Электроэнергия Будущего(для школы). Виды источников энергии и их использование Что нужно делать

Господин Крот замечает: -Со временем запасы полезных ископаемыхисчерпываются. Поэтому это бесценное при­родное богатство нужно разумно использовать. Рассмотри и расскажи! Составь рассказ«В кладовой полезных ископаемых». ТОПЛИВНЫЕ кТорф г* Природный газ Каменный уголь РУДНЫЕМедная руда Железная руда СТРОИТЕЛЬНЫЕ ■ ;- - ■ . ». "А - % _ ^ " -"Гранит Известняк Песок По страницам Книги важных знаний о природе Полезные ископаемые используются человеком во всех отраслях его жизни. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Какие виды полезных ископаемых ты знаешь?2. Расскажи, как использует полезные ископаемые твоясемья.3. Почему нужно охранять полезные ископаемые?4. Узнай, какие полезные ископаемые добывают в твоёмродном крае.5. Поразмышляй: смогут ли люди найти замену полез­ным ископаемым?


Встреча 18 . ЧЕМ ПОЧВЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ГОРНЫХ ПОГОД? Ты узнаешь, как из горных пород образуется почва. Вспомни! Какое значение имеют горные породы? Чтотакое почва? Рассмотри и поразмышляй! Могут ли растениярасти без почвы?♦ Меня бьют, толкут, режут, переворачивают, а я всё терплю и всем добром плачу.♦ Что самое богатое на свете?..Запомни! ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ П о чва - это верхний рыхлый слой земли, на кото­ ром растут растения. Основное свойство почвы - п л о д о р о д и е. Это способность обеспечивать растения водой с рас­ творёнными в ней питательными веществами и воздухом - источником кислорода для дыхания.♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ Подумай! Свойственно ли плодородие горнымпородам?


Нельзя вырастить урожай на голых камнях. Хотя, ока­зывается, почвы образуются именно из горных по­род, которые под действием тепла и холода, воды иветра постепенно разрушаются, измельчаются и ста­новятся рыхлыми. Процесс разрушения горных породдлится, пока они не перетрутся в песок и глину. Впо­следствии на поверхности горной породы появляет­ся рыхлый слой, куда легко проникают вода и воздух.Тогда в нём могут поселиться не только растения, но иразнообразные мелкие животные. Их остатки, пере­гнивая, превращаются в чёрную однородную массу -перегной. Больше всего перегноя -в чернозё­мах. Поэтому их считают самыми плодородны­ми почвами в мире. ЁжикХитрячок напоминает: - Четвёртая часть всех чернозёмов на Земленаходится в Украине.* * ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ МАТУШКИ ПРИРОДЫ Ольга Кваша. Просторы С помощью картины составь рассказ «Чернозёмы - богатство Украины».


Работаем вместе в группе Рассмотрите и сравните разные почвы, изображён­ные на фотографиях. Чем они похожи, а чем отличаются?Лес Луг Берег моря Чернозём _По страницам Книги важных знаний о природе♦ Почвы образуются из горных пород.♦ Почва - это рыхлый слой земли, на котором растут растения.♦ Основное свойство почв, которое отличает их от горных пород, - плодородие. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Как образуются почвы?2. Сравни горные породы и почвы.3. Объясни, почему плодородие - основное свойствопочвы.4. За что ценят чернозёмы?5. Поразмышляй, что происходило бы на Земле, если быисчезли почвы.


Встреча 19. КАК СОСТАВ ПОЧВЫ ВЛИЯЕТ НА ЕЁ СВОЙСТВА? Ты узнаешь, от чего зависит плодородие почв. Вспомни! Из чего состоит почва? Какое её основноесвойство? Исследовательская лаборатория ИЗУЧЕНИЕ СОСТАВА И СВОЙСТВ ПОЧВЫ В почве есть воздух.Почва состоит из горной 1 породы, песка, глины и перегноя. В почве есть вода. .Запомни! Плодородие почвы зависит от её состава.♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦


Рассмотри, подумай и расскажи! Как почвы обеспе­чивают благоприятные условия для жизни растений? Господин Крот продолжает рассказ: - Для жизни растениям необходимо тепло. Его они получают благодаря Солнцу. Люди рыхлят почву, чтобы в ней было больше воздухадля дыхания растений. Перегной - источник питатель­ных веществ в почве. Но растения могут усвоить их толь­ко в растворённом виде. Поэтому, когда долго нет дож­дей, почва высыхает, питание растений прекращается.Дождевые черви, кроты и другие животные проделываютв почве ходы, куда легко попадают воздух и вода. Так ониспособствуют повышению плодородия. По страницам Книги важных знаний о природе Свойства почвы зависят от её состава.♦ Плодородные почвы обеспечивают растения всем необходимым для жизни. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Докажи, что в почве содержатся воздух, вода, песок,глина и перегной.2. Рассмотри фотографии на странице 54 с изображе­нием почв, распространённых в Украине. Чем отличает­ся их состав?3. Почему перегной улучшает плодородие почвы?4. Какие животные живут в почве и как они влияют на еёсвойства?5. Поразмышляй: может ли человек изменять свойствапочвы?


Встреча 20, с п р о с и м у м а т у ш к и ПРИРОДЫ: КАК ПОВЫСИТЬ ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ? Ты узнаешь, при каких условиях почвы сохраняют плодородие. Вспомни! Что ты знаешь о свойствах почвы? Урожайность растений зависит от почв, на которыхони выращиваются. Поэтому люди должны постояннозаботиться о плодородии почвы. Для этого нужно пра­вильно обрабатывать почву - вовремя разрыхлять, вно­сить удобрения и перегной, бороться с сорняками. Для«оздоровления» почвы на огородах полезно высеватьлекарственные растения: бархатцы, календулу, ромашкуили чеснок. Лесные полосы, насаженные между полями,уберегут почвы от разрушительного воздействия ветров.Зелёные насаждения также помогают во время таянияснега накапливать в почвах больше влаги. Всё это спо­собствует повышению плодородия.& Работаем вместе в паре Рассмотрите и расскажите! Как люди могут помочьпочвам сохранить плодородие? Вопросы и задания от Матушки Природы1. Для чего человек должен заботиться о почвах?2. Почему на поля нужно вносить удобрения и перегной?3. Объясни, для чего высаживают лесные полосы.4. Подбери загадки и пословицы о земле-кормилице.5. Пофантазируй: какой памятник можно установитьукраинским чернозёмам?


Встреча 2 1, ПРОВЕРЬ, КАК ТЫ УМЕЕШЬ ПРИМЕНЯТЬ СВОИ ЗНАНИЯ О ГОРНЫХ ПОРОДАХ И ПОЧВАХ Наши друзья и помощники - госпо­ дин Крот и ЁжикХитрячок -заверяют: - Если ты правильно ответишь на все вопросы и выполнишь задания, то не только получишь отличную оценку, но и сможешь применитьсвои знания о гор­ных породах и почвах.1. Расскажи, где тебе приходилось в природе видетьгорные породы. Вспомни их свойства.2. Поразмышляй и расскажи. Когда в повседневной ж и з­ни ты можешь наблюдать за использованием полезныхископаемых?3. Узнай полезные ископаемые, изображённые на фото­графиях. Придумай сказочную историю об одном из них.4. Объясни, как можно обеспечить плодородие почвы навашем приусадебном участке или на даче.5. Представь, что тебе вместе с одноклассниками пред­ложили построить сказочный дом. Какие полезные иско­паемые понадобятся вам для сторительства?Как ты можешь применить свои знания о горных породахи почвах?


МИНУТКА ЛЮБОВАНИЯ ПРИРОДОЙ Расскажи о том, что изображено на фотографиях. Используй знания о горных породах и почве,полученные на уроках природоведения. Что тебе запомнилось больше всего? Что тебя поразило или удивило? Какие знания ты можешь использовать в повседневной жизни? Какие из них, по твоему мнению, понадобятся тебе в будущем?


С О Л Н Ц Е -и с то ч н и к ЭНЕРГИИ НА ЗЕМЛЕ Дальше ты пошагаешь за новыми знаниями вместе с энергичным мальчиком Током. ТЫ БУДЕШЬ: знать, что такое энергия; понимать, почему Солнце - неисчерпаемый источник энергии и как его энергия превращается в другие виды; уметь объяснять, почему человеку необходимоувеличивать использование чистых и неисчерпаемыхвидов энергии (Солнца, ветра и движущейся воды); применять в жизни знания о важности сохранения тепла и электроэнергии в быту ТЫ НАУЧИШЬСЯ: исследовать, как уменьшить потери тепла и электроэнергии в жилищах


Встреча 22, что т а к о е э н е р г и я И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА? Ты узнаешь о значении энергии и её существовании в разных видах. Вспомни! Что такое окружающий мир? Мир, в котором мы живём, постоянно изменяется. Ве­тер переносит опавшие листья и раскачивает деревья.Волны перекатывают камни, разрушают берега. Авто­мобили двигаются с большой скоростью. Люди ходят,строят, мастерят, переносят и перевозят грузы, думают идействуют. То есть все тела выполняют разную работу.Как это происходит? Какая сила приводит тела в движе­ние? Это - энергия! Именно благодаря ей осуществля­ются все изменения и превращения на Земле. Узнаём значение слова Энергия (от греческого) - деятельность, сила.Откуда ты берёшь энергию? Куда ты тратишь энергию? Мы не можем увидеть, почувствовать или коснуть­ся энергии. Но эта невидимая сила необходима всем ивезде. Потому что никакую работу нельзя выполнить безрасходов энергии. Живым существам для роста, раз­вития и выполнения работы нужна энергия, которую мыполучаем из пищи.


Запомни! .............................. ............ ......................... Энергия - это способность тел выполнять работу и двигаться.♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ Наш новый друг - мальчик Ток сообщает: - Для каждого движения нужна энергия. Её мы получаем от Солнца, ветра, воды и полезных ископаемых. В природе существуют разные виды энергии. Среди них:энергия тепла энергия света Расскажи! С какими видами энергии ты сталкиваешь­ся ежедневно?


Энергияможетпереходитьиз одноговидавдругой. Рас-смотрим пример. Представим, что дома включили элек­трический чайник, настольную лампу и стиральную маши­ну. Таким образом электрическая энергия превращаетсяв энергию тепла, света и движения. Работаем вместе в паре Приведите примеры превращения разных видовэнергии в быту. По страницам Книги важных знаний о природе♦ Все изменения в окружающем мире осущ ест­ вляются благодаря энергии. Существуют разные виды энергии.♦ Энергия переходит из одного вида в другой. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Что нужно телам для движения и выполнения работы?2. Объясни, откуда люди берут энергию для своей жизне­деятельности.3. Какие ты знаешь виды энергии?4. Рассмотри рисунки. Придумай историю о превраще­ниях энергии солнечного луча.5. Проект «Обустраиваем нашу планету». Подготовьтевыставку фотографий «Значение энергии для жизни наЗемле».


Встреча 23. КАК СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ ВЛИЯЕТ НА ПРИРОДУ ЗЕМЛИ? Ты узнаешь, почему без Солнца жизнь на Земле невозможна. Вспомни! Что ты знаешь о Солнце? Солнце - это ближайшая к намзвезда, огромное раскалённоекосмическое тело. С Земли ононам кажется небольшим. Но вдействительности Солнце такоегигантское, что наша планета всравнениисним выглядит крошеч­ной. Расстояние между Землёй иСолнцем очень велико. Поэтомумы не замечаем его настоящегоразмера. Температура на Солнценевероятно высока. Оно светится, как все раскалённыетела, выделяя огромное количество энергии. Именно этаэнергия, попадая на Землю в виде света и превращаясьв тепло, является источником жизни на нашей планете. Благодаря Солнцу движутся тучи, идут дожди, появля­ется радуга, образуется ветер, меняются формы земнойповерхности. Солнце также влияет и на температуру воз­духа. Но главное, что Солнце обеспечивает жизнь на Земле.♦♦Запомни! ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ Зелёные растения питаются благодаря солнечной энергии. Вспомни и расскажи! Почему для жизни на Земле нужны зелёные растения?


Работаем вместе в группе Посоревнуйтесь, какая команда придумает самыйлучший рассказ о значении Солнца для Земли. Исполь­зуйте рисунки-подсказки. Мальчик Ток советует вам составлять свои рассказыпо такому плану. 1. Солнце - источник света и тепла на Земле. 2. Солнце влияет на неживую природу и погоду] 3. Без солнечной энергии не было бы жизни. Работаем вместе в паре Подумайте и расскажите! Почему люди издавнаговорят о Солнце ласково «солнышко ясное» и сочиняюто нём стихи, песни и сказки? Приведите примеры.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ МАТУШКИ ПРИРОДЫ Ольга Кваш а. Солнце С помощью картины расскажи, как влияет Солнце на живую природу Земли. По страницам Книги важных знаний о природе♦ Энергия Солнца - это бесплатная энергия, кото­ рая попадает на Землю в огромном количестве. Людям необходимо учиться использовать боль­ ше солнечной энергии. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Что ты знаешь о солнечной энергии? Расскажи.2. Объясни, как влияет Солнце на неживую природу.3. Докажи, что солнечная энергия необходима для ж и з­ни растений, животных и людей.4. Поразмышляй: что изменится на Земле, если Солнцепогаснет?5. Проект «Обустраиваем нашу планету». Почемулюдям стоит шире использовать солнечную энергию?Своё мнение обоснуй.


Встреча 24. КАКИЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ? Ты узнаешь, почему энергия Солнца, ветра и воды не может исчерпаться. Вспомни! Для чего нужна энергия? Какие источникиэнергии существуют на Земле? Рассмотри, подумай и расскажи! Как люди согрева­лись и освещали свои жилища в древности? Что служилотогда источниками энергии? Жизнь современных людей трудно представитьбез электрического света, разнообразных приборов,бытовой техники, транспортных средств. А для всегоэтого нужно всё больше энергии. На помощь приходятполезные ископаемые. Их добывают из недр Земли ииспользуют для отопления домов, производства элек­троэнергии и горючего для машин. Назови горючие полезные ископаемые./У Работаем вместе в паре Подумайте! За что «уважают» электрическую лампу?


Мальчик Ток рассказывает: - Все полезные ископаемые образовывалисьна Земле очень давно, на протяжении длитель­ного времени и в совсем других природных ус- / дловиях. Например, каменный уголь - это остат- 1Ч\" ^ки огромных деревьев, которых уже давно нет на Земле. При сгорании дрова, торф, каменный уголь, нефть иприродный газ исчезают. Их можно использовать толь­ко один раз. Поэтому запасы полезных ископаемыхпостепенно исчерпываются. А потребности людей вэнергии постоянно растут. Какой выход? Нужно переходить на использование неисчерпаемыхисточников энергии, которые предлагает нам МатушкаПрирода. Это - энергия Солнца, ветра и воды. Онибудут существовать в природе всегда. Недаром ихназывают неисчерпаемыми. По страницам Книги важных знаний о природе♦ Д л я получения энергии сжигают горючие полезные ископаемые. Их запасы со временем исчерпываются.♦ Солнце, ветер и вода -неисчерпаемые источники энергии. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Какими источниками энергии пользовались люди вдревности?2. Изучи, какие источники энергии наиболее широкоиспользуют в наше время.3. Можно ли рассчитывать на то, что полезные ископае­мые при нашей жизни образуются опять? Объясни.4. Какие источники энергии будут существовать вприроде всегда?5. Докажи, что люди должны больше использоватьнеисчерпаемые источники энергии.


Встреча 25. В ЧЁМ ПРЕИМУЩЕСТВА ЭНЕРГИИ СОЛНЦА? Ты узнаешь, почему выгодно использовать солнеч­ ную энергию. Вспомни! Каково значение солнечной энергии дляжизни на Земле? Для получения энергии в наше время продолжаютсжигать полезные ископаемые - уголь, нефть, при­родный газ, а также древесину. При этом происходитзагрязнение окружающей среды. Дым вредит здоровьюлюдей, животных и растений. К тому же запасы полезныхископаемых постепенно исчерпываются. Поэтому человеку просто необходимо шире исполь­зовать чистую, или, как её ещё называют, «зелёную»энергию. В поисках новых способов добычи энергии людиобратили внимание на Солнце. Ведь оно даёт огромноеколичество чистой, практически неисчерпаемой энергии. Подумай и расскажи! Как в живой природе используется солнечная энергия? Мальчик Ток напоминает: - Солнечная энергия издавна помогает ис Ж ш людям: нагревает воду, освещает помещения. Х А В настоящее время всё большее распростра­ нение получают солнечные электростанции,где энергия Солнца превращается в электрическую.Недавно в Крыму была открыта первая солнечная элек­тростанция в Украине, которую ты можешь увидетьна рисунке 1. Она, кстати, самая мощная в мире. Накрышах домов (смотри рисунки 2, 3) всё чаще можноувидеть солнечные батареи. На дорогах - так называе­мые «солнечные» автомашины (смотри рисунок А). Многосовременных приборов, например калькуляторы (смотририсунок 5), заряжаются энергией Солнца.


Работаем вместе в группе Проанализируйте свои записи наблюдений за погодойи установите приблизительное количество солнечныхдней в году. Сделайте вывод: есть ли смысл использо­вать солнечные установки в вашей местности? По страницам Книги важных знаний о природе♦ Солнечная энергия - чистая и неисчерпаемая.♦ В солнечных батареях энергия Солнца превраща­ ется в электрическую. Вопросы и задания от Матушки Природы1. В чём недостатки горючих полезных ископаемых дляполучения энергии?2. Объясни, почему солнечную энергию называютзелёной.3. Почему люди заинтересованы в более широкомиспользовании энергии Солнца? Ка­кие приборы, работающие при помощисолнечной энергии, ты знаешь?4. Подумай, почему солнечную элек­тростанцию построили именно в Крыму.5. Проект «Обустраиваем нашу плане­ту». Предложи собственный проект и с ­пользования солнечной энергии.


Встреча 26. КАК «ПРИРУЧИТЬ» ВЕТЕР? Ты узнаешь об использовании человеком энергии ветра. Вспомни! Что такое ветер? Как он возникает? Рассмотри и расскажи! Какими бывают ветры? Ветры дуют на нашей планете постоянно. Это при­родное явление возникает там, где поверхность Землипо-разному нагревается Солнцем. Особенно часто ветрывозникают над океанами и морями, на их побережьях,а также в горах и степях. Подумай! Почему ветер является источником чистойи неисчерпаемой энергии? Ещё наши далёкие предки начали использовать силуветра для превращения её в энергию движения.С-&]________________________ Работаем вместе в паре Рассмотрите картины Ивана Айвазовского и расска­жите об использовании ветра людьми в древности.


Мальчик Ток сообщает: - Сегодня люди научились превращатьэнергию ветра в электрическую. Ветровые элек­тростанции уже способны обеспечить зелёнойэнергией целые жилые районы и промышленные пред­приятия. А небольшие ветровые установки удобны для«домашнего» использования в приусадебных хозяйствах. Работаем вместе в группе Проанализируйте свои записи наблюдений за пого­дой и установите приблизительное количество ветреныхдней в году. Сделайте вывод: выгодно ли использоватьэнергию ветра в вашей местности? По страницам Книги важных знаний о природе Энергия ветра - чистая и неисчерпаемая.♦ Люди научились превращать её в электрическую. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Почему энергия ветра никогда не исчерпается?2. Расскажи, как ветер помогал человеку в древности.3. В чём преимущества получения электроэнергии припомощи ветра?4. Объясни, почему ветровые электростанции называютэнергией будущего.5. Проект «Обустраиваем нашу планету». Спланируй,как и где можно использовать энергию ветра на нашейпланете.


Встреча 27. ПОЧЕМУ ВОДУ НАЗЫВАЮТ НЕУТОМИМОЙ ТРУЖЕНИЦЕЙ? Ты узнаешь, как используется энергия воды. Вспомни! Какие водоёмы существуют на Земле? Вода всегда двигается. Ручьи и реки текут сверху внизи наконец впадают в моря. Движущаяся вода имеетгромадный запас энергии. Недаром её называют неуто­мимой труженицей. Объясни: почему энергия воды является чистой инеисчерпаемой? Люди издавна использовали энергиюдвижения воды. Чаще всего на реках они строили водя­ные м ельницы, на которых зерно м ололось в муку. Водяные мельницы теперь редкость. Чаще на рекахможно увидеть плотины электростанций, где энергияпадающей воды превращается в электрическую.Водяная мельница Плотина электростанции Неисчерпаемыми источника­ ми энергии может стать движе­ ние воды в океанах и морях. Это движения волн, приливов и отли­ вов, которые в древности люди называли «дыханием» океана.Так выглядит станция, Следовательно, громадный Ми­ которая использует ровой океан содержит гигантское энергию Мирового количество бесплатной энергии, океана но для её использования нужно сооружать специальные станции.


По страницам Книги важных знаний о природе Энергия движения воды - чистая и неисчерпаемая.* Энергию воды можно превращать в электриче­ скую. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Как люди в древности использовали энергию движе­ния воды?2. Узнай, как используют энергию движущейся водыв твоём крае.3. Почему энергию Мирового океана называют неисчер­паемой и ЧИСТОЙ?4. Рассмотри фотографию необыкновенного сооруже­ния, установленного в Англии. Его называют «Поющимдеревом». Поёт это дерево только с помощью энергииветра. Пофантазируй: как можно получать энергию с помо­щью движения воды? Как могло бы выглядеть дерево,которое поёт, благодаря энергии воды, а не ветра?5. Каким источникам энергии - полезным ископаемым,Солнцу, ветру или воде - человек отдаст предпочтениев будущем? Докажи своё мнение.


Встреча 28, к а к ты экономишь тепло И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ? Ты узнаешь о способах сбережения тепловой и элек­ трической энергии в быту. Вспомни! Какие виды энергии ты знаешь? Работаем вместе в группе Посоревнуйтесь! Какая группа составит самыйсодержательный рассказ о том, как электроэнергияпопадает к нам в дом? Объясни! Для чего нужно каждому из нас экономитьэлектрическую энергию, тепло?. .Запомни! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Энергосбережение - это действия, направлен­ ные на экономное использование электроэнергии и тепла.♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ Рассмотри «колесо» энергосбережения. Назови и с­точники чистой энергии.


Подумай и расскажи! Как ты можешь эконо­мить электроэнергию, тепло в своём доме? Мальчик Ток советует запомнить способысохранения тепла и электроэнергии. Закрывая на ночь шторы, можно уменьшить по­ тери тепла через окна. Нужно правильно проветривать помещение зимой. Для этого открывай окно на несколько минут, а не держи часами открытой форточку. Выходишь из комнаты - выключай свет. ПрименяЙтевбытуэнергосберегающиелампы. Попроси родителей поставить твой рабочий стол ближе к окну. Так ты сможешь уменьшить расходы своей семьи на электроэнергию. Напомни взрослым, что светлые обои в комна­ те помогают экономить электроэнергию.* По страницам Книги важных знаний о природе Сберегая тепло и электроэнергию, мы заботимся о своём будущем. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Объясни смысл слова «энергосбережение».2. Как нужно правильно проветривать помещениеЗИМОЙ?3. Как ты лично экономишь электроэнергию и теплоу себя дома? Расскажи.4. Докажи, что сохраняя тепло и электроэнергию, мызаботимся и о природе, и о себе.5. Проект «Обустраиваем нашу планету». Предложиспособы экономии тепла и электроэнергии для сохране­ния природы на нашей планете.


Встреча 29. ПРОВЕРЬ, КАК ТЫ УМЕЕШЬ ПРИМЕНЯТЬ СВОИ ЗНАНИЯ ОБ ЭНЕРГИИ И ЕЁ СБЕРЕЖЕНИИ Мальчик Ток убеждён: - Если ты правильно ответишь на все вопро- .1 и выполнишь задания, то не только получишьотличную оценку, но и докажешь, что понимаешь, откудана Земле берётся энергия и для чего она нужна.1. Исследуй: в какие виды энергии может превращатьсясолнечная энергия?2. Объясни, почему Солнце, ветер и воду называютнеисчерпаемыми источниками энергии.3. Расскажи об использовании человеком энергииСолнца, ветра и воды. Каким образом оно меняется современем?4. Составь рассказ о том, почему нужно экономно ис­пользовать в быту электроэнергию, воду, беречь зимойтепло в жилищах. Какие правила бережливого исполь­зования богатств природы ты планируешь соблюдать всвоей жизни?5. Подготовь творческий проект «Защити природу».Продумай и изготовь плакат, посвящённый энергосбе-


МИНУТКА ЛЮБОВАНИЯ ПРИРОДОЙ Расскажи о том, что изображено на фотографиях. Используй знания о разных видах энергии и её сбережения,полученные на уроках природоведения. Что тебе запомнилось больше всего? Что тебя поразило или удивило? Какие знания ты можешь использовать в повседневной жизни? Какие из них, по твоему мнению, понадобятся тебе в будущем?


■ г> лт ж *ш.ТЕМА ПЯТАЯ Я РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ И СРЕДА ИХ ОБИТАНИЯ Встречай нового гостя - Мудрого Лесовичка, учёного, который поможет тебе узнать о мире живой природы и расскажет о её богатствах. А будет помогать ему Сойка Синекрылка, которая везде летает и всё знает. ТЫ БУДЕШЬ: знать больше о разнообразии растений, животных, грибов, бактерий в природе; особенности строения растений и животных; названия растений и животных своей местности, которые нуждаются в охране, а также о существовании вирусов; понимать важность знаний о значении растений, животных, грибов и бактерий для природы и жизни человека; необходимость создания Красной книги Украины, заповедников и ботанических садов; уметь различать самые распространённые дикорастущие и культурные растения, диких и домашнихживотных, съедобные и ядовитые грибы; размножать растения разными способами и оценивать свою роль в охране природы; применять в жизни правила поведения в природе и знания, необходимые для её охраны ТЫ НАУЧИШЬСЯ: исследовать условия развития растений, цепи питания животных



Встреча 30. КАК «ОПОЗНАТЬ» РАСТЕНИЯ? Ты узнаешь больше о разнообразии растений. Вспомни! Частью какой природы являются растения? Подумай! Какие признаки имеют организмы? Мудрый Лесовичок напоминает: - Всем организмам нужна еда как источник энергии для жизни и развития. Однако способы питания растений и животных очень отличают­ся. Животные питаются другими организмами, которыеони неутомимо разыскивают. А растения никуда не спе­шат. Всё, что им необходимо для питания, есть в окружа­ющей среде. Для питания растениям нужны: солнечныйсвет, воздух; вода и питательные вещества из почвы. Растения, как и все другие организмы, дышат, размно­жаются, растут и развиваются.ПИТАНИЕ ДЫХАНИЕПоглощают Выделяютуглекислый углекислый газ. газ. Поглощают кислород.Выделяюткислород. Поглощают воду и Днем растения дышат и питаются. питательные вещества из почвы. Ночью растения только дышат. №ЧпгД;


Запомни! Растения - это организмы, которые питаются, дышат, размножаются, растут и развиваются.♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ Способность двигаться -важный признак всех живыхорганизмов. Растения, в отличие от животных, кажутсянам неподвижными, но они двигаются, когда растут иразвиваются, поворачивая свои листья и цветы к солнцу. Рассмотри и расскажи! Где тебе приходилось видетьизображённые растения?Водоросли ХвощиПапоротники Хвойные Цветковые. .Запомни! , . . . мхи, Среди растений различают водоросли, хвощи, папоротники, хвойные и цветковые.


Мудрый Лесовичок продолжает рассказ о значении растений: - Представь, что на Земле вдруг исчезли все растения. Тогда без еды останутся и животные, и люди. Исчезнет среда обитания для всехживых существ. Оставшись без защиты растений, обме­леют, пересохнут водоёмы, не останется пресной воды.Из воздуха исчезнет кислород, которым дышат организ­мы. Ведь кислород в воздух поставляютименно зелёныерастения.*Запомни!* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Растения создают условия для жизни на Земле!♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ По страницам Книги важных знаний о природе Растения питаются, дышат, размножаются, растут и развиваются. Растения поставляют в воздух кислород, необхо­ димый для дыхания. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Что нужно растениям дляпитания? Почему растения ночьюне могут питаться?2. Чем отличается питание расте­ний и животных?3. Докажи, что растения - эточасть живой природы.4. В чём проявляется разнообра­зие растений? Приведи примеры.5. Представь, что на Земле ис­чезли растения. Как в связи с этимизменилась бы жизнь людей?


Встреча 31» в ч ё м о с о б е н н о с т и ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ? Ты узнаешь, почему цветковых растений на Земле больше всего. Вспомни! Какое строение имеют цветковые расте­ния? Найди на рисунках органы растений. Цветковыми называют растения, которые имеюткорень, стебель, листок, цветок, плод и семена. Растут цветковые повсюду. А там, где тепла, света, влаги и питательных веществ в почвах достаточно, их оченьмного. Они представлены разными жизненными форма­ми: деревьями, кустами и травянистыми растениями. Такое распространение цветковые растения получилиблагодаря совершенному строению цветка и покрытиюсемечка защитным плодом. Именно среди цветковыхбольше всего культурных растений, которые специальновыращиваются человеком. Нас окружают преимущественно цветковые растения.Их на Земле намного больше, чем всех других вместевзятых.


Г&]________________________ Работаем вместе в паре Рассмотрите разнообразие форм и окраски цветов,плодов и семян у цветковых растений.Разнообразие цветковых растенийЦветы СоцветияРазнообразие плодов и семянСочные плоды Сухие плодыМудрый Лесовичок спрашивает:- Знаете ли вы, что такое гербарий?


Узнаём значение слова Гербарий (от латинского слова трава) - коллек­ция специально собранных и засушенных для научногоизучения растений.: По страницам Книги важных знаний о природе♦ Цветковые -самая распространённая группа рас­ тений на планете. Их органы: корень, стебель, ли­ сток, цветок, плод и семена.♦ Для научного изучения растений собирают гербарии. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Какое строение имеют цветковые растения?2. Почему цветковых растений на Земле больше всего?Объясни.3. Докажи, что цветы и плоды с семенами очень разно­образны.4. Составь рассказ о строении своего любимого цветко­вого растения.5. Расскажи, для чего нужны гербарии.


Встреча 32. КАКИЕ РАСТЕНИЯ НАЗЫВАЮТ ХВОЙНЫМИ? Ты узнаешь больше об особенностях строения хвой­ ных растений. Вспомни! Какие органы есть у цветковых растений?И Работаем вместе в паре Сравните яблоню и ель. Чем отличаются они по стро­ению? Мудрый Лесовичок рассказывает: - В отличие от яблони, у ели ветки распола­ гаются на стволе кольцами. За один сезон на­ растает одно кольцо. Поэтому по их количествуможно установить возраст дерева. А листья у ели игло­образные и называются хвоей. Ель не цветёт. А вместосочных плодов у неё - шишки...Запомни! ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ Хвойные растения - это вечнозелёные деревья и кустарники. Они имеют корень, деревянистый стебель, игольчатые листья-хвоинки и шишки с семенами.♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ МАТУШКИ ПРИРОДЫ Какие растения изображены на картинах Ивана Труша? Объясните своё мнение.* Работаем вместе в группе Исследуйте и расскажите! Какое значение имеютхвойные растения для природы и жизни человека? По страницам Книги важных знаний о природе Хвойные растения - вечнозелёные деревья и кустарники. Они отличаются от цветковых отсут­ ствием цветков и плодов, листьями-хвоей.♦ Семена у хвойных растений образуются в шишках. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Приведи примеры хвойных растений.2. Можно ли по внешнему виду установить приблизи­тельный возраст ели?3. Какое строение имеют хвойные растения?4. Исследуй: какие деревья преобладают в твоейместности - лиственные или хвойные?5. Подумайте: почему новогодними деревьями являют­ся хвойные, а не цветковые растения? Как можно остано­вить уничтожению хвойных деревьев перед новогоднимипраздниками?


Встреча 33. КАК ПОЯВИЛИСЬ КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ? Ты узнаешь, почему все культурные растения - «внуки» дикорастущих. Вспомни! Какие цветковые и хвойные растения выра­щивает человек? Рассмотри и расскажи! Где тебе приходилось видетьэти растения? Как человек их использует? Мудрый Лесовичок рассказывает: - Люди издавна выращивают разнообразные растения для себя: пшеницу, рожь, морковь, кукурузу, яблони, груши. Все они происходят от дикорастущих. Например, дикорастущий кустшиповника стал «дедушкой» для огромного количества«внуков» и «внучек» - культурных сортов роз. Некоторыерастения, например картофель или огурцы, уже не м о­гут вырасти без заботы человека. Их нужно посадить илипосеять, прополоть, уничтожить сорняки и вредителей,вовремя собрать. А вот липа и калина не нуждаются втаком тщательном присмотре, даже если их посадил че­ловек. Они прекрасно чувствуют себя в природе: растут,развиваются, образуют семена, из которых вырастают


молоденькие растения. Бывает и так, что случайно рас­сыпанные семена культурных растений прорастают сре­ди дикорастущих. Но настоящие культурные растения изних уже не получатся, ведь никто о них не заботился.КАК ЧЕЛОВЕК ИСПО Л ЬЗУЕТ КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯУпотребляет Кормитв пищу животныхЛечит Производитболезни ткани Украшает жилища I * По страницам Книги важных знаний о природе Растения, которые человек специально выра­ щивает для своих потребностей, называются культурными. Все они происходят от дикорастущих. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Для чего на Земле выращивают культурные растения?2. Чем культурные растения отличаются от дикорасту­щих?3. На какие группы по назначению можно разделитькультурные растения? Приведи примеры.4. Исследуй и расскажи, какие культурные растения рас­пространены в твоей местности.5. Проект «Обустраиваем нашу планету». Какиекультурные растения вы хотели бы выращивать нанашей планете? Объясните, для чего.


Встреча 34. КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫ РАСТЕНИЯМ ДЛЯ ЖИЗНИ? Ты узнаешь, как среда обитания влияет на растения. Вспомни! Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? ..Запомни! Среда обитания, или окружающая среда, - это всё то, что окружает растения и влияет на них. ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ Работаем вместе в паре Рассмотрите рисунок и составьте по нему рассказ об условиях жизни растений в окружающей среде. Кислоро] Свет Тепло Воздух Углекислый газ Вода и Вода вещества Почва Растения не могут существовать без света, тепла, во з­ духа., воды и питательных веществ - разнообразных солей, которые содержатся, как правило, в почве.,т>


Мудрый Лесовичок рассказывает: - Без солнечного света невозможно питаниезелёных растений. Но условия жизни на нашейпланете различны. В горах, пустынях и степяхпостоянно существует излишек света. А в тём­ных лесах, пещерах и на дне водоёмов его, наоборот, -слишком мало. Кроме того, освещение в течение годаменяется. Поэтому растения вынуждены приспосабли­ваться к разным условиям жизни.Подснежник Горицвет весенний СоснаВороний глаз Плющ Ель Работаем вместе в группе Сравните внешний вид сосны и ели. Докажите, чтоодно из этих хвойных деревьев любит свет, а другоеможет расти и в тени.


Важным условием существования растений являет­ся тепло. Но каждому растению для роста и развитиянужно разное его количество. Поэтому различают тепло­любивые и холодолюбивые растения.I Г/Ъ Л, ------- а ^; (Теплолюбивые 1 Холодолюбивые Л Виноград СмородинаБаклажан Капуста По страницам Книги важных знаний о природе* Всё, что окружает растение и влияет на него, - это среда его обитания.* Свет, тепло, воздух, вода и питательные вещест­ ва - необходимы для существования растений.* Растения могут приспосабливаться кжизнивусло- виях с разным освещением и количеством тепла. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Что называют окружающей средой?2. Какие условия необходимы для существованиярастений?3. Поразмышляй: почему подснежники и пролескизацветают в лесах до распускания листьев на деревьях?4. Понаблюдай: какие растения в местности, где тыживёшь, любят свет, а какие могут расти в тени?5. Какие ты знаешь теплолюбивые растения? Выращи­вают ли их в той местности, где ты живёшь?


Встреча 35, КАК РАСТЕНИЯ ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ К РАЗНЫМ ПРИРОДНЫМ УСЛОВИЯМ? Ты узнаешь о том, как растения «научились» выживать в различных условиях. Вспомни! Какие условия необходимы для существо­вания растений? Работаем вместе в паре Поразмышляйте: могут ли растения жить без воды? Вода является одним из важнейших условий существо­вания растений. Когда её недостаточно, они могут дажепогибнуть. Поэтому растения, которые растут в засуш­ливых местах, «научились» её добывать и сохранять. Работаем вместе в группе Рассмотрите и расскажите, как растения засушли­вых степей экономят воду. Используйте такие слово­сочетания: длинный корень, накопление воды в сочныхлистьях и корнях.


Растения пресных водоёмов живут в условиях излиш­ка воды. Они приспособились к жизни в толще воды и надне, в прибрежной зоне и на водной поверхности.Кубышка жёлтая Ряска4л. $ I *Щ" Уу4" !";Й1№Й \Рогоз Щ Щ Ь Кувшинка белая Подумай! Какие растения и почему называют влаго­любивыми? Для существования растений также необходимы воздух и почва. Растения приспособились к жизни в почвахс разным плодородием. По страницам Книги важ ны х зн а ни й о природе♦ Растения приспособились к разным условиям жизни. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Как степные растения приспособились к недостаткуводы?2. Приведи примеры влаголюбивых растений.3. Придумай сказку о дружбе воды и растений.4. Составь план рассказа о значении почвы для жизнирастений.5. Будь исследователем: какие условия «нравятся» тво­ему любимому комнатному растению?


Встреча 36. КАК РАЗМНОЖАЮТСЯ РАСТЕНИЯ? Ты узнаешь больше о способах размножения растений. Вспомни! На какие группы делятся культурныерастения? Работаем вместе в группе Составь рассказ о распространении семян в природе. Жизнь каждого цветкового и хвойного растенияначинается из семечка. После полного дозреваниясемени у одних растений (преимущественно у дере­вьев) должен пройти период зимнего покоя. У другихрастений (фасоль, пшеница) семена могут прорастисразу же после того, как дозреют. Для роста и разви­тия семенам нужно попасть в тёплую почву, в которойдостаточно воды и воздуха, содержащего кислород длядыхания. Кроме того, внутри каждого семечка всегдахранится определённый запас питательных веществ,помогающих растению питаться в начале его жизни. Расскажи, как отличаются по форме и размерамсемена цветковых и хвойных растений.♦♦Запомни! ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ Новое растение можно вырастить из семени.♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦


Другой способ размножения заключается в выращи­вании новых растений из частей корня, стебля, листьев. РАЗМНОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙСеменами Стеблевым черенкомЛуковицами Клубнями Усами По страницам Книги важных знаний о природе♦ Новое растение можно вырастить из семечка или из отдельной части корня, стебеля, листка. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Где «прячутся» семена у цветковых, а где - у хвойныхрастений?2. Какие существуют основные способы размножениярастений?3. Могут ли в природе растения размножаться безсемян?4. Подумай: правильно ли называть клубни картофелясеменами? Узнай: где находятся семена в картофеле?5. Как можно размножить твоё любимое растение?


Встреча 37» КАК ЖИВОТНЫЕ влияют НА ПРИРОДУ ЗЕМЛИ? Ты узнаешь больше о разнообразии животных. Вспомни! На какие группы делятся животные? Мудрый Лесовичок напоминает, что животныепитаются, дышат, размножаются, растут и развиваются. Работаем вместе в паре Составьте список животных, которых вы можете уви­деть в вашей местности. Попробуйте распределить их погруппам: насекомые, рыбы, птицы и звери. Рассмотри и расскажи! Как отличаютсяживотные по размерам и строению? Сойка Синекрылка подсказывает: - Некоторых животных мож­но увидеть только под микроско­пом. А синий кит длиннее, чем трибольших автобуса.


Значение животных в природе огромно. Если бы ненасекомые-опылители, у растений не образовывалисьбы плоды с семенами. Именно животные способствуютрасселению растений, распространяя их по всей Земле.Без активной деятельности животных не возникли бы по­чвы. Ведь дождевые черви и другие животные постоянновносят в почву остатки растений, измельчают их и такимобразом способствуют образованию перегноя. Междурастениями и животными в природе существует неразрывная взаимосвязь. Животные также выполняют в при­роде роль «санитаров». Водные животные очищают водуот загрязнения. А чистота воды не менее важна, чем чи­стота воздуха и земли. Для жизни людей животные всегда были очень важ­ны. Наши далёкие предки жили исключительно за счётохоты и рыболовства. Животные давали им пищу, одеж­ду, жильё, лекарства и даже свет. Роль диких животныхсо временем взяли на себя домашние. Они обеспечи­ли человечество продуктами питания и сырьём: кожей,шерстью, шёлком, воском, а также служили безотказным«транспортом». "■"■та По страницам Книги важных знаний о природе♦ Мир животных очень разнообразен.♦ Животные играют важную роль в жизни природы и людей. Вопросы и задания от Матушки Природы1. Докажи, что животные - часть живой природы.2. На какие группы делится мир животных?3. Приведи примеры животных, резко отличающихсясвоими размерами.4. Составь рассказ о роли животных в жизни растений.5. Представь, что на Земле исчезли животные. Рас­скажи, как после этого изменилась бы жизнь людей ирастений.

>> Источники энергии

§ 6. Источники энергии

Источники энергии бывают возобновляемые и невозобновляемые. Подробнее и те и другие мы рассмотрим в третьей части учебника. Пока познакомимся с ними в общих чертах.

Возобновляемые источники энергии

Огромные количества солнечной энергии постоянно поступают на Землю. Примерно треть этой энергии отражается атмосферой Земли, 0,02 % используется растениями для фотосинтеза, а остальное идет на поддержание очень многих природных процессов: обогрев земной коры, океана и атмосферы, движение воздушных масс (ветер), волн, океанских течений, испарение и круговорот воды.

Эта огромная энергия, поступающая на Землю, тем не менее не ведет к всеобщему потеплению, потому что после того, как она прошла через природные процессы, она излучается обратно в космическое пространство. В течении миллионов лет природа приспособилась к этим огромным потокам энергии и достигла всеобщего теплового равновесия.

Когда мы используем возобновляемые источники энергии, мы делаем это двумя путями. Можно использовать солнечную энергию напрямую, например, в солнечных батареях. Большие панели солнечных батарей вы наверняка видели на наших обитаемых космических станциях. В солнечной батарее световая энергия Солнца превращается в электрическую энергию. В тех местностях, где в году много солнечных дней, можно установить солнечные батареи на крыше и использовать энергию Солнца в бытовых целях. Есть даже проекты автомобилей, которые движутся за счет энергии, вырабатываемой в солнечной батарее, установленной на крыше такого автомобиля.

Рис. 1.1. Энергетический баланс Земли без вмешательства человека

Второй путь - использовать энергию того или иного природного процесса. По такому пути мы идем, используя энергию воды в гидроэлектростанциях, энергию морских приливов в приливных электростанциях, энергию ветра в ветровых электростанциях.

Рис. 1.2. Энергетический баланс Земли при использовании возобновляемых источников энергии

При использовании возобновляемых источников энергии увеличение энергопотребления на Земле не нарушает всеобщее тепловое равновесие и не приводит к всеобщему потеплению. Мы не изменяем количество энергии, поступающей на Землю и уходящей с Земли (рис. 1.1, 1.2). Отсюда первое преимущество таких источников энергии - они не наносят вреда природе.

Возобновляемые источники энергии постоянно пополняют свою энергию от Солнца, и их хватит на миллионы, если не на миллиарды лет - до тех пор, пока существует Солнце. Это их второе преимущество.

Невозобновляемые источники энергии

Множество различных природных соединений, содержащих большие запасы энергии, находится в недрах Земли. Важнейшие из них - нефть, уголь, природный газ, торф и уран.

Рис. 1.3. Энергетический баланс невозобновляемых источников энергии без вмешательства человека

Первоначально энергия, запасенная в этих источниках, также в основном исходила от Солнца. Тем не менее это невозобновляемые источники. Невозобновляемые потому, что только ничтожное количество солнечной энергии каждый год превращается в энергию невозобновляемых источников, и нужны миллионы лет, чтобы эти ничтожные количества выросли до больших залежей угля, нефти, газа или урана. Энергия невозобновляемых источников хранится только на Земле. Пока человечество не начало использовать невозобновляемые источники, количество запасенной в них энергии оставалось неизменным (рис. 1.3).

Но как только люди стали использовать невозобновляемые источники, количество запасенной в них энергии стало необратимо уменьшаться (рис. 1.4). Скорость, с которой мы расходуем невозобновляемые источники энергии, во много раз превышает скорость их образования. Поэтому рано или поздно они будут исчерпаны. Это их первый недостаток.

Рис. 1.4. Энергетический баланс невозобновляемых источников энергии при использовании их человеком

Надо стремиться расходовать как можно меньше энергию невозобновляемых источников и как можно больше - возобновляемых. Если мы используем дрова для отопления и взамен срубленных деревьев сажаем и выращиваем новые - это, без сомнения, возобновляемый источник энергии.

Второй большой недостаток таких источников энергии - они наносят огромный вред природе. Отрицательные последствия использования невозобновляемых энергоисточников мы подробно рассмотрим в третьей части этой книги. Почему же человечество продолжает использовать невозобновляемые энергоисточники, несмотря на их недостатки? На это есть несколько при- чин: экономические (желание получить сиюминутную прибыль), психологические (нежелание менять привычный уклад жизни) и даже политические (энергия - это власть). Подробнее мы обсудим это в следующей части.

В заключение приведем таблицу, которая схематически показывает, какие достоинства и недостатки у наших самых обычных и распространенных энергоисточников, и какие послед- ствия для окружающей среды влечет за собой их использование. Как видите, нет ни одного идеального энергоисточника. Тем не менее, существует большая разница между энергоисточниками с точки зрения опасности для окружающей среды.

Подумайте и ответьте

  1. Что означает выражение «возобновляемый источник энергии»?
  2. Что означает выражение «невозобновляемый источник энергии»? Можно ли понимать это выражение буквально?
  3. Почему использование невозобновляемых источников энергии ведет к всеобщему потеплению, а использование возобновляемых - нет?
  4. Какие источники энергии - возобновляемые или невозобновляемые - человечество использует в основном сейчас для производства энергии?

4-9 классы. Учебное пособие для средней школы. СПб. 2008. - 88 стр., илл. И. Лорентзен.

Экология для 7 класса, учебники и книги по экологии скачать , библиотека онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Когда становится в комнате темно, ты включаешь свет. Когда тебе холодно, ты включаешь обогреватель. На это все тратится энергия. А откуда же берется энергия, которая так необходимая каждому из нас?

Для получения электроэнергии, которая в твоей розетке, сжигается уголь, нефть и природный газ. Но можно получить энергию и другим путем, например от Солнца, ветра, воды, биомассы и горячих источников.

1. Рассмотри рисунки. На них изображено два пути получения энергии. Какой из них наносит ущерб окружающей среде, а какой — нет? Запиши свои ответы под рисунком и обоснуй их.

2. Знаешь ли ты, какие еще бывают возможности получения электроэнергии? Расскажи о них.

Запасы угля, нефти и природного газа в ближайшее время могут исчерпаться. Такая же проблема с ураном, на котором работают атомные электростанции. Эти источники энергии и называются не возобновляемыми, потому что они могут закончиться.

Возобновляемой энергии нужны непочатые источники, такие как Солнце, ветер, вода, биомасса и тепло Земли. Как долго будет существовать Земля, столько еще времени будет светить Солнце, будет дуть ветер и будет течь вода?

ЗАДАЧА :

1. Которое из этих утверждений правильное? Подчеркни.

— большую часть электроэнергии мы получаем из не возобновляемых ресурсов;

— не возобновлённые ресурсы являются неисчерпаемым источником электроэнергии.

2. Обсуди с друзьями, какую пользу или вред приносит человеку использования

Уголя, нефти и природного газа.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ

Во время горения угля, нефти и природного газа образовывается много углекислого газа. Он согревает земную атмосферу, создает парниковый эффект и содействует климатическим изменениям.

СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ

Солнце — самый большой источник энергии на Земле. С помощью солнечной батареи можно превратить солнечную энергию в электрическую. Для этого используется разное оборудование: от маленьких солнечных батарей, которые в твоем калькуляторе, до огромных солнечных панелей, которые могут занимать всю крышу дома. Солнечную энергию можно получить везде. Этот источник энергии не сопровождается выбросами вредных газов и есть экологически чистым. И хоть преобразование солнечной энергии в электрическую довольно дорогое, но за этим — будущее

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ

Немецкие ученые подсчитали, что 16 000 кв. км солнечных тепловых электростанций в Северной Африке, соединенные с Европой высоковольтными линиями электропередач, могут вырабатывать достаточно электричества для обеспечения всей Европы. А строительство солнечных электростанций на 1\% площади всех пустынь (территория равная площади Австрии) может удовлетворить общемировые нужды в энергии.

Специальным местом, где вырабатывают большое количество электрического тока из энергии Солнца являются солнечные электростанции. С помощью зеркала сюда фокусируются солнечные лучи, которые нагревает в специальном котле жидкость до 400°С. Жидкость в специальных теплообменниках превращаются в пар, а пар в свою очередь вращает турбину, связанную с генератором, который и вырабатывает электрический ток.

1. Прочитай текст и запиши, какую пользу приносит человеку использования солнечной энергии. Подумай, какой вред это наносит, И запиши в столби рядом.

2. Под каким углом должны стоять солнечные батареи, лишь бы получить оптимальное количество солнечного света?

ОПЫТ №1.

Руки можно согреть не только с помощью варежек, а и на солнце. Как же сделать так, чтобы тепло было более сильным? ПРОВЕДЕМ ОПЫТ. ЧТО НАМ НУЖНО :

Картон, фольга, клей, ножницы, циркуль, линейка и карандаш.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ:

1. На бумаге с помощью циркуля нарисуй круг диаметром 12 см. Наклей круг на алюминиевую фольгу.

2. Сложи круг вдвое и сделай по центру такое отверстие, чтобы можно было вставить указательный палец.

3. Разреж круг до половины, сложи одну сторону поверх другой и склей их между собой. Сторона с фольгой должны быть внутри.

4. Теперь одень круг на указательный палец и подержи его на Солнце.

БУДЬ ОСТОРОЖНЫМ! МОЖНО ОБЖЕЧЬСЯ!

Сила Ветра

Человек уже давно приручил ветер. С помощью хорошего ветра морские суда добирались к намеченной точки на земном шаре. Энергию ветра использовали в ветряных мельницах для переработки леса, как мельничный механизм, как помпу для перекачивания воды и нефти. Теперь уже настало время ветроэлектростанций. Из ветровой энергии вырабатывают электрический ток. При этом не образовывается ни углекислый газ, ни другие вредные вещества. Сила ветра — экологически чистый источник энергии.

Есть люди, которые выступают против ветровых электростанций. Общества защиты животных обеспокоены тем, что огромные крылья ветряных мельниц могут повредить птицам. Население, которое проживает рядом с ветровыми электростанциями, жалуется на яркий свет, и на шум, который создает ветровое колесо. Специалисты считают — польза от энергии ветра превышает ее вред.

Электрическая энергия из соломы и мусора? Звучит смешно, но это так! В большом, герметически закрытом резервуаре, который называется биореактор, перемешиваются отходы животных и остатки растительной биомассы. Бактерии начинают эту смесь разлагать. При этом возникает биогаз. Его можно сжечь и получить электроток или энергию для автомобильного биодизеля. Остальное с биореактора используют как удобрение для полей. Преимущество биологического топлива сравнительно с другими видами — то, что оно полностью разлагается микроорганизмами и потому не вредно для окружающей среды.

Одним из источников биомассы являются леса. При переработке 3-4 мл тонн древесины образовываются отходы, энергетический эквивалент которых составляет 1,1-1,2 мл тонн нефти.

Этот опыт показывает, как бактерии расщепляют биомассу в бутылке и при этом образовывается газ.

200 г измельченного мусора из кухни (например, картофельная шелуха, остатки овощей, листву салата и т. п.);

    5 столовых ложек земли и немного теплой воды;

    Чайная ложка сахара;

    Пластиковая бутылка и воздушный шарик.

1. Поместите в бутылку измельченный мусор и землю. Все это хорошо перемешайте.

2. Добавьте столько теплой воды, что бы бутылка была заполнена до половины, потом добавьте сахар.

3. Оденьте на бутылку воздушный шарик, чтобы воздух не выходил из сосуда.

4. Поставьте бутылку в теплое темное место и подождите три дня. Шарик должен надуться.

Если этого не случится, то оставьте ее еще на два дня! Объясните, что происходит?

Также биогаз можно получить с деревьев и их отходов.

спички; металлический наперсток;

Алюминиевая фольга; цветной провод; щипцы, игла, свечка.

1. 2-3 спички поместите в наперсток (спички должны быть без серы}. Плотно накройте наперсток фольгой и закрепите проводом. ‘

2. Подержите наперсток над свечкой 1 -2 мин.

3. Поставьте наперсток на поверхность (будьте внимательны — он горячий), с помощью иглы сделайте маленькое отверстие в фольге.

У нас под ногами является мощный источник тепла, которое мы на поверхности Земли не ощущаем. Но если бурить Землю вглубь, то температура будет повышаться. Это тепло находится в недрах еще со времен возникновения планеты. Извержение вулканов наглядно свидетельствует об огромном температуре внутри Земли. Ученые оценивают температуру земного ядра в тысячу градусов Цельсия. Она постепенно снижается от горячего внутреннего ядра к поверхности Земли.

«Страна ледников», так называют Исландию, эффективно использует гидротермальную энергию своих недр. Здесь известно свыше 700 термальных источников, которые выходят на земную поверхность. Около 60\% население пользуется геотермальными водами для обогрева домов.

Вода имеет большую силу. Чем быстрее течет вода, тем больше её сила и тем больше энергии из этого может получить человек.

Гидроэнергетическое оборудование в основном устанавливают на больших равнинных реках, но иногда — и на маленьких горных. Построенные дамбы задерживают водные потоки. Вода поднимается и образовывается водохранилище. Из него вода вытекает через трубы к турбинам, а те в свою очередь связаны с генератором, который вырабатывает ток.

Гидроэлектростанция — общепризнанный образец получения энергии, который не

Загрязняет воздух. Но вредное влияние на екосистему все же существует. Это поля

Рощи. Для работы гидроэлектростанций необходимо затопление значительных

Площадей плодородных грунтов. Очень страдает от ГЭС рыба. Она не может проходить

Сквозь плотины к местам своих обычных нерестилищ. Много рыбы и планктонов гибнет

в лопатах турбин.

Из — за строительства каскада водохранилищ на Днепре затоплено и уничтожено свыше 6 тысяч населенных пунктов, переселено свыше 3 млн. человек.

Имеет как положительные, так и негативные стороны

1. Использование гидроэнергии Заполни таблицу.

2. Нарисуй плакат, который расскажет, как человек использовал энергию воды 100 лет.

По своей сути энергия является общепринятой мерой различных форм движения материи и принята во всём мире в качестве меры перехода движения материи из одной формы в другую. Эти вопросы достаточно подробно рассматриваются в школьном курсе физики.

Наверняка многие из наших читателей вспомнят и о видах энергии, про которые рассказывают в школе. Самой первой в этом списке оказывается кинетическая энергия - энергия механической системы, зависящая от скоростей движения её точек. Следом изучаются:

  • Потенциальная энергия.
  • Электромагнитная энергия.
  • Гравитационная энергия.
  • Ядерная энергия.
  • Энергия взрыва.
  • Химический потенциал .

Эти виды энергии имеют физический смысл. Но как только речь заходит о солнечной энергии или об энергии ветра, мы уже сталкиваемся с описательным смыслом. Практически все из перечисленных видов энергии сегодня активно используются человеком и нередко предстают перед нами в различных формах. Но в быту мы сталкиваемся, главным образом, с теплом и светом. С них и начнём.

Источники энергии

Когда речь заходит об источниках энергии которые позволяют обеспечивать электро- и теплоснабжение и не только их, первое, что приходит на ум - полезные ископаемые. Примерно здесь и начинается самое интересное. По имеющимся данным, да и без них тоже, очевидно, что с годами энергопотребление растёт просто невероятно.

Так вот, все существующие и известные на сегодняшний день науке источники энергии можно разделить на две большие группы: невозобновляемые и постоянные (или возобновляемые, если угодно). К первым относятся полезные ископаемые : уголь, газ, нефть, радиоактивные элементы. Во вторую категория попадают вода, ветер, солнечный свет, геотермальные источники.

И если воду уже активно используют, то над ветром и светом пока раздумывают. На сегодняшний день вопрос о наиболее эффективных способах использования энергии ветра и солнца является одним из самых обсуждаемых. Ведь эти источники не просто возобновляемые - они практически неисчерпаемы.

Способы получения

Если обратиться к цифрам, они расскажут о том, что 75% всей вырабатываемой сегодня энергии получают из угля и прочих ископаемых. Практически в каждом крупном городе есть тепло-электростанция (ТЭС), государственная районная электростанции (ГРЭС) или теплоэлектроцентраль (ТЭЦ). Они-то и "раздают" тепло и свет в наши дома.

Главным источником энергии для этих предприятий является каменный уголь, который ежедневно сжигают сотнями тонн, чтобы мы могли хранить продукты в холодильнике, смотреть телевизор или печь пироги в электрической духовке.

Такой способ получения энергии экологичным назвать можно только с очень большой натяжкой. С использованием энергии воды дела обстоят чуть лучше, но и здесь не без бед и, простите за каламбур, подводных камней.

Строительство гидроэлектростанций (ГЭС) не только обходится в солидные суммы, но и связана с такими необратимыми изменениями ландшафтов, как вырубка леса на месте строительства, само строительство, а также с организацией водохранилищ. Много ГЭС построить нельзя: не каждая река может дать необходимую энергию.


Что касается атомных электростанций (АЭС), то этот вопрос является одним из самых острых. После трагедии в Чернобыле и недавних событий на АЭС "Фукусима" целесообразность использования атомной энергетики вызывает всё больше сомнений. Особенно с учётом того, что "экологически чистый" атом может натворить таких бед, что хватит не на одно поколение.

В общем, получать энергию можно из многих источников, но можно ли её сохранять, да ещё и достаточно длительное время и в больших объёмах? Попробуем выяснить.

Сохранение энергии

Энергия, конечно, не зерно и не картошка, но её тоже можно собрать и даже какое-то время хранить, постепенно расходуя. Самые простые примеры устройств для накопления энергии:

  • пружина
  • маховик
  • аккумулятор.

Все они работают по-разному. У пружин энергоёмкость высокая, места они занимают немного. И сохранять накопленную энергию они могут очень и очень долго. Сколько пружина может пробыть в сжатом состоянии? Зависит от качеств материала, из которого она сделана.

Большой популярностью пользуются различные маховики, также способные сохранять и передавать достаточно большое количество энергии. Правда, устройства эти характеризуются рядом недостатков, среди которых - неустойчивость при внешних воздействиях.

Аккумуляторы имеют как плюсы, так и минусы. Даже при правильной эксплуатации они рассчитаны на ограниченное число циклов. А при несоблюдении условий вырабатывают свой ресурс значительно быстрее. Впрочем, для мобильных устройств и автомобилей аккумуляторы весьма удобны.


Возможно и накопление энергии за счёт теплоёмкости. К сожалению, подобные накопители либо чрезвычайно дороги, либо недолговечны. Хотя теоретически они способны работать практически вечно.

Наибольшее распространение получили электрические накопители. Самые массовые из них - обычные радиотехнические конденсаторы. Они обладают огромной скоростью накопления и отдачи энергии, способны работать в широком диапазоне температур многие годы. Разделяют их на два класса: неполярные (не содержащие жидкого электролита) и полярные (обычно электролитические).

Есть у конденсаторов и недостатки: во-первых, очень малая удельная плотность запасаемой энергии и, как следствие, небольшая ёмкость; во-вторых, малое время хранения энергии. В итоге область применения конденсаторов ограничивается различными электронными схемами и кратковременным накоплением.

  • Большая Советская Энциклопедия
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Энергия".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Энергетика".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Электрический аккумулятор".
  • Маргулова Т.Х. Атомные электрические станции.
  • ГОСТ 15596-82. Источники тока химические. Термины и определения.
  • Фейнман Ричард. Фейнмановские лекции по физике.
  • Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теоретическая физика.

Используемую в быту и промышленности, мы добываем на поверхности или в ее недрах. Например, во многих слаборазвитых странах жгут древесину для отопления и освещения жилищ, тогда как в развитых странах для получения электроэнергии сжигают различные ископаемые источники топлива - , . Ископаемые виды топлива представляют собой не возобновляемые источники энергии. Их запасы восстановить невозможно. Ученые сейчас изучают возможности использования неисчерпаемых источников энергии.

Ископаемые виды топлива

Уголь, и газ - невозобновляемые источники энергии, которые сформировались из остатков древних растений и животных, обитавших на Земле миллионы лет назад (подробнее в статье « «). Эти виды топлива добываются из недр и сжигаются для получения электроэнергии. Однако использование ископаемых источников топлива создает серьезные проблемы. При современных темпах потребления известные запасы нефти и газа будут исчерпаны уже в ближайшие 50 лет. Запасов угля хватит лет на 250. При сжигании этих видов топлива образуются газы, под воздействием которых возникает парниковый эффект и выпадают кислотные дожди.

Возобновляемые источники энергии

По мере роста численности населения (см. статью « «) людям требуется все больше энергии, и многие страны переходят к использованию возобновляемых источников энергии - солнца, ветра и . Идея их применения пользуется широкой популярностью, так как это - экологически чистые источники, использование которых не наносит вреда окружающей среде.


Гидроэлектростанции

Энергию воды используют на протяжении многих веков. Вода вращала водяные колеса, использовавшиеся для разных целей. В наши дни построены огромные плотины и водохранилища, и вода применяется для выработки электроэнергии. Течение реки вращает колеса турбин, превращая энергию воды в электроэнергию. Турбина связана с генератором, который вырабатывает электроэнергию.


Земля получает громадное количество . Современная техника позволяет ученым разрабатывать новые методы использования солнечной энергии. Крупнейшая в мире солнечная электростанция построена в пустыне Калифорнии. Она полностью обеспечивает потребности 2000 домов в энергии. Зеркала отражают солнечные лучи, направляя их в центральный бойлер с водой. Вода в нем кипит и превращается в пар, который вращает турбину, связанную с электрогенератором.

Энергия ветра используется человеком уже не первое тысячелетие. Ветер надувал паруса и вращал мельницы. Для использования энергии ветра создавались самые разнообразные устройства, предназначенные для выработки электроэнергии и для других целей. Ветер вращает лопасти ветряка, приводящие в действие вал турбины, связанной с электрогенератором.

Атомная энергия - тепловая энергия, выделяющаяся при распаде мельчайших частиц материи - . Основным топливом для получения атомной энергии является - , содержащийся в земной коре. Многие люди считают атомную энергию энергией будущего, но ее применение на практике создает ряд серьезных проблем. Атомные электростанции не выделяют ядовитых газов, но могут создавать немало трудностей, так как это топливо радиоактивно. Оно излучает радиацию, убивающую все . Если радиация попадает в почву или в , это влечет за собой катастрофические последствия.

Аварии ядерных реакторов и выбросы радиоактивных веществ в атмосферу представляют собой большую опасность. Авария на ядерной электростанции в Чернобыле (Украина), случившаяся в 1986 г., повлекла за собой гибель многих людей и заражение огромной территории. Радиоактивные отходы угрожают всему живому в течение тысячелетий. Обычно их хоронят ни дне морей, но нередки и случаи захоронения отходов глубоко под землей.

Другие возобновляемые источники энергии

В будущем люди смогут использовать множество различных естественных источников энергии. Например, в вулканических районах разрабатывается технология использования геотермальной энергии (тепла земных недр). Другим источником энергии является биогаз, образующийся при гниении отходов. Он может применяться для отопления жилищ и нагревания воды. Уже созданы приливные электростанции. Поперек устьев рек (эстуариев) нередко возводят плотины. Особые турбины, приводимые в действие приливами и отливами, вырабатывают электроэнергию.

Как сделать ротор Савония:

Ротор Савония представляет собой механизм, применяемый крестьянами в Азии и Африке для подачи воды при ирригации. Чтобы самим сделать ротор, вам потребуются несколько чертежных кнопок, большая пластмассовая бутылка, крышка, две прокладки, стержень длиной 1 м и толщиной 5 мм и два металлических кольца.

Как это сделать:

1. Чтобы сделать лопасти, обрежьте бутылку сверху и разрежьте ее пополам вдоль.

2. С помощью чертежных кнопок прикрепите половинки бутылки к крышке. Соблюдайте осторожность при обращении с кнопками.

3. Приклейте прокладки к крышке и воткните в нее стержень.

4. Приверните кольца к деревянному основанию и поставьте ваш ротор на ветру. Вставьте стержень в кольца и проверьте вращение ротора. Выбрав оптимальное положение половины бутылки, приклейте их к крышке прочным водоотталкивающим клеем.