь как Малик, Шафи"и, Ахмад, ибн Кадама и большинство наших предшественников, как это сказано (шарх Муслима Ан-Навави 70/2)И из них те, кто сказал: Нужно предоставить возможность покаяться и посадить в тюрьму и бить до тех пор, пока пока не начнёт молиться. На этом мнении Аз-Зухри, абу Ханифа и его последователи, Музни из Шафи"итов.

Доводы:

Привели в доказательства те, кто на первом мнении, очень много доказательств, из них: Хадис Джабира "Между рабом и ширком или неверием оставление молитвы", Бурайды "Договор, который между нами и ими молитва, кто оставил её стал неверным". И эти хадисы явно указывают на первое мнение. И также другие доводы, которые указывают на то, что оставляющий молитву является неверующим, как слава Всевышнего: "Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах-Прощающий,Милосердный." (Тауба 5).Лицо доказательства: то, что Аллах сделал дозволенной сражение с ними до тех пор, пока не покаются от неверия и будут выстаивать молитву, выплачивать закят. И когда человек оставляет молитву, он не выполняет то условие, при котором прекращается сражение с ним и его кровь остаётся дозволенной. Более подробнее (аль мугни 352/3), (аш-шархуль кабир 32/3).

Те же, кто на втором мнении (что оставивший молитву из-за лени не вышел из Ислама), привели также много доводов, из них:слова Всевышнего: "Поистине Аллах не прощает, чтоб ему придавали в сотоварищи и прощает всё, что угодно помимо этого" (ан-Ниса 48).Лицо доказательства: Оставляющий молитву заходит под желание Аллаха, так как он не придал Аллаху сотоварищей. Поэтому он не является кафиром.Так же слова посланника (да благословит его Аллах и приветствует): "Поистине Аллах сделал запретным огонь тому, кто скажет "ля иляха илля Ллах" (нет никого достойного поклонения кроме Аллаха) желая при этом лика Аллаха. Лицо доказательства: То,что молитва не обусловлена для спасения от огня.

И у каждой из этих групп учёных есть ответы на доводы, которые они приводят друг другу. Но, однако, более правильным мнением (а Аллах знает лучше) является второе мнение. А это то, что оставивший молитву из-за лени или небрежности вместе, что он имеет убеждение, что она является ваджибом (обязательной) и у него есть намерение выполнять в будущем-он не является кафиром, а является фасикъом.

И самым большим доводом этого мазхаба является:

Приводится от "Убада ибн Самита (рахимаху Ллаху) сказал: Я слышал как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Пять намазов сделал Аллах обязательными для своих рабов. Тот, кто их будет выполнять, не пренебрегая ни одним из них (не относясь легко их правам), у того будет договор с Аллахом, что Он введёт его в Рай. А тот, кто не выполнил их, то не будет ему от Аллаха договора. Если пожелает, накажет его, а если пожелает, введёт его в Рай. Хадис привёл Малик в "Муатта".

Лицо доказательства: этот хадис явно указывает на то, что тот, кто оставил молитву из-за лени или небрежности заходит под желание Аллаха, и этим самым он является мусульманином, а не кафиром.

Этот хадис назвали достоверным многие учёные, из них:

1) Хафиз ибн Ассакни в "Фатхуль Бари" ибн Хаджара "Аскалани (203/12)2)Хафиз ибн Хиббан в предыдущем3) Хафиз ибн "Абдульбарр в "Тахмиде"(288-289/23)4) Хафиз Ан-Навави в "Хуласа"(246-249/1)5) Хафиз Джамалуддин Алмуради Аль-Макдиси в "Кифаяти Мустакниг лиадиллати альмукниг"(171/242/1)6 Хафиз ибн Мулаккин в предыдущем7) Хафиз Аль-"Ираки в "Тахри тасриб"(147/1)8) Хафиз ибн Хаджар в "Фатх"(203/12)9) Хафиз Шамсуддин Сахави в книге "Аджибату Мардия фима суила ас-сахави "анху минелахадис набавия"(819/2)10) Хафиз Суюти в "Джаамиг сигир"(452-453\3946и3947\3)11) Альбани в "Сахих сунан абу Дауд"(Китабуль кабир-302\452\2)

Намаз – это второй столп Ислама после шаhады, то есть после того, как человек уверовал, что нет бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад –посланник Аллаhа, он обязательно должен совершать намаз пять раз в день.

У намаза много достоинств. Всевышний Аллаh говорит в Кур"ане: «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» . Священный Коран 29:45

А неисполнение намаза является пренебрежением приказом Аллаhа и великим грехом.

К сожалению, этот великий грех сейчас получил широкое распространение среди людей. Люди носят мусульманские имена, считают себя мусульманами, но не совершают намаз пять раз в день. Они думают, что делают какое-то мелкое прегрешение, однако они совершают великий грех, подобный воровству, прелюбодеянию, убийству. Этот грех пренебрежение намазом может привести их в Ад. Аллаh говорит о том, как обитатели Рая будут спрашивать у тех, кто испытывает мучения в Аду: «Что привело вас в Преисподнюю?» Они ответят: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз» . Священный Коран 74:42-43

Однажды мы совершали призыв к Исламу среди мусульманского населения в одном из посёлков Беларуси. И когда мы спрашивали группу людей: «Почему вы не совершаете намаз? Почему не молитесь?» Ответ был поразительный: «Мы не грешим, поэтому нам не надо молиться». Абсурдность этого выражения состоит в том, что если человек не делает намаз, то он уже является большим грешником. После этого мы пытались объяснить ошибку этих людей, и, может быть, Аллаh выведет их на Прямой путь.

Кроме того, надо знать, что если человек не делает намаз, то вообще является сомнительным мусульманин он или нет. «Передают со слов Бурайды, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В основе договора между нами и ими лежит молитва, а тот, кто отказывается от неё, впадает в неверие» . (Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис»)

«Сообщается, что последователь сподвижников пророка Шакик ибн «Абдуллаh (Да помилует его Аллаh!), сказал: «Сподвижники Мухаммада не считали проявлением неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы». (Этот хадис с достоверным иснадом приводит ат-Тирмизи) »

Учёные разошлись во мнениях, считается ли неверующим человек, не совершающий пять раз в день намаз. Одни считают, что он кяфир (неверующий), другие считают, что он фасик (грешник). Поэтому я обращаюсь к каждому присутствующему: если вы пренебрегаете выполнением намаза 5 раз в день, то есть сомнение – являетесь ли Вы мусульманином! ««Абдуллаh ибн «Умар (Да будет доволен Аллаh им и его отцом!) передаёт слова посланника Аллаhа (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «У человека, не берегущего свой намаз, не остаётся ни света, ни доказательств, ни спасения. В Судный день такой человек будет рядом с Каруном, Фир«аўном, Хаманом и Убай бин Халяфом».» (Этот хадис приводят Ахмад и Ад-Дарими) »»

Человек, не совершающий намаз, лишается милости и награды Аллаhа. «Передают со слов Бурайды, что Посланник Аллаhа (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тщетными окажутся дела того, кто не совершает намаз Аль-«Аср» .» (Этот хадис приводит Аль-Бухари)

И первым делом, которое будет спрошено у людей в Судный день – это их молитва. «Передают со слов Абу hурайры, что посланник Аллаhа (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в День воскресения расчёт с рабом Аллаhа прежде всего будет произведён за его молитвы, и если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в том, что касается выполнения этой его обязанности обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет: «Посмотрите, есть ли у раба Моего что-нибудь, сделанное им добровольно, чтобы за счёт этого восполнить недостатки в обязательном», - а затем и со всеми остальными его делами поступят так же» . (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)

Невозможно представить себе разочарование, стыд и отчаяние тех, кто придёт в Судный день без совершения намаза. Не дай Аллаh кому-нибудь оказаться в подобной ситуации.

Поэтому намаз надо делать постоянно, ради Аллаhа, быть смиренным в намазе. Не думать о мирских делах, не спешить. Надо молиться так, как будто видишь перед собой Аллаhа, ведь даже если ты не видишь Его, Он видит тебя. Всевышний Аллаh строго предупреждает тех, кто небрежен в своих молитвах: «Горе же молящимся, которые небрежны к своим намазам» . Священный Коран (107:4,5)

И очень важно вовремя совершать намаз. Даже если человек работает или занят другими делами, надо искать возможность уделить 5-10 минут своего времени выполнению этого важнейшего предписания Аллаhа, каковым является намаз.