Военно-патриотическое воспитание. Военно-патриотическое воспитание подростков

Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи

Филоненко Алексей Алексеевич

учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 6 с. Еленовское

Красногвардейский район Республика Адыгея

Слово «патриот» - греческое, означает земляк, соотечественник, человек, преданный своему Отечеству, служащий его интересам. Патриотизм – чувство любви к своей Родине, к Отечеству, готовность к его защите от врагов. Значит, патриотизм необходим при любой общественно-экономической формации, при любой власти.

Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение.

Есть мнение, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но мы все-таки остановились на утверждении, что, как и всякое социальное явление, патриотизм подлежит воспитанию, и значит, встает вопрос: в каком направлении нам нужно двигаться?

Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма.

На сегодня главная проблема заключается в создании современной системы патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности, чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России.

Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги.

Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у ребят высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, а также на изучение строевой подготовки, основ рукопашного боя, воинских традиций, знакомство со школой выживания, занятия по огневой подготовке. Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.

Спортивно-массовые мероприятия помогают сохранять преемственность поколений и традиций. А в глазах школьников повышается значение воинской службы.

На результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОФП, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и

навыков. Большое воспитательное воздействие на ребят оказывают занятия, так называемые уроки мужества, которые вызывают у ребят неподдельный интерес: разбирается и собирается боевое оружие, экипируется солдат и т.д. Продолжением этих уроков служит военно-спортивная эстафета, в которой принимают участие и девушки. В это мероприятие включаются различные соревнования: ориентирование на местности, преодоление минного поля, передвижение по сильнопересеченной местности, оказание медицинской помощи, разведение костра, и другие конкурсы и игры. Заканчивается соревнование конкурсом военной песни, посвященной Родине, Вооруженным силам.

В период проведения месячника оборонно-массовой работы наши ученики встречаются с участниками Великой Отечественной войны, проживающими в нашем селе, которые рассказывают ребятам, что в жизни есть место подвигу. Кроме классных занятий мы организуем и проводим с учениками экскурсии и походы, которые сами по себе, кроме познавательных задач, решают важнейшую задачу сплочения коллектива и оставляют заметный след в патриотическом воспитании.

Существует много различных форм и методов позитивного воздействия на подрастающее поколения, одной из подобных форм является клуб «Допризывник». В здании администрации Еленовского дома культуры мы своими силами организовали работу тренажерного зала. Он пользуется большой популярностью у допризывной молодежи и ребят, отслуживших в армии. Часть ребят, занимающихся в секции, состоят в казачестве. Его целью является отвлечение молодёжи от пагубных пороков современного мира и воспитание в подростках таких черт характера, которые существенно помогут войти им во взрослую жизнь. Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка: подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности.

Работой нашей секции заинтересовалось казачество. Оно оказало нам помощь и поддержку. Благодаря помощи районного отдела казачества мы смогли расширить круг своей деятельности.

Сегодня при клубе действуют секции по военно-прикладным видам спорта: стрелковая, ориентирование, рукопашного боя, метания ножа, гиревого спорта, общей физической подготовки (занятия на тренажерах). На протяжении 3 лет члены клуба защищают честь района на республиканских и краевых соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, где занимают призовые места.

Клубом «Допризывник» был разработан социальный проект «Делай с нами» для работы с детьми «группы риска». Цель проекта - создание условий для специфической предупредительной деятельности по выявлению негативных личностных свойств у подростков, предупреждению их противоправного поведения и корректировка сложившихся стереотипов, формированию на этой основе качеств личности, способствующих положительному законопослушному поведению.

Ежегодно через клуб «Допризывник» проходит более 30 человек, которые принимают участие в реализации различных проектов.

Выпускники клуба «Допризывник» владеют приемами рукопашного боя, отлично стреляют, метают ножи, владеют туристическими навыками, не имеют вредных привычек, духовно и физически здоровы, достойно выполняют долг перед Родиной в армии.

За последние несколько лет мною была организована работа секции по настольному теннису для детей и подростков на базе сельского дома культуры, для старшего поколения - шахматный кружок. К сожалению, из-за отсутствия нормальных условий и материальной поддержки в настоящее время их деятельность приостановлена. В течение нескольких лет у нас работает кружок «Спортивное ориентирование», где занимаются дети с 1 по 11 класс. Но и тех ребят, кто закончил школу, мы не оставляем в стороне. Ежегодно все желающие участвуют в составе нашей команды во всероссийских соревнованиях «Российский азимут».

Все, чем мы занимаемся, интересно, полезно. Большую поддержку мне оказывают родители членов кружка, ребята постарше. Все тренажеры и оборудование приходится делать своими руками. Хотелось бы, чтобы нашей деятельностью интересовалось больше людей, способных оказать если не помощь, то хотя бы поддержку. Следует отметить, что в этом году младшие ребята стали приходить на секцию с родителями. Взрослым очень понравилось у нас, и они стали заниматься вместе с детьми. Приходят даже целыми семьями. Среди мам уже есть мастера по стрельбе и метению ножа. Не стоит забывать, что взрослые лучший пример для детей, необходимо ежедневно своим поведением, своими поступками и словами способствовать их воспитанию.

В решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так и семья, и учебное заведение. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.

Литература

  1. Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. СПб, 2005. -
  2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев Б.М. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. – Волгоград, 2006 - http://www.vounb.volgograd.ru/CLNVR/library/Kusmarzev/Patrioticheskoe_vospitanie_covremennoi_molodegi.pdf
  3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития//Воспитание школьников. - 2002. -№7. - С, 8-10.
  4. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 405-412.

Сегодня во многих школах практикуется военно-патриотическое воспитание учащихся. Любому государству необходимы физически здоровые, сильные, смелые, мужественные, дисциплинированные и инициативные граждане, которые в случае необходимости встанут на его защиту, даже не задумываясь. Важнейшим элементом воспитания молодежи должно быть формирование патриотических чувств, ведь без этого невозможно гармоничное и полноценное развитие личности.

Именно поэтому военно-патриотическому воспитанию школьников важно уделять особое внимание. В ходе мероприятий, посвященных формированию у младшего поколения чувств, ребята знакомятся с такими понятиями, как гуманизм, нравственность и чувство собственного достоинства. Кроме того, школьники изучают государственный строй своей Родины, структуру правительственных учреждений и аналогичные темы.

В данной статье мы расскажем вам, что именно представляет собой сегодня военно-патриотическое воспитание детей в школе, и в чем заключается его смысл.

Военно-патриотическое воспитание молодежи сегодня

Военно-патриотическое воспитание школьников в большинстве случаев представляет собой следующие мероприятия:

  1. Возложение цветов к братским могилам, посещение различных музеев и экскурсий, встречи с ветеранами, а также проведение различных мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы, например, конкурсов военно-патриотической песни.
  2. Военно-спортивные коллективные игры.
  3. Знакомство учеников с основами допризывной подготовки, различными подразделениями вооруженных сил, особенностями службы в каждом из них и тому подобное. Об этом школьники узнают на уроках ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности или ОВС – основы воинской службы.

Главная цель военно-патриотического воспитания молодежи, безусловно, заключается в формировании патриотизма и чувства и преданности своей Родине. Между тем, нельзя недооценивать и такие функции указанных мероприятий, как подготовка мальчиков к будущей службе в армии, а также повышение выносливости и уровня физической подготовки у девушек и юношей. Также военно-патриотическое воспитание заставляет детей гордиться своей страной и соотечественниками и уважать историю своего государства. Наконец, подобные мероприятия способствуют формированию у молодых членов общества активной гражданской позиции и умения отвечать за свои слова и нести ответственность за свои поступки.


Статьи по теме

Весенние заклинательные песенки традиционно исполнялись для того, чтобы пробудить землю и ускорить наступление тепла. Они представляют собой обрядовые песни, имеющие характер заклинания. Далее расскажем, когда поют весенние заклички и какую роль они играют в жизни современной детворы.

Любящие мамы с удовольствием рассказывают или читают своим детям сказочные истории, так как это позволяет развивать фантазию ребят, учит их добру, честности, взаимопомощи. В этой статье приведем небольшой список повествований, которые нельзя оставить без внимания.

Институт социально-политических исследований

при Администрации Президента Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК

№ 2 (15)

РОЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

(ЗАЩИТА СУВЕРЕНИТЕТА И НЕЗАВИСИМОСТИ –

УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СИЛЬНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА)

(для информационно-пропагандистских групп)

Минск 2005

Введение..…………………………………….……………...

Патриотическое воспитание –

составная часть идеологической работы ……………….…

Роль системы образования и семьи

в военно-патриотическом воспитании ……………...……..

Роль физической культуры и спорта

в воспитании допризывной и призывной молодежи.…….

Культура.

Национальные традиции

и патриотическое воспитание ……………………………...

Христианские нравственные ценности

и патриотическое воспитание ………………………...……

Военно-патриотическое воспитание и БРСМ …….……….

Введение

Современный этап формирования общественного сознания предъявляет все более высокие требования к воспитанию населения страны в духе гражданственности.

Патриотизм необходимо рассматривать не только как важнейшую духовную и социальную ценность общества, но и как составную часть белорусской идеологии.

Юноше, обдумывающему свою будущую жизнь, важно постоянно помнить о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно. Это профессия защитника Родины.

Исторически сложилось так, что белорусскому народу на протяжении многих веков приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками, отстаивать право на свое национальное существование.

Мы вправе гордиться ратной доблестью славных сынов и дочерей нашего Отечества и стремиться к тому, чтобы память об их великих делах и свершениях жила вечно.

За последние десятилетия мир необратимо изменился. Появились принципиально новые угрозы национальной безопасности. Поэтому необходимо понимать масштабы и характер этих изменений, чтобы адекватно ответить на новые цивилизационные вызовы ХХI века.

Вооруженным Силам Республики Беларусь принадлежит особая роль в патриотическом воспитании молодежи. Армейская служба закаляет людей духовно и физически, учит преодолевать тяготы и невзгоды, дорожить честью и достоинством, дружбой и товариществом.

Военно-патриотическое воспитание, особенно в армейской среде, направлено на формирование у молодежи любви к Родине, уважения к ее истории и национальным ценностям, верности долгу и боевым традициям.

Служба в Вооруженных Силах – это школа мужества и гражданской зрелости.

В год 60-летия Великой Победы советского народа над фашизмом военно-патриотическая работа в молодежных трудовых и воинских коллективах приобретает особую актуальность.

Патриотическое воспитание –

составная часть идеологической работы

Сегодня нет нужды доказывать, что успехи в социально-экономической сфере бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологической государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине.

И большинство белорусских граждан это прекрасно понимают. Как видно из социологического опроса, проведенного ИСПИ в декабре 2004 г., большинство из 1 543 респондентов ответили, что для них принципиально важна любовь к тому месту, где прошло их детство (88,9% ответов). Да, так устроен человек, что даже вдали от Родины, в годину тяжких испытаний он вспоминает «синий платочек» любимой, родительский дом, мать у колыбели ребенка. Именно ради тепла родного очага он готов рисковать своей жизнью, защищая Отечество.

Любовь к Родине – общечеловеческая нравственная ценность. Она включает в себя не только чувственное состояние человека, но и его убеждения, взгляды, которые формируются социумом. На это нацелена вся система общественного и семейного воспитания. Воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на личность с целью формирования у нее необходимых жизненно важных ориентиров, установок, стереотипов мышления и поведения. В этом процессе используются наиболее действенные пути и средства педагогического влияния на человека. Арсенал их неисчерпаем. Особое внимание следует обратить на традиции и обычаи, связанные с военно-патриотическим воспитанием. Человек прежде всего должен быть тружеником, созидателем, а если того потребуют обстоятельства, то и – воином, защитником малой (отчего дома) и большой (Беларуси) Родины.

Белорусы никогда ни на кого не нападали, но всегда и при всех невзгодах умели защищать родную землю от иноземцев. В силу этого в их ментальности (умонастроении) прочно удерживается преемственность традиций, обычаев, обрядов.

Традиции создавались веками, становились основой нравственности и образа жизни людей в конкретных исторических условиях. В наши дни прогрессивные традиции имеют исключительно важное значение. Это можно проследить на примере военно-патриотического воспитания подрастающих поколений. Если в семье ценят заслуги дедов и отцов в защите Отечества, заботятся о здоровье и благополучии старших, то это свидетельствует о здоровом морально-психологическом климате в быту.

Известно, что детям, подросткам, юношам и девушкам свойственно объединяться, группироваться вокруг близкой по интересам целевой установки. В этой ситуации на помощь должна прийти государственная система гражданского воспитания, которая с непреложностью предусматривает позитивную историческую преемственность посредством военно-патриотических традиций. Новейшая история Беларуси – яркое тому подтверждение.

Военно-патриотическое воспитание не может вестись кампанейски, от случая к случаю. Это – повседневная системная работа всех субъектов воспитания молодежи. Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны принимать участие не только в осуществлении комплекса мер по материальному и финансовому обеспечению допризывной подготовки юношей, развитию материально-технической базы в музейной и краеведческой, клубной работе, военно-спортивных играх, но и мероприятий идеологического характера. Это личное участие руководителей всех рангов во встречах с учащейся, работающей и воинской молодежью; награждения ценными подарками, медалями и грамотами ветеранов войны и труда; уроки гражданственности, патриотизма и мужества; поддержка опыта обобщения исторического пути поколений, лучших традиций в регионе; изготовление вымпелов, буклетов , звездочек для прикрепления на домах ветеранов войны; издание тематических публицистических материалов, листовок, очерков; организация передвижных выставок, посвященных историческим событиям и прославленным людям; участие в телепередачах, шествиях ветеранов; возложение венков к обелискам и могилам; создание в отдельных школах, средних специальных учебных заведениях, воинских городках опорных центров и пунктов патриотического воспитания молодежи.

Важна и поддержка деятельности БРСМ, пионерских организаций, благотворительных объединений в этом направлении. Принцип: «Никто не забыт, ничто не забыто!» – должен осуществляться на деле. Порой ремонт крыши, заготовка дров, очистка колодца и другие практические бытовые вопросы, решаемые местной властью с помощью молодых людей, приносят значительно большие плоды воспитания, чем красивые слова.

В обязанность представителей идеологической вертикали входит как обеспечение потребности людей в государственной символике, так и разъяснение смыслового содержания гимна, флага, герба Беларуси, суть которого сводится к выражению менталитета белорусского народа: его миролюбия, трудолюбия, доброжелательности.

В патриотическом воспитании очень важны аналогии подвигов старших поколений с подвигами современников.

В Минске установлен памятник Сергею Ивановичу Грицевцу – легендарному летчику, уроженцу Новогрудского района Гродненской области , сыну крестьянина. В совершенстве овладев навыками летного мастерства, Сергей Грицевец отличился в 30-е годы прошлого века в небе Испании, затем в боях на Хасане и Халхин-Голе. Когда в районе последнего был сбит самолет майора Забалуева, отважный летчик неожиданно сделал посадку на территории противника. Прежде чем японские самураи поняли суть происходящего и открыли по нему огонь, Сергей на своем самолете вместе с другом взмыл под облака. Были и другие изумительные подвиги Грицевца, дважды удостоенного в 1939 году звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны эстафету у славного сына Беларуси переняли другие летчики, среди которых Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, трижды удостоенные звания Героя Советского Союза.

Приверженцы здорового образа жизни имеют в своем распоряжении современнейшие спортивные комплексы.

На церемонии открытия уникального Республиканского горнолыжного центра европейского уровня «Силичи» А. Лукашенко отметил, что «это уже третий крупный спортивный объект на Логойщине… Строительство «Силичей» является примером реализации социальной политики государства. Развитие массовой физической культуры, спорта и туризма – важное направление эффективной воспитательной работы среди молодежи, фактор международного авторитета страны. Только благодаря здоровому образу жизни, активным занятиям физической культурой и спортом белорусы могут стать сильной и красивой нацией. Беларусь была и будет спортивной державой!».

Глава государства подчеркнул, что именно физическая культура и спорт способствуют развитию гармоничной личности, прежде всего детей. Привлечение подрастающего поколения к занятиям спортом, физической активности, пропаганда здорового образа жизни – приоритеты руководства государства. Самое главное, отметил Президент, чтобы к физической культуре и спорту приобщались дети. Полноценное питание, здоровый образ жизни и спорт – вот рецепт здоровья и красоты.

Культура.

Национальные традиции

и патриотическое воспитание

Национальная культура – важнейший компонент современной общественной жизни, стратегический духовный ресурс нации. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет идеологическую, образовательную и духовно-нравственную ситуацию в гражданском обществе, магистральные направления развития государства.

Достижения национальной культуры возвышают людей, способствуют росту патриотического сознания, укрепляют имидж Республики Беларусь среди мирового сообщества.

Лучшие черты национального характера и быта – трудолюбие и терпимость, миролюбие и гуманизм, гостеприимство и уважение к другим народам – сформировались через многовековое культурное наследие белорусского этноса.

Сегодня, когда с экрана телевизора и из печатных СМИ практически вытеснены прежние герой-ученый, передовой механизатор, рабочий, доярка, колхозник, космонавт, офицер, воин-патриот, национальная культура призвана защитить нас от того, что олицетворяет собой передовой уровень рыночной «демократии»: насаждение правового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и моральной дезадаптации, пропаганда девиантных форм сексуальности (по существу – морального уродства).

Хотим мы этого или нет, но обратиться к такой философской категории, как «патриотизм», нас заставляют реалии современной жизни.

Закон определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из: права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом; признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама; необходимости содействия достижению взаимного понимания , терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы совести и вероисповедания.

В современной Беларуси, где конфессии переживают свой Ренессанс, христианские традиции призваны выполнять в обществе функции гармонизирующего и стабилизирующего фактора, способствующего сохранению сложившегося социального порядка.

Христианский идейный потенциал гуманистического подвижничества стимулирует не столько уход от мира во имя собственного спасения, сколько обращение к высшим примерам морального самоотвержения, служения Родине. История христианства явила обществу идеалы милосердия и преданности и в образах белорусских святых-мучеников, просветителей, деятелей церкви (в Белорусской Православной Церкви – например, преп. Евфросиния Полоцкая, Кирилл, епископ Туровский, святые виленские мученики и др.; в Белорусском Костеле – св. Казимир, св. Андрей Боболя и др.), на которые ориентируются белорусские христиане в своих отношениях к человеку и обществу.

Особую психологическую роль приобретает религия во время войны, когда необходимость самопожертвования во имя защиты родных и близких людей, своего Отечества сочетается со свойственным человеку страхом смерти.

Христианская традиция содержит ряд положений, мобилизующих воина на ратный подвиг во имя Родины. Это – преодоление страха смерти в бою верой в бессмертие души, в Божий промысел и в правое дело; понимание того, что сопротивление злу силой и оружием не является грехом всюду, где оно объективно необходимо, или где оно оказывается единственным, или наименее неправедным исходом. Защита Отечества для наших предков-христиан всегда считалась священным долгом. В связи с этим библейская заповедь «Не убий» трактовалась следующим образом: «Шестою заповедью Бог запрещает: отнимать у людей жизнь насилием или хитростью и всяким образом нарушать безопасность и спокойствие ближнего, и поэтому этой заповедью запрещаются также ссоры, гнев, ненависть, зависть, жестокость. Но против шестой заповеди не грешит тот, кто убивает неприятеля на войне, потому что войной мы защищаем Веру, Государя и Отечество наше. Справедливую войну сам Бог благословляет, поэтому и именуется Господом воинств. Военная служба есть прямое исполнение заповеди Господней: нет больше той любви, как «положить душу свою за други своя» (из «Краткого молитвенника для православных воинов». М., 1915) .

В основанной на христианских нормах патриотической традиции белорусов сложился тот потенциал, который помог нашему народу консолидироваться, выживать и побеждать врага в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Учитывая высочайшую мобилизующую роль религии, во время Великой Отечественной войны отношения Советского государства, избравшего атеизм в качестве государственной идеологии, к религиозным организациям значительно трансформировались. Были легализованы государственно-церковные отношения. В 1943–1944 гг. были созданы Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов, возобновил свою деятельность Московский Патриархат Русской Православной Церкви, начали выходить на свободу репрессированные ранее архиереи и начал издаваться журнал Московской Патриархии.

Сегодня можно утверждать, что в Республике Беларусь произошло полное восстановление исторически сложившейся конфессиональной структуры, где наибольшую часть по количеству верующих составляют православные христиане. Христианские традиции оказывают большое влияние на многие стороны жизни белорусского общества. Хотя это влияние проявляется сильнее всего в духовной сфере, общественном и семейном быту, оно заметно сказывается и на многих аспектах материальной культуры, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации, оказывает существенное влияние на формирование патриотического сознания.

С созданием независимого государства Республики Беларусь оформилось принципиально новое конфессиональное образование, соответствующее статусу этого государства – Белорусская Православная Церковь. Активно идут и процессы становления Белорусского Костела. Происходит возрождение духовных традиций, в том числе и традиций военно-патриотических. Подтверждением этому является ряд договоров, заключенных белорусским государством с Белорусской Православной Церковью, в том числе договор между Министерством обороны Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, направленный на военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание военнослужащих и социально-психологическую работу Церкви в армии.

По оценке современных православных авторов, политический смысл существования армии, основанной на христианских принципах, заключается в борьбе за правое дело, в предотвращении войн, в способности к самообороне, в утверждении прочного мира, в противодействии насилию. Армия призвана пресекать зло, эффективно сдерживать любых потенциальных агрессоров (внешних и внутренних), убедительно демонстрировать на практике действенность известного библейского изречения «Поднявший меч от меча и погибнет» и тем самым способствовать устойчивому развитию сильного и эффективного государства.

В белорусской армии, безусловно, служат представители не только православной конфессии. Так, на защитах рубежей нашей страны только в 2004 году десятки пограничников католического вероисповедания проявили лучшие христианские качества – доблесть, отвагу и мужество. Честно выполняют свои обязанности на службе Родине представители других конфессий. Белорусское государство проявляет открытость и готово к сотрудничеству в деле патриотического воспитания со всеми исторически распространенными в нашей стране конфессиями.

Взвешенная позиция государства, поиски компромиссов на пути создания гармоничного общества способствуют тому, что в настоящий период государственная идеология включает в себя и общехристианские ценности. В белорусской культуре заложены уникальные возможности для привлечения потенциала христианских конфессий к сотрудничеству в деле воспитания патриотизма. Прежде всего, это сложившийся на белорусских землях культ чудотворных икон, равно почитаемых как православными, так и католиками. Образы Божией Матери Жировичской, Белыничской, Виленской, Ченстоховской и других веками вдохновляли на подвиг поколения наших предков. Использование христианских ценностей важно сегодня не только для восприятия традиций предков, но и для духовной консолидации общества, укрепления патриотических чувств у подрастающих поколений.

Военно-патриотическое воспитание и БРСМ

Одними из основных направлений деятельности Белорусского республиканского союза молодежи являются пропаганда здорового образа жизни, воспитание у молодого поколения активной гражданской позиции, военно-патриотическое воспитание молодежи.

Территориальными организациями БРСМ активно реализуется программа «Олимп» по пропаганде здорового образа жизни, оздоровления и туризма молодежи, в рамках которой в июле 2004 года был организован первый республиканский фестиваль здорового образа жизни «Олимпия», собравший около 1000 человек и посвященный 60-летию освобождения Беларуси.

Под патронажем БРСМ создан 101 клуб патриотическо-спортивной и туристической направленности. Ведется работа по приобщению молодежи к белорусской культуре, национальным традициям.

В ознаменование 60-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне Белорусским республиканским союзом молодежи и Республиканским советом Белорусского общественного объединения ветеранов принят совместный план по подготовке, участию и проведению торжественных мероприятий.

Работники БРСМ принимают участие в работе Белорусского общественного объединения ветеранов, организуются совместные выступления в средствах массовой информации . Совместно с Министерством образования, Министерством обороны, Белорусским республиканским объединением ветеранов проведена встреча учащейся молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Определенная работа ведется по развитию молодежного, социально ориентированного туризма. В 2004 году организовывались поездки школьников по местам боевой славы (мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой», мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы» и т. д.).

Белорусский республиканский союз молодежи реализует ряд проектов, направленных на героико-патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи. Активисты организации проводят и принимают участие в мероприятиях Вахты памяти, благотворительных акциях «Молодежь – ветеранам», тематических встречах с ветеранами войны и труда, акции «Счастливой службы, солдат», походах по местам боевой славы, краеведческой работе, конкурсах и викторинах, военно-патриотической игре «Зарница», фестивалях патриотической песни.

БРСМ активно участвует в благоустройстве памятников, захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, благоустройстве, озеленении городов и сел под лозунгами «Память о павших храним мы в сердцах», «Поделись теплом души своей». Всего за организациями БРСМ закреплен 3 101 мемориал и памятник воинской славы.

Реализуется перспективный план двустороннего сотрудничества между Министерством обороны и ОО «БРСМ». На 5 января 2005 года в Вооруженных Силах Республики Беларусь создано 152 первичные организации, которые насчитывают 4 565 человек.

В рамках двусторонних планов сотрудничества разработан проект Положения о Вахтах памяти по увековечению защитников Отечества и жертв войн. По всей республике работники организационных структур ОО «БРСМ» участвуют в торжественных отправках призывников в ряды Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Белорусский республиканский союз молодежи активно сотрудничает с Министерством внутренних дел, с которым разработан перспективный план двустороннего сотрудничества. На 5 января 2005 года в органах и подразделениях внутренних дел создано 236 первичных организаций, которые насчитывают 4 920 человек. Активной является работа с внутренними войсками МВД. На 5 января 2005 года во внутренних войсках МВД создано 48 первичных организаций, которые насчитывают 1 476 человек.

Белорусский республиканский союз молодежи издает информационно-методические вестники, сборники по вопросам спорта, оздоровления и туризма, патриотического воспитания молодежи. Деятельность Белорусского республиканского союза молодежи по организации и проведению спортивно-оздоровительных, туристических, патриотических мероприятий постоянно освещается средствами массовой информации.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ

А.Г. Соломатина, преподаватель физической культуры,

Россия, Тула, ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум», [email protected]

Традиции военно-патриотического воспитания молодежи в ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» (из опыта работы).

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, физическая и психологическая подготовка, студенты, военно-спортивные игры, соревнования, служба в рядах Вооружённых Сил.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства как важнейших факторов формирования патриотизма. Существенно обострился национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи также характеризуется рядом негативных факторов. К доминирующим из них можно отнести следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников, слабая система подготовки к службе в армии, недостаточные объёмы спортивной подготовки, отсутствие единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, недостаточное развитие военно-прикладных и технических видов спорта.

Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого поколения продолжает оставаться слабый уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, связанный с отсутствием осознанной мотивации, а также - слабая материально-техническая база патриотического воспитания. Прежде всего, недостаточное финансирование на региональном и муниципальном уровне; патриотическая тематика должна быть больше представлена в средствах массовой информации (СМИ).

У военно-патриотического воспитания совершенно особая функция, отличающая его от других сфер воспитательной работы: подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отчизны - к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную борьбу за сохранение мира.

Критериями военно-патриотического воспитания являются: наличие у студентов знаний, навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной; высокая дисциплинированность, непосредственная военно-патриотическая деятельность как фактор формирования готовности к защите отечества; самовоспитание как показатель активного, сознательного отношения молодых людей к своему воинскому долгу.

Несмотря на то, что в 2015г. в Министерстве обороны РФ констатировали «тенденцию к снижению количества граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу основная масса студентов первого курса нашего техникума, после проведённого социологического опроса, хотела бы найти способ избежать воинскую «повинность».

Констатировал, что уровень физической подготовки в Вооруженных силах РФ остается недостаточным. Причинами в первую очередь он назвал слабое физическое развитие призывников и морально устаревшую инфраструктуру для занятий спортом.

Анализируя проведённое тестирование уровня подготовленности студентов-первокурсников техникума, следует сделать вывод о том, что физическая готовность молодого пополнения Вооружённых Сил ухудшилась. В целом 30-40% призывников имеет низкий уровень профессионально значимых физических качеств, военно-прикладных двигательных умений и навыков. Если скоростно-силовые качества молодых людей находятся на должном уровне, то силовые качества не развиты у 25 %, а выносливость у 60 % студентов. Наблюдается устойчивая тенденция поступления в войска нового пополнения с ослабленным здоровьем, низким уровнем физической подготовленности.

Актуальность военно-патриотического воспитания молодежи в образовательном учреждении повышается, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий, в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

В Тульском государственном коммунально-строительном техникуме сложились свои традиции, которые ежегодно поддерживаются. Военно-патриотическая работа ведется по трем основным направлениям.

1 Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил:

  • мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (участие в митингах, парадах, памятных мероприятиях);
  • проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами боевых действий;
  • празднование памятных дат, проведение конкурсов, просмотров видеофильмов, презентаций;
  • сообщения о героических событиях отечественной истории, выдающихся достижениях в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

2 Участие в военно-спортивных играх и соревнованиях:

  • турниры по пейнтболу;
  • Открытая военно-спортивная игра «Победа»;
  • Областная военно-спортивная игра «Защитник Отечества»;
  • военно-тактическая игра «Марш-бросок»;
  • проведение строевого смотра и военно-патриотической песни;
  • турниры по стрелковому спорту;
  • Спартакиада юношей допризывного возраста;
  • соревнования по туризму.

3 Развитие социального партнёрства.

Работа по данному направлению осуществляется через расширение и развитие культурных, образовательных, спортивных связей с различными учреждениями, участие специалистов силовых структур в проведении досуговых мероприятий, военно-полевых сборов и соревнований. В г. Туле в апреле 2015 года был создан клуб «Русич» , его основная цель военно-патриотическое, спортивное воспитание молодого поколения, подготовка к службе в армии. На базе клуба проходит теоретическая, физическая и психологическая подготовка молодых людей к службе в армии в 106 гвардейской Краснознаменной воздушно-десантной Ордена Кутузова II степени дивизии и других родах войск, соединений, силовых структур РФ, высших учебных заведениях Министерства обороны РФ. Шесть наших студентов прошли начальную военную подготовку в этом клубе и получили дипломы.

Главной формой военно-патриотического воспитания является участие в военно-спортивных играх и соревнованиях.

В настоящее время среди подростков наблюдается повышение интереса к всевозможным играм, спортивным состязаниям, связанным с некими экстремальными переживаниями. Это явление связанно с тем, что урбанизация общества и стремительный технический прогресс настолько окружили человека комфортом и всевозможными благами цивилизации, что привело к утрачиванию остроты эмоциональных переживаний, появлению гиподинамии.

Военно-спортивные игры служат мощным защитным инструментом от «идеалов» улицы, передачи подросткам положительного социального опыта, нравственного и физического совершенствования и формирования патриотического сознания.

Романтика подвига на поле боя во имя защиты любимой Отчизны всегда волновала и будет волновать юношеские сердца. Удовлетворить их тягу к военным знаниям, дать правильное представление о некоторых сторонах походно-боевой жизни, воспитать выносливость, солдатскую находчивость, решительность и смелость – таково назначение военно-спортивной игры.

Игра приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре, – писал А.С. Макаренко, – таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Основными мотивами, порождающими у студентов интерес к военно-спортивным играм, являются следующие: во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы и возможности, проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться; во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, защите своего Отечества.

Уроки, усвоенные на военно-спортивном поприще, помогают не только в подготовке к военной службе, но и в жизни, реализуя принцип - «рассчитывать на самого себя». С уверенностью утверждаю, что студенты – участники военно-спортивных игр к службе в рядах Вооружённых сил готовы и физически и психологически. Для них служба, это – долг и перед Родиной и перед теми людьми, которые жертвовали жизнью на протяжении всей истории, для того, чтобы мы все сейчас жили.

Список литературы

1 Бондарь Н. Г. Психологическая готовность юношей к службе в вооруженных илах Российской Федерации / Психологический журнал, 2010. – №4

2 Большакова Т.В., Кривцова С.В. Особенности социально-психологической адаптации призывников / Личность в современных исследованиях, выпуск 10: сб. науч. тр. / Рязанский гос. Мед. Ун-т. Рязань, 2012.

3 Военно-патриотическое воспитание молодёжи (Проблемы и опыт): сборник / сост. Ю. И. Дерюгин. – М.: Патриот, 2011. – 210 с.

4 Соловьев В. А., Мясников В.Р. Армейский призыв свалился в штопор./ Независимое военное обозрение. 2012. 21 апр.

5 Сорокин М.А. Кому доверяем защиту Отечества. Сегодняшние призывники / Социологические исследования. – 2012. – № 2.


Одним из приоритетных направлений военно-патриотического воспитания является значительное улучшение допризывной подготовки молодежи, совершенствование учебно-материальной базы .
Военно-патриотическое воспитание будущего защитника начинается в школе. Оно требует стройной, научно-обоснованной системы, активной целенаправленной работы педколлектива, учитывающей существенные изменения в военном деле, в способах ведения вооруженной борьбы, в общественно-политическом строе, сроке и характере службы, в отношениях общества к выполнению воинского долга, в международном и внутригосударственном военно-политическом положении, а также уровня общеобразовательной подготовки юношей допризывного и призывного возрастов.

В недалеком прошлом проблему военно-патриотического воспитания молодежи брала на себя компартия страны и через молодежные комсомольские организации регулярно осуществляла руководство патриотическим и интернациональным воспитанием юношей и девушек.
С развитием плюрализма и ликвидацией одного из военно-политических блоков - Варшавского договора - политические партии и общественные организации уменьшили внимание к военно-патриотическому воспитанию населения, особенно молодежи.

Средства массовой информации «вешали» российскому патриотизму самые унизительные ярлыки, давали грубые клички: от шовинизма до фашизма, от расизма до «черной сотни», от антисемитизма до нацизма, от «имперского мышления» до национальной ограниченности и т.д. Вместе с тем молодежь как основной объект военно-патриотического воспитания нуждается в помощи.

Является той областью деятельности, которая формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества.
Военно-патриотическое воспитание молодежи имеет четыре основных направления:

  • идейно-политическое;
  • морально-психологическое;
  • физическое воспитание;
  • военно-техническая подготовка.

Российский патриотизм и интернационализм невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Сегодня сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы , на основании которой следует вести целенаправленную работу по формированию у молодежи любви и преданности Родине, чувства уважения к ратному труду, воинской службе, к героическим традициям российского народа и его Вооруженных Сил.

Военно-патриотическое воспитание - сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от уровня школьных классов (начальные, средние, старшие). Какие из форм наиболее интересны для ребят, увлекают, «прижились»? Из опыта работы гимназии, по военно-патриотическому воспитанию следует, что там, где администрация учебного заведения заблаговременно планирует эту работу, включая весь педагогический коллектив, родительский и ученический актив в зависимости от периода года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы, эти мероприятия военно-патриотического содержания проходят интересно, увлекательно, полезно.

К таким мероприятиям в урочное время можно отнести следующие:

  • уроки мужества, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, воинами Вооруженных Сил РФ;
  • занятия по строевой, огневой, тактической подготовке на уроках с юношами и девушками 9-11 классов и на учебных сборах с юношами 10 -х классов;
  • организация военно-спортивных соревнований с юношами на учебных сборах;
  • планирование и проведение военно-патриотической работы во время прохождения учебных сборов с юношами 10-х классов;
  • спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта (стрельба, кросс, метание гранат, силовые единоборства, тяжелая атлетика и т.д.);
  • изучение текста военной присяги, знаков различия, формы одежды, воинских званий с акцентом на историю их возникновения, изменения в связи с историческими реформами Вооруженных Сил;
  • изучение наград, почетных званий, степеней отличия, истории их зарождения;
  • изучение типов боевой техники и оружия, истории их создания, модификационных изменений и их преимущественных отличий от зарубежных аналогов;
  • изучение правил обращения с оружием, порядка разборки, сборки, хранения и ухода за ним;
  • организация встреч с выпускниками посвятившими себя служению Отечеству;
  • изучение биографий и подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны;
  • изучение воинских и патриотических ритуалов и их значения для военной службы;
  • обсуждение произведений литературы и искусства на патриотическую тему,
  • просмотр тематических передач на телеканале «Звезда» с последующим обсуждением;
  • написание сочинений, посвященное ратному подвигу земляка;
  • краткая информация о выходе нового военного законодательства;
  • конкурс рисунка ко Дню защитника Отечества или ко Дню Победы, Дню освобождения города (села) от захватчиков;
  • краткая информация или беседа о военно-политическом положении в мире и стране;
  • краткое сообщение о целях, сроках и порядке первоначальной постановки юношей на воинский учет, профориентационная работа военной направленности с юношами и девушками (рассказ о военных учебных пунктах при гражданских высших учебных заведениях и правилах приема в военные институты).

Во многом этой работе способствует наличие у нас в Краснодарском крае региональной программы курса ОБЖ для учащихся 9-11 классов (автор Ю.Я. Леонтьев). В отличие от федеральных программ (авторы: А.Т. Смирнова «Просвещение», В.В. Маркова и В.Н. Латчук «Дрофа»), в региональной программе преподавание раздела «Основы военной службы начинается уже с 9 класса, это позволяет получить необходимые знания и навыки в строевой, тактической, огневой подготовке выпускниками средней школы, а для обучающихся в 10-11 классах предусмотрено преподавание этого раздела с увеличением количества часов до 52. Это способствует военно-патриотическому воспитанию юношей и девушек и более полной подготовке юношей к военной службе.

При проведении занятий по тактической подготовке изучаются способы и приемы ведения боя в горах, лесу, городских условиях, изучаются операции проводимые антитеррористическими группами «Альфа», «Вымпел» по материалам открытых публикаций. При изучении используются современные технологии и возможности интернета. Учащиеся создают сайты в сетях: «Последний звонок Беслана», «Норд-Ост», «Внимание террор». Учащиеся старших классов, после просмотра фильма об агрессии Грузии против Южной Осетии, горячо обсуждали и одобряли военную помощь России народу Осетии, чтили память российских миротворцев погибших при исполнении воинского долга.

Неравнодушие к ратным подвигам ветеранов и нынешних воинов, черта прививаемая в повседневной учебе и внешкольной работе. Учащиеся выступают с сообщениями об интересных фактах биографии земляков героев, были и интересные случаи в их изысканиях. Например, с интересными фактами из биографии Героя России Звягинцева А.Н. Его имя, наряду с именами Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена «Славы», начертано на мемориальной доске на площади перед администрацией города Сочи, наш земляк офицер, водолаз-спасатель, удостоен этого высокого звания за мужество и героизм при проведении спасательной операции АПЛ «Курск». Выяснилось, что в школьные годы он увлеченно занимался спортом, играл в волейбол, неоднократно выступал на соревнованиях в составе сборной города Сочи. Член сборной России по волейболу, чемпион Всесоюзной спартакиады школьников, кандидат в мастера спорта, он неоднократно подчеркивал, что спорт ему очень помогал и помогает в службе.

Или еще: в одной из телевизионных передач на телеканале «Звезда», посвященному первым применениям установок залпового огня «Град», рассказывалось о вооруженном конфликте между СССР и КНР на острове Даманский и о мужестве советских воинов пограничной заставы им. И.И. Стрельникова. Я попросил учащихся 9-10-х классов, увлекающихся военной тематикой, подготовить сообщение об установках залпового огня и событиях вокруг спорной территории о. Даманский. Учащиеся не только собрали материал, но и обратили внимание на то, что один из награжденных пограничников, Бубенин Виталий Дмитриевич - Герой Советского Союза, проживает в г.Сочи в Красной Поляне (месте строительства олимпийского комплекса зимней олимпиаде 2014 года). Он в марте 1969 пришел на помощь пограничникам заставы И.И. Стрельникова. Будучи раненым и контуженным продолжал руководить боем до подхода основных сил.

Такие случаи более полного подхода к решению поставленной задачи характерны для учащихся, увлеченных военной тематикой, их сообщения всегда интересны и выслушиваются с особым вниманием и уважением к их работе. Конечно не все учащиеся так усердно подходят к данному виду деятельности, лучше, как правило, c этим справляются дети военнослужащих, «стреляльшики» - любители компьютерных игр, кстати они неплохо разбираются в оружии и боевой технике, играют под флагом России и берут в «бой» наше оружие, они имеют наиболее «продвинутые» знания не только о боевой технике и оружии, но и разбираются в тактике ведения боя и стратегии. Увлеченно спорят с другими и со знанием дела отстаивают свою точку зрения с конкретными аргументами; часто среди них нахожу желающих участвовать в олимпиадах по ОБЖ. В 2011 году на муниципальном этапе олимпиады по ОБЖ четверо учеников стали призерами: один 9-классник ("cтреляльщик"), двое из 10 -х классов и еще один из 11 класса. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику и в этой кропотливой работе.

Во внеурочное время можно проводить следующие мероприятия:

  • поисковая и исследовательская работа;
  • турпоходы и экскурсии (тематические); походы по местам боевой славы;
  • вахты памяти, недели славы;
  • посещение и поздравление, помощь ветеранам, «экспедиция милосердия»;
  • тематические вечера по случаю праздников видов Вооруженных Сил, Дней воинской Славы России;
  • День защитника Отечества, День Победы;
  • организация и посещение клуба будущего воина «Десантник», «Гренадер»;
  • олимпиады по ОБЖ;
  • военно-спортивные кружки;
  • посещение воинской части, совместные вечера «А ну-ка, парни!»;
  • шефство над могилами, памятниками, памятными досками, установленными в честь погибших защитников Отечества;
  • посадка деревьев на аллеях памяти погибшим землякам или защитникам села, города;
  • работа экспедиции «Летопись Великой Отечественной»;
  • викторина на тему: «Земляк, герой, патриот»;
  • смотры строя и песни;
  • несение почетного караула у монументов, памятников воинской славы;
  • совместные с РОСТО (ДОСААФ) мероприятия военно-патриотической направленности;
  • стрелковые соревнования;
  • оформление и работа в зале (комнате) боевой и трудовой славы;
  • конкурс (примерный): «Гражданином быть обязан»;
  • военно-профориентационная работа с юношами и их родителями;
  • шефство над инвалидами войны и труда;
  • школьные конкурсы-смотры военно-патриотической работы;
  • проведение месячника оборонно-массовой работы;
  • проведение акции «Георгиевская ленточка»;
  • проведение спортивных соревнований с допризывной молодежью по военно-прикладным видам спорта. (Спартакиада допризывной молодежи посвященная Дню Победы, легкоатлетический кросс в честь Дня призывника, проверка по физической подготовке допризывной молодежи, соревнования по гиревому спорту).

Эти обязательные соревнования проводятся в нашем регионе в ОУ и на районном, муниципальном, зональном и краевом уровнях, - все это связано с подготовкой юношей к военной службе.

Трудно переоценить значение планирования военно-патриотической работы. Перед началом учебного года я, совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, с председателем Совета старшеклассников, составляем проект плана работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Вносим в проект уже наработанные мероприятия (месячник оборонно-массовой и спортивной работы, военно-шефская работа, проведение вахты Памяти) и обязательно учитываем календарь знаменательных дат. Это, к примеру, юбилеи Дней воинской Славы России - 300-летие первой победы русского флота у мыса Гангут, 100-летие ВВС и т.д. Обязательно рассчитываем возможности Совета старшеклассников по проведению того или иного мероприятия, их активное участие в военно-патриотической работе имеет большое значение, юноши и девушки четко знают интересы сверстников. Не обойтись и без участия классных руководителей и мудрого слова директора. Конечно, план не догма, поэтому в работу вносятся коррективы, и это нормально.

Особое внимани е при проведении спортивных соревнований по военно-прикладным видам уделяю проведению Спартакиады допризывной молодежи как итоговой работе за годы учебы. Успеху на этих соревнованиях во многом способствует военно-патриотическая работа, позволяющая сплотить команду для достижения высоких результатов. Обязательное условие - комплексный и индивидуальный подход к формированию и подготовке команды. Обязательно проводить ротацию спортсменов с проведением обмена опытом участия в соревнованиях старших товарищей. Это наиболее характерно для сборной команды и тут без помощи учителей физкультуры не обойтись. Дело в том, что десять человек должны показать результат в пяти номинациях, по два участника в одном виде (подтягивание, стрельба, разборка-сборка АК, бросок гранаты на дальность, челночный бег) и командное прохождение с песней, торжественным маршем, и комбинированная эстафета. В отдельных видах набрать участников команды по видам не особенно сложно, а вот состыковать это со строевой подготовкой и прохождением с песней - большая проблема. Тут приходит на помощь подготовка и проведение смотра песни и строя, который предшествует спартакиаде.

Строй сплачивает коллектив способствует согласованности действий, взаимопониманию. Стимулирующий фактор смотра - предоставление права нести почетный караул в День Победы у мемориалов памяти.
Подбор однообразной формы одежды, эмблем, умение отвечать на приветствие, сдавать рапорт, выполнять повороты на месте и в движении, движение походным и строевым шагом, все это дисциплинирует, как весь коллектив, так и отдельных учащихся и в будущем помогает в военной службе.

К формированию группы учащихся для несения почетного караула (парадной группы) необходим определенный подход. Туда включаются не только победители смотра строя, а и учащиеся из других классов, показавшие хорошие навыки в строевой подготовке независимо от учебной параллели. Учащиеся старших классов составляют основу почетного караула, а младшие выполняют роль дублеров, это не означает, что они только тренируются, они тоже несут караул, но меньшее время. В процессе тренировок и подготовки к выполнению почетной обязанности, учащиеся изучают историю «Вахты памяти», традиции, устройство автомата, правила обращения с оружием.

Значительное время уделяется отработке элементов строевой выправке и подтянутости, четкости и слаженности выполнения элементов ритуала одиночно, в паре и четверке. Ученики гордятся этим высоким доверием и не без гордости подчеркивают, что стоят в почетном карауле и их показывают в новостях по ТВ.

Как одной из форм военно-патриотической работы является ежегодное участие учащихся в проведении вечеров Памяти воинам афганцам-десантникам, которые организует и проводит «Центр военно-патриотической и допризывной подготовки молодежи». Там звучат песни афганской поры, выступают участники боевых действий с рассказами о мужестве и отваге советских воинов, просто о жизни на войне, патриотизме и интернационализме воинов выполнивших свой воинский долг. Звучат имена воинов занесенных в книгу памяти, в их честь и память о них зажигают свечи, звучит реквием. Важным атрибутом этих встреч является присутствие флагов России, Краснодарского края, Воздушно - десантных войск, звучание гимнов России и Кубани.

Ученики гимназии в центре ВП и ДПМ «Десантник» участвуют не только в военно-патриотической работе, но и готовят себя к военной службе, горной подготовка, занятиям армейским рукопашным боем, стрельбе, - вот далеко не полный перечень предметов. Осваивать эти премудрости армейской жизни (воспитывать силу, ловкость, терпение) им помогает пример воинов-афганцев и других мужественных людей.

Работа по военно-патриотическому воспитанию является неотъемлемой частью обязательной подготовки юношей к военной службе и от ее проведения зависит, каким будущий воин придет на службу Отечеству в той или иной области службы.

Военно-патриотическая работа по воспитанию молодежи может проводиться при подготовке и проведению спортивных мероприятий.
Так выглядит сценарий открытия зональных соревнований по гиревому спорту среди допризывной молодежи с акцентом на военно-патриотическом воспитании (опускаем место и время).

Судья-информатор: «К торжественному маршу, в колонну по два шагом марш».
Звучит торжественный марш
Судья-информатор (на фоне марша при выходе участников):

Приветствуем команду Апшеронского района: их земляки в годы войны мужественно выполняли свой долг перед Родиной - трое удостоены звания «ГСС» и двое стали полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ», среди них Славянский Иван Павлович - командир батальона, удостоенный высокого звания за мужество и героизм, проявленные при форсировании Вислы.

Приветствуем команду г. Белореченска: трое земляков в годы войны удостоены звания «ГСС» и двое стали полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ», среди них Голенев Степан Трофимович,принимавший участие в обороне г.Туапсе и г.Новороссийска и удостоенный звания «ГСС» за мужество в боях на « Малой Земле».

Команда г. Геленджик впервые принимает участие в наших зональных соревнованиях - мы знаем о подвиге их земляка, летчика транспортной авиации Шульженко Леонида Владимировича, звание ГСС ему было присвоено за умелое выполнение спец. Задания Правительства в 1949г. пожелаем и команде успешного выступления на нашей земле.

Приветствуем команды Динского района и профессионального училища №63. Команда Динского района - фаворит соревнований, уже дважды становилась победителем в зональных и краевых фестивалях по гиревому спорту. Четверо их земляков в годы войны стали «ГСС» и 3 человека полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ». Ковалев Федот Иванович - артиллерист противотанкового орудия, прошел всю войну и в боях за освобождение Польши и Чехословакии проявил мужество и героизм.

Западный Округ г. Краснодара представил свою команду гиревиков, сильные ребята они знают о 26 ГСС - Краснодарцах и чтят их память, среди них братья Игнатовы, партизаны-разведчики, в их честь названы улица в г. Краснодаре и школа в г. Геленджик.

Выходит команда Усть-Лабинского района, их земляк, Ободовский Василий Георгиевич проявил мужество и героизм при форсировании Днепра, пожелаем и мы команде стойкости на пути к победе.

Замыкает торжественную церемонию открытия команда г. Сочи и профессионального лицея №19 - финалист зональных соревнований прошлого года. Спорт давно и прочно прописался на Сочинской земле, он всегда помогал в трудные минуты. Герой России - Звягинцев Андрей Николаевич, водолаз-спасатель, удостоен этого звания за мужество проявленные при подъеме «АПЛ» КУРСК, в школьные годы был победителем спартакиады школьников СССР по баскетболу, успешно представляя г. Сочи.

Судья-информатор: «Мужество и сила, ловкость и бесстрашие - эти качества необходимы для службы в армии и они присущи воспитанникам военно-спортивного клуба «Гренадер» Сочинского городского центра внешкольной работы. Руководитель клуба - Касьянов Сергей Анатольевич, педагог дополнительного образования.
Звучит музыка. Начинаются показательные выступление по рукопашному бою воспитанников клуба.

Судья-информатор (после выступления):
«Право поднять флаг России, флаг соревнований предоставляется капитану команды Динского района как команды-победительницы прошлогоднего фестиваля по гиревому спорту. Парад, смирно! Равнение на флаг»
Звучит гимн России.

Список использованной литературы

Закон Р.Ф. «О дня воинской Cлавы России»;
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»;
Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010, на 2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795), опирающихся на Концепцию патриотического воспитания граждан РФ 2003 года, а также программы «Военно-патриотического воспитания: 3 я пятилетка»