Игры с водой для детей раннего возраста. Играем с водой Игры с водой для 5 лет

Рыбаки

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми младшей группы.

Цель — развитие цветовосприятия и цветоразличения.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические рыбки, окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 4 ведерка разных цветов.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн разноцветных рыбок, выполненных из металла или из пластика и снабженных металлическими кружками-глазками; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветных рыбок, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и ведерки и предложить четверым детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко рыбок того же цвета, что и ведерко. Перед началом игры педагог может прочитать стихотворение:

Рыбка, словно мотылек,

Над водой взлетела.

Глазик — темный уголек,

И как льдинка тело,

Плавнички дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой,

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку,

Необычная рыбалка

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у мини-бассейна с детьми младшей группы.

Цель — развитие математических представлений (совершенствование умения различать геометрические фигуры).

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 3 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 3 контейнера (круглый, квадратный, треугольный).

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн разноцветные геометрические фигуры из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные фигуры, расскажут, как они называются, какого они цвета, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и предложить троим детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в контейнер фигуры, имеющие такую же форму, что и сам контейнер. Далее по команде педагога дети ловят и складывают фигуры в контейнеры. Побеждает тот ребенок, который первым поймает все «свои» фигуры. Далее игра продолжается со следующей группой детей.

Поймай букву

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у мини-бассейна с детьми средней группы.

Цель — подготовка к обучению грамоте.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические буквы (А, О, У, И), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 4 ведерка с наклеенными на них буквами.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в бассейн разноцветные буквы из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные буквы, назовут их, расскажут, какого они цвета, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и предложить четверым детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко буквы, такие же как та, что написана у него на ведерке. Далее по команде педагога дети ловят и складывают буквы в ведерки. Побеждает тот ребенок, который первым поймает все «свои» буквы. Далее игра продолжается со следующей группой детей.

Морские камешки

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные морские камешки, подбор которых зависит от того, с детьми какого возраста проводится игра.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду морские камешки, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур узор, который нужно продолжить.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна (Можно и не делать этого. Пусть инициатива будет исходить от детей, и они сами решат, что им нужно сделать). Он показывает им узор, который нужно продолжить, выловив камешки из бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор.

Водичка, водичка

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у бассейна.

Цель — развитие первичных естественно-научных представлений.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, прозрачные пластиковые сосуды, контейнеры с глиной и песком, ковш, совки.

Предварительная работа . Разучивание стихотворного текста игры.

Ход игры

Педагог приглашает детей к бассейну. Дети проговаривают текст игры, совершая соответствующие тексту действия:

Раз, два, три, четыре,

(Дети садятся вокруг бассейна и опускают в него руки.)

Ручки в воду опустили.

Мы похлопаем в ладошки

(Хлопают в ладоши под водой.)

И побрызгаем немножко.

(Легко загребают воду ладошками.)

Из ладошки да в ладошку

(Переливают воду из ладошки в ладошку.)

Льются капельки-горошки.

Педагог ставит на стол или скамейку сосуды для воды и предлагает детям налить в них воду. Когда дети выполнят просьбу педагога, он предлагает им в один сосуд насыпать совок песка, а в другой положить совок глины и хорошо размешать в воде. Дети выполняют задание и наблюдают за тем, что происходит с песком и глиной, какой становится вода в обоих сосудах. Педагог помогает детям сделать вывод: «Песок не растворился в воде и постепенно осел на дно. Вода осталась прозрачной. Глина частично растворилась в воде, вода в сосуде стала мутной».

Вода – увлекательная среда для ребенка. Она успокаивает и развивает малыша

  • Поскольку у воды бывает разная температура, то холодная, то горячая, если ее подкрасить, она приобретает разные цвета и оттенки
  • К тому же вода может так интересно переливаться через край посуды и растекаться по полу или вдруг исчезать, впитываясь в губку. Все это так интересно для крохи.

Не запрещайте своему ребенку играть, ведь такие игры с водой хорошо развивают аккуратность, внимание, наблюдательность, глазомер.

Для игры с водой всего-то нужно небольшая емкость и вода из-под крана.

Из чашки в чашку чайной ложкой

Возьмите два пластмассовые чашечки, столовую и чайную ложки. Берем теплую воду, наливаем в одну из чашек. Показываем малышу, как играть с водой, переливая ее ложкой из одной чашки в другую. И дайте возможность ребенку самому поиграть, переливая воду то столовой ложкой, то чайной.

  • Такое, простое на первый взгляд, занятие прекрасно развивает мелкую моторику. И в тоже время кроха усваивает такие понятия, как «пустой - полный».

Наливаем-выливаем

Для игры с водой игры нужна небольшая емкость (ведерко или таз) с водичкой и две чашки (большая и маленькая). Ставим на пол ведерко с водой и показываем, как нужно играть: зачерпывать маленькой чашкой воду из ведра, а после переливать ее в большую. Играя, ребенок узнает свойства веществ и, развивает координацию движений.

Губка

Приготовьте поролоновую губку и две емкости. Одну из емкостей заполните водой. Покажите малышу, как пользоваться губкой, и как с ее помощью переливать воду из одной емкости в другую. Разрешите ребенку самому сделать это. Игра хорошо развивает мелкую моторику рук.

Кораблики

Возьмите мелкие кусочки бумаги и таз. Налейте в таз воды и вместе с малышом бросьте туда кусочки бумаги. После подуйте на них и предложите ребенку сделать тоже. Такие игры с водой способствуют развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Сито

Для такого занятия приготовьте емкость с водой, чашка и сито. Малышу нужно набирать воду в чашечку и лить ее в сито. Доступно расскажите крохе, почему вода протекает через сито. Играя, малыш узнает свойства веществ и назначения предметов.

Плавает, тонет

Соберите различные небольшие предметы такие как, камушки, пуговицы, бусинки, ракушки, мелкие игрушки, лоскуты ткани и пусть ребенок по очереди бросает их в воду и наблюдает. Одни предметы останутся на поверхности, другие сразу же утонут. Постарайтесь в доступной форме объяснить, почему так происходит. Такое занятие полезно крохе, ведь так познаются свойства предметов и осваиваются основы классификации.

Прыгающий шарик

Вам потребуются: пластмассовый шарик для настольного тенниса. Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе, не выскакивая из нее.

Дождик

Возьмите небольшую детскую лейку, пластмассовые игрушки и таз или миску с водой. Предложите малышу устроить куклам «душ». Пусть ребенок набирает воду в лейку и поливает игрушки. Обратите внимание крохи на то, как течет вода из лейки, что ее струйки похожи на дождик. Прочитайте стихи про дождь. А после «игрушечного купания» дайте ребенку небольшое полотенце и покажите, как правильно вытереть игрушки. Когда малыш хорошо освоит такие действия, можно переходить на полив цветов.

Поливаем цветы

  • У вас есть небольшая детская лейка, покажите ребенку, как поливать цветы, растущие дома на подоконнике. Расскажите малышу, что для того, чтобы растения росли и красиво цвели за ними нужно ухаживать: удобрять и поливать. Рассмотрите вместе с малышом капельки воды, которые остались на листочках растения
  • Уважаемые родители, если Вам была полезна статья Игры с водой для детей раннего возраста, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки ниже, возможно кто-то ищет сейчас в интернете такую же информацию. Спасибо!

Сначала согрейте стенки ванны струей горячей воды из душа. На дно ванны можно что-нибудь положить — кусок поролона или пеноплена (вырежьте по форме дна ванны из туристического коврика). Посадите ребенка в ванну, не наливая туда воду, а пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне нельзя даже на минуту. А около небольшого тазика с водой — можно. Поэтому лучше всего ставить под кран таз, чтобы вода набиралась в нем. Тогда воду можно будет брать и из таза, и из крана.

Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем!

Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Используйте в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди.

Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?

Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз).

А если ее закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там.

Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой.

Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.

Переверните две заполненных под водой бутылки и постепенно вытаскивайте из воды. Одну оставьте погруженную горлышком, а другую постепенно вытаскивайте дальше. Понаблюдайте, что будет происходить.

В крышке одной из бутылок, желательно сделанной из мягкого пластика, проделайте небольшую дырку. У вас получится обыкновенная брызгалка, может быть, помните, раньше дети брызгались друг в друга из таких на улице. Научите малыша наливать в нее воду, сжав бутылку и погрузив кончик в воду. И разрешите ему вдоволь побрызгаться в ванной, занавесив шторки.

В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине.

Или несколько (все одинакового или каждая своего размера):

  • в ряд горизонтально, то есть по кругу, на любой высоте, на любом расстоянии друг от друга,
  • в ряд вертикально,
  • в ряд по спирали,
  • снизу доверху вокруг всей бутылки (только такие дырки надо делать маленькими, проколов гвоздем),
  • расположенные хаотично по всей поверхности бутылки.

Можно делать отверстия в дне бутылок или банок (одну или несколько — одинакового или разного размера).

Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки.

Кидаем в воду всё подряд!

В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне. Не так-то просто выловить игрушку ладошкой.

Попробовали играть с плавающими игрушками , теперь попробуем выяснить, а есть ли предметы и материалы, которые не плавают в воде.

Попробуем класть в воду предметы из разных материалов:

  1. Металл — ложка обычная, другие предметы (не забудьте сразу вытащить, вытереть и убрать их);
  2. Дерево — деревянная ложка, мисочка и пр. (тоже не забудьте сразу забрать, чтобы предметы не портились от влаги);
  3. Пластмасса — любые предметы и игрушки;
  4. Резина — в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть; сравните;
  5. Ткань — кусочки разных тканей, разных размеров — некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку не очень грязную вещь, дайте ребенку ее "постирать", такая "стирка" доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет.
  6. Бумага и картон разной плотности — намокают по-разному, сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, берите кусочки разного размера — маленький кусочек намокает быстрее большого.
  7. Губки разных размеров — поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут.

Эксперименты с подкрашенной водой

Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах во вторую, третью и четвертую бутылки (можно разрезать их поперек, тогда получаться высокие стаканы, в них удобнее будет наливать). Разливать раствор интереснее ложкой или маленькой баночкой, чтобы было видно, сколько именно вы наливаете, и потом удобно было сравнивать результат. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее. Расставьте бутылки в беспорядке. Пусть малыш попробует расставить бутылки от самого светлого оттенка к самому темному. Чем младше ребенок, тем меньше объектов для сравнивания (минимально — три).

Играйте каждый раз с одной краской, в следующий раз возьмите другой цвет. Через некоторое время пробуйте смешивать два цвета.

В каждой из бутылок — раствор разной насыщенности одной краски. Добавляете в них одинаковое количество второй краски. Наблюдайте за получившимся цветом. Все что вы видите, подробно обсуждайте с малышом. Попробуйте порисовать подкрашенной водой на бумаге (наклеив скотчем на кафель кусок старых обоев) или прямо на плитках.

Растворяется или не растворяется

Что еще может раствориться в воде, кроме красок?

Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?

Знакомим ребенка с разной температурой

Это тоже очень важно. Это можно сделать с теми же бутылками, в которые мы наливали цветную воду. Налейте холодную воду, слегка теплее, теплую, горячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать — расставлять от самой холодной к самой горячей. Можно попробовать погружать пальчик в воду или выливать из бутылки на руку и сравнивать.

Позже надо научит ребенка пользоваться кранами с горячей и холодной водой. Сначала открываем холодную, потом горячую. На кранах обычно есть красный и синий кружочки. Красный — это опасно, это горячая вода. Синий — это холодная. Но момент ознакомления ребенка с открытием кранов лучше оттянуть. Начинать такое знакомство лучше года в два с половиной — три. А до того, надо создать такие условия, когда ребенок не сможет сам открыть краны. Для этого покупаете в ванну перегородку, на которой сидят обычно, и ставите около кранов. Тогда малыш не дотянется.

А когда ребенок все-таки познакомится с возможностью открывания кранов, можно познакомить его с разницей в напоре воды: сильный, слабый, послабее. Познакомить с принципом работы смесителя. Чуть-чуть откроем горячую, чуть-чуть откроем холодную. Холодную посильнее, холодную послабее, горячую посильнее, горячую послабее. Ребенку в два с половиной — три года это очень интересно. А о том, как это полезно для него и говорить не приходится.

Лёд — это тоже вода

Можно вместе с ребенком замораживать лед в сосудах разной формы, но только, чтобы форма не была очень хитрой, а то вынимать будет очень тяжело... Это будут стаканчики, формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера.

Можно что-то вморозить в лед. Например, положить какую-нибудь игрушечку маленькую, кубик пластмассовый залить, заморозить. А потом наблюдать, как будет оттаивать.

Оставьте один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, третий — на полке в ванной. Или положите по льдинке в стакан с горячей, с тёплой и холодной водой. Понаблюдайте — где быстрее растает. А что если один стаканчик со льдом обернуть тёплой кофтой (уж она-то его точно согреет), а другой оставить просто на столе? Можно заморозить подкрашенную воду, тогда лед, растаяв, окрасит воду.

Придумайте новые игры с водой. Летом на даче в теплую погоду дайте ребенку играть с водой на улице в надувном бассейне или в тазике. Можете принести ведерко воды прямо в песочницу.

Комментировать статью "Играем с водой"

Хотя за окном еще мало что говорит о весне, но так приятно подумать о теплых днях, ласковом солнце, и манящей прохладе морей, прудов, озер - да пускай даже дачных бассейнов и тазиков! Давайте готовиться к лету - перебирать фотографии, вспоминать, как это было, и мечтать о том, как это будет. Присылайте на наш новый конкурс "каникулярные" фото своих малышей - резвящихся у воды, играющих с водой и отважно плавающих в воде. Прием фотографий: 03.04.2015 — 29.04.2015 Голосование...

Как только у новорожденного зарастает пупочек, в его жизни и его родителей появляется обязательная ежедневная процедура – купание. Оно способствует гармоничному физиологическому и эмоциональному развитию, предупреждает появление проблем с кожей и доставляет малышу массу удовольствия. А вот мамам и папам, к сожалению, иногда не позавидуешь! Из-за плохого качества воды некоторые родители кипятят ее перед купанием ребенка, затем 20 минут, не разгибаясь, держат младенца на вытянутой руке, чтобы...

Они могут играть с мамой! Игры с водой очень полезны детям. Поставьие его к раковине и дайте кучу мисок пластмассовых.. воду можно даже подкрасить...

Сильно ли мокро вокруг после питья/ игр? Понравилось одной из моих кошек пить и играть с водой из крана. Вот подумываю о фонтане...

Ребенок любит: Общение со взрослым, в том числе по телефону. Играть рядом, а потом и вместе с детьми. Принимать самостоятельные решения. Рассматривать фотографии. Петь песенки. Помогать по хозяйству. Смотреть телевизор. Играть с водой. Чистить зубы. Купаться (но не мыть голову) Старые любимые игрушки. Свою одежду и обувь. Качаться на качелях. Лазить по лестницам и шведской стенке. Пересчитывать предметы. Игры, отражающие повседневную жизнь (купание, кормление...

Для многих людей лето невозможно представить без отдыха у воды: озеро, речка, море, океан — все подойдет! А уж малыши готовы плескаться, где угодно: нет ребенка, который не любит играть с водой, бултыхать ножками и ручками, строить запруды или песочные замки. Кто постарше, уже отправляются в плавание — на кругах, матрасах и лодках. А потом уже и сами — как настоящие пловцы-чемпионы! Присылайте фотографии ваших детей в морских волнах и на дачных берегах на новый конкурс...

10-20 июля. В сети детских центров «АЗ-БУ-КА» развивающие игры с водой «Водяное царство» Сеть детских развивающих центров Азбука приглашает Вашего малыша с 10 по 20 июля 2013 г. на серию увлекательных занятий «Водяное царство». Лето – время игры и развлечений! Дети обожают играть с водой. Вспомните, как интересно Вам в детстве было играть с водой, ставить всевозможные опыты, узнать больше о свойствах воды, а уж тем более поэкспериментировать самому? Ребята узнают новые веселые игры...

План креативных летних занятий в сети детских развивающих центров АЗБУКА на июль 2013 г. Предлагаем Вам ознакомиться с планом летних занятий на июль 2013 г., проводимых сетью детских клубов «АЗБУКА в рамках креативного плана. 1-10 июля. Мастер - класс по народным художественным промыслам «Русские узоры»: Хохлома, Гжель, Филимоновская, Дымковская, Городецкая игрушка. Дети смогут познакомиться с русскими народными промыслами и прикоснуться к русской национальной культуре и искусству, а также...

Зубы чистит - пока смотрю - отвернулась - играет с водой. Спрашиваю - сделала,отвечает - да (не моргнув). В саду на занятиях не занимается, встает и уходит к игрушкам...

Изучаем с ребенком волшебные свойства воды

КЛАССНОЕ ЛЕТО с «АЗБУКОЙ» для детей от 1 года до 6 лет Все лето мы ОБЩАЕМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ и РАЗВЛЕКАЕМСЯ! Сеть детских развивающих центров «Азбука» приглашает малышей на летние занятия. Вы сможете дополнить летний режим дня малыша увлекательными, необычными и при этом полезными играми. С 1 мая по 15 октября Вы можете посетить пробное занятие – БЕСПЛАТНО! Все лето скидки на занятия до 30%. Вы можете приобрести абонемент на необходимое Вам количество занятий со сроком действия на весь летний...

Игры с водой, песком. да, играет, машинки катает, кукол кормит, с посудкой возится (больше настоящую любит), вообще все предметы изучает, пытается сама раздеться-одеться.

Наш педиатр советует-там вроде не хлоркой очищают воду,а ультрафиолетом, ну не суть. с собой новые интересные мячики-ведёрки взять, чтобы с водой играть.

Бывало и такое, что на руках несли в ванну (температура под 40), ребенок никакой (ночь, но не спит), опускаем в воду, открывает глазки, садится, даже начинает играть.

Если наш сынище притих, значит либо с собачьей водой играет, либо папин ноутбук раскурочивает. Но сожалений нет никаких! :о)) 07.08.2006 14:36:43, Ярра.

так не обязательно сажать его в наполненную ванну, по-моему... можно же и из душа полить. кстати, может ему просто давать возможность играть с водой вне купания?

Давать играть с водой, чтобы в нее были погружены только кисти (вроде бы тоже для речевого развития, хотя смысла не понимаю).

Игры из серии игр Монтессори (пересыпание круп, игры с песком, с водой, игры -вкладыши Может быть, посоветуете что-нибудь в нашей ситуации. Сынок с удовольствием играл с...

Подготовила Шадрунова Светлана Дмитриевна воспитатель МБДОУ № 54 «Искорка» г. Набережные Челны

Изучаем свойства воды

Всех детей очень привлекают игры с водой.
Если ваш малыш раскапризничался, то попробуйте отвлечь его, посадив в ванну, полную воды, и дав пустые баночки и бутылочки из-под шампуня, пластиковые стаканчики, губки и маленькие махровые полотенца. Очень скоро настроение ребёнка изменится - он будет занят интересной игрой.
Малыш начнёт переливать воду, наблюдать, как
тонут наполненные водой ёмкости и всплывают со дна пустые.
Летом, в тёплый солнечный день, можно организовать игры с водой на свежем воздухе,

налив её в тазик или надувной бассейн. Если вы вместе с ребёнком проводите время на берегу водоёма, то игры станут ещё более разнообразными и увлекательными. В ходе опытов и игр у юного экспериментатора наверняка появится масса вопросов, на которые вам непременно придётся отвечать.
Итак, ребёнок начинает знакомиться со свойствами воды. Для этого снабдите его всем
Приготовьте лейку, воронку, прозрачные ёмкости разной формы и величины, мерный стаканчик. В первую очередь обратите внимание ребёнка на то, что вода прозрачна. Дайте ребёнку небольшую игрушку или камешек и попросите спрятать в кулачок. Затем спросите: «Где же игрушка? Нет её не видно. А теперь давай спрячем игрушку в воду, положи её в таз». Выполнив задание, ребёнок убеждается, что игрушку лежащую на дне, видно. Объясните ребёнку, что вода прозрачная, поэтому в ней всё видно. Если у вас есть аквариум, рассмотрите вместе с ребёнком камешки, рыбок и растения в нём. Спросите у ребёнка, почему они так хорошо видны.
Продемонстрируйте ребёнку ещё одно свойство воды: вода не имеет вкуса. Для доказательства налейте в три чашки кипячёную
воду: в одну чашку положите чайную ложку саха-
ра, в другую - соли, а третью оставьте нетро-
нутой. Предложите ребёнку попробовать воду из всех чашек на вкус.
Убедиться в том, что вода не имеет запаха, можно понюхав разные жидкости, например, шампунь, фруктовый сок, водный раствор вале-
рианы и сравнив их запах с «запахом» чистой воды.
Покажите ребёнку, что вода льётся и прини-
мает форму того сосуда, в который налита. Для игры дайте юному исследователю лейку, наполненную водой, и несколько прозрачных баночек разной формы. Наливая в них воду, ребёнок сам убедится в свойстве воды заполнять собою сосуды любой формы.
Предложите ребёнку проверить поговорку «Водичка дырочку найдёт». Предложите для опыта пластиковую бутылку, в нижней части которой проделано несколько отверстий разной величины. Причём чем шире отверстие, тем толще будет струйка воды, льющейся из бутылки.
Для измерения объёма бутылок разной формы предложите ребёнку мерный стаканчик и воронку. Вставив воронку в горлышко бутылки, покажите ребёнку, как надо аккуратно вливать в неё воду из мерного стаканчика. Не забывайте при этом вслух считать количество стаканчиков, которые вливаются в
измеряемую ёмкость. Проделав то же самое с бутылкой другой формы, ребёнок узнает, в которую из них входит большее количество воды, и вместе с вами сможет сделать вывод о том, какая из двух бутылок больше.
Можно провести вместе с ребёнком и ещё
один интересный эксперимент, погружая в воду
предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдая, какие из них тонут, а какие нет. Обратите внимание ребёнка на то, что деревянные и полые игрушки, внутри которых находится воздух, плавают на поверхности воды, а металлические предметы тонут.
Следующий опыт докажет, что воздух легче воды и поэтому всегда стремится вырваться из воды наружу. Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку и осторожно, горлышком
вниз опустите её в воду. Затем нагните бутылку под водой так, чтобы из неё кверху побежали пузырьки воздуха. Наверняка ребёнок захочет сам повторить этот опыт.
Познакомьте ребёнка со свойством воды - растворителя. Для этого дайте ребёнку несколько прозрачных стаканчиков с водой и краску, акварель или гуашь. Ему будет интересно получать разные оттенки одного и того же цвета, добавляя в один стаканчик больше краски, а в другой - меньше. Можно создать и три оттенка, добавив в воду только чуть-чуть краски. А если очень постараться, оттенков станет ещё больше. Окрашивание воды поможет ребёнку понять закономерности смешения цветов. Сочетание
красной и жёлтой краски даёт оранжевую воду,
жёлтой и синей - зелёную, синей и красной - фиолетовую.
Когда юный художник закончит свои опыты по окрашиванию воды, поставьте её в морозильник. А на следующий день покажите ребёнку цветные льдинки, вместе понаблюдайте, как они будут таять. Таким образом ребёнок узнает ещё об одном свойстве воды - её способности на морозе превращаться в лёд.
Для того, чтобы продемонстрировать ребёнку способность воды превращаться в пар
(испаряться), понаблюдайте вместе с ребёнком
за кипящей водой. А затем проведите опыт: накройте ёмкость с вскипячённой водой и посмотрите, как сконденсированный пар снова превращается в капли воды и подает вниз.
Налейте в блюдце немного воды и оставьте его на несколько дней. В конце концов вода испарится и блюдце станет пустым.
На прогулке вместе с ребёнком понаблюдайте
за лужей.В воде отражаются окружающие предме-
ты, но они мгновенно исчезают, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают разной вели-
чины и глубины: большие и маленькие, глубокие и мелкие - одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Глубину лужи
можно измерить палочкой или лопаткой.
Продемонстрируйте ребёнку животворное свойство воды. Для этого поставьте в воду ветки кустарника или дерева, через некоторое время на них появятся листочки. Если на улице лето или осень, то можно поставить в воду цветок, а другой такой же оставить без воды - пусть ребёнок сам понаблюдает, какой из них завянет раньше.
Вот сколько интересных наблюдений можно сделать, изучая свойства самой обыкновенной воды.

Полезные и забавные
игры с водой

В этой главе описываются игры, в которые
можно играть и дома, и на улице в жаркую погоду. Главное, что их объединяет, - это то, что, играя в них, ребёнок получает новые знания и полезные навыки. Некоторые из этих игр могут быть проведены как весёлые конкурсы или соревнования. А участвовать в этих соревнованиях могут не только дети, но и их родители.
Купание игрушек
Предложите ребёнку самому искупать свои иг-
рушки в тазу с тёплой водой. Дайте ему для этого всё необходимое: таз, мыло, щётку, губку
и полотенце. Если в воду добавить пеномоющее средство, то это занятие для ре-
бёнка станет более привлекательным.

Стираем - маме помогаем.
Когда вы соберётесь стирать, привлеките к этому полезному делу и своего ребёнка, обеспечив его для этого всем необходимым. Пусть он рядом с вами в маленьком тазике постирает носовые платочки или кукольное платье, а затем, отжав, повесит их сушиться. Можете попутно загадать маленькому помощнику загадки или прочитать стихотворения.

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, мыть,стирать не ленится.
(мыло)

Постираем мы сейчас, нужно мыло, нужен …
(таз)

Я один у мамы сын, нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь постирать платочки.
Мыло пенится в корыте, я стираю-посмотрите.
Вот старательные дочки постирали все платочки.
А потом погладят сами - помогать умеют маме.

Рыбалка

Приобретите в магазине игру, в которой пластмассовые рыбки с металлической серединкой ловятся магнитной удочкой. Если вам не удалось купить игру, то можно изготовить её самим, вырезав рыбок из тонкого пластика и надев на каждую из них по металлической канцелярской скрепке. Удочку тоже изготовить нетрудно, нужен лишь магнит.
Готовых рыбок бросьте в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребёнок

ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» В ходе игры объясните ребёнку, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке. А с самодельной удочки можно снять скрепку и продемонстрировать ребёнку, что рыбка перестала «ловиться».

Уровень
(игра для детей старшего дошкольного возраста)
Расскажите ребёнку, что строители в своей работе пользуются одним самым простым и удобным прибором, который называется уровень. С его помощью рабочие определяют, ровно ли сделан в доме пол, нет ли наклона в какую либо сторону. Прибор этот можно изготовить самим. Для этого понадобится
прозрачная трубка диаметром от 1,5 до 4 см и длиной 10-18 см, запаянная или крепко закупоренная пробкой с одного конца. В неё необходимо набрать воду почти до самого края, а затем надёжно заткнуть пробкой. Важно, чтобы у поверхности остался один
пузырёк воздуха. Когда вы положите «уровень» на горизонтальную поверхность, пузырёк воздуха начнёт двигаться, а затем остановится ровно посередине трубки. Если поверхность наклонная, то пузырёк убежит от центра к краю. Попросите ребёнка проверить, ровно ли у вас доме стоит стол, нет ли, пусть даже небольшого, наклона у пола или подоконника.

Тонущий корабль

На поверхность воды в таз или ванну положите мыльницу, миску или небьющуюся
тарелку. Затем покажите ребёнку, как из лейки или другой посуды с носиком тонкой струйкой лить в неё воду, ожидая момента, когда уровень воды в плавающей ёмкости достигнет критического и она начнёт крениться и тонуть. Предложите юному испытателю самому провести этот опыт.
Можно организовать эту игру для 2 детей, внеся в неё соревновательный момент. Пусть
дети льют воду в одинаковые ёмкости очень тонкими струйками так, чтобы «корабли» дольше оставались на поверхности. Выигрывает
в этом соревновании тот, у кого корабль затонет последним. Спросите у ребёнка, почему корабль сначала плавал, а потом затонул.

Дальнее плавание

Сделайте вместе с ребёнком бумажный кораблик (как это сделать показано на рисунке), а затем спустите его на воду в таз или ванну. Покажите ребёнку, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться, удаляясь от вас. Чем сильнее и дольше будет воздушная струя, которую вы выдуваете, тем дольше будет плыть кораблик. Посоревнуйтесь с ребёнком в том, чей кораблик уплывёт дальше. Спросите у ребёнка, от чего, по его мнению, зависит дальность пути кораблика.

Игры с водой в жаркий летний день

В эти весёлые игры можно играть, отдыхая в жаркий солнечный день на даче или загорая на пляже, когда нестрашно оказаться мокрым с ног до головы, а наоборот, приятно побрызгать друг на друга водой.

Меткий стрелок
Для этого соревнования на стол или скамейку нужно поставить бутылки по количеству игроков. На горлышко каждой бутылки положите лёгкий пластмассовый шарик (для игры в настольный теннис). Каждому ребёнку изготовьте по брызгалке. Её можно сделать из любой пластиковой бутылки, проткнув в крышке отверстие диаметром в 3-5 мм. Брызгалки заполняются водой. Теперь всё готово для состязания в меткости.
Участники игры становятся на определённое расстояние (отмеченное чертой) и с помощью водяной струи из брызгалки пытаются сбить шарики с бутылки. Побеждает тот, кому первому это удалось.

Мокрый бой
Двое или больше детей, вооружившись брызгал-
ками, пытаются облить друг друга водой. Участники игры поочерёдно то уворачиваются
от струи, то, наоборот, идут в атаку на противника, стараясь обрызгать его водой. Перемирие наступает лишь тогда, когда в брыз-
галках заканчивается вода. Победителем в этой игре считается тот, кому удалось больше намочить соперника.

Пятнашки с брызгалками
Игра напоминает традиционные пятнашки, отличаясь от них лишь тем, что водящий не пятнает игроков рукой, а пытается обрызгать их струёй воды. Тот, кого ему удалось облить водой, становится водящим и получает брызгалку. А водящий превращается в игрока.

Перечерпай воду
Для этой игры двум игрокам дать одинаковые тазики или ведёрки с водой и кружки одного объёма. Игроки соревнуются в том, кто быстрее сумеет вычерпать воду из ведра с помощью кружки, перелить её в тазик и при этом не разлить воду.

Водоносы
Каждому игроку дают наполненный до краёв стакан с водой. Дети по сигналу ведущего бегут
к финишу и возвращаются обратно на линию старта. Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

Ребенок всегда с большим удовольствием играет с водой. Но это не только игровая деятельность, но еще и один из самых приятных способов обучения. Занятия с водой поднимают настроение у малышей, дарят им огромное количество положительных эмоций. Особенно важно организовывать игры с водой для детей 2-3 лет в детском саду. Ребенок в этом возрасте познает и лучше усваивает окружающий мир тактильно и эмоционально.

В чем польза игр с водой для малышей

Организовывая занятия с водой в детском саду, воспитатель преследует следующие задачи:

  1. Физическое развитие ребенка, зрительной координации;
  2. Знакомство детей с особенностями окружающей среды, в игровой форме изучаем свойства воды, рассказываем детям, что вода мокрая. Развиваем познавательную деятельность. Например, объясняем малышам, почему их ручки видны сквозь воду;
  3. Обогащается словарный запас;
  4. Вода способствует снятию напряжения, негативных эмоций;
  5. Поддерживаем интерес детей к совместным играм, учим общению в коллективе;

Основные игры с водой для детей 2-3 лет в детском саду

Для организации игровой деятельности с водой подготовьте поролоновые губки, лейки, пластиковые чашечки, крышки, стаканчики, два тазика, фартуки, полотенца.

  • Игра «Вылови шарик». В таз с водой помещают маленькие пластмассовые шарики. Ребенку дают ситечко с ручкой и предлагают выловить шарики из воды. Приготовьте второй пустой таз, в который дети будут складывать выловленные шарики. Эта игра развивает мелкую моторику, аккуратность, ловкость;
  • Игра «Лужа». Для этого занятия потребуется губка, два тазика, один с водой, другой пустой. Воспитатель предлагает детям опустить в тазик с водой губку, а затем выжать ее в пустой таз. Производить действия нужно до тех пор, пока в тазу не закончится вода. Можно преподнести эту игру, как будто дети убрали самостоятельно лужу. Подберите стихотворения про лужу, можно читать его малышам в процессе деятельности;

  • Игру с водой можно совместить с театрализованной сказкой про курочку. К малышам приходит курочка. Расскажите им, что она умеет делать, как говорит, что кушает. Покормите с ребятишками птицу зернышками. Курочка в ответ на заботу принесла много яиц. Вынесите корзинку с вареными яйцами. Предложите детям потрогать их. Скажите, что они гладкие и белые по цвету. Затем налейте в таз воду и положите туда яйца. Игра заключается в том, что дети будут вылавливать их из воды руками и класть в корзинку;
  • «Водопадики». В большой таз налейте воду, дайте детям лейки, чашечки, любые пластиковые емкости, с помощью которых дети смогут набирать воду и переливать ее. Покажите ребятам, как можно выливать воду из одной чашки в другую, меняйте высоту, чтобы получился веселый и шумный водопад;

  • «Дождик». Очень просто организовать для детей игру с лейкой, устраивать дождик. Покажите, как капли падают на воду, как в пустом тазу постепенно образуется большая лужа. Расскажите детям стихотворение про дождик, спойте песенку. После такой игры можно организовать урок творчества. Нарисовать с малышами тучки и дождик;
  • «Тонет не тонет». Соберите различные предметы. Это могут быть пластиковые крышки, кусочки поролона, камешки, пуговицы, бусинки. Предложите детям по очереди кидать предметы в воду и наблюдать: тонут они или нет.