Конспект урока на тему «юридические границы подросткового возраста. Юридические границы подросткового возраста Юридические границы подросткового возраста конспект урока

Cлайд 1

Юридические границы подросткового возраста – от 14 до 18 лет. В это же время наступает юридическая ответственность – государственное принуждение к исполнению требований права; ответственность за совершение правонарушений. Уголовная ответственность – с 16 лет, а за ряд тяжких преступлений – 14 лет. Арест от одного до четырех месяцев применяется к подросткам с 16 лет. Административная ответственность наступает с 16 лет. При районных администрациях создаются комиссия по делам несовершеннолетних. Они имеют право наложения административных штрафов на родителей нерадивых подростков, а также направлять детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно- воспитательного характера, а с 14 лет – в специальное профессиональное училище. Матвиенко Антонина Сергеевна

Cлайд 2

Цель: Сформировать представление о юридических границах подросткового возраста, об основных правах подростка. Матвиенко Антонина Сергеевна

Cлайд 3

Правовой статус несовершеннолетних Детство Юность Несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. Малолетние – дети в возрасте от 6 до 14 лет Возраст – физическая, социальная, юридическая характеристика человека. Матвиенко Антонина Сергеевна

Cлайд 4

С момента рождения гражданин нашей страны имеет права –это называется правоспособностью. Матвиенко Антонина Сергеевна

Cлайд 5

Возможность действовать в соответствии со своими правами называется - дееспособностью Матвиенко Антонина Сергеевна

Cлайд 6

Какими правами обладает подросток? Права и обязанности ребенка отражены в следующих документах: 1. Конвенция ООН о правах ребенка 2. Конституция РФ 3. Семейный кодекс РФ 4. Гражданский кодекс РФ 5. Уголовный кодекс РФ Матвиенко Антонина Сергеевна

Cлайд 7

Какими правами обладает подросток? ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ДЕТЕЙ - на имя и гражданство; - знать своих родителей; - на защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, переписку; - быть личностью, выражать свою индивидуальность; - на свободу мысли, совести и религии; - на свободу выражения мнения; - с 10 лет обязателен учет мнения ребенка при любом судебном или административном разбирательстве (если это не противоречит его интересам) при решении вопросов об изменении имени и фами¬лии, об усыновлении, установлении опеки и т.д.; - на защиту от клеветы и оговора; - на защиту от жестоких, унижающих достоинство видов обраще¬ния или наказания; - на защиту от незаконного ареста и неоправданного лишения свободы; - на доступ к информации, способствующей развитию ребенка и не запрещенной законодательством; - свободно создавать организации и проводить мирные собрания. Матвиенко Антонина Сергеевна

Cлайд 8

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Каждый ребенок имеет права на: - родительское воспитание; - проживание со своими родителями и поддержание с ними контакта в случае разлучения; - защиту от дурного обращения или отсутствия заботы со стороны родителей либо тех, кто должен обеспечить за ребенком уход. ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ Каждый ребенок имеет права на: - жизнь и развитие; - помощь государства в своем развитии; - достойный уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; - охрану здоровья, получение качественной медицинской помощи; - особый уход в случае инвалидности, обеспечивающий сохранение чувства собственного достоинства и способствующий активному участию в жизни общества. Матвиенко Антонина Сергеевна

Cлайд 9

ПРАВО ДЕТЕЙ НА УЧЕБУ И ОТДЫХ Каждый ребенок имеет права на: - воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства; - поддержание своих национальных традиций, исповедание своей религии и общение на родном языке; - бесплатное обязательное начальное образование; - среднее и профессиональное образование; - образование, которое обеспечивает: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме, готовит к активной самостоятельной жизни в свободном обществе, воспитывает уважение к своей семье, культурным традициям и языку своей страны, уважение к природе; - получение информации, способствующей всестороннему развитию; - отдых, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни общества. Матвиенко Антонина Сергеевна

Cлайд 10

ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ Каждый ребенок обязан: - уважать права и культурную самобытность других; - слушаться родителей и лиц, их заменяющих; - получать основное общее образование; - соблюдать правила поведения и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома в общественных местах; - юноши по достижении 17 лет обязаны встать на воинский учет. Матвиенко Антонина Сергеевна

Cлайд 11

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ Ребенок несет ответственность: - перед своей совестью; - перед родителями и лицами их заменяющими; - перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования; - ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения. Ребенок которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков. Матвиенко Антонина Сергеевна

Cлайд 12

Домашнее задания Прочитать параграф 16 Выполнить все задания по параграфу в рабочей тетради Матвиенко Антонина Сергеевна

Как часто подростки попадают в сложные ситуации только потому, что не знают, как поступать в той или иной ситуации, не знают правовых норм. Я сейчас вам прочитаю одно письмо, которое является с одной стороны криком о помощи, а с другой – одновременно предостережением для тех, кто еще не осознал той ответственности, которую несет на себе человек, живя в обществе. «Как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Здесь много сидит людей из-за того, что они не знали, как сильно их накажут, если они совершат данный поступок. Молодежь, которая находится сейчас на воле, должна хоть чуть-чуть знать о нашей жизни и как, из-за каких ошибок мы сюда попали. Их нужно познакомить с законами. И мне кажется, если примут такие меры, жизнь будет лучше для подростков и, тем более, для их родителей». Вопросы к классу: - О чем письмо? - Как бы вы его озаглавили? - К чему призывает подросток? - От чего предостерегает? - Как данное письмо связано с темой нашего урока?




Цели и задачи: Понимать: взаимосвязь прав и обязанностей; Знать: термины и понятия «юридический возраст», «право»; юридические границы подросткового возраста; правила закона для несовершеннолетних. Уметь: давать характеристику юридических границ подросткового возраста; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию правовых норм на формирование подростка.






Введение в новый материал Задание: внимательно посмотрите на схему и прокомментируйте ее. Наличие прав и обязанностей свидетельствует о физической или социальной характеристике человека юридической характеристике человека В каждом возрасте выполняется совершенно разный круг обязанностей по отношению к своему государству










Понятие «ПРАВО» Право – это… Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. Возможность действовать, поступать каким- нибудь образом. Основание, причина.


Задание: попробуйте на основании предложенных вариантов составить общее определение понятия «Право». Право – это система общеобязательных норм, установленных и санкционированных государством, которые регулируют отношения людей в обществе и дают возможность действовать и поступать каким-нибудь образом.




Платон (гг. до н.э.) Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такого государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей – человек», считали наши предки, полагая, что все люди от природы равны.




Международно-правовые документы по правам человека (ребенка) Всеобщая Декларация прав человека г. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования г. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него г. Международный пакт о гражданских и политических правах г. Декларация прав ребенка ООН г. 20 ноября 1989 года – Конвенция о правах ребенка Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах г.


3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних А как быть, если твои права нарушены? Согласно Гражданско-процессуальному кодексу, право: подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение своего дела своему представителю (адвокату, например) наступает в полной мере с 18 лет. Это называется гражданско- процессуальная дееспособность.


Михаил Васильевич Ломоносов Общество устроено таким образом, что права одного человека оборачиваются обязанностями для другого. Это примерно так же, как происходит в природе по известному закону сохранения вещества, открытого в 18 веке великим М.В.Ломоносовым. он писал: если в одном месте материи прибавилось, то это значит, что в каком-то другом ее убавилось.






Сравните два документа. Какой из них вы считаете правильным, и от какого бы отказались? Позицию аргументируйте. Документ 1 Покарать. Наказать, чтобы неповадно было. Внушить страх. Документ 2 Возместить ущерб, нанесенный преступлением. Духовно и физически восстановить (исцелить) жертву и преступника, чтобы они почувствовали, что жизнь снова имеет смысл. Восстановить отношения между жертвой и преступником, то есть добиться примирения – полного раскаяния и прощения (в этом процессе принимают участие и окружающие люди).




Подведение итогов Что обозначает выражение «права и свободы человека»? - Как вы понимаете выражение: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей»? - Согласны ли вы с ним? - Какую роль играют правовые нормы для формирования подростка?


Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь. В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему? Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять играли в футбол и чуть не разбили окно на первом этаже! Что делать с этими несовершеннолетними! -Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее.


Домашнее задание: Выучить §16 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант – привести примеры соблюдения прав и свобод человека и их нарушения из жизни современного российского общества. 2 вариант – продолжите фразы: «В 16 лет подросток уже имеет право…» «В 14 лет подросток уже отвечает по закону…»


Пожелание. В жизни вы можете оказаться в разных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет свое правильное решение. И пусть каждый чаще задает себе такие вопросы: Зачем любить и ненавидеть? Растить цветы и звезды видеть? Зачем терять, зачем искать? Зачем былое вспоминать? Зачем живые все живут? В чем смысл жизни заключен? В чем заключен ее закон? И не дает покоя мне, Моей недетской голове Один единственный вопрос: Зачем родился я и рос?



Конспект урока на тему

«ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Цели:

Образовательная: дать представления об основных понятиях урока; объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка; формировать основы правовой культуры; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия;

Развивающая: развивать у учащихся навыки решения практических задач; совершенствовать навыки работы с учебником;

Воспитательная: содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам; воспитывать уважение к закону.

Основные понятия: малолетние, несовершеннолетние

Х о д у р о к а

I . Организация урока

ΙI Проверка выполнения домашнего задания.

ΙΙI . Изучение нового материала.

1. Сообщение цели урока.

Целью нашего урока будет объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка;

2. Юридические границы подросткового возраста.

14 лет – это преддверие самостоятельности, возраст получения паспорта.

Паспорт – документ удостоверяющий личность. Возраст – физическая, социальная,

юридическая характеристика человека. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им вручают паспорта. Получение паспорта – большое событие, и важно, чтобы память сохранила этот день как день значительный и радостный.

3. Словарная работа

    С момента рождения гражданин нашей страны имеет права –это называется правоспособностью.

    Возможность действовать в соответствии со своими правами называется- дееспособностью. Она появляется с временем.

4. Малолетние

5. Несовершеннолетние

6. Работа с диалогом

Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь.

В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему?

      Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять

играли в футбол и чуть не разбили окно на

первом этаже! Что делать с этими

несовершеннолетними!

- Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее

7. Первый вопрос раскрывается в объеме учебника. При изложении вопроса необходимо опираться на Конституцию РФ 1993 года, Уголовный кодекс, а также Гражданский кодекс РФ.

Учитель цитирует статьи из этих документов и комментирует их. Учащиеся должны четко уяснить, что юридические границы подросткового возраста – от 14 до 18 лет. В это же время наступает юридическая ответственность. Уголовная – с 16 лет, а за ряд тяжких преступлений – 14 лет. (Учитель зачитывает и комментирует ст.20УК РФ,)

Арест от одного до четырех месяцев применяется к подросткам с 16 лет. Административная ответственность наступает также с 16 лет.

При районных администрациях создаются комиссия по делам несовершеннолетних. Они имеют право наложения административных штрафов на родителей нерадивых подростков, а также направлять детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно- воспитательного характера, а с 14 лет – в специальное профессиональное училище.

8. Распределите действия на три группы

А. малолетние

Б. несовершеннолетние

В. только совершеннолетние

1 Обращение в суд от своего имени

2. Самостоятельное устройство на работу

3. Покупка продуктов в магазине

4. Внесение денежного вклада в банк

5. Высказывание мнения по поводу смены фамилии

8. Занятие предпринимательством

9. Регистрация своей фирмы

9. Продолжите фразы…

    В 16 лет подросток уже имеет право…

    В 14 лет подросток уже отвечает по закону……

    Объясните, почему именно в 14 и 16 лет начинается время, когда юный гражданин уже за что-то несет ответственность.

Работа с документами

Слово «право» получило свое название от слова «правда, справедливость», ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает им разрешить конфликты, устанавливая чёткие правила поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.

Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такового государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей человек», - считали наши предки, полагая, что люди от природы равны.

Сегодня мы знаем, что ни один человек полностью не похож на другой и каждый из нас индивидуален. Люди отличаются внешностью, полом, возрастом, образованностью, материальным положением, характером и т.д. Живя в одном коллективе, они подчиняются тем не менее единым, одинаковым для всех выработанным правилам поведения, которые нужны для существования спокойного и стабильного общества.

Много лет тому назад люди убедились в том, что государство, объединяя их, должно гарантировать права и защищать каждого. Только в этом случае между государством и человеком будут достигнуты хорошие отношения.

ΙΙΙ. Закрепление изученного.

Верны ли суждения:

1. В нашей стране в подростковый возраст включают две категории людей - малолетних и несовершеннолетних.

2. Несовершеннолетие - это лица в возрасте от 16 до 18 лет.

3. Уголовная ответственность наступает с 14 лет.

4. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет не вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками.

5. Согласно Гражданско-Процессуальному кодексу право подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение дела своему представителю наступает с 16 лет

Правила закона. (Ребята должны выучить и знать эти правила.)

«За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки … могут совершить их родители, усыновители или опекуны….

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки….

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего…. несут его родители….

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей…

1) распоряжаться своими заработками, стипендией и иными документами;

3) … вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки…

Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность…

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей… может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами…»

(Извлечение из Гражданского кодекса РФ.)

IV . Закрепление изученного материала;

V . Домашнее задание.

VI . Итоги.

Под определение тинейджера, строго говоря, попадают толь­ко те, кому от 13 до 19. Однако дети (особенно девочки) часто в

13 лет уже созревают физически, поэтому 11-летняя девочка мо­
жет выглядеть и вести себя как тинейджер, а 15-летний мальчик,
если он не достиг половой зрелости, может все еще казаться ре­
бенком. Тинейджеры бывают разными: некоторые поглощены уче­
бой, интеллектуальны, другие занимаются чем угодно, только не
учебой, одни вспыльчивы, неусидчивы, другие, напротив, спо­
койны и уравновешены.

Само слово тинейджер сравнительно новое. Впервые оно по­явилось в выпуске «Читательского путеводителя по периодиче­ской литературе» за 1943-1945 гг., впоследствии стало широко использоваться в повседневном общении. Наряду с ним, как си­ноним, используется слово подросток.

По отношению к подросткам могут применять еще одно сло­во - юный. Хотя юность - это период развития, следующий за подростковым. Однако в связи с удлинением подросткового пери­ода специалисты употребляют слова подростковый и юный как си­нонимы.

В США подростковый период подразделяют на две составляю­щие: ранний подростковый возраст (обычно от 11 до 14 лет) и старший подростковый возраст (от 15 до 19 лет).

В России в подростковый возраст включают две категории лю­дей - малолетних и несовершеннолетних.

Малолетними наш закон называет детей в возрасте от 6 до

14 лет. Такие ребята имеют право совершать мелкие бытовые сдел-



ки, например покупать игрушки. С 10 лет мнению ребенка при­дается юридический смысл. Например, выбрать школу для ре­бенка или сменить его фамилию родители не могут без учета его мнения. С 14 лет за защитой своего права ребенок может обра­титься в суд.

Несовершеннолетние - лица в возрасте от 14 до 18 лет. Этот тер­мин чаще всего используется в области юриспруденции: им обо­значаются лица, не достигшие возраста, с которым закон связыва­ет наступление дееспособности. По законодательству Российской федерации несовершеннолетние - лица, не достигшие 18 лет. За­конные интересы несовершеннолетних (полностью или частично) осуществляют их родители, иные законные представители, опеку­ны, попечители. Закон предусматривает ряд мер, специально охра­няющих трудовые, гражданские, алиментные и другие права несо­вершеннолетних. В уголовном процессе установлен особый порядок рассмотрения дел о несовершеннолетних, обеспечивающий наи­более тщательное их расследование и рассмотрение.



Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться за­работком или стипендией. С 16 лет можно заниматься предприни­мательской деятельностью и даже быть признанным безработным.

Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. (По уголовному праву Ирландии к ответственности привлекают с 7 лет, а в Португалии - с 12.) Но это не означает, что преступ­ление, совершенное более молодыми людьми, у нас останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд проступков, указанных в ст. 20 Уголовного кодекса РФ: «Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего воз­раста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умыш­ленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное при­чинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характе­ра, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное за­владение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымога­тельство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспорт­ных средств или путей сообщения».

Арест как мера наказания от 1 до 4 месяцев может применять­ся лишь к тем, кому уже исполнилось 16. Административная от­ветственность также наступает с 16 лет. С несовершеннолетними работают специальные комиссии по делам несовершеннолетних. За правонарушения они могут направить детей от 11 до 14 лет в


спецшколу лечебно-воспитательного характера, а с 14 лет - спецпрофучилище.

В США несовершеннолетним разрешается получать в банках кре­дит на свое имя. По закону эти юные граждане уже несут ответ­ственность за свои долги. Многим несовершеннолетним владель­цам недвижимости требуется согласие родителей на то, чтобы сдать в аренду дом или квартиру. В США и западноевропейских странах алкогольные напитки продаются лицам, достигшим 21 года.

После наступления совершеннолетия дается право голоса, под­росток превращается в полноправного и политически активного гражданина. С этого момента, если рассматривать юридическую сторону дела, он переходит в категорию взрослых, или в зрелый период.

Подросток - маргинальный человек

Маргиналами называют тех, кто имеет неопределенное соци­альное положение: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично - к группе взрослых. Поэтому родители, учите­ля и общество в целом не знают, как к нему относиться - то ли как к взрослому, то ли еще как к ребенку. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему.

В период детства и взрослости взрослый и ребенок рассматри­ваются как относительно изолированные группы. Причем каждый отдельно взятый ребенок или взрослый уверен в том, что принад­лежат к соответствующей группе. Подросток принадлежит к груп­пе, которую можно рассматривать как область пересечения групп детей и взрослых, принадлежащую к обеим из них, или как об­ласть, стоящую между ними и не включенную ни в ту, ни в дру­гую группу. На основании этого психологи считают, что подрос­ток является маргинальным человеком.

Маргиналъностъ подростка выражается в том, что иногда он действует скорее как ребенок, особенно когда хочет избежать взрос­лой ответственности, а иногда - как взрослый, претендуя на права взрослого.

Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, еще не умеет. Если мальчик обладает крупной комплекцией, незнакомые люди могут принять его за юношу и даже обратиться на «вы». Но вглядевшись, несколько смущаются: лицо у него еще совсем детское. Девочку, не по годам рослую, взрослые мужчины могут воспринимать как возможную невесту или сексуального партнера.



А вы об этом знали?

Исследования показали:

« Девочки приравнивают одаренность к умственным способностям, а способности - к знанию правильного ответа на вопрос. Они считают, что быть способным учеником - значит хорошо учиться, не прикладывая к этому особых усилий.

Девочки считают, что у одаренных мальчиков хорошие способности и острый ум, в то время как они, талантливые девочки, прилежно учатся и обладают лишь потенциальными возможностями. Опрошенные ученицы не считали способными тех учеников, которым приходилось много трудиться, чтобы прийти к верному ответу; они считали, что трудолюбие и усердие - менее ценные качества, чем одаренность.

« Девочки связывали свои будущие успехи и счастье с умением нра­виться другим людям и быть принятыми ими. Они оказывали предпочтение учителям, которые предъявляли менее высокие требования, и полагали, что любящий и заботливый учитель повышает их шансы на успехи в учебе.

Источник: Раис Ф. Психология подростково­го и юношеского возраста. - СПб., 2000. - С. 204-206.

Для получения статуса (прав и обязанностей) взрослого нужно не только отделиться от родителей, но и принять на себя новую социальную ответственность. Как раз то, чего подросток еще не научился делать.

Исследования показали, что подростки получают чувство удов­летворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответственность за собственное поведение. Это именно то, что характерно для взрослости.

О «промежуточном», или маргинальном, положении подрост­ков в жизни говорят сегодня все специалисты в области детской педагогики. Например, доктор Дж.Добсон утверждает: «Они еще не могут пользоваться теми привилегиями, которые дает челове­ку статус взрослого, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве. Посмотрите, в каком затруднительном поло­жении оказывается обычный подросток в возрасте 14-15 лет. Из-за того, что он «слишком молод», для него остаются запретными все привилегии, радости и удовольствия взрослых, которые так широко рекламируются. Подростку не разрешается водить маши­ну, жениться, выпивать, курить, поступать на службу или ухо­дить из дома. Ему отказано в удовлетворении его сексуальных же­ланий, в то время как они его прямо-таки распирают. Единствен­ное, что ему позволено, - это торчать в школе и зубрить скучные учебники» 1 .

Подростку уже 14 лет. Однако при этом он по-прежнему пред­полагает, что ему погладят брюки, приготовят и подадут еду,

1 Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. - М., 1991 - С. 296.



оплатят все расходы. Он хочет взять лучшее из обоих миров: дет­ского и взрослого и не брать на себя никаких обязательств.

Согласно К.Левину, создателю знаменитой теории поля, по­ведение родителей, учителей и общества в целом отражает отсут­ствие четко определенного группового статуса; подобная неопре­деленность становится особенно очевидна, когда в одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других - как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже непри­емлемы. В то же время определенные взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но новы и незнакомы. Подрос­ток находится в состоянии «социального перемещения», перехо­дя в область неструктурированного социального и психологиче­ского.

Переходный возраст

Переходный возраст - это время освобождения детей от опеки родителей. Эмансипация может быть:

эмоциональной - вместо теплоты и ласки появляются холод­ность и демонстративное дистанцирование (взрослеющий сын стес­няется ходить рядом с матерью, целоваться и обнимать ее); лю­бовь к матери заменяется для подростка любовью к девушке;

поведенческой, проявляющейся в намеренном игнорировании требований родителей, стремлении делать все по-своему, напере­кор и вопреки;

ценностно-нормативной, показывающей, что отныне подрос­ток больше ориентируется на идеалы и принципы, господствую­щие в группе сверстников (прототипе мира взрослых), а не на ценности, разделяемые в семье, с которой у него ассоциируется мир детства и комплекс детской зависимости.

В переходный период происходит самое важное с точки зрения процесса социализации - формирование чувства взрослости и принятие, соответственно этому, на себя моделей взрослого по­ведения.

Отечественные психологи, начиная с Л. С. Выготского, едино­душно считают главным новообразованием подросткового возра­ста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положе­ние нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоре­чивость чувства взрослости - подросток претендует быть взрос­лым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки ро­дителей, учителей, старших вообще, а также от установленных


ими правил и порядков. Как же проявляется эта возрастная тен­денция в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них взрослыми, которых они рассматривают не только как старших по возрасту, но и как полномочных представителей об­щества в целом?

«Мы и взрослые» - постоянная тема подростковой и юноше­ской рефлексии. Конечно, возрастное «Мы» существует и у ре­бенка. Но ребенок принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки сто­ят где-то посередине, и эта промежуточность положения опреде­ляет многие свойства их психологии, включая и самосознание.

Тема: Юридические границы подросткового возраста.

Цель: - дать представление об основных понятиях урока;

Задачи: - объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста;

Ознакомить с основными правами подростков;

Воспитание уважения к закону;

Тип урока: урок новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Основные понятия: малолетние, несовершеннолетние, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Используемая литература: Уголовный кодекс Р.Ф., Конституция Р.Ф., учебник.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.
  2. Изучение новой темы . Постановка цели и задач урока.

Ребята, напишите дату и тему урока. (Слайд№1)

Мне кажется, для вас не будет новостью, если я скажу вам, что вы являетесь подростками. (Слайд№2)

В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 11 до 15 лет, его называют переходным от детства к взрослой жизни.

Сразу в памяти всплывают строки из песен:

Детство, детство ты куда ушло, где уютный уголок нашло?

Человеку исполнилось 14 лет, кончилось детство. (Слайд№3)

14 лет - это преддверие самостоятельности, возраст получения паспорта.

Паспорт - это документ удостоверяющий личность. (Демонстрация своего паспорта). Но так было не всегда. Когда мне было 14 лет мне был выдан документ, который назывался «временное удостоверение личности », на нашем языке мы называли его «времянкой» (пояснения по данному виду документа).

Возраст - это не только число лет, регулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рождения, но и определённое место в обществе, которое связано с новыми правами, значит – это не только физическая, но и социальная, юридическая характеристика человека.

Наша жизнь как граждан страны неотъемлема, связана с 3 понятиями, которые наделяют нас правами и обязанностями. (Слайд№4)

По изученным новым понятиями проводится словарная работа, дети записывают слова в тетрадь.

Вопрос классу:

Ребята, вы мне не подскажете, что же будет финалом противоправных деяний?

Выслушиваются ответы обучающихся. (Слайд№5)

Демонстрация слайда№6 .

Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идёт речь?

Проводится работа по диалогу.

В нашей стране подростковый возраст включает две категории людей. (Слайд№7)

Вопрос:

Если ребёнку исполнилось 10 лет? Учащиеся самостоятельно работают с учебником по странице 105 и устно отвечают на поставленный вопрос.

Демонстрация слайда№8, проводится работа по слайду, словарная работа по термину малолетний.

Просмотр слайда№9, словарная работа по термину несовершеннолетний.

Ребята, из всего просмотренного, сказанного можно сделать вывод почему авторы учебника употребили понятие «юридические границы». Как вы думаете почему?

Ответы учащихся.

Физкультминутка.

Представили себя птицей. Своими большими крыльями делаем взмах, задерживаем руки над головой, делаем глубокий вздох, опускаем руки вниз делаем выдох.

В учебнике на странице 106 прочитайте пункт, который касается уголовной ответственности.

Вопрос:

За какие преступления 14-летний подросток может понести уголовное наказание?

Выслушиваются ответы учеников.

Слайд №11 – распределите действия на 3 группы. Учащиеся работают самостоятельно, далее проходит анализ по заданию.

Слайд№12 – продолжите фразы, ответы ребят.

Объяснение смысла слова право, просмотр слайда№13.

С первых шагов юный человек находится под защитой законов. Самый главный из них – Конвенция ООН о правах ребенка. (Слайд№14)

Ответы учащихся на вопросы по типу верны ли суждения по слайду№16.

Выставление оценок за урок.

3.Домашнее задание.

Напишите небольшое сочинение на тему: «Как подросток может пользоваться своими правами и свободами?»